Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-7914

Share with friends in SM

Наша большевистская партия, все наши кадры, действующие, кадры, обучающие и обучающиеся, все большевики, партийные и непартийные, встретили с громадным политическим под'емом, с исключительным творческим энтузиазмом постановление Центрального комитета ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".

Это постановление - новая решающая веха в организации большевистской пропаганды марксизма-ленинизма, и веха эта означает новый дальнейший под'ем в идейно-политической жизни всей Советской страны.

Вслед за указанием товарища Сталина в марте 1937 года на Пленуме ЦК ВКП(б) о том, что "старый лозунг об овладении техникой необходимо теперь дополнить новым лозунгом об овладении большевизмом, о политическом воспитании: кадров и ликвидации нашей политической беспечности", наша большевистская партия получила сталинскую "Историю ВКП(б)", новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма. С опубликованием же постановления ЦК партам о постановке пропаганды указан путь, дан ключ к овладению вершинами марксистско-ленинской теории, великого учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

"История ВКП(б)" - это прежде всего научная история большевизма, в которой изложен и обобщен гигантский опыт революционной борьбы, равного которому не имеет ни одна партия мира, опыт партии Ленина - Сталина.

Изучение "Истории ВКП(б)" обогащает наши кадры, советскую народную интеллигенцию опытом борьбы трудящихся нашей страны за социализм, помогает овладевать большевизмом, повышает нашу политическую бдительность, вооружает знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции, укрепляет уверенность в окончательной победе великого дела партии Ленина - Сталина, в победе коммунизма во всем мире.

"История ВКП(б)" - "великое сталинское повествование о героических делах нашей партии, о героических делах нашего народа, о тех победах, которые одержаны в дни Великой Октябрьской революции под руководством Ленина и Сталина, о тех победах, которые одержаны нашим народом вчера и сегодня под мудрым, замечательным, небывалым в истории человечества руководством нашей партии и нашего великого товарища. Сталина" (Каганович).

"Центральный Комитет партии и лично товарищ Сталин дали в руки партий, комсомола, в руки трудящихся это новое мощное идейное оружие большевизма, чтобы помочь идейному вооружению наших кадров" (Жданов).

стр. 3

"Выход "Истории ВКП(б)" будет иметь громадное революционно-просветительное значение, - говорит тов. Молотов В. М. в своем докладе "21-я годовщина Октябрьской революции". - Книга отвечает глубоко назревшим идейным запросам партии и всей массы трудящихся... "История ВКП(б)" сыграет исключительно большую организующую роль во всей нашей борьбе по строительству социалистического общества.. Каждый рабочий, колхозник, интеллигент найдет в этой книге ответы на многие вопросы, которые близко, непосредственно относятся к его работе, к его участию в социалистическом строительстве".

"История ВКП(б)" является важнейшим средством по овладению большевизмом, по вооружению членов партии марксистско-ленинской теорией, но повышению политической бдительности наших кадров, по поднятию дела пропаганды марксизма-ленинизма на надлежащую теоретическую высоту.

* * *

Постановление ЦК ВКП(б) о постановке партийной пропаганды дает сталинские характеристики и раз'яснения тех задач, из которых исходил ЦК партии, создавая "Краткий курс истории ВКП(б)".

На руках у пропагандистов и учащихся был ряд учебников по истории партии. Эти учебники все, без исключения, страдали теми крупнейшими недостатками, на которые товарищ Сталин указал в своем письме составителям учебника "История ВКП(б)". Эти учебники, каждый по-своему, устанавливали периодизацию истории большевистской партии, каждый произвольно толковал основные вопросы истории парши, такие, например, как причины поражения революции 1905 - 1907 годов, причины победы февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции; учебники по-разному оценивали отношение большевиков к плехановской группе "Освобождение труда", к народникам, к войне и другим важнейшим вопросам истории партии, марксистско-ленинской теории.

ЦК партии, товарищ Ставши дали в "Кратком курсе истории ВКП(б)" единое руководство, официальное, проверенное толкование основных вопросов истории партии, марксизма-ленинизма, положили конец неразберихе, разноголосице, произвольному толкованию важнейших вопросов партийной теории и истории партии.

В области пропаганды марксизма-ленинизма за последние годы образовался разрыв между марксизмом и ленинизмом. Забывая о том, что большевизм создан на гранитной базе марксизма, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, в пропагандистской практике преподавали ленинизм отдельно от марксизма, а также искусственно расщепляли составные части единого марксистско-ленинского учения - диалектический и исторический материализм и ленинизм, исторический материализм и историю партии. В списке первоисточников, приложенных к программе по ленинизму, который преподавался как обособленная доктрина, оторванно от марксизма, отсутствовали труды Маркса и Энгельса.

"Курс истории ВКП(б)" и является тем руководством по теории и истории партии, в котором устранены эти недостатки, ликвидирован созданный начетчиками, схоластами, вульгаризаторами вредный разрыв в области пропаганды между марксизмом и ленинизмом. ЦК партии создал такое руководство, в котором показано "неразрывное единство, целостность и преемственность учения Маркса и Ленина, единство марксизма-ленинизма" и изложено то новое, что внесено Лениным к Сталиным в марксистскую теорию (учение о партии, о диктатуре пролетариата, о советах, о построении социализма и коммунизма в одной, отдельно взятой стране, о колхозном строительстве, о советском государстве в капиталистическом окружении 41 многое другое).

В глубоком противоречии с тем, чему нас неизменно учат партия, Ленин и Сталин, старые учебники излагали историю партии прежде всего вокруг исторических лиц, систематическое и правильное ленинско-сталинское развертывание идей марксизма-ленинизма отсутствовало. История излагалась "как легкий и непонятный рассказ о делах минувших". Эти учебники пытались воспитывать кадры не на идеях марксизма-ленинизма, а главным образом на лицах и их биографиях.

стр. 4

"История ВКП(б)" в противоположность этому немарксистскому, неленинскому подходу к делу воспитания большевистских кадров излагает научно историю партии, и, таким образом, воспитывает партийные кадры в первую очередь на идеях марксизма-ленинизма.

Будучи энциклопедией основных идей марксизма-ленинизма, "История ВКП(б)" не излагает их оторванно от великого опыта революционной борьбы рабочего класса. Напротив, основные идеи марксизма-ленинизма демонстрируются на основе исторических фактов. Правильность марксистско-ленинской теории, т. е. знания законов общественного развития и политической борьбы, проверяется на практике, подтверждена опытом классовой борьбы пролетариата. На основе обобщения нового практического опыта; классовой борьбы пролетариата обогащается и развивается марксистско-ленинская теория. "История ВКП(б)" блестяще, со всей сталинской мудростью и теоретической глубиной показывает на неисчерпаемом опыте всей истории партии - на опыте борьбы с народничеством, с либералами, с "экономизмом", с меньшевиками, на опыте тактики большевиков в 1905 году, в империалистическую войну, на опыте подготовки Великой Октябрьской социалистической революции, использования передышки, осуществления нэпа, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, построения в основном социализма в нашей стране и постепенного перехода в условиях капиталистического окружения к высшей фазе коммунизма, - что история партии есть марксизм-ленинизм в действии.

Высокий теоретический уровень "Истории ВКП(б)" помогает вскрывать и разоблачать упрощенчество, вульгаризацию и опошление марксизма-ленинизма, которые до последнего времени имели место в работе некоторых лжетеоретиков и пропагандистов.

Маркс писал, что "человечество ставят себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления"1 .

Согласно марксистскому, историческому материализму, общественно-экономические отношения определяют задачи, которые люди себе ставят, идеи, которые они формулируют, а не наоборот. Вульгаризацией, опошлением марксизма будет, если из этого делать вывод, будто марксизм отрицает роль выдающихся личностей в общественной жизни, отрицает, что люди делают историю.

Когда в ответ на указание товарища Сталина, что Ленин по сравнению с Петром Великим - целый океан, тогда как Петр - только капля в море, немецкий писатель Эмиль Людвиг зажил, что марксизм отрицает роль выдающейся личности в истории, товарищ Сталин оказал, что у Маркса, в его "Нищете философии" и в других работах, можно найти слова о том, что "именно люди делают историю". Но, "конечно, - добавил товарищ Сталин, - люди делают историю не так, как им подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову. Каждое новое поколение встречается с определенными условиями, уже имевшимися в готовом виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить". И наоборот. "Выдающиеся личности, - говорится в "Истории ВКП(б)", - могут превратиться в ничто, если их идеи и пожелания идут вразрез с экономическим развитием общества, вразрез с потребностями передового класса" (стр. 16).

Этого народники и их эпигоны, эсеры, не знавшие и не понимавшие законов экономического и политического развития общества, не хотели признавать. По их утверждению, масса есть "толпа", которая идет слепо за отдельными, выдающимися "личностями".

Вульгаризацией, опошлением марксизма является не только преувеличенное представление о первостепенной роли "героев" и их идей в общественном развитии, но и умалите значения масс, противопоставление массы руководителям. "Не герои делают историю, - отмечается в "Истории ВКП(б)", - а история делает героев, следовательно, - не герои создают народ, а народ создает героев и двигает вперед историю" (стр. 16). Ленин и Сталин учат нас не только понимать решающую роль масс


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XII. Ч. 1-я, стр. 7.

стр. 5

в истории борьбы, организовать их, руководить юга, по и учиться у нарда, у масс, не зазнаваться, дополнять свой опыт, опыт руководителей, опытам масс, еж на минуту не ослаблять, а тем более не разрывать связи с массами, чутко прислушиваться к голосу масс, безбоязненно я смело выдвигать талантливых людей ив народа на руководящую работу. "Я думаю, - сказал товарищ Сталин на Пленуме ЦК партии в марте 1937 года, - что большевики напоминают нам героя греческой мифологии, Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства". Этими замечательными сталинскими словами заканчивается "История ВКП(б)".

"Краткий куре" кладет конец вульгаризации и опошлению марксизма-ленинизма, извращениям в вопросе о роли личности в истории, проводимым некоторыми лжетеоретиками и пропагандистами с явно антимарксистских и давно осужденных партией полуэсеровских позиций.

Вопреки неоднократным указаниям Ленина и Сталина по вопросу о победе социализма в вашей стране, среди некоторых лжетеоретиков и пропагандистов было в ходу вкорне неправильное, антиленинское, вредное мнение. Это мнение заключалось в том, что победу социализма в нашей стране следует считать, несмотря на капиталистическое окружение, окончательной в, следовательно, страну нашу - гарантированной от интервенции и капиталистической реставрации. Товарищ Сталин не раз указывал, что в вопросе о победе социализма в одной стране следует различать две стороны: внутреннюю и международную. Что касается первой стороны вопроса, то мы собственными силами одолели, ликвидировали свою буржуазию и построили в основном социалистическое общество. Но эта победа не окончательная, ибо на свете, как говорит товарищ Сталин в своем ответе комсомольскому пропагандисту Иванову, все еще существуют такие "неприятные вещи", как капиталистическое окружение, опасность военного нападения, и следовательно, опасность реставрации капитализма. "Вторую проблему, - указал товарищ Сталин в этом письме, - можно разрешить лишь в порядке соединения серьезных усилий международного пролетариата с еще более серьезными усилиями всего нашего советского народа". Отсюда настойчивая необходимость укреплять наши интернациональные связи и держать наш народ "в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не смогли застигнуть нас врасплох..."

"История ВКП(б)" положила конец вульгаризации и опошлениям в вопросе о победе социализма в нашей стране и восстановила установки марксизма-ленинизма, данные Лениным и Сталиным.

Как известно, большевики никогда не были простыми пацифистами, вздыхающими о маре, большевики всегда стояли за активную революционную борьбу против империалистической войны вплоть да свержения власти воинствующей империалистической буржуазии. Большевики никогда не были мелкобуржуазными миротворцами, благочестиво ведущими постную пропаганду мира. "История ВКП(б)" дает глубокое, сталинское понимание сущности разных типов войн в нынешний период, когда вторая империалистическая война фактически уже началась.

Большевики считали и считают, что существуют два сорта, войн: войны справедливые - незахватнические, освободительные - и войны несправедливые - захватнические, поработительские. И большевики всегда боролись против империалистических войн: русско-японской, мировой, против войны Японии в Китае, войны германского и итальянского фашизма против испанского народа, - как против захватнических войн; они поддерживают и всегда будут поддерживать такие войны, как шины абиссинского, испанского и китайского народов, как войны справедливые, освободительные.

В. И. Ленин указывал, что после 7 ноября 1917 года мы стали оборонцами. Товарищ Сталин учит нас, что раньше у нас не было отечества, а "теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас рабочая, - у нас есть отечество". И мы, горячие советские патриоты своего социалистического отечества, выражаем свои

стр. 6

братские интернациональные чувства тем народам, которые в отечественной войне защищают свою родину против насильников и захватчиков.

Всяким извращениям марксистско-ленинских взглядов по вопросу о характере войн в современную эпоху, непониманию различия между войнами справедливыми и несправедливыми, путанице в отношении оценки характера колониальных, империалистических войн, а также неправильному взгляду на большевиков как на своего рода "пацифистов", т. е. стоящих во что бы то ни стало за любой мир, - всем этим и подобным извращениям марксизма-ленинизма ЦК партии положил конец созданием "Истории ВКП(б)".

В своем постановлении от 26 января 1936 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР указали, что задача преодоления ошибочных и вредных исторических взглядов, свойственных так называемой исторической школе Покровского, является -необходимой предпосылкой "...для развития марксистско-ленинской исторической науки и под'ема исторического образования в СССР, имеющих важнейшее значение для дела нашего государства, нашей партии и для обучения подрастающего поколения".

Однако до последнего времени в исторической науке продолжались антимарксистские извращения и вульгаризаторство, связанные с так называемой исторической школой Покровского, которая, вместо того чтобы оценивать исторические факты и события с точки зрения исторического материализма, исходила из "основ" вульгарного экономического материализма.

Известное постановление Жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4-го классов средней школы по истории СССР указало на ряд антиисторических, немарксистских взглядов, имевших хождение среди наших историков. Известная исходная точка М. Н. Покровского и его "школы", по которой "история есть политика, опрокинутая в прошлое", приводила к извращению исторических фактов, к толкованию их не с точки зрения тех условий, в обстановке которых они протекали, а с точки зрения сегодняшнего дня. Это, по существу, была народническая "суб'ективная социология", ничего общего с марксистским историческим материализмом не имеющая.

Неправильно, неисторически, антимарксистски оценивалось всемирноисторическое значение французской буржуазной революции, которая, как никакая другая буржуазная революция, решительно разделалась с абсолютизмом и феодализмом и в этом отношении послужила лучшим образцам для последующих буржуазно-демократических революций в других странах. Исходя из того, что сегодня христианство и его разновидность - православие - являются антинародными, реакционными, мракобесными, вульгаризаторы и упрощенцы идеализировали дохристианское язычество, не нанимая, что введение христианства на Руси было именно прогрессивным явлением, они отрицательно оценивали роль монастырей в первые века после крещения Руси, не понимая их ролл как рассадников письменности и колонизационных баз. Этого рода историки не видели ничего положительного в борьбе Хмельницкого против польских панов, они не понимали, что присоединение Украины и Грузии к России было наименьшим злом сравнительно с перспективой поглощения Украины Польшей и Грузии Турцией. Такие замечательные образцы высокого патриотизма русского народа, как Ледовое побоище с "псами-рыцарями", борьба против татаро-монгольского ига, так Отечественная война 1812 года против нашествия Наполеона с его многоязычной армией, вульгаризаторы и упрощенцы искажали и охаивали, не понимая их значения в борьбе русского народа за свою независимость.

Нередки случаи недиалектического, немарксистского подхода к таким историческим фактам, как восстание декабристов (непонимание того, что при всей своей классовой ограниченности декабристы были дворянскими революционерами, боровшимися против самодержавия и крепостничества), как славянофилы и западники (игнорирование эволюции этих течений), как народничество (сваливание в одну кучу героических революционеров-семидесятников и их эпигонов - народников 80 - 90-х годов) и т. д.

"История ВКП(б)" кладет конец подобного рода искажениям действительной истории, антимарксистскому извращению и вульгаризаторству в толковании исторических фактов. "История ВКП(б)" учит, "какое громадное значение имеет распро-

стр. 7

странение положений диалектического метода на изучение общественной жизни, на изучение истории общества, какое громадное значение имеет применение этих положений к истории общества, к практической деятельности партии пролетариата" (стр. 104). Все зависит от условий, времени и места - учит нас марксистский диалектический метод. Примеры, приводимые в "Кратком курсе" (закономерность рабовладельческого строя в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя и противоестественная глупость его в эпоху империализма; революционность требования буржуазно-демократической республики, которая по сравнению с царизмом была шагом вперед, и бессмысленность, контрреволюционность такого требования в условиях существования советской власти), учат, как надо анализировать исторические явления и как их надо об'яснять с точки зрения исторического материализма.

"Принцип" антимарксистской "школы" Покровского: "история есть политика, опрокинутая в прошлое", - приводил к фальсификации действительной истории, к антиисторическим попыткам приукрасить историю. Так случалось иногда в нашей пропаганде истории партии. В то время как "История ВКП(б)" говорит, например, что в обстановке убыли, упадка революции бойкот виттевской думы оказался неудачным ("ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой был уже бойкот большевиками "думы" в 1906 году", - писал Ленин), в это время в нашей пропаганде этот факт иногда замазывался, приукрашивался. Причины поражения революции 1905 года иногда излагались не со всей исчерпывающей полнотой и ясностью, особенно по вопросу о союзе рабочих и крестьян в борьбе против царизма в тот период, об отсутствии необходимого единства и сплочения как в самом рабочем классе, так и в рядах партии рабочего класса. "История ВКП(б)" кладет конец таким попыткам приукрасить историю партии, вместо того чтобы дать правдивое ее изложение, попыткам изобразить историю партии "как сплошной путь побед, без каких бы то ни было временных поражений и отступлений, что явно противоречит исторической правде и, тем самым, мешает правильному воспитанию кадров".

Говоря об уроках последних политических разоблачительных судебных процессов, тов. Молотов в своей речи "О высшей школе" подчеркнул, что у нас пополнились наши представления в вопросе о государстве вообще, о социалистическом государстве, находящемся во внешнекапиталистическом окружении, в частности, что "наши представления в вопросе о государстве стали еще конкретнее", что "эта облегчит нам более правильное использование аппарата, государства в деле строительства нового, коммунистического, общества".

А между тем вульгаризаторы, не понимая сути марксизма, его революционной сущности, превращал его в догму, цепляясь за слова, распространяли неправильные взгляды на роль и значение советского государства, которому-де предстоит постепенное отмирание уже на нынешнем этапе строительства социализма. ЦК ВКП(б) разоблачает эту антимарксистскую, вульгаризаторскую путаницу. Это разоблачение блестяще выполнено в сталинском "Курсе истории ВКП(б)".

С исчерпывающей полнотой показал наше большевистское отношение к советскому государству тов. Молотов в своем докладе "21-я годовщина Октябрьской революции". "Чтобы победоносно бороться за полную победу коммунизма в условиях капиталистического окружения, - сказал В. М. Молотов, - мы должны по-большевистски поднять организованность и мощь единственного пока социалистического государства. Со временем, когда социализм победит во всех передовых капиталистических странах, государство с его армией и прочим специальным аппаратом отомрет, станет ненужным. Но в условиях капиталистического окружения дело идет не об отмирании социалистического государства, а о его способности победоносно отражать удары классового врата, и особенно со стороны не разбитого еще классового врага вне пределов СССР. В современных условиях вопрос стоит не об отмирании советского государства, а в том, чтобы усилить мощь нашего государства, чтобы иметь крепкое и могущественное, по-большевистски организованное, социалистическое государство".

Постановление ЦК ВКП(б) подчеркивает роль и значение социалистического государства как "главного оружия в руках рабочих и крестьян для победы социализма и для защиты социалистических завоеваний трудящихся от капиталистиче-

стр. 8

ского окружения". Товарищ Сталин, двигая вперед марксизм-ленинизм в новой исторической обстановке, поставил по-новому и вопрос о возможности, а следовательно, и необходимости построения коммунистического общества в одной стране в условиях капиталистического окружения с сохранением государства, Красной Армии, органов советской разведки.

"История ВКП(б)", обобщая опыт двадцатилетнего существования первого социалистического государства и по марксистско-ленински освещая перспективы постепенного перехода от социализма к высшей фазе - коммунизму, - дает четкую установку в вопросе о характере, роли и перспективах советского государства, которое в условиях капиталистического окружения неуклонно развивается по пути к коммунизму.

"Краткий курс истории ВКП(б)", таким образом, кладет конец всякой путанице в толковании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии, кладет предел вульгаризации и опошлению марксизма-ленинизма, давая официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допуская никаких произвольных толкований.

Энгельс в "Крестьянской войне в Германии" писал, что "социализм, с тех дар как он стал наукой, требует, чтобы с ним обращались как с наукой, т. -е. чтобы его изучали"1 . Этому учат нас Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. На этом основан великий сталинский труд - "История ВКП(б)", которая от первой да последней страницы, от "Введения" до "Заключения", через все двенадцать глав, наглядно демонстрирует силу и значение марксистско-ленинской теории, которая учит нас ценить силу и значение революционной теории, как ценил ее Левин, как ее ценит товарищ Сталин.

"История ВКП(б)" - научный труд, раскрывающий законы развития общества, научно раз'ясняющий, как "применять эти законы для руководства революционной деятельностью пролетариата".

Научный социализм требует, чтобы его не превращали в догму, а чтобы с ним обращались как с наукой, чтобы его изучали, развивали, двигали вперед. Марксистско-ленинская теория, "как я всякая наука, - говорит в своем постановления ЦК партия, - непрерывно развивается и совершенствуется и... не боится заменять отдельные устарелые положения и выводы новыми выводами и положениями, соответствующими новым историческим условиям".

Что "марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию", с исключительным сталинским мастерством показано на протяжении всего "Курса истории ВКП(б)" и подтверждено блестящими примерами (о парламентской демократической республике и республике Советов, о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране).

Говоря о Ленине как об одном из корифеев науки, как о величайшем человеке современности, как об образце мужа науки, смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу новой науке, товарищ Сталин на приеме в Кремле работников высшей школы напомнил, как в 1917 году "на основании научного анализа международного положения Ленин пришел тогда к выводу, что единственным выходом из положения является победа социализма в России". Товарищ Сталин рассказал, как против Ленина, якобы разрушающего науку, ополчились люди науки. Как, например, Плеханов утверждал, что Ленин находится "в бреду", как другие, не менее известные люди науки утверждали, что "Ленин сошел с'ума". Но Ленин не убоялся пойти против течения, против косности. И Ленин победил. Всей своей великой деятельностью подтверждает товарищ Сталин, что марксизм-ленинизм - не догма, а руководство к действию. Чем, как не великим новаторством в марксистско-ленинской теории построения коммунизма, является указание товарища Сталина о возможности и необходимости построения коммунистического общества в одной нашей стране, находящейся в капиталистическом окружении, при обязательном укреплении советского государства и сохранении его армии? Товарищ Сталин смело двигает вперед марксистско-ленинскую науку, обогащая ее новым опытом в новых


1 Цит. по Ленину. Собр. соч. Т. IV, стр. 382.

стр. 9

условиях классовой борьбы рабочего класса, научно раскрывая законы развития нашего социалистического общества.

Центральный комитет большевистской партии в своем постановлении указывает на теоретическую отсталость наших кадров, кадров народной советской интеллигенции. Созданием "Истории ВКП(б)" ЦК партии дал в руки наших кадров ключ к овладению большевизмом. ЦК партии предупреждает, что "задача правильного руководства всеми отраслями социалистического строительства требует овладения со стороны практиков основами марксистско-ленинской теории", что "без овладения большевизмом, без преодолевая своей теоретической отсталости наши кадры будут хромать на обе ноги".

Говоря о недостатках в области пропагандистской и теоретической работы, ЦК партии указывает, что "важнейшим недостатком в деле партийной пропаганды является пренебрежение со стороны партийных организаций к делу политической подготовки, к делу марксистско-ленинской закалки наших кадров, нашей советской интеллигенции".

В труднейших условиях самодержавно-полицейского террора наши старые кадры настойчиво учились марксизму-ленинизму. Труды Маркса, Энгельса, Ленина были под запретом, отдельные произведения, такие, как "Капитал", "От утопии к науке" или "Развитие капитализма в России", находились в библиотеках в единичных экземплярах. Известно, что во время своей первоначальной работы в Баку товарищ Сталин вместе с другими своими соратниками, достав из библиотеки единственный экземпляр "Капитала", решили его переписать от руки и затем по таким рукописным книгам-"спискам" учились марксизму. Известно, что гак переписывался "Коммунистический манифест" и замечательный, вдохновлявший многие поколения революционеров на борьбу с самодержавием роман Чернышевского "Что делать?" Нелегальная марксистско-ленинская литература была редка, и ее трудно было достать.

А теперь? У нас, в нашей стране социализма, в условиях Сталинской Конституции имеются действительно неограниченные возможности для глубокой самостоятельной работы над своим партийно-политическим самообразованием.

Наши газеты выходят многотысячными, а "Правда" и "Известия" миллионными тиражами. У нас колоссальная сеть разнообразных журналов, тиражи которых огромны, а таких, как "Большевик", "В помощь партучебе", "Спутник агитатора", небывало велики. Труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, произведения классиков философии, истории, общественных наук, литературы на русском и других языках Советского Союза в полном распоряжении каждого, желающего овладеть большевизмом. "История ВКП(б)" издана на языках нашей Советской страны не менее чем 10-миллионным тиражом. Наша библиотечная сеть выросла во много раз, наши библиотеки по богатству своих книжных фондов намного превзошли все, что было до Великой Октябрьской социалистической революции. Клубы, залы собраний, кабинеты для занятий открыты для всех, желающих работать над собой, над своим политическим, теоретическим развитием.

Сталинская Конституция обеспечивает всех граждан СССР правом на труд, на отдых и на образование. Это значит, что советский народ, его интеллигенция не удручены, не измучены думами о куске хлеба, безработица - этот бич трудящихся капиталистических стран - не стоит кошмаром перед их глазами. Советский народ уверен в завтрашнем дне, его материальное и культурное положение улучшается с каждым даем как в городе, так и в деревне. Это значит, что 7-часовой, а во многих производствах и во всех учреждениях 6-часовой рабочий день оставляет очень много времени для культурной жизни, для самообразования. Налицо неограниченные возможности. Что же требуется еще? Прежде всего требуется сознание того, что овладение марксистско-ленинской теорией - дело наживное. Марксистско-ленинской наукой можно овладеть полностью, раз можно успешно овладевать такими науками, как физика, химия и биология. Для этого требуется только большевистская настойчивость, требуется проявить желание и твердость характера в достижении этой великой цели.

Такой настойчивой работой над собой наша советская интеллигенция ликвидирует свое отставание в области теории. Особенно сильно отстали наши кадры, занятые практической работой. А без ликвидации теоретической отсталости нельзя верно

стр. 10

руководить. "Искусство большевистского руководства, - говорится в постановлении ЦК партии, - требует знания теории, т. е. законов развития общества, законов развития рабочего движения, развития пролетарской революции, развития социалистического строительства и умения пользоваться этими законами в практический работе, по руководству социалистическим строительством". Нашей интеллигенции, кадрам государственного аппарата наша страта поручает и доверяет вести советскую внешнюю и внутреннюю политику, тем более она должна овладеть самой передовой наукой - марксистско-ленинской теорией, - помогающей правильно руководить, правильно понимать политику нашего государства, его задачи вовне и внутри страны.

Овладение марксистско-ленинской теорией дает большевистскую закалку, уверенность в победе, заостряет бдительность. "Необходимо понять, - говорится в постановлении ЦК партии, - что именно заброшенность политической работы среди интеллигенции, среди наших кадров, привела к тому, что часть наших кадров, оказавшаяся вне политического влияния партии и лишенная идейной закалки, политически свихнулась, запуталась и стала добычей иностранных разведок и их троцкистско-бухаринской и буржуазно-националистической агентуры". ЦК партии подчеркивает, что без своей интеллигенции, которая воспитана в духе марксизма-ленинизма, советское государство не может с успехом руководить страной.

* * *

Постановление ЦК партии выдвигает новые большие задачи на теоретическом фронте в целом, в области исторической науки в особенности. Исключительно серьезные и ответственные задачи поставлены выходом "Курса истории ВКП(б)" и постановлением ЦК партии перед нашими кадрами, ведущими теоретическую и пропагандистскую работу. Постановление означает новые, во много раз возросшие требования перед нашим журналом, перед его редакцией, сотрудниками, авторами и читательским активом. "В пропаганде марксизма-ленинизма, - говорится в постановлении ЦК ВКП(б), - главным, решающим оружием должна являться печать - журналы, газеты, брошюры, а устная пропаганда должна занимать подсобное, вспомогательное место. Печать дает возможность ту или иную истину сделать достоянием всех, она, поэтому сильнее устной пропаганды". Поэтому именно работники печати обязаны прежде всех и полнее всех ликвидировать свои теоретическую отсталость, устранить недостатки и пробелы в своей собственной идеологической подготовке и поднять нашу пропагандистскую работу в области печати на должную высоту.

Какие же задачи мы обязаны поставить перед собою как перед работницами печати?

В деле пропаганды марксизма-ленинизма наш журнал является наряду с другими большевистскими органами печати решающим оружием. Мы обязаны в первую очередь ликвидировать нашу собственную недооценку значения печати как важнейшего оружия марксизма-ленинизма и всесоюзной трибуны пропаганды марксистско-ленинской теории.

В свете "Краткого курса истории ВКП(б)" и постановления ЦК партии о постановке пропаганды мы ясно видим крупнейшие недостатки в нашей работе, вызванные недооценкой значения журнала как всесоюзной трибуны марксистско-ленинских щей в области исторических знаний. Статьи в журнал поступают от авторов не на том уровне, которого требует марксистско-ленинская передавая наука, и редакторский глаз нередко проходил мимо вульгаризаторства и начетчичества, мимо аполитичности, беспартийности и голого эмпиризма в ряде наших статей.

Выход в свет "Курса истории ВКП(б)" и постановление ЦК ВКП(б) требуют от нас общего и серьезного под'ема всей нашей работы. ЦК партии призывает "всех работников теоретического фронта решительно и быстро выправить нетерпимое отставание теоретического фронта, покончив с боязнью смелой постановки теоретических вопросов, двигающих марксистско-ленинскую теорию вперед, покончив с буквоедством, начетчичеством, схоластикой, вульгаризацией и опошлением отдельных положений марксистско-ленинской теории". Постановление ЦК ВКП(б) отмечает "оторванность наших теоретических журналов от насущных вопросов жизни и борьбы

стр. 11

нашей партии" и обязывает эти журналы давать на своих страницах постановку актуальных теоретических вопросов. "Исторический журнал" при разработке своей тематики будет руководствоваться этим указанием партии. Так например тематика по новой истории будет исходить из современной международной обстановки и выдвигать в первую очередь те вопросы, история которых поможет уяснению современного положения. История международных отношений, история колониальных стран, история Китая, Испании, Австрии, история борьбы народных масс капиталистических стран против фашизма найдут большее отражение в тематике журнала, чем это было до сих пор. История советского государства, история борьбы за социалистическое строительство, - также одна из первоочередных задач "Исторического журнала". ЦК партии обязывает нас, работников печати, журналов в особенности, перестроить нашу работу, обеспечить теоретические запросы кадров нашей страны, начать разработку новых теоретических проблем и обеспечить творческое обсуждение вопросов теории.

"История ВКП(б)", постановление ЦК вовлекают широкие слои советской интеллигенции в самостоятельную работу над изучением основ марксизма-ленинизма, над изучением исторического материализма, метода материалистической диалектики. Наш журнал должен оказывать своим читателям систематическую помощь в этой работе. Для этого в первую очередь мы должны добиться, чтобы наши авторы серьезно готовились к созданию статей, чтобы они глубоко изучали и знали исторические явления и факты, о которых они собираются писать, чтобы они давали марксистско-ленинское освещение, анализ этих фактов. Чтобы дать в журнал статью на высоком теоретическом уровне, надо много и хорошо знать. "Знать надо как можно больше, - говорит М. Горький в своей статье "Как я научился писать". - Чем разнообразнее опыт, тем выше он поднимает человека, тем шире становится поле зрения".

Нашими авторами должны быть глубоко образованные и вдумчивые марксисты, преданные до конца знамени Ленина - Сталина большевики, партийные и непартийные. Статьи наших авторов должны будить теоретическую мысль, они должны ставить исторические проблемы, они должны двигать дело исторической науки.

"История ВКП(б)" показывает, наряду со сталинской теоретической глубиной содержания, прекрасную форму изложения, сталинский стиль, сталинскую чеканку русского языка. Мы все обязали работать, трудиться над стилем своих статей, над их языком. Замечательно гибкий, богатый формами русский язык наш, язык Пушкина и Гоголя, Тургенева и Горького, язык Ленина и Сталина, должен звучать со страниц нашего журнала.

Значит ли все это, что редакция должна замкнуться в узком кругу специалистов-историков, хотя и овладевших марксистско-ленинской наукой? Нет, это вовсе не значит! Мы знаем, какое богатство молодых подготовленных кадров выдвигают народы нашей великой советской семьи. Ленинско-Сталинский ЦК партии требует смелого выдвижения молодых кадров. И мы обращаемся к молодым историкам, к молодым пропагандистам с призывом - не робеть перед писательством, не отказываться от авторства.

Круг тем, которые "Исторический журнал" хочет реализовать в ближайшие полгода, год, велик и разнообразен. Список статей, опубликованных в N 5 "Исторического журнала", нами реализуется, он будет и впредь выполняться. В связи же с выходом "Истории ВКП(б)" журнал разработал дополнительную тематику статей. Редакция ставит себе задачу - прежде всего усилить работу журнала по разработке вопросов истории ВКП(б), истории СССР и всеобщей истории международного революционного движения. Журнал будет помещать статьи, посвященные первоисточникам марксизма-ленинизма; при этом будут даны обстоятельное освещение исторических этапов и поворотов, вызвавших появление данных произведений, а также оценка значения этих трудов для дальнейших судеб коммунистического движения, истории ВКП(б) в особенности.

Для того чтобы помочь читателям глубоко уяснить себе сущность материалистического взгляда на историю, журнал намечает ряд статей, посвященных истории самой исторической науки и ее задачам. Надо знать тот путь, который прошла историография до появления единственно подлинно научного взгляда на историю - исто-

стр. 12

рического материализма; надо знать ту борьбу, которую против этой единственно научной теории вели и ведут буржуазные историей, а также те извращения и искажения, которым эта теория подвергалась как со стороны открытых представителей буржуазии, так и со стороны оппортунистических течений внутри рабочего движения, пытавшихся сделать марксизм приемлемым для буржуазии; надо знать реакционную беспомощность современной буржуазной историографии и ее полное вырождение и ликвидацию в странах фашизма - это поможет еще глубже понять торжество марксистско-ленинской теории и марксистско-ленинской методологии.

Журнал открывает на своих страницах систематическую, из номера в номер, консультацию, которая будет давать ответы и раз'яснения по интересующим членов партии и беспартийных теоретическим и политическим вопросам в области исторических знаний. Журнал ставит также своей задачей печатать лекции лучших пропагандистов, лучших преподавателей истории.

Серьезных улучшений требует и один из важнейших разделов журнала - "История в школе", - в котором печатаются статьи практиков-учителей. Мы не сомневаемся, что тот громадный идейно-политический под'ем, который происходит во всей Советской стране в связи с созданием "Истории ВКП(б)" и постановлением ЦК партии, дает себя знать на работе учителей-историков вообще, на их авторской работе в частности. Журнал предполагает впредь давать свою собственную оценку по вопросам, которые ставятся в статьях этого раздела. Это будет своеобразная консультация по вопросам преподавания истории в школе. Необходимо, чтобы учителя нам писали также и о том, как сами учителя-историки пользуются "Историей ВКП(б)" и первоисточниками для поднятая своего теоретического уровня.

Учителя наших школ вообще, учителя-историки в частности, и пропагандисты истории партии - один из передовых отрядов нашей советской интеллигенции. Этот отряд должен во что бы то ни стало приступить всерьез к овладению высотами марксистско-ленинской науки. Работники исторического фронта, в том числе учителя истории, пропагандисты, должны проявить настойчивость, твердость характера в овладении марксистско-ленинской теорией. Овладевая этой передовой наукой, надо ее, как всякую науку, двигать вперед, неустанно работать над историческими проблемами. И прежде всего наши авторы должны помнить, что "историческая наука, если она хочет быть действительно наукой, не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям "завоевателей" и "покорителей" государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов... Значит, первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества" ("Краткий курс история ВКП(б)" стр. 116).

* * *

Выход в свет "Истории ВКП(б)" и постановление ЦК партии создали несомненный поворот наших кадров к ликвидации своей теоретической отсталости и положили начало новому мощному идейно-политическому под'ему в жизни нашей партии и всего советского народа.

Постановление ЦК ВКП(б) - это развернутая сталинская боевая программа большевистской работы для всей нашей партии, для нашей интеллигенции, в особенности же, для работников исторического фронта.

Перестроим, улучшим качество нашей работы! Ликвидируем свою теоретическую отсталость! Устраним недостатки и пробелы в своей идеологической подготовке! Поднимем нашу работу большевистских литераторов-историков на высоту, которой требуют от нас советский народ, наш великий вождь и учитель товарищ Сталин!

"Овладевая теорией марксизма-ленинизма, вооружающей знанием законов общественного развития, наши кадры станут действительно непобедимыми и еще успешнее поведут под знаменем этой теории, под руководством партии Ленина - Сталина весь советский народ к победе коммунизма" (Постановление ЦК ВКП(б).

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕВАЯ-ПРОГРАММА-ДЕЙСТВИЙ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. ВОЛИН, БОЕВАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕВАЯ-ПРОГРАММА-ДЕЙСТВИЙ (date of access: 26.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Б. ВОЛИН:

Б. ВОЛИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
596 views rating
28.08.2015 (1856 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
14 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
24 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
28 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
44 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
48 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
48 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
48 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·136 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
БОЕВАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones