Libmonster ID: RU-10160

А. САРКИСЯНЦ, кандидат экономических наук

Во времена кризисов всегда возрастал интерес к альтернативным инвестициям и рынкам, непосредственно не зависящим от фондовых. Нынешний кризис не исключение. Одной из таких альтернатив служат инвестиции в искусство. За последние 50 лет цены на предметы искусства в среднем росли на 12,6% ежегодно, в то время как рост "голубых фишек" американского фондового рынка составлял 11,7% в год.

Инвестиции в искусство как сегмент финансового рынка получили новый стимул к развитию совсем недавно - лет семь-восемь назад. Этому способствовали и новый виток интеграции мировой экономики, и рост числа лиц с высокими доходами, и перегрев и падение доходности ряда традиционных рынков. В ближайшей перспективе растущий спрос на культурные ценности может привести к формированию нового сектора услуг.

Современное состояние арт-рынка

Мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 г., а в 2006 - 2008 гг. резко увеличились объемы продаж и средние цены. Если в 2002 г. общий оборот мирового арт-рынка составлял 26,7 млрд, то к осени 2008 г. - почти 50 млрд. евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов приходилось на живопись. С 2002 по 2008 г. объем продаж вырос на 90% в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок, а в предкризисном 2007 г. были установлены абсолютные рекорды цен на предметы искусства.

В настоящее время весь объем продаж разделен между двумя большими секторами - аукционами (45%) и арт-дилерами (55%). Среди аукционных домов доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире и 46% их общего количества. На мировом арт-рынке насчитывается около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie's - аукционные дома первого, высшего уровня, то ко второму относятся национальные лидеры - Phillips de Pury

стр. 65

в США1, Bonhams в Великобритании (соответственно 6 и 5% мировых продаж), Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Третий уровень включает региональные аукционные дома, специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.

Дилерский сектор более фрагментарный, чем аукционы: на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров с учетом небольших галерей, брокеров и агентов отдельных художников; 75% рыночного оборота приходится на 4 тыс. крупных арт-дилеров, из которых не более тысячи влияют на формирование цен на предметы искусства. Хотя именно для дилеров характерен высокий уровень экспертизы, их бизнес в большей степени подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Примерно 40% предметов с целью дальнейшей продажи дилеры получают от аукционных домов.

В последние годы оба сектора активно сближаются. Аукционные дома начали совершать много частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. В свою очередь, дилеры стали выполнять функции аукционов, отходя от своей традиционной роли. Повысился уровень сотрудничества между двумя секторами, все чаще они вместе работают на международных ярмарках изящных искусств.

Международный арт-рынок - один из самых глобальных, но его объемы и формы варьируют по странам. Интенсивность ввоза и вывоза культурных ценностей во многом определяется соответствующим национальным законодательством.

В США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и ограничения в этой области незначительные, ежегодный их импорт составляет около 5 млрд, экспорт - около 6 млрд. евро. В результате американский художественный рынок считается крупнейшим в мире: на его долю в стоимостном выражении приходится почти 50% оборота мирового арт-рынка. Главный центр - Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране. В среднем из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 60 совершаются в Нью-Йорке на Sotheby's и Christie's. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс., зарегистрированных на территории США. На данном рынке преобладает спрос на американскую живопись XIX - начала XX в., а также на европейскую и латиноамериканскую живопись XX в.

Второе место занимает европейский арт-рынок. Оборот художественных ценностей в странах ЕС в целом сопоставим с американским. В последние годы на европейский арт-рынок приходится чуть более 40% оборота мирового рынка в стоимостном выражении (ежегодный экспорт - 10 млрд, импорт - около 5 млрд. евро). Самым большим национальным рынком после США выступает рынок Великобритании -60% европейского и почти 30% мирового. Совместная доля двух главных


1 В 2008 г. аукционный дом Phillips de Pury & Company купила российская компания Mercury.

стр. 66

арт-центров - Лондона и Нью-Йорка - превышает 70% мирового рынка. В Великобритании насчитывается около 8,9 тыс. продавцов искусства, из них 400 аукционов и 8,5 тыс. арт-дилеров, 35% аукционных продаж и 60% британского рынка приходится на Sotheby's и Christie's. Здесь также действуют около 30 международных ярмарок искусства.

Среди других европейских стран выделяются Франция и Германия. Доля Франции на европейском рынке составляет 14, на мировом - 6%. Важнейший сектор французского арт-рынка - произведения импрессионистов и модернистов. Доля Германии равна 3%. Это вторая страна в мире по количеству аукционных домов, галерей, ярмарок, арт-сообществ и художественных учебных заведений после США. Немецкие арт-дилеры в основном сосредоточены в Мюнхене, Берлине, Кельне и Дюссельдорфе, аукционы распределены по стране более равномерно.

Доля арт-рынка стран вне Европы и США за последние пять лет выросла с 3,8 до 7,8%. Самые значительные изменения произошли на художественном рынке Китая: в 2009 г. его доля составила почти 7% мирового в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж - 1,3 млрд. евро. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2004 по 2009 г. вырос в 100 раз. Это стало результатом одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке.

Если 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата, то теперь здесь около 100 зарегистрированных аукционных домов, крупнейшие из которых помимо Sotheby's и Christie's - China Guardian и Poly International Auction Company. По официальным данным, в Китае около 5 тыс. арт-дилеров, общее число незарегистрированных продавцов, по некоторым данным, может достигать 50 тыс.

Стремительно растет рынок Индии. Сейчас он в основном работает на экспорт: с 2004 по 2009 г. вырос примерно с 3 млн. до почти 600 млн. евро.

В России арт-рынок только формируется. В отличие от зарубежной практики у нас еще есть возможности для становления компаний, специализирующихся на создании арт-индексов, рейтингов и организации аукционов. До сих пор операции на российском рынке сопряжены со многими рисками: слишком высока доля подделок и русской "старины", и авангарда2. Наконец, по сравнению с другими странами оборот искусства в нашей стране невелик, рынок, по сути, до сих пор во многом теневой. Наибольший импорт в Россию, по неофициальным данным, был в 2005 г. (12,2 млн. евро), что связано с отменой 18-процентной пошлины на ввоз предметов искусства частными лицами, а наибольший экспорт - в 2002 г. (6,5 млн. евро). Русское искусство главным образом торгуется и остается пока на Западе. Это обусловлено непродуманным законодательством и сопутствующими издержками при ввозе предметов искусства на территорию страны. Поскольку большинство отечественных антикваров не стремятся легализовать


2 В России, например, продается очень много работ Айвазовского: он написал примерно 6 тыс. картин, а за последние годы было продано более 7 тыс. его "работ" стоимостью от 50 тыс. до 500 тыс. долл. Появляются также новые живописные и графические "работы" Кандинского, Ларионова, Бурлюка, Филонова, Родченко, Лисицкого, Шагала и многих других.

стр. 67

свою деятельность, значительная часть совершаемых на российском рынке сделок не фиксируется, и сегодня наиболее ликвидны работы, цена которых не превышает 10 тыс. долл.3

За последнее десятилетие в торговле русским искусством произошли существенные изменения как качественного, так и количественного характера. Одним из качественных показателей можно считать выход торговли отечественным антиквариатом за рамки русского авангарда, икон и изделий Фаберже. При этом продажа произведений русского искусства перестала быть монополией Sotheby's и Christie's, пока сохраняющих лидирующие позиции на рынке русского антиквариата. Но растет конкуренция со стороны других аукционных домов - шведского Bukowskis, австрийского Dorotheum, французских комиссар-призеров (commisaires-priseurs), швейцарской Галереи Keller, французского Phillips. Последний, например, одной продажей картины Малевича "Черный квадрат" в мае 2008 г. перекрыл оборот всех перечисленных аукционных операторов русского рынка на Западе, вместе взятых. Еще один показатель развития российского арт-рынка - предложение специальных финансовых и банковских услуг в области хранения и оборота произведений искусства, а также кредитования под их залог.

Еще недавно не имело смысла сопоставлять результаты деятельности российских фирм4 и Sotheby's, существующей более 250 лет. Но итоги, например, одних из последних торгов аукциона "Гелос" уже дают такую возможность: 3,5 млн. по сравнению с 5,5 млн. долл. на проходивших примерно в то же время торгах русского искусства Sotheby's в Лондоне. При этом самой дорогой картиной в Sotheby's долгое время5 был "Пейзаж" И. Шишкина за 165 тыс. долл., а в "Гелосе" (на одних из первых торгов) - "Портрет жены" Кандинского за 1,1 млн. долл. В этом проявилось известное правило: на внутренних рынках национальное искусство ценится дороже, чем на внешних. Вот почему Sotheby's и Christie's имеют свои отделения в десятках стран мира и устраивают аукционы изделий из жадеита в Гонконге, итальянской мебели - в Италии, дельфтской керамики - в Амстердаме, живописи викторианской эпохи - в Лондоне, американского поп-арта или голливудских плакатов - в США и т. д.

Индикаторы арт-рынка. Инвестиции в искусство - долгосрочный вид вложений: чем больше лет инвестиционному объекту, тем дороже можно его продать. Истинной цены картины не знает никто - ни искусствоведы, ни тем более автор: должно пройти не менее 30 лет, прежде чем мастер сможет понять "свою реальную стоимость" (например, сейчас на русских торгах Sotheby's продают произведения искусства, созданные в 1970 -1980-е годы).

За рубежом рынок инвестиций в искусство сформировался в середине 1960-х годов. Там давно существуют инфраструктурные элементы: экспертные институты, страховые, консалтинговые и аналитические


3 В России почти 6,5 тыс. частных коллекций, но собраний мирового класса пока нет (в ежегодные рейтинги Топ-200 "Арт ньюс" ни одна российская коллекция еще не входит). В то же время частные коллекции предметов искусства стоимостью более 1 млн. долл. у нас уже давно не редкость. Но даже подобные коллекции далеко не всегда застрахованы (в настоящее время застраховано не более 10% частных коллекций). Потенциальный объем рынка страхования предметов искусства в нашей стране в ближайшее время достигнет 3 млрд. долл.

4 Лицензии на торговлю антиквариатом в России имеют 140 фирм.

5 В 2008 г. "Натюрморт с цветами" И. Машкова на Sotheby's установил новый рекорд - 2,136 млн. ф. ст.

стр. 68

компании; западный инвестор располагает многочисленными индексами доходности искусства.

Например, можно назвать следующие индексы: всемирно признанный нью-йоркский Mei-Moses All Art Index, миланский Gabrius Art Index, лионский Artprice, британско-швейцарский Zurich Art and Antiques Index6. Существуют базы данных: ArtNet, Art Sales Index, Artprice и др. Известные аналитические компании, например британская Art Market Research, а также специалисты ведущих инвестиционных банков, в частности Citigroup и Deutsche Bank, готовы проконсультировать любого желающего вложить свои средства в предметы искусства.

Если фондовый индекс - это вид базового актива, сводный показатель стоимости определенного набора биржевых товаров или компаний того или иного сектора экономики, то создание арт-индекса требует иного подхода, обусловленного нерегулярностью торговли и различиями в характеристиках объектов, появляющихся на рынке. Составление арт-индекса, как и индексов недвижимости, основано на статистике средних цен за определенный период.

Так, Mei-Moses All Art Index насчитывает свыше 13 тыс. пар повторных продаж, начиная с 1875 г., и ежегодно примерно 1 тыс. включается дополнительно как для европейских и американских художников, старых мастеров и импрессионистов, так и для современных картин различных периодов. В течение 50 лет - с 1955 по 2005 г. - индекс Mei-Moses All Art, отражающий цены продажи произведений искусства на нью-йоркских аукционах, рос в среднем почти такими же темпами, как и американский фондовый индекс S & P 500. А в пиковый 2007 г. он его переиграл - 20 против 5,5%.

Международная компания Skate Press составляет список 1000 самых дорогих в мире произведений искусства (Skate's Top 1000). В отдельном рейтинге фигурирует около 100 работ с зарегистрированной перепродажей за последние 20 лет, то есть 10% самых ценных картин, которые были проданы более чем один раз на публичном рынке в течение этого времени. Skate Press использует эффективную годовую норму рентабельности (ERR) в качестве метрики фактической инвестиционной доходности инвестиций в искусство (см. табл. 1). В ERR отражается фактический доход, полученный от инвестиций в искусство за вычетом чистых комиссионных, выплаченных аукционному дому до НДС-корректировки, личных налогов и расходов собственника. В 2009 г. на аукционном рынке отмечались нулевой и отрицательный показатели ERR из-за спада продаж, обусловленного рецессией. Кроме того, в балансе сил произошел сдвиг от продавца к покупателю по всем сегментам арт-рынка, что выразилось в сокращении комиссии аукционных домов.

Все более заметную роль на арт-рынке играет российский индекс ARTIMX (ARTInvestment Market indeX). Выступая интегральным показателем, он характеризует относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент. Расчет осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусст-


6 Существует еще ряд индексов, например индекс произведений искусства Daily Telegraph: в индекс рынка европейской скульптуры XIX-XX вв. включены скульпторы Архипенко, Арман, Арп, Бурдель, Чедвик, Далю, Эпштейн, Фринк, Хепворт, Лоран, Майо, Миль, Моор, Невельсон, Роден.

стр. 69

Таблица 1

Средневзвешенная ERR арт-объектов

Период

Год создания

Количество повторных продаж

Средняя цена покупки, долл.

Средневзвешенная ERR, %

Средний период хранения (годы)

От Ренессанса до классицизма

1487 - 1866

4

3 880 638

7,54

5,1

Импрессионизм

1867 - 1887

43

7 376 700

1,0

9,2

Неоимпрессионизм, набизм, фовизм, модерн

1888 - 1903

35

5 191 086

0,36

8,4

Кубизм, экспрессионизм

1904 - 1921

53

5 670 558

3,47

8,2

Сюрреализм и абстрактное искусство

1922 - 1946

24

4 846 241

4,77

6,9

Поп-арт

1947 - 1970

51

2 741 907

7,26

8,1

Постмодернизм

1971 - 2002

18

2 608 997

23,13

5,4

Другие повторные продажи

-

13

4 203 940

-0,24

7,7

Источник: Skate Press.

ва на основных мировых аукционах (около 3 млн. лотов примерно на 12 тыс. аукционов). При составлении индексов по русскому арт-рынку ARTIMX-RUS исключаются работы с высокими индикаторами инвестиционного риска, к которым относятся спрос, соотношение цена/ качество и атрибуция работы. Кроме ценовых индексов ARTIMX, вниманию инвесторов и аналитиков предлагается семейство индексов ARTIMXp, отражающих доходность произведений искусства и скорректированных с учетом инфляции на текущий момент. Существуют индекс покупательской активности ARTIMXba (усредненная величина текущего соотношения проданных и выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженная в процентах), а также ARTIMX Painting, ARTIMX Graphics, ARTIMX Old masters, ARTIMX Impressionism & Modern Art и ARTIMX Contemporary Art.

Инвесторы, желающие работать на арт-рынке, не покупая непосредственно предмет искусства, могут выбрать одну из двух инвестиционных стратегий. Первая заключается в инвестировании в арт-акции, другая связана с новым поколением арт-фондов, которые стали доступны для арт-инвесторов. Сегмент арт-акций невелик: его рыночная капитализация - 3 - 4 млрд. долл., причем на Sotheby's приходится более 80%. Только три компании - Sotheby's, ArtNet и Artprice - имеют активную позицию по своим акциям.

Artprice располагает самой крупной базой данных о произведениях искусства. Она содержит 290 тыс. арт-объектов и 25 млн. данных о результатах торгов аукционных домов, об уровне цен и индексах, охватывающих более 400 тыс. мастеров. Кроме того, в базе отражаются запланированные аукционы. На втором месте по значимости после Sotheby's находится ArtNet, где можно покупать, продавать и исследовать изобразительное искусство в режиме онлайн. В онлайн-галерее более 2200 выставочных объектов в 250 городах. База данных цен представляет собой наиболее полный иллюстрированный архив изобразительного искусства в мире. Она содержит результаты аукционов более чем 500 международных аукционных домов с 1985 г. и охватывает свыше 3,8 млн. работ более 180 тыс. художников - от старых мастеров до представителей современного искусства.

стр. 70

Показатели стоимости компаний арт-индустрии весьма волатильны, следовательно, они могут дать больший прирост капитала при скачках рынка, что подтвердила ситуация 2009 г. Уже в первом полугодии котировки акций компаний арт-индустрии по всему миру резко выросли: Skate's Art Index - почти на 30%, a S & P 500 - менее чем на 20%.

Инвестиционный потенциал арт-рынка и его корреляция с другими рынками

Сравнительная доходность инвестиций. Непосредственному инвестированию в инструменты арт-рынка присущи высокие риски. В их числе: отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса; сложность оценки стоимости предмета искусства, на которую сильно влияет субъективная составляющая; потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, его ликвидностью. Тем не менее, как показали исследования компаний Art Market Research и Gabrius, вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно.

Не всегда прибыль, получаемая от коллекций произведений искусства, может конкурировать с прибылью, приносимой обычными финансовыми инструментами, хотя во многих странах финансовые операции в области искусства позволяют существенно снизить налог на инвестиции в целом. Для инвестиций в искусство характерны и отрицательные показатели - приобретение дорогостоящего произведения во многом зависит от сугубо индивидуальных мотивов. Однако в отдельные периоды доходность вложений в предметы искусства может значительно перекрывать доходы, полученные на рынке ценных бумаг7.

В поведении художественного и фондового рынков много общего. Наглядным примером может служить ситуация конца прошлого века, когда художественный рынок переживал настоящий ажиотаж: с середины 1980-х годов вплоть до ноября 1990 г. на мировом арт-рынке цены бурно росли. В результате туда ринулись корпоративные инвесторы, в основном американские и японские8, стремившиеся компенсировать недавние потери на рынке акций (после "черного понедельника" 1987 г.), увлекая за собой непрофессиональных частных инвесторов. Спровоцированный этим дальнейший рост цен затронул даже не слишком удачные работы, хотя и известных художников. Через некоторое время рынок испытал классический перегрев: накачка деньгами привела к массовой переоценке арт-объектов, в ноябре 1990 г. пузырь лопнул, и на рынке оказалось множество инвесторов с переоцененными произведениями искусства на руках, которые приходилось продавать по любой цене. В первую очередь пострадали те, кто приобрел вещи


7 Общепризнанно, что выходить на арт-рынок нужно с суммой не меньше 100 тыс. долл., чтобы составить диверсифицированный портфель. Но в произведениях искусства не может храниться основная часть капитала.

8 Японцы скупали работы французских импрессионистов, считая, что они продолжали традиции японских художников.

стр. 71

не самого высокого качества в расчете на дальнейший бум. В более выигрышном положении были владельцы высококлассных работ. Экономия на экспертном мнении и неоправданные риски вызвали такой резкий обвал, что даже к началу 2005 г. по отдельным позициям рынок не вернулся к докризисным ценовым значениям.

Однако по сравнению с пузырями фондового рынка у пузыря арт-рынка есть и положительная сторона. Когда он лопается, у инвестора на руках остаются не нулевые записи в реестре акционеров (как после массового краха интернет-компаний в 2000 г.), а конкретные произведения искусства, пусть потерявшие в цене и ликвидности, но с шансами на возврат вложений. Кроме того, на коротких временных отрезках цены на них мало подвержены колебаниям (на стоимости работ хорошо продаваемых авторов не сказались, например, ни теракты И сентября 2001 г., ни начало войны в Ираке, хотя фондовый рынок от этих событий лихорадило). Кризис также позволяет новым игрокам делать удачные инвестиции на фоне низких цен.

В самый тяжелый для рынка искусства 1991 г. цены на нем упали примерно на 40%. Это был период рецессии в экономике США и краха фондового рынка и рынка недвижимости в Японии, инвесторы из которой раньше были наиболее активными на арт-рынке. Похожая ситуация сложилась и в текущем десятилетии: быстрый экономический подъем в России, Китае и других развивающихся странах привел на арт-рынок новых богатых инвесторов, что снова вызвало его перегрев. По оценкам "Sotheby's Россия и СНГ", в конце 2008 г. предметы средней ценовой категории (от 100 тыс. до 1 млн. долл.) подешевели на 25 - 30%. Если раньше на аукционах картины продавались выше верхней границы эстимейта, то в конце 2008 - начале 2009 г. цены продажи зачастую уходили за его нижний предел9. Работы средней ценовой категории до сих пор остаются наиболее уязвимыми. В популярных сегментах арт-рынка (импрессионисты, постимпрессионисты, модернисты, декоративно-прикладное искусство, русское искусство) глубокого спада не наблюдалось.

За последние 20 лет доходность некоторых видов арт-инвестиций достигала в определенные моменты 25% годовых. В большей степени это относится к постмодернизму в живописи, раритетному оружию, монетам и работам культовых фотографов. Вложения в западноевропейскую живопись - при инвестициях в высшую ценовую категорию в среднем приносили 10 - 15% годовых. Выигрышными направлениями в живописи можно считать гудзонскую школу (13,5%) и американский импрессионизм (9,4%). Раритетные художественные и исторические фотографии приносили около 9,3% годовых, пользующаяся спросом старинная мебель (например, французская XVIII в.) давала доход в размере 8,5% годовых. Меньшую выгоду можно было извлечь из поп-арта (7,3%), китайского фарфора (7,1%) и скульптуры (3,5%). Согласно прогнозу Artprice, сегодня перспективны вложения в современную китайскую и индийскую живопись и приобретение первых изданий книг ряда современных авторов. Растет в цене мебель в стиле ар-деко, а также фьюжн: на Западе, в отличие от России,


9 В некоторых случаях с убытком продавались шедевры: картины А. Тулуз-Лотрека "Отверженные" (куплена в 2000 г. за 8,9 млн. долл.) и К. Моне "На лугу" (куплена в 1999 г. за 16 млн. долл.) в феврале 2009 г. были проданы на Christie's за 7,8 млн. и 14,2 млн. долл. соответственно.

стр. 72

люди с удовольствием обставляют свои дома и квартиры мебелью разных стилей и эпох.

Если в 1990 г. рынок раскачали корпорации, осваивавшие гигантские средства, и те, кто пытался самостоятельно сделать "быстрые деньги" в условиях ажиотажа, то сегодня его динамику определяют частные лица, как правило, хорошо разбирающиеся в искусстве, осторожные в принятии решений и не пренебрегающие советами консультантов. Много приобретений осуществляется не для перепродажи, а для продолжительного коллекционного владения, что снижает риск массового "сброса" произведений искусства. Отличительная черта рынка 2010 г. от его модели образца 1990 г. - более высокая информированность покупателей, что сужает базу для спекуляций. Наконец, росту цен способствует повышение благосостояния потенциальных покупателей. Согласно исследованию Merrill Lynch, за последние десять лет число миллионеров в США выросло на 15% и составило почти 2,5 млн. человек. В Европе их число также растет, но почти на порядок меньшими темпами. В условиях конкурентных торгов это позволяет им продолжать борьбу при более высоких ставках. Таким образом, наблюдающийся рост цен носит не спекулятивный, а вполне закономерный характер.

В целом за последние годы, даже несмотря на кризис, сравнительная доходность вложений в произведения искусства была приемлемой (см. табл. 2) и превышала ставку по депозитам. Artprice Global Index, составленный по итогам повторных продаж, за десять лет (1999 - 2009 гг.) вырос на 15%. При этом число произведений искусства, выставляемых на аукционы, значительно увеличилось. Общая стои-

Таблица 2

Финансовые и нематериальные активы: средняя ежегодная норма доходности (%)

 

20 лет

10 лет

5 лет

1 год

норма

место

норма

место

норма

место

норма

место

Картины старых мастеров

12,35

1

15,85

2

23,41

1

6,56

5

Акции

11,67

2

16,11

1

13,39

3

11,71

3

Китайский фарфор

11,61

3

8,05

5

15,11

2

3,69

8

Золото

11,55

4

-2,81

12

0,99

12

-0,71

12

Бриллианты

10,45

5

6,37

6

10,25

4

0,00

11

Почтовые марки

10,02

6

-0,70

10

-2,41

13

-7,69

13

Облигации

9,33

7

15,10

3

9,71

5

13,21

2

Нефть

8,88

8

-5,90

13

8,65

6

20,69

1

Трехмесячные казначейские векселя

8,65

9

8,77

4

7,13

7

7,18

4

Жилье

7,25

10

4,35

7

4,59

9

4,45

7

Индекс цен на потребительские товары

6,27

11

4,31

8

4,55

10

5,14

6

Обрабатываемая земля в США

6,24

12

-1,82

11

1,24

11

2,16

9

Серебро

4,95

13

-9,34

14

-4,89

14

-18,81

14

Иностранная валюта

4,47

14

3,69

9

5,79

8

0,23

10

Источник: рассчитано на основе индекса цен на потребительские товары, реестра Sotheby's, котировок The Wall Street Journal.

стр. 73

мость всех проданных лотов приблизилась к 9 млрд. долл., а в начале периода она не превышала 4,2 млрд. В определенной степени рост цен объясняется падением курса доллара и его покупательной способности (поскольку валютой для расчета индексов традиционно служит доллар, то в условиях падения его курса номинальные 20% превращаются в реальные 10% с учетом инфляции и в пересчете на евро).

В начале кризиса индекс Mei-Moses All Art снизился всего на 4,5% (например, индекс S & P 500 потерял 37%, индекс РТС - 72,4%). Ситуация обострилась в конце осени 2008 г., когда обвалились котировки практически на всех рынках. Поскольку лаг между спадом на финансовом и арт-рынке составляет от полугода до полутора лет, то рынок арт-акций (публичные компании, которые обслуживают арт-индустрию) залихорадило в начале весны 2009 г. Наиболее сильно упали акции Sotheby's. Но акции некоторых компаний в 2009 г. принесли доход: например, стоимость акций британской Mallett и японской Art Vivant выросла даже в условиях неликвидного рынка. Из девяти индексов семейства ARTIMX семь потеряли за год от 7,2 до 26,7% стоимости. Впрочем, динамика роста цен на работы старых мастеров живописи и на произведения русской графики пока не коррелировала с общими рыночными тенденциями: индексы ARTIMX Old masters и ARTIMX-RUS Graphics в годовом исчислении демонстрировали положительную доходность.

Заметна разница в годовом росте цен на старое и новое искусство: последнее дорожает быстрее, причем во многом благодаря чрезмерной рекламе. Существует проблема недооцененности работ старых мастеров: в этом ограниченном сегменте роста предложения уже не будет, что придает данному активу дополнительную инвестиционную привлекательность. При этом работы старых мастеров всегда лучше сохраняют стоимость: цены на самые известные и редкие творения устойчивы даже в очень неспокойные времена, поскольку их раритетность и долгая задокументированная история позволяют владельцу чувствовать себя в большей безопасности. К тому же в последние годы на работы старых мастеров не было такого ажиотажного спроса, как на современное искусство, соответственно и спад не должен быть столь значительным10. В 2008 г. при общем падении рынка цены на работы старых мастеров и импрессионистов выросли соответственно на 11 и 4%11.

Одним из последствий кризиса стало перемещение продаж на внеаукционный рынок: галереи, частные продажи через дилеров и между коллекционерами. Доля аукционов во время кризисов всегда резко снижается (в отдельные годы в ходе последних спадов - до 30% годового оборота арт-рынка): богатые люди не стремятся обнаро-


10 Например, полотно У. Тернера "Храм Юпитера" было продано в начале 2009 г. за 12,9 млн. долл. (с момента покупки в 1982 г. за 1,1 млн. долл. его годовая доходность составила 10%).

11 Ежегодно в мире через аукционные дома проходит более 700 тыс. предметов, и если произведение попадает в музей, то оно "выбывает из игры", поскольку в большинстве стран действует запрет на продажу или обмен музейных фондов. Возникает парадоксальная ситуация: спрос все время растет, а предложение сокращается.

стр. 74

довать факт продажи по сильно заниженной цене. Кроме того, через дилеров и прямые продажи предметы искусства реализуются быстрее, чем через аукцион.

Корреляция рынков. Корреляция между рынками искусства и капитала хорошо известна. Нередко участники обоих рынков - одни и те же лица: так, в "бычьей" фазе фондового рынка спекулянты фиксируют прибыль и на эти средства покупают картины. Кроме того, портфельные инвестиции в искусство можно разбить на несколько групп, привязав к разным стратегиям. Например, инвесторы, покупающие импрессионистов и европейских модернистов, вкладывают в "голубые фишки", а покупатели современного искусства из стран с развивающейся экономикой, Индии и Китая придерживаются высокорискованной стратегии.

Однако финансовые рынки не определяют долгосрочный тренд на рынке духовных ценностей. Как уже отмечалось, предметы искусства могут сильно дорожать даже во времена стагнации и вялой конъюнктуры на биржах. Но сказать, что рынки движутся в противоположных направлениях, также нельзя. Каждый этап в развитии двух рынков имеет свои уникальные факторы и зависимости. Определенные сегменты рынка искусства могут быть привлекательной "спасительной гаванью" в период кризиса. В этом плане искусство конкурирует с государственными облигациями, хотя последние не всегда могут спасти капитал от чрезмерных рисков. Это видно при сравнении рынка искусства (на примере картин П. Сезанна) с динамикой цен на немецкие акции и облигации с 1874 г.

В целом портфель акций опередил по доходности облигации. Однако в результате двух мировых войн владельцы акций и облигаций временами несли большие убытки или вообще теряли свой капитал. Работы же Сезанна росли в цене даже во времена войн и кризисов12. За рассматриваемый период инвестор мог получить подобную доходность от вложений в работы других высококлассных мастеров - Писсарро, ван Гога или Тернера.

Из-за масштабов американского рынка акций коэффициент его корреляции с мировым сравнительно высокий, хотя на протяжении последних лет он снижался по мере роста рынков других стран. Благодаря растущей интеграции экономических систем и рынков потоки капитала встречают сейчас на своем пути меньше препятствий, и дальнейшее расширение мирового инвестиционного рынка будет увеличивать эффект от диверсификации активов.

Арт-рынок очень непостоянный и не приносит стабильных доходов по сравнению с фондовым. Однако низкий уровень корреляции с другими рынками превращает арт-инвестиции в удобный инструмент для построения альтернативных и плодотворных инвестиционных стратегий. Появление механизмов арт-инвестиций обусловлено тем, что искусство сейчас рассматривают как один из основных классов финансовых средств, обеспечивающий диверсификацию вложений, а порой - и высокую прибыль.


12 В мае 1999 г. картина Сезанна "Натюрморт с занавеской, кувшином и вазой фруктов была продана за 60,5 млн. долл. - рекордная цена для его работ.

стр. 75

Искусство может отрицательно коррелировать с различными видами активов, что подтверждает полезность включения арт-индексов в инвестиционный портфель с точки зрения уменьшения риска и увеличения доходности. Слабая корреляция произведений искусства, например с акциями и облигациями, делает их перспективным инструментом диверсификации инвестиционных портфелей. Но для подавляющего большинства инвесторов сложность стоимостной оценки, высокие трансакционные издержки и волатильность цен затрудняют приобретение предметов искусства исключительно в инвестиционных целях.

При сравнении пяти видов активов американского рынка (искусство, S & P 500, индекс Dow Jones, GovBonds, CBonds) видно, что искусство выступает более доходным вложением, чем некоторые ценные бумаги с фиксированной доходностью. По методике Дж. Мэя и М. Мозеса, корреляция между арт-индексом и S & P 500 (1958 - 2008 гг.) составляет 0,41913. Низкая корреляция с американским фондовым рынком указывает на возможность увеличить капитал и снизить риск портфеля. Такой же вывод можно сделать из анализа инвестиционного портфеля, составленного на 50% из индекса РТС и на 50% из ARTIMX. Данный портфель будет находиться посередине относительно обоих индексов. Следовательно, при инвестировании половины средств в РТС и половины - в искусство доходность усредняется, но дополнительно снижаются риски инвестора (волатильность арт-индекса почти в два раза ниже).

Если для расчета корреляции взять данные индексов РТС, ММВБ и группы ARTIMX за последний год, то наиболее благоприятным окажется сочетание индексов РТС и ARTIMX Painting: корреляция между ними достаточно низкая (0,117). На втором месте находится пара ММВБ/ARTIMX Painting (0,116). Невысокую корреляцию имеют пары PTC/ARTIMXba Painting (0,379) и ММВБ/ARTIMXba Painting (0,426). В плане долгосрочного инвестирования корреляция между индексами уменьшается до отрицательного значения (например, - 0,148 у PTC/ARTIMX), что обеспечивает максимальный эффект от диверсификации. Доходность индексов движется в разных направлениях, в результате корреляция между ними уменьшается, а это создает дополнительные возможности для инвесторов.

Кризисы 1998 и 2008 - 2009 гг. показали, что недостаточно приобрести активы с целью приумножить капитал: из-за неправильно построенных портфелей инвесторы понесли огромные потери. Инвестиции в предметы искусства могут генерировать высокую доходность, но ими необходимо квалифицированно управлять. Хотя обладание предметом искусства с каждым днем повышает его стоимость, при низкой ликвидности и чрезмерных трансакционных издержках арт-рынка более инертные арт-инвесторы будут стремиться при случае продать арт-объект как можно скорее.

Обеспечить благоприятное соотношение риска и доходности произведений искусства и требуемую корреляцию между художественными и финансовыми активами можно только при долгосрочном инвестировании в объекты искусства. В настоящее время арт-инвестиции выступают лишь отдельным элементом планирования стратегий частных инвесторов и составной частью активов многих международных учреждений. Вложения в предметы искусства в форме фондов и индексов - пока недооцененный, хотя и очень выгодный вид актива.


13 Mei J., Moses M. Price Estimates and the Future Performance of Artworks // Stern School of Business Working Paper. New York University, 2009.

стр. 76

Арт-инвест-фонды и арт-бэнкинг. В последние годы было создано несколько крупных арт-инвест-фондов14, в частности английские Fine Art Fund и China Fund. Подход их управляющих (бывших сотрудников Christie's и British Rail PF) к инвестициям исключительно финансовый: минимальный размер вложений составляет 250 тыс. долл., а деньги можно забрать не раньше чем через три года (деятельность фондов рассчитана на десять лет). Оба фонда намерены привлечь свыше 100 млн. долл. Ежегодная комиссия за управление составляет 2% стоимости активов, фонды также оставляют себе 20% годового дохода. Оборот еженедельных сделок достигает 2 млн. долл., а среднегодовая доходность, по оценкам, может превысить 10%.

The Fine Art Fund инвестирует практически во все направления искусства: старые мастера, импрессионизм, модернизм, современное искусство, китайское и индийское искусство, каллиграфия. Интересно, что часть его инвесторов - пенсионные фонды. Fine Art Fund уже удалось полностью сформировать свой начальный инвестиционный арт-портфель, и первый фонд закрыт для инвесторов; в ближайшем будущем начнется формирование второго фонда. За первый год работы средняя доходность от операций превысила 50%.

У China Fund также отличные перспективы. Цены на произведения китайского искусства в последние годы поднялись на 15%. При этом фонд планирует инвестировать в основном в антикварные изделия из керамики и фарфора. Если China Fund удастся собрать необходимый капитал, то антикварные произведения и качественное современное искусство широким потоком хлынут из развивающихся стран на Запад. Но при повышательном ценовом тренде разбогатевшие граждане этих стран могут начать скупать свое культурное наследие. Аналогичная ситуация уже сложилась с русским искусством: состоятельные россияне скупают национальное искусство, причем по ценам, существенно превышающим оценки аукционистов. По расчетам Sotheby's, сегодня примерно 80% русского искусства, выставляемого на продажу, покупают наши соотечественники.

К настоящему времени в мире появилось около 50 инвестиционных фондов, вкладывающих средства в арт-объекты. Тем не менее бизнес по созданию инвестиционных арт-фондов пока только зарождается. На рынке сейчас нет места для большого числа крупных фондов, поскольку многие банки, работающие с богатыми клиентами, вкладывают значительные средства в произведения искусства.

Высокий спрос на произведения искусства как предмет инвестиций привлек внимание банкиров. Не так давно создан целый комплекс услуг Art Banking, подразумевающий финансово-консультационное сопровождение инвестиций в произведения искусства. Сегодня такой сервис предоставляют около 20 крупнейших банков, а также ряд частных банков, специализирующихся на индивидуальном обслуживании. Арт-бэнкинг больше ориентирован на крупных частных клиентов, вовлеченных в сферу private banking - один из самых быстрорастущих сегментов банковского дела. Число лиц с высокими чистыми доходами (HNWI,


14 Примером самого успешного за всю историю инвестиционного арт-фонда был пенсионный фонд компании British Rail. Он начал работать на арт-рынке в 1974 г., вложив в общей сложности 40 млн. ф. ст. (70 млн. долл. по сегодняшнему курсу), или 2,9% своего портфеля. Фонд сумел собрать коллекцию, в которой более 2400 предметов искусства и антиквариата. Он начал избавляться от нее буквально накануне кризиса на рынке акций и недвижимости Японии, а затем и разогретом японцами арт-рынке. В период с 1987 по 1999 г. вся коллекция была распродана, а среднегодовая доходность арт-портфеля составила 11,3%.

стр. 77

High Net Worth Individuals), активы которых превышают 500 тыс. долл., за последние десять лет возросло более чем в 1,5 раза. Причем в России темпы роста этой группы состоятельных граждан самые высокие. Приведем их распределение по странам и регионам: в США 44% крупных состояний (38% активов рынка капитала), в Европе -28 (27), в Восточной Азии - 17 (24), в Латинской Америке - 6 (4), на Ближнем Востоке - 3 (4), в остальных странах - 2% (3%).

Пока инвестиции в искусство составляют незначительную часть капиталовложений клиентов банков индивидуального обслуживания, особенно европейских: большинство из них рассматривают приобретение предметов искусства и антиквариата как эстетическое увлечение, а не как способ приумножить свое богатство. Важно, что торговый цикл для большинства работ составляет не менее 10 - 15 лет. По оценкам Art Capital Group, за последние десять лет во всем мире коллекционеры одолжили в банках и финансовых компаниях от 2 трлн до 3 трлн долл.

Лидером на рынке обслуживания инвестиций в искусство в настоящее время считается Citibank Private Bank. Он предлагает консультации, кредит и управление коллекциями. Свою стратегию и набор инструментов для инвестирования в произведения искусства банк разработал совместно со специалистами Sotheby's, с которыми он постоянно сотрудничает в процессе обслуживания клиентов (например, при составлении портфелей или организации продажи предметов искусства через финансовый отдел аукционного дома). Это тем более оправданно, если учесть, что от момента принятия решения выставить предмет на продажу до аукциона обычно проходит около полугода, когда ведется соответствующая подготовительная работа. Sotheby's также финансирует до 40% предполагаемой стоимости произведения. Поэтому минимальный размер капитала, инвестируемого в искусство, в Citibank Private Bank равен 1 млн. долл.

* * *

Инвестиции в искусство - относительно новый сегмент рынка; он плохо изучен, но таит в себе большие возможности для инвесторов, хотя на нем уже в течение нескольких столетий происходит передел мировых культурных ценностей. Россия после длительного перерыва вышла на этот рынок и включилась в борьбу за свое национальное достояние.

За последние годы арт-рынок стал более профессиональным: в сделках участвуют в основном опытные коллекционеры, которые не желают платить любые деньги за картину, а пытаются определить ее цену в соответствии с исторической стоимостью объекта. Дальнейшая интеграция мировой экономики приведет к росту доходов и интереса к коллекционированию во всем мире. В долгосрочной перспективе растущий спрос столкнется с ограниченным предложением, что приведет к росту цен на рынке в целом.

Текущий финансовый кризис не обошел стороной и арт-рынок, однако его скромные потери не сопоставимы с потерями на других рынках. Кроме того, на окончательное восстановление арт-рынку может понадобиться меньше времени, чем после краха конца 1990 г.: с учетом своего удовлетворительного состояния он может показать существенный рост уже через один-два года после восстановления мировой экономики.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АРТ-РЫНОК-И-ЕГО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ-ПОТЕНЦИАЛ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Sergei KozlovskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kozlovski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. САРКИСЯНЦ, АРТ-РЫНОК И ЕГО ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АРТ-РЫНОК-И-ЕГО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ-ПОТЕНЦИАЛ (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. САРКИСЯНЦ:

А. САРКИСЯНЦ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Russia
1954 views rating
07.10.2015 (2019 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
На фотографии, удостоверяющей личность, вольноопределяющийся с правами 2-го разряда, младший урядник Дмитриев Иван Сергеевич, из казаков станицы Новопокровской Кавказского отдела. Рожден 12 июня 1888 года. Православный. Женат. Имеет сына. Образование - общее домашнее. Выдержал испытание на чин прапорщика запаса в Комиссии при 117 пехотном запасном батальоне. Произведен в прапорщики 21 декабря 1914 года. Младший офицер 10-го Кубанского пластунского батальона. Воевал на Кавказском и Юго-Западном фронтах.
an hour ago · From Анатолий Дмитриев
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
АРТ-РЫНОК И ЕГО ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones