Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15397
Author(s) of the publication: О. Е. ГЛАГОЛЕВА

Share with friends in SM

Уроженец тульской земли Андрей Тимофеевич полотой (7.X.1738 - 4.X. 1833) был выдающемся человеком своего времени1 . Всесторонне одаренный, обладавший незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью, А. Т. Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры. В его творческом наследии свыше 350 томов произведений, в том числе около 4 тысяч опубликованных работ. Болотов был членом трех очень представительных научных обществ: Вольного экономического (с 1766 г.), Московского общества сельского хозяйства (с 1820 г.) и Королевско-Саксонского Лейпцигского экономического общества (с 1794 г.), печатавших сочинения Болотова в своих изданиях. По масштабу личности, научным достижениям Болотова можно сравнить с М. В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто, неизвестно широкому кругу читателей.

Болотов происходил из семьи мелкопоместного дворянина, полковника Архангелогородского полка Т. П. Болотова. Детские годы его прошли в Прибалтике и Финляндии, где располагался полк отца. Систематического образования он получил, лишь один год проучился в Петербургском частном пансионе. В 1752 г., лишившись родителей, Болотов вынужден был оставить учение и вернуться в родовое имение - село Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии для ведения хозяйства. В 1755 г. он поступил на военную службу и принял участие в Семилетней войне: с 1757, но 1761 г. находился в Кенигсберге, где служил переводчиком в канцелярии русского военного губернатора Восточной Пруссии генерала Н. А. Корфа.

Все свободное время Болотов посвящал чтению, переводам, изучению естественных наук. В Кенигсберге он познакомился с немецкими учеными, посещал лекции в университете. В 1751 г. Корф был переведен


ГЛАГОЛЕВА Ольга Евгеньевна - кандидат исторических наук, зав. филиалом Тульского областного краеведческого музеи "Мемориальный музей-усадьба А. Т. Болотова".

1 Наиболее полный библиографический указатель работ о нем см.: Андрей Тимофеевич Болотов (1738 - 1833). М. 1984. К 250-летию со дня его рождения вышли в свет новые научно-популярные издания о его жизни и деятельности: Любченко О. Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула. 1988; Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов - основоположник русской сельскохозяйственной науки. 1738 - 1833. М. 1988. Частично переизданы его воспоминания: Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М. 1980; его же. Записки А. Т. Болотова. Тт. 1-2. Тула. 1988.

стр. 3


в Петербург на должность генерал-полицеймейстера города, и Болотов в качестве его флигель-адъютанта поселился в столице. Но, тяготясь военной службой, он мечтал о занятиях наукой, сельским хозяйством, поэтому, как только появился указ "О вольности дворянской", он подал в отставку и с 1762 г. поселился в своем имении. Здесь он всецело посвятил себя сельскохозяйственной, литературной и просветительской деятельности.

Еще в Пруссии Болотов изучал новейшие труды европейских ученых по сельскому хозяйству, пристально всматривался в жизнь местного населения. Его интересовало все, чем отличалось ведение хозяйства (возделывание почвы и прочее, "до экономии относящееся") у немецких жителей от привычного, русского. В своем имении Болотов начал вести хозяйство новыми, передовыми методами, о которых он узнал за границей и из книг. Он устроил прекрасный ботанический сад, выписывая семена и саженцы со всех концов России и из-за границы, изучал их приспособляемость к местным условиям. Много экспериментировал в саду, огороде, в поле, применял удобрения, конструировал новые сельскохозяйственные орудия, наблюдал, делал ежедневные записи. Поначалу трудно было, приходилось действовать в одиночку. У Болотова родилась идея передать свой опыт всем жителям России, приобщить их к передовой культуре.

В 1765 г. в России было основано Вольное экономическое общество, провозгласившее своей главной задачей распространение передовых методов ведения сельского хозяйства. Болотов стал одним из наиболее активных членов общества, напечатал в его Трудах 28 статей. Дважды награждался медалями Вольного экономического общества: за сочинение "Наказ к управителю" в 1770 г. и статью "О разделении полей" в 1771 году.

Однако Болотов видел узость читательской аудитории Вольного экономического общества и сожалел, что "большая часть деревенских жителей не знает о том, что оно есть на свете"2 . Чтобы сделать свой опыт достоянием более широкого круга "сельских хозяев", Болотов предпринял попытку издавать первый в России сельскохозяйственный журнал. Его "Сельский житель", единственным автором и редактором которого, был сам Болотов, вышел в двух частях (1778 - 1779). В конце 1778 г. издатель "Московских ведомостей" предложил Болотову издавать агрономический журнал в качестве приложения к газете. Болотов стал сотрудничать с Н. И. Новиковым, и в течение 10 лет (1780 - 1789) они совместно издавали журнал "Экономический магазин". 40 томов "Экономического магазина" стали своеобразной энциклопедией сельского хозяйства, заполненной оригинальными статьями и заметками самого Болотова, его переводами из иностранных сочинений и журналов.

В ряде статей в "Экономическом магазине" и Трудах Вольного экономического общества Болотов впервые создал и научно обосновал стройную теорию агротехники, описал полный цикл земледелия, начиная с исследования структуры и состава почв, приготовления земли путем удобрения, отбора качественных семян, обращая особое внимание на сроки и нормы посева, уход за растениями, борьбу с сорняками и вредителями, и кончая рекомендациями по сбору и хранению урожая. Детально Болотов проработал способы повышения эффективности земледелия.

Болотов намного опередил достижения европейской агрономической науки, открыв теорию минерального питания растений. С начала XVII в. в Европе существовала водная теория питания растений, утверждавшая, что растения все необходимое для роста получают толь-


2 Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1795. В 4-х тт. СПб. 1871 - 1873. Т. 2, с. 616.

стр. 4


ко из воды, а земля является лишь сосудом, удерживающим растения и воду. Однако личные наблюдения не давали Болотову возможности считать, что это так. Путем длительных опытов он пришел к выводу, что повышение урожайности напрямую зависит от минерального состава почвы, от удобрения земель. Свою теорию минерального питания растений Болотов подробно изложил в статье "Об удобрении земель" в 1770 г. и ряде других работ, однако открытие его не было оценено по достоинству. Еще 30 лет спустя, в 1800 г., Берлинская академия присудила премию немецкому ученому Шрадеру, вновь писавшему, что растения все необходимое берут из воды. А в России учение Болотова было применено, по существу, только в трудах Д. Н. Прянишникова спустя почти 150 лет.

В статье "О разделении полей" Болотов впервые ввел понятие многопольного севооборота, теоретически обосновал необходимость его применения, рассматривая севооборот как целостную систему агротехнических мероприятий, убедительно доказал его преимущество с точки зрения повышения урожайности, всей организации хозяйства. Вместо общепринятой трехпольной системы Болотов предложил семипольную систему севооборота, включающую чередование посевных культур, оставление полей под паром, удобрение, перелог, сочетание земледелия со скотоводством.

Большое количество работ Болотов посвятил полевым и овощным культурам, плодоводству, экологии растений. Впервые в России он начал опыты по выращиванию картофеля, открыл способ клубнеобразования путем затемнения стеблей, которым до сих пор пользуются картофелеводы. Но в литературе этот способ известен как опыт Фехтина, хотя Болотов открыл его на 150 лет раньше. В 1770 г. Болотов опубликовал статью "Примечания о картофеле". Это была первая русская научная статья о картофеле, вслед за ней появились еще 20 его статей на эту тему, где описывались его опыты, давались рекомендации по выращиванию картофеля, хранению, даже употреблению в пищу. Опыты и научные публикации Болотова о картофеле были первыми не только для России, но и для многих стран Европы. Впервые в России Болотов начал опыты и по выращиванию помидоров, доказав, что их можно употреблять в пищу, что они не ядовиты, как это считалось ранее.

Болотов был одним из первых русских селекционеров, выводившим новые сорта яблок, опираясь на научные методы. Составленный им первый в России труд по помологии "Изображения и описания разных пород яблок и груш, родящихся в Дворяниновских, а отчасти и в других садах" (1797 - 1800. 7 томов), включавший описания более 600 сортов яблок и груш с их изображениями, не утратил своего значения и в наши дни. Им было также составлено первое русское руководство по морфологии и систематике лекарственных растений (1781). Большое значение имели статьи Болотова по животноводству, прудоводству, лесоводству. Был он и талантливым конструктором, изобрел и усовершенствовал ряд сельскохозяйственных машин и инструментов, создал электрическую машину, которую успешно применял для лечения ряда заболеваний.

В 1774 г. Екатерина II, оценив познания Болотова в сельском хозяйстве, поручила ему управление своими имениями в Киясовской волости (ныне Московская обл.), с 1776 г. - в Богородицкой волости (ныне Тульская обл.). До 1776 г. Болотов жил в Киясовке, а затем вместе с семьей перебрался в Богородицк. Именно здесь, в Богородицке, проявился во всем блеске его многогранный талант. Не довольствуясь точным исполнением своих обязанностей, Болотов не только образцово поставил хозяйство царских имений, но и принял участие в строительстве дворца и соборной церкви, проявив незаурядный дар живописца; разработал проект будущего расположения города, прекрасно сочетая новые правила градостроения с местным пейзажем. Но главным результатом

стр. 5


деятельности Болотова в этот период оказался созданный им замечательный парк - один из прекраснейших пейзажных парков России. В нем воплотился выдающийся дар Болотова - ландшафтного архитектора, стремящегося придать садово-парковому искусству в России национальное своеобразие3 .

В 1796 г. после смерти Екатерины II Богородицкая и Киясовская волости перешли к ее незаконнорожденному сыну А. Г. Бобринскому. Болотов не пожелал остаться богородицким управителем и вернулся в родное Дворяниново, где прожил до самой смерти, углубившись в сельскохозяйственные и литературные занятия. Работая над мемуарами, Болотов писал: "С науками не расстанусь я ни для кого и ни для чего в свете!"4 . В Дворянинове Болотов продолжал писать статьи по агрономии, прудоводству, ботанике, минералогии, физике, медицине и пр. В течение 52 лет Болотов вел регулярные метеорологические наблюдения, делал ежедневные записи, переданные после смерти Болотова его сыном в Академию наук5 .

До последнего дня своей жизни Болотов не прекращал работать, хотя в старости потерял зрение и почти лишился слуха. Болотов умер за три дня до своего 95-летия и был похоронен на кладбище села Русятино, в двух километрах от Дворянинова.

Выдающиеся заслуги Болотова-ученого, прежде всего как агронома, в наши дни получили заслуженную оценку: изданы "Избранные сочинения по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике" (М. 1952), готовится издание ранее не опубликованных агрономических работ Болотова, его методы широко используются в сельском хозяйстве сегодня. Болотову-агроному посвящены специальные монографии, статьи6 . Реже исследователи касаются его просветительской деятельности, его мировоззрения, вклада в развитие русской культуры.

В оценке общественно-политических взглядов Болотова существуют две почти полярные точки зрения: либо считают его "монархистом" "крепостником"7 , либо причисляют к просветителям8 . Ни та, ни другая точка зрения не отражает всей сложности общественно-политических взглядов Болотова, которые он достаточно полно и чрезвычайно колоритно выразил в собственных сочинениях, в первую очередь в мемуарах. Понять его мировоззренческую систему помогают также его неопубликованные дневники и письма, высказывания о прочитанных книгах, реконструкция круга его чтения. Книги, но выражению Болотова, - "первейшая драгоценность в свете"9 - оказали огромное влияние на формирование взглядов ученого.

Оставаясь сыном своего времени, дворянином-помещиком, Болотов в своем мировоззрении отразил все противоречия русского XVIII века, века Просвещения и жестокой расправы с восставшим народом, "столетия безумного и мудрого". Он был сторонником и апологетом монархии, крепостного права10 , видел в крепостном труде крестьян основу


3 Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк. Тула. 1984, с. 7 и др.

4 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 2, с. 492.

5 Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова- Щедрина (ОР ГПБ), ф. 89, Болотовы, д. 63; Отдел рукописей Библиотеки Академии наук СССР в Ленинграде (ОР БАН), ф. 69, д. 15.

6 Бердышев А. П. А. Т. Болотов - первый русский ученый-агроном. М. 1949; Липшиц С. Ю. Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь. Т. 1. М. 1947; и др.

7 См., напр., Очерки по истории философской и общественно-политической мысли пародов СССР. Т. 1. М. 1955, с. 214.

8 Андрей Тимофеевич Болотов (1738 - 1833), с. 5; Лазарев В. Тульские истории. Тула. 1977, с. 194; Гулыга А. Он писал о себе для нас. В кн.: Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова. М. 1986, с. 5.

9 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. (Здесь и далее цит. по изд. 1871 - 1873 п.). Т. 2, с. 67.

10 Там же, с. 161 и др.

стр. 6


эффективности сельского хозяйства11 , резко осуждал крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева12 . Однако, с другой стороны, Болотов был против жестокого обращения помещиков с крестьянами, стремился к просвещению крестьян (как мы увидим ниже), оказывал им бесплатную медицинскую помощь13 , что было нехарактерно для "крепостников". Но на основании этого еще нельзя причислять Болотова и к просветителям с их "горячей враждой к крепостному праву" и "отстаиванием интересов народных масс"14 . Наиболее правильным было бы отнести взгляды Болотова к умеренно-консервативному направлению развития общественно-политической мысли. Представителя этого направления, оставаясь идеологами правящего класса, тем не менее, отразили кризисные явления крепостнической системы и разделяли некоторые идеи Просвещения: выступали за смягчение эксплуатации крестьян, призывали к распространению образования и т. д., но любые изменения существующего порядка считали допустимыми исключительно путем реформ и просвещения, без крестьянских выступлений. В моменты обострения классовой борьбы в конце XVIII - начале XIX в. обнажалась охранительная суть их идейных позиций.

О непоследовательности взглядов Болотова говорит то, что даже его монархизм не был цельным. Например, критическое отношение к европейским монархам не вызывало у него "священного ужаса". Ему попался рукописный перевод книги "Подарок китайского императора европейским государям на новый 1782 год". "Книга сия, - писал Болото, - переходит секретно из рук в руки... Сочинение, в самом деле, чрезвычайно острое и умное, состоящее в тонкой политической критике и цежении всех ныне существующих в Европе государей, каждому особо, и многие из них расчитаны тут в прах"15 .

Когда же речь заходит о критике в адрес царского правительства, то тут уже Болотов по- настоящему гневается, не избегая весьма крепких выражений. В 1802 г. он прочитал "Тайные мемуары о России" К. Массона. Этот француз, долгое время живший в России, был приближен ко двору, обучал внуков Екатерины II, с 1795 г. стал секретарем великого князя Александра. При Павле I в 1796 г. без видимых причин он был удален из России с запрещением въезда в страну16 . Впитавший освободительные принципы Французской буржуазной" революции, Массой в своих записках обличал деспотизм и самодурство русских правителей, раскрывал некоторые неблаговидные подробности жизни Екатерины II и Павла I. Мемуары Массона сразу на выходе в свет наделали много шума в Европе. В России власти старались помешать распространению этого сочинения и всячески очернить автора.

Интересно в этом смысле, как Массон представлялся Болотову. По его словам, автор мемуаров о России, "какой-то ракалия французишка", живя в России, "отправлял сперва учительскую должность, а потом прибился как ко двору и был при конюшне каким-то надзирателем", затем "был взыскан и облагодетельствован государыней Марией Федоровной и, наконец, замешался в какой-то политический заговор... был выслан из России"17 . В своих мемуарах о России, писал Болотов о Массоне, он "собрал все яды сколько их есть на свете и изблевал их


11 См. рукопись "Рассуждения Л. Т. Болотова по вопросу о сравнительной выгодности крепостного и вольнонаемного труда" (ОР ГИБ, ф. 89, Болотовы, д. 104).

12 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 349, 377, 486 - 491, 752.

13 Там же. Т. 3, с. 752; т. 4, с. 934.

14 Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 2, с. 519.

15 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 4, с. 709.

16 Masson C. F. -Ph. Memoires secrets sur la Russie et particulierement sur la fin du regne de Catherine et le commencement de celui do Paul I formant un tableau de nioeurs de Saint-Petersburg a la fin du XVIII siecle. Tt. 1 - 2. Amsterdam. 1800. T. 3. P. 1803; Массон. Секретные записки о России. Т. 1. М. 1918, с. 3 (предисл.) "

17 ОР БАН, ф. 69, -д. 5, лл. 5-5об.

стр. 7


на нас бедных: и что это не пощажены тут никто и никто, от государей наших до последних подданных, и досталось от сего архибездельника всем и всем на лапу и на всяком месте к одной правде прибавлено 100 неправд. Словом он изобразил всех нас и все государство таким, что хоть брось. Истинно без крайней досады на сего бестию слов его читать не можно".

Преданный царскому престолу немецкий драматург А. Коцебу написал "Опровержение тайных мемуаров о России"18 , в котором, к восторгу Болотова, "опровергал все его (Массопа. - О. Г.) злословия и клеветы и как же? - так, что без особливого удовольствия читать не можно. Смешал ево так с грязью и на всякий шаг в нос ему щелчок, то в рожу оплеуху, то в рыло толчок, то заушину хорошую, то за волосы и таскать, словом, так его отбаловал, как лутче требовать не-можно: да и есть за что, и Господину Коцебу есть истинно за то сказать большое спасибо, и я ево одно полюбил за нее"19 .

История воцарения Екатерины II была одним из вопросов, которые тщательно замалчивались русским правительством, но остро интересовали современников и потомков. Манифест Екатерины II об отречении от престола Петра III и указ о перенесении его тела ходили в списках спустя десятилетия20 . Болотова тоже интересовали эти моменты русской истории. Кроме сочинений Массона, он, видимо, читал и другие книги на эту тему. Так, при составлении собственного описания событий 1762 г.21 Болотов, по мнению В. А. Бильбасова22 , широко использовал брошюру немецкого офицера С. де ла Марша, жившего в те годы в России23 . В тетрадь под названием "Собрание достопамятных вещей или разных сочинений, носившихся в народе" Болотов переписывает "Письмо французского учителя своему другу во Францию об обстоятельствах восшествия на престол Екатерины II" (1762 г.), содержащее восторженные отзывы о русской царице и полное оправдание свержения Петра III. Для выяснения взглядов Болотова интересно то место в письме, где говорится, что власть в России переходит по завещанию и подданные обязаны подчиняться своему государю, но и он обязан защищать своего подданного. "Ежели монарх нарушает свои обязательства, то не бывает ли и подданный через то самое свободным и от своих обязательств?"24 .

Русская подцензурная литература о царствовании Екатерины II и Павла I также попадала в руки Болотова. В сборник "Магазин достопамятных и любопытных бумаг, носившихся в народе" он поместил "дерзкое и ядом и злостью дышащее и сожжения достойное" стихотворение Д. Давыдова "Орлица, Турухтан и Тетерев"25 . Туда же он списал и "Стихи, носившиеся в народе на случай смерти Потемкина" неизвестного поэта26 . Смерть Г. А. Потемкина в 1791 г. вызвала появление ряда сочинений, обличавших этого вельможу. Болотов в том же году сочинял


18 Сочинение под заглавием "Refutation de memoires secrets sur la Russie" Коцебу поместил в конце одной из своих книг (KotzbueA. de. L'annee la plus remarquable de ma vie, suivie d'une refutation des Memoires secrets sur la Russie par Auguste de Kotzbue. Tt. 1 - 2. P. 1802).

19 OP БАН, ф. 69, д. 5, л. 5об.

20 В архиве тульских помещиков Олсуфьевых сохранилась копия Манифеста, изготовленная в самом конце XVIII или начале XIX в. - на бумаге "белая дата" - 1796 г. (Государственный архив Тульской области, ф. 2252, оп. 1, д. 2), а помещик Чернского уезда А. Д. Сонин хранил копию указа Екатерины II, выполненную примерно в 1770-х годах (там же, ф. 114, оп. 1, д. 18).

21 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 2, с. 265 - 283.

22 Бильбасов В. А. История Екатерины II. Т. 2. СПб. 1891, с. 452 - 453.

23 Marhe S. de la. Anecdotes russes ou lettres d'un officier allemand. Lnd. 1769.

24 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ОР ГБЛ), ф. 475, 1.6, лл. 12 - 26.

25 Литературное наследство. Т. 9 - 10. М. -Л. 1933, с. 98; Альтшуллер М., Мартынов И. Звучащий стих свободы ради. М. 1976, с. 28 - 29,

26 Литературное наследство. Т. 9 - 10, с. 18.

стр. 8


"Анекдоты о князе Потемкине". Известны были ему и рукописные возражения на сочинения Павла Потемкина, брата екатерининского фаворита, "Глас Невинности". О правлении Павла I он писал, что "никогда не было в народе и в Москве столько едких сатир и пасквилей, как ныне". В числе "тайно носившихся в народе" сочинений Болотов называет оду Державина "Счастье", стихотворение генерала Волкова "Глас Москвы", направленное против французского засилья27 .

Резко отрицательным было отношение Болотова к Французской революции. Черпая сведения о событиях во Франции из зарубежных газет, Болотов излагал их на русском языке в особых тетрадях, названных им "Богородицким вестником"28 , которые затем передавал для прочтения своим соседям29 . Болотов не только был хорошо знаком с событиями Французской революции, но и пытался разобраться в ее социальной сущности, оценить различные политические направления. Известия в "Гамбургских газетах" "о бешенстве французских революционистов и казненого ими своего доброго и невинного короля Людвига XVI" Болотов не мог читать "без содрагания". Очень "полюбилось" Болотову сочинение реакционного историка Гиртанера "Исторические сообщения и замечания о Французской революции", содержащее критику революционных событий, и Болотов взялся его переводить30 .

Возмущение Болотова вызвали "Оставшиеся творения Фридриха Второго короля прусского" (Тт. 1 - 8. СПб. 1789 - 1791), автор которых, по мнению Болотова, "обезумел столь много, что, будучи уже одною ногою в гробу, наилучшее утешение находил в том, чтоб вредить закону христианскому и насмехаться всему хорошему и радоваться, что развращены все умы и нравы". Подобная оценка Фридриха II, демагогически провозглашавшего близость своей политики идеям французского Просвещения, вполне закономерна для Болотова, всячески порицавшего французских просветителей. С ужасом отмечал он увлечение "вольтеризмом" некоторой части тульского дворянства; Вольтера, Гельвеция называл "извергами и развратителями человеческого рода". В своем критическом обзоре литературы "Мысли и беспристрастные суждения о романах" Болотов, оценивая повесть Вольтера "Принцесса Вавилонская" (М. 1770), отдает должное уму автора, но утверждает, что главная цель Вольтера - "вперять наихитрейшим и коварнейшим образом в умы смертных наивредительнейшие и опаснейшие сумнительствы, развращая злодейски сердца невинные и непорочные, потравляя оные хуже нежели ядом и отравою, губить людей душевно и телесно"31 . Эта характеристика относится далеко не к самому обличительному сочинению Вольтера: в нем "фернейский патриарх" говорит главным образом о любви, а изображение политического состояния Европы XVIII в. дано скорее в тонах легкой иронии, нежели губительного сарказма. Видимо, все в Вольтере, ставшем для лучших умов Европы символом свободы и независимости, было чуждо верноподданному, глубоко религиозному Болотову.

Формирование мировоззрения Болотова шло главным образом в кёнигсбергский период. Система его взглядов, сложившаяся тогда, в дальнейшем не протерпела существенных изменений, с годами лишь обретая все большую четкость и определенность. В Кенигсберге произошло первое его знакомство с трудами европейских философов и богословов.


27 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 4, с. 873; его же. Памятник протекших времен, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах. Ч. 1. М. 1875, с. 12, 18, 91.

28 ОР ГБЛ, ф. 475, 1.8, 9.

29 Штранге М. М. Русское общество и Французская революция. 1789 - 1794 гг. М. 1956, с. 68.

30 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 4, с. 1074, 1110.

31 Там же, с. 538; т. 3, с. 164 - 165, 186, 927 - 928; Литературное наследство Т. 9 - 10, с. 210.

стр. 9


Труды немецкого философа-рационалиста Х. Вольфа, сторонника просвещенного абсолютизма, призывавшего к достижению "всеобщего блаженства людей", первоначально привлекли внимание и симпатию Болотова точностью и ясностью изложения, последовательностью выводов. Однако со временем даже весьма умеренные взгляды Вольфа казались ему "вольнодумными". Вероятно, он был знаком и с трудами философов более радикального направления. О книгах, прочитанных и кёнигсбергский период, Болотов писал: "Стали мне попадаться в руки и самые вольнодумческие и такие, которые мало-помалу и совсем неприметным и нечувствительным образом, стали вперять в меня некоторые сумнительствы о истине всего откровения и христианского закона".

К собственному ужасу, вследствие этого чтения Болотов стал, наконец, в совершенное сумнительство о законе и едва было, но сделался и сам совершенным деистом и вольнодумцом"32 . Из-под "пагубного" влияния вольнодумных сочинений он вышел благодаря знакомству с трудами немецкого теолога и философа-идеалиста Х. А. Крузиуса. Купив для своей библиотеки "весь философический курс, или всю философию Крузианскую"33 , по его мнению, "глубокомысленную и высокую", он "для лучшего понятия и незабвения выучил даже от слова до слова наизусть" труды любимого философа. Тогда же Болотов пытался переводить на русский язык труды Крузиуса, а по возвращении в Россию неустанно пропагандировал их34 .

Богословские сочинения занимали важное место р. сфере духовных интересов Болотова. Сочинения французских и немецких проповедников И. Л. фон Мосгейма, И. Ф. Иерузалема, Ф. В. Закка, И. А. Бенгеля, митрополита Платона являлись его постоянным чтением35 , побуждали его к написанию собственных богословско-философских трудов "Путеводитель к истинному человеческому счастию" (М. 1784), "Чувствования христианина при начале и конце каждого дня в педеле, относящиеся к самому себе и к Богу" (М. 1781) и др.

Неожиданным является наличие в книжном собрании Болотова масонских изданий, так как на страницах мемуаров он неоднократно и настойчиво подчеркивал свою непричастность к масонству, резкое неприятие его учения36 . На полках его библиотеки стояли труды "духовных пастырей" русских масонов: рукописный список- с сочинения И. Арндта "Об истинном христианстве"37 , тайно изданного в типографии И. В. Лопухина в переводе И. П. Тургенева (М. 1784) и запрещенного сразу после выхода 15 свет; труд Г. Т. Оксенштерна "Размышления и нравоучительные правила"; И. А. Гофмана "О спокойствии и удовольствии человеческом", (чч. 1 - 2. СПб. 1762 - 1763). О последней книге Болотов писал: "Книга сия послужила потом основанием всей последующей моей философической жизни". Очень авторитетными для масонов были сочинения английского автора книг духовного содержания и естествоиспытателя У. Дерама, чья "Физико-теология" имелась в собрании Болотова38 . Читал и переводил Болотов сочинение немецкого мистика И. С. Галле "Открытые тайны древних магиков и чародеев,


32 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 2, с. 59, 60.

33 Там же, с. 56 - 57 (вероятно, имеются в виду: Crusius Chr. Anweisnng, verniinflig zu leben. S. I. 1744; ejusd. EnlwurC dor nolwendigen Vernunftwahrheiten. S. 1. 1745; ejusd. Anloitung iiber natiirlicbe Begohenheiton ordenllich und vorsichtlich naclmidenken. Bd. 1 - 2. Lcpzig. 1749; ejusd. Wog zur Gewissheit und Zuverliissigkeit der roenschlichen Erkenntnis. S. 1. 1777).

34 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 105.

35 Там же. Т. 2, с. 125; т. 4, с, 1134; т. 2, с. 852; т. 3, с. 108.

36 Там же. Т. 3, с. 932 - 935, 1134.

37 ОР ГБЛ, ф. 475, 6.5.

38 Oxenstierna J. T. Ponsecs ct reflexions morales do M. lo Ctc d'Oxonstiern sur divers sujets. Tt, 1 - 2. La Haye. 177(r, Derliani W. Physiko-Theologie, oder Naturleitungen zu GoU. Dresden. 1764; Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 1, с. 762 - 763, 896; т. 3, с. 751.

стр. 10


или Волшебные силы натуры", позже переведенное на русский язык другом Болотова, известным писателем XVIII в., жившим в Тульской губернии, масоном В. А. Левшиным (М. 1798 - 1804). В типографии Новикова издал Болотов свой перевод имевшейся в его книжном собрании на немецком языке книги реакционного богослова пастора И. М. Гёце "Рассуждения о начале и конце нынешнего и о состоянии будущего мира" (М. 1783)39 . По просьбе Новикова Болотов переводил с немецкого "Вечерние размышления на каждый день года" И. Ф. Тёце, но, вероятно, перевод книги, но был закончен, так как он "нашел ее, хотя распрекраснейшего, но для перевода по особому слогу своему не совсем легкою"40 . Впоследствии Болотов приобрел для своей библиотеки это сочинение в переводе Н. М. Карамзина и А. А, Петрова, издание под названием "Размышления в вечерние часы" (М. 1789)41 . Русский перевод сочинения Гёце стал третьим отделением издававшегося Типографической компанией Новикова богословского журнала "Беседы с Богом" (М. 1787 - 1789), подписчиком которого был и Болотов42 . Большой популярностью в масонских кругах пользовались религиозно-мистическое поэмы типа "Авелевой смерти" С. Геснера (М. 1780) и "Иосифа;) П. Ж. Битобе (М. 1769). Болотов не только имел эти поэмы и, читая, получал "душевное удовольствие", но и делал их собственные переводы43 .

Несмотря на большую социальную и политическую неоднородность, масонство было в какой-то степени оппозиционным движением и именно так воспринималось правительством, которое в итоге запретило его и подвергло гонениям его виднейших деятелей. Во время проведенной в 1787 г. по указу Екатерины II кампании против "вольнодумных" и масонских изданий сочинения Арндта, Оксенштерна, Гофмана, Дерама, Тиде, Геснера, Битобе, журнал "Беседы с Богом", болотовский перевод Гёце и его собственное сочинение "Чувствования христианина" были изъяты из книжных лавок. Болотов же, прекрасно знавший о гонениях на масонов, сохранил эти издания в своем книжном собрании. Присутствие в нем масонских книг и рукописей говорит о широте натуры Болотова, разносторонности его интересов, об отсутствии у пего нетерпимости к взглядам, не всегда разделяемым им самим. Об этом свидетельствуют и другие факты его биографии.

Известно, что сын его Павел был активным масоном, поддерживал тесную связь с виднейшими деятелями масонства. В мемуарах Болотов неоднократно говорил о духовной близости с сыном, общности их интересов. Большинство принадлежавших ему книг масонского содержания перешли затем к сыну. Многолетняя совместная деятельность связывала Болотова с видным масоном Н. И. Новиковым, "самая дружба" между ними44 продолжалась и после начавшегося преследования Новикова. 12 октября 1791 г. Болотов принимал у себя уже опального просветителя. А в 1796 г. сын сообщал ему из Тулы важные новости: "Русский вояжер наш в великом духе: типографии их уцелели и ожидают себе великой свободности"45 (речь идет об освобождении Новикова). Вновь


39 Halle .T. S. Magic, odor die Zaiiberkrafto der Natur. Tt, 1 - 4. Bri. 1734 - 1730; Gotzo J. M. Betrachtungen liber die Zustand dor Welt und des Mensehon nach dom jimgsten Gerieht. Broslau. 1765; Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 1000; ОР БАН, ф. 69, д. 25, с 31.

40 Tiede J. F. Unterhaltungen mit Gott in don Abondstundon, auf joden Tag des J ah res. Halle. 1771; Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 929-930.

41 Книга находится в частном собрании (см. Лавров В. Среди рукописей. В кн.: Альманах библиофила. Вып. 5. М. 1978, с. 240).

42 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 4, с. 282

43 Там же. Т. 3, с. 102 - 163; ОР ГБЛ, ф. 475, 5.1. Автограф 1770-х годов.

44 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 859.

45 ОР ГПБ, ф. 89, д. 111, л. 42об.

стр. 11


затевается переписка между Болотовым и Новиковым, не прекращавшаяся почти до самой смерти последнего46 .

Вряд ли это было бы возможно, относись Болотов так непримиримо к масонским и "вольнодумным" убеждениям Новикова, как он это старался изобразить в мемуарах, написанных уже после запрещения масонских лож. Да и было бы весьма странным столь резкое неприятие Болотовым идей масонства, так увлекавших просвещенных людей конца XVIII века. Широту распространения масонства хорошо выразила одна мемуаристка. "Отец мой, - писала она, - как большая часть образованных людей своего времени, принадлежал масонству"47 . Да и масонская этическая программа самоусовершенствования по своему духу должна была быть очень близка Болотову. Трудно утверждать, был ли он масоном, но его интерес к этому движению, отсутствие резкой непримиримости к нему несомненны.

Философско-богословским трактатам обязан Болотов и направлением своих главных интересов в сторону естественных наук, "сельской экономии". Врожденная наблюдательность и любовь к природе особенно развились у него под влиянием книг философа-эстета И. Г. Зульцера, немецкого последователя философско-дидактического идеализма А. Попа, в которых Зульцер утверждал, что созерцание красот природы должно пробуждать в человеке чувства истины и добра. С книгами Зульцера Болотов познакомился еще в Кенигсберге, и они оказали на него огромное влияние. "Не успел я их прочесть, - писал он в мемуарах, - как не только глаза мои властно как растворились, и я начал на всю натуру смотреть совсем иными глазами и находить там тысячу приятностей, где до того ни малейших не примечал; но возгорелось во мне пламенное и ненасытное желание читать множайшие книги такого же сорта и узнавать от часу далее все устроение света. Словом, книжки сии были как фитилем, воспалившим гнездившуюся в сердце моем и до того самому мне неизвестную охоту ко всем физическим и другим так называемым естественным наукам"48 .

Ученый-агроном, сельский хозяин-экспериментатор, он знал и имел в своей библиотеке лучшие сочинения по "сельской экономии" русских и зарубежных авторов, "В сельском домоводстве, - писал он, вспоминая первые годы деревенской жизни, - становился я час от часу более знающим, ибо, с одной стороны, прилежное чтение иностранных и всех экономических книг, какие только попадались мне в руки, и замечания и выписки из оных всего того, что могло быть и у нас употребляемо, - а с другой стороны, самая опытность и действительное упражнение во всех разных частях сельского домоводства, - доставляло мне со всяким днем новые о вещах понятия". Настольными книгами Болотова являлись немецкие экономические лексиконы и энциклопедии. Из них Болотов делал извлечения "для сообщения своим соотечественникам", они были для него "неисчерпаемым кладезем" и "превеликим пособием" в занятиях сельским хозяйством и написании "экономических сочинений"49 .

Определяющей чертой личности ученого было желание содействовать распространению в России передовых научных взглядов и методов хозяйствования, просветить, прежде всего, дворянское сословие. На это была направлена деятельность Болотова-агронома, о чем было сказано выше. Этому содействовало и активное участие в издательской и про-


46 Киселев Н. П. Письма русских масонов. - Голос минувшего, 1922, N 2 с. 182 - 184. "

47 Раевская (Бибикова) Е. И. Хроники. - Государственный литературный музеи, ф. 155, ОФ 2880, л. 19.

48 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 1, с. 863; SuIzers J. G. Moralische Betrachtungen iibcr die Werke der Natur. Brl. 1750; ejusd. Unterredungen uber die Schonheit der Natur. Brl. 1750.

49 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 2, с. 558; т. 3, с. 824.

стр. 12


светительской деятельности Новикова. В типографии Новикова Болотов издал большинство своих сочинений и переводов. Наиболее известными из переводов были "Генриетта, или Гусарское похищение" А. Бевиуса (М. 1782) и "Жизнь и странные приключения умершего в 1788 году Карла Эдуарда" (М. 1794). Значение исторического источника приобрели теперь мемуары "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1795" (СПб. 1871 - 1873). Болотов описывает наиболее значительные исторические события того времени (Семилетняя война, восшествие на престол Екатерины II, Крестьянская война под предводительством Пугачева и др.), характеризует крупных деятелей и рядовых современников, прекрасно передает дух эпохи, раскрывает мировоззрение и психологию людей, быт русского человека XVIII века.

Однако необходимо помнить о некоторой тенденциозности воспоминаний Болотова, об умеренно-консервативной направленности его общественно-политических взглядов. При жизни Болотова его записки были известны лишь узкому кругу его родственников и знакомых, однако и тогда они выполняли некоторую просветительскую роль и могли служить для современников примером образа жизни культурного человека. Такие сочинения Болотова, как "Историческое обозрение всего происходившего в свете в течение минувшего 1792 г.", "Современные известия о первой французской войне" (1805 - 1810), "Описание последней французской войны. В 30 частях. С 1811 по 1815 гг.", "Отечественник, содержащий в себе современные записки и замечания о происшествиях в России, также важнейшие издаваемые в ней указания и другие интересные и любопытные бумаги за 1814 - 1826 годы", и другие являлись переработкой сведений по истории, политике, литературе, полученных главным образом через русскую и иностранную прессу. Эти записки Болотова служили просвещению провинциального дворянства.

Дать критическую оценку новинок, привлечь внимание современников к наилучшим образцам русской и иностранной прозы было призвано сочинение Болотова "Мысли и беспристрастные суждения о романах как оригинальных российского, так и переведенных с иностранных языков" (1791)50 . Это был один из первых русских трудов литературно-критического свойства.

Исследования Болотова в области сельского хозяйства, его творчество, просветительская и научно-популяризаторская деятельность оказывали определенное воздействие на жизнь дворянского сословия, формировали его мировоззрение, интересы и читательские вкусы. Просветительская направленность его деятельности выразилась также в содействии развитию книжной торговли. В 1781 - 1785 гг. Болотов был агентом Новикова по продаже книг и журналов, распространял присылаемые им книги сам в Богородицке, возил их на Лебедянскую ярмарку, нашел в Туле комиссионера для Новикова - тульского купца И. Т. Неврева51 .

В 1770-х годах в Дворяниново Болотов устроил нечто вроде учебного пансиона для своих детей и детей родственников и знакомых помещиков, обучал их арифметике, географии, рисованию, началам землемерия, ведя с ними "философические разговоры". Переехав в 1776 г. в Богородицк, он продолжил свои занятия с детьми, в частности обучал письму, арифметике "и прочему, чему мог" мальчика Пахомова из семьи своих обедневших дальних родственников и двух крестьянских мальчиков из детей конюхов. Последних, уже умевших писать, он учил "лучшему и


50 Литературное наследство. Т. 9 - 10, с. 194 - 218.

51 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 949, 952, 954, 1029, 1112; Новиковские росписи 1782 - 1785 гг. В кн.: Ульянинский Д. В. Среди книг и их друзей. М. 1903, с. 114 - 117.

стр. 13


правильнейшему писанию", чтобы в дальнейшем использовать их в качестве секретарей52

При его непосредственном участии в 1778 г. в Богородицке организовался пансион француза Дюблюе для дворянских детей, где их обучали французскому и немецкому языкам, арифметике, истории, географии. По слонам Болотова, Дгоблюе был знающим человеком, одаренным учителем. Болото" отдал в пансион своего сына и мальчика- родственника. Его примеру последовали судьи, жившие в Богородицке, а затем и многие дворяне, владевшие имениями вокруг Богородицка. "Словом, - пишет Болотов, - не успело пройтиcь несколько месяцев по открытии его (пансиона. - О. Г.), как он наполнился учениками и сделался почти славным и довольно хорошим". Болотов не только всецело поддерживал пансион, но и сам принимал участие в обучении детей. По средам и субботам он приглашал всех учеников к себе домой и обучал их предметам, не преподававшимся в пансионе, - геометрии, физике, "нравоучению". Дело прекрасно шло до 1782 г., пока учитель пансиона Дюблюе не уехал из Богородицка. Он передал пансион старику-французу де Брили, "гораздо худшему учителю", и многие дворяне забрали своих детей из пансиона. В 1783 г. появился новый учитель, немец Эйзенберг, "много знающий и хороший человек", по словам Болотова, и пансион вновь возродился. Болотов между тем продолжал обучать у себя дома детей родственников, а, кроме того, обучал крестьянского мальчика рисованию53 .

С именем Болотова связано и создание в Богородицке в 1784 г. первого в Тульской губернии волостного училища для крестьянских детей. Правда, основанием для постройки послужил декоративный принцип, и в этом, как замечает дореволюционный исследователь, отразился свойственный XVIII столетию "дух декорации на первом плане"54 . Появление этой идеи характерно: посетивший Богородицк тульский наместник М. Н. Кречетников приказал заполнить пустующее место у пруда зданием волостного училища. Однако необходимость создания школы для народа и без того ощущалась, это было в духе просвещенного абсолютизма. Болотов горячо принялся осуществлять идею создания народного училища. Он объездил окрестные деревни и набрал около тридцати мальчиков. Школа была призвана служить целям подготовки грамотных слуг. "Собственное намерение наместника, - писал Болотов, - состояло в том, чтобы мальчиков сих, выучив грамоте, обучать потом музыке и сделать из них людей, годных к служению в различных должностях при волости, а если они впоследствии отдадутся г. Бобринскому, то и при нем в доме".

О воспитанниках школы Болотов писал, что "все они... равно как отцы их, сначала крайне были тем недовольны и пролито об них множество слез". Обучение в волостном училище было поставлено не на должную высоту. Учитель был "малой еще совсем молодой... и характера совсем распутного и негодного". Болотов неоднократно пытался образумить его, однако ничто не помогало, и учитель продолжал "делать... с учениками своими разные безчинства и проказы". По приглашению Болотова в 1787 г. в волостное училище прибыл капельмейстер для обучения мальчиков духовой и смычковой музыке. Ревизор из Петербурга О. П. Козодавлев, осматривавший волостное училище в 1788 г., "всем был доволен", но, будучи отменно угощен и "очарован" приемом Болотова, вряд ли мог быть объективным55 . Как долго существовало волост-


52 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 2, с. 1093 - 1094; т 3 с 102 120 - 121, 431, 455, 469, 628.

53 Там же. Т. 3, с 766 - 769, 771, 1027, 1030, 1058, 1112 - 1113; т 4, с 69 109 111, 790. 865 и др.

54 Шереметев П. С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии Тула. 1898, с. V.

55 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 1090, 1119, 1166, 1208 - 1209 т. 4, с, 114, 128-129, 309-311.

стр. 14


ное училище в Богородицке, неизвестно, но налицо несомненная польза от этого первого опыта просвещения народа в Тульской губернии: "счастье", как писал Болотов, тех крестьянских детей, которые получили там образование, при всем его несовершенстве; распространение музыкальной культуры среди простого народа и среди дворян, которые пользовались трудом подневольных музыкантов; и, конечно, прецедент, создавший более благоприятные условия для развития народного образования. Позднее в Богородицке неоднократно создавались школы для народа.

Потребности духовной жизни, стремление к общению породили различные дворянские литературные общества, салоны, где умственная жизнь дворянской интеллигенции находила порой единственное средство самовыражения. Складывание своеобразных культурных очагов, особенно в провинции, было характерной чертой того времени. Вместе с тем эти очаги культуры (усадьбы и дома, где имелись библиотеки, театры, картинные галереи, школы) способствовали проникновению идеи Просвещения в более широкие слои дворянства. Именно таким культурным центром был дом Болотова в Богородицке. Умный, образованный хозяин, "охотник до книг" и ученых разговоров, огромная библиотека, домашний оркестр, детский театр - все это делало дом Болотова средоточием духовной жизни местного дворянского общества. Регулярно к нему съезжались местные помещики и чиновники, слушали музыку, читали вслух, танцевали, гуляли по садам, любовались фонтанами, лабиринтами и другими парковыми сооружениями. В мемуарах он писал, что жизнь их сделалась "и в самой Туле славна и известна и приобрела нам всеобщую похвалу и одобрение".

Частыми гостями "богородицкого управителя" были директор тульского народного училища М. В. Хомяков, его брат тульский помещик-библиофил П. В. Хомяков, тульский губернатор М. В. Муромцев, обладавший библиотекой, собранием редких картин, прекрасным парком с прудами и зверинцем; алексийский дворянин, "умнейший, любопытнейший и ученейший человек" А. А. Змеев, одоевский помещик, "человек молодой, умный, от части ученый" А. С. Жданов, близкий друг Болотова "наилучший и знаменитейший во всем околотке" своим книжным собранием и образованностью И. Г. Полонский; родственники Болотова, помещики-соседи, не выделявшиеся особым умом и начитанностью, но тянувшиеся к нему, принимавшие "соучастие в... литературных и ученых упражнениях"56 .

Значительную роль в жизни Болотова и его окружения играла музыка. Об одном из обычных вечеров он вспоминал: Ф. А. Левтшиц (брат писателя В. А. Логшина) "был превеликий мастер играть на бандуре и на балалайке, а Батищев затем, и взят [в компанию], что очень хорошо играл на скрипице, а Шахматов для пляски и подневания. Они тотчас и составили своп концерт, который, в самом деле, был приятен для слуха и, можно сказать, что день сей, был у нас прямо весь музыкальный, ибо тотчас потом загремела наша духовая музыка во время обеденного стола, а после обеда оркестренная и вокальная, вместе и попеременно"57 .

Поляк-капельмейстер, обучавший мальчиков духовой и смычковой музыке, дело свое "разумел довольно" и вскоре организовал из учеников училища и крепостных Болотова оркестр, который увеселял игрою гостей "богородицкого управителя". Приезд городничего князя Е. М. Назарова в 1789 г. он отметил "маленьким концертиком": "Начало сделали мои валторнисты... йотом играли мои флейтраверсисты дуэты и пленили


56 Там же. Т. 3, с. 49. 807, 820. 842, 900 - 901, 1031, 1128; т. 2, с. 604 - 605, 616 633: т. 4. с. 187. 191, 935. 757, 1150 и др.

57 Там же. Т. 4, с. 329.

стр. 15


тем князя, да и меня увеселили. После того играли на трех инструментах арии из опер, трио и дуэты, а, наконец, Роман с сыном моим на фортепианах"58 .

Музыка звучала в богородицком доме ежедневно, играли "симфонии и концерты", но также исполняли и русские песни. Об одном из таких концертов сын Болотова Павел писал: "Составили мы маленький наипростейший концертик из русских песен. Я играл на скрипке, Роман [капельмейстер] мне вторил, сестры аккомпанировали пению, а батюшка в первой раз от роду одною по наставлению Романа подыгрывал с нами на басу - пошла хоть простейшая и неискуссная, однако приятная деревенская музыка"59 .

Страстный театрал, Болотов возил своих детей на представления в тульский губернский театр. Вскоре он заметил, что театральные спектакли оказывали огромное воспитательное, эмоциональное воздействие на детей, которые "при частых между собой свиданиях декламировали нередко друг перед другом кое-какие затверженные ими из трагедий и других театральных сочинений монологи и речи и друг друга тем утешали"60 . Это побудило Болотова устроить у себя детский театр, первый в России. Для представления была выбрана пьеса М. М. Хераскова "Безбожник", премьера состоялась 24 ноября 1779 г. в большой комнате болотовского дома. На представление, прошедшее с большим успехом, были приглашены соседние помещики с детьми. Театр насчитывал в своем репертуаре около 20 пьес, причем некоторые из них были написаны А. Т. Болотовым специально как пьесы для детей. Интересно, что театр Болотова в отличие от большинства помещичьих театров не был крепостным. Роли в пьесах исполняли дети Болотова и его родственников, играли и взрослые, в том числе и сам Болотов. В театр допускались не только дворяне, но и мещане и, видимо, крестьяне61 .

В 1781 г. Болотов пригласил способного театрального педагога Кошелева. Однако театр, достигший своего расцвета, пришлось закрыть в конце того же года по приказанию непосредственного начальника Болотова по богородицкому имению князя И. С. Гагарина, который счел, что дворянину не пристало быть "комедиантом и фигляром"62 . С закрытием театра дом Болотова, однако, не потерял своего значения как культурного центра региона.

Мы рассмотрели некоторые аспекты жизни и творчества А. Т. Болотова, его мировоззрения и вклада в развитие русской культуры второй половины XVIII - начала XIX века. Тему эту нельзя считать исчерпанной, так как большинство сочинений Болотова как научного, так и литературного, мемуарного характера еще не изучены, остаются по сей день в рукописях и ждут своих исследователей и издателей. Выдающиеся заслуги в области науки, и в первую очередь агрономии, весомый вклад в развитие русской культуры, талант писателя, художника, ландшафтного архитектора, энциклопедические познания - все это поставило Болотова в один ряд с лучшими людьми своего времени. Практическая деятельность ученого была гораздо шире, прогрессивнее его умеренно- консервативных общественно-политических взглядов и воплощала, а порой и предвосхищала многие достижения отечественной науки и культуры следующего столетия.


58 Там же, с. 114, 128 - 123, 498 - 499 и др.

59 Из дневника Павла Болотова за 1789 г. В кн.: Музыка и музыкальный быт старой России. Т. 1. Л. 1927, с. 201 - 212, 205.

60 Болотов А. Т. Жизнь и приключения. Т. 3, с. 867.

61 Там же, с. 904.

62 Там же. Т. 3, с. 867 - 877, 902 - 915; Привалова Е. П. А. Т. Болотов и театр для детей. В кн.: XVIII век. Сб. 3. М. -Л. 1958, с. 242 - 261; Сетин Ф. Детский театр Андрея Болотова (1738 - 1833). -Театр, 1973, N 9, с. 55 - 57; Тебиев Б. К. и др. Тульский театр. Тула. 1977, с. 16 - 17.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/А-Т-БОЛОТОВ-УЧЕНЫЙ-ПИСАТЕЛЬ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. Е. ГЛАГОЛЕВА, А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/А-Т-БОЛОТОВ-УЧЕНЫЙ-ПИСАТЕЛЬ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ (date of access: 15.10.2019).

Publication author(s) - О. Е. ГЛАГОЛЕВА:

О. Е. ГЛАГОЛЕВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes

Related Articles
Реплика. Компрессия данных
14 hours ago · From Михаил Идельчик
В макроскопической реальности гравитация определяется массой. В микроскопической реальности, где масса частиц практически нулевая, действует вращательный вид гравитации. Вращательный вид гравитации формируется посредством вращающихся микрочастиц, которые закручивают вокруг себя гравитонные сферы, которые, как в водовороте, притягивают микрочастицы друг к другу.
Catalog: Физика 
Энтропия и релятивизм 2
Catalog: Философия 
16 hours ago · From Михаил Идельчик
Текстовый фрактал
Yesterday · From Михаил Идельчик
Реплика. Пятый постулат в теории информации
Catalog: Философия 
Yesterday · From Михаил Идельчик
Опыты с Информацией
Catalog: Философия 
Yesterday · From Михаил Идельчик
Информация. Критерий Винера
Catalog: Философия 
Yesterday · From Михаил Идельчик
Родителем нашей науки как зданья, единого принципом, есть Аристотель, оперший Познанье на имманентизм — примат зримого, бренного мира над тайным нам миром Причины: над Богом, Творцом — Сатаны, Его тени, над Сердцем — Ума.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
КТО ПРОТИВ КОГО УСТРОИЛ ЗАГОВОР?
4 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЕ МАСОНЫ XX ВЕКА
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones