Libmonster ID: RU-14304
Автор(ы) публикации: Г. Н. НОВИКОВ

P. CHAUNU. De Vhistoire a la prospective. Paris. "Robert Laffont". 1975. 398 p.

Французский буржуазный историк, профессор Сорбонны Пьер Шоню принадлежит к направлению так называемой "квантитативной", или "серийной", истории. С 1964 г. он возглавляет первый во Франции исследовательский центр "квантитативной" истории в университете Кана. Наиболее известны его работы "Атлантика и Севилья" (12 т., 1955 - 1960 гг.), "Цивилизация классической Европы" (1956 г.), "Европейская цивилизация в эпоху Просвещения" (1971 г.). "От истории к будущему" - одна из последних книг Шоню, в которой он, как и в предыдущей монографии "История, социальная наука" (1974 г.), обращается к методологическим аспектам историографии. Его работы в определенной мере характеризуют состояние современной французской буржуазной историографии, итоги многолетних стремлений ряда ее представителей преодолеть ограниченность позитивизма "событийной" истории и отыскать вне марксизма какой-то "новый" методологический подход.

Едва ли не главное направление этих исканий как во французской, так и во всей буржуазной историографии лежит в области применения количественных методов. Книга Шоню показательна и как пример тех противоречивых умонастроений, порожденных на Западе глубокими социально-экономическими потрясениями конца 60 - начала 70-х годов, которые нашли отражение в общественных науках, в частности в истории. Размышляя над судьбой исторической науки в "атомную эру", Шоню вновь поднимает проблему, волновавшую французских ученых, особенно тех, кто стоял у истоков школы "Анналов", и прежде всего М. Блока: зачем нужна история?

Как пишет Шоню, воссоздание жизни в духе Л. Ранке в современную эпоху - непозволительная роскошь (стр. 73). Он призывает преодолеть пороки традиционного позитивизма, который не позволял взглянуть на историю как на цельный процесс с присущими ему закономерностями. Подлинно научная история возможна для него лишь на основе количественных оценок разнообразнейших показателей (серия статистик - откуда термин "серийная" история) материальной и духовной культуры. Технически это позволяет осуществить "кибернетическая революция". Такая "квантитативная", или "серийная", история, утверждает Шоню, "объясняет прошлое при помощи моделей, связывает его с современностью и позволяет предвидеть будущее" (стр. 13). Предвидение объявляется им основной задачей современной исторической науки.

Главной задачей "квантитативной истории" Шоню считает решение проблем, связанных с "кризисом цивилизации", вызванным перенаселенностью, истощением земных ресурсов, сырья, продовольствия. Автор отмечает, что анализом данного комплекса проблем, как правило, занимаются экономисты, математики, социологи - словом, специалисты своего дела, но "пленники короткого времени", почти бессильные предсказать будущее, ибо закономерности развития человечества могут быть выявлены лишь при изучении истории на всем ее протяжении. Историки до последнего времени мало интересовались футурологией, и это привело к тому, что ее выводы стали строиться на точных для других наук, но ложных для истории критериях, сожалеет Шоню. В частности, он выступает против модных на Западе с начала 70-х годов теа-

стр. 189


рий "нулевого роста", например, против доклада ученых Массачусетского технологического института, опубликованного в 1972 г., под названием "Остановить рост!". Шоню убежден, что "кризис цивилизации" преодолим, но не путем замедления роста, а путем его продолжения и даже ускорения. У человечества вопреки видимости нет выбора, пишет он, альтернативы росту нет, его прекращение означало бы смерть земной цивилизации (стр. 91).

Размышления Шоню о будущем полны оптимизма. Его рассуждения основаны на широко признанной в современной науке идее об ускорении прогресса как законе мирового развития. У Шоню эта идея конкретизирована понятием "множителя", подразумевающего "рост и способность, наблюдаемую по крайней мере в течение двух веков, к ускорению этого роста" (стр. 90). Его "множитель" - категория абсолютная, подчиняющая своей логике всю материальную и духовную культуру: численность населения, количество пищи, орудий труда, предметов потребления, коммуникаций, объем информации. Путем количественного сравнения этих и других факторов в разные исторические эпохи он приходит к выводу, что цивилизация возникла в условиях "горизонтального роста", то есть когда развитие главным образом характеризовалось расширением осваиваемого человечеством географического пространства. Так, европейская ойкумена, по мнению Шоню, древнейшая на планете из ныне существующих, возникла в Средиземноморье и затем концентрическими кругами по оси юго-восток - северо-запад распространилась на весь континент. Второй очаг образовался в Китае (более молодом, чем Европа, с точки зрения автора) и охватил всю Азию. Подлинный расцвет культуры "горизонтального типа" возможен лишь при достижении минимальной плотности населения-30 - 40 человек на 1 кв. километр. Европа оказалась быстрее заселенной. Это объясняется наиболее благоприятным сочетанием климата, рельефа и размеров пространства.

Иллюстрируя свои методы "серийной" статистики, Шаню утверждает, что очаги древнейших цивилизаций географически точно совпадают с данными ботаники о местах наилучшего произрастания продовольственных культур. "В истории пшеницы - история цивилизации" - эту мысль, высказанную еще Ф. Броделем, Шоню разделяет полностью. "Горизонтальный" рост, с его точки зрения, завершился в 30-е годы XX века. Отныне выдающиеся научно-технические достижения преобразовали пространственную границу, достигшую предела, в "технологическую", далеко продвинув ее вперед. Бесконечный линейный рост, как представлял его себе Ж. А. Кондорсе, невозможен. Рано или поздно происходит неизбежный технологический скачок и "ломка структур", хотя сама идея прогресса, выдвинутая в эпоху Просвещения, по-прежнему единственно верна, заключает автор (стр. 43, 212, 286).

Всякая "мутация" культур, по подсчетам Шоню, сопровождалась резким увеличением численности населения, что, по его мысли, является абсолютным условием развития цивилизации на фазе подъема. Подобно человеческому мозгу, рассуждает он, восходящая культура должна обладать каким-то минимумом интеллектуальной энергии, чтобы накопленный веками объем знаний мог быть усвоен полностью. В противном случае цивилизация как бы задыхается, регрессирует и вымирает. "Психоз боязни жизни, - пишет Шоню, - апокалиптические настроения, которым поддаются правительства, вызвали замедление рождаемости в европейской цивилизации, где оно не было желательно" (стр. 337). В период перехода от эпохи камня к бронзе, за 7 тыс. лет, человечество увеличилось, по подсчетам Шоню, в 250 раз (стр. 305). Гибель древних американских цивилизаций он объясняет замкнутостью, недостатком коммуникаций и населения. Ставя уровень цивилизации в прямую зависимость от численности и плотности населения, Шоню утверждает, что голод в развивающихся странах является следствием не перенаселения, а недостаточной численности населения, вследствие чего в минувшие исторические эпохи культуры этих регионов стагнировали (стр. 259). И сегодня, по его мнению, это далеко не заселенные до "нормы" пространства. Шаню приводит такие цифры: в Африке средняя плотность населения 11 человек на 1 кв. км, в Латинской Америке - 21 человек вместо 30 - 40, необходимых для процветания цивилизации (стр. 324). Однако он считает, что в наши дни наблюдается "формирование однородной культуры, европеизация всех культур" в рамках "технико-индустриальной цивилизации, восходящей к эпохе Просвещения" (стр. 133).

Хотя Шоню заявляет, что историческая наука начинается с исследования прошлого отстоящего от историка как минимум на 50 лет, в его дальнейшем изложении чув

стр. 190


ствуется явное влияние концепции "индустриального общества", оперирующей главным образом современной эпохой. "Европейская система цивилизации", к которой автор относит Западную и Восточную Европу, США и Советский Союз, является, по его мнению, передовой культурой. Наиболее высокого уровня, как он считает, она достигла в США, где "кибернетическая революция" больше всего способствует расширению технологических границ (стр. 268). "Америка - это наше будущее, лаборатория и надежда Европы" - так оценивает США французский профессор (стр. 226). Однако он же призывает Европу критически использовать опыт опередившей ее Америки и не повторять "философских ошибок", то есть главным образом не поддаваться призывам тормозить развитие промышленности. "Нулевой экономический рост увековечит неравенство между людьми и народами", - пишет автор (стр. 355).

Таким образом, Шоню связывает перспективу высоких темпов экономического развития с решением социальных проблем. Но, как показали годы "промышленного бума" в капиталистических странах, быстрый рост не способен уменьшить пропасть между доходами бедных и богатых. Более того, взгляды многих сторонников "нулевого роста" отражали разочарование в прогрессе, когда стало очевидным, что равенство в "индустриальном обществе" невозможно, сколько ни производи предметов потребления. Эта истина признается сегодня на Западе даже теми, кто далек от марксизма. Руководствуясь своими формальными критериями "квантификации", беря их вне связи с конкретным социальным содержанием, Шоню видит "подлинный социализм" в США с их относительно высоким доходом на душу населения в год (стр. 338). Статистику распределения этого дохода по классам и слоям автор просто игнорирует. Отрицая на словах свою причастность к идеологическим соображениям "короткого времени", Шоню на деле твердо отстаивает политическую идею атлантизма, призывая к сотрудничеству США с Европой, исключая Советский Союз, хотя и относит СССР к "европейской системе" (стр. 226).

В "научной" истории "долгого времени" Шоню нет места анализу грабежа колоний и зависимых стран, зато колониализм изображен как "гораздо более положительный, чем отрицательный процесс" (стр. 148). Он оправдывает колонизацию Азии и Африки, утверждая, что "европейцы в десять раз гуда больше привезли, чем оттуда взяли" (стр. 150). Шоню высказывает озабоченность кризисом христианской церкви "как хранительницы традиций, устоев" и призывает христиан "осознать их наибольшую долю ответственности за общую судьбу человечества" (стр. 383). Христианские ценности для него - вершина духовной культуры. Стремление Шоню совместить, в сущности, материалистические принципы количественных оценок с христианскими догмами представляет основной методологический порок его концепции.

Как следствие, во взглядах Шоню, пытающегося выявить закономерности исторического развития в "долгом времени", нет места классовой борьбе; социально-экономические противоречия, отражающие диалектику исторического процесса, остаются нераскрытыми. Но, отвергая марксистскую теорию общественных формаций, он хочет противопоставить последовательным сменам способов производства некие "волновые" закономерности. Стремление осмыслить историю как единый, естественный процесс, результат "взаимоотношений человека и природы" побуждает его вводить некоторые позитивные материалистические элементы в свой анализ, например, устанавливать связь между плотностью населения и уровнем культуры, возрастом вступления женщин в брак и производительностью общественного труда. Однако в целом попытки сконструировать глобальную "структуру земной цивилизации" на основе количественных оценок не могут скрыть философской основы взглядов автора, которые коренятся в христианской идеологии.

Взгляды Шоню довольно типичны для новейшей западной исторической науки. Все настойчивее провозглашая "квантитативные" методы не только в специальных прикладных исследованиях, но и в изучении длительных исторических процессов, буржуазная историография стремится преодолеть глубокий кризис своей методологии. Этому способствуют и объективные тенденции в области познания, а именно: сильное влияние на историю других социальных наук, уже вооруженных математическими методами, и неизбежное взаимопроникновение наук. Но, как видно из книги Шоню, сама по себе "квантификация" неспособна решить методологические, а тем более философские проблемы историографии. Выступая против неомальтузианских лозунгов, Шоню объективно вносит ряд позитивных элемен-

стр. 191


тов в понимание отдельных проблем. Но в целом, выхолащивая в "долгом времени" живую историю, социальную динамику, от делает в этом смысле шаг назад даже по сравнению с многими представителями традиционной буржуазно-либеральной историографии во Франции.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-П-ШОНЮ-ОТ-ИСТОРИИ-К-БУДУЩЕМУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Н. НОВИКОВ, Рецензии. П. ШОНЮ. ОТ ИСТОРИИ К БУДУЩЕМУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-П-ШОНЮ-ОТ-ИСТОРИИ-К-БУДУЩЕМУ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Г. Н. НОВИКОВ:

Г. Н. НОВИКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1887 просмотров рейтинг
04.08.2017 (2429 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. П. ШОНЮ. ОТ ИСТОРИИ К БУДУЩЕМУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android