Libmonster ID: RU-6708
Автор(ы) публикации: И. МОХОВ

(И. ТЭН. Философия искусства, с пред. Ю. Янель. Изогиз, 1933)

Изогиз выпустил - притом очень тщательно - книгу Тэна "Философия искусства". Совершенно естественно, что, выпуская работу такого крупного представителя буржуазной науки, издательство обязано было дать в предисловии достаточно полную и ясную характеристику Тэна как идеолога, как политика, как историка.

Здесь не место давать оценку характеристики, данной в предисловии Ю. Янель Тэну как критику, как искусствоведу, хотя совершенно очевидно, что она выдержана слишком уж в объективистских, либеральных тонах. На протяжении нескольких страниц автор предисловия несколько раз успевает согласиться с Тэном: ("Нам решительно нечего возразить против... центральной мысли Тэна" (стр. VIII); "нечего возражать непосредственно против данного основного положения Тэна" (стр. XIII), охарактеризовать его как "материалиста в области философии искусства" (стр. VIII, разрядка автора предисловия), указать, что оценка эпохи Возрождения у Тэна "напоминает" характеристику ее у Энгельса (стр. X) и т. д. Но мы не можем пройти мимо того факта, что в предисловии к советскому изданию работы Тэна, где дана его развернутая характеристика, ни единым словом не упомянуто о том враждебном памфлете на революцию, которому Тэн посвятил всю вторую половину своей жизни и деятельности, - мы говорим о "Происхождении современной Франции", - и который был его формой участия в борьбе против Коммуны, против движения пролетариата.

стр. 168

Если бы т. Янель ограничилась только изложением искусствоведческих взглядов Тэна, сделанным на наш взгляд неудачно, то это умолчание можно было бы как-нибудь понять. Но в предисловии дана характеристика исторической концепции Тэна и указано, что ее "основным пороком... является то, что для него (Тэна - И. М. ) не существует общественных классов и классовой борьбы" (стр. XIV). Ю. Янель в тех же тонах и выражениях, в которых мы характеризуем обычно французских материалистов XVII в. меланхолически отмечает, что "на примере исторической концепции Тэна снова подтверждается, что метафизический материал в своем практическом применении при последовательном дальнейшем развитии не может не превратиться в свою собственную противоположность, т. е. в идеализм" (стр. XIV). Ипполит Тэн предстает перед читателями не только как метафизический материалист, не сведший концов с концами в своем мировоззрении, он оказывается и наивным либералом, который "полон еще веры, что буржуазный строй действительно осуществляет те идеалы, которыми вдохновлялись передовые слои буржуазии в эпоху ее классового восхождения, представляя их себе как поборников за благо всего человечества" (стр. XV). Так выглядит в изображении т. Янель человек, в 70 - 80-х годах ставший знаменем всей наиболее реакционной и консервативной части буржуазной науки, работы которого вызвали отпор даже со стороны либеральных историков. А между тем, если верить предисловию, "в работе Тэна читатель найдет немало таких строк, которые звучали бы чрезвычайно наивно даже в устах современного буржуа". Как мог автор предисловия, давая классовую характеристику Тэна, умолчать о том, что любой, наиболее реакционный современный буржуа, характеризуя роль масс в революции, будет апеллировать именно к Тэну? Знает ли Ю. Янель, что даже либерал Кареев характеризовал работу Тэна как "патологию французской революции"? Тов. Янель нашла место в своем предисловии для того, чтобы упомянуть о том, что "после революции 1848 г. двадцатилетний Тэн был отстранен от университетской кафедры" (стр. VI), но не нашла места, чтобы упомянуть хотя бы в нескольких строках о том, как Тон отнесся к Коммуне. Вся ее характеристика Тэна дана в совершенно ложных тонах - не дан весь Тэя так, как он сложился к 70-м годам, совершенно обойден решающий период в его деятельности, когда он выступил как "воинствующий буржуа". Вместо этого Ю. Янель рекомендует читателю удивляться "наивности" Тэна, когда он "восторгается равенством", которое якобы водворяется в буржуазном обществе, восторгается "демократическим государственным строем древней Греции". Если верить предисловию, в лице Тэна "находит тонкое отражение соглашательская политика буржуазии" (стр. XV). Озлобленный враг Коммуны и пролетариата, сбросивший с себя "эстетическое гурманство" как только разразилась пролетарская революция, исчез; у Ю. Янель остался "метафизический материалист" и наивный либерал не ко двору "современному буржуа", изгнанный в молодости с кафедры за сочувствие революции. Больше того: оказывается, что проблемы, выдвинутые Тэном, имеют непосредственное отношение к проблемам социалистического реализма. В таком приглаженном виде предстал преображенный Тэн перед советским читателем.

Возможно, что Ю. Янель незнакома с тем, что представлял собой Тэн как историк, как отнесся он к Коммуне, какое место занимает в истории идеологии воинствующей и реакционной буржуазии третьей республики. Но это она могла бы выяснить из биографии Тэна в любой буржуазной энциклопедии. Если автор предисловия о Тэне незнаком с такими основными фактами его жизни, тогда это просто проявление исторической малограмотности, совершенно непростительной для советского искусствоведа. Писать о Тэне и не знать его биографии 70-х годов, не знать его основного исторического труда - вещь совершенно непростительная и слишком мало вероятная. Но если умолчание обо всем этом этапе деятельности является сознательным, то оно преследует цель обеления Тэна, реабилитацию его едва ли не как предшественника материалистического понимания истории литературы. Эта попытка прикрашивании Тэна является не случайной, не единичной и тем более политически вредной. Предисловие Ю. Янель - грубый политический промах и автора и Изогиза.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-КАК-НЕЛЬЗЯ-ПИСАТЬ-ПРЕДИСЛОВИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. МОХОВ, Критика и библиография. Рецензии. КАК НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ПРЕДИСЛОВИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-Рецензии-КАК-НЕЛЬЗЯ-ПИСАТЬ-ПРЕДИСЛОВИЙ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. МОХОВ:

И. МОХОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
974 просмотров рейтинг
14.08.2015 (3171 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Критика и библиография. Рецензии. КАК НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ПРЕДИСЛОВИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android