Libmonster ID: RU-14224
Автор(ы) публикации: Ю. В. САВВАТЕЕВ

Новосибирск. Изд-во "Наука". Сибирское отделение. 1974. 122 стр. Резюме на англ. яз. Приложение из 41 таб. Тираж 1800. Цена 96 коп.

Одно из центральных мест в творчестве известного советского ученого академика А. П. Окладникова занимает изучение наскальных изображений Сибири. Введение их в науку справедливо расценивается как выдающаяся заслуга исследователя. Ему принадлежит целая серия книг, посвященных отдельным памятникам древнего наскального искусства Сибири, Дальнего Востока, Монголии1 . Рецензируемая монография продолжает данную серию и знакомит с забытыми малоизученными петроглифами Байкала, занимающими особое место среди всех других наскальных изображений Сибири. В первую очередь это относится к неповторимой на всем протяжении от Урала до Тихого океана группе петроглифов Саган-Заба, которую автор с полным основанием считает жемчужиной древней культуры и искусства народов Сибири.

Сравнительно небольшая по объему, хорошо изданная книга построена по строгому и ясному принципу. В кратком введении читатель посвящается в сложную историческую проблематику Прибайкалья и пред-


1 А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М.-Л. 1959; А. П. Окладников. Шишкинские писаницы. Памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск. 1959; его же. Олень - золотые рога. М. 1964; его же. Петроглифы Ангары. М.-Л. 1966; его же. Утро искусства. Л. 1967; А. П. Окладников, В. Д. Запорожская. Петроглифы Забайкалья, Ч. 1-2. Л. 1969-1970; их же. Петроглифы Средней Лены. Л. 1972; А. П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура. Л. 1971; А. П. Окладников, А. И. Мартынов. Сокровища томских писаниц. М. 1972; А. П. Окладников. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (Пещерные росписи Хойт-Цэнке- рагуй (Сэнгри-Агуй), Западная Монголия). Новосибирск. 1972, и др.

стр. 165


варительно знакомится с основным предметом исследования - петроглифами Байкала. Затем последовательно рассматриваются рисунки в бухтах Саган-Заба и Ая, на горе Сахюртэ (около улуса Хурай-Нур), на горе Орсо и в пади Малая Орсо и, наконец, в районе улуса Елгазур. Ошибется тот, кто будет рассматривать описание петроглифов названных групп как необязательную для внимательного чтения источниковедческую часть. Знакомя с материалом, А. П. Окладников одновременно его и анализирует, осмысляет, высказывает ряд важных для понимания рисунков наблюдений. Тем, кто занимается изучением петроглифов, остается лишь пожалеть, что порою они высказаны слишком бегло. Так, совсем кратко сказано о чрезвычайно любопытной технике выбивки - очень неглубокая, точечная, но почти без ямок от ударов (стр. 22, 46). Не развита мысль о возможном пласте рисунков, нанесенных красной охрой (стр. 28); если они действительно были, то встает вопрос о взаимоотношении их с петроглифами. Скороговоркой сказано о существовании единой колоссальной группы изображений, выбитых одной рукой (стр. 27), о наличии эскизов или намеренно не законченных фигур (стр. 68), о характере композиций и развитии их во времени. Желательна более развернутая аргументация при выделении новых сюжетов, особенно таких сравнительно редких и принципиально важных, как чум (стр. 28), изображение человека с бубнами (стр. 27), фигуры птицы в полете (стр. 30) и др.

Основная исследовательская часть сосредоточена в последнем разделе - "Семантика и время петроглифов Байкала" - и в заключении, где автор снова собственно "петроглифическую" проблематику рассматривает на широком историческом фоне. Интерпретация петроглифов Байкала дается в тесной связи с историей сибирских племен эпохи неолита и бронзы. Семантика рисунков, миропонимание и мировосприятие их творцов рассматриваются сквозь призму шаманского фольклора бурят и других этнографических наблюдений. Такой комплексный подход к трудным для понимания памятникам наскального творчества, при котором в органичном единстве используются изобразительный материал, данные этнографии, языкознания, фольклора, археологии, сравнительные исторические параллели, делает книгу интересной и в чисто методическом плане.

Своеобразны и выразительны сами исследуемые памятники. Обращает внимание и связь их с чудом природы - Байкалом, и само расположение, и техника нанесений, и, наконец, большое разнообразие сюжетов, среди которых особое место занимают довольно многочисленные антропоморфные существа. Накапливающиеся в течение длительного времени гравировки, по мысли А. П. Окладникова, свидетельствуют "о какой-то этнической устойчивости, о том, что... на протяжении по крайней мере тысячи лет здесь, на Байкале, продолжало существовать население, в среде которого преемственно передавались одни и те же художественные образы, а вместе с ними и одинаковые идеи" (стр. 79). Если это так, то сам изобразительный материал приобретает особую ценность, позволяя проследить развитие наскального творчества данного региона во времени, зарождение и формирование новых образов, идей и представлений и их преемственную смену. Богатый фольклор, живые следы культа писаниц у бурятских шаманов, определенные ниточки связей с местным археологическим материалом "подсказали" интересные линии исследования рисунков: их возраста, содержания, этнокультурной принадлежности и т. д.

Книга задумана и как публикация и как исследование одновременно. Более того, она призвана утолить и чисто научный и более широкий познавательный интерес к памятникам. Совместить обе задачи, во многом самостоятельные, очень трудно. Неизбежно появляются некоторые издержки издания; чтобы развернуть исследование, приходится сокращать публикационную часть, крайне важную для науки, и наоборот.

С петроглифами и писаницами всегда связан круг сложных научных проблем, разобраться в которых нередко очень трудно, я порою я вовсе невозможно. То, что байкальские рисунки рассматриваются в единстве с широкой исторической проблематикой огромной территории Северной Европы и Азии (культурно-исторические контакты, преемственность культур, происхождение шаманства и т. д.), делает книгу еще более интересной. Немалым ее достоинством является стиль и язык, настраивающие на "сопереживание", на активное, эмоционально окрашенное восприятие памятников древности.

Для отечественного петроглифоведения - очень молодой еще отрасли исторического знания - книга А. П. Окладникова интересна и с точки зрения того специфического опыта, который приходит в процессе пуб-

стр. 166


ликации и исследования отдельных конкретных памятников. Обсуждение этого опыта с целью использования его при изучении других, даже далеко отстоящих памятников является особой и очень важной задачей науки. Высоко оценивая такой опыт в целом и в серии более частных наблюдений, догадок, рассуждений, можно высказать и некоторые замечания. Часть из них связана с публикацией материала, другая-. с его интерпретацией.

Точно воспроизвести петроглифы, особенно выбитые ни вертикальных скалах, да еще не совсем гладких, разрушаемых природой, - дело нелегкое. Мало кому удавалось сразу же разглядеть и верно скопировать все рисунки. Чаще всего это результат деятельности нескольких поколений исследователей. Не смогли решить в полной мере такую задачу и предшественники А. П. Окладникова, чей положительный вклад неоднократно отмечался ученым. Тем весомее успехи экспедиции А. П. Окладникова, сумевшей завершить кропотливую и трудоемкую работу. Как итог ее - появление предложенных копий, выявление новых фигур, уточнение деталей в известных изображениях. Однако требования к фиксации древних рисунков становятся все строже. Повсеместно идут настойчивые поиски предельно точного, максимально близкого к натуре воспроизведения древнего изобразительного материала. Они исходят из той хорошо обоснованной мысли, что в древних рисунках нет ничего второстепенного, случайного, что каждая деталь в них наполнена глубоким и важным смыслом. Всесторонний анализ самих рисунков, стремление понять их как бы изнутри занимают все больше и больше места в исследованиях.

С этих позиций предложенная форма публикации не кажется исчерпывающе полной. В основу ее положены черные прорисовки на белом фоне. При всей их наглядности у таких копий много очевидных недостатков: они не передают фактуру выбивки, сглаживают очертания контуров, недостаточно четко выделяют сомнительные места и т. д. Подобные копии целесообразно дублировать фотографиями, сделанными без всякой подкраски рисунков. Но их в книге мало. Неудобна и принятая система группировки изображений. За рисунок здесь принимается не единичное изображение или знак, не композиция в строгом смысле, а целое скопление компактно расположенных рисунков. Каждому или нескольким рисункам соответствует таблица, включающая серию непронумерованных изображений. Ссылка на них в будущем будет неудобна, потребует длинного описания. Отсутствует статистика даже основных сюжетов. Трещины и разломы переданы выборочно, лишь на некоторых участках. По ним трудно получить полное представление и о характере и о степени использования свободного пространства скалы. Особенно важно показать разломы и трещины, существовавшие до появления петроглифов и оказавшие влияние на расположение рисунков, их масштаб и т. д. Например, трещина над изображениями, хорошо видимая на фото (стр. 49), не показана на табл. 27. На таблицах вообще нет каких-либо естественных границ. Общий вид скалы с зарисовками рисунков на глаз тоже не дает точного представления о микротопографии их. Иногда непонятна компоновка фигур в таблицах и последовательность описания. Так, рассматриваются рисунки на табл. 7, затем 8, затем вновь на табл. 7. На таблицах желателен линейный масштаб. Не совсем оправданно воспроизведение рисунков одного скопления в разных масштабах. В описании обычно речь идет лишь о контуре, который отчетливо виден и по копии, но нет или мало сведений о технике выбивки, цвете, микротопографии рисунка, взаимосвязи со скальной поверхностью и соседними изображениями, ориентировке и т. д. Можно сослаться здесь на рис. 5 (стр. 66, табл. 36) и др. Вероятно, более подробная информация не уместилась в рамки издания. Но она крайне необходима тем, для кого памятники труднодоступны. Бесспорно, при непосредственном обращении к первоисточнику книга А. П. Окладникова окажется незаменимым спутником и путеводителем.

Исследовательская часть книги привлекает внимание обилием затронутых вопросов, интересных и в плане постановки и по решению, правда, подчас излишне категоричному. Порою встречаются любопытные мысли, высказанные в связи с материалом, но не выведенные пока из него путем исследования. Все это вполне естественно, ибо поднятых вопросов так много, что рассмотреть их досконально в одной книге невозможно. Выделение в петроглифах разновременных напластований и установление их абсолютного возраста, внутреннее содержание этих разновременных напластований, связь их с шаманством, этнокультурная принадлежность - каждый такой вопрос мог быть темой специальной работы.

При чтении книги остается ощущение, что

стр. 167


одним из важнейших инструментов в исследовании материала выступает сравнение наскальных изображений Байкала с подобными памятниками других областей. Сквозь призму таких сравнений уточняется время их появления, содержание, устанавливаются контакты между племенами (стр. 8, 97, 99, 101 и др.). Смело и широко поставленная тема культурно-исторических трансконтинентальных контактов и связей не может не привлекать внимание (стр. 97-99, 109). Не приходится возражать и против заключительной мысли книги о том, что в далеком прошлом не существовало совершенно изолированных друг от друга культурно-исторических миров, что контакты и связи были важным орудием прогресса и что в конечном счете все богатство человеческой культуры есть результат коллективного творчества народов нашей планеты (стр. 122). Но остается пожелать, чтобы такие выводы подкреплялись все новым и новым конкретным фактическим материалом.

На данном этапе развития петроглифоведения было бы, пожалуй, целесообразнее изучить тот или иной конкретный памятник с максимальным привлечением местных археологических, этнографических, фольклорных и других материалов, а затем уже, уяснив насколько можно характер и время существования памятника, переходить к более широким сопоставлениям и обобщениям на их основе.

Нам представляется, что сближать памятники Байкала, Ангары, Карелии, Швеции (Богуслен) предложенным образом, по наличию лишь указанных "сходных сюжетов и одинаковых стилевых признаков" нет достаточных оснований. Да и так ли уж одновременно появляются они? Очевидно, например, что петроглифы Богуслена и Карелии - памятники разновременные и совершенно различные, что сходство сюжетов в них не столь уж большое. В конвергентном появлении "одинаково" трактованных лебедей, лодок с гребцами и др. нет ничего удивительного. И далеко не все из подмеченных параллелей - "результат обмена культурными элементами в ходе культурных связей" (стр. 99). Возможность и историческая необходимость столь значительных сюжетных привнесений в культуру петроглифов Байкала не получила еще полного и убедительного освещения. Сложен вопрос и о возрасте петроглифов Байкала, хотя глубокая древность значительной части их, как и наличие разновременных напластований, не вызывает сомнения. Все же выделение их требует дополнительной аргументации. Не все из приведенных доводов обладают достаточно доказательной силой. Так, при выделении на горе Сахюртэ самых древних, эпохи каменного века, рисунков и при датировке основной, "самой выразительной, наиболее богатой по содержанию" части петроглифов Байкала в бухте Саган-Заба используются и близлежащие археологические памятники: мастерская-каменоломня в одном случае и поселение с характерным инвентарем глазковского времени - в другом (стр. 118). Но связь памятников с рисунками все же осталась недоказанной, поскольку только территориальная близость не говорит еще о близости во времени. Они могут быть и разновременными, не связанными друг с другом. Видимо, нельзя так прямолинейно в качестве датирующего фактора использовать и аналогии с наскальными изображениями Скандинавии и Карелии, ибо сами они датируются не совсем так, как считает А. П. Окладников.

Наконец, несколько частных замечаний. Читатель с удивлением узнает о петроглифах Оленьего острова в Карелии (стр. 87). Но их там нет. Речь, видимо, идет об онежских петроглифах, что на восточном берегу Онежского озера. Олений же остров известен одноименным могильником. В заглавии книги и в тексте наскальные рисунки Байкала названы петроглифами, а в подписи к схематическому плану - писаницами. Видимо, лучше петроглифами называть выбитые изображения, а писаницами - нанесенные краской. В противном случае нужно объяснить целесообразность вариаций в названии.

Высказанные соображения нисколько не умаляют достоинств книги, адресованной не только специалистам - археологам, этнографам, историкам, но и гораздо более широкому кругу читателей. Да и связаны они больше с размышлениями над принципами публикаций подобного рода памятников и путями их углубленного исследования. В перспективе было бы крайне желательным обстоятельное, строго научное, академическое издание всех основных памятников наскального творчества Сибири по единому плану, что явилось бы огромным вкладом в изучение и сбережение памятников наскального творчества нашей страны.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-П-ОКЛАДНИКОВ-ПЕТРОГЛИФЫ-БАЙКАЛА-ПАМЯТНИКИ-ДРЕВНЕЙ-КУЛЬТУРЫ-НАРОДОВ-СИБИРИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Serge GareliusКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garelius

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. В. САВВАТЕЕВ, Рецензии. А. П. ОКЛАДНИКОВ. ПЕТРОГЛИФЫ БАЙКАЛА - ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СИБИРИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-П-ОКЛАДНИКОВ-ПЕТРОГЛИФЫ-БАЙКАЛА-ПАМЯТНИКИ-ДРЕВНЕЙ-КУЛЬТУРЫ-НАРОДОВ-СИБИРИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. В. САВВАТЕЕВ:

Ю. В. САВВАТЕЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Serge Garelius
Orenburg, Россия
1834 просмотров рейтинг
16.07.2017 (2447 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. А. П. ОКЛАДНИКОВ. ПЕТРОГЛИФЫ БАЙКАЛА - ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СИБИРИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android