Libmonster ID: RU-10012

СПб.: Амфора, 2005

В первом номере нашего журнала за этот год читатели недавно уже имели возможность ознакомиться с вехами жизни и творчества "великого библиотекаря" - аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса (1899 - 1986).

Действительно, пора, наконец, сделать книги автора "Вавилонской библиотеки" достоянием библиотек попроще - наших, обыкновенных, российских. Настоящее собрание сочинений, подготовленное на основе выпущенного в 1990-х годах, с дополнениями и исправлениями, - прекрасный вариант для полноценного укомплектования фонда Борхесом.

В самом деле: ещё двадцать лет назад в СССР Борхеса не очень-то жаловали. Характеристика из "Краткой литературной энциклопедии" была как тавро: "проповедник идей буржуазного декаданса", его фантастические рассказы проникнуты "мистикой и неверием в человека". В советское время любая публикация Борхеса была если не подвигом, то во всяком случае - нелёгким трудом (каждое его сочинение поистине просачивалось на страницы немногих антологий). Так, в 1982 году отважные Сергей Гончаренко и Борис Дубин виртуозно поместили стихотворения Борхеса (и его литературного ученика Альберто Хирри) в очередной сборник памятной "прогрессовской" серии "Из национальной поэзии" - посвященный Аргентине. Через два года состоялся и полноценный книжный дебют Борхеса в нашей стране (здесь проявили волю дамы - незабвенная Инна Арташесовна Тертерян и переводчица Маргарита Ивановна Былинкина). Хотя книжечка была и маленькая, тоже в знаменитой тогдашней серии "Библиотека журнала "Иностранная литература"", она мгновенно стала интеллектуальным (ну, не "бестселлером", тогда - выпустили 50 тысяч экземпляров, и точка) бестридом, что ли. Читали её нарасхват, как несколько лет до того "Сто лет одиночества" и "Цветы зла"...

А потом Борхес умер - в Женеве, а у нас началась перестройка, и его стали помногу переводить и печатать... Его имя мгновенно вошло в обойму интеллектуальной лексики, без упоминаний о Борхесе не обходилось никакое мероприятие, относящееся к литературе или к культуре в целом.

Несколько его метких суждений были затёрты до лоска, стали расхожими. Жизнь есть сон, снящийся Богу.

стр. 50

Реальность - одна из ипостасей сна. Быть может, всемирная история - всего лишь история нескольких метафор.

Демократия - это злоупотребление статистикой.

Литература - это управляемое сновидение. И даже:

Мы уже не верим в прогресс - разве это не прогресс?

Тем не менее, куда важнее увидеть за чертами чудаковатого гения гения титанического, создавшего в своём мозаичном, внешне несерьёзном наследии - рассказики, эссе, стихотворения - провидческий образ новой интеллектуальной реальности.

Бросая радикальный вызов самоценности мыслительных построений индивида, так называемому дискурсу во всех его проявлениях, Борхес предложил свои подходы к космосу реальности в знаменитой ныне миниатюре "Четыре цикла".

Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укреплённом городе, который штурмуют и обороняют герои. То есть "Илиада".

Вторая история, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке. <...>

Третья история - о поиске. Можно считать её вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном. Правда, добавляет Борхес, в прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки Другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его всё-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение.

И наконец: последняя история - о самоубийстве Бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; <...> Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре, - заканчивает Борхес, хотя, как видно, он готов свести их число и до трёх. - И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.

Полузатерянная, не находимая сразу в собрании сочинений, эта, казалось бы, всё упрощающая миниатюра, в действительности, становится универсальным эталоном, приложимым ко всей литературе как к словесному действию, если угодно, дискурсу без дискурса. И к Борхесу самому в первую очередь, он собственно на таком подходе, как единственно производительном, и настаивает.

В другом своём ключевом произведении, рассказе "Сад расходящихся тропок" (мне кажется более точным, хотя, может быть, и не столь изящным, перевод заглавия как "Сад, где ветвятся дорожки") Борхес под внешностью детективной новеллы (или, точнее, военно-приключенческой) дал совершенно необходимый контрапункт к своим "Четырём циклам", противопоставил предопределённости и ограниченности событий непредусмотренность и эмоциональную сокрушительность человеческого действия.

стр. 51

Историй всего четыре, или даже три, но они бесконечно ветвятся между собой, создавая перед каждым наблюдателем (читателем) особое пространство вымысла, вроде бы впервые описанного именно Борхесом, но не Борхесом выдуманного. "Тонкий и бесцельный лабиринт", по его же определению в стихотворении "О множественности вещей" (перевод Б. Дубина). Но "бесцельный", хочется думать, не потому, что никудышный и никому не нужный, а потому, что этот вымышленный и реальный вместе с тем мир существует над целями и расчётами. Потому Борхес так и любит библиотеку, что это, может быть, единственное на земле место, где удаётся хоть как-то уловить (в каждом тексте, в каждой книге) и собрать воедино ирреальность реального. Вокруг этого всё у Борхеса и обращается. Вот он описывает одного такого героя, думавшего "найти исцеление в книгах" (новелла "Everything and nothing" - "Всё и ничто"), а завершает так:

... накануне или после смерти он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: - Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним - собой. - И глас Творца ответил ему из бури: - Я тоже не я; я выдумал этот мир, как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из призраков моего сна - ты, подобный мнеу который суть всё и никто.

Будто предчувствуя множество споров и толкований, которые вызывают его произведения, Борхес объявил однажды: Оригинал неверен по отношению к переводу. В данном случае это авторское суждение применительно к его собственному творчеству следует понимать как его согласие на существование, наряду с Борхесом как таковым, Борхеса английского, немецкого и, как теперь мы можем с полным основанием утверждать, Борхеса русского.

При покупке энциклопедии



Вот оно, исполинское Брокгаузово творенье:
изобилье и тяжесть томов с приложением тома карт,
вся немецкая истовость,
неоплатоники и гностицизм,
первородный Адам и Адам из Бремена,
тигры и татарва,
четкость печати и синева морей,
память времен и лабиринты времени,
истины и ошибки,
помесь всего со всем, неохватная для любого,
итог многолетних бдений.
А в придачу - беспомощные глаза,
непослушные пальцы,
неразборчивые страницы,
зыбкая мгла слепоты и стирающиеся стены.
Но еще и новый обряд
среди прежних, зовущихся домом,
новая тяга и новая близость,
эта таинственная любовь ко всему,
существующую без нас и помимо друг друга.


Один из снов



В одной из пустынь Ирана стоит невысокая
каменная башня без дверей и окон. Внутри
- единственная каморка (с круглым земляным
полом), а в ней - деревянный стол и скамья. В
этом круглом застенке похожий на меня
человек непонятными буквами пишет поэму о
человеке, который в другом круглом застенке
пишет поэму о человеке, который в другом
круглом застенке... Занятию нет конца, и никто
никогда не прочтет написанного.


Перевод Б. Дубина


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРХЕС-Х-Л-СОБРАНИЕ-СОЧИНЕНИЙ-В-4-Т

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Konstantin SenatorovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senatorov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Ф. ДМИТРЕНКО, БОРХЕС Х. Л. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 Т. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОРХЕС-Х-Л-СОБРАНИЕ-СОЧИНЕНИЙ-В-4-Т (date of access: 17.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Ф. ДМИТРЕНКО:

С. Ф. ДМИТРЕНКО → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Konstantin Senatorov
Актобэ, Kazakhstan
1337 views rating
29.09.2015 (2027 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
БОРХЕС Х. Л. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 Т.
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones