Libmonster ID: RU-7007
Автор(ы) публикации: З. Мосина

"История средних веков". Учебник для 6 - 7-х классов средней школы. Под редакцией проф. Е. А. Косминского. Учпедгиз. 1940, 283 стр. 5 р. 50 к.

Выпущенный под редакцией Е. А. Косминского учебник по истории средних веков для средней школы - результат большой работы коллектива медиевистов Института истории Академии наук СССР. Новый учебник построен на прочной базе марксистско-ленинской методологии. По богатству конкретно-исторического материала учебник Е. А. Косминского - явление выдающееся даже для нашей быстро растущей учебно-исторической литературы. Как всегда бывает в таком большом коллективном труде, нелегкая задача выпала на долю редактора. Нужно сказать, что Е. А. Косминский со своей задачей справился в общем прекрасно. Тщательная разбивка учебного материала на отделы, главы и параграфы, простота и лаконичность стиля, наличие географических карт и обилие рисунков - все это делает учебник легким для усвоения несмотря на несколько преувеличенные его размеры (283 стр.).

Учебник не только дает доброкачественный материал для работы детского ума, но он явится превосходным воспитательным средством в руках опытного педагога. Усвоение интереснейших фактов прошлого незаметно подводит школьника к некоторым обобщениям, которые в простой и лаконичной форме даются в конце каждой главы. Первая и важнейшая идея, которую усвоят учащиеся из книги, - это идея прогрессивности феодализма по сравнению с предшествующим, рабовладельческим общественным строем. Второе важнейшее обобщение они сделают о значении второго в истории человечества общественного разделения труда, связанного с возникновением городов. Третье принципиальное положение учебника - о прогрессивном характере крупных национальных государств, которые дают возможность городскому сословию сложиться в класс современной буржуазии. И, наконец, четвертая важнейшая идея учебника - о роли крестьянства как революционной армии, которую возглавляет буржуазия в антифеодальной борьбе. С усвоением этих руководящих идей учебника закладываются основы для понимания марксистско-ленинского учения об обществе и основных закономерностях его развития.

стр. 126

Хронологические рамки учебника очень обширны. В нем изложены события V - XVIII веков. Первый отдел учебника, озаглавленный "Раннее средневековье", охватывает Период с V по XI век. Второй отдел носит заглавие "Европа и Азия XI - XV веков". Третий отдел - "Позднее средневековье"; в нем излагаются события с XV в. до английской революции. Четвертый отдел называется "Начало нового времени"; в нем дана история английской революции, история Франции при Людовике XIV и Людовике XV; специальная глава отведена истории Пруссии и Австрии в XVII вв.; за ней следует глава о и Японии в XVI - XVIII вв. и, наконец, глава о реставрации в Англии. Этот отдел учебника не может не вызвать недоумения. Авторы и редактор учебника рассматривают английскую революцию как начало новой истории, но в таком случае зачем же кусок новой истории давать в учебнике по истории средневековья? Было бы правильней перенести весь этот отдел в учебник по новой истории.

Большого внимания заслуживает попытка проф. Косминского дать школьникам действительно всеобщую историю V - XVIII вв., а не только историю некоторых европейских стран. Главы по истории Китая, обладавшего в раннем средневековье более высокой культурой чем Европа, главы, посвященные средневековой Индии, Ирану, Японии, - все это новый и весьма ценный материал в учебнике по истории средних веков. Даже в соответствующем учебнике для этот материал отсутствует. А специальный учебник по средневековому Востоку пока не издан. Тем большего внимания заслуживает новаторство проф. Косминского в этой области. Но, подчеркивая смелость его замысла, широту и сложность поставленной им перед собой задачи, мы все же должны констатировать целый ряд дефектов в выполнении этого плана. Материал по истории восточных стран в учебнике качественно отличается от того материала, который дается по истории европейских стран: он более суммарен, а поэтому отличается несколько поверхностным характером; описательные моменты преобладают в нем над повествованием, и отделан он хуже чем европейский материал. Еще хуже то, что этот восточный материал вклинивается историю европейских стран, не образуя с ней органического целого. В отдельных случаях главы по Востоку даже нарушают стройность и последовательность в изложении и объяснении европейской истории.

Так, в первом отделе учебника на конкретном материале франкского общества, Каролингской империи, Византии последовательно изучается возникновение феодализма в Европе, оформление феодальных учреждений и феодальной идеологии. Но включенная в тот же отдел глава "Индия в раннее средневековье" написана совсем в ином плане. Здесь излагается культурная история Индии начиная с IV в, история религии, отчасти внешнеполитическая история.

Об общественно-политическом строе Индии учащийся может лишь догадываться по двум фразам, в которых говорится об угнетении феодалами и царскими чиновниками крестьянских общин. Но как и когда зародился феодальный строй в Индии, в каких учреждениях он был закреплен, какими специфическими чертами отличался феодализм Индии от западноевропейского феодализма, - на эти законные вопросы учащийся не найдет ответа в учебнике.

По-видимому, чувствуя неудовлетворительность этой главы, редактор дает ее мелким шрифтом, указывая тем самым на необязательность ее изучения.

Глава о Китае в раннее средневековье также возбуждает ряд недоуменных вопросов. В этой главе, правда, имеется особый подраздел о феодальном строе в Танской империи. Изложение событий в этом подразделе начинается с IV в., но и здесь учащийся ничего не узнает о происхождении китайского феодализма. Таким образом, феодальный строй в восточных странах школьник должен изучать как нечто данное, в то время как на европейском материале он мог сделать принципиально важное обобщение о происхождении феодализма: "Революция рабов и колонов и варварские завоевания совсем изменили весь строй Западной Европы... Рабовладельческая форма эксплоатации трудящихся прекратилась, и рабы превратились в крепостных".

В той же главе о Танской империи дан материал о городах. Здесь говорится о том, что "появляются новые города с красивыми дворцами и храмами, обнесенные высокими стенами. В городах живут многочисленные ремесленники, купцы, открываются большие лавки, базары, идет оживленная торговля" (стр. 72). Никаких пояснений к этому описательному тексту не дано. Между тем ученик еще ничего не знает, ни о происхождении города, ни о его населении, ни о характере городского ремесла, ни о его значении в феодальном обществе. Все эти вопросы будут разъяснены в следующем отделе учебника, и опять-таки на европейском материале.

Такую же неувязку между европейскими и восточными главами можно отметить и в вопросе о крестьянских восстаниях. Крестьянские восстания в Европе рассматриваются главным образом во втором отделе учебника, где дан материал о восстании Уота Тайлера, о Жакерии и о гуситских войнах. Обобщающие выводы, объяснение причин поражения крестьянских восстаний в средние века даются тут же. Однако уже в первом отделе учебника мы находим материал о грандиозном крестьянском восстании в" Китае в 874 году. Учащийся узнает здесь, что это крестьянское восстание охватило все районы Китая, что оно сопровождалось победой крестьян и захватом ими власти в столице. Вождь восставших крестьян Хуан Чао "два с половиной года... держал столицу в своих руках". Как было достигнуто сплочение крестьян в этом восстании? Какую роль играли при этом города? Эти важнейшие ме-

стр. 127

тодологические вопросы остаются невыясненными. Конец восстания Хуан Чао изложен так, что может породить неправильное представление о причинах поражения крестьянских восстаний" вообще. В учебнике рассказывается о том, что "император и феодалы обратились за помощью к соседним кочевникам". И тогда "огромная орда нахлынула на Китай, чтобы подавить восстание". Как согласовать такое изображение конца крестьянского восстания с тем принципиальным объяснением, которое дается в отделе втором при изложении событий Жакерии: "Жакерия потерпела поражение потому, что крестьяне были плохо организованы, не дисциплинированы, не имели общего плана действий".

Конечно, некоторые конструктивные недочеты в учебнике, нарушающие последовательность в развитии основных его идей, легко могут быть устранены. Труднее будет добиться того, чтобы главы по средневековому Востоку стали такими же содержательными четкими и убедительными, как к главы по европейскому средневековью. Трудность здесь в неразработанности целого ряда проблем истории средневекового Востока. Советские историки должны еще не мало поработать над такими проблемами, как происхождение феодализма на Востоке, роль крестьянской общины в средние века, значение нашествий кочевников, формирование наций, образование централизованных государств, чтобы достигнуть в этих вопросах той степени ясности, какая достигнута в основных вопросах европейского средневековья.

В главах по истории европейских стран и народов в учебнике особого внимания заслуживают' разделы о славянах. Так, в главе III мы находим ценный материал по истории западных славян. В главе IV большой интерес представляют §§ 3 и 4, где говорится о славянской колонизации Византии. Автор этой главы подчеркивает, что "славяне не разрушили Византийскую империю, как германцы и другие варвары разрушили Западную римскую империю; но славяне изменили общественный строй Византии". Правильно отмечено здесь и влияние византийской культуры на славянские страны и культурническая роль византийских проповедников христианства, которые "переводили византийские книги на местные языки и, таким образом, помогали развитию национальной культуры" (стр. 52).

В главе XII - "Завоевания монголов" - показано общеевропейское значение героической борьбы славянских народов против монголов. Здесь отмечено, в частности, храброе сопротивление чехов, выступивших против армии Батыя и задержавших дальнейшее продвижение монголов в глубь Европы (1241). Глава XVIII целиком отведена истории Чехии XII - XV веков. В главе XXX коротко изложена история Польши XVI - XVII веков.

Немало места в учебнике отведено истории культуры и истории религии. Во II главе правильно отмечается разрушение римской культуры в результате варварских нашествий на Рим. В этой же главе, в параграфе об империи Карла Великого, дан материал о каролингской культуре. В главе V дан очерк арабской культуры; в глине VII - культуры Китая, и т. д. Кроме этих очерков культуры по отдельным странам мы находим в учебнике две обзорные главы о развитии культуры в средние века: это глава X - о культуре Западной Европы в XII - XIII вв. - и глава XXXI - о развитии европейской науки и техники в XVI - XVII веках. В главе X собраны очень интересные для школьников сведения о средневековой школе и университетах, об астрологии и алхимии. В этой главе правильно отмечена ограниченность в развитии феодальной культуры, зависимость средневековой науки от богословия. Не совсем верно охарактеризована в учебнике связь средневековой науки с античной. В главе X об этой связи сказано так: "Заимствованные у древних писателей верные сведения обычно смешивались у средневековых ученых с фантастическими представлениями" (стр. 96). Однако известно, что у античных писателей гениальные догадки, правильные обобщения зачастую перемешивались с самыми наивными, детскими представлениями о частностях. А в средние века как раз была проделана большая черновая работа по собиранию и уточнению научных наблюдений в различных областях.

Несколько упрощенно, на наш взгляд, трактуется в учебнике значение христианства и католической церкви для западноевропейских стран в раннее средневековье. В то время как для Восточной Европы подчеркнуто прогрессивное значение христианства, для Западной Европы, наоборот, отмечается только эксплоататорская, реакционная роль католической церкви начиная ,с первого момента христианизации этих стран. Чем объяснить столь различную оценку аналогичного по существу явления истории Западной и Восточной Европы? В учебнике все объяснение сводится к тому, что православные проповедники христианства переводили священные книги на местные языки, а католические проповедники распространяли христианство на латинском языке. На это можно возразить, что латинский язык, сделавшись универсальным средством культурного общения между различными странами, на первых порах являлся скорее стимулом к развитию чем тормозом культурного развития западноевропейских народов в первый период средневековья. Католическое учение, выражавшее идеологию феодального общества, не могло не быть прогрессивным на той ступени, когда феодальный строй означал шаг вперед в историческом развитии человечества.

Литературное оформление учебника на большой высоте. Ни лишних слов, ни громоздких, запутанных фраз в нем найти нельзя. Язык простой, ясный и точный.

Все же некоторые редакционные погрешности нам хотелось бы отметить. В конце, III главы, где говорится о полабских и прибалтийских славянах, их западные соседи называются "немцами", "немецкими феода-

стр. 128

лами" (стр. 36); никаких пояснений при этом не дается. Школьникам предоставляется догадываться, что немцы и германцы - одно и то же. На стр. 58 сказано: "Затем арабы перешли через Пиренеи и стали нападать на Галлию". Как известно, в VIII в. на месте Галлии было уже франкское королевство, а Галлия, как римская провинция, задолго до этого перестала существовать. Для VIII в. "Галлия" является устаревшим термином, и лучше его не употреблять, чтобы не запутать учеников. На стр. 108 возбуждает сомнение следующая фраза: "Тимучин был провозглашен императором и получил титул Чингис-хана". На стр. 190 сформулированы цели княжеской реформации в Германии. Здесь говорится, что "князья, дворянство и богатые горожане стремились лишь к церковной реформе, т. е. хотели упразднить католическую церковь и завладеть ее имуществом и землями". Князья и богатые бюргеры стремились не "упразднить" католическую церковь, а изменить ее, реформировать в своих интересах. Несколько выше, на стр. 172, о Колумбе говорится следующее: "Он увлек королеву Изабеллу смелым планом - достичь Азии". Эта фраза создаст совершенно неправильное представление у школьников о королеве Изабелле, этой тупой фанатичке и религиозной ханже1 . В главе XVIII автор очень легко разделывается с французской феодальной знатью, заявляя на стр. 220: "Большинство крупных феодальных родов погибло в войнах и смутах XV в.; а оставшиеся мало-помалу превращались в придворных". Но на следующей странице он опровергает себя: "На юге Франции было еще много крупных сеньеров".

В учебнике много имен, но это имена действительно выдающихся исторических деятелей: талантливых полководцев, завоевателей, государственных реформаторов, народных вождей, знаменитых путешественников и деятелей науки. Короткие и яркие характеристики, а также портреты, данные в учебнике, помогут детям запомнить образы Карла Великого, императора Юстиниана, Вань Ань-ши, папы Иннокентия III, Чингис-хана, Жанны д'Арк, Уота Тайлера, Яна Гуса, деятелей итальянского Возрождения, Колумба, Томаса Мюнцера, Лютера, Кальвина, а также Филиппа II Испанского, герцога Альбы, Ришелье, Шекспира, Томаса Мора и многих других. Не стоило бы помещать, пожалуй, тех портретов государей, которые являются явно прикрашенными и противоречат историческим фактам. Таковы, например, портреты королевы Елизаветы Тюдор, Генриха IV и Марии-Терезы Австрийской. Елизавета Английская выглядит на портрете в учебнике такой молоденькой красавицей, что удивительным становится, почему Маркс называл ее "старой ревнивой ведьмой" 2 , "толстой, отвратительной, бесстыжей старой бабой" 3 , и т. д. Генрих IV также явно приукрашен художником, рисовавшим его портрет; он не соответствует тем описаниям, которые оставлены современниками Генриха IV в мемуарах, а также и отзывам о себе самой Генриха IV.

К числу значительных достоинств учебника необходимо отнести карты, которые даны тут же, в тексте, а не ввиде приложения. Всего в учебнике даны 7 больших цветных карт и 24 черные карты. Из цветных карт 2 иллюстрируют морские путешествия и колониальные захваты европейцев, а остальные - Европу в различные периоды средних веков. Из черных карт только одна, изображающая державу Чингис-хана, иллюстрирует историю Востока. Все остальные карты даны в пояснение тех или иных событий европейской истории. Внеевропейские страны в этом отношении обойдены.

Кроме карт и портретов в учебнике дано большое количество художественных иллюстраций. Здесь целый ряд батальных картин, бытовых сценок, изображения архитектурных сооружений, статуй и т. д. Особенно интересен иллюстративный материал по восточным странам, но и более знакомые нам иллюстрации по европейской истории подобраны очень умело. Ввиде приложения к тексту в конце дана небольшая хронологическая таблица. В ней всего 76 дат. Тщательность в оформлении учебника характеризуется, в частности, тем, что в именах, названиях и вообще впервые, встречающихся иностранных словах заботливо проставлены ударения. За эту заботливость редактору учебника будут признательны не только учащиеся, но и преподаватели средней школы, которые очень часто сомневаются в произношении иностранных слов.

Учебник Е. А. Косминского - очень ценное учебное пособие. По научному уровню, богатству содержания и тщательности отделки он, безусловно, выше всех старых учебников по истории средних веков для средней школы.

З. Мосина


1 См. "Архив Маркса и Энгельса". Т. VII, стр. 82, 99 и 101.

2 "Архив Маркса и Энгельса". Т. VII, стр. 388.

3 Там же, стр. 397.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. Мосина, Рецензии. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - З. Мосина:

З. Мосина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1886 просмотров рейтинг
17.08.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android