Libmonster ID: RU-8560
Author(s) of the publication: М. Г. ГАНОПОЛЬСКИЙ

Современные исследователи проблем проектирования привычно обращаются к античной мифологии и началам античной философии и науки как зародышу многих проектных идей, да и культуры проектного типа в целом 1 . Действительно, такое обращение позволяет увидеть в мифах прообраз особого проективного мироотношения и даже своего рода проектную лабораторию, где апробируются не только оригинальные конструктивные решения, но и базовые этико-эстетические установки. А первые исследовательские программы античной философии и науки, с точки зрения методологов и науковедов, фактически сформулировали концептуальное поле современного естествознания, стали подлинной идеологией техногенной цивилизации 2 .

Вместе с тем античная родословная некоторых аспектов современного проектирования остается вне поля зрения исследователей. Данная работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел на основе двух знакомых сюжетов: мифологического и историко-научного.

Инженерный подвиг Геракла

Речь пойдет об одном из наиболее спорных подвигов Геракла - очищении от навоза скотного двора царя Авгия.

Как известно, Авгий, узнав, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, отказался отдать ему заранее оговоренную плату - десятую часть скота; а Эврисфей не засчитал совершенное Гераклом деяние как подвиг, так как тот выполнил его за плату. При этом в большинстве версий мифа 3 ни "на-


* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 01-03-00035а).

1 См., например: Горохов В. Г. Знать, чтобы делать. М., 1989; Кантор К. М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. N 11; Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. N 11; Харитонович Д. Э. Изобретательство и ранние формы инженерной деятельности // Вопросы философии. 1985. N 2; Круглый стол: Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии.1989. N 1, также более поздние работы этих авторов и участников круглого стола.

2 Подробнее об этом см: Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. М., 1980; Степин В. С. Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации // Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 14-23.

3 Здесь и далее мы не будем сопоставлять различные версии мифа, подчас противоречащие друг другу, а попытаемся опереться на некое инвариантное содержание сюжета.

стр. 136


чальник", ни "заказчик" не ставят под сомнение героический характер выполненного Гераклом задания, хотя считалось, что при совершении подвига герой мог положиться только на собственную силу, оружие и помощь покровительствующих богов. В данном же случае Геракл задумал и осуществил остроумное инженерное решение. Он отвел каналом воды текущих поблизости рек Алфея и Пенея в направлении скотного двора, предварительно соорудив на этом пути плотину, а затем с помощью мощного потока накопленной воды очистил стойла от навоза.

Почему же в таком случае явно негероические действия Геракла квалифицируются большинством мифографов как подвиг? Только ли по причине признания за ним той силы мысли, на которую не способен простой смертный? Действительно, на первый взгляд, это подвиг инженерной мысли, подвиг- изобретение. Здесь важны и авторский характер и остроумие замысла и, конечно, приоритет в его выдвижении. Но есть в данном мифологическом сюжете целый ряд моментов, которые позволяют рассматривать подвиг Геракла и более широко - как закладку основ профессионализации инженерной деятельности, а впоследствии и проектирования.

Так, в некоторых версиях мифа к Гераклу, возмущенному унизительным характером задания, является мудрая Афина и шепчет ему, что избавление людей от зловония - это полезное дело. А значительное полезное дело, особенно если его способен осуществить лишь герой, и есть подвиг. Таким образом, в той борьбе, которую Геракл вначале ведет сам с собой, решающую роль сыграли обстоятельства божественного призвания и общественной пользы. Стоит ли напоминать о том, что в Новое время (особенно в протестантской этике) - это необходимые признаки реформирования профессии как социального института.

Здесь нужно сделать и еще одно небольшое отступление, связанное с современным пониманием института профессии и самого слова "профессия". Дело в том, что производные от него слова: "профессионал", "профессионализм" и некоторые другие в отличие от исходного приобрели оценочное значение высокого мастерства, хорошо сделанной работы и т.п. Между тем и сегодня, если обратиться к словарю, профессия - род занятий, являющийся источником существования. Квалификация, специальная подготовка, наличие диплома об образовании не являются достаточными признаками профессии (а подчас и необходимыми). Это соответствует этимологии слова - публичное (официальное) заявление о своем занятии, о том, чем зарабатываешь себе на жизнь. И дело, конечно, не в попытке вернуть словам исходное значение и устанавливать запреты на новые смыслы. Просто, во избежание путаницы при обсуждении проблем профессионализации важно не потерять смыслообразующие признаки.

стр. 137


С этой точки зрения адекватная плата за труд - столь же необходимая предпосылка профессионализма, как и рассмотренные выше призвание и общественная польза. Действительно, Геракл не просто рассчитывает на царское вознаграждение (одну из дочерей в жены и полцарства в придачу) в случае благополучного завершения рискованного предприятия, а заранее оговаривает плату - своего рода авторский гонорар. Эта плата носит - говоря современным языком - аккордный характер, она непосредственно связана с предметом деятельности и находится в прямой зависимости от успеха дела. Более того, он предварительно еще до начала работ заключает с Авгием публичную сделку, призывая для этого в свидетели сына Авгия Филея.

Для понимания публичного характера действий Геракла важны и последующие события. Вот как описаны они в одном из наиболее часто цитируемых источников: "Но, когда Авгий узнал, что все это совершено по приказу Эврисфея, он не отдал условленной платы и стал утверждать, что вообще ничего не обещал в качестве платы за этот труд, добавив, что он даже готов судиться по этому поводу. Когда судьи уселись, вызванный Гераклом Филей, выступив в качестве свидетеля, изобличил своего отца в том, что тот действительно соглашался отдать Гераклу условленную плату. Но еще не успели судьи подать свой голос, как разгневанный Авгий потребовал, чтобы Филей и Геракл убрались из Элиды" 4 . Видимо, Авгий, поступая таким образом, не сомневался, в пользу кого будет разрешен спор.

Таким образом, усилия Геракла по расчистке скотного двора предваряются и завершаются обстоятельствами нравственного и социального порядка, без которых данный эпизод не имел бы такого акцентированного идейного звучания. В подобном же обрамлении эти усилия предстают не как личный героизм, а как авторский, деятельностный и профессиональный подвиг (сдвиг в культуре).

В качестве итогового вывода можно добавить, что с позиций сегодняшнего дня Геракл не просто задумал и осуществил свой план, но и выступил сразу в нескольких ролях: автора проекта, инженера-строителя, инженера- эксплуатационника и технического исполнителя. И хотя первая роль является основной (именно осознание реально осуществимого плана действий позволяет Гераклу вести разговор об оплате), ясно, что мифологический сюжет лишь пунктирно намечает содержание будущей профессии проектанта. Для того чтобы усилить в ней рациональное начало, потребовалась еще череда подвижнических усилий. И первым среди них может быть назван интеллектуальный подвиг Фалеса Милетского.


4 Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993. С. 38.

стр. 138


Научная революция Фалеса

К этому переломному моменту в истории науки неоднократно обращается И. Кант в своих размышлениях о "странной судьбе разума" на пути его самопознания. Именно о нем говорит как о "революции в способе мышления", как о "научной революции" 5 . Речь идет о "счастливой догадке", благодаря которой произошло соединение логики с математикой, то есть о появлении доказательной математики, способной к дальнейшему самостоятельному развитию. Осуществил же такое соединение Фалес (или же кто-то из его современников), впервые доказавший теорему о равнобедренном треугольнике.

Подчеркивая неоднократно, что логика сравнительно рано пошла "верным путем науки", поскольку в ней "разум имеет дело с самим собой", Кант указывает на перемену в способе математического мышления, благодаря которой математика вслед за логикой ступила на путь науки, вернее, создала себе этот царский путь, проложив необходимое направление "на все времена и в бесконечную даль" 6 . Характерно, что обращаясь к великому открытию Фалеса, Кант видит в нем не столько топику логических взаимосвязей, сколько планомерную, последовательную и в этом смысле проективную работу разума. (Свет открылся тому, кто впервые доказал теорему о равнобедренном треугольнике (безразлично, был ли это Фалес или кто-то другой); он понял, что его задача состоит не в исследовании того, что он усматривал в фигуре или в одном лишь ее понятии, как бы прочитывая в ней ее свойства, а в том, чтобы создать фигуру посредством того, что он сам a priori, сообразно понятиям мысленно вложил в нее и показал (путем построения)( 7 .

По сути дела, Кант характеризует тот образ мысли и действия, который в современной логике связывается с понятием алгоритма . Именно алгоритмизацией мышления подготовлен тот царский путь, на который ступила не только математика, но и вместе с ней расколдованная культура проектного типа. И хотя расцвет проектирования обычно связывают с апофеозом индустриального развития, ретроспективный анализ показывает, что проектный (алгоритмический-технологический-методический) способ мышления в свернутом виде выразил доминанту индустриальной динамики.

В качестве иллюстрирующего примера можно обратить внимание на родство теоремы и индустриальной технологии (да и в целом индустриальной организации). Действительно, если сравнить структуру теоремы (от Дано до Требуется доказать ) со структурой индустриального производства (от сырья, материалов, энергии, рабочей силы и т.д. - до


5 Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 84.

6 Там же.

7 Там же.

стр. 139


склада готовой продукции), то очевидно, что в топологическом отношении они изоморфны. Аналогом логической цепочки умозаключений, составляющих процедуру доказательства, в материальном производстве выступает переработка исходных компонентов в готовый продукт через последовательность взаимосвязанных операций - так называемая технологическая цепочка8 .

Конечно, тот образ мысли и действия, который впоследствии был назван алгоритмическим, существовал задолго до изобретения термина. Важно, что кристаллизовался он в культуре только после того, как прошел "логическую обработку" и был математизирован. Алгоритмический характер мышления оттачивался в знаменитых апориях Зенона, демонстрирующих предписания, которым должен следовать разум, пытающийся, но не способный помыслить движение. Он шлифовался в наставлениях софистов, обогащаясь релятивной логикой реальных и абстрактных возможностей, утверждался в диалоге как форме последовательного научения и коммуникации.

Становление европейской рациональности обнаруживает повсеместное проявление процедурности (процессуальности). Она легко прочитывается в христианской трактовке акта божественного творения. Ею пронизана нравственная атрибутика личного спасения. Давно замечено, что на данном этапе человек обретает биографию (в виде игры по правилам христианской морали), а человечество - историю. Подготовку технологических цепочек будущих индустриальных производств, как, впрочем, и технологию получения нового знания, можно усмотреть и в схоластических приемах решения вечных вопросов бытия человека и сущности вещей. В этот период оформляется дискурсивная текстовая культура, в которой алгоритм ремесла ткача и алгоритм мышления по правилам грамматики топологически (а иной раз и терминологически 9 ) не различимы. Апофеозом такого развития явилась рациональная организация индустриального типа. Можно сказать, что индустриализм был осуществлен европейской цивилизацией на основе рациональной программы, начальным импульсом которой стала Первая теорема.

Но прежде чем открытие Фалеса проявило себя в таком индустриальном качестве, оно должно было пройти через целую серию переоткрытий (своеобразных инкарнаций). О некоторых из них уже сказано выше, но решающий поворот в этом направлении был сделан благодаря усилиям Рене Декарта и Френсиса Бэкона.

В "Правилах для руководства ума", а затем в "Рассуждении о методе" Декарт достаточно определенно логику геометрических доказательств и построений переносит на процесс познания. Формулируя свои знаменитые


8 Этимология слова "промышленность"недвусмысленно указывает на характер процесса переработки вещества природы по плану, организованному человеческой мыслью.

9 Достаточно вспомнить крылатое выражение "Ни дня без строчки!".

стр. 140


четыре правила, которые должны служить не столько "для объяснения того, что нам известно", сколько для созидательного познания 10 , он замечает: "Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности" 11 . Но то, что Декарт говорит о вещи как предмете знания, легко может быть перенесено на предмет проектирования или производства. Собственно говоря, таким эскизным проектом индустриализации можно считать цитируемое произведение.

Требовалось только усилие, чтобы направить вектор рационального знания на цели преобразования природы. Как известно, оно было сделано современником Декарта Френсисом Бэконом. Именно таким образом можно интерпретировать смысл провозглашенного им девиза "Знание - сила!". Храм был превращен в лабораторию, а затем и в мастерскую: алгоритм творения, а затем познания природы трансформировался в алгоритм ее преобразования, в технологию промышленного производства вещного мира.

Просветители, обратившие вектор знания на природу самого человека, мыслили воспитание всемогущим фактором переделки и тем самым закладывали основы педагогики как науки технической и проектно-технологической. Да и сам Кант, которому принадлежит приоритет в обнаружении истоков, поворотных моментов, точек ветвления потока, названного впоследствии Вебером "расколдовыванием культуры", не только совершил философскую революцию, но и осветил переход цивилизации на новые рельсы 12 .

Впрочем, и до Канта и после него взаимообратимость логики и технологии многократно переоткрывалась. Так, Ньютон, оперируя выражением механическая философия , полагал, что "сможет выводить все явления логически из принципов механики" и что понятие механика ошибочно замыкается на изделиях человеческих рук, в то время как ее предназначение в "дедуцировании движения планет, комет, луны и моря" 13 . Наслединцей механической философии стала философия производства Эндрю Юра, сформулированная им под прямым влиянием экономических работ английского математика Чарльза Бэббиджа - изобретателя первой программируемой вычислительной машины 14 . Его алгоритмический


10 Декарт Р. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 260.

11 Там же. С. 261.

12 Этот вывод, кажущийся и сейчас неожиданным, был сделан Н. А. Бердяевым и В. Ф. Эрном. См., например: Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // Эрн В. Ф. Соч. М., 1991. С. 308-318.

13 Цит. по: Митчем К. Что такое философия техники? М., 1996. С. 11-12.

14 См., например: Гутер Р. С., Полунов Ю. Л. От абака до компьютера. М., 1981. Показательно, что для управления машиной Бэббидж предложил применить механизм, аналогичный механизму ткацкого станка Жаккара.

стр. 141


взгляд, обращенный на изучение производственных предприятий сначала в Англии, а затем и в континентальной Европе, позволил сформулировать общие принципы расчленения производства на отдельные фазы, этапы, операции и последующего соединения их в непрерывный технологический процесс оптимальным образом. Как известно, Бэббидж явился теоретическим предшественником Ф. У. Тейлора, считающегося пионером научной организации труда на этапе индустриализации. Пример сравнительно недавнего переоткрытия - сетевой график - пооперационная модель производственного процесса. Удивительно, что произошло это, когда написание блок-схемы вычислительного алгоритма стало привычным и даже обязательным элементом программирования, да и профессия программиста была уже достаточно массовой. Оставался только шаг до создания систем автоматизированного управления производством, а затем и систем автоматизации проектирования...

* * *

Предпринятое рассмотрение вряд ли нуждается в каких-то специальных выводах. Остается только отметить, что выражение "подвиг будет жить в веках" не кажется банальностью, когда задумываешься о судьбе сохраненных культурной памятью человечества деяниях мифического Геракла и полулегендарного Фалеса.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЕ-ИСТОКИ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Г. ГАНОПОЛЬСКИЙ, АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ* // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЕ-ИСТОКИ-ПРОЕКТИРОВАНИЯ (date of access: 31.07.2021).

Publication author(s) - М. Г. ГАНОПОЛЬСКИЙ:

М. Г. ГАНОПОЛЬСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
1568 views rating
09.09.2015 (2152 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
АНТИЧНЫЕ ИСТОКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ*
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones