EUDE, M. Politique economique et sociale de la commune Robespierhste. "Annales historiques de la Revolution frangaise", novembre-decembre, 1935, pp. 481 - 518.
В журнале "Annales historique..." выделяется работа Мишеля Эд о "Робеспьеристской Коммуне", которая идет через ряд номеров с 1933 года (см. сентябрь-октябрь 1933 г., июль - август 1934 г., ноябрь-декабрь 1934 г., март- апрель 1935 г.), раскрывая последовательные этапы и освещая различные стороны эволюции одного из важнейших органов революционного действия.
Каждая статья представляет собой довольно самостоятельный этюд и, в частности, последний из названных посвящен экономической политике Коммуны. Поскольку автор присоединяется всецело к положению Матьеза1 о том, что с падением эбертистов в политике правительства и Коммуны, фактически руководимой, а затем и возглавляемой Пэйяном (Рауап), установился полный контакт, этот очерк не приносит ничего существенно нового по сравнению с работой Матьеза. Но он представляет тот интерес, что на основе первоисточников, частично еще не опубликованных, подробно производит картину маневрирования центрального правительства и муниципалитета в области снабжения столицы продовольствием и распределения продуктов среди населения. Это поворотный момент, когда мелкобуржуазные группы, стоящие у власти, не отказываясь от регламентации снабжения в интересах городской бедноты, стремятся путем смягчения максимума пойти навстречу производителям и поставщикам, "восстановить", по выражению Эда, "экономическую циркуляцию" после паралича торговли в области продовольствия, "к которому привели" насильственные мероприятия эбертистов. Основными моментами этой новой политики, по мнению Эда, являлись следующие 3 мероприятия:
1) Смягчение закона о спекуляции путем применения смертной казни лишь к "тем, кто с контрреволюционными целями препятствовал обращению предметов первой необходимости или подвергал их уничтожению"2 , и замена комиссаров-чиновников по борьбе со спекуляцией комиссарами-общественниками, представителями секций3 .
2) Передача функций снабжения столицы, осуществлявшихся муниципалитетом, центральному органу государственного снабжения Комиссии торговли и продовольствия. Это ставило Париж наравне с "городами в полосе военных действий в лучшие условия, поскольку финансирование шло полностью за счет национальных средств. За Коммуной сохранялись обязанности "справедливого и уравнительного распределения продовольствия между гражданами Парижа".
3) Наконец, третьим, чрезвычайно важным мероприятием этого периода является введение третьего максимума. Эд дает обстоятельную характеристику общего положения с продовольствием к моменту его введения (25 марта 1794), а также его социальную характеристику, используя ежедневные донесения агентов министерства внутренних дел и парижской полиции о реакции на максимум со стороны населения. По общему мнению, этот максимум был
1 См. его "Борьбу с дороговизной и социальное движение в период террора". М. 1928.
2 Проект закона доложен Удо 27 февраля 1794 г. и получил силу в конце марта.
3 Постановление Конвента от 29 марта.
"благоприятен для деревни и для торговцев". Цена на мясо особенно возмущала бедняков не только своей несоразмерностью с карманом санкюлота, высотой (16 - 48 ливров), но и отсутствием деления на сорта. Тот факт, что новый максимум был в интересах торговцев, Эд подтверждает рядом архивных документов. В одном из них обращается внимание на то, что последние (торговцы) на него "уже не гневаются так, как на первый максимум". Мясникам, например, обеспечивается 10% дохода, лодочникам, поставщикам угля предоставляется премия от 16 до 20 ливров за определенную единицу груза и т. д. Однако крупные торговцы-оптовики жаловались, что "максимум гораздо менее благоприятен им чем розничным торговцам, ибо последние имеют возможность приобретать многие товары непосредственно на фабрике, вырывают у оптового торговца его доход, минуют двух-трех посредников, которые часто стоят между ними и основными оптовыми торговцами". С другой стороны те же оптовики стремятся сохранить за собой целиком розничную торговлю маслом, яйцами, сыром, фруктами и т. п.
Выводы автора относительно экономических результатов всей это политики таковы: положение с продовольствием несколько улучшилось, торговля оживилась, борьба с нарушителями велась Коммуной энергично в интересах потребителя, и в этой области гибкость законодательства могла бы привести к известному "равновесию интересов производителя и потребителя". Зато социальный вопрос, которому автор посвящает следующий очерк, представлял, по его мнению, гораздо большие трудности.
Не изобилующий выводами, но богатый фактическим материалом, очерк этот представляет интерес для советских историков в связи с дискуссией о роли максимума в событиях 9 термидора.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |