Серия "Жизнь замечательных людей". Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия". 1938. 344 стр. 45000 экз. 3 руб.
Великая буржуазная революция во Франции выдвинула целую плеяду пламенных, до конца преданных народу борцов революционной демократии.
Кумиры буржуазии эпохи ее возвышения: Неккер, Мирабо, Бальи, Лафайет, Дюмурье - жалки и ничтожны по сравнению с такими революционными деятелями, как Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Жак Ру, Бабеф, стоявшими во главе революционной демократии того времени.
Выдающееся место среди деятелей Французской революции занимает Марат. Страх и ненависть вьзывал Марат у аристократии и контрреволюционной буржуазии. При жизни они его преследовали, а после того, как Марат был убит, буржуазия распространяла нелепые выдумки о личности его, стараясь грязной клеветой осквернить светлую память друга народа.
Отражение этой классовой ненависти буржуазии к Марату мы находим почти во всей буржуазной историографии, касающейся личности и деятельности Марата. Даже в жизнеописаниях Марата, написанных в последнее время, он изображается болезненно властолюбивым человеком, несдержанным, любителем крайностей, патологическим типом и т. д.
Энгельс в 1884 г. писал: "Все яростные вопли и вся фальсификация истории, исказившие на целых сто лет истинный облик Марата, объясняются только тем, что он безжалостно совлек покрывало с тогдашних кумиров - Лафайета, Бальи и других, разоблачив в них уже готовых изменников революции, и тем еще, что, подобно нам, он не считал революцию завершенной, а хотел сделать ее перманентной"1 .
К сожалению, до сих пор, несмотря на наличие большого фактического материала, мы не имеем подлинно марксистской биографии Марата.
Автор рецензируемая книги А. Ольшевский поставил себе задачу - восполнить этот пробел на основе изучения материалов с марксистско-ленинской точки зрения.
Книга написана живым, выразительным языком я представляет несомненный интерес для массового читателя. Автор хорошо показал мужество, энергию, настойчивость, непримиримость к врагам революции и душевное благородство Марата, его бескорыстие и преданность революции.
Несомненным достоинством книги является то, что в ней достаточно полно излагаются основные события Великой буржуазной революции, и вся жизнь Марата дана на фоне этих событий. Книга, таким образом, дает не только биографию одного из величайших деятелей революции, но и в значительной степени главу из истории самой революции до июля 1793 года.
Жизненный путь Марата - это путь самого последовательного и решительного для его времени борца за буржуазно-демократическую революцию.
Врач и ученый, Марат уже задолго до революции проявлял большой интерес к социально-политическим проблемам и выразил свои революционно-демократические воззрения в сочинении "Цепи народа", изданном в 1774 г. в Англии. Правда, его воззрения еще не были окончательно оформлены, и только в процессе революции, в процессе прямого участия в революционной борьбе, выкристаллизовывается Ма-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VI, стр. 8 - 9.
рат-друг народа, Марат-республиканец, Марат-руководитель самого крайнего революционного крыла буржуазной демократии, самых низших слоев города и деревни.
С первых дней революции Марат противопоставляет революционные действия народных масс умеренным реформам Учредительного собрания. Он всегда с народом, в самой гуще его. Все четыре года своей революционной деятельности он неустанно зовет народ к новым боям, разоблачая короля и аристократию, вождей конституционной буржуазии, а затем и вождей либеральной буржуазии.
14 июля Марат в Париже стоит на страже победы народа. В августе-сентябре 1789 г. Марат разоблачает ничтожность уступок, сделанных Учредительным собранием крестьянству. В дни, предшествовавшие выступлению масс 5 - 6 октября, Марат, по словам Демулена, "летит в Версаль, словно молния, возвращается обратно и один поднимает такой шум, как трубы всех четырех архангелов в день страшного суда. Он кричит: "Мертвые, вставайте!" (стр. 80).
Всегда бдительный, всегда на страже интересов народа, Марат обладал исключительной прозорливостью в разоблачении самых коварных замыслов контрреволюции. Он никогда не поддавался опьянению победами и раньше всех своих современников предвидел и во всеуслышание предупреждал народ о готовящейся измене короля и королевы, Мирабо, Лафайета, затем Дюмурье и других.
Изобличив короля в тайном соглашении с Австрией и эмигрантами, Марат дает народу конкретную программу действий: "Пока еще не поздно, держите короля и дофина под хорошей охраной... Пусть они будут заложниками при грядущих событиях. Заточите австриячку (королеву), захватите всех министров и их прислужников, закуйте их в цепи. Арестуйте мэра и его заместителей. Следите за генералом (Лафайетом), арестуйте штаб. Захватите артиллерийский парк на Зеленой улице. Овладейте всеми пороховыми складами и мельницами. Распределите пушки между всеми районами" (стр. 125).
Он звал к восстанию против Учредительного собрания, лишившего избирательных прав огромную массу французского народа, против "банды врагов революции, захвативших Учредительное собрание" (стр. 133). Его призывы к восстанию становятся все более настойчивыми. "Есть только одно средство, которое я столько раз рекомендовал, - всеобщее восстание и народные расправы".
Но восстание назревало гораздо медленнее, чем хотелось Марату. Он выражает досаду по поводу бездействия народа, его доверчивости, не раз впадает в уныние и даже в отчаяние. "Подумай о своих бедах, глупый и трусливый народ. И если ничто не может пробудить в тебе чувства долга, влачи твои дни в нищете и закончи в позоре и рабстве", - с укоризной обращается Марат к народу в августе 1790 года (стр. 128).
В 1791 году, отмечая, что выступление масс задерживается, Марат со свойственным ему революционным пылом призывает к созданию "Клуба мстителей" и революционной расправе с врагами народа (стр. 146).
Летом 1792 г. атмосфера в стране сгущается, растет революционный подъем. Марат обращается к "самым низшим классам общества - рабочим, ремесленникам, земледельцам, простонародью" и призывает их "беспощадно уничтожить предателей отечества и утопить вождей заговорщиков в их собственной крови" (стр. 189).
Он вдохновлял санкюлотов в их выступлении 10 августа и в период революционного террора, в сентябрьские дни 1792 гола. Его авторитет в массах был настолько велик, что, когда жирондисты предали его суду Революционного трибунала, дело кончилось триумфом Марата, а "преследование Марата было непосредственным прецедентом для событий 31 мая"1 .
Именно поэтому не было в то время ни одного деятеля, который подвергался бы таким гонениям, как Марат. Начиная с осени 1789 г. Марат в течение трех лет много раз уходил в подполье, на несколько месяцев эмигрировал в Англию, позднее привлекался к ответу в Конвенте, затем - к суду, но вседа он оставался непреклонным борцам за интересы народа.
Особая роль Марата в революции на самых решающих ее этапах, огромный интерес советского читателя к этому выдающемуся человеку, громадное воспитательное значение биография Марата - все это ставит перед биографом задачу - дать образ Марата всесторонне и в то же время цельно. В этом отношении рецензируемая работа оставляет желать много лучшего. Автор соблюдает хронологическую последовательность в изложении биографии Марата, но при этом допускает некоторую отрывочность в изложении материала.
Цельность образа Марата вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает показ его эволюции. Между тем в книге сглажены, а не заострены некоторые весьма важные моменты во взглядах Марата, и он с самого начала выступает слишком законченным и сформировавшимся в своих взглядах, что не соответствует исторической действительности.
Автор уделяет очень мало места социальным взглядам Марата. Он характеризует их очень скупо (стр. 149 - 150; 339 - 340). О том, например, что Марат высказывался за сохранение цехов, читатель узнает только на последней странице (стр. 340). Между тем это характерно для мелкобуржуазных взглядов Марата. Автор нигде не приводит слов Энгельса о том, что "подобно нам (т. е. Марксу и Энгельсу. - М. У. ), он не считал революцию за-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. III. стр. 609.
вершенной, а хотел сделать ее перманентной"1 . Больше того: автор обрывает цитату Энгельса перед этими словами (стр. 90). Очевидно, он опасается, что эти слова могут привести к недоразумению. Между тем сам автор на стр. 341 говорит: "И даже после якобинского переворота 31 мая - 2 июня он (Марат) не успокоился, а продолжал звать к новой революции. Смерть оборвала его жизнь, и мы не знаем, на чем он остановился бы в дальнейшем".
Неверно, что "даже после якобинского переворота 31 мая - 2 июня он (Марат)... продолжал звать к новой революции" (стр. 341). Марат не переставал настаивать на диктатуре, призывал к террору против жирондистов, но наряду с этим он страстно выступал против Жака Ру и других руководителей "бешеных", видя в их призывах к новой революции опасность для республики. В это время Марат призывал не к новой революции, а к закреплению завоеваний совершившейся революции и к подавлению контрреволюции Конвентом и его органами путем проведения революционного террора.
Можно ли говорить, как это делает автор, что "мы не знаем, на чем он (Марат) остановился бы в дальнейшем?" Этим автор хочет сказать, что Марат "неизменно стремился к дальнейшему углублению революции". Здесь скрывается вульгарное толкование мысли Энгельса по этому вопросу.
Нет сомнений, что Энгельс, употребляя в отношении Марата выражение "подобно нам", не ставит знака равенства между Марксом и собою, с одной стороны, и Маратом - с другой. Речь идет о некотором подобии. В этом смысле и следует понимать приведенные слова Энгельса. В рамках буржуазной революции Марат шел во главе крайних левых революционно-демократических сил и вел борьбу за интересы самых низших слоев города и деревни. Поэтому он и не мог считать революцию законченной ни тогда, когда у власти стояли конституционалисты, ни тогда, когда у власти стояли жирондисты.
Вся деятельность Марата протекала в эпоху буржуазной революции, и сам он по своей идеологии не выходил за рамки буржуазно-демократических воззрений. Вот почему его борьбу за "непрерывную революцию" нужно понимать в рамках, ограниченных условиями буржуазной революции и мелкобуржуазными взглядами, довольно ясно высказанными самим Маратом.
Ленин писал, что "французский Конвент размахивался широкими мероприятиями, а для проведения их не имел должной опоры, не знал даже, на какой класс надо опираться для проведения той или иной меры"2 .
На биографии Марата можно ярко показать различие между Великой буржуазной французской революцией и Великой Октябрьской социалистической революцией в СССР. Страстный революционер, Марат был скован задачами эпохи и не выходил из рамок борьбы за смену одной формы эксплуатации другой - более прогрессивной.
Чрезвычайно интересно и важно установить, как Марат понимал диктатуру, на необходимости которой он настаивал с неослабевающей силой.
Автор добросовестно приводит в разных местах книги основные высказывания Марата о диктатуре. Но в книге отсутствует необходимое обобщение взглядов Марата в их развитии.
Нельзя согласиться с тов. Ольшевским, что Марат уже в своей книге "Цепи рабства" (1774) "закладывает основание теории революционной диктатуры" (стр. 25).
В своем выступлении в Конвенте 25 сентября 1792 г. в ответ на обвинения жирондистов Марат говорит, что в связи с заговором короля и предательством Учредительного и Законодательного собраний у него возникла мысль о диктатуре трибуна или триумвирата. "Этот диктатор не был бы тираном. Его власть продолжалась бы несколько дней и сводилась бы только к праву судить предателей". Диктатуру одного лица или триумвирата Марат сводил к осуществлению беспощадного террора (см. стр. 110, 125, 139 - 140, 220 и др.), "чтобы прикончить всем известных главных изменников" (стр. 164), "чтобы сокрушить врагов революция" (стр. 202).
С другой стороны, жаль, что автор не использовал письмо, написанное Маратом незадолго до его смерти, уже после революции 31 мая - 2 июня 1793 г., по вопросу о роли вождя, осуществляющего революционную диктатуру.
Вот что говорит в своем письме Марат: "В моих устах вождь не значит повелитель, - никто больше меня не питает отвращения к повелителю, - но в настоящую критическую минуту я хочу вождей, которые руководили бы действиями народа, чтобы он не делал ложных шагов и чтобы усилия его не были напрасны, ибо что такое сто тысяч людей, уже стоящих под ружьем, если у них нет вождей - руководителей?"3 .
Здесь ясно выражен сложившийся у Марата взгляд на диктатуру народа, возглавляемого вождем, диктатуру, которая проводит террор против врагов народа и действует под руководством вождя, чтобы народ не делал ложных шагов и "чтобы усилия его не были напрасны".
Автор говорит, что уже в 1789 г. Марат призывал "народ - городскую и деревенскую бедноту - взять власть в свои руки" (стр. 92). Следовательно, он считает, что Марат под "народом" понимал только бедноту. Однако в другом месте автор указывает, что в понятие "народ" Марат включал пролетариат и ремесленников, подма-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VI, стр. 9.
2 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 164.
3 Марат. Памфлеты. Изд. "Академия", стр. 780. 1934.
стерьев и мелких торговцев, крестьянскую бедноту и низших чиновников, пролетарскую и полупролетарскую интеллигенцию (стр. 159). Такие разноречивые формулировки могут вызвать вполне основательное недоумение у читателей.
Недостаточно разъяснен автором вопрос о переходе Марата к республиканским убеждениям. В 1788 г. Марат еще выступает против дурных советников короля и допускает возможность для монарха открыть путь революции. Не только в августе 1789 г. при составлении проекта декларации прав (стр. 67), но и после попытки к бегству Людовика XVI Марат требует низложения короля, но не требует упразднения королевской власти (стр. 165). Поэтому очень важно было бы выделить и разобрать вопрос о переходе Марата к республиканизму.
Таковы некоторые основные замечания, которые необходимо сделать. Нам кажется, что если автору придется работать над вторым изданием этой книги - а это, несомненно, желательно, - ему необходимо внести в нее соответствующие исправления, для того чтобы советский читатель получил более развернутую и политически ясную биографию Марата.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |