Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8196

Share with friends in SM

В. ГИРЧЕНКО. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ. Государственное бурят-монгольское издательство. 1939. 3 р. 50 к.

В предисловии к своей работе автор говорит о том, что одна из актуальнейших задач историков Бурят-Монголии - сделать известным сохранившийся в небольшом количество конкретный исторический материал по истории бурят-монгольского народа. Это замечание вполне отвечает требованиям партии и правительства о необходимости изучать прошлое на конкретной историческом материале, на хорошо изученных и критически проверенных фактах. Поэтому следует приветствовать попытку В. Гирченко дополнить имеющиеся сведения об экономической, социально-политической и культурной жизни Бурят-Монголии изложением интереснейших документов о путешествиях по Бурят-Монголии в XVII-XIX веках.

В. Гирченко приводит наиболее ранний документ, описывающий жизнь бурят: это дневник, Николая Спафария, который в 1675 году был направлен московским правительством в качестве посланника в Китай, а также "отписки", которые Спафарий отсылал царю во время своего путешествия. Выдержки из этого дневника дают сведения о местах расселения бурят-монголов в добайкальской и забайкальской Бурятии, о политических настроениях бурят, о колонизаторской политике русского царизма. Так например заслуживает внимания сообщение Спафария об образовании "займища", т. е. захвате у бурят ряда земельных участков при устье реки Иуды. По всему течению этой реки кочевали прежде буряты. Ко времени проезда Спафария бурят-монголы активно боролась против царских колонизаторов. Спафарий сообщает о выступлениях бурят и эвенков с оружием в руках против завоевателей. Он сам боялся пострадать от нападения повстанцев. В своем дневнике он указывал, что ехал от Телембинского острога до Нерчинского "с великим береженъем, чтобы мунгалы и брата не ударили". Благополучный приезд в Нерчинский острог Спафарий считая "милостью божьей и государевым счастьем". Из дневника Спафария видно, что основной отраслью хозяйства бурят-монголов было кочевое скотоводство.

В югозападном Забайкалье Спафарий обнаружил довольно интенсивный обмен. Помимо меновой торговли здесь были и денежные отношения. Это подтверждается тем, что посольство Спафарий приобретало за деньги "верблюдов по двадцати и по двадцати пяти рублей, а, лошадей по семи, девяти, десяти рублей и больше".

Спафарий встретил на своем пути жилища лам, и автор книги делает отсюда вывод о том, что "проповедники ламаизма "работали" в юго-западном Забайкалье уже в 70 годах XVII века. Следовательно, начало распространения ламаизма в Бурятии следует относить ко II половине XVII века, вопреки мнению некоторых исследователей о том, что ламаизм начал внедряться в Бурятии только в XVIII веке". Спафарию было известно местонахождение главы монгольских лам (монахов). На реке Тола "живет кутухта-лама... и он над всеми жрецами начальник... и в том месте построили капище своим идолам великое каменное, будто город". Таким образом, уточняется время начала распространения ламаизма в Бурят-Монголии, что для изучающего историю проникновения ламаизма в Бурят-Монголию очень важно.

стр. 124

Через 18 лет после путешествия Спафария, по Бурят-Монголии проехал Эверт-Избрант-Идес, отправленный московским правительством в Китай для ведения тортовых переговоров. Избрант указывает на то, что в жизни бурят в конце XVII века важнейшее значение имела облавная охота. В то время она "не превратилась еще в простое развлечение бурятской феодальной знати: она продолжала сохранить большое экономическое значение, являясь основным способом добывания мясных продуктов для питания массы бурятского населения. Этот факт свидетельствует о том, что поголовье скота у бурят тогда было еще немногочисленным. Значительные запасы мяса, добытые на облавной охоте, сохранялись впрок, путем сушения на солнце".

В приложении N 5 к рецензируемой книге дано подробное описание облавной охоты по материалам позднейшего путешественника Далласа (о его материалах см. ниже). Земледелием в тот период, по словам Избранта, занимались только русские. В существовавшем в Бурят-Монголии обмене Избрант подметил следующие особенности: "Буряты совсем не берут серебра в монетах, но берут золото и серебро в слитках, медные и оловянные котлы, шкурки соболя и выдры, красное сукно, персидскую материю, "фай" разных цветов".

Приведенные Избрантом данные о том, что служилые люди переселили бурят в гористые местности в окрестностях озера Байкал в целях якобы предотвращения ухода бурят к монголам, автор совершенно правильно трактует как обычным прием колониального угнетения туземцев: бурят оттесняли из мест, богатых пастбищами, в отдаленные, таежные места.

В 1716 году через Бурятию проезжал швед Лоренц Ланге, посланный Петром I в Китай с полномочиями политического агента. Из сообщении этого путешественника, приводимых В. Гирченко, заслуживают внимания данные о размерах калыма у бурят: "есть жены, за которых их мужьями заплачено 60 лошадей, за некоторых даже 100, с добавлением к этому значительного количества быков и баранов и 20-ти и более верблюдов". Ланге так же, как и Избрант, подтверждает, что у бурят производился обмен продуктов своего хозяйства на золото и серебро в слитках и на различные товары.

Более широко чем сообщения указанных выше путешественников автор изложил труды Гмелина, профессора Академии наук, путешествовавшего по Бурят-Монголии в 1735 году. На основании работ Гмелина автор сообщает о том, что с 30-х годов XVIII века (в книге ошибочно указано "XVII века") у западных бурят было восстановлено земледелие, существовавшее у них до русского завоевания (после завоевания оно исчезло вследствие обложения пашен большими налогами). В основном же хозяйство бурят продолжало оставаться скотоводческим. Из ремесел, которыми занималась часть западных бурят, Гмелин называет кузнечное дело и инкрустацию по железу и стали серебром и оловом.

"Хозяйство забайкальских бурят, по сообщению Гмелина, было чисто скотоводческим", причем селенгинские буряты, "не в пример балаганским бурятам, никаким ремеслом не занимаются". Автор разъясняет, что под ремеслами Гмелин подразумевал исключительно инкрустацию. Гмелин приводит интересные данные о взаимоотношениях между бурятами - христианами и язычниками1 . "Благоприятным условием для крещения бурят является то, - писал Гмелин, - что они не подвергаются преследованиям со стороны своих, оставшихся в язычестве, соплеменниками, которые, наоборот, жалеют своего бывшего единоверца, так как он, принявши христианство, обязан соблюдать посты, не может есть каждый дань сколько хочет и должен кроме того ограничиваться наличием только одной жены".

Большой интерес представляют приведенные автором описания встреч с бурятскими тайшами, ламой и шаманкой, "которой буряты поклонялись, как богине".

"Недалеко от Чикойского зимовья, на степи, путешественников встретил тайша (Лопсан - старший сын известного Окинь тайши, перешедшего в конце XVII века "со многими улусными людьми" в подданство России и получившего за это обширные земли по р. Чикою. - Б. В. и К. А.) в сопровождении ламы-гелюна (одна из высших ступеней ламства. - Б. В. и К. А.) и двоих человек из своей семьи. Перед тайшей ехало трое бурят, вооруженных луками и стрелами, причем средний вез красное знамя, на котором была надпись, заключавшая в себе здравицу российскому императору.

Царское правительство, привлекая на свою сторону бурятскую знать (нойонов и ламаистское духовенство), раздавало ей, помимо земель и правовых привилегий, также знамена, медали, грамоты и т. д.

Большую ценность представляют сообщенные Гмелиным сведения о политических настроениях западных бурят в 30-х годах XVIII века.


1 Еще Спафарий и Избрант в своих записках сообщали о внедрении христианства среди бурят-монголов, что явилось одним из основных методов колонизаторской политики царизма.

стр. 125

Вопросам культа Гмелин уделил в своих записках значительное место, но в рецензируемой книге этот материал почти не приведен. Лишь в приложении даны описания методов ламе кого лечения ("тибетская медицина"), камлания бурят-монгольской шаманки в Верхней Борзе (Забайкалье), тайлаганья у куйдинских бурят. Для исследователя истории ламаизма и шаманизма в Бурят-Монголии эти описания представляют немалый интерес.

Изложению сообщений о Бурят-Монголии Спафария, Избранта, Лапте и Гмелина посвящена I глава книги. Во II главе содержится обзор сведений, сообщенных путешественниками Палласом, Георги, Сиверсом и Лаксманом, причем у Палласа и Георги (1772) сведения о хозяйстве бурят-монголов отличаются большей обстоятельностью чем у других путешественников.

По сообщению Георги, в хозяйстве бурят наряду с преобладанием скотоводства и земледелия сохранялось так называема "собирательство". По этому поводу он пишет: "Буряты, живущие к западу от Байкала, не будучи богаты окотом, должны более, нежели живущие к востоку, пособлять нуждам своим звероловством, частью дикорастущими кореньями простой и сибирской овсянки, белой сараны..."

По сообщению Палласа и Георги, у бурят в конце XVIII века была развита домашняя промышленность: выделывались кожи, изготовлялись одежды, войлок, домашняя утварь, охотничий инвентарь. Как и Гмелин, все путешественники отметили, что у бурят было развито кузнечное дело и в особенности инкрустация.

Анализируя бурятское хозяйство конца XVIII века, автор делает правильный вывод о том, что развившийся процесс общественного разделения труда углублял имущественное неравенство между отдельными хозяйствами и это в свою очередь влекло за собой процесс социального расслоения.

В. Гирченко подчеркивает в своей работе, что путешественники по Бурят-Монголии преимущественно описывали быт бурятской знати, но "социально-экономическое положение широких масс не привлекало к сете должного внимания со стороны некоторых путешественников". В подстрочном примечании Гурченко указывает, что "этот имеющийся у путешественников пробел (от себя скажем, очень существенный. - Б. В. и К. А. ) отчасти наполнен в очерке истории бурят, помещенном в предисловии к настоящей работе". Но тщетно пытался бы читатель найти материал по истории бурят в предисловии. Никакого "очерка истории бурят" в нем нет. Таким образом, отмеченный автором пробел так и остался незаполненным, что в известной мере снижает достоинство этого в общем ценного труда. Только Кастрен, путешествовавший но Бурят-Монголии в середине XIX века, кратко, но ярко охарактеризовал положение бурят-бедняков. "У бурят богатый окружает себя блеском и великолепием, тогда как бедняк влачит бремя жизни в трудах и заботах, со слезами и стоном. Бедный бурят живет обыкновенно в дымной, дырявой войлочной юрте, плохо защищающей его от зимних бурь. В этой юрте его движимое имущество состоит из нескольких деревянных сундуков, горшков, кадок и берестяных плетушек, ветхих войлоков и т. д. Что касается одежды, то бедный бурят ограничивается одной только овчинной шубой: она служит ему зимой и летом, в морозы и в жару, в дождь и в ясную погоду. Если летняя жара уж слишком велика, бурят снимает шубу, выставляя свое тело на жертву комарам, оводам и осам".

Путешественники в своих описаниях уделяют много внимания шаманизму и ламаизму, причем у Лапласа более широко освещена общественно-экономическая роль ламства, тогда как прочие путешественники останавливались главным образом на живописной стороне бурятских культов.

Паллас близко соприкасался с ламством, и это дало ему возможность дать правильную характеристику этим "величайшим кровопийцам", "большим бездельникам", "волкам в овечьей шкуре", грабящим массы при каждом удобном случае.

Делая вывод из своих впечатлений, полученных при проезде через Хоринскую степь, Паллас пишет, что "большинство хоринцев - еще грубые язычники, преданные своим шаманам. Но ламайское духовенство, которое с рвением стремится увеличить свою паству, уже распространило среди части своих соплеменников-хоринцев ламаизм - суеверие, которое, по крайней мере, содержит в себе некоторые элементы морали. Теперь (1772 г.) у хоринцев имеется уже один гецул (одна из степеней ламства) и 26 низших лам, а знатнейшие хоринские зайсаны, как и сам тайша, уже придерживаются до некоторой степени ламаизма".

Как указывает В. Гирченко, бурят-монгольская знать в лице тайшей, зайсанов и др. всемерно содействовала распространению ламаизма среди народных масс, усматривая в идеологии ламаизма "духовную" опору для своей эксплуататорской деятельности.

"Во время своих поездок по Бурятии Паллас посещал главные дацаны (ламайские монастыри) и неоднократно виделся

стр. 126

и беседовал с тогдашним главой ламайского духовенства Бурят-Монголии, который носил название бандидо-хамбо-ламы. В апреле 1772 г. Паллас заехал в Цонгольский (Хилгантуйский) дацан, являвшийся тогда центром бурят-монгольского ламаизма... Палате, возвращаясь из поездки по восточному Забайкалью, вторично посетил Цонгольский дацан и присутствовал на торжественном лазском богослужении, которою, из уважения к гостю, совершал сам хамбо-лама... Паллас дает характеристику этого хамбо-ламы. Его имени он не указывает, но, судя по хронологическим данным, это был знаменитый в истории бурят-монгольского ламаизма Дорджи Цзаягийн (Заяев - в русской официальной переписке). Но другим историческим материалам известно, что Цзаягийн получил свое образование в Тибете, после чего, возвратившись в Бурят-Монголию, сделался главным ламой Цонгольского дацана. В 1764 году русское правительство назначило его главою бурят-монгольского ламайского духовенства с возведением в звание бандидо-хамбы. В 1767 г. Цзаягийн, по вызову русского правительства, ездил; в Москву для участия в комиссии по составлению нового уложения, причем получил золотую депутатскую печать, а также пожизненную пенсию".

По характеристике Палласа, это "был подобострастный старик, который, вопреки монашеским правилам ламаизма, пил водку, как воду, и предоставлял полную свободу в этом отношении также и подчиненному ему духовенству. При всем том он был очень энергичным в деле уничтожения шаманства и в распространении своей, полной суеверий, религии... Почти все гелюны (высшие ламы) - богатые люди... ламайское духовенство, добившееся от бурят-монголов признания того, что оно якобы необходимо для них при всех событиях повседневной жизни, быстро обогащается при помощи распространяемого среди них суеверия. Ламы - величайшие кровопийцы по отношению к массе простого народа и в то же время - большие бездельники, которые кроме своей ламской "практики" нечего не делают, а только едят, пьют, спят и сожительствуют с чужими женами. У них нет никаких семейных обязанностей; они набирают себе для услуг столько учеников, сколько им нужно, не платят в государственную казну никаких податей, внушают суеверной массе все, что хотят, пользуются каждым несчастным случаем, каждой болезнью, чтобы грабить народ... Бурят-монголы за первым советом всегда обращаются к ламам, и "первая помощь" со стороны лам заключается в колдовстве. За это ламы получают подарки и, кроме того, обычно захватывают в свою пользу, якобы с добровольного согласия пациента, какую-нибудь ценную вещь из его имущества, на которую они взваливают вину за случившееся несчастье и которая в таких, случаях всегда переходит в собственность лам... При продолжительности болезни пациента эти волки в овечьей шкуре расхищают большую часть его имущества".

Нельзя не отметить приводимых В. Гирченко любопытных сведений об оспопрививании у бурят. Эти сведения он почерпнул из описания Георги: "Прививка оспы бурятам началась в Иркутске с 1771 года "без всяких затруднений...". "Доверию бурят к оспопрививанию удивительное", - замечает Георги: "Они приходят в Иркутск, с детьми - грудными и более взрослыми за 300 верст и предоставляют сбоя врачам тез всяких колебаний".

Глава III книги посвящена путешествиям по Бурятии М. М. Геденштрома, И. Г. Миллера, Джона Кохрэна, А. И. Мартоса, В. П. Паршина, Адольфа Эрмана и Кастрена (первая половина XIX века). По данным Геденштрома, в начале XIX века земледелие развивалось и у забайкальских бурят, хозяйство которых в XVIII веке в основном было скотоводческим во многих местах здесь применялось искусственное орошение: "буряты разделяют ручей при его вершине на мелкие каналы и наполняют свои пашни и покосы. Сим простым способом хлеб у них всегда урожаен и даже в засухи на хрящеватой сухой почве родится лучше, нежели у русских".

Еще в XVIII веке беднейшая часть бурят понемногу вовлекалась в промышленное производство: солеварение, винокурение и др., - причем эксплуатация немногих бурят-пролетариев была самой беззастенчивой. Так, Мартос при описании Селенгинского солеваренного завода сообщает, что бурятам-рабочим на этом заводе "платили за работу по 3 и по 4 рубля в месяц каждому", т. е. столько же, сколько выплачивали русским, сосланным на заводские работы за преступления.

В Бурят-Монголии металлические и бумажные деньги даже, в начале XIX века все еще не играли роли всеобщего эквивалента. Если в XVII веке деньгами у бурят и монголов были собольи шкурки, а в XVIII веке серебряные и золотые слитки, разные материи и т. п., то в первой половине XIX века, по свидетельству Эрмана, разменной единицей в торговле были кирпичи прессованного чая. У бурятских и монгольских богачей кирпичный чай имеется в очень больших количествах. Как указывает Эрман, "в сухих местах кирпичный чай сохраняется без всякой порчи,

стр. 127

и капитал, состоящий из кирпичей такого чая, часто считается в степях более надежным и более желательным, чем обладание большими стадами".

Касаясь бурятского административного управления, В. Гирченко устанавливает, что в XIX веке (первая половина) система бурятских "степных" учреждений оставалась в общем такой же, какой ее описывали путешественники XVIII века: здесь существовала никем и ничем не ограниченная эксплуатация и ограбление широких народных масс тайшанами, ламами и русскими колонизаторами. Даже Геденштром, служивший в 20-х годах XIX столетия верхнеудинским исправником, при обзоре бурятского управления пришел к выводу, что это управление "дает старшинам величайшее поползновение к угнетению народа".

В. Гирченко приводит интересные данные из материалов путешественников о "дерюжной повинности". Эта повинность, одна из самых тяжких, заключалась в ремонте дорог. Геденштром, описывая ремонт кругобайкальской дороги (которая, кстати сказать, не обслуживала нужд местного населения, а использовалась исключительно для перевозки казенных и купеческих грузов), указывает, что она "ведена извилиной (зигзагами), укреплена обрубом из толстых бревен и высокими надолбами (переграждениями) со стороны пропасти. Через гору от подъема до спуска считают 5 верст. Каких трудов стоила дорога по одной этой горе, можно представить уже из того, что каждое бревно (которых тысяче) взносилось руками, потому что по крутизне ни лошадей, ни быков к тому употребить было невозможно". Эрман сообщает о том, что буряты должны были затаскивать на горные хребты на своих плечах тысячи огромных бревен.

Сообщения путешественников первой половины XIX века о религии бурят-монголов говорят об устойчивости в этот период ламаизма. Кастрен сообщает о том, что "ламы встречаются здесь (т. е. в восточной Бурят-Монголии) на всех углах и перекрестках. Вычислено, - пишет он, - что у селенгинских бурят почти каждый четвертый человек - духовного звания". Ламаистское духовенство раболепствовало перед царем. В. Гирченко приводит интересный рассказ Эрмана о том, что хамбо-лама просил его "по возвращению в Петербург доложить государю, что буряты усердно, как только умеют, возносят за него молитвы богу".

Заключительная (IV) глава книги В. Гирченко содержит в себе критику великодержавно-шовинистических тенденций в высказываниях и сообщениях путешественников. Однако критическая сторона является наиболее слабой частью рецензируемой книги. Ценность работы В. Гирченко заключается главным образом в изложении интересного фактического материала, столь необходимого историкам Бурят-Монголии.

 

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-КНИГА-О-ПРОШЛОМ-БУРЯТ-МОНГОЛИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. ВАМПИЛОВ, К. АЛЕКСИНСКИЙ, Библиография. КНИГА О ПРОШЛОМ БУРЯТ-МОНГОЛИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-КНИГА-О-ПРОШЛОМ-БУРЯТ-МОНГОЛИИ (date of access: 25.09.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Б. ВАМПИЛОВ, К. АЛЕКСИНСКИЙ:

Б. ВАМПИЛОВ, К. АЛЕКСИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
903 views rating
31.08.2015 (1851 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
12 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
22 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
26 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
42 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
46 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
46 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
46 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·134 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Библиография. КНИГА О ПРОШЛОМ БУРЯТ-МОНГОЛИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones