Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8182

Share with friends in SM

Выпуск 1-й. Госполитиздат. 1939. 27 картин. Цена - 100 рублей.

Составители - научные сотрудники историко-партийного кабинета Высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б) Н. Беляев, М. Мешков, Д. Петров, Л. Сегаль. Под руководством З. А. Ждановой. Консультанты - проф. П. Тарасов и Г. Новицкий. Пояснительный текст составил проф. Г. А. Новицкий. Ответственный редактор - проф. В. И. Лебедев. Редакторы-организаторы - Е. Глазунова и Н. Коробченко. Художник Б. Капцов.

Выход в свет первого из восьми выпусков "Альбома наглядных пособий по истории СССР" является крупным событием в области пропаганды исторических знаний.

Первый выпуск "Альбома" охватывает темы "Наша родина в далеком; прошлом" и "Киевское государство".

Составители включили в "Альбом" изображения подлинников и реконструкций, причем почти каждый лист представляет комбинацию обоих видов иллюстраций. Кроме того на каждой таблице, помимо заголовка, помещены удачно подобранные краткие, но яркие и выразительные высказывания из сочинений классиков марксизма, "Краткого курса истории СССР" и первоисточников (летописи, "Русская Правда" и т. п.).

Первый лист "Альбома" посвящен изображению жизни древнейшего населения нашей страны. Известное замечание Энгельса о значении "седой древности" для истории человечества помещено над репродукцией с картины В. М. Васнецова "Охота на мамонта". Внизу листа расположены палеолитические орудия труда. Все это заключается цитатой из сочинения Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.

Пояснительный текст к таблице говорит о каменных орудиях, технике их изготовления, рассказывает, где найдены изображенные на таблице орудия, и приводит отрывки из "Истории ВКП(б)" об основе производственных отношений при первобытнообщинном строе. В заключение дается очень краткое об'яснение картины Васнецова. К сожалению, ничего не сказано о внешнем облике людей того времени, их одежде, оружии, окружавшей их суровой природе.

На втором плакате центральное место занимает репродукция с другой картины Васнецова, изображающей стоянку родовой общины. Лист начинается цитатой из "Истории ВКП(б)" об общем труде, и общей собственности на средства и продукты производства при первобытнообщинном строе. Внизу даны изображения неолитических орудий труда, жилища, челнока, высеченное на скале изображение охоты на оленя. Здесь же приводится высказывание Энгельса о периоде дикости.

Пояснительный текст и в данном случае носит чисто описательный характер. Не-

стр. 149


Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

сколько больше сказано только об изображениях на скалах, о магическом: значении этих рисунков.

Очень важно было бы дать территориальное размещение стоянок либо в виде карты, с нанесением: границ ледников либо в форме соответственно развернутого пояснительного текста, Однако составители этого не сделали. Недостатком: является также и то, что текст не об'единяет в пояснении центральной картины - реконструкции с дополнительными изображениями вещественных памятников или схем. Так например, говоря о том, что "жилищем человеку в этот период служили главным образом: землянки", автор забывает сказать о пещере, около которой изображены члены родовой общины на центральной картине таблицы. Схема землянки-шалаша не дает верного представления о жилище того времени. Следовало бы дать изображение жилища Костенковской стоянки, которая гораздо ярче рисует обстановку коллективного жилища изучаемой эпохи и представляет научно ценный материал.

Лучше сделан следующий плакат - о родовой общине на поздней стадии развития. В центре находится картина М. Г. Соколова "Поселок эпохи трипольской культуры". Однако замечание составителя о том, что "люди в ту пору жили в больших домах, которые внутри делились на помещения для отдельных семей", противоречит результатам раскопок Т. Пассека.

Последний плакат по разделу "Первобытнообщинный строй" воспроизводит картину А. Н. Комарова "Поселок срубно-хвалынской культуры". Под картиной помещены бронзовые изделия (кинжал и топор старейшины), золотой бычок и каменная литейная форма. Напечатанные тут же высказывания Энгельса говорят о первом: крупном общественном разделении труда.

Пояснительный текст к этому плакату не связан с содержанием плаката. В то время как в тексте много места отведено погребениям срубной культуры, на плакате отсутствует изображение такого погребения.

Плакат N 4 отведен теме "Урарту - древнейшее государство в нашей стране". В отличие от предыдущих эта таблица представляет сложную композицию из ряда отдельных изображений. В центре помешена карта государства Урарту. Следует отметить удачный прием, примененный составителями на этой и на последующих картах. Там, где точные границы территории неизвестны, они отмечены отмывкой, т. е. постепенным ослаблением интенсивности цвета, обозначающего данное государство. Вокруг карты расположены изображения:

стр. 150

Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

1) части стены крепости Сардура I; 2) строительного камня Аргишти I; 3) барельефа "Халды обороняют крепость Сугунию от ассирийцев"; 4) статуэтки царицы халдов; 5) барельефа "Военнопленные халды"; 6) барельефа. "Храм бога- Халда в Мусасире подвергается нападению ассирийцев". Уже самый перечень показывает, как много материала включено в этот лист.

Плакаты N 5, 6 и 7 дают представление о народах северного Причерноморья в первом тысячелетии до нашей эры.

Плакат N 5 целиком занят технически хорошо выложенной картой размещения основных племен северного Причерноморья, составленной по данным Геродота. Однако спорным является обозначение принадлежности колоний греческим городам жирными цветными линиями по морю из Босфора к колониям. Греки в те времена плавали вдоль беретов, а не по открытому морю. Также, неудачна растушевка Боспорского царства, едва заметная рядом с отчетливо обозначенными владениями Херсонеса.

Плакат N 6 поевшей рабовладельческому строю греческих колоний Причерноморья V - I веков до нашей эры.

Плакат N 7 воспроизводит скифские изображения VIII - III веков до нашей эры на золотых и серебряных изделиях того времени. В плакате использованы широко известные памятники: 1) куль-обская ваза, 2) колчан, 3) гребень из кургана Солоха и 4) чертомлыцкая ваза.

Плакаты N 8 и 9 отведены народам Средней Азии в VI - II веках до нашей эры (N 8) и VII - X веках нашей эры (N 9). С точки зрения новизны использованного материала это наиболее интересные листы. В центре каждого из них находится красочно выполненная карта, на которой отмечены места восстаний.

Содержание расположенных вокруг карт изображений памятников раскрыто сжатым текстом пояснений. На самих плакатах дается краткая характеристика страны в данный период.

Удачно выполнен плакат N 10 - о народах Закавказья в VI в. до нашей эры - VII в. нашей эры. Он дает новый или малоизвестный материал, достаточно полно раскрытый в пояснительном тексте. Очень уместно использован отрывок из письма трудящихся Советской Грузии товарищу Сталину о героическом прошлом; грузинского народа.

К сожалению, в один лист втиснута более чем тысячелетняя история Закавказья. Совершенно не отражена в плакате культура Грузии.

Плакат N 11 посвящен народам Южной Сибири в V - X веках. Надо было бы закрасить приблизительный район государ-

стр. 151
ства хакасов и дать реконструкцию. Это тем более желательно, что мелкие предметы быта далеко не заполняют листа.

Плакат N 12 -о волжских болгарах и хазарах в VIII - X веках - очень содержателен. Центральная карта дает представление о размещении этих народов и подвластных им племен. Расположенные вокруг карты изображения предметов относятся, к сожалению, только " болгарам, о хазарах же нет никаких материалов.

Начиная с плаката N 13 дается на 5 листах материал о славянах VI - X веков. Первый лист (N 13) содержит данные о славянах VI - VIII веков, остальные (NN 14, 14а, 14б, 15) относятся к периоду IX - X веков. На первой таблице, в центре, известная картина А. Ф. Максимова - "Славянский поселок" - одна из лучших реконструкций этого периода. Помещенные по обе стороны картины Максимова цитаты из Маврикия удачно подобраны и вместе с изображением оружия и утвари дают представление о социально-экономическом строе славян.

К сожалению, полиграфическое исполнение этого плаката нельзя признать удовлетворительным. Краски оказались настолько блеклыми и монотонными, что трудно разобраться в деталях. К тому же и размер картины очень мал. Между тем его можно было смело увеличить, пере компоновав таблицу, уменьшив шрифт текстов и поставив ее вертикально, как это сделано, например, в плакате N 17.

На плакате N 14 дана карта размещения племен и народов Восточной Европы в IX - X веках. Размещение племен показано хорошо, но главнейшие пути сообщения нанесены неудачно. Почему-то не показаны днепровские пороги, волжский путь на севере не сведен к одному варианту через озеро Селигер, а два других (по Мсте и Мологе) опущены.

Плакаты NN 14а и 146 составляют тематически: одно целое с плакатом N 14. Они дают материалы о хозяйственном укладе восточных славян в IX - X веках (N 14а) и о походах славян на Царьград (N 14б). Вокруг картин-реконструкций С. В. Иванова "Торг у славян" и Н. К. Рериха "На Царьград" расположены предметы быта, орудия труда, деньги, вооружение. Весь материал хорошо подобрав и с немощью текста рисует разностороннюю картину хозяйственного уклада славян. Краткие выдержки из Ибн-Якуба и Ибн-Роста очень выразительны.

Последний плакат этой труппы (N 15) посвящен славянским: верованиям в IX - X веках. Центральное место занимает картина В. М. Васнецова "Тризна". Качество воспроизведения ее оставляет желать лучшего. По обе стороны картины размещены древнеславянский языческий идол, меч и рог.

С плаката N 16 начинается серия из 9 таблиц о Киевском государстве. Высказывание К. Маркса о значении империя Рюриковичей открывает эту серию. Первая ее таблица занята большой картой на ней нанесена территория владений Олега и его преемников.

Нужно сказать, что органическая связь плакатов между собой недостаточно продумана. Об этом свидетельствует карта плаката N 17, на которой снова показаны походы Олега и Святослава, отмеченные на предыдущей карте.

Удачно подобраны приведенные внизу плаката слова из речи Святослава.

Плакат N 18 рисует борьбу Киевского государства с кочевниками-печенегами в X - XI веках. Здесь очень уместно помещена цитата из "Правды": "Русская земля являлась как бы барьером, защищавшим Европу от опустошительных набегов печенегов, половцев, татар". Рисунок Н. А. Касаткина "Печенег в степи" плохо выполнен технически, карта же набегов печенегов, походов славян и линий славянских укреплений оформлена удачно и дает очень наглядный материал.

На плакате N 19 репродукция с известной картины К. В. Лебедева "Полюдье" и цитата из сочинений Константина Багрянородного. Вместе с пояснительным текстом это достаточно полно раскрывает содержание темы.

В плакате N 20 (княжеский суд в X - XI веках) ощущается разрыв между содержанием картины и текстом.

Плакат N 21 отведен интересной и до сих пор не освещавшейся в подобных изданиях теме - "Внешние связи Киевского государства X - XI веков".

Плакаты NN 22 и 22а показывают культуру Киевской Руси в XI веке. На двух листах представлены: архитектура (Софийский собор в Киеве), живопись (фрески и мозаика), письменность (листы из "Изборника, Святослава", отрывки из "Остромирова евангелия" и рукописи XII века), работы ремесленников. Но рисунки неудачны, особенно Софийский собор.

Фрески разнообразны по тематик" (скоморохи, музыканты, охота на медведя, портреты детей Ярослава). Мозаика "Дмитрий Солунский" производит сильнейшее впечатление.

Последний плакат (N 23) посвящен показу борьбы Киевского государства с кочевниками. Под цитатой из "Правды" о складывании русского народа в процессе борьбы с ордами азиатских кочевников помещена известная картина В. М. Васнецова - "Три богатыря".

стр. 152

Плакат из "Альбома наглядных пособий по истории СССР".

Неправильно поступили составители альбома, не посвятив "Слову о полку Игореве" специального листа, а только упомянув о "Слове" в тексте.

Приложенный в конце текста список литературы охватывает важнейшие произведения по истории этого периода и может быть использован студентами вузов. Самый же альбом для исторических или педагогических вузов слишком примитивен.

Часть картин-реконструкций, помещенных в альбоме, годится для III - IV классов, т. е. для начальной ступени обучения, и малопригодна для VIII классов. Зато другая часть сложна для школьников III - IV классов и может быть использована более целесообразно в старших классах. Карты в большинстве очень примитивны и годятся, скорее, дм малышей, а цитаты для них сложны и не могут быть ими хорошо усвоены.

Для взрослых рабочих и колхозников, изучающих историю СССР на основе учебника Шестакова, содержание альбома подходит. На них, вероятно, и рассчитывали составители.

Выше говорилось о слабости полиграфической техники издания. Картонажные работы тоже не вполне хороши. Листы плакатов наклеены на довольно тонкий картон, не окантованы цветной бумажной ленточкой, отверстия для развески не заделаны в пистоны. Папка, в которой должны храниться листы, оклеена бумагой и только на сгибах имеет коленкор. Шнурки для завязки отсутствуют. Между тем цена альбома настолько велика, что позволяет желать более высокого качества оформления.

стр. 153
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: а) появление альбома надо приветствовать как новый, большой шаг в деле пропаганды исторических знаний; б) если в целом альбом дает научно-ценное систематическое освещение раннего периода истории СССР, то все же он несвободен от существенных пробелов; в) недостаточно привлечены новые, специально исполненные картины-реконструкции, более отвечающие современным требованиям; г) сам по себе прием широкого применения реконструкций неплох, во следовало бы шире использовать подлинники (миниатюры из летописей) и археологический материал, дав их в красках, что значительно повысило бы восприятие плакатов учащимися; д) цитаты на плакатах в основном подобраны удачно; они лаконичны, выразительны и хорошо раскрывают содержание темы; е) карты в альбоме подобраны и исполнены в основном удовлетворительно, но слишком упрощены; ж) наименее удачен пояснительный текст; видимо, сделанный наспех, недостаточно глубоко продуманный, он часто не соответствует материалу и больше перечисляет изображения па плакатах, чем раскрывает их содержание; з) техническое оформление альбома стоит на недостаточной высоте.

Следует пожелать выхода в свет следующих выпусков в улучшенном издании.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-АЛЬБОМ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БЕЗБАХ, Библиография. "АЛЬБОМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СССР" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-АЛЬБОМ-НАГЛЯДНЫХ-ПОСОБИЙ-ПО-ИСТОРИИ-СССР (date of access: 27.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БЕЗБАХ:

С. БЕЗБАХ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1902 views rating
30.08.2015 (1856 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
15 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
25 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
29 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
45 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
49 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
49 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
49 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·137 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Библиография. "АЛЬБОМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СССР"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones