Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8647
Author(s) of the publication: М. А. АНДРОНОВ

Share with friends in SM

Изживание негативных последствий культурного развития (не только отечественного, но и мирового) относится к числу важнейших гуманитарных проблем современности. Культурные идеалы становятся поводом для расколов и враждебности между различными культурными кругами и это особенно проявляется в отношениях между собой отдельных наций [1]. Положение, отмеченное Фрейдом, распространилось и на цивилизации. Субъективно не воспринимаемые людьми параметры культурного развития (репрессивность культуры, пассионарные толчки и действующая в них сила) оказывают глубокое влияние на их психику, мировосприятие, поведенческий стереотип, принимаемый за норму образ жизни и ориентацию духовных потребностей. Психогенная природа этих параметров находится вне сферы сознания и со времен библейского Адама очень редко становилась объектом критического рассмотрения. Подход к такому рассмотрению требует хотя бы приблизительного понимания процесса, который произошел в цикле антропогенеза и который, несмотря на всю его гипотетичность, был бы достаточным для получения некоторого единства в ряду разрозненных феноменов. В основу такого цикла здесь предлагается положить цикл культурного строительства [2]. При всей сложности понимания антропогенеза задача упрощена тем, что эти разрозненные феномены, благодаря стараниям Фрейда, можно практически всегда рассматривать как достоверные и освободиться от подробного их описания соответствующими ссылками. Фрейду же оказываемся мы обязанными и тем, что не только в библейской и мировой, но и в богатой отечественной истории культуры недавнего времени можно усмотреть в ретроспективе отблески столь далеких от нас событий, как убийство отца первобытной орды и образование тотемического клана с меняющимся мужским и женским правом, т. е. феноменов, непосредственное наблюдение которых в первобытном обществе, естественно, недоступно. При всей несущественности отличий понимания антропогенеза Фрейдом и в предлагаемой статье, они все же должны быть отмечены.

1. В антропогенезе возникает не один (по Фрейду), а два культурно-исторических типа бессознательного. Один из них - множественный, связанный с географическими, климатическими, ландшафтными условиями. Другой - универсальный. Первый возникает в фазе 1, (6), а вто-

стр. 119

рой - в стыке фаз 4 и 5 цикла культурного строительства (рис. 1). В образных представлениях генезис одного из них приписан древу познания добра и зла, другого - древу жизни книги Бытия Библии. Иначе: ответственность за оба нечаянных (бессознательных) преступления Эдипа (отцеубийство и инцест) у обоих культурно-исторических типов бессознательного не одинакова. Генезис обоих типов бессознательного разделен по времени, как разделены по времени и оба преступления Эдипа. Стык фаз 4 (мужская) и 5 (женская) означает слияние виртуальных полов в точке +/- 0 десексуализированного либидо[2]. Репрессивность культуры X' (мощность), десексуализированное либидо X" (сила) являются соответственно первой и второй производными Х (работа) на рис.1. Параметры X, X' и X" в самых первых циклах антропогенеза нужно рассматривать только лишь как либидозную вовлеченность в культурный процесс [2]. Ни о каких изготовлениях орудий труда здесь речи идти еще не может 1 . Вытесненное и сублимированное сексуальное либидо еще не включились в работу. Кривая Y на рис.1 показывает это либидо во всей полноте за вычетом только той части, которая пошла на десексуализацию. С началом культурного строительства из него надо будет вычесть еще вытесненное и сублимированное сексуальное либидо. Кривая Y будет указывать в этом случае только на не участвующую в культурном строительстве часть этого либидо, свободную для целей прямого влечения [2].

2. Цикл антропогенеза состоит из двух участков. Фазы 1-3 и 4, 5. Первый из них связан с существованием первобытной орды (после убийства и пожирания ее отца в фазе 1) до ее распада в невротической фазе 3. Второй - с возникновением тотемического клана с мужским (фаза 4) и женским (фаза 5) правом и с обязательным последующим в фазе 6. (1) возвращением в орду (фаза 2). "Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии, весьма вероятно, что первоначально повсюду был первый тип передачи и только затем произошла его замена вторым" [3]. По принятой здесь концепции для тотемического клана, наоборот, мужское право меняется на женское. Однако в глобальном смысле Фрейд остается прав. По отношению ко всему циклу (фазы 1-6) всегда женское право (фаза 5) менялось на мужское (фаза 2). Пассионарные толчки завершают только женские фазы [2].

3. Обратимость времени в начале и по завершении цикла антропогенеза. Это - наиболее трудная для понимания часть проблемы, имеющая наименее удовлетворительное историческое, психоаналитическое и физическое объяснение. Дело в том, что имеет место не просто возвратно- поступательный характер движения времени, на который указывал и Л.Н. Гумилев [4], но прерывается пространство- время. Обладая не вы-

1 О них не идет даже речи у австралийских аборигенов, исследованных Фрейдом [3].

стр. 120

ше, чем обывательскими представлениями об этом предмете, автор может только указать на удачные примеры из отечественной истории в работе Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко [5], относящиеся к пространственным смещениям: Москва - Куликово поле, Новгород на Волге (Ярославль) - Новгород на Волхове, а также на смещение, приведенное им самим [2]. Можно также указать на обратимость времени в психике, отмеченную Фрейдом, в том числе и в сновидениях [6], но не применительно к рассматриваемому вопросу. Обратимость времени в Библии в связи с антропогенезом может быть ни чем иным, как обычной повторяемостью, которая только и возможна в последовательных (нарративных) текстах [2]. С физической интерпретацией обратимости времени дело обстоит несколько проще. В размерностях работы культурного строительства Х и мощности X' после пассионарного толчка имеет изменение только мощность X'. Из отрицательного своего значения [- кГм/сек.] она переходит в положительное [кГм/сек.], вновь придавая физический смысл репрессивности культуры. Но это возможно только в том случае, если время в знаменателе этой размерности сменит знак в фазе 2 цикла культурного строительства [2]. На рис. 2 и 3 по оси ординат отложено десексуализированное либидо X", а по оси абсцисс - историческое время, направления движения которого указано стрелками.

4. Последнее замечание относится не только к Фрейду, но и к Л.Н. Гумилеву и к судьбам культуры любезного отечества. Рассматривая единый культурно-исторический тип бессознательного, образующегося в первобытной отцовской орде (после отцеубийства), Фрейд понимал тотемическое сообщество, как клан очень диких, но все же уже людей [3]. По нашим представлениям современный фенотип человек не мог приобрести, не проходя "тотемического" этапа. Возможно (но не точно), что Фрейд этого и не исключал. Открытую им латентную сексуальность (зона между точками А и В на рис. 1) можно отнести только к этом} этапу. Л.Н. Гумилев считал, что после пассионарного толчка (аналог танатально-дискретной фазы отцеубийства в антропогенезе) этнос медленно, но верно гибнет. Если понимать 1917 г. в России, как год такого толчка, то только принимая желаемое за действительное, можно было бы с уверенностью смотреть в будущее. И тем не менее, такая ситуация применительно к антропогенезу, видимо, была. После таких толчков в фазе 3 процесс заканчивался. Либидозной вовлеченности в культурный процесс не хватало для формирования "репрессивной горки" культуры в фазе 4 на рис.1. Одоление максимума этой репрессивной горки требовало чего-то большего, чем просто либидозной вовлеченности. Иначе не возникло бы археологической проблемы так называемого "недостающего звена", лежавшей вне сферы профессиональных интересов доктора Фрейда. Эта проблема могла быть снята только последующим "тотемическим" этапом (фазы 4 и 5) развития антропогенеза [2]. А говоря

стр. 121

более строго - стыком этих фаз. Еще строже - медленным накоплением генетических признаков, соответствующих этому стыку. Все это время накопления процесс антропогенеза в фазе 4 оставался обратимым и дефицит антропоморфности выражался в "недостающем звене". Наличие этого "тотемического" этапа развития антропогенеза позволяет оптимистичнее взглянуть на современное и будущее отечественное культурное развитие. Однако оно не снимает проблемы этого будущего развития, связанной со стыком этих фаз, но уже выходящей за тему статьи.

Экзогамия и тотемизм

"Одной из реакций на отцеубийство - писал Фрейд - было установление тотемической экзогамии, запрещение каких бы то ни было сексуальных отношений с женщинами семьи, которые были нежно любимы с детства. Этим был загнан клин между нежными и чувственными стремлениями мужчин, клин, и по сей день глубоко внедрившийся в любовную жизнь мужчины. Вследствие этой экзогамии чувственные потребности мужчин должны были довольствоваться чужими и нелюбимыми женщинами" [3.]. Справедливость этого фрейдовского замечания многие читатели мужского пола могут оценить на собственном опыте юношеских переживаний. С взрослением индивида этот "клин" практически исчезает и остается только у невротиков. Его кратковременное исчезновение в полузвериной орде (поскольку антропогенез уже начался с убийства ее отца) сыграет важнейшую роль во всем цикле, придав необратимость процессу в точке смены мужского права на женское (стык фаз 4 и 5). Поскольку экзогамия оставила столь глубокий след в душевной жизни современных мужчин, естественно предположить, что институт, ее вызвавший, должен если не сохраняться в современном обществе (он исчез с приручением животных и возникновением скотоводства [3]), то во всяком случае присутствовать в виде никуда не исчезнувшего архаического осадка в бессознательном. В этом особенность проявления основного биологического закона в психике. Онтогенез не только повторяет филогенез, но (в отличие от биологических объектов) филогенетические признаки в нем никуда не исчезают. Институт экзогамии в стаде взрослой гориллы или отца первобытной орды нас будет мало интересовать. Нас будет интересовать экзогамия как коллективное человеческое (по сути полузвериное) бессознательное установление, имеющее сакраментальный смысл (табу) уже после распада первобытной отцовской орды, как институт для предупреждения инцеста "Раз тотем передается по наследству и не изменяется вследствие брака, то легко предвидеть последствия запрета, например, со стороны матери. Если муж принадлежит к клану с тотемом кенгуру и женится на женщине с тотемом эму 2 , то дети,

2 Птица-тотем одного из тотемических сообществ австралийских аборигенов.

стр. 122

мальчики и девочки, все - эму. Сыну, рожденному в этом браке, окажется невозможным кровосмесительное общение с матерью и сестрами, которые тоже эму. Отцу, который принадлежит к клану с тотемом кенгуру, предоставляется, однако, возможность, по крайней мере согласно этому запрету, инцеста со своими дочерьми эму. При унаследовании тотема со стороны отца, отец - кенгуру, и дети также кенгуру; получается, что отцу был бы тогда запрещен инцест с дочерьми, а для сына был бы возможен инцест с матерью" [3]. В десексуализированном смысле [2] при наследовании тотема по мужской линии сакрализуется мужское начало (фаза 4), при наследовании по женской линии - женское (фаза 5). В точке +/-0 десексуализированного либидо (стык фаз 4 и 5) запрет на инцест не институционально, а фактически не мог не сниматься. Упомянутый Фрейдом "клин", загнанный между нежными и чувственными стремлениями мужчин, временно оказывался вынутым в этом стыке. Грозное наказание за нарушение табу (смерть) на короткое время не могло не сниматься. Экзогамия в этом стыке (де-факто) существовать не могла. "Вредные последствия кровосмесительства, - писал Фрейд, - еще до настоящего времени не безусловно доказаны и относительно человека их трудно доказать" [3]. Зато специалисты по племенной работе с животными хорошо знают, что улучшение породы невозможно без использования инбридинга. Неизбежное накопление рецессивных наследственных признаков при бессознательном инцесте (инбридинге) изживалось в духе Дарвина. Но при этом был дан шанс для одоления максимума репрессивности культуры X' со скачкообразным покрытием дефицита антропоморфности - археологического "недостающего звена".

Мужская фаза. Идентификация

В фазе 4 братья, когда-то убившие отца, стремились стать равными отцу принятием в пищу частей, заменяющего его тотема на трапезах. Но узы братского клана оставляли такое желание не осуществленным для каждого из соперничающих братьев. Либо для кого-то из них оно осуществлялось на очень короткое время. Никто не мог достичь могущества отца, к которому они все стремились. У каждого из них росла (само)идентификация с отцом. Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в Я , она становится заменой либидозной объектной связи [7]. В предельно возможной полноте такой идентификации и завершается фаза 4. Под "другим лицом" здесь нужно понимать отца орды и его субституты: тотема, вождя племени, царя, бога. Полузвериное сообщество в точке +/-0 десексуализированного либидо уподоблялось индивиду в расцвете сил, пытаясь оставить после себя органически целостную зародышевую плазму. Не обладая реаль-

стр. 123

ным полом, оно оставляет после себя зародышевую плазму в точке слияния своих "виртуальных полов", продвигаясь далее вдоль фазы 5 в танатальную дискретность. Игнорирование этой плазмой государственных, национальных, расовых и этнических границ интерпретировано ветхозаветной историей как процесс "рассеяния", которого в действительности никогда не было. Достигнутое с большим трудом психическое равновесие с "высшим началом" сменило характер инцестуозного запрета, с дальнейшей сакрализацией в табу не мужского, а женского начала (фаза 5). В ордынской Руси Батый (батя) и Мамай (мама) - обобщенные пространственно- временные отображения мужского и женского начал десексуализированного либидо, как Иудея (мужское) и Израиль (женское) в Библии [8], тяготеющие соответственно к Востоку и Западу. Батый, как мужское имя, представлял собой результат "суггестивных наложений" (по Фрейду) достаточно большого числа имен указанных выше "братьев" [5].

Женская фаза. Пассионарный толчок.

Возвращение в орду

Л.Н. Гумилев отмечает Мамая как предводителя западной партии ордынской Руси [9] - разросшегося, высокоцивилизованного аналога первобытного тотемического сообщества в контексте настоящей статьи. Развенчание политически обусловленной сказки-мифа про "татаро- монгольское иго" можно рассматривать как ценнейшее научное достижение Л.Н. Гумилева. Миф просуществовал более 600 лет и строго охранялся даже советской цензурой. Женская фаза отразилась не только во владычестве Мамая- западника. С середины XIX в. и весь Серебряный век любовные треугольники (среди них были и платонические) во главе с женщиной стали обычным явлением в культурной среде России. Так проявилась женская предреволюционная фаза России, как отблеск фазы женского наследования тотема в первобытном сообществе, как наследственный осадок филогенеза в бессознательном, в онтогенезе десексуализированного либидо [2]. "Грядущая свобода" (мотив Кандавла - освобождение от близости к реальной женщине) - сакрализованная "Прекрасная Дама" - лейтмотив великой русской литературы, начиная уже с А.С. Пушкина. Не только в персонажах, но и в ее творцах. В этом - пафос ее гражданственности, не проявившейся ни в какой другой. Не в "женском", а в "демократическом" дискурсе эту "свободу" очень точно подметил A.M. Эткинд [10]. "Бабьи бунты", прокатившиеся в 1916 г. по всей России, - предвестники непосредственной близости этой "Грядущей свободы" [2].

Из танатальной дискретности культурно-исторического процесса берет свое начало известная легенда о разделении полов. Атман (в восточной традиции или Зевс - в западной) разрубил каждого человека на

стр. 124

Рис. 1 Информационное отображение цикла культурного строительства.

две части. Когда каждое естество разделилось пополам, у человека появилось влечение к его второй половине, чтобы снова срастись. По сути, расчленялся с изменением направления течения времени не реальный, а виртуальный пол - десексуализированное либидо [2]. В фазе 1 (6) оно - энергоноситель любого религиозно-культурного ренессанса. Его истинный творец - Танатос. Он создает максимальное "остранение" 3 (по В.Б. Шкловскому) вплоть до полной смены куль-

3 От слова "странность". Результат восприятия психикой изменения направления течения времени.

стр. 125

турной парадигмы и поведенческого стереотипа. Резкая смена знака в десексуализированном либидо - характерный признак начала такой смены. Смена женского начала на мужское с изменением направления течения исторического времени. Окончательная смена стереотипа поведения - бессознательный, длительный, трудно освобождающийся из под культурного влияния процесс. Вот почему библейский Апокалипсис может быть истолкован как расставание в пассионарном толчке с женской фазой и возвращением в орду. Автор Апокалипсиса [8] в припадке религиозной экзальтации идентифицировал Спасителя ("облачко на Троне") с образом нагой Кассиопеи [11]. Ведь созвездия "Трон" и "Кассиопея" - одно и то же! Он должен был увидеть именно Ее! С угрозой страшного зверя с числом 666 (крест латинский)! Ничего другого и не мог увидеть Патриарх Восточной церкви (попавший под пяту светской власти) после ее распада на Восточную и Западную. Ему осталась только Восточная - мужское начало природы тела Христова. Женское начало ("Домик в Лоретто" с отблеском "Пречистой Девы") осталось на Западе. Столь же "остраненным" и для большевиков было расставание с идеей Мировой пролетарской революции и замена ее идеей строительства коммунизма в одной, отдельно взятой стране. По форме - первобытного коммунизма в той же орде (фаза 2). С явными признаками ее распада в фазе 3. Догадка А.Т. Фоменко [12] о практически одновременном 4 возникновении монотеистических религий (суд Париса у трех богинь) имеет недвусмысленное толкование - сближение концов женских фаз на Ближнем Востоке, в Азии и на Западе. Бойня народов при Кадеше (Троянская война) и была глобальной танатально- психотической фазой - наложением Восточных фаз 1 (6) на Западные Г (6') (Рис.2). Наложение этих фаз на Востоке и на Западе в начале XX в. привело к двум мировым войнам с попыткой распространения между ними на весь мир женской фазы (в мировой пролетарской революции) и удавшимся распространением на Восточную Европу и значительную часть Азии только термидорской (мужской), длившейся почти до конца прошлого века.

"Идентификация" (по Фрейду [7]) "с другим лицом" (женщиной) имеет место и в женской ("демократической") фазе, но не в той полноте, как в мужской, поскольку она прерывается пассионарным толчком. Психический генезис гомосексуальности - в женской идентификации [7]. Не развивая рассмотрение этого вопроса, можно только отметить, что уже шесть европейских демократий вынуждены ввести регистрацию гомосексуальных браков. Сущий Содом в понимании правоверного шахида!

4 Но не в одновременном каноническом оформлении. Имеются в виду обе главные конфессии христианства и ислам

стр. 126

Психическая архаика процесса

Выявленная в Библии последовательность развития культурно-исторического процесса от коллективного невроза (фаза 3) к коллективному психозу (фазы 6 и 1), от одной дискретности к другой позволяет предположить, что аналогичным образом процесс протекал и до ветхозаветной

Запад

Рис. 2. Совмещение танатально-дискретных (психотических) фаз: 1 (6') и 1' (6).

истории. Общность предельных психических состояний от глубокого невроза до неистового психоза объединяет человека с его предком и поныне. Это позволяет редуцировать такое величественное историческое событие, как Троянская война (в новой хронологии и интерпретации [12]), к схватке трех кланов первобытной орды с одинаковыми последствиями у двух: убийство отца клана привело к замещению его преемником. У третьего - к образованию консенсусного братского союза (первобытная "демократия") с женским правом (наследование тотема по женской линии) и с экзогамией, выродившейся затем в католический целибат. Присутствие после танатального дискретирования наряду с мужским и женского начала в термидорской фазе 2' развития этого клана приводит к двум важным следствиям: известной независимости светской (мужской) и духовной (женской) власти со сложными амбивалентными отношениями между ними и к тяге женско-

стр. 127

го начала (на Западе) к мужскому (на Востоке) - изменению направления движения исторического времени (фазы 1'-6'). Первичная тотемическая трапеза после убийства (фаза 1. Рис. 2) постоянно воспроизводится евхаристическим каннибализмом в процессе богослужения Восточной и Западной церквей (второй и третий кланы). Дискретность в изгнании из Рая - проявление последсгвий отцеубийства (первородного греха) у первого клана. В аналогичном русском опыте оно воспроизведено убийством младшим Ульяновым субститута праотца - русского царя. По концепции Дарвина - Фрейда [13] старшим братьям эта операция, как правило, не удавалась, как она не удалась до этого и старшему Ульянову. В аффективно пережитом коллективном злодеянии (фаза 1), в первичной тотемической трапезе и последующем зримом присутствии (в тотеме) единокровной души отца 5 первобытной орды ("вдохнул душу" [8]) - исток нравственности [13]. Циклы ее возрастания (фазы 1-6) от отца первобытной орды через праотцов племен к монотеизму народа оказались замкнутыми в далее несвергаемом, запредельно одухотворенном, дематериализованном Боге-Отце [13]. Информационное отображение ветхозаветных "наказаний Господа" [8] за невроз (психозом) и за психоз (неврозом) показано на рис.3. Взаимоуничтожение невроза и психоза - психическая устойчивость - исключение фаз 1-3, свойственных цикличному психическому состоянию звериной стаи и способа управления ею (или ордой) в фазе 2.

Рис. 3. Совмещение фаз психоза и невроза

5 Степень родства к тотему (душе отца) у части клана выше, чем у родителей к детям и индивидуально зависит от половой принадлежности и правила наследования тотема [3].

стр. 128

Содержание исторического процесса в цикле культурного строительства [2] не может быть ни чем иным, как воспроизводящейся имитацией цикла антропогенеза в меняющихся условиях существования, с изживанием невроза от репрессивности культуры в мировых религиях, с навязчивым возвращением в первую его фазу - как к первичной психической травме, блаженство в которой - уже "по ту сторону принципа наслаждения" [14]. Короче - "вынуждение повторения" по Фрейду [14]. Цикл культурного строительства (как антропогенез) неоднократно воспроизведен в Ветхом Завете и его "ослиные уши" торчат во всем историческом процессе.

1. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

2. Андронов М.А. Репрессивность культуры в историческом процессе и в постмодернизме // Сознание и физическая реальность. 2001. N 5.

3. Фрейд З. Тотем и табу / Я и Оно. М., 1998.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

5. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Т. 1. М.,1996.

6. Фрейд З. Толкование сновидений. Минск, 1997.

7. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я". Московский рабочий. М., 1990.

8. Библия.

9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993.

10. Эткинд A.M. Иная свобода: Пушкин, Токвиль и демократия в России // Знамя. 1999. N6.

11. Морозов Н.А. Откровение в грозе и буре. М.. 1907.

12. Фоменко А.Т. Новая хронология Греции. Античность в средневековье. М., 1996. Т. II.

13. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия // Я и Оно. М., 1998.

14. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Там же.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АРХАИЧЕСКИЙ-СМЫСЛ-ЦИКЛА-КУЛЬТУРНОГО-СТРОИТЕЛЬСТВА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Iosif LesogradskiContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Lesogradski

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. А. АНДРОНОВ, АРХАИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЦИКЛА КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АРХАИЧЕСКИЙ-СМЫСЛ-ЦИКЛА-КУЛЬТУРНОГО-СТРОИТЕЛЬСТВА (date of access: 18.09.2019).

Publication author(s) - М. А. АНДРОНОВ:

М. А. АНДРОНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Iosif Lesogradski
Москва, Russia
825 views rating
09.09.2015 (1470 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
9 hours ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
9 hours ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
9 hours ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
9 hours ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
9 hours ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
10 hours ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
6 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
АРХАИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЦИКЛА КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones