Эпохой фитны (смуты) принято считать в арабской историографии период с 1008 по 1031 г., когда в столице Омейядского халифата, Кордове, шла борьба за власть между сторонниками Омейядов, составляющими наследственную политическую элиту арабо-мусульманского общества Испании (таифа андалусцев), и их соперниками из числа представителей военно-бюрократической прослойки халифата, составивших таифу берберов и сакалиба 1 . Ни одна из вышеуказанных партий-таваиф не смогла одержать верх в борьбе за престол. В результате в 103] г. по решению кордовцев, уставших от многолетней смуты, халиф был низложен. Халифат распался на более двух десятков удельных княжеств, возглавляемых бывшими наместниками кордовских провинций либо удачливыми военачальниками андалусской армии, получившими название мулюк ат-таваиф - "царьков общин".
Несмотря на широкий интерес отечественных и зарубежных арабистов к мусульманской Испании, период упадка Кордовского халифата, а именно, эпоха фитны в Кордове, до сих пор не был изучен достаточно подробно. Причиной тому следует считать, во-первых, недостаточное количество дошедших до наших дней оригинальных источников, отражающих события указанного периода, и, во-вторых, устоявшееся мнение историков о фитне как о незначительном эпизоде андалусской истории.
Касаясь первого вопроса, следует отметить, что до нас не дошли в первоначальном виде "Китаб аль-Матин" ("Книга о Содержании") крупнейшего историка Андалусии, очевидца смуты Ибн Хайяна (987-1076), а также "Книга Воспоминаний Абдаллаха, эмира Гранады" (1073-1090), дающие яркую картину событий фитны и последующей эпохи мулюк ат-таваиф 2 . Более поздние андалусские историки, служившие при дворе берберских властителей Андалусии, Альморавидов и Альмохадов, посвящали эпохе фитны незначительное количество материала, концентрируя свое внимание на событиях магрибинской истории. Так, известный историк Альмохадов Ибн аль-Хатиб (1315-1375) всего несколько страниц своего труда "Китаб Амаль аль-Алям" ("Книга Деяний великих л ...
Читать далее