И.М.Мирошник
Международное движение «Антистресс», г. Москва
Статья впервые опубликована: Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса // Таврический журнал психиатрии, Симферополь, Т.3, № 2(9), 1999. - С.180-183.
В последнее десятилетие страны СНГ переживают глобальный социально-экономический кризис - период ломки общественного уклада, нестабильности, нарушения привычного порядка в области идеологии, мировоззрения, этических норм, а также многочисленных конфликтов, которые порождают и поддерживают социально-психологические условия, ограничивающие продуктивное развитие личности. В соответствии с законом продуктивного развития блокировка самоосуществления личности является одной из основных причин длительных стрессовых состояний у взрослых и детей [1;2].
Ситуация требует разработки и внедрения в практику общественной жизни новых методов и средств, обеспечивающих психологическую защиту и реабилитацию продуктивной личности. Сегодня можно говорить о том, что сохранение личностного потенциала - проблема национальной безопасности. Эта государственная и междисциплинарная проблема не может быть решена без объединения усилий психологов, социологов, культурологов, медиков, педагогов, юристов и специалистов других профессий.
Одним из путей ее решения является разработка методов и средств, обеспечивающих комплексную медико-психолого-педагогическую (МПП) реабилитацию, направленную на развитие и гармонизацию самосознания личности [3].
Отметим, что предлагаемый нами МПП подход к решению задачи реабилитации личности не является синонимом дефектологического. Так как, с нашей точки зрения, многие острые или хронические дистрессовые состояния и неврозы, возникающие у взрослых и детей в условиях социально-экономического кризиса, являются следствиями блокировки возможностей развития личности (экзогенный фактор патогенеза), но не следствиями эндогенной ограниченности этих возможностей.
Суть предлагаемого нами реабилитационного подхода - комплексное использование передовых технологий реабилитации личности в медицине, психологии и педагогике с целью создания оптимальных условий для ее самоосуществления. Очевидно, что мы не обладаем средствами оперативного воздействия на глобальные социально-экономические процессы. Однако, для достижения поставленной цели мы можем воздействовать на социально-психологические и педагогические исполнительные механизмы, определяющие социальную ситуацию развития личности. Воздействовать таким образом, чтобы сформировать новую систему экспектаций общества постиндустриальной персоналистической культуры, в котором ценности самоосуществления личности доминируют над ценностями потребления [2].
Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) - новый метод оперативной психотерапии - реализует средствами современных информационных технологий концепцию медико-психолого-педагогической реабилитации личности.
ЛОК-терапия отвечает современным тенденциям краткосрочности, интегративности и системности психотерапевтических воздействий и является личностно-ориентированной (персоналистической) по сути, а компьютерной - по форме.
Краткосрочность (оперативность) ЛОК-терапии достигается за счет использования новых компьютерных технологий телеономической психокоррекции, обеспечивающих информационную психометрическую обратную связь [5].
Как известно, цель, задачи и техники любого психотерапевтического направления, ориентированного на личностные изменения, вытекают из представлений о причинах и специфике личностных нарушений (патогенеза личности), что, в свою очередь, во многом определяется принятой философско-психологической концепцией личности.
Философско-методологический базис ЛОК-терапии (неософия) построен на принципе синергии (взаимодополняющего единства) ее различных компонентов: науки, искусства и религии.
ЛОК-терапия базируется на социальной теории постиндустриального персонализма и концепции триединства личности [1;2;3], учитывающих единство, но не тождество трех факторов, влияющих на продуктивное развитие (или патогенез) личности: природного (биологического), социального и духовного.
Мы полагаем, что концепция триединства личности имеет предпосылки в религии, науке и искусстве и отражает определенный этап эволюции мышления и самосознания Человека. Очевидно, что комплексный анализ становления концепции триединства выходит за рамки данной статьи. Ниже мы приведем лишь некоторые аргументы, подтверждающие наш тезис о том, что тринитарная парадигма может рассматриваться как транскультуральный феномен эволюции самосознания Человека.
Мы уже отмечали, что идея трoичности божеств - один из самых устойчивых и распространенных мотивов мифологии и религии [1]. Троичность выступает и как базис синкретического философского конструирования в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме и средневековой мистике Иоахима Флорского, Экхарта, Беме, Силезиуса и др.
Такая эволюционно-историческая устойчивость этого транскультурального феномена позволила нам выдвинуть гипотезу о существовании в коллективном бессознательном абсолютного архетипа триединства, степень и форма осознания которого во многом определяет уровень культуры цивилизаций. Мы полагаем, что осознание абсолютного архетипа триединства в Христианстве (как внутри себя личностного отношения трех ипостасей) качественно изменило мировоззрение и способ мышления человека, создав предпосылки для скачкообразного развития западной цивилизации.
Важно отметить, что христианский термин "троица", подчеркивающий единство трех, вместо греческого "триада", фиксировавшего их различие, появляется и начинает употребляться лишь во втором веке, то есть только после скачкообразного перехода мировой культуры через "осевое время" (Axenzeit), которое, согласно К.Ясперсу, выявило универсальный смысл истории. Однако, не трудно проследить, как в истории философской мысли синкретическая религиозная форма осознания абсолютного архетипа триединства была постепенно вытеснена антагонистической концепцией троичности - асимметричного диалектического становления, проходящего через антагонизм двух борющихся противоположностей (Фихте, Шеллинг и др.), - получившей наиболее полное выражение в диалектике Гегеля, где гармоничная троица заместилась диалектической триадой (тезис-антитезис-синтез), постулирующей иной способ взаимоотношений элементов троичности. Очевидно, что Гегелевская модель синтезируемого третьего качественно отличается от троичности, осознанной в Христианстве. Три компоненты универсальной схемы Гегеля несимметричны в своей основе и конституируют этап дисгармонии становления - исторический период социального самоотчуждения человека [1].
В концепции триединства личности, в отличие от триадической модели Гегеля, ни одна из трех субстанций самосознания не является синтезом двух других. В ЛОК-терапии самоорганизация сознания происходит не вследствие "эманации абсолютного духа", но вследствие творческой активности личности, ее самоопределения в природной, социальной и духовной формах бытия. В ЛОК-терапии возникает качественно новое отношение синергии, при котором третья (духовная) субстанция, не утрачивая самостоятельности, выполняет функцию гармонического дополнения к двум другим (но не их синтеза как такового). В этом негэнтропийном процессе происходит снятие неопределенности самосознания - переход от бессознательного архетипа к тринитарной парадигме, - что приводит к повышению уровня самоорганизации и расширению свободы личности.
Апробация и внедрение программно-методического комплекса ЛОК-терапии "Интерактивный психологический театр" (ИПТ) в медицинских, образовательных и санаторно-курортных учреждениях Ставропольского края, Крыма и других регионов России и СНГ подтверждают его эффективность в решении широкого спектра задач оказания оперативной медико-психолого-педагогической помощи населению. Ранее мы опубликовали результаты клинико-психологической апробации программно-методического комплекса ИПТ в процессе лечения больных алкоголизмом и наркоманией [3, 127-128]. Ниже рассмотрим некоторые аспекты применения ЛОК-терапии в реабилитационной педагогике и в условиях санаторно-курортного лечения, а также наметим перспективные области ее применения.
В отечественной школе педагогической и возрастной психологии и детской психиатрии традиционно подчеркивалась необходимость сочетания психотерапии, основывающейся на глубоком изучении индивидуально-личностных особенностей ребенка, с лечебно-корригирующей педагогикой (В.С.Мухина, Г.Е.Сухарева и др.). Однако в практической деятельности коррекционно-реабилитационных и образовательных учреждений преобладает изолированный подход к ребенку, направленный на решение конкретных образовательных задач или на диагностику и коррекцию отдельных нарушенных психических процессов, но не на личность и поведение ребенка в целом.
Реабилитационная педагогика, направленная на самоопределение личности, в единстве с лечебно-оздоровительным и профилактическим методами необходима сегодня практически каждому ребенку подросткового возраста. Но она особенно актуальна для решения задачи комплексной реабилитации детей с проблемами развития и поведения, которые стали жертвами антропогенного загрязнения окружающей среды или пострадали при межнациональных военных конфликтах.
Проводимые нами медико-психолого-педагогические исследования позволяют предположить, что программно-методический комплекс ИПТ может стать реальным инструментом педагога, школьного психолога, детского психиатра, психотерапевта или социального работника детства. Конечно, ИПТ не может устранить глобальные экологические или социально-экономические причины нервно-психических, поведенческих и личностных нарушений у детей, но может служить образцом, задающим стандарт, стратегию и тактику, то есть - систему гуманизации отношений к личности ребенка. Этим утверждением мы хотим подчеркнуть, что наибольшей эффективности можно достичь широким внедрением ИПТ и его применением не только для работы с детьми подросткового возраста, но и для психотерапии среды, то есть социального окружения ребенка в семье, школе и других общественных институтах.
Современная ситуация и уровень развития психологической науки повышают требования к работе психотерапевта и психолога на курорте. Еще недавно психотерапевтическая служба носила характер симптоматической помощи больному средствами косвенной психотерапии, гипнотерапии и т.д. Однако, в современных условиях, возвращаясь из санатория в психотравмирующую, стрессогенную обстановку, больной в считанные недели, а иногда и дни, растрачивает приобретенные таким способом адаптационные резервы. Не здесь ли кроются истинные причины парадоксального регресса психотерапевтической службы в санаторно-курортных учреждениях, еще недавно выполнявших роль всесоюзных учебно-методических центров по психотерапии (например, в базовом санатории "Березовские минеральные воды")?
По-видимому, сегодня психотерапевт должен не только симптоматически помогать больному, но и, насколько это возможно, оздоравливать личность в целом, то есть осуществлять каузальную психокоррекцию. Однако при существующих методах психотерапевт может обеспечить лишь небольшую группу пациентов, нуждающихся в психокоррекции личности. Поэтому личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия, одним из системных принципов которой является "единство симптоматической и каузальной психокоррекции", может стать реальным инструментом, с помощью которого психотерапевт сократит временные затраты, значительно повысит эффективность своей работы и создаст максимальный психологический комфорт для пациентов в условиях санаторно-курортного лечения.
Например, в специальной литературе неоднократно отмечалось, что психотерапевт, работающий на курорте, в силу очевидных причин не в состоянии в полной мере реализовать такие мощные средства воздействия на личность как либротерапия или арт-терапия. Напротив, используя ИПТ, всего за 3-4 сеанса (10-12 часов) ЛОК-терапии с применением методики "Я и другие" можно добиваться результатов, которые требуют многих недель работы при использовании нетелеономических техник арт-терапии. Апробация ПМК ИПТ в центральной курортной поликлинике (ЦКП) г. Евпатории в период летнего курортного сезона 1998 года показала реальные возможности этого комплекса в области оказания платных медицинских услуг населению. ИПТ был установлен в специально оборудованном кабинете компьютеризированной психотерапии. Соответствующая платная услуга предлагалась отдыхающим на курорте [4]. Услугу оказывала врач-педиатр, прошедшая обучение (краткий курс "Введение в ЛОК-терапию") на учебных курсах, организованных Крымской Республиканской Ассоциацией Психиатров, Психотерапевтов и Психологов, и получившая соответствующий сертификат и лицензию профессионального пользователя. ПМК ИПТ применялся с целью психологического консультирования для отдыхающих различных возрастных групп.
В заключении ЦКП по результатам апробации указывается, что клиенты, прошедшие сеансы ЛОК-терапии, отмечали положительную коррекцию эмоционального состояния (общее улучшение самочувствия и настроения, снижение напряженности и тревожности), повышение уровней самооценки и уверенности в своих силах. Апробация оценивается как успешная и подчеркивается, что внедрение ПМК ИПТ позволяет повысить качество обслуживания отдыхающих и эффективность санаторно-курортного лечения.
Необходимо отметить, что в санаторно-курортных условиях ПМК ИПТ может функционировать не только в кабинете психотерапии, но и в других отделениях (например, функциональной диагностики, физиотерапии и даже в регистратуре). В каждом конкретном случае можно использовать те или иные возможности ИПТ. Так представляется целесообразным использовать психодиагностические тесты, включенные в модуль "Природная субстанция", для динамической оценки эффективности лечебного процесса; модуль автоматического секретаря - для первичной регистрации отдыхающих и т.д. Важно подчеркнуть, что ИПТ обеспечивает автоматическое ведение базы данных коллективного пользования и работу с архивами (см. [3]), что позволяет накапливать и анализировать информацию, упорядоченную по пользователям, клиентам, методикам, временным периодам и т.д.
Задаваясь вопросом, почему приблизительно в одинаковых условиях эксплуатации ИПТ может давать различные по эффективности результаты, мы приходим к выводу, что этот программно-методический комплекс особенно эффективен там, где для специалиста актуальна задача создания в своем кабинете психотерапевтической среды, обеспечивающей наиболее полное раскрытие личностного потенциала; где, решая конкретную медицинскую, психологическую, педагогическую задачу, профессионал не теряет системного видения проблемы Человека.
Проводимые клинико-психологические исследования позволяют выделить перспективные области применения программно-методического комплекса личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии "Интерактивный психологический театр". Такое расширение сферы применения ИПТ прежде всего обусловлено новыми социальными задачами, которые поставлены перед психологами, работниками медицины и образования в условиях системного кризиса.
Полагаем, что программно-методический комплекс ЛОК-терапии, выполняя функцию нового опосредствующего звена между врачом и пациентом, (психологом и клиентом, педагогом и учеником) может оказаться полезным инструментом:
В лечении алкоголизма и наркомании.
В комплексной реабилитации детей подросткового возраста с проблемами развития и поведения (в том числе, пострадавших при межнациональных (военных) конфликтах, а также детей из зон антропогенного загрязнения).
В санаторно-курортном лечении.
В профилактике и лечении пограничных психических нарушений.
В психиатрии.
В косметической хирургии.
В психологическом консультировании.
В педиатрии и гуманизации родов.
В системе внедиспансерной медико-психолого-педагогической помощи населению (в том числе в бытовых условиях).
В психологической службе учебных заведений.
В пенитенциарных учреждениях.
В хосписах.
Список остается открытым. Каждое из этих направлений требует большого объема экспериментальных исследований, которые должны завершаться выработкой научно-обоснованных и конкретных методических рекомендаций. Очевидно, что такие исследования имеют комплексный, интегративный характер и возможны только в кооперации специалистов.
Сегодня есть все основания полагать, что в условиях социально-экономического кризиса широкое внедрение систем ЛОК-терапии в комплексе средств оперативной медико-психолого-педагогической помощи населению может иметь практическое значение для решения задач психогигиены, психопрофилактики, психокоррекции и позволит в сжатые сроки добиться значительного медико-социального и психолого-педагогического эффектов.
[1] Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса. // Таврический журнал психиатрии, Т.3, № 2(9), 1999. - С.180-183.
Виталий Петрович Ветров: | ||
Спасибо Ирина Макаровна! поучительно!
|
||
2552 дней(я) назад·1 ответов1 ответов |
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |