Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-6712
Автор(ы) публикации: Б. ФРЕЙДЛИН

I. К истории декрета

Рабочий контроль в своем разбитии прошел два этапа: до- и послеоктябрьский. Рабочий контроль на каждом из этих этапов имел свою центральную политическую задачу. На этапе перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую рабочий контроль содействовал формированию политической армии большевизма, подводил массы к осознанию необходимости штурма и свержения капитализма и установления диктатуры пролетариата.

После октябрьского переворота рабочий контроль стал одним из решающих методов проведения программы социалистического строительства непосредственно вслед за победоносным восстанием пролетариата. Он неразрывно связан со стратегическим планом Ленина, направленным на проведение "максимум осуществимого в одной стране для развития, поддержки, пробуждения революций во всех странах"1 . Он неразрывно связан с программой экономических мероприятий большевистской партии, проводившихся "на другой день" после социалистического переворота.

"В России началась социалистическая, пролетарская революция. Народные массы желают распоряжаться своей судьбой"2 . Но социалистическая революция, подчеркивал Ленин, "не может сразу быть преподнесенной народу в чистеньком, гладеньком, безукоризненном виде, не может не сопровождаться гражданской войной и проявлением саботажа и сопротивления". Это - одна особенность. С другой стороны, в отличие от буржуазной революции, которая сразу располагает более или менее готовым хозяйственным аппаратом, сформировавшимся еще в недрах старого Феодального общества, в ином положении находилась социалистическая революция. "Здесь к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи - организационные"3 .

Перед диктатурой пролетариата в первые месяцы революции стала задача- разбить открытое сопротивление буржуазии, сломить ее борьбу против мероприятий советской власти в области организации народного хозяйства, покончить с саботажем технической интеллигенции и заложить фундамент новой организации народного хозяйства. В первый "смольнинский" период основная задача заключалась в том, чтобы вплотную приняться за "коренную ломку буржуазной и помещичьей собственности", упрочить пролетарскую диктатуру, создавая новый, пролетарский аппарат, строя новую, социалистическую экономику.

Наголову разбитая в открытом бою буржуазия забаррикадировалась и продолжала борьбу. Почти каждое учреждение - неприятельский окоп, в котором


Печатаемая статья представляет собой главу из монографии автора "От рабочего контроля к рабочему управлению", подготовляемой к печати по заданию Института истории Комакадемии.

1 Ленин, Пролетарская революция и ренегат Каутский, т. XXIII, стр. 385.

2 Ленин, Доклад об условиях соглашения с левыми эсерами, т. XXII, стр. 87.

3 Ленин, Доклад о войне и мире на VII съезде РКП(б), т. XXII, стр. 315.

стр. 80

засели преданные буржуазии люди, саботирующие советскую власть, пытающиеся разложить ее, сломить. На фабриках и заводах шла "баррикадная борьба". Волна саботажа и локаутов, которая началась еще до Октября, достигала своей высшей точки. Саботаж и локауты были одной из острейших форм политической борьбы против молодой, неокрепшей еще диктатуры пролетариата" Довести разруху до крайних пределов, разворовать заводы и фабрики, поставить пролетариат перед лицом массовой безработицы и голода и все это в расчете и надежде, что пролетариат капитулирует, - такова была тактика заводчиков и фабрикантов.

Надо было атаковать неприятельские баррикады и обезвредить врага. Надо было спасти промышленность. Никто, кроме самих рабочих, руководимых большевиками, не мог этого сделать. В орбиту социалистической революции вовлечены миллионы. Ленин говорил: чем глубже переворот, тем больше должно быть активных строителей новой жизни. "Для дела строительства социализма недостаточно опыта сотен и сотен тысяч тех верхних слоев, которые делали историю до сих пор и в обществе помещичьем и в обществе капиталистическим. Мы не можем так делать именно потому, что мы рассчитываем на совместный опыт, на опыт миллионов трудящихся"4 .

Партия и советская власть дали этим миллионам в руки мощное оружие, при помощи которого пролетариат разоблачал и разрушал заговор капиталистов, нащупывая пути и формы пролетарского хозяйствования, обучаясь хозяйствовать, одновременно складывая снизу экономический фундамент пролетарского государства. Таким оружием был декрет о рабочем контроле.

Начало разработки декрета о рабочем контроле следует отнести к тому времена, когда партия заканчивала подготовку к вооруженному восстанию и готовилась ко II съезду советов.

3 ноября (21 октября) 1917 г. на заседании Центрального комитета партия обсуждались вопросы предстоящего съезда советов. "Тов. Сталин предлагает подготовить доклады на темы: 1) о войне; 2) о власти; 3) о контроле; 4) о национальном вопросе; 5) о земле". Решено: доклады "о земле, о войне, о власти поручить т. Ленину, о рабочем контроле - т. Милютину, о национальном вопросе - т. Сталину"5 .

На II съезде вопрос о рабочем контроле не рассматривался, но в написанном Лениным и принятом съездом 7 ноября обращении "К рабочим солдатам и крестьянам" было заявлено, что "советская власть... установит рабочий контроль над производством".

В тот же день Ленин выступает на заседании Петроградского совета работах депутатов с докладом о задачах власти советов. Ленин заявил: "Мы учредим подлинный рабочий контроль над производством", по докладу принимается предложенная Лениным же резолюция - программа советской власти, в которой говорится, что "новое рабочее и крестьянское правительство немедленно", создаст рабочий контроль над производством и установит общенародный контроль над банками вместе с превращением их в одно государственное предприятие".

Непосредственная подготовка декрета, обсуждение различных проектов его имели место, как об этом вспоминает один из видных деятелей Центрального совета петроградских фабзавкомов т. Животов. 26 или 27 октября (8 или 9 ноября). На совещании в Центральном совете в присутствии Ленина "были рассмотрены три проекта декрета о рабочем контроле - проект, предложенный Центральным советом фабрично-заводских комитетов, который имел в основе не только создание органов рабочего контроля, но и обязательно организацию всероссийского и местных органов по регулированию народного хозяйства. Ра-


4 Ленин, Речь на I съезде совнархозов, т. XXIII, стр. 40.

5 "Протоколы ЦК" РСДРП(б), август 1917 г. - февраль 1918 г.", стр. 140.

стр. 81

бочий же контроль по идее фабрично-заводских комитетов должен охватывать своим контролем все отрасли хозяйства. При этом к проекту имелась даже зарисованная схема; далее - проект, предложенный т. Милютиным и кажется т. Лариным. Затем, третий проект внес лично т. Ленин"6 .

Какой же из фигурировавших трех проектов лег в основу декрета?

Утверждают, что декрет о рабочем контроле "был составлен Центральным советом фабзавкомов и внесен как проект на утверждение правительства"7 .

Об этом сообщала 28 октября (10 ноября) и "Новая жизнь": "Совет народных комиссаров утвердил выработанный Центральным советом фабрично-заводских комитетов законопроект о рабочем контроле, согласно которому во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, кооперативных, потребительских, производительных и прочих предприятиях с числом рабочих и служащих вместе не менее 5 лиц вводится рабочий контроль над производством, хранением и куплей-продажей продуктов и сырых материалов".

Однако ни заявление, исходящее от работников Центрального совета ни заметка в "Новой жизни" не соответствуют действительности. Ставший законом проект декрета о рабочем контроле принадлежит Ленину. "Новая жизнь" спутала различные факты: обсуждавшийся Центральным советом фабзавкомов ленинский проект и поручение, данное Советом народных комиссаров 27 октября (9 ноября) тт. Милютину и Ларину, составить проект положения о рабочем контроле. Утверждение Совнаркомом законопроекта произошло значительно позже, почти через три недели после даты, указанной "Новой жизнью", а именно 15 (28) ноября.

Сопоставление дат исправляет и неточность в рассказе т. Животова: на совещании в Центральном совете обсуждались не три, а два проекта - ленинский и Центрального совета фабзавкомов. Оба эти проекта были помещены в "Правде" от 3 (16) ноября, с тем чтобы подготовить широкий профсоюзный и фабзавкомовский актив Петрограда к предстоящему 5 (18) ноября обсуждению вопроса о декрете8 .

5 (18) ноября на совещании, происходившем в здании Комиссариата (комиссии) труда, были оглашены уже не два, а четыре проекта. Кроме ленинского и проекта Центрального совета фабзавкомов представил свой проект Ларин.


6 "Октябрьская революция, и фабзавкомы", ч. 3, стр. 92.

7 Там же, стр. 86.

8 Необходимо отметать, что первоначальная редакция ленинского проекта отличалась от того проекта, который был помещен 3 ноября в "Правде". Видимо, изменения явились результатом обсуждения, которое произошло на совещании в Центральном совете. Так, проект, предложенный совещанию содержал 8 пунктов, проект же, опубликованный в "Правде", состоит из 12 пунктов. Во второй проекте имеются такие важные пункты (отсутствующие в первом проекте), как пункты об организации советов рабочего контроля и указание, связанное с постановкой регулирования промышленности. Пункт 12-й второго проекта гласит", "Для согласования деятельности органов рабочего контроля с организациями регулирующими промышленность, и для проведения в жизнь планомерной организации народного хозяйства Всероссийский совет рабочего контроля устраивает соединенные заседания со Всероссийским советом урегулирования промышленности". Под этим последним названием фигурировал будущий Высший совет народного хозяйства.

В брошюре "Рабочий контроль" А. Лозовский по поводу ленинского проекта писал: "Все пункты положения, где говорится о районных и местных советах рабочего контроля, о подчинении низших органов контроля, о создании Всероссийского совета рабочего контроля, о согласовании деятельности органов контролирующих с органами регулирующими, - все это внесено в декрет о рабочем контроле по настоянию представителей профессиональных союзов. Кроме того профессиональные союзы высказались против одного из пунктов проектов в котором контрольным органам предоставлялось право вмешиваться в нормировку заработной платы". Отметим, что ни в первом ленинском проекте, ни во втором о нормировке заработной платы не говорится.

стр. 82

С Лариным солидаризировался Шляпников, и предложение Ларина известно поэтому как проект комиссии труда9 . С самостоятельным проектом от имени группы членов Центрального комитета союза металлистов выступил т. Гольцман.

Что собой представляли эти проекты? Проект металлистов исходил из того, что проблему рабочего контроля при создавшихся политических и экономических условиях невозможно решить во всей ее полноте. К тому же металлисты указывали, что рабочий контроль вне общегосударственной борьбы с хозяйственной разрухой обречен на бесплодие. Отсюда они делали вывод: "Никакого рабочего контроля нам теперь не нужно Нужны местные органы надзора за промышленностью. Россия разложилась. Фактически у нас единой России не существует. И нам теперь нечего говорить даже об общероссийском регулировании. Надо оставить пока общие меры и озаботиться регулированием Московского и Питерского районов"10 .

Проекты декрета; внесенного Лариным и Центральным советом фабзавкомов, в основном и главном сходны. Оба эти проекта прежде всего подчиняют рабочий контроль государственной регулирующей организации - советам народного хозяйства. В самой же конструкции советов народного хозяйства предвидится участие "цензовых элементов" Ларин по поводу своего проекта позже вспоминал: "Когда 5 ноября собрались представители рабочих организаций, впервые заполнив зал Мраморного дворца, для властного решения конкретных вопросов экономического строительства, и представил им проект закона о рабочем контроле, подчинявшего его совету народного хозяйства, составленному на 2/3 из рабочих организаций и на 1/3 из специалистов, директоров, банкиров в пр."11 .

Подчиняя рабочий контроль советам народного хозяйства, ларинский проект пытался вместе с тем увязать рабочий контроль с фабзавкомами и с профессиональными союзами. Для этого проект, составленный на основе постановления Всероссийской конференции фабзавкомов, повторяет принятый конференцией модус взаимоотношений профсоюзов и фабзавкомов в деле рабочего контроля. Конференция происходила до октябрьского переворота. Попытка механически перевести в новую обстановку намеченную конференцией схему могла привести (и привела) к извращению задач рабочего контроля. Достаточно сказать, что по проекту органы рабочего контроля наряду с подчинением советам народного хозяйства на местах объединяются "советами рабочих комитетов" и руководятся местными советами профессиональных союзов.

В своем роде гораздо более последователен был проект Центрального совета фабзавкомов. Но по сути дела это был проект о регулировании промышленности, а не о рабочем контроле. Каждый пункт этого документа, который носит название "Проект закона о рабочем контроле и регулировании", говорит только о регулировании. Вторая особенность проекта Центрального совета так, что он не шел дальше рассмотрения организации высшего регулирующего аппарата (по терминологии проекта - временного всероссийского совета народного хозяйства). Этот высший регулирующий орган, в состав которого входят в количестве 2/3 представители рабочих организаций и 1/3 представители цензовых групп, образует отделы: по топливу, по транспорту, металлу и пр. "Каждый отдел имеет в числе соответствующих комиссий комиссию по контролю исключительно из рабочих представителей" Вот все, что содержит в себе проект Центрального совета по вопросу о контроле.

Таким образом два проекта декрета о рабочем контроле (Гольцмана и Центрального совета фабзавкомов) фактически сводились к отрицанию рабочего


9 Комиссия труда была создана в первые дни после октябрьского переворота для разбора дел по трудовым конфликтам, находившимся в министерстве труда. Комиссия фактически тут же была превращена в Комиссариат труда.

10 "Московский металлист" N 6 за 1917 г.

11 Ю. Ларин, У колыбели. "Народное хозяйство". N 11 за 1918 г.

стр. 83

контроля. Справедливы были выступления ораторов на совещании в комиссии труда, критиковавших ларинский проект указанием на то, что "революция требует революционных мероприятий, паритетность аннулирует все значение рабочего контроля"12 .

Подчеркнем еще некоторые особенности отдельных проектов. Проект Центрального совета фабзавкомов являлся более или менее случайным документом. Центральный совет, увлеченный той большой практической работой по регулированию хозяйства, которую он проводил с первых же дней Октябрьской революции, недооценил вначале политическую сторону вопроса о рабочем контроле. Центральный совет скоро стал отстаивать ленинский проект. На ряде собраний, происходивших по вопросам рабочего контроля еще до издания декрета. Совет уже не защищал своего проекта. На V конференции фабзавкомов, собравшейся 15 (28) ноября, т. е. до опубликования декрета13 , докладчик от Центрального совета, возражая утверждавшим, что законопроект якобы "не прошел через рабочие массы, указывал, что проект "прошел Центральный совет фабзавкомов, профессиональные союзы, техническую комиссию при министерства труда и Центральный исполнительный комитет советов рабочих и солдатских депутатов, и потому утверждать, что законопроект строится сверху, неправильно. Это сказано нами, низами, заводскими комитетами, он хочет развернуть творчество низов"14 .

В проекте, предложенном от группы членов ЦК металлистов, можно ясно различить элементы оформившейся несколько позже полуменьшевистской платформы индустриалистов. Индустриалисты выступили с открытой апологией теории "организованного" капитализма и видели задачу пролетариата в том, "чтобы принять со всем опытом западноевропейских государств... систему регулирования производства"15 .

Наиболее серьезные возражения вызывал проект комиссии труда. Широко известный, опирающийся в одной своей части на авторитет Всероссийской конференции фабзавкомов этот проект представлял собой полную противоположность ленинскому проекту. Ничего общего с задачами социалистической революции не имели ларинские предложения о включении промышленников в состав совета народного хозяйства. Это - явный меньшевизм. О неверии в силы пролетариата говорили и остальные пункты ларинского проекта. Предложение начать рабочий контроль с организации совета народного хозяйства, которому полностью подчиняется рабочий контроль, отдавало дань тому же неверию в творчество масс, боязни масс Оно отрицало необходимость разбить старый государственный аппарат и построить новый, привлекая для этого силы и опыт миллионов пролетариев.

Из принципа творчества миллионов пролетариев исходил ленинский проект. И (27) ноября на заседании ВЦИК т. Милютин, знакомя собрание с этим проектом, говорил: "Рабочий контроль должен контролировать проведение хозяйственного плана. Но жизнь обогнала нас. В жизни контроль выработался в борьбу против саботажа, локаутов и т. п. И мы должны были, нарушая определенную планомерность законодательной постройки, объединить тот рабочий контроль, который проводится на местах в один стройный общегосударственный аппарат. Поэтому наш законопроект о рабочем контроле появляется раньше того, чем выработан законопроект о хозяйственном плане". 14 (27) ноября утвержденный ВЦИК ленинский проект стал декретом о рабочем контроле.

Декрет от 14 ноября узаконил и оформил то, что фактически рабочими начало


12 "Новая жизнь" N 176 от 9 (22) ноября 1917 г.

13 Декрет был опубликован 16 (29) ноября 1917 г.

14 "Октябрьская революция и фабзавкомы" ч. 3, стр. 42.

15 Я. Боярков. Индустрия и пролетариат. "Вестник металлистов" N 4, 5, 6 за 1918 г.

стр. 84

проводиться в жизнь в боевых схватках труда и капитала. Но саботажническое сопротивление капитала находилось в самом разгаре; оно принимало острейшие и разнообразнейшие формы. Декрет нужен был для "закрепления завоеванных позиций и для санкционирования победы пролетариата в его давней экономической борьбе с капиталом"16 . Декрет сыграл выдающуюся роль в организации новых побед пролетариата, в "баррикадных боях", в упрочении советской власти и в стимулировании участия миллионов в создании новой, социалистической экономики. "Капитал сопротивлялся по-военному". Декрет о рабочем контроле поощрил, узаконил, поддержал всем авторитетом государственной власти пролетариата "красногвардейскую атаку на капитал". Декрет централизовал эту "атаку", указывая основные вехи строительства социалистической экономики.

"Вводите строжайший контроль за производством и учетом продуктов, - призывал Ленин еще за неделю до принятия декрета. - Арестуйте и предавайте революционному суду народа всякого, кто посмеет вредить народному делу. Берите всю власть в руки своих советов. Берегите, храните, как зеницу ока землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт - все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием"17 .

Декрет вводил рабочий контроль в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и в других предприятиях. Рабочий контроль распространялся не только на производственные процессы, но и на куплю-продажу продуктов и сырых материалов, а также на финансовую сторону предприятия. Этим самым подчеркивалась всеобщность действия рабочего контроля.

Рабочий контроль на основании декрета осуществляли все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. д. В эти рабочие учреждения включаются также представители от служащих и от технического персонала.

Для регулирования всей работы по рабочему контролю в городах и промышленных районах создавались советы рабочего контроля. Эти советы, составляемые из представителей профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов, были наделены правами государственных организаций и подчинены местным советам рабочих депутатов.

В центре учреждался. Всероссийский совет рабочего контроля, который "вырабатывает общие планы рабочего контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем".

Декретом отменялась коммерческая тайна. Органы рабочего контроля пользовались правом наблюдать за ходом производства, устанавливать минимум выработки предприятия и выяснять себестоимость продукции.

Решения органов рабочего контроля считались обязательными для предпринимателей с правом обжалования в высшие инстанции.

На органы рабочего контроля, так же как и на предпринимателей, возлагалась ответственность перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества.

Таково содержание декрета. Остановимся на некоторых его характерных чертах.

Капиталисты еще оставались во главе предприятий. Контролировать надо было именно их. Социалистическая революция и социалистическое строительство находились в начальной фазе. Декрет был "шагом к социализму" в области промышленности. Декрет являлся крупнейшим политическим мероприятием,


16 А. Панкратова, Фабзавкомы России в борьбе за социалистическую фабрику, стр. 241.

17 Ленин, К населению, т. XXII, стр. 56.

стр. 85

находившимся в плоскости той непосредственной задачи пролетариата, о которой Ленин, начиная с апрельских тезисов, говорил и писал десятки раз: не немедленное "введение социализма", а "осторожные, постепенные, обдуманные, но твердые и немедленные шаги к социализму".

В этом - одна из характерных черт декрета о рабочем контроле. Декрет дал рабочим оружие, при помощи которого они могли "покончить с бесконтрольным хозяйничанием капиталистов".

Другая особенность декрета состоит в том, что он ставил перед рабочими каждого предприятия вопрос о единстве пролетарских интересов, вопрос о пролетарской государственности. Органы рабочего контроля - ячейки советов рабочего контроля, являющихся в свою очередь органами советов рабочих депутатов. Согласно закону о рабочем контроле, говорил Ленин, "фабрично-заводские комитеты составляют государственное учреждение"18 . В обстановке обостреннейшей разрухи, всеобщей нехватки, ожесточеннейшей классовой борьбы на каждом предприятии синдикалистские тенденции, желание "урвать" побольше для себя и своего предприятия были неизбежны. Декрет налагал на это узду: каждая низовая рабочая организация, по декрету, ответственна за сохранность производства и ход его.

Рабочий контроль - только "первый шаг". Следующий шаг - национализация фабрик и заводов. Через две недели после декрета о рабочем контроле последует декрет об организации ВСНХ, и Ленину проекте декларации прав" трудящегося и экслоатируемого народа напишет: "Подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящегося народа над эксплоататорами и как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность рабоче-крестьянского государства"19 .

Контрреволюция в борьбе против декрета

Самое главное, самое важное в декрете в том, что он поощрял рабочие массы впервые в мировой истории самим взяться за великое дело строительства промышленности, против эксплуататоров, без эксплоататоров.

"Большевики декретами вводят социализм!" - кричали в стане объединенной контрреволюции. "Ничего общего с творческой идеей научного социализма не имеет та исключительно разрушительная реформа, которая декретирована правительством народных комиссаров в положении о рабочем контроле. Не от Маркса и Энгельса идет это, а от Бакунина"20 - так восклицали в дружном хоре заводчики и меньшевики всех рангов и степеней.

Вся меньшевистская печать обрушилась прежде всего на "декретный социализм". "Декрет за декретом разрушают большевики государственную машину" - сокрушались меньшевистские лидеры.

Вместе с заводчиками и фабрикантами меньшевики пытались задержать крах буржуазной государственной машины. Они не только поддерживали, но и организовывали саботаж и поощряли вредительство. Прикрывая локаутчиков, они с непревзойденной наглостью заявляли: "Промышленная буржуазия, как ни зла была за это время на рабочий класс, все же не осмеливалась бороться с ним путем закрытия фабрик и заводов... А большевистская власть... является главным локаутчиком, объективно отнимающим у рабочих все завоевания Февральской революции"21 .


18 Ленин, т. XXII, стр. 50.

19 Там же, стр. 172.

20 Л. Эллиясон, Контроль над производством, "Вестник Петроградского общества заводчиков и фабрикантов" от 21 ноября 1917 г.

21 К. Гвоздев, Всероссийский локаут, "Рабочая мысль" N 4 за 1918 г.

стр. 86

В наибольшем ходу был "довод", что декрет о рабочем контроле - "от Бакунина, а не от Маркса" Это на всякие лады жевал весь меньшевистский лагерь. Гриневич на собрании меньшевиков выступал с "пророческой" речью: "Не дух классовой солидарности, а местничество и цеховщину будет насаждать "рабочий контроль"22 . "Одним словом, социализм, да и только, - иронизирует Биншток. - А может быть не социализм, а обывательская пошлость?"23 .

Новожизненцы повторяли общеменьшевистские "аргументы". Декрет о рабочем контроле с толки зрения Суханова - анархистский порок. Базаров заявляя, что "рабочий контроль" без государственного регулирования - мера не революционная, а реакционная, ведущая не к социалистическому воспитанию пролетариата, а к развращению его классового сознания частнохозяйственной психологией"24 .

Индустриалист Гастев вместе со всей меньшевистской оценкой декрета и в тон ей брал под защиту "марксизм" от большевистского контроля. Он заявлял, что декрет - это политическая спекуляция; "желание как можно скорее "бросить" массам контроль, желание политически-спекулятивное, заставляет забыть об общей программе"25 .

Что же в борьбе против рабочего контроля предлагали меньшевики? Какова та "общая программа", на защиту которой они становились против "декретного социализма" и "анархизма" большевиков? Биншток в уже упоминавшейся нами статьи заявлял: "Перед рабочим классом стоит сейчас грандиозная задача - заставить государство вмешаться в регулирование всего производства и всего распределения. Так как в настоящее время все государственное хозяйство централизовано и налаживается из определенных предпринимательских съездов, то всякая попытка вмешаться в регулирование производства на местах, не согласованная с ходом, данного производства во всероссийском масштабе, должна неминуемо повести только к расстройству всего государственного хозяйства в целом".

Итак, программа меньшевизма - сохранение всей полноты власти за съездами заводчиков и фабрикантов и предоставление государственным (конечно не пролетарским) органам функций "регулирования". Меньшевистская "защита марксизма от анархизма" оказалась защитой заводчиков и фабрикантов от пролетариата. В условиях, когда рабочий контроле становился оружием, обеспечивавшим пролетариату закрепление его победы в народном хозяйстве, тогда и предприниматели выступили сторонниками государственного контроля. Она вкупе с меньшевиками заявляли: "Насколько полезен и необходим государственный контроль промышленности через посредство незаинтересованных и беспристрастных органов, настолько же вреден контроль промышленности через рабочие организации, ослепленные классовой враждой к предпринимателям"26 .

В борьбе против рабочего контроля не было принципиального различия между оттенками контрреволюции. Борьба против декрета сводилась к защите капитализма. Борьба против декрета о рабочем контроле была борьбой против власти пролетариата, против Октябрьской революции, за реставрацию капитализма.

Против "декретного социализма" выступали и временные попутчики пролетариата на первом этапе социалистической революции - левые эсеры. Они выдвигали мотивы формального порядка. Почему, возмущались левые эсеры, некоторые проекты декретов не проходят всех инстанций обсуждения и не представляются на рассмотрение ВЦИК?


22 "Вперед" N 215 от 23 ноября 1917 г.

23 Г. Биншток, Контроль над производством, "Вперед" N" 208 от 14 ноября 1917 г.

24 Базаров, Социализм или мещанство, "Новая жизнь" N 182 от 29 ноября 1917 г.

25 Гастев, Декрет о рабочем контроле, "Новая жизнь" от 1 декабря 1917 г.

26 Н. Деревенько, Русская промышленность и лжесоциализм, "Торгово-промышленная газета" от 28 ноября 1917 г.

стр. 87

Ленин им ответил: мы находился в такой исторической полосе, когда "промедление, воистину, смерти подобно". Мы вовсе не считаем, что законы, которые издаем, свободны от формальных недочетов. Но мы издаем законы, "идущие навстречу чаяниям и надеждам широких народных масс". "Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности. Пусть рабочие берутся за создание рабочего контроля на своих фабриках и заводах... Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий есть создание самих народных масс"27 .

Именно в том, что декрет о рабочем контроле отражал живое творчество пролетарских масс, заключалось самое ненавистное всему меньшевистско-эсеровскому лагерю. В этом было самое страшное для врагов пролетариата в экономической политике большевизма. Им было ясно, что творец новой, жизни - пролетариат - под руководством большевиков не только разобьет машину капиталистической эксплоатации, но и победоносно выполнит задачу "великого строительства".

Отсюда - вопли по поводу "декретного социализма", "анархизма" и т. п. Тактика предпринимателей в борьбе против декрета о рабочем контроле прошла несколько стадий.

Непосредственно вслед за опубликованием декрета вся буржуазная пресса запестрела передовицами, статьями, резолюциями различных органов заводчиков и фабрикантов и собраний "инженерно-технических сил" по вопросу о декрете. Все признавали "государственный" контроль, но все с негодованием отрицали "контроль рабочих, осуществляемый на местах в зависимости от полета фантазии и степени любви к чужой собственности".

"Безработица и голод - вот неизбежные последствия безумных экспериментов. Рабочие поймут это скоро, но слишком поздно"28 .

Буржуазия недвусмысленно угрожала интервенцией, подготовка к которой уже развернулась на всех парах. "Для восстановления своей хозяйственной жизни неизбежно обратиться к иностранному капиталу", и тогда рабочий "займет положение, аналогичное китайским кули"29 .

Решения предпринимательских объединений по поводу декрета были лаконичны. "В случае предъявления в предприятиях требований о введении рабочего контроля, такие предприятия закрывать" - так сформулировала резолюция, принятая 23 ноября собранием представителей всероссийских торгово-промышленных организаций, тактику борьбы против декрета. В некоторых резолюциях возлагались надежды на Учредительное собрание, которое "единственно правомочный хозяин земли русской" и "авторитетно разрешит все вопросы промышленной жизни России".

Тактика "прямого действия" была основной в борьбе фабрикантов против декрета непосредственно вслед за его опубликованием.

Уральские промышленники еще 28 ноября вынесли постановление о том, что все округа, в которых будет проведен рабочий контроль, лишаются банковского кредита. Банки в центре заключают соглашение с Обществом заводчиков и фабрикантов, чтобы не давать денег тем предприятиям, на которых вводится рабочий контроль.

Обработка "общественного мнения" была возложена на офицерский - инженерный состав предприятий. Делегатское собрание Всероссийского союза инженеров 25 ноября 1917 г. возмущалось тем, что "та власть, которую союз инженеров не признает как захватную, издает свой декрет о контроле над производством..." "К подобному контролю, - заявляло собрание, - союз инженеров относится отрицательно". Съезд московских инженеров "постановляет запретить чле-


27 "Ленин, Ответ на запрос левых эсеров 17 (4) ноября 1917 г., т. XXII, стр. 45.

28 "Торгово-промышленная газета" от 28 ноября 1917 г., передовая.

29 "Вестник Петроградского общества заводчиков и фабрикантов" от 21 ноября 1917 г.

стр. 88

нам союза входить в организации, политика которых содействует развалу промышленности, и поддерживать их своими знаниями и опытом". Петроградский союз инженеров призывал своих членов "не принимать участия в комиссиях по контролю и в других организациях, установленных большевиками, не признавать комиссаров и других агентов захватной власти".

За инженерами шла значительная часть фабрично-заводских служащих. Верхушечную часть своего аппарата предприниматели прямо подкупали. "Идейное" непризнание декрета выгодно оплачивалось.

Так например, 27 ноября 1917 г. Арматурно-электрическое акционерное общество сообщало Петроградскому обществу заводчиков и фабрикантов: "В пятницу днем состоялось в правления общее собрание служащих правления и заводоуправления, всего в количестве 68 чел. На этом собрании правление информировало служащих о происшедших событиях, а после того, как собрание единогласно вынесло резолюцию о непризнании "рабочего контроля", сообщило о мерах, принимаемых им для обеспечения материального положения служащих, связавших свою судьбу с ним"30 . Таким образом направленная против рабочего контроля резолюция была тут же оплачена.

Однако тактика "прямого действия" долго продержаться не могла. Во-первых, триумфальное шествие и укрепление советской власти становились все очевиднее, во-вторых, не всем отрядам предпринимателей эта тактика казалась выгодной по конъюнктурным соображениям. Петроградские текстильные фабриканты, например прямо заявили, что для них переход от открытой борьбы к скрытому сопротивлению и даже к формальному признанию декрета о рабочем контроле более выгоден. "В резкое отличие от металлообрабатывающей промышленности, - пишут они в совет Петроградского общества заводчиков и фабрикантов, - текстильные предприятия довольно обильно снабжены топливом, имеют запас суровья на несколько месяцев и довольно значительные склады готовых изделий, представляющих в совокупности большую и легко реализуемую ценность. Вопрос о демобилизации, столь жгучий для металлообрабатывающей промышленности, в текстильных предприятиях вовсе и не возникает, острая потребность в изделиях текстильной промышленности с переходом на мирную работу нисколько не уменьшится. Все эти обстоятельства заставляют относиться к воздействию против введения рабочего контроля посредством немедленного закрытия фабрик и заводов с большой осторожностью, так как последствия слишком поспешного объявления о закрытии фабрик могут оказаться далеко не желательными". Короче говоря, закрыть предприятия, "хлопнуть дверью" - это мы и желе успеем, но сначала, пока юридически мы еще хозяева, "спасем промышленность", распродадим все, что можно, ограбим заводы и фабрики напоследок до конца.

Эта новая тактика быстро усваивается большинством предпринимателей и уже в начале декабря 1917 г. на Всероссийском съезде обществ заводчиков и фабрикантов получает свое оформление. На этом съезде руководитель Всероссийского союза обществ заводчиков и фабрикантов "С. И. Соколовский отмечает, что общая линия поведения промышленных организаций в настоящий момент определяется одним словом - "оппортунизм" и выражается в том, чтобы, применяясь к обстоятельствам, сделать все, чтобы сохранить русскую промышленность"31 . Решение съезда говорит о необходимости "занять выжидательную позицию ори условии выказывания всем административным персоналом предприятий очень большого такта". При организациях промышленников проектируется образовать "особый орган для рассмотрения каждого случая осуществления


30 Факт этот и последующие взяты из архивов Общества заводчиков и фабрикантов (архив профсоюзов, Мособлархив, архив Наркомлегпрома).

31 "Известия Всероссийского союза обществ заводчиков и фабрикантов" N 10 - 11 от 21 декабря 1917 г.

стр. 89

рабочего контроля в отдельности и принятия решения о мерах противодействия таковому применительно к индивидуальным особенностям каждого случая".

Отныне тактика, направленная на то, чтобы; "обезвредить" декрет о рабочем контроле и не допустить рабочих к активному вмешательству в дела предприятия, заполняет всю деятельность предпринимательских объединений. Петроградское общество заводчиков и фабрикантов создает секретный политический орган - Исполнительную комиссию, в обязанность которой вменяется руководство борьбой против рабочего контроля.

Предприниматели стали "признавать" декрет о рабочем контроле. В Петрограде директор Франко-русского завода признал контроль, мотивируя необходимостью "подчиниться декрету от какой бы власти, законной или самочинной он ни исходил". Предприниматели выступают в роли "комментаторов" декрета. Правление Невского судостроительного завода протестует против произвольного, как полагает правление, толкования: рабочими организациями завода декрета о рабочем контроле. Правление обращается в Комиссариат труда "с ходатайством о разъяснении контрольной комиссии, что она вышла из указанных декретом о рабочем контроле пределов". Правление акционерного общества "Айваз" решительно возражает против того, что заводская контрольная комиссия присвоила себе распределительные, а не контрольные уже функции". Правление противопоставляет инструкции, выработанной заводской контрольной комиссией, свой контрпроект. Инструкция с заводской контрольной комиссии содержала такой пункт: "Контрольная комиссия входит в рассмотрение всех хозяйственных вопросов, санкционирует все решения по этим вопросам, принятые заводоуправлением". Правление предложило свою "редакцию": "Правление обязано осведомлять контрольную комиссию о всех заключенных договорах и контрактах на поставку продуктов производства и покупку материалов"32 .

Обжегшись на тактике "прямого действия", предприниматели попытались свести рабочий контроль к осведомительному, безвредному контролю. Это было главным в новой тактике заводчиков и фабрикантов.

Вместе с тем в силе оказалась тактика подкупа инженерно-технического и высшего административного персонала предприятий. Нарушая нормальную работу фабрик и заводов, не выплачивая заработной платы рабочим, предприниматели "по случаю праздника рождества" выплачивали служащим наградные и т. д. Горнопромышленники юга России ввели особую форму обеспечения служащих на случай остановки работ по причине "неосновательных требований рабочих". Создаемся страховой фонд, из которого "потерпевшие" будут получать "вознаграждение не свыше 18-кратного годового содержания"33 .

Следуя директивам предпринимательских организаций, и союз инженеров видоизменил свою тактику. Он соглашается признать осведомительный рабочий контроль без распорядительных функций. Одна из ячеек союза инженеров - техническая организация Тентелеевского химического завода - писала об этом в Письме заводскому комитету от 8 декабря: "Союз инженеров, указаниями которого мы руководствуемся, ничего не имеет против контроля со стороны рабочих Ош распорядительных функций. Ввиду этого техническая группа вынуждена заявить следующее: если к понедельнику 11 декабря с. г. в 3 часа дня не будет представителями группы получено сообщение об отказе контролирующих органов заводского комитета и комиссара участвовать в распорядительных функциях, то, руководствуясь директивами исполнительного комитета союза инженеров, техническая группа просит заводской комитет назначить лиц для передачи им дел".

В ноябре - декабре 1917 г. связь между отдельными предпринимателями и Обществом заводчиков и фабрикантов стала наиболее систематической. Заводчики


32 "Октябрьская революция и фабзавкомы", ч. 3, стр. 208 - 210.

33 "Центросвязь" (орган осведомительного бюро московских торгово-промышленных организаций), бюллетень N 10 от 5 декабря 1917 г.

стр. 90

регулярно ставят Общество в известность о положении дел на своих предприятиях и прежде всего о ходе выполнения директив по рабочему контролю. Акционерное общество аккумуляторных заводов "Тюдор" сообщало Петроградскому обществу заводчиков и фабрикантов: "На-днях состоялось общее собрание рабочих и служащих нашего завода, в каковом приняли участив также инженеры, по поводу введения рабочего контроля. На этом собрании было решено ввести контроль, причем представители от служащих, а также инженеры указали на то, что контроль этот может иметь только осведомительный характер. Представители рабочих с такой постановкой вопроса не были согласны".

Нет различия в установках между этой тактикой обезвреживания рабочего контроля и тактикой изгнанных за советский рубеж заводчиков и фабрикантов, содержавших "своих людей" на принадлежавших им до Октября предприятиях. Нет различия в установках между оплачиваемыми звонкой монетой инженерами и служащими, "идейно" сопротивлявшимися декрету о рабочем контроле, и между шахтинцами и другими экономическими контрреволюционерами и вредителями. Один и тот же лейт-мотив: зоологическая ненависть к осуществляющему свою диктатуру пролетариату, неустанная подрывная, вредительская работа, надежда на "лучшие времена" и подготовка к этому.

Инструкция о рабочем контроле

Декрет о контроле дал рабочему классу мощное оружие в борьбе за спасение предприятий от вредительства капиталистов и за создание условий к овладению производством.

Декрет был мероприятием "переходного" характера, это только "первый шаг", за которым последовал второй - рабочее управление. Этот "первый шаг" на данном этапе социалистического строительства был обязательным шагом. Рабочий контроль помог миллионам: 1) воочию убедиться во вредительских, реставраторских планах капиталистов и разоблачить эти планы; 2) обезвредить капиталиста, зажать его в тиски рабочего контроля; 3) учиться хозяйствовать и 4) пользуясь опытом снизу, строить новую экономику. Рабочий контроль над производством был необходимым этапом к рабочему управлению производством. Контроль непосредственно перерастал в управление.

В разных районах и на разных предприятиях в претворении декрета в жизнь наблюдались те или иные особенности. Это вызывалось степенью остроты классовой борьбы, саботажа предпринимателей, их сопротивления рабочему контролю на отдельных участках промышленности. На Урале например и отчасти в Иваново-кинешемской области фактическая национализация предприятий снизу, имевшая место и до декрета, широко развернулась тотчас после опубликования декрета.

В Петрограде осуществление декрета на многих предприятиях сразу вылилось в такие формы, которые вплотную подводили к рабочему управлению. С другой стороны, в Московском промышленном районе мы имели предприятия, где при проведении рабочего контроля подчеркивались обязанности и ответственность предпринимателя и взаимоотношения с ним контрольной комиссии.

Это своеобразие проведения декрета в зависимости от конкретных условий, существовавших в том или ином районе или предприятии, нашло свое отражение в многочисленных инструкциях контрольным комиссиям, составлявшихся на всех крупных предприятиях. Вот к примеру инструкция контрольной комиссии на Коломенском машиностроительном заводе. Задачи контрольной комиссии по инструкции сводились к принятию всех мер для беспрерывной и наиболее производительной работы заводского предприятия. Взаимоотношения между контрольной комиссией и заводоуправлением регулировались пунктами, устанавливавшими для администрации обязательство оказывать всяческое содействие контрольной комиссии путем предоставления всех необходимых справок и документов, "отвечая за правильность, и в кратчайший срок давать исчерпываю-

стр. 91

щие ответы на все запросы контрольной комиссии. В случае указания контрольной комиссией на определенные дефекты в ходе производства заводоуправление обязано в кратчайший срок сообщить о способах устранения указанных дефектов, чтобы контрольная комиссия могла судить о степени их целесообразности"34 .

Примером проведения рабочего контроля иными средствами является Металлический завод (ныне завод им. Сталина) в Петрограде. Администрация завода, категорически отказавшись признать рабочий контроль, объявила завод закрытым с 29 ноября. Рабочие не допустили закрытия завода. Завод был оцеплен красногвардейцами, и контрольная комиссия начала действовать на правах рабочей дирекции.

Чрезвычайно характерно принятое контрольной комиссией этого завода "Положение о рабочей дирекции", в котором "под рабочим контролем разумеется непосредственное, активное участие рабочей дирекции в управлении производством и заводом и сношения с государственными и частными учреждениями и ляпами на равных основаниях с дирекцией компании Петроградского металлического завода"35 . Круг ведения рабочей дирекции обширен. Сюда входили: прием заказов, покупка сырья и топлива, вопросы оборудования завода, транспорт, финансовые операции, условия труда и т. д. "Положение о рабочей дирекции" на Металлическом заводе являлось по существу положением о рабочем управлении.

О большом разнообразии методов установления рабочего контроля на предприятиях, его непосредственного перерастания в рабочее управление свидетельствует и проект устава фабрично-заводского комитета, разработанный иваново-вознесенским Центральным бюро фабрично-заводских комитетов. В проекте устава цели комитета определялись следующим образом: "1) Фабрично-заводский комитет имеет задачей создать кадр надежных и знающих производство рабочих и служащих, которому можно было бы передать производство при коллективном управлении предприятием; 2) фабрично-заводский комитет участвует в рабочем контроле над производством предприятия и распределением выпускаемых продуктов; 3) фабрично-заводский комитет наблюдает за техническим состоянием предприятия и техническим усовершенствованием оборудования предприятия". Участие фабрично-заводского комитета в рабочем контроле по уставу выражается в том, что фабзавком "устанавливает хозяйственно-торговый и технический контроль над производством, наблюдает за поступлением сырья и топлива, учитывает и следит за распределением продуктов производства, проверяет закупку сырья, рассматривает конторские книги и отчеты и следит, чтобы полностью были использованы технические средства предприятия"36 . Характерное в этом документе - подчеркивание воспитательной роли рабочего контроля и указание на конкретные пути освоения массами искусства управлять производством.

Естественно, что руководимые партией большевиков профессиональные организации - организаторы труда и производства в послеоктябрьский период - не могли пройти мимо этой бьющей ключом низовой инициативы, направленной к изысканию лучших путей и форм проведения рабочего контроля. Декрет о рабочем контроле дал общие вехи, определил направление рабочего контроля, но декрет требовал детального инструктирующего документа, который объясняя бы и развивал установки декрета. Декрет поручал Всероссийскому совету рабочего контроля выработать такой документ.

Первым съездом профессиональных союзов (январь 1018 г.) была утверждена инструкция Всероссийского совета рабочего контроля. Принятая съездом резо-


34 Архив профсоюзов, ф. 20, д. 230, л. 19.

35 "Октябрьская революция и фабзавкомы", ч. 3, стр. 212.

36 "1918 год в Иваново-Вознесенской губ.", стр. 20.

стр. 92

люция о рабочем контроле представляла собой вводную, обобщающую часть инструкции.

Что устанавливали оба эти документа (резолюция и инструкция)? Центральная идея рабочего контроля была сформулирована словами: "Покончить с самодержавием в области экономической, как с ним было покончено в области политики". Рабочий контроль неразрывно связывается ад общей системой регулирования и является на местах проводником общехозяйственного плана, выработанного регулирующими органами". Назначение рабочего контроля определялось следующим образом: "Контроль над производством не означает перехода предприятия в руки рабочих данного предприятия... рабочий контроль не равносилен социализации производства и обмена, а является лишь подготовительным шагом к ней". Так, исходя из декрета о рабочем контроле, отвечала на важнейшие вопросы, связанные с рабочим контролем, резолюция I съезда профсоюзов.

Инструкция Всероссийского совета рабочего контроля подробно перечисляла права и обязанности контрольных комиссий. Низовая контрольная ячейка устанавливала обеспеченность предприятия топливом, сырьем, различными материалами, следила за сохранностью материалов, топлива и т. п., заботилась с поддержании среди рабочих и служащих трудовой дисциплины и т. д. Короче говоря, контрольные комиссии выполняли функции не непосредственного управления, а обучения хозяйствовать. Инструкция устанавливала, что "по отношению к контрольной комиссии каждого отдельного предприятия ближайшим стоящим над ней высшим органом контроля признается контрольно-распределительная комиссия профессионального союза той отрасли промышленности, к какой относится данное предприятие".

Инструкции Совета рабочего контроля противостояло обширное "практическое руководство по проведению рабочего контроля над промышленностью", выработанное Центральным советом петроградских фабзавкомов.

Противопоставление инструкции Центрального совета фабзавкомов уже готовому проекту инструкции Совета рабочего контроля свидетельствовало о наметившихся разногласиях в практике руководства рабочим контролем. Кое-кому из руководства фабзавкомами казалось, что рабочий контроль уже выполнил свои исторические задачи, что пора перейти повсеместно к непосредственному: управлению производством. Это нашло свое отражение в "практическом руководстве" Центрального совета фабзавкомов.

На протяжении всей практической части инструкции Центрального совета фабзавкомов совершенно обойден вопрос о том, что рабочий контроль устанавливается над действиями предпринимателей. Последних инструкция вовсе не имеет в виду. Фабрично-заводский комитет создавал по этой инструкции комиссии: по организации производства, по демобилизации, по снабжению сырьем, по снабжению топливом. Каждая из этих комиссий по возложенным на нее задачам фактически превращалась в соответствующий отдел заводоуправления - фабрично-заводского комитета. Комиссия по производству например "устанавливает связь и зависимость между отделами завода, определяет порядок приема и исполнения заказов, начиная от коммерческой конторы, стола заказов, переходя в техническому, калькуляционному отделам, распределению чертежей, моделей, кончая сборочной мастерской, инспекцией и отправочным магазином". Комиссия устанавливает: амортизацию и проценты за капитал, расходы по правлению и дирекции, общую сумму расходов по конторе, расходы по силовым установкам. По отношению к каждой мастерской комиссия определяет величину заработной платы (в том числе специалистам и администрации), стоимость сырья, накладные расходы.

Высшей инстанцией рабочего контроля проект выдвигает Центральный совет фабзавкомов. Проект отстранял профсоюзы от непосредственного руководства рабочим контролем. Контрольным комиссиям рекомендовалось только работать

стр. 93

с профессиональными союзами "в теснейшем контакте, особенно в вопросах, касающихся наемного труда".

Этим вновь поднимался старый, уже решенный жизнью, уже решенный фактом перехода на сторону большевизма подавляющего большинства рабочего класса вопрос о взаимоотношениях между фабрично-заводскими комитетами и профессиональными союзами. Центральный совет фабрично-заводских комитетов продолжал обнаруживать недоверие к профсоюзному руководству. Он упрекал профсоюзное руководство в недостаточной решительности в деле "форсирования" декрета о рабочем контроле, между тем как на данном этапе основное заключалось не в форсировании декрета, а в проведении его в жизнь.

Разногласия в отношении к рабочему контролю между профсоюзным руководством и Центральным советом фабзавкомов резко обнаружились на I съезде профсоюзов и непосредственно после него. Съезд критиковал позицию Центрального совета фабзавкомов по вопросу о рабочем контроле.

Инструкция Совета рабочего контроля настаивала на централизации контроля, фабзавкомовская инструкция предоставляла широкие полномочия контролю на местах.

Со стороны Центрального совета фабзавкомов открыто раздавались голоса, обвинявшие инструкцию Совета рабочего контроля и профсоюзное руководство в поддержке "пассивного" контроля в противоположность "активному", который защищали фабзавкомы, в отступлении от декрета и т. д. "Не может быть речи, - писал официальный орган Центрального совета фабзавкомов, - о старом, взлелеянном нашими бесхребетными интеллигентами методе пассивного контроля над производством и распределением, и если не только группа "Новой жизни", но далее отдельные товарищи из партии большевиков отстаивают эту идею и всеми силами стараются протянуть ее через высшие органы народного хозяйства и вылить со в совершенно искажающей смысл первого декрета о рабочем контроле форме, если за нее уцепились все те, кто пуще огня боится диктатуры пролетариата и социализма (верхушки профсоюзов, союз инженеров и техников и пр., не говоря о предпринимателях), то это только подчеркивает их слабость, их непоследовательность и выдвигает ту грань, которая существует между пролетариатом и его незванными опекунами"37 .

Работники профессиональных союзов обвиняли авторов инструкции Центрального совета фабзавкомов в децентрализаторских тенденциях, в желании отделить низовые рабочие ячейки от профсоюзов, в левачестве и т. д.

В свою очередь авторы инструкции Центрального совета фабзавкомов упрекали работников профсоюзов в том, что они становятся "поперек декрета", пытаются затормозить процесс перерастания рабочего контроля в рабочее управление, становятся в вопросе о рабочем контроле на правооппортунистические позиции. При этом в пылу спора упускалось из виду то немаловажное обстоятельство, что инструкция Всероссийского совета рабочего контроля была рассмотрена и утверждена I съездом профсоюзов.

Партия большевиков боролась на два фронта - за ленинское содержание лозунга рабочего контроля, против левацкого перескакивания через рабочий контроль, фактическое отрицание его и против правооппортунистической недооценки рабочего контроля, игравшей наруку меньшевистским разглагольствованиям относительно "всеобщей распространенности синдикалистских тенденций" в рабочем контроле, и т. д.

В основе декрета о рабочем контроле лежал ленинский тезис: не немедленное "введение социализма", а немедленные шаги к социализму. Этот тезис был четко и последовательно развит и в инструкции Всероссийского совета рабочего контроля и в резолюции I съезда профсоюзов. Инструкция же Центрального совета фабзавкомов, исходя из совершенно пра-


37 А. Кактынь. От рабочего контроля - к организации и регулированию производства. "Новый путь" N 1- 2 за январь 1918 г.

стр. 94

вильных предпосылок, в дальнейшем допустила ряд существенных отступлений от указанного тезиса. "Контроль надо именно рассматривать, - говорится в "введении" к инструкции, - как переходную ступень к организации всей хозяйственной жизни страны на социальных началах, как первый неотложный шаг в этом направлении, делаемый снизу...". Однако в практической части инструкция отходила от формулированных ею же предпосылок. Она фактически превращала фабрично-заводские комитеты в полновластных хозяев предприятия, отрывая фабзавкомы от профессиональных организаций. Объективно инструкция Центральною совета фабзавкомов обнаруживала тенденцию к синдикалистской теории "индустриальной федерации".

Сама речи об "активном" и "пассивном" контроле были глубоко ошибочны. Они вкладывали в понятие "рабочий контроль" нечто самодовлеющее, управляющее, хозяйствующее, между тем как рабочий контроль над производством выражал переходную ступень к управлению производством. Планомерное и всеобщее проведение рабочего контроля стало возможным только с переходом власти в руки пролетариата. Являясь "шагом к социализму", рабочий контроль был вместе с тем одним из первых шагов, за которым следовали овладение пролетариатом экономическими командными высотами, переход к рабочему управлению.

"Активный" рабочий контроль, как это понимали авторы инструкции Центрального совета фабзавкомов, по существу означал уже не рабочий контроль как орудие классовой борьбы в подготовке к рабочему управлению, а само рабочее управление. С другой стороны, не могло быть и речи о "пассивном" контроле, так как все содержание рабочего контроля имеет глубоко наступательный характер.

Петроградским фабрично-заводским комитетам принадлежит исключительно большая роль в борьбе за рабочий контроль и в организации рабочего управления. Здесь, в Петрограде, уже на другой день после Октябрьской революции имелось немало предприятий, прежде всего из числа казенных заводов, которые фактически управлялись рабочими. Удельный вес непосредственного управление и регулирования был настолько значителен в деятельности Центрального совета петроградских фабзавкомов, что подготовка к упразднению казалась такой задачей, которую можно решить мимоходом в процессе самого управления.

Но пролетариат не мог еще отказаться от рабочего контроля. Он был ему нужен для победы в "красногвардейской атаке на капитал" и для вовлечения миллионов в великое строительство.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Сообщения-ДЕКРЕТ-О-РАБОЧЕМ-КОНТРОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ФРЕЙДЛИН, Сообщения. ДЕКРЕТ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Сообщения-ДЕКРЕТ-О-РАБОЧЕМ-КОНТРОЛЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ФРЕЙДЛИН:

Б. ФРЕЙДЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
3347 просмотров рейтинг
14.08.2015 (3171 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
16 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Сообщения. ДЕКРЕТ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android