Libmonster ID: RU-14823
Автор(ы) публикации: Н. М. Травкина

Рассмотрение и утверждение американским конгрессом проекта военного бюджета на очередной финансовый год 1 представляет в США важное политическое мероприятие. В ходе его рельефно проявляется деятельность внутриполитического механизма милитаризации страны. Дискуссии и принятые законодательной властью решения по военному бюджету позволяют судить о расстановке сил в американских правящих кругах по вопросам военной политики.

Официальный бюджетный процесс в США состоит из трех этапов 2 . На первом осуществляется разработка проекта федерального бюджета в органах исполнительной власти. Для него характерно обострение конкуренции среди исполнительных ведомств за более адекватное отражение в бюджетном документе представляемых ими интересов. Особую активность с целью урвать большую долю пирога проявляет Пентагон, отстаивающей интересы военно- промышленного комплекса. Этот этап завершается представлением президентом конгрессу в январе-феврале каждого года проекта бюджета. Проект представляет собой документ, в котором в цифрах сформулированы основные принципы социально-экономической деятельности американского правительства. Он отражает приоритетность задач правящего класса США, как их понимает администрация.

Вторая стадия - это обсуждение бюджетного документа в органах законодательной власти. В силу специфики роли представительного органа власти в политической системе США, обусловленной порядком его формирования, структурой принятия решений, он отражает более широкий спектр интересов американского общества, чем исполнительная власть. Это является основой возникновения временных разногласий между президентом и конгрессом, верой и правдой служащих господствующему классу. В ходе законодательного бюджетного процесса уточняются приоритеты, корректируются программы президента с учетом многополярности интересов американских деловых кругов. Этой цели и призван служить многоступенчатый процесс принятия решений в конгрессе. Бюджетные комитеты палат на основе предварительных оценок военных программ, представленных соответствующими комитетами, разрабатывают проекты первой и второй бюджетных резолюций, которые принимаются палатой представителей и сенатом в мае и в сентябре. Резолюции устанавливают объемы доходов и расходов по всем


1 Финансовый год в США начинается 1 октября.

2 Подробно о бюджетном процессе в США см.: Катасонов Ю. В. Бюджетная реформа, ее экономический и политический смысл. - США - экономика, политика, идеология, 1977, N 4. О финансировании военных программ США см.: Святов Г. И. О политике США в области строительства вооруженных сил и ограничения вооружений. - Вопросы истории, 1978, N 2.

стр. 67


категориям правительственной деятельности и служат ориентирами для законодательных и ассигнующих комитетов. Законодательные комитеты, в данном случае комитеты по делам вооруженных сил, рассматривают программы военного строительства и определяют предельные уровни средств, которые могут быть на них израсходованы. Эти цифры включаются в законопроекты по санкционированию, которые затем принимаются обеими палатами. В свою очередь, комитеты по ассигнованиям определяют средства, которые следует выделить в данном финансовом году на каждую военную программу. Законопроекты (билли) по военным ассигнованиям также одобряются палатами. Принятием санкционирующих и ассигнующих биллей заканчивается законодательная стадия бюджетного процесса.

В период разработки бюджетных законопроектов комитеты конгресса подвергаются усиленной обработке различных заинтересованных в выделении средств на те или иные программы групп. На эту, ставшую типичной для американского законодательного процесса черту указывал еще В. И. Ленин. Характеризуя буржуазный парламентаризм, он писал: "Буржуазия в старых парламентских странах великолепно научилась лицемерить и тысячами приемов надувать народ, выдавая буржуазный парламентаризм за "демократию вообще" или за "чистую демократию" и тому подобное, искусно пряча миллионы связей парламента с биржей и капиталистами, используя подкупную, продажную прессу и всеми средствами пуская в ход силу денег, власть капитала" 3 . Комитеты конгресса, занятые выделением средств на военное строительство, подвергаются усиленной обработке со стороны военно-промышленного лобби, добивающегося увеличения военных расходов. Формы лоббизма многогранны. Широко используются прямые контакты с законодателями - встречи, телефонные звонки. Как отмечал видный американский экономист В. Перло, "некоторые из этих лоббистов действуют методами давления, методами "выкручивания рук" политическим деятелям, заинтересованным в денежных пожертвованиях корпораций на избирательные кампании, или же намеками на то, что выступление в пользу разоружения едва ли будет наилучшим путем продвижения в политической карьере" 4 . Основной целью подобных усилий военной промышленности по обеспечению продажи своей продукции является увеличение общих расходов на вооружения независимо от их распределения между фирмами. Этот общий подход используют различные ассоциации военных подрядчиков, а также некоторые организации военнослужащих и т. н. патриотические общества, хотя большинство из них выступает за расходы на конкретные виды оружия.

Заключительный этап - подписание бюджетных законопроектов президентом, после чего они становятся законами и служат финансовой основой реализации военных программ. Все три стадии бюджетного цикла тесно связаны. Органы исполнительной и законодательной власти активно взаимодействуют друг с другом на каждом этапе 5 .

Три года (с 1980 по 1983 г.) сотрудничества администрации Рейгана и конгресса в разработке принципов и форм бюджетной политики имели итогом, с одной стороны, одобрение самого значительного в мирное время увеличения военных расходов, а с другой - беспрецедентное сокращение внутренних программ, которое происходило на фоне затянувшегося экономического спада. Попытки администрации сбалансиро-


3 Ленин В. И. ПСС. Т. 39, с. 166.

4 Перло В. Милитаризм и промышленность. М. 1963, с. 30.

5 О характере взаимоотношений исполнительной и законодательной власти см.: Гантман В., Микоян С. США: государство, политика, выборы. М. 1969; Белоногов А. М. Белый дом и Капитолий. Партнеры и соперники. М. 1974; Государственный строй США. М. 1976; Баренбойм П. Б. Взаимоотношения президента и конгресса США в сфере финансовых полномочий. - Вестник МГУ, серия право, 1977, N 1; Мишин А. А. Государственное право США. М. 1978.

стр. 68


вать бюджет провалились. Конгресс оказал всемерную поддержку планам и усилиям новой администрации по наращиванию военного потенциала страны.

Представленная конгрессу в марте 1981 г. программа нового правительства содержала план реализации основных положений избирательной программы республиканцев, среди которых важное место заняло "перевооружение Америки". Администрация Рейгана, пришедшая к власти на волне необычайно активизировавшегося консерватизма, используя фальшивые тезисы о мнимой слабости США в военной области и пресловутой "советской угрозе", заявила о намерении усилить "оборону Америки по всем направлениям" 6 . Резкое увеличение военного бюджета, заявляли вашингтонские руководители, должно подкрепить новую "активную" внешнюю политику администрации 7 . Маскируя свои планы фальшивыми "аргументами" о наращивании Советским Союзом военных усилий и о мнимом отставании США в военной области, вопреки оценкам влиятельных экспертов, подтверждающих наличие стратегического паритета между СССР и США 8 , представители Пентагона настойчиво твердили о "недостаточности" бюджетных ассигнований на вооружения 9 .

Отражая взгляды крайне реакционных кругов правящего класса, администрация Рейгана объявила самую обширную и дорогостоящую программу наращивания военной мощи США. План военного строительства, рассчитанный на пять лет, предусматривал рост военного бюджета более чем в 2 раза - со 162 млрд. долл. в 1981 г. до 343 млрд. в 1986 году. Новая администрация превзошла военно-бюджетную программу Картера - на 1981 и 1982 фин. г. соответственно на 4 и 13%. Увеличения распространились более чем на 450 военных программ 10 .

Рейгановский план предусматривал расширение военного строительства по следующим направлениям, Во-первых, на 1981 - 1982 фин. г. дополнительно выделялось 11,5 млрд. долл. на расширение и ускорение текущих программ и повышение возможностей эксплуатации существующей военной техники. Во-вторых, увеличились средства на модернизацию боевой техники на 14,7 млрд. долларов. В- третьих, в решении задач повышения боеготовности делался упор на то, чтобы в вооруженных силах находилось достаточное количество личного состава, причем необходимой квалификации. На эти цели дополнительно выделялось 3,3 млрд. долларов. В-четвертых, предусматривалось расширение строительства военных баз поблизости от нефтепромыслов Персидского залива. Были увеличены ассигнования на все виды вооруженных сил: армии - на 9 млрд. долл., ВВС - на 7 млрд., ВМС и морской пехоте - на 18 млрд. долларов 11 .

Главное внимание было сосредоточено на стратегическом оружии. Характеризуя программу Рейгана, министр обороны К. Уайнбергер заявил, что она "увеличит и создаст самые мощные стратегические вооружения изо всех планировавшихся и финансировавшихся предыдущими


6 Armed Forces Journal, 1981, March, p. 56.

7 Congressional Quarterly Weekly Report (CQWR), 7.II.1981, p. 294; US News and World Report, 16.III.1981, p. 24; Newsweek, 6.IV 1981, p. 21; The New Republic, 7.II.1981, p. 18.

8 См. Американская угроза и протест миллионов. М. 1983, с. 55 - 68.

9 Armed Forces Journal, March 1981, pp. 55 - 68.

10 Подсчитано по: Budget Revisions. FY 1982. Washington. March 1981, p. 127; CQWR, 7.III.1981, pp. 425, 426. Основные параметры военного бюджета США, как правило, разрабатываются за два года до начала финансового года, на который будет готовиться бюджет, и почти за 18 месяцев начинается цикл детального планирования. Поэтому каждая новая администрация имеет возможность внести лишь отдельные коррективы в военные бюджеты текущего и последующего финансовых годов.

11 Armed Forces Journal, 1981, March, p. 55.

стр. 69


администрациями" 12 . Среди боевых компонентов обычных сил акцент был сделан на расширение ВМС, прежде всего их наступательных элементов. Объявив господство на море необходимым условием безопасности, администрация увеличила на 15% запланированную на 80-е годы численность корабельного состава и довела планируемое на 1990 г. число боевых кораблей регулярных ВМС до 610 единиц 13 . В связи с созданием "сил быстрого развертывания" ускорялось наращивание сил и средств воздушной и морской переброски. Одновременно было запланировано создание новых типов вооружений, включая и химическое оружие, для оснащения сухопутных войск 14 . Одна из самых влиятельных американских газет, оценивая политику президента, писала, что новый военный бюджет Рейгана в сочетании с большими сокращениями расходов на внутренние нужды свидетельствует о фундаментальном пересмотре национальных приоритетов, активизации далеко идущих амбициозных усилий по расширению глобальных военных возможностей США 15 . Этот милитаристский курс представляет серьезную угрозу миру, поскольку он рассчитан на то, чтобы, невзирая на интересы других государств и народов, попытаться обеспечить Соединенным Штатам Америки доминирующие позиции в мире.

Расширенная военно-бюджетная программа администрации Рейгана получила полную поддержку законодателей, многие из которых проводили свою избирательную кампанию в 1980 г. под лозунгом "усиления обороноспособности США"16 . В комитетах и сената, и палаты представителей почти все предложения о расширении военного строительства (за редким исключением) встретили одобрение 17 . Комитеты по делам вооруженных сил обеих палат конгресса, которые и в предыдущие годы неизменно голосовали за более высокие военные расходы, чем планировал Белый дом, единодушно поддержали рейгановский план вооружения. Ни один из комитетов существенно не изменил предлагаемого им уровня военных расходов. На 1982 г. сенатский комитет одобрил предоставление 136,52 млрд. долл. на закупку, производство оружия, военные исследования и гражданскую оборону (на 29,86 млрд. долл. больше, чем запросила администрация). Комитет выразил надежду, что администрация будет неуклонно следовать объявленному курсу, т. е. закупит запланированное количество оружия и т. д., даже если это потребует увеличить ассигнования в будущем. На эти же цели комитет палаты представителей ассигновал 136,1 млрд. долл., т. е. на 31% больше, чем было выделено на предыдущий год 18 .

Прохождение законопроектов о выделении средств на военное строительство в сжатые сроки отразило стремление военных комитетов палат провести через конгресс основные военные программы до начала дебатов по вопросу о сокращении расходов на гражданские нужды. Летом 1981 г. президент добился поддержки конгрессом всех своих ключевых программ - самых крупных за всю американскую историю сокращений налогов и социальных программ и самых значительных увеличений военных расходов. Президент "обладает прочным рабочим большинством в палате представителей и сенате", - утверждали даже демократы. По данным исследовательской организации конгресса, в первый год пребывания у власти 81,9% законодателей одобряли платфор-


12 Weinberger C. Secretary of Defense Annual Report to the Congress. FY 1983. Washington. 1982, pp. 1 - 39.

13 US News and World Report, 16.III.1981, pp. 24 - 25.

14 Armed Forces Journal, 1981, March, pp. 60, 62 - 63, 68.

15 International Herald Tribune, 6.III.1981, p. 5.

16 См. Иванов Ю. В., Силаева Е. М., Джапаридзе Т. 3. Перемены в конгрессе. - США - экономика, политика, идеология, 1981, N 5.

17 CQWR,14.III.1981, p. 425; 11.IV.1981, pp. 629 - 630; 2.V.1981, p 778.

18 Ibid., 16.V.1981, p. 852; 18.VII.1981, p. 1309.

стр. 70


му Рейгана, что считается лучшим результатом после Л. Джонсона, который в 1965 г. имел в конгрессе поддержку 93% конгрессменов 19 .

Позиция конгресса в отношении военно-политического курса Рейгана определялась рядом факторов. Во-первых, необходимо иметь в виду, что в результате выборов 1980 г. в конгрессе изменилась расстановка сил. Ряд законодателей, относящихся к традиционным критикам военных расходов, на выборах потерпел поражение. В обеих палатах существенно возрос вес консервативных сил, выступающих за расширение военных приготовлений 20 . Увеличение расходов на оборону поддержали обе партии. Консерваторы - и демократы и республиканцы - составляли теперь около половины членов каждой из палат. В 1981 г. консервативная коалиция насчитывала 68 человек в сенате и 270 в палате представителей (в предыдущем составе конгресса соответственно 60 и 243) 21 . На эту-то коалицию и опирался Рейган, когда добивался утверждения своей социально-экономической и военной программ. Во-вторых, успех военной программы президента в тот период во многом основывался на рабочем сотрудничестве с лидерами конгресса и особенно на твердой поддержке, которую руководство республиканской фракции оказывало военной программе администрации. Лидер республиканцев в палате представителей Р. Майкл заявил корреспондентам: "Мы здесь для того, чтобы протолкнуть программу президента" 22 .

В переходный период (т. е. с момента выборов до официального вступления в должность) Рейган практиковал встречи с лидерами конгресса из обеих партий. Связи его с конгрессом упрочились благодаря его постоянным контактам с председателем сенатского финансового комитета Р. Доулом, председателем комитета по делам вооруженных сил Дж. Тауэром 23 . Р. Доул и возглавляемый им финансовый комитет, юрисдикция которого распространяется на программы медицинского обслуживания, социального обеспечения и другие статьи, составляющие в общей сложности около 60% бюджета, заняли особое положение в бюджетно-политической стратегии Рейгана. Доул и бывший председатель комитета демократ Р. Лонг сыграли не последнюю роль в организации двухпартийной поддержки в палате планов сокращения социальных программ. Тауэр был одним из главных консультантов Рейгана по военным проблемам, выступая от его имени еще во время избирательной кампании. Он непосредственно участвовал в разработке военной части избирательной программы республиканской партии, а в переходный период был одним из советников Рейгана по военным вопросам. Как председатель сенатского комитета, он активно проталкивал планы расширения военного строительства и военных расходов, используя для этого, в частности, комитетские слушания, на которых присутствовал министр обороны. Тауэр представил перечень программ, финансирование которых, по мнению членов комитета, следовало увеличить. Он, в частности, предложил повысить на 7 млрд. долл. дополнительные ассигнования на 1981 год. Многие республиканцы-члены комитета выступили за увеличение военного бюджета на 1982 фин. г. на 50 млрд. долл. вместо 30 млрд., намеченных администрацией 24 .

Третья причина почти беспрепятственного прохождения через конгресс бюджетных планов президента состояла в том, что руководители демократов фактически способствовали тому, что в обеих палатах пред-


19 Ibid., 1.I.1982, р. 21.

20 Подробнее по этому вопросу см.: Травкина Н. М. Усиление милитаристских настроений в конгрессе США в конце 70-х годов. - Вопросы истории, 1982, ,N 8, с. 53 - 55.

21 CQWR, 9.I.1982, p 50.

22 Ibid., 28.II.1981, p. 329.

23 Ibid.. 24.I.1981. pp. 172 - 175.

24 Ibid.. 31.I.1981, p. 234.

стр. 71


ложенные президентом программы не встретили организованной оппозиции. Объясняя тактику демократического руководства конгресса, заместитель лидера демократов в палате представителей Т. Фолли указал, что демократы не позволят, чтобы на промежуточных выборах 1982 г. их обвинили в провале программы "экономического возрождения" 25 . Так назвала администрация Рейгана комплекс мер, направленных на стимулирование экономики. В области финансов это предполагало сокращение правительственных расходов, сбалансирование бюджета, сокращение налогов 26 . В результате законодатели не только в полном объеме одобрили программу военного строительства, намеченную президентом на 1981 г., но и на 419,4 млн. долл. увеличили его запрос на закупки вооружений и НИОКР на 1982 фин. г. и на 123,8 млн. долл. - запрос на программы ядерного оружия и для министерства энергетики 27 . С незначительными изменениями были одобрены все стратегические программы. Конгресс выделил средства на разработку новой стратегической ракеты наземного базирования с десятью боеголовками индивидуального наведения "MX", модернизацию старых МБР "Минитмен-2" и "Минитмен-3", на закупку бомбардировщика "Б-1" и разработку нового варианта самолета-"невидимки", неуловимого для ПВО противника, а также подводной лодки "Трайдент". Обе палаты практически единодушно ассигновали средства на ключевые программы военного строительства 28 .

Закономерно, что в тот период наряду с тенденцией к расширению масштабов военных приготовлений стали все сильнее вступать в действие реальные ограничители ускоренного военного строительства. Уже осенью 1981 г. администрация столкнулась с первыми трудностями в реализации своих военно-бюджетных планов. Имея по существу экономический характер, они дали толчок развитию новой политической ситуации в стране. Расчеты творцов рейганомики на постепенное оживление экономической активности не оправдались из-за начавшегося нового спада производства, который привел к уменьшению налоговых поступлений и увеличению расходов в таких сферах, как выплата пособий по безработице и другие. Принятый в 1981 г. закон о снижении налогов также способствовал сокращению государственных доходов. Все это поставило под сомнение реальность программ сбалансирования бюджета к 1984 г. и одновременно наращивания военных расходов.

В начале ноября президент был вынужден отказаться от одного из своих предвыборных обещаний - сбалансирования бюджета. Курс на усиление военной мощи привел к сокращению расходов на социальные нужды. Всего в 1981 г. они были урезаны на 27 млрд. долларов. Было прекращено или сокращено финансирование из государственного бюджета 250 социальных программ. Мероприятия правительства по "экономии" федеральных средств больше всего затронули малообеспеченные слои населения. Одновременно, чтобы сбить накал недовольства сокращением гражданских программ, администрация вынуждена была пойти даже на некоторое (символическое, по признанию членов конгресса) сокращение военных расходов на 13 млрд. долл. с 1982 по 1984 год. По мнению специалистов, эти сокращения существенно не затронули программ вооружений 29 . Таким образом, военный компонент платформы Рейгана оказался самым стабильным. На его реализацию были направлены основные усилия администрации США.

Дальнейшее ухудшение экономической ситуации и растущая диск-


25 Ibid., 28.II.1981, р. 380.

26 Ibid., 6.VI.1981, p. 681; 14.XI.1981, p. 2241; 5.XII.1981, p. 2401.

27 Ibid., 19.XII.1981, pp. 2434, 2535 - 2537.

28 Budget Revisions. FY 1982. Washington. March 1981, p. M-1.

29 Budget of the US Government. FY 1982. Washington. 1981; CQWR, 14.III.1981, pp. 433 - 452, 18.IV.1981, pp. 665 - 668, 19.IX.1981, p. 1771.

стр. 72


редитация социально-экономического курса правительства в связи с беспрецедентным ростом бюджетного дефицита и свертывания социальных функций государства усилили недовольство широких кругов американского общества. Кризисные явления в экономике все больше стали расцениваться как последствия пагубной политики администрации и ее курса на наращивание военных расходов. Показателями этого процесса стали опросы общественного мнения, которые начали фиксировать падение поддержки американцами политики увеличения военных расходов 30 . Член палаты представителей С. Гандерсон, республиканец от штата Висконсин, заявил, что сокращения темпов увеличения военных расходов, предложенных Рейганом, требуют не только антивоенные организации. Даже консервативные предприниматели, поддерживающие республиканцев, считают, что США не добьются возрождения экономики, пока не будут сокращены военные расходы, которые чрезмерны 31 . В пользу сдерживания гонки вооружений выступало и движение за "замораживание ядерного оружия", приобретшее к осени 1982 г. общенациональные масштабы. В этих условиях бюджетная программа на 1983 фин. г., первая, полностью сформулированная администрацией Рейгана, вызвала резкую критику в стране. Белый дом предусматривал продолжение курса на ускоренный рост военных расходов. Было запланировано выделить на нужды "национальной обороны" в 1983 фин. г. 221,1 млрд. долларов. Из них министерству обороны - 215,9 млрд. долл., или на 11% больше, чем сумма, которую конгресс утвердил на 1982 фин. год. По бюджетным полномочиям, позволяющим правительству брать на себя финансовые обязательства с оплатой в будущем, соответственно 263 млрд. и 257 млрд. долларов 32 .

Обсуждение нового бюджета проходило под воздействием промежуточных выборов 1982 г., которые, как правило, обостряют чувствительность законодателей к критике избирателей. Политическая обстановка в год выборов поставила в центр внимания такие вопросы, как безудержный рост военных расходов, беспрецедентное сокращение внутренних программ и увеличение бюджетного дефицита. Ряд законодателей рассчитывал на приобретение политического капитала накануне выборов путем критики бюджета на 1983 фин. год. Еще до представления конгрессу его проекта сенатор-демократ К. Левин от штата Мичиган заявил журналистам, что с политической точки зрения для законодателей сейчас выгодно поддержать некоторое сокращение военных расходов 33 . Под воздействием социально-экономических факторов некоторые трезвомыслящие политики стали отдавать себе отчет в непрочности политического согласия в пользу резкого усиления военной мощи США, сложившегося в последние годы под воздействием усиленной антисоветской пропаганды. Спикер палаты представителей Т. О'Нил заявил, что военно- политический курс администрации чреват опасными последствиями для американской экономики, которые, вне сомнения, ослабляют внутриполитическую базу политики "перевооружения" 34 .

Весь этот комплекс экономико-политических процессов наложил отпечаток на отношение как отдельных законодателей, так и политических группировок к военно- бюджетному курсу президента, что, в частности, проявилось в усилении настроений в пользу сдерживания объявленных темпов увеличения военных расходов. Один из наиболее видных членов бюджетного комитета, сенатор-демократ Э. Холлингз, известный как сторонник военных программ, в первые же дни дебатов предложил заморозить рост военных расходов. Позже он высказался за сокращение


30 The Washington Post, 13.11.1982.

31 Цит. по: За рубежом, 1982, N 51, с 4.

32 Budget of the US Government, FY 1983. Washington. 1982, pp. V-10 - 11.

33 CQWR, 27.II.1982, p. 471.

34 Цит. по: За рубежом, 1982, N 7, с. 1.

стр. 73


военного бюджета на 24 млрд. долл. (в 1979 г. он добивался 5% реального увеличения военных расходов, а в 1981 г. выступил за выделение дополнительных ассигнований к бюджету 1982 фин. г.). С. Нанн, демократ, влиятельный член сенатского комитета по делам вооруженных сил, также традиционно поддерживавший высокие военные расходы, выразил свое несогласие со столь ускоренными темпами роста военного бюджета, заметив, что, по его мнению, предлагаемый Рейганом на 1983 фин. г. бюджет может разрушить внутриполитическую базу роста расходов на вооружения. Председатель подкомитета по военным ассигнованиям палаты представителей Дж. Аддаббо заявил, что 10 млрд. долл. могут быть легко изъяты из военного бюджета и что он будет добиваться его сокращения еще на 5 млрд. долларов 35 .

Еще одной характерной чертой критики военно-бюджетной политики администрации, начавшейся с конца 1981 г., явилось то, что с нею выступили представители республиканской партии. 16 сенаторов-республиканцев, впервые избранных в ноябре 1980 г., в своем письме Рейгану выразили серьезную озабоченность по поводу возрастающего бюджетного дефицита. Они призвали президента "заморозить на разумном уровне федеральные расходы и увеличивать военные расходы только теми темпами, которые определяются самыми необходимыми нуждами национальной безопасности" 36 . Активизировалось умеренное крыло республиканской партии, озабоченное состоянием экономики и падением популярности президента. Оно выступило за увеличение социальных и сокращение военных расходов. Усилились критические настроения и среди консерваторов, наиболее многочисленной и влиятельной силы в конгрессе.

Недовольство консерваторов по поводу растущего бюджетного дефицита и разочарование первыми результатами рейганомики, а также усилившиеся разногласия внутри республиканской партии подтолкнули ее руководителей в конгрессе к корректировке политики президента. Они признали, что если твердо следовать программе Рейгана, то это будет чревато потерей политического влияния на промежуточных выборах. Лидер большинства в сенате Г. Бейкер, председатель финансового комитета Р. Доул и председатель бюджетного комитета П. Доменичи, лидер республиканцев в палате представителей Р. Майкл поддержали умеренных республиканцев, которые накануне промежуточных выборов поставили вопрос о сокращении военных расходов в связи с урезыванием социальных программ. "Если речь идет о сокращении талонов на питание и программу медицинского обслуживания, а также о снижении бюджетного дефицита, то необходимо критически подойти и к самой большой программе - военным расходам", - заявил Р. Доул. П. Доменичи выступил с предложением сократить военные ассигнования на 15 млрд. долларов 37 . Конъюнктурность многих выступлений такого рода очевидна. Однако они свидетельствовали о том, что в правящих кругах США наряду с господством тенденции к "военному усилению Америки", под воздействием социально- экономических трудностей, усугубленных "рейганомикой", стали получать поддержку планы пересмотра намеченных темпов военного строительства. Как демократы, так и влиятельные члены республиканской партии выступили за более рациональный подход к военным расходам. Они потребовали разобраться, какие расходы "действительно необходимы", а какие идут от желания угодить военно- промышленному комплексу.

Признание законодателями неблагоприятных экономических и внутриполитических реальностей имело весьма противоречивые последствия


35 CQWR, 27.II.1982, р. 311; 25.II.1982, р. 467.

36 Ibid., 20.II.1982, p. 310.

37 Ibid., 16.I.1982, pp. 74, 76, 310.

стр. 74


для их военно-бюджетных решений. На 1983 фин. г. по разделам "национальная оборона" и деятельность министерства обороны было выделено на 7 млрд. долл. меньше, чем планировал президент. Стремление законодателей уменьшить темпы роста военных расходов отразилось в их решении сократить соответственно на 17 и 18 млрд. долл. запрос президента по бюджетным полномочиям 38 . В ходе обсуждения в конгрессе отмечалось, что эти сокращения были произведены в основном за счет бухгалтерских перерасчетов и ужесточения правил заключения контрактов с поставщиками оружия. Еженедельный журнал, посвященный деятельности конгресса, писал по этому поводу: "Решение конгресса по военным расходам на 1983 фин. г. является в большей степени усиленным вариантом обычной практики законодателей по некоторому сужению рамок ассигнований, чем действительной ревизией программ Пентагона" 39 .

Все основные программы Пентагона были одобрены конгрессом. Когда самый престижный элемент военного плана президента - стратегическая ракета "MX" - встретил мощную оппозицию в стране, конгресс отложил решение о ней до выяснения способа ее базирования и придержал средства на закупку ядерных ракет средней дальности "Першинг-2" до получения результатов их испытания. Эти решения были призваны продемонстрировать наличие "строгого" контроля законодательной власти над военным строительством. Одной из немногих крупных статей, исключенных из проекта бюджета членами согласительной комиссии обеих палат конгресса, были ассигнования на возобновление производства химических вооружений, которое было заморожено на протяжении 13 лет. Две другие ключевые программы - начало работ по строительству двух авианосцев класса "Нимиц" и закупка первых бомбардировщиков "Б-1" были одобрены конгрессом без зна чительных изменений. Законодатели выделили средства на все стратегические программы - модернизацию бомбардировщика "Б-52", закупки крылатых ракет, десятой подводной лодки "Трайдент", баллистических ракет "Трайдент-1", развертывание ракет "Трайдент-2" и др. Следовательно, все основные программы закупок вооружений для армии и ВМС получили поддержку в конгрессе 40 . Таким образом, Рейган получил от конгресса беспрецедентный мандат на усиленное наращивание военного потенциала в мирное время. Бюджетные решения президента и конгресса создали прочную финансовую основу для нового витка гонки вооружений.

Обстановка, в которой разрабатывались и принимались планы военного строительства на 1984 фин. г., отличалась от предыдущих двух лет президентства Рейгана. Во-первых, промежуточные выборы 1982 г. оказались неблагоприятными для наиболее милитаристски настроенных, сугубо прорейгановских кандидатов 41 . Это соответственно укрепило в конгрессе позиции более умеренных сторонников вооружений. По данным опроса, проведенного газетой "The New York Times" совместно с телекомпанией Си-Би-Эс, за сокращение темпов наращивания военных расходов высказалось 75% членов палаты представителей нового созыва по сравнению с 69% в прошлом составе. Количество противников дополнительных сокращений внутренних социальных программ увеличилось с 33 до 55% 42 . Во- вторых, как на политике президента, так и на поведении законодателей начала определенным образом сказываться подготовка к следующим выборам президента и ча-


38 Подсчитано по: Budget of the US Government, FY 1983, 1984. Washington. 1982, 1983, pp. V-10, V-8.

39 CQWR, 16.I.1982, p. 132.

40 Ibid., pp. 122, 132 - 135.

41 Ibid., 15.I.1983, p. 94.

42 The New York Times, 13.XII.1982.

стр. 75


стичному переизбранию членов конгресса. Необходимость учета внутриполитической конъюнктуры стала вносить напряженность в отношения президента и конгресса. Стремление Рейгана без потерь протащить через конгресс свои наиболее престижные программы, с одной стороны, и усилия законодателей продемонстрировать независимость своих решений от исполнительной власти - с другой, теперь более заметно воздействуют на ход бюджетных баталий.

Еще до передачи проекта бюджета на 1984 фин. г. в законодательный орган Рейган выступил с программой, ориентированной, по его словам, на двухпартийную поддержку. Ее суть-сокращение федеральных расходов на 43 млрд. долл. в целях снижения бюджетного дефицита, который, по прогнозам, в 1984 г. должен составить 189 млрд. долларов 43 . Эти меры предусматривали замораживание всех правительственных расходов, в том числе программ социального страхования, выплат пенсий, финансирование программ медицинской помощи, на уровне 1983 года. Исключение составили лишь военные расходы 44 . Усиленно рекламировалось решение президента сократить на 8 млрд. долл. планы роста военных расходов. Однако половину этой суммы предполагалось изыскать за счет переоценки уровня инфляции и сокращения расходов на горючее, а вторую половину - за счет замораживания денежного содержания военнослужащих и сокращения программ боевой подготовки. Программа закупок вооружений практически осталась в неприкосновенности. В конгрессе справедливо указывалось на показной характер подобного пересмотра военных расходов 45 .

В представленном 31 января 1983 г. конгрессу проекте федерального бюджета на 1984 г. доля военного бюджета определяется в 28,9%. В 1980 г. при Картере она составила 23,6% 46 . Военные расходы запланировано увеличить на 10,3% по сравнению с предыдущим годом. 34% военного бюджета отводится на закупки вооружений. Причем к 1988 г. расходы на эту статью предполагается увеличить до 39%. Наибольшее увеличение военных расходов предусматривается по программе стратегических ядерных вооружений. Расходы на них возрастут с 20,6 млрд. до 28,2 млрд. долларов. Почти половина этой суммы идет на две стратегические программы - ракету "MX" и бомбардировщик "Б-1" 47 . Сделан упор на фундаментальные военные исследования и разработки, большая часть которых имеет стратегическое значение. С 1982 г. военные НИОКР возросли на 45%, в то время как гражданские - только на 3%. В 1984 фин. г. на военные исследования планируется израсходовать 26,8 млрд. долл., т. е. на 23% больше, чем в предыдущем году 48 .

С точки зрения перспектив военного строительства военный бюджет на 1984 фин. г. имеет особое значение. Он не просто устанавливает рамки военных расходов на очередной финансовый год, а предопределяет уровень военных расходов и направления военного строительства на все 80-е годы. Дело в том, что проект военного бюджета предусматривает финансирование производства целой серии новых крупных военных программ. Стоимость строительства 100 ракет "MX" оценивается в 33 млрд. долларов. Производство бомбардировщиков "Б-1", по подсчетам специалистов, обойдется в 40 млрд. долларов. В рамках ранее одобренного долгосрочного плана создания 610 боевых кораблей предусмотрено строительство двух гигантских авианосцев класса "Нимиц"


43 US News and World Report, 7.II.1983 p. 21.

44 CQWR, 19.I.1983, pp. 188, 227; The Wall Street Journal, 4.II.1983, p. 2.

45 CQWR, 5.II.1983, p. 245.

46 U. S. News and World Report, 14.II.1983, p. 71.

47 Budget of the US Government, FY 1984. Washington. 1983, pp. V-8; CQWR. 5.II.1983, pp. 250 - 252; US News and World Report, 28.III.1983, p. 28.

48 CQWR, 5.II.1983, p. 300.

стр. 76


стоимостью 6,8 млрд. долларов. Предполагается также запустить в производство истребитель ВМС "Ф-18" (стоимость программы 39 млрд. долл.). Программа строительства 7 тыс. танков М-1 оценивается в 19 млрд. долларов 49 . Таким образом, бюджет на 1984 фин. г. служит новой ступенью в последовательно проводимой Соединенными Штатами политике массированного наращивания вооружений.

Рассмотрение проекта военного бюджета в конгрессе происходило в условиях растущего в различных кругах американского общества беспокойства по поводу беспрецедентного дефицита федерального бюджета и постепенного осознания того факта, что без изменения темпов увеличения военных расходов эту проблему решить не удастся. В январе 1983 г. 500 ведущих представителей деловых и финансовых кругов, подчеркнув отрицательное влияние бюджетного дефицита на экономическую конъюнктуру в стране, начали общенациональную пропагандистскую кампанию под лозунгом значительного сокращения расходов, в том числе и военных. В марте 1983 г. - впервые в истории- Национальная ассоциация губернаторов приняла документ, настоятельно рекомендовавший администрации сократить вдвое намеченные темпы роста военного бюджета. С критикой планов сокращения социальных и увеличения военных расходов выступил ряд влиятельных профсоюзов 50 . Это давление на президента заставляет его в определенной степени корректировать военно-бюджетные планы.

Накануне принятия первой бюджетной резолюции в центре внимания законодателей оказался вопрос о путях сокращения колоссального бюджетного дефицита. Во время обсуждения предложения президента о 10%-м увеличении военных расходов председатели бюджетных комитетов обеих палат демократ конгрессмен Дж. Джоунс и республиканец сенатор П. Доменичи заявили, что они сделают все возможное, чтобы сократить планируемый дефицит. Этот тезис получил двухпартийную поддержку в конгрессе. Господствующие на Капитолии настроения довольно точно передают слова, сказанные П. Доменнчи директору Административно- бюджетного управления Д. Стокману: "Мы должны поддержать оборонную программу, но я не убежден, что мы должны это сделать в масштабах, которые предлагает президент" 51 . Готовя проект бюджетной резолюции, бюджетные комитеты палаты представителей и сената одобрили сокращение темпов роста военного бюджета соответственно до 4 и 5%. Эти решения отражают сближение позиций республиканцев и демократов по вопросу о военно- бюджетной программе президента. Сенатский комитет, который контролирует республиканская партия (здесь 12 республиканцев и 10 демократов), занял позицию, близкую к комитету палаты представителей, где демократы, составляющие большинство (20 демократов и 10 республиканцев), выступили единым фронтом 52 .

Принятая конгрессом бюджетная резолюция весьма показательна. Обе палаты проголосовали за сокращение вдвое запланированного администрацией 10%-го прироста военных ассигнований, увеличение на 12 млрд. долл. ассигнований на внутренние программы и налогов в ближайшие три года на 73 млрд. долларов 53 . Резолюцию поддержали 229 демократов и 10 республиканцев в палате представителей и 19 республиканцев и 32 демократа в сенате. Причем руководство республиканцев в сенате в большинстве своем одобрило этот бюджетный вариант вопреки нажиму со стороны президента 54 . Прохождение бюджет-

49 US News and World Report, 27.XII.1982, 3.I.1983, p. 33.

50 The Wall Street Journal, 21.I; 22.II; 2.III.1983.

51 CQWR, 5.II.1983, p. 244; 19.II.1983, p 383; The Wall Street Journal, 2.II.1983.

52 The Wall Street Journal, 21.III; 7.IV.1983; CQWR, 15.I.1983, pp. 139, 143.

53 International Herald Tribune, 10.VI.1983.

54 The New York Times, 24.VI.1983.

стр. 77


ной резолюции в конгрессе показало не столько изменение отношения законодателей к военно-бюджетной политике администрации, сколько более реальную оценку того, что без замедления темпов роста военных расходов нельзя существенно сократить другие правительственные программы. Господствующей, однако, осталась при этом линия на всемерное поощрение военных приготовлений. Симптоматично, что в конгрессе вопрос стоит не только о том, на сколько сократить военные расходы, а и о том, на сколько сократить предложенное Рейганом увеличение военного бюджета. Запланированное же военное строительство идет полным ходом.

Согласно законопроекту о военных ассигнованиях на 1984 фин. г., одобренному конгрессом, военные расходы составят 249,8 млрд. долларов 55 . Были удовлетворены практически все важнейшие запросы президента на наращивание вооружений. Конгресс выделил средства на производство 21 ракеты "MX". Теперь Пентагон может непосредственно приступать к реализации программы строительства нового поколения МБР, которые на протяжении долгого времени служили объектом споров между сторонниками и противниками гонки вооружений. Поправки, внесенные рядом конгрессменов, об изъятии этих ассигнований из бюджета были отклонены 56 . Решающим дебатам по этому вопросу предшествовала интенсивная закулисная борьба, которую развернул Белый дом, добиваясь одобрения своих милитаристских программ. Президент, вице-президент, министр обороны лично обрабатывали конгрессменов, доказывая, что производство ракет "MX" будто бы жизненно необходимо для достижения прогресса в переговорах с Советским Союзом 57 . На следующем этапе обсуждения программы они использовали инцидент с южнокорейским самолетом, чтобы на волне антисоветской истерии протащить через конгресс планы военного строительства. На этой основе и была оказана двухпартийная поддержка программе. По признанию самих сенаторов, "создание ракет "MX" будет означать новый раунд гонки стратегических вооружений" 58 .

Обе палаты конгресса одобрили ассигнования на разработку принципиально новой баллистической ракеты мобильного базирования "Миджитмен", производство которой Пентагон планирует к концу 80-х годов 59 . Были отпущены средства на производство 10 стратегических бомбардировщиков "Б-1". Комментируя решение по этой программе, газета "Washington Post" отмечала, что исход голосования относительно планов создания бомбардировщика "Б-1", компоненты которого производятся во всех штатах страны, с самого начала не вызывал никаких сомнений 60 . Обе палаты поддержали запрос администрации на финансирование строительства атомной подводной лодки класса "Огайо" и 52 ракет "Трайдент". Выделены также средства на проведение испытаний антиспутникового оружия, что означает перенесение полномасштабной гонки вооружений в космос. Новый законопроект о военных ассигнованиях предусматривает отпуск значительных средств на производство химического оружия 61 .

Конгресс выделил средства на производство ракеты "Першинг-2", в которых в 1982 г. было отказано из-за неудачных испытаний. Кстати, вопрос об этой ракете относится к числу главных спорных вопросов на советско- американских переговорах в Женеве о ядерных средствах средней дальности в Европе. Законодатели одобрили выделение в 1984


55 Ibid., 18.XI.1983.

56 CQWR, 24.VIII.1983, p. 1807; 10.IX.1983, p. 1887.

57 The New York Times, 20.VII.1983.

58 The Washington Post, 26.VII.1983.

59 Ibid.

60 Ibid., 14.VII.1983.

61 CQWR, 17.IX.1983, p. 1920.

стр. 78


фин. г. 50 млн. долл. на производство нейтронных артиллерийских снарядов для 155-мм гаубиц. Как свидетельствует "Washington Post", согласно имеющимся планам, намечено в общей сложности произвести до 1 тыс. подобных артиллерийских снарядов 62 . Отражая стремление правящих кругов США к расширению американского военного присутствия за рубежом, конгресс ассигновал, лишь несколько сократив, средства на строительство в различных районах мира широкой сети - свыше 1 тыс. - военных баз и объектов. Эта программа включает и строительство военных объектов, связанных с размещением ракет в Европе 63 .

Таким образом, в целом законодательная власть продолжает оказывать поддержку президенту в главном и основном - усиленном строительстве самых совершенных видов оружия. Конгресс не препятствует тем переменам, которые администрация Рейгана внесла во внутреннюю и внешнюю политику США. Острейшие социально-экономические проблемы, по сути, остаются нерешенными. Законодатели либо ограничиваются косметическими полумерами, либо попросту отмахиваются от многих из этих проблем, в числе которых такие, как борьба с голодом, нищетой и безработицей. В то же время отмеченная в речи Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко перед избирателями "резкая активизация политики наиболее агрессивных сил американского империализма-политики откровенного милитаризма" 64 получила реальное подкрепление в виде новых еще более изощренных видов оружия. За три года своего президентства Рейган и конгресс заложили прочную основу для перевооружения всех видов вооруженных сил США новыми системами. Решения президента и конгресса положили начало гонке вооружений на новых направлениях. Расширение системы многолетнего финансирования военных программ обеспечивает базу для стабильного роста американского военного производства. Печать США отмечала, что в "военной промышленности беспрецедентно для мирного времени увеличилась прибыль" 65 . Все это указывает на стремление правящих кругов США любой ценой сломать существующий военно-стратегический паритет, вырваться вперед в военно-технологическом противоборстве с Советским Союзом.


62 The Washington Post, 1.VIII.1983.

63 CQWR, 24.VIII.1983, p. 1814.

64 Правда, 3.III.1984.

65 International Herald Tribune, 2.VI.1983.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНГРЕСС-И-МИЛИТАРИСТСКИЙ-КУРС-США-В-80-е-ГОДЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. М. Травкина, КОНГРЕСС И МИЛИТАРИСТСКИЙ КУРС США В 80-е ГОДЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.07.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНГРЕСС-И-МИЛИТАРИСТСКИЙ-КУРС-США-В-80-е-ГОДЫ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Н. М. Травкина:

Н. М. Травкина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
599 просмотров рейтинг
27.07.2018 (2071 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОНГРЕСС И МИЛИТАРИСТСКИЙ КУРС США В 80-е ГОДЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android