Libmonster ID: RU-13762
Автор(ы) публикации: Э. П. Пастернак

"Causes, Origins and Lessons of the Vietnam War". Hearings before the Committee on Foreign Relations. United States Senate. Ninety-Second Congress. Second Session on Causes. Origins and Lessons of the Vietnam War. May 9, 10 and 11, 1972, U. S. Government Printing Office. Washington. 1973. 340 p.

Задолго до подписания парижского Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме многие трезво мыслящие американцы стали задумываться над уроками этого вооруженного конфликта, ставшего величайшей трагедией в истории США. Вьетнамская война вызвала к жизни беспрецедентное по размаху оппозиционное движение против политики, результатом которой явилось вмешательство в дела Индокитая. Противники войны, в ряды которых стали представители самых различных прослоек американского общества, активно выступали не только за ее скорейшее окончание, но и стремились предупредить появление "новых Вьетнамов" во внешней политике США. Убедительным подтверждением роста подобных настроений служат слушания, проведенные в 1972 г. в сенатской комиссии по иностранным делам, по проблеме "Причины, истоки и уроки вьетнамской войны".

На слушания были приглашены известные американские ученые: сотрудник Брукингского института Л. Гелб, возглавлявший в свое время специальную группу в Пентагоне по подготовке истории вьетнамской войны, профессор Гарвардского университета Дж. Томсон, работавший ранее в госдепартаменте и Белом доме, бывший советник президентов Кеннеди и Джонсона профессор Нью-йоркского университета А. Шлезингер. Перед комиссией выступили также специалисты по Вьетнаму профессор Н. Чомски, бывший сотрудник госдепартамента Э. Моффат и бывший сотрудник Управления стратегических служб Ф. Уайт.

Материалы слушаний представляют тем больший интерес, что они опубликованы вместе с обширным приложением, содержащим недавно рассекреченные документы, в том числе отчеты об операциях оперативного характера в Индокитае, предпринимавшихся различными разведывательными органами США, не публиковавшиеся ранее интервью с Хо Ши Мином, Бао Даем и принцем Суфанувонгом, а также другую конфиденциальную информацию, относящуюся в основном к 1943 - 1946 годам. Все эти материалы наряду со сборником "Американо-вьетнамские отношения 1945- 1967 гг.", известным как "документы Пентагона", проливают дополнительный свет на предысторию американской интервенции

стр. 188


на Индокитайском полуострове, вскрывают факты и содержат оценки, которые до этого официальный Вашингтон предпочитал не предавать гласности.

Цель слушаний, по словам председателя сенатской комиссии по иностранным делам У. Фулбрайта, состояла в том, чтобы "извлечь из этих событий уроки, которые могут оказаться полезными для внешней политики США в настоящее время и в будущем" (стр. 1). Содержание выступлений дает богатую пищу для размышлений относительно того, как видные представители академического мира и влиятельная сенатская комиссия представляют себе некоторые пороки американского внешнеполитического курса и пути их излечения.

Слушания состоялись накануне визита президента Р. Никсона в Москву в мае 1972 года. Не случайно на слушаниях был обсужден широкий круг вопросов, по своему характеру и значимости далеко выходящих за рамки вьетнамской проблемы.

Развертывание агрессии во Вьетнаме, вызвавшее в США острейший социально-политический кризис, явилось катализатором общеамериканской дискуссии о политических "приоритетах". Это нашло отражение в выступлении А. Шлезингера, пришедшего на основе анализа вьетнамской ситуации к выводу, что США попусту растрачивали свою энергию и ресурсы в тех районах мира, где их подлинные интересы отнюдь не требовали этого. По предположению Шлезингера, историки будущих поколений, осмысливая события послевоенных лет, вряд ли смогут с рациональных позиций объяснить, почему американские президенты считали, будто национальные интересы и безопасность США находятся в зависимости от судьбы небольшой азиатской страны. Шлезингер откровенно говорил о недальновидности политики, основанной на преувеличении влияния и могущества США, об опасных "соблазнах" глобального экспансионизма, кульминацией чего и явилась трагедия в Индокитае. "Вьетнам должен научить нас, - подчеркнул Шлезингер, - что во второй половине XX в. вооруженные белые люди не могут определять судьбы государств третьего мира. Будем надеяться, что Вьетнам навсегда избавит нас от того, что председатель этой сенатской комиссии хорошо определил как "злоупотребление силой" (стр. 70). Шлезингер напомнил слова президента Д. Кеннеди, заявившего в ноябре 1961 г., что "не может быть американского решения для каждой мировой проблемы", подчеркнув при этом, что, по его мнению, в этих словах заключен главный урок, который США должны извлечь для себя из вьетнамской войны (стр. 71).

С самого начала американского вмешательства во Вьетнаме, как стало известно из "документов Пентагона", США делали основную ставку на военное решение вьетнамской проблемы, намеренно игнорируя возможности политического урегулирования. Теперешнее осознание опасности и бесперспективности такого подхода, не только в отношении ситуации в Индокитае - прямое следствие вьетнамской войны. "До тех пор, - заявил Шлезингер, - пока мы будем оценивать мировые проблемы с военной точки зрения, до тех пор мы будем усиливать влияние нашего военного истэблишмента и ввергать страну в очередные авантюры" (стр. 70). Правда, беды Америки он видит прежде всего в беспорядочном применении силы. Здесь, по-видимому, ученый отдает дань получившей в последние годы в США широкое распространение концепции, суть которой сводится к попыткам доказать возможность "упорядоченного", "контролируемого", "ответственного" и т. п. использования силы, что якобы должно сделать это обанкротившееся средство империалистической политики эффективным и в изменившихся условиях современного мира.

Хотя Шлезингер и признает, что он сам в течение длительного времени разделял иллюзии относительно американской внешней политики, которые теперь ему приходится критиковать, тем не менее он так и не сумел полностью отмежеваться от концепций, сложившихся в период "холодной войны". Этим, в частности, можно объяснить выдвижение им программы "нового", "эффективного" интервенционализма. По его мнению, сила может быть применена и в условиях нынешней международной обстановки, главное - найти достаточно убедительные мотивы. Общеизвестно, однако, что апелляция к якобы возникающей угрозе национальной безопасности и жизненно важным интересам США неизменно использовалась американским правительством для оправдания своего неприкрытого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Шлезингер призывает покончить с таким положением, когда исполнительная власть, игнорируя конгресс и его прерогативы, узурпировала право решения внешнеполитических вопросов, в том числе о войне и мире.

Беспокойство по поводу сложившейся в

стр. 189


США практики принятия важнейших внешнеполитических решений с особой силой прозвучало в материалах, представленных в комиссию Л. Гелбом. Этот ученый задается вопросом, так или иначе волнующим всех американцев: "как и почему наша политико-бюрократическая система решает, что жизненно важно для США и что нет? Кем, каким образом и по какой причине было решено, что весь Вьетнам не должен попадать в руки коммунистов?" (стр. 240). Гелб видит корни внешнеполитического авантюризма США и, в частности, причины вовлечения в войну во Вьетнаме, в антикоммунизме, остающемся и сейчас, по его словам, "значительной силой" в американской политике. Большинство людей, имеющих отношение к вьетнамской войне, - от президентов до правительственных чиновников, отмечает он, опасались быть обвиненными в "мягкости" по отношению к коммунизму и в своих действиях руководствовались прежде всего этим соображением.

Затронувший в своем выступлении эту проблему профессор Массачусетского технологического института Н. Чомски отметил, что США действовали на международной арене в соответствии с двумя концепциями антикоммунизма. Первая, которую он определил как "рациональный империализм", предусматривает стремление не допустить отрыва государств "третьего мира" от капиталистической системы. Вторая - "слепой антикоммунизм", представляет собой "пропагандистское средство для обеспечения поддержки внутри страны военных интервенций, направленных против национальных движений, возглавляемых коммунистами" (стр. 87). В качестве примера практического использования последней Чомски цитирует один из документов Совета национальной безопасности, где говорится, что Юго- Восточная Азия "является объектом координируемого наступления, направляемого Кремлем" (стр. 86), отмечая при этом, что в подтверждение этого тезиса не было найдено ни грана доказательств. Подобный образ действий, заключает он, стал стереотипом - "рациональный империализм" мотивирует "необходимость" интервенций, а "слепой антикоммунизм" служит для их оправдания.

К пагубным последствиям влияния антикоммунизма на решение внешнеполитических проблем обратился и Шлезингер. Он заявил, что в политической жизни США "идеи имеют тенденцию находить организационное воплощение в государственном механизме, а институты, порождаемые этими идеями, зачастую продолжают свое существование в течение длительного времени и после того, как эти идеи устаревают" (стр. 65). По его словам, основные внешнеполитические органы и ведомства, которым "холодная война" обеспечила их могущество, влияние и ассигнования - госдепартамент, Пентагон, Совет национальной безопасности и Центральное разведывательное управление "имеют корыстные институционные интересы в теории военной экспансии мирового коммунизма" (стр. 65) и сохранении обстановки "холодной войны". Развивая эту мысль Шлезингера, Гелб призвал президента "начать процесс переосмысливания нашего отношения к коммунизму" (стр. 240).

Бывший дипломат Э. Моффат рассказал в своем выступлении о деятельности руководимого им в 1943 - 1947 гг. отдела Юго- Восточной Азии госдепартамента США. Этот отдел играл в то время заметную роль в формировании американской политики в Индокитае. Показательно, что так же, как и другие ораторы, Моффат стремился объяснить вьетнамские просчеты США воздействием антикоммунистической идеологии. "Страх перед коммунизмом во Вьетнаме.., - заявил Моффат, - не позволял нам трезво оценить обстановку" (стр. 169). В силу этих же соображений, по его свидетельству, правительство США отвергло предложения вьетнамской стороны о налаживании двусторонних отношений.

Показания бывшего разведчика и журналиста Ф. Уайта освещают деятельность Управления стратегических служб США (предшественника ЦРУ) на территории Индокитая, дают представление о формах его работы и характере собираемой информации. Уайг поделился своими впечатлениями от встреч с Хо Ши Мином, приведя, в частности, высказывание последнего о том, что "Вьетнам как молодое государство, борющееся за независимость, вправе рассчитывать на симпатии американского народа и правительства" (стр. 160). Прошло совсем немного времени, и США сорвали с себя антиколониалистскую маску, а слова вождя вьетнамского народа прозвучали суровым приговором лицемерию империалистической политики.

Слушания в сенатской комиссий, несомненно, отразили одно из проявлений процесса внешнеполитической переориентации США и показали, что уроки вьетнамской войны в той или иной мере учитываются

стр. 190


американскими правящими кругами. Война США во Вьетнаме, причинившая ощутимые бедствия американскому народу, подтвердила несостоятельность курса "с позиции силы". В условиях нового соотношения сил в мире ставка на так называемую кризисную дипломатию с ее нагнетанием международной напряженности, провоцированием вооруженных "локальных конфликтов" типа вьетнамской войны оказывается битой.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПРИЧИНЫ-ИСТОКИ-И-УРОКИ-ВЬЕТНАМСКОЙ-ВОЙНЫ-СЛУШАНИЯ-В-СЕНАТСКОЙ-КОМИССИИ-ПО-ИНОСТРАННЫМ-ДЕЛАМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Э. П. Пастернак, "ПРИЧИНЫ, ИСТОКИ И УРОКИ ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЫ". СЛУШАНИЯ В СЕНАТСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПРИЧИНЫ-ИСТОКИ-И-УРОКИ-ВЬЕТНАМСКОЙ-ВОЙНЫ-СЛУШАНИЯ-В-СЕНАТСКОЙ-КОМИССИИ-ПО-ИНОСТРАННЫМ-ДЕЛАМ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Э. П. Пастернак:

Э. П. Пастернак → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
600 просмотров рейтинг
16.04.2017 (2538 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ПРИЧИНЫ, ИСТОКИ И УРОКИ ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЫ". СЛУШАНИЯ В СЕНАТСКОЙ КОМИССИИ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android