Libmonster ID: RU-7154
Автор(ы) публикации: С. СКАЗКИН

К. МАРКС. Хронологические выписки. Тетрадь II (1300 - 1470 гг.) "Архив Маркса - Энгельса". Т. VI. Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б). 1939. V + 411 стр.

Вышедшая в свет вторая тетрадь так называемых "Хронологических выписок" Маркса охватывает историю Европы приблизительно с 1300 по 1470 год. История азиатских народов и государств дана всего в одной главе, касающейся монголов XIV в. и турецкой державы XIV-XV вв., т. е. в том небольшом объеме, в каком она необходима для понимания европейских событий (монгольская держава Тимура, продвижение турок в Европу, захват ими Балканского полуострова, взятие Константинополя и конец Византии).

При печатании этой тетради, заполненной убористым почерком Маркса, получился целый том в 407 страниц текста, чрезвычайно насыщенного конкретным содержанием, так как в нем рассказана история одной Европы менее чем за два столетия. И при этом так же, как и в первой тетради своих выписок, Маркс почти не останавливается специально на явлениях духовной культуры. Например в данной тетради нет ни слова об итальянском возрождении. Выписки посвящены исключительно политической и экономической истории, причем в рецензируемом нами томе очень много места отводится военной истории XIV-XV веков. И это вполне понятно: образование к XV в. в Европе крупных государств, располагавших большими материальными ресурсами, вызвало необходимость создания больших армий и привело к системе наемничества.

В целом эта тетрадь конспектов Маркса отличается теми же особенностями и имеет такое же громадное значение для советской исторической науки, как и первая тетрадь, напечатанная в прошлом году в V томе "Архива Маркса и Энгельса". Читатель при изучении "Выписок" не должен забывать, что он имеет дело лишь с конспектом, сделанным гениальным мыслителем, но не с оригинальным текстом, написанным от начала и до конца самим Марксом.

Акад. Адоратский в предисловии к изданию предыдущей тетради отметил, что Маркс делал эту работу для себя1 ; его записи - лишь конспекты и выписки из прочитанных книг, главным образом из 18-томной "Всемирной истории" Шлоссера, следовательно, - лишь предварительная стадия какой-то работы, которую Маркс, к сожалению, так и не продолжил.

Но конспекты и даже пометки на полях прочитанных книг, сделанные рукой такого мыслителя, как Маркс, имеют исключительное значение. Мы, так сказать, наблюдаем Маркса в начале какой-то большой работы. При этом он ставит своей задачей записать для себя хронологическую канву событий в Европе и только. Но, делая эту работу, он невольно в соответствии со своим собственным пониманием исторического процесса производит такой отбор фактов, такое их сопоставление, так подчеркивает ту или иную особенность события, что в результате создается совершенно новый текст, новое освещение, по существу, новая концепция европейской истории, очень мало похожая на оригинал, который Маркс конспектировал. При этом легкий штрих, два-три метких, иногда весьма крепких словца, идущих уже непосредственно от Маркса, - и объективно нарисованная картина событий превращается подчас в бичующий памфлет, полный негодования и сарказма.

Для таких памфлетов история Европы XIV и XV вв. давала Марксу богатейший материал. Это было время, когда экономическое развитие и рост городов создавали условия, благоприятствовавшие складыванию больших территориальных государств и усилению королевской власти. Но эти же условия благоприятствовали появлению наряду с королями крупных феодальных сеньеров-конкурентов, претендовавших на титул суверенных государей и оспаривавших у королей их фамильные достояния. Черпая свои материальные средства у богатевших городов, им подвластных, короли и их конкуренты вели между собой непрерывные войны. В качестве военного материала они пользовались многочисленным полунищим рыцарством, дворянским сбродом, который готов бил продавать себя тому, кто больше даст, и который пользовался политическим безвременьем, своей силой и организацией для неслыханного грабежа и своих и чужих подданных-горожан и крестьянства. Дворянские отряды, банды (отсюда и слово "бандит" в его нынешнем значении) таких продажных грабителей, не знавших ни родины, ни чести, были истинным бичом того времени; вместе с тем они являлись и важнейшим симптомом разложения феодального класса. Вот почему Маркс подробно останавливается на этом явлении, отводит большое место классической стране рыцарского наемничества - Италии, следит за бесконечными перипетиями войн ме-


1 "Архив Маркса и Энгельса". Т. V, стр. V.

стр. 240

жду ее мелкими государствами, подробно описывает историю ее кондотьеров, как благозвучно назывались в Италии вожди этих бандитов.

Если, с одной стороны, разложение старого феодального класса проявлялось в образовании таких интернациональных дворянских грабительских банд, то, с другой стороны, этот процесс вызывал усиление нажима на крестьян и горожан со стороны дворянства, мечтавшего жить так же богато, как и богатевшие в это время горожане. Ответом на новые притеснения была волна городских и особенно крестьянских восстаний, прокатившаяся но всей Европе в XIV-XV веках, Маркс подробно конспектирует историю великих восстаний этого времени, за исключением французской Жакерии, которая слабо освещена у Шлоссера, и сопровождает их интересными замечаниями. Особым его вниманием пользуются гуситские войны, во время которых низшие классы сумели выработать такую технику и тактику военного дела, которые позволили им в течение долгого времени держать в трепете феодальную Европу

Моральный упадок класса феодалов, разъедаемого ненасытной жаждой золота, новой великой силы времени, коснулся и идеологического центра феодального мира - католической церкви. "Вавилонское" пленение пап (XIV в.), великий раскол, моральное одичание клира, проклятия и заушения, которыми сопровождалась борьба пап и антипап, мало чем отличавшихся от бандитов и кондотьеров, - таков третий предмет внимания Маркса.

И, наконец, четвертым объектом его пристального изучения являются процессы завершающегося в XV в. образования крупных монархий Европы. Деятельность Людовика XI и его борьба с последним представителем Бургундской династии - знаменитым Карлом Смелым - тщательно, почти погодно прослеживается Марксом в его конспектах. Таковы основные темы, занимающие Маркса. Этим, конечно, далеко не исчерпывается содержание записей гениального историка. Остановимся на некоторых его характеристиках.

Две страны, которые в силу ряда объективных причин продолжали в XIV-XV вв. оставаться политически распыленными, - Германия и Италия - были настоящим золотым дном для дворянского бандитизма. В Германии в это время господствовало "кулачное право", т. е. дворянское право разбоя на большой дороге, в Италии этого времени большие и малые бандиты и кондотьеры создавали в такой же мере подвижные, как и продажные военные державы, наводившие ужас на всю страну. Главным поставщиком этого благородного зверья была Германия, хотя его много было везде в Европе. О деятельности одного из таких знаменитых бандитов, величавшего себя "герцогом Вернером"1 , подвизавшегося в середине XIV п. в Италии, Маркс говорит (стр. 38 - 39): "Варварская война: целые города (весьма населенные, и цветущие) исчезают с лица земли; Терра-ди-Лаворо превращается в пустыню: каннибальские жестокости, убийства, пожары, вероломство озверевших от жадности немецких предводителей [напоминают "эпоху древних франков" в Галлии! Какая же скотина (beast) этот тевтон (homo teutonicus), тип славного малого (Biedermann par excellence)!]. Этот бандит говорит о самом себе: "Я герцог Бернер, предводитель великой дружины, враг бога, сострадания и жалости" (стр. 40). В Италии, где в XIV в. "любое убийство разрешалось за 1000 золотых гульденов!" (стр. 137), свои кондотьеры не лучше этого скотины тевтона. "Военное ремесло было самой прибыльной профессией." (стр. 338). В Италии имелось даже несколько школ таких благородных живодеров (стр. 264). Многие из них захватывают власть в мелких итальянских государствах, становятся основателями династий (Висконти. Сфорца, Скала, Гонзага и др.) "Джан Галеаццо Висконти, - рассказывает Маркс, - пе будучи сам полководцем, основывал свое управление на бандах наемников; атаманы разбойников: Якопо Верме, Альберико Барбиано, Пандольфо Малатеста, Франческо Гонзага и Паоло Савелли, должны были, согласно его завещанию, составлять во время несовершеннолетия его сыновей регентский совет..." (стр. 270). Нечего сказать, - правительство!

Не лучше обстоит дело в Германии, этой классической стране дворянского разбоя. "В Бранденбурге разбой - признанное ремесло так называемого рыцарства: "для организации этого промысла" они там устраивали форменные союзы (акционерные компании!) (joint-stock compagnies!). "Союз бранденбургских разбойников-рыцарей" назывался "Bund der Stellmeisen" (Wegelagerer - разбойники с большой дороги) (стр. 76, см. также стр. 141). С большим удовлетворением Маркс говорит о первой встрече швейцарской пехоты с итальянскими бандитами-кондотьерами при Арбедо в 1422 году (стр. 274 - 2751 "Швейцарцы не победили, но отступили с честью (они потеряли много людей).. Это первое столкновение между тяжело вооруженными и конными бандами кондотьеров и швейцарской народной пехотой внушило бандитам такой страх, как если бы они понесли поражение. Тут именно потерпела крушение их военная тактика... предводители их (кондотьеров) всегда отступали, когда видели себя побежденными в стратегическом отношении; кроме того, когда по тактическим соображениям приходилось нападать, между ними существовало молчаливое соглашение щадить жизнь тех тяжело вооруженных, которые вследствие падения с


1 Об этом чрезвычайно интересном типе интернационального бандита-кондотьера см. у Дельбрюка "История военного искусства". Т. III, стр. 291. М. 1933.

стр. 241

лошади утратили боеспособность, потому, что бандиты обеих враждующих сторон были их товаром и их княжеством. Но грубые швейцарцы под Арбедо (близ Беллинцоны) "совсем ненаучно" уничтожали (murxen) и стоячих и лежачих, поэтому бандиты понесли такой большой урон, что вся Италия была охвачена ужасом!".

Бандиты, враждовавшие между собой, предупредительно относились друг к другу и предпочитали брать лежачего в плен в расчете на выкуп, вместо того чтобы отправить его на тот свет, но в то же время сии не щадили ни жизни, ни имущества простого народа. Последний платил ом тем же и при случае разделывался с благородными грабителями совсем не по-научному, т. е. бил "и стоячих и лежачих,", пока они не испускали дух. Об этом красноречиво повествуют истории крестьянских восстаний Уота Тайлора в Англии (стр. 68 - 72) и Жакерия во Франции (стр. 55). Особенно ярко ненависть крестьянства и городской бедноты к насильникам-дворянам проявилась во время гуситских войн, которым Маркс отводит много страниц своего конспекта, снабжая их весьма крепкими замечаниями. Он приводит фразу из письма папского агента Юлия Чезарини, что "революционное учение о нравах человека, которые проповедуются чешскими фанатическими еретиками, пользуются успехом у немецких горожан, так сильно страдающих от разбоя рыцарей на больших дорогах, и у немецких крестьян, изнемогающих под гнетом князей и дворянства" (стр. 237). Он с удовлетворением рассказывает о поражении крестоносных рыцарей у Ауссига на Эльбе в 1426 году. Дворяне под начальством графов Вейдекского и Шварцбургского как взбесившиеся ослы (als hirntone Esel) пошли на приступ вагенбурга (укрепления из повозок) чехов. Табориты нанесли крестоносной "сволочи" страшное поражение: "15000 немцев осталось на месте под ударами зубчатых копий и железных цепов таборитов; 4000 повозок с провиантом и поклажей стали добычей гуситов" (сто. 231).

Все социальные движения средневековья принимали еретическую окраску, ибо католическая церковь освящала насилие господствующих и предписывала подчиненным безусловное повиновение. Но запутавшаяся н сетях мирских соблазнов церковь была в XIV и XV вв. своего рода духовным кондотьером, грабившим верующих и окончательно моральна разложившимся (порча церкви "во главе и членах").

Папа "Иоанн XXII, - записывает Маркс,- больше всего прославился своими смелыми спекуляциями... (по свидетельству) своего родственника, оставил после своей смерти 17 миллионов золотых гульденов, по другим источникам, сверх того, еще на 7 миллионов серебряной посуды и драгоценных камней; он был достойным сыном Кагора - города ростовщиков" (стр. 28). Папа "Климент VI был рабам своей любовницы, виконтессы де-Тюрен; его дом в Авиньоне был центральным вавилонским домом терпимости (стр. 40). Папа Бонифаций IX "по всей Европе... добывал вымогательством деньги для восстановления светской власти попов в Италии. Это ему удавалось нередко чисто мошенническим путем, так" например, он продавал одну и ту же должность или бенефиций шесть или восемь раз различным лицам" (стр. 153 - 154). Маркс совершенно правильно отмечает, что самые попытки реформы церкви в XV в. при помощи соборов (так называемое соборное движение) были лишь средством поднять и укрепить авторитет папства. Представители соборного движения во Франции, так называемые галликанцы, "со своей церковной реформой были самыми злейшими сторожевыми псам и церкви (которой реформа должна была придать только приличную внешность)" (стр. 216). Понятно, что она оказались злейшими противниками действительного реформатора церкви Яна Гуса.

Во всем этом хаосе и разгулявшейся дворянской анархии единственным, несомненно прогрессивным фактом была сильная королевская власть. Поэтому "крестьянская девушка" Жанна д'Арк, идущая во имя короля спасать Францию от разбоя английских и французских благородных грабителей и бандитов, пользуется несомненными симпатиями Маркса. С негодованием говорит Маркс о предательстве короля по отношению к своей спасительнице, после того как она попала в плен к бургундцам. "Для королевской и аристократической партии крестьянская девушка была также бельмом на глазу. Французский двор.., ничего не сделал, чтобы освободить ее из плена, хотя имелось достаточно пленных, на которых он мог бы ее обменять" (стр. 328). Последствием этого предательства короля была гибель Жанны. Парижский университет и епископ Бонези Кошон ("воистину свинья!" - восклицает Маркс. Cochon - по-французски свинья) состряпали процесс и добились осуждения Жанны как еретички. "Впоследствии, - прибавляет Маркс - Карл VII и его канальи вынуждены были ради народа сделать кое-что для "восстановления чести" Жанны (Sit divus, dum non sit vivus [пусть будет причислен к богам, только бы не остался в живых), как сказал Каракалла после убийства своего брата Геты)" (стр. 329).

Маркс, как мы видим, далек от идеализации королевской власти даже в то время, когда эта власть была прогрессивной (см. проделки и жестокости Людовика XI. стр. 356 - 361). Но он "Людовик XI, который ладил с горожанами и крестьянами и был жесток и вероломен только по отношению к высшей аристократии". Поэтому-то он "мало-по-малу смирил всех суверенных властителей своего королевства" (стр. 387) и руками швейцарцев стер с лица зем-

стр. 242

ли своего злейшего врага - герцога бургундского Карла Смелого. Маркс подробно останавливается на истории битв при Грансоне, Муртене и Нанси, в которых швейцарские "мужики, привлеченные тонкой дипломатией и деньгами французского короля, покончили с бургундскими войсками и Карлом Смелым, самым блестящим рыцарем Европы XV века (стр. 385-389). Зато "люмпен-императоры" Германок XV в, приводят Маркса в юмористическое настроение. Император Фридрих III для своего коронования в Аахене занимает на дорогу у одного тирольского рыцаря 200 марок. Долги свои он не платит, и его кредиторы-князья объявляют ему по этому случаю войну (стр. 251). Его сын, великолепный "последний рыцарь", будущий император Максимилиан I, тоже небогат и жаждет получить в жены богатую наследницу- дочь Карла Смелого Марию Бургундскую. Это ему удается, по приодеться к свадьбе ему не на что, и он "получил в Кельне 100000 гульденов от своей невесты Мари и, чтобы он мог "в приличном виде" появиться в Генте", где должно было состояться бракосочетание. Маркс дословно выписывает забавную фразу из сочинений историографа Людовика XI - Филиппа де Комина: "Они (бароны де Фе и д'Ирлан и Оливье де ла Марш, посланные Марией к Максимилиану в Кельн) привезли ему деньги, в то время как у него самого их почти не было, так как его отец (император Фридрих III. - С. С.) был наискареднейшим человеком, какого никогда не было среди всех государей и всяких прочих людей в наше время" (стр. 394). В 1477 г. Макс обвенчался со своей невестой и так вошел во "вкус богатой жизни", что дважды справлял свою свадьбу: один раз в Ренте, другой - в Брюгге. Затем он, рассказывает Маркс, пировал в Антверпене, а в это время французы жгли его города. Так "Макс проматывал бургундские сокровища". "Вот это по-рыцарски!" - восклицает Маркс и добавляет: "O, Lumpazius!" ("Вот прохвост!").

В интересных конспектах Маркса читатель найдет много материала и но ряду других вопросов: о монгольской державе Тимура; истории последних десятилетий Византии и государстве Османов, которое, по его словам, было "единственной подлинной военной державой средневековья"; об Испании и Португалии с историей ранних португальских .экспедиций и открытий; истории Швейцарии и прославленной в XV и. швейцарской пехоты. К сожалению, нет лишь в этой тетради ничего о восточнославянских странах - Польше и России.

В заключение позволю себе остановиться на одном важном вопросе, - когда Маркс создал эти свои конспекты.

В предисловии к изданию первой тетради акад. И. Адоратский отмечал, что эта работа Маркса относится, во всяком случае, ко времени после 1871 г. (см. предисловие, стр. III), так как в рукописи второй тетради есть прямое сравнение резин в Париже, устроенной Филиппом Бургундским (XV в.), с событиями Парижской коммуны 1871 года. Упоминание о Гарибальди и Жюле Семене и об их участии в тех же событиях во Франции (стр. 218 и 241) подтверждает это соображение. Акад. Адоратский высказал предположение, что Маркс писал эта конспекты в последние годы своей жизни (1879-1883). Мне кажется, что текст второй тетради, о которой сейчас идет речь, даст возможность установить более точно, время написания конспектов. Говоря об организации рыцарских бандитских союзов к Германии XIV и XV вв., союзов, созданных с целью грабежа, Маркс дважды сравнивает их с положением в "нынешнем" Курдистане (стр. 21 и 143). Я думаю, что в этом замечании Маркса ключ к решению интересующего нас вопроса. Дело в том, что ни Маркс, ни Энгельс ни в одном из известных нам сочинении не говорят о Курдистане и курдах. Двойное упоминание о Курдистане в конспекте, в котором Маркс лишь в самых исключительных случаях прибегает к сравнениям, взятым из современных событий, свидетельствует, мне кажется, о том, что какие-то современные написанию конспекта события в Курдистане привлекли его внимание к этой стране. Весьма вероятно, что такими событиями было начало курдских зверств по отношению к армянам ион благосклонном содействии "кровавого султана" Абдул-Гамида после Берлинского конгресса. Справка в журналах, которые мог читать Маркс, когда впервые появились многочисленные тогда статьи о курдах и армянах, могла бы более точно установить то, что историки называют terminus a quo, т. е. время, раньше которого Маркс не мог написать "своего конспекта. А вопрос об Армении и англо-русско-турецких отношениях в связи с Арменией в 80-х годах интересовал и Маркса и Энгельса1 . Если мое предположение верно, то тогда становится понятным, почему эта работа Маркса не получила дальнейшего оформления. Она была, повидимому, вообще последней работой великого мыслителя.

Текст второй тетради переведен и издан так же тщательно, как и текст предшествующей тетради.


1 См. письмо Энгельса к Марксу от 12 сентября 1882 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXIV, стр. 577-578.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-МАРКС-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ-ВЫПИСКИ-ТЕТРАДЬ-II-1300-1470-гг-АРХИВ-МАРКСА-ЭНГЕЛЬСА-Т-VI

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. СКАЗКИН, К. МАРКС. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ. ТЕТРАДЬ II, (1300-1470 гг.) "АРХИВ МАРКСА - ЭНГЕЛЬСА". Т. VI // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-МАРКС-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ-ВЫПИСКИ-ТЕТРАДЬ-II-1300-1470-гг-АРХИВ-МАРКСА-ЭНГЕЛЬСА-Т-VI (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. СКАЗКИН:

С. СКАЗКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
2111 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К. МАРКС. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ. ТЕТРАДЬ II, (1300-1470 гг.) "АРХИВ МАРКСА - ЭНГЕЛЬСА". Т. VI
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android