Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7850

Share with friends in SM

1

Античный кружок при Московском городском доме пионеров был основан весной 1937 года. На организованном собрании учащихся 5 и 6-х классов выявилось, какие темы их интересуют. Наибольший интерес вызывают мифологии, искусство, культура, греко-персидские войны и походы Александра Македонского. Очень привлекают также ребят темы об архитектуре, скульптуре, театре и литературе.

Был намечен следующий план работы кружка: совместное чтение, доклады-пересказы, экскурсии, рисование, макетирование, лепка. В качестве завершающего момента предполагалась постановка отрывков из античных трагедий.

Занятия кружка происходили один раз в шестидневку. На каждом собрании один из участников делал доклад; чаще всего это был пересказ различных книг по древней истории. С подбором литературы мы испытывали очень большие затруднения. Хотелось иметь увлекательные рассказы, написанные в полубеллетристической форме, доступной возрасту учащихся 5 - 7-х классов, примерно как в "книге для чтения по древней истории" под редакцией А. Васютинского, М. Ковалевского, В. Перцев и др. В ряде случаев эта книга была использована; однако кружковцы, чаще по своей инициативе, без указаний руководителя, читали историю Греции Белоха и другие книги, ее соответствующие их возрасту. С выходом из печати книги Н. А. Куна "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" кружковцы получили нужный им материал и основатель, но использовали его для чтения и пересказов.

В процессе работы наметились доклады об исторических деятелях. Пособиями для этого служили рассказы Плутарха и старое издание "Жизнь замечательных греков и римлян - по Плутарху". В течение года в кружке были разработаны биография Фемистокла, Перикла, Александра Македонского и Сократа. Материал о греко-персидских войнах давал Геродот. При этом сразу обнаружилось неуменье ребят использовать источники. Докладчик обращал внимание на мелкие, несущественные детали и упускал из виду значительные моменты, не умел критически подойти к

стр. 106

источнику, не умел сопоставлять факты и делать выводы. Поэтому решено было, чтобы руководитель предварительно знакомился с докладом, давал советы докладчику, а потом уже заслушивался бы доклад.

Доклады по искусству и культуре были тесно связаны с экскурсиями в Государственный исторический музей и в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Особое место в работе кружка заняло изучение положения греческих колоний на территории СССР. После экскурсии в ГИМ участники кружка разработали тему о греческой колонизации и о жизни колоний Причемноморья. Здесь снова мы встретились с отсутствием подходящей литературы. Доклад был составлен на основании музейного материала и книги Ростовцева "Из прошлого Греции и Рима", а также "Истории Греции" Белоха.

Самым ценным в работе всех исторических кружков Московского дома пионеров надо считать то, что кружковцы получали целый ряд вспомогательных знаний. Кроме периодических собраний кружка для чтения и обсуждения докладов 2 - 3 раза в месяц устраивались занятия рисованием, лепкой и моделированием под руководством В. С. Мурзаева; кружок вел систематические занятия по искусству Греции в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; там же для него были организованы занятия по нумизматике под руководством научного сотрудника Музея Л. И. Харко. В лектории Дома пионеров кружковцы слушали лекции на различные темы, в том числе лекции об античном театре и о походах Александра Македонского. Для них были устроены экскурсии на выставку грузинских художников, они смотрели панораму "Штурм Перекопа", несколько раз ходили в театр (смотрели, например, "Белеет парус одинокий" в Детском театре) и т. д. Все эти мероприятия имеют целью дать всестороннее развитие кружковцам-пионерам. При этом не забывается политическое воспитание детей, которому также уделяется много внимания.

Своей работой в кружке дети остались очень довольны: "В школе мы проходили программу очень узко, в кружке мои знания значительно расширились", "Кружок научил меня самостоятельно работать над книгой", "Особенно много я получила от занятий в музеях. Раньше я не раз бывала в Музее изобразительных искусств, но я проходила мимо памятников, не обращая на них внимания. Теперь я научилась рассматривать в музеях исторические памятники" - все эти заявления ребят свидетельствуют о положительной роли кружка в деле их воспитания.

Пробой сил кружковцев был выезд в красноармейскую часть. В связи с двадцатой годовщиной Красной Армии было решено очередное занятие кружка провести среди красноармейцев. Программа занятия была намечена следующая: 1) "причины греко-персидских войн"; "Греция и Персия в их взаимоотношениях", 2) "Марафонская битва", 3) "Защита Фермопильского ущелья". 4) "Саламинский бой", 5) "Культура Греции после греко-персидских войн"; "Миф об Антее".

Выезд был полезен во всех отношениях: во-первых, дети установили связь с нашей родной Красной Армией, во-вторых, чувствуя ответственность за каждое свое слово в этой обстановке, они усиленно готовились к докладам. Ребята впервые выступали перед большой аудиторией и должны были владеть материалом, а также собой, чтобы не потеряться и дать связный, сжатый и в то же время интересный рассказ.

Для выезда была приготовлена небольшая выставка, иллюстрирующая доклады. Докладчик должен был использовать карту и выставку, показывая нужные об'екты в соответствующий момент.

красноармейцы необычайно тепло встретили докладчиков.

"Мы не столько восторгались героическими подвигами греков, защищавших свою родину, о которых мы слышали в докладах, сколько докладчиками-пионерами, которые сумели овладеть огромным фактическим материалом древней истории и так просто и картинно его изложить. Мы восторгались работой Дома пионеров, сумевшего привить детям глубокие знания и уменье подкрепить свои выводы цитатами из Маркса и Сталина", - сказал, подводя итоги вечера, политрук воинской части.

Связь с Н-ской частью Красной Армии продолжалась и в дальнейшем: бойцы приезжали в Дом пионеров, показали свою самостоятельность и осмотрели исторический кабинет. Весной была проведена проверка соцсоревнования; в стенной газете Московского дома пионеров появились статьи школьников-пионеров о их подготовке к испытаниям. Результаты испытаний в школе дали хорошие и отличные показатели у кружковцев.

Последнее занятие кружок провел в Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кружковцы выслушали доклады об архитектуре и скульптуре греков на материале Музея. Докладчики-кружковцы показали хорошее знание вопроса и экспонатов Музея, а также уменье обобщать полученные за год знания.

Рост ребят сказался и в их уменье использовать высказывания Маркса, Энгель-

стр. 107

са, Ленина, Сталина по вопросам античной истории и античного искусства. Один из докладчиков очень уместно привел в своем докладе слова товарища Сталина:

" Я думаю, что большевики напоминают вам героя греческой мифологии, Антея. Они так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми"1 .

3

О работе пионеров в античном кружке можно судись по их отчетам в конце года. Одна из участниц кружка пишет: "Во время зимних каникул было занятие, посвященное мудрецу древности Сократу. Этот доклад, пожалуй, - лучший из докладов этого года. Надо учесть то обстоятельство, что рассказать о Сократе и его современниках значительно трудней, чем о мифах, войнах и т. п. В обсуждении доклада ребята приняли горячее участие и указывали, что из доклада они узнали много нового. Как видно, жизнь великих греческих ученых и мыслителей остается малознакомой, и ею нужно будет заняться в будущем году. Хотелось бы в будущем году услышать о Перикле и его отношениях к Фидию и к представителям науки и искусства, ведь век Перикла получил название "золотого века". В будущем голу надо будет обязательно осуществить постановку "Антигоны" и устраивать совместные читки классической литературы".

Таковы пожелания кружковцев о работе в будущем учебном году, они тесно связаны с итогами работы этого года.

Больший интерес у ребят вызывают археологические раскопки. "В этом году после испытаний я хотела бы поехать на раскопки в греческие колонии, о которых рассказывал тов. Смирнов, или в Ленинград посмотреть в Эрмитаже подлинники греческих скульптур", - пишет одна ученица.

О поездке в Крым на раскопки черноморских колоний мечтают почти все кружковцы: "Я хотел бы закончить работу нашего кружка поездкой на археологические раскопки, так как нам будущим историкам (а что большинство из нас ими будет, я не сомневаюсь), необходимо уметь производить раскопки", - пишет юный историк.

в планах работы кружка будущего года намечается массовая игра - день в Олимпии. Доклады кружковцев будут иллюстрироваться олимпийскими играми и постановкой отрывков "Антигоны", о которой кружковцы мечтали целый год. Участники-гости должны явиться в греческих костюмах, а зрелище должно происходить в амфитеатре, построенном в парке Дома пионеров. В нынешнем году не удалось этого осуществить только потому, что не хотелось отвлекать внимание детей от нужного и серьезного изучения истории СССР.

В качестве основного материала для изучения намечается римская история, как этого хотят все кружковцы.

На предстоящий год кружок ставит себе новые задачи. Удачный опыт выезда в красноармейскую часть показал, что работа в кружке принимает особо интересный характер, когда она приобретает элементы общественной работы. Поскольку курс древней истории в текущем году будет охватывать 5 и 6-е классы, в школе и в отрядах будет много желающих поработать в историческом кружке. Учителю истории нужна будет помощь. Кружковцы, раз'езжаясь на лето, дали друг другу слово, что они будут ближайшими помощниками его в организации таких кружков.

Ребята чувствуют себя достаточно подготовленными, чтобы в своем звене провести несколько собраний, посвященных древней истории. Кое-кто из них собирается показать своему звену греческое искусство в Музее изобразительных искусств. Двум кружковцам руководительница занятий кружка в Музее изобразительных искусств предложила во время зимних каникул участвовать в массовках, которые устраивает каждый год Музей для школьников. Под руководством и при ближайшем участии сотрудников Музея оно будут показывать товарищам отдельные памятники Музея. Эта мера должна стимулировать углубленную работу над материалом у юных посетителей Музея. Они могут убедиться, каких результатов может добиться каждый из них, если захочет серьезно поработать над собой.

Так совместная работа сотрудников Дома пионеров, руководителей кружка и музейных работников помогает расти нашей смене. Эта работа возможна в любых условиях, и всюду она даст хорошие результаты.

Наиболее серьезное затруднение - отсутствие подходящей для юношества исторической литературы - должно быть преодолено совместными усилиями Наркомпроса, педагогов-историков и писателей.


1 И. Сталин. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Стр. 13 - 44. Партиздат. 1937.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЙ-КРУЖОК-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. НИКИФОРОВ, АНТИЧНЫЙ КРУЖОК МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЙ-КРУЖОК-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ (date of access: 10.12.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. НИКИФОРОВ:

Д. НИКИФОРОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
740 views rating
26.08.2015 (1567 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Гравитация, как, свойство материи является постоянной проблемой во все времена во всём многообразии. Со времён Ньютона гравитация, так и остаётся сущностью притяжения. Как бы не были изобретательны мыслители в двадцатых годов двадцатого века, основывали свои мышления на замкнутой системе - звёзды, солнце, планеты, Земля. Галактики, расширение Вселенной, появились чуть позже.
Catalog: Физика 
8 hours ago · From Владимир Груздов
1600 ЛЕТ АРМЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Yesterday · From Россия Онлайн
К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО АЛФАВИТА НА ОСНОВЕ ЛАТИНСКОЙ ГРАФИКИ
Yesterday · From Россия Онлайн
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО)
Yesterday · From Россия Онлайн
Медаль была учреждена Декретом № 30 Республики Куба от 10 декабря 1979 года. Она выполняется в металле с различными слоями на поверхности: со слоем золота — I степень, со слоем серебра — II. Награждение ею производится указом Государственного совета Республики Куба за соответствующие боевые заслуги. Медалью «Воин-интернационалист» I степени награждаются «военнослужащие Революционных вооруженных сил, находящиеся как на действительной службе, так и в запасе и на пенсии, которые отличились в высшей степени в совершении боевых действий во время выполнения интернациональных миссий».
Учебное пособие составлено автором из отдельных глав и лекций, предварительно опубликованных онлайн в 2018-2019 гг. В пособии рассматриваются физические основания ряда применяемых моделей; некоторые аспекты нерелятивистского формализма в неупругом рассеянии протонов; взаимодействие нуклонов в свободном пространстве; метод связанных каналов; нерелятивистские и релятивистские подходы в изучении процессов рассеяния и ядерной структуры; релятивистские и нерелятивистские эффекты в рассеянии протонов; деформационная модель в методе искаженных волн, практическое применение деформационных моделей к неупругому рассеянию протонов. оптическая модель ядра в неупругом рассеянии протонов; применение некоторых элементов формализма для анализа экспериментальных данных по неупругому рассеянию протонов.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Анатолий Плавко
В 2019 году Российская Федерация и Вьетнам проводят «Перекрёстный год Вьетнама и России», посвященный 25-й годовщине подписания Договора об основах дружественных отношений и приуроченный к 70-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Россией (30/01/1950-30/01/2020). Участвуя в мероприятиях в рамках Перекрёстного года, парламенты двух стран играют важную роль в развитии российско-вьетнамского сотрудничества, а также в углублении всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.
Рецензии. РЕЦ. НА: Н. Ф. МОКШИН. МИФОЛОГИЯ МОРДВЫ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
9 days ago · From Россия Онлайн
ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ИОХЕЛЬСОНА)
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
АНТИЧНЫЙ КРУЖОК МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones