Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9073

Share with friends in SM

Усложнение общества требует не только совершенствования его познания, но и поиска новых источников знания, раскрывающих новые ракурсы общественных отношений. А. Давыдов, озабоченный этой задачей, видит важный источник знаний в произведениях русских писателей, прежде всего М. Лермонтова. Это требует своеобразной методологии перевода, интерпретации знаний, полученных в художественных произведениях. Как же обнаружить, выделить эти знания? В. Библер определяет произведение как творческий результат диалога субъектов различных культур. Произведение можно рассматривать как концентрацию художественного опыта прежде всего писателей профессионалов. Специфика этих людей - напряженное стремление повышать свою способность концентрировать, обобщать в своей деятельности предшествующий опыт художественного творчества. На этой основе они пытались формировать собственные шедевры.

Анализ А. Давыдова показывает, что в основе методологии М. Лермонтова лежит представление, что изменение личности есть прежде всего развитие его личностной культуры, что и становится основой для познания результатов творчества писателей. А. Давыдов пишет, что "нет сегодня более фундаментальной задачи, чем анатиз способности человека, личности в себе и способности общества формировать себя как общество личностей" (с. 27). Тем самым наращивается цивилизационный потенциал. Эту задачу автор пытается решить через "определение смысла личности на материале творчества Лермонтова, поиск личностной тенденции в русской культуре и того, что ей противостоит - тенденции, которая в этой книге о творчестве Лермонтова и культуре России названа социальной патологией. Логики их взаимоотталкивания и взаимопроникновения" (с. 27). Крайне важно, что развитие личности пря-

стр. 189


мо противопоставляется социальной патологии. Для решения этой проблемы А. Давыдов обращается к писателю, так как писатель переосмысляет проблему личности, пытаясь "переосмыслить себя через поиск в себе какого-то нового основания своего анализа" (с. 24). Этот подход дает ключ к анализу творчества писателя как результата культурогенеза и одновременно к исследованию "видения смысла" писателем (с. 25).

Опыт жизни запечатлевается, накапливается в сознании человека в форме культуры, в форме системы абстракций, что постоянно создает основу для последующих действий. Культура, или как считает В. Межуев, идея культуры, запечатлевает в себе все свое содержание как субъективное в объективном. Тем самым создается, фиксируется субъективный смысл объективного. Иначе говоря, модальности субъективного и объективного переходят друг в друга. В усложняющемся обществе неизбежно возникает проблема повышения способности людей проникать в эти переходы, осмыслять их значение для формирования решений, для последующих действий. Подобная практика - обычное дело для человека. Люди читают в окружающих предметах чужое и свое собственное субъективное содержание, видят в них свое Я, Диалог своего Я с Другим, начиная от следов своего Я в объекте, в Диалоге.

Иначе говоря, человек обладает способностью переводить элементы своего собственного произведения из одной модальности в другую, переводить содержание субъектной модальности в предметную в процессе вычленения из субъективного объективного содержания и наоборот. Тем самым теоретически открывается возможность переводить элементы, аспекты произведения в иные модальности, т. е. формировать метод, используемый в науке.

Произведение - сложное явление, которое включает воспроизводство новых знаний и ценностей, однако могущих находится в скрытом виде. Книга А. Давыдова как раз и нацелена на их выявление. Для вычленения из произведения материала для науки недостаточно переводов, интерпретаций модальностей. Нужна еще содержательная гипотеза. Среди элементов этой гипотезы у А. Давыдова можно видеть представление о (1) развитии личности как развитии ее культуры. Другой элемент гипотезы, выводящий на конкретное содержание культуры, (2) ориентация на развитие "новозаветно-гуманистической" культуры (с. 15), на модернизацию культуры на этой основе. Методологически это развитие можно рассматривать как происходящие между полюсами дуальной оппозиции, через взаимокритику сфокусированных на полю-

стр. 190


сах смыслов, что ведет к развитию культуры личностей. В центре внимания автора "критика господства соборно-авторитарной традиционности и развитие альтернативного, либерального начала на основе ценности личности" (с. 15). Либерализм рассматривается как тип культуры, наряду, например, с традиционализмом. Между ними, как двумя полюсами культуры, может иметь место взаимопроникновение-взаимоотталкивание. Эта оппозиция - логическая форма общеисторической динамики, как имеющая место, в частности, между традиционной и либеральной культурами, т. е. как методологическая основа анализа культурного, ценностного содержания общеисторического, как и любого другого изучаемого процесса.

Важным элементом гипотезы автора является (3) динамика логики культуры. Различие культур следует рассматривать как логику культуры, точнее логический процесс между полюсами, включая смену логик. В основе этого процесса лежит представление о динамике логики культуры, как постоянного перехода от инверсии к медиации и обратно, развитие того, что можно назвать срединной культурой (термин используемой у некоторых русских философов). На современном языке он означает стремление уйти от оперирования крайностями к господству поиска меры, отхода от опасностей крайностей, от рутинных обращений к исторически сложившимся элементам культуры.

Важный элемент гипотезы говорит (4) о лермонтовском ренессансе в русской литературе, который продолжается по сей день. Ренессансная методология в России, как полагает А. Давыдов, формировалась начиная с Пушкина, но вершины своей достигла у Лермонтова. Ренессанс несет в себе стремление развивать единство личности и культуры, выход на ее новый уровень. Хотя эта тенденция не является господствующей в русской литературе, но устойчиво присутствует в самопознании русского человека что собственно и ищет А. Давыдов (с. 17).

А. Давыдов, следовательно, рассматривает творчество Лермонтова как основу для своего анализа труда писателя в России. Он включает системную реконструкцию русской культуры, где именно Лермонтов, по мнению автора, дал важнейший качественно новый содержательный и методологический результат, прежде всего "пытался понять, что такое способность быть личностью "из себя"" (с. 22).

Разумеется, эти элементы, методы, подходы складывались веками, тысячелетиями, приобретая форму обобщений на вершинах

стр. 191


духа. Заслуга А. Давыдова заключается в том, что он организовал, сконцентрировал это накопленное богатство человеческого духа, превратил его в методологию решения поставленной им задачи. Методология А. Давыдова нацелена на динамику культуры, на переходы между полюсами оппозиции, между различиями внутри культуры, Эти различия могут быть любыми. Значимость их определяется личностной гипотезой автора.

Специфика творчества Лермонтова заключается в том, что оно может быть освоено в рамках дуальной оппозиции "Бог - человек". Эта оппозиция, "взятая в динамике, позволяет вывести культурологический анализ лермонтовских текстов за пределы смыслов "Бога" и "человека" в сферу между ними, в условную богочеловеческую середину и там анализировать смыслы, развившиеся в лермонтовской поэзии как новые формы русской культуры, то есть изучать Лермонтова как поэта-новатора" (с. 35). Эта идея интересна еще и тем, что она, по сути - реализация логической способности человека класть в основу методологии исследования культуры логику выхода мысли, смыслоформирования за рамки ранее сложившейся дуальной оппозиции. Важно, что автор рассматривает эту оппозицию как используемую еще в древности. А. Давыдов считает, что Лермонтов воспринял эту оппозицию из Ветхого завета. Оттуда пришло в русскую литературу критическое отношение к сложившейся культуре (с. 39). Важной идеей А. Давыдова, которую также можно рассматривать как элемент его гипотезы, является высокая оценка критики, как двигателя развития культуры. Корни лермонтовского стиля и глубины критики менталитета русского человека коренятся по А. Давыдову в совокупной и беспощадной критике древнееврейской культуры. Это культурное наследие стимулировало русского писателя как беспощадного критика русской культуры (с. 39), критику способа "мышления народа, специфику того всеобщего, которое господствует в мышлении народа, в культуре, в народной традиции. Народ в Ветхом завете всегда не прав. Он является носителем античной языческой традиции, которая держит его в рабстве у добиблейского прошлого. Глас народа в Ветхом завете" отсутствует. А. Давыдов высказывает крайне интересную мысль: "В способности развернуть критику народа непреходящее методологическое значение Библии" (с. 40). Лермонтов первым в русской литературе начал критику русского народа, Достоевский углубил ее. Чехов по-новому поставил вопрос о критике народа. Критика Ерофеева - это начало какого-то нового этапа в критике русской культуры (с. 40 - 41). Критика народа

стр. 192


совпадает с критикой оснований культуры (с. 41). Историческое предназначение пушкинско-лермонтовского мышления заключается в том, чтобы "изменить сложившийся тип русской культуры, изменить парадигму, систему, код религиозного оправдания добра, тип нравственности" (с. 41). Наше общество, по Лермонтову, как показывает Давыдов, больно и нежизнеспособно. Но он указывает на способы лечения болезни. Эту болезнь Давыдов называет "социальной патологией" (с. 41). Смысл этого понятия в понимании необходимости развития личности и неспособности ее развивать (с. 42).

Понимание Давыдовым путей развития России связано со способностью взглянуть на русского человека глазами Пушкина и Лермонтова". Вывод А. Герцена, О. Ключевского о патологичности русской культуры, проанализированный Пушкиным через своих героев, до сих пор не принят в российской критике и читателями (с. 43). "Реформация в общекультурном смысле в России была и продолжается сегодня. Она, как и на Западе, ставит и решает религиозно-нравственные задачи, но, в силу специфики России приобретает секулярный смысл, безрелигиозные формы, потому что разворачивается в русской художественной литературе, начиная с творчества Пушкина и Лермонтова" (с. 45). Реформационные сдвиги следует искать "не в религии, не в политике, не в истории и не в сознании, а в культуре" (с. 45).

Общий смысл книги А. Давыдова в том, что произведение - не отражение реальности, оно - сама противоречивая реальность. Попытка человека понять произведение включает формирование интерпретационного механизма, позволяющего выявлять модальности (в соответствии с явным и скрытым схематизмом модальностей субъекта) и обеспечивать интерпретацию модальностей, позволяющей переводить одну модальность в другую, т. е. например, переводить субъектную модальность в предметную, что и позволяет использовать произведения для формирования знаний об обществе. Для этого необходимо совершенствование правил интерпретации. Они могут бесконечно совершенствоваться, никогда не достигая абсолютного совершенства. Очевидно, работа А. Давыдова - лишь шаг в этом направлении.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/А-П-ДАВЫДОВ-ПОВЕРИТЬ-ЛЕРМОНТОВУ-ЛИЧНОСТЬ-И-СОЦИАЛЬНАЯ-ПАТОЛОГИЯ-В-РОССИИ-XIX-XX-XXI-вв

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. С. Ахиезер, А. П. ДАВЫДОВ. ПОВЕРИТЬ ЛЕРМОНТОВУ. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ В РОССИИ XIX-XX-XXI вв. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/А-П-ДАВЫДОВ-ПОВЕРИТЬ-ЛЕРМОНТОВУ-ЛИЧНОСТЬ-И-СОЦИАЛЬНАЯ-ПАТОЛОГИЯ-В-РОССИИ-XIX-XX-XXI-вв (date of access: 22.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. С. Ахиезер:

А. С. Ахиезер → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
504 views rating
14.09.2015 (1468 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
А. П. ДАВЫДОВ. ПОВЕРИТЬ ЛЕРМОНТОВУ. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ В РОССИИ XIX-XX-XXI вв.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones