Libmonster ID: RU-7875

Изд. Академии наук СССР. Ч. 1-я. 633 стр. 20 руб.

В 1937 году вышел первый сборник "Материалов по истории Башкирской АССР", посвященный башкирским восстаниям в XVII и в первой половине XVIII века.

В этой книге описывается большой и очень бурный период истории Башкирки. Однако освещен он недостаточно полно. Так, в материалах не отражены восстания 1616, 1624, 1635 - 1640, 1645, 1651, 1689, 1717, 1721 - 1722 и других годов, слабо освещено социально-экономическое положение страны. В сборник не включены материалы из областных архивов (в частности из дела уфимской провинциальной канцелярии и палаты гражданского суда), хранящиеся в государственном архиве феодально-крепостнической эпохи; не использованы в достаточной мере материалы и других московских центральных архивов. Очень мало дано подлинных документов на татарском языке (только два документа). К тому же в переводах этих документов есть ряд ошибок. Во введении обещана фотокопия этих документов, а в книге ее нет.

Несмотря на указанные недостатки, эта публикация в целом все же выгодно отличается от старых публикаций по истории отдельных народов СССР, в которых обычно освещалась не столько внутренняя история народа, сколько история колониального захвата и колонизации.

В книге имеется ряд не опубликованных до сих пор документов, имеющих большое значение для истории башкирского народа и по-новому освещающих ее. Таковы, например, документы о втягивании местного населения в торговлю, об административном делении Башкирии, о насилиях и грабежах местного населения, чинимых помещиками-колонизаторами, о роли башкирских феодалов в борьбе с восставшим народом, о борьбе башкирского народа со старшинами, тарханами, баями, муллами и т. д.

Касаясь археографической и технической сторон дела, нужно отметить несмотря на известное улучшение по сравнению с предыдущими изданиями ("Булавинское восстание" и др.) много путаницы в передаче географических названий и в текстах документов; например: вместо реки Сакмара пишут Самара или имя собственное "Вяцкое Поляна" пишут без заглавных

стр. 125

букв. Особенно много путаницы в географическом указателе: перепутаны реки Яик, Еик, Ик и Ай и т. д.

Как положительный момент необходимо отметить наличие в сборнике не только указателей, но и карты. Дана также довольно обширная библиография, имеющая, однако, серьезный пробел. В ней совершенно отсутствуют труды и высказывания классиков марксизма. Не включены работы: Маркса - "Стенька Разин", где имеются высказывания об Уфимской губернии; Энгельса - высказывания о колонизации Башкирии и других областей Поволжья царским правительством (см. Собр. соч. Маркса и Энгельса, Т. XXI, стр. 210, 211). Ленина - "Развитие капитализма в России" (т. III) и другие его высказывания; Сталина - "Марксизм и национально-колониальный вопрос" - и другие работы классиков, касающиеся крестьянской войны и национально-освободительного движения. Кроме того при составлении библиографии редакция сборника проявила полнейшую политическую беспечность. Так например наряду с указаниями на ценные книги в нее включены "работы" разоблаченных врагов народа.

Сборник снабжен статьей редактора А. Чулошникова - "Феодальные отношения в Башкирии и башкирские восстания XVII и первой половины XVIII века". Поскольку автор в этой слабой в научном отношении статье подчас сбивается на чуждые нам антиленинские позиции, необходимо остановиться на ней подробнее.

Автор рассматривает историю башкир без связи с общероссийской действительностью. Не показывается действительная сущность колониальной политики царизма, о которой тов. Калинин говорил: "...здесь была политика - жми, дави, разделяй и властвуй, а главное - грабь и грабь. И действительно, вплоть до пролетарской революции происходил грабеж земель, принадлежащих башкирским, татарским, монгольским и тюркским крестьянам"1 . Эта характеристика царской колониальной политики полностью относится и к рассматриваемому периоду.

Всяческие повинности и поборы (в Башкирии количество их в начале XVIII века доходило до 72 статей) приводили население в такое нищенское и безвыходное положение, что разоренные башкиры предпочитали идти в холопы. В России "иногда являлось стремление ограничить холопство, - писал Маркс, - по крайней мере в некоторых местах государства, так, например, к одной грамоте 1646 г. Уфимскому воеводе приказано наблюдать, чтобы никто не отдавал себя в залог по крепостям, но это происходило лишь потому, что многие тяглые и ясачные шли в холопы, чтобы уклониться от государственных повинностей. Подобного рода запрещения имели еще место в 1665 г. в поволжских областях"2 . Таково было положение в Башкирии в XVII веке.

Автор должен был показать колониальную политику царизма и помещиков, захваты земель, лесов и т. д., а наряду с этим и прогрессивное влияние русского государства в Башкирии.

Энгельс подчеркивал, что несмотря на закабаление и гнет национальных меньшинств русское государство все же "было цивилизующим для Черного и Каспийского морей и для Центральной Азии, для башкир и татар"3 .

До сих пор в числе ошибочных положений, прочно усвоенных прежней исторической традицией, было утверждение, что башкиры в XVII-XVIII веках жили родовым строем. Эту "традицию" автор предисловия заменил другой "традицией" - не менее ошибочной и вредной - утверждением о чистом феодализме в Башкирии и о крепостных отношениях, подобных существовавшим в России. Автор пишет, что "в Башкирии XVII-XVIII вв. мы имеем уже несомненно сложившееся феодальное общество" (стр. 20), "полукрепостное, а позднее ко второй четверти XVIII в. определенно уже крепостное положение" (стр. 16); при этом ни слова не говорится о сохранившихся тогда родовых пережитках.

Между тем помещенные в сборнике факты свидетельствуют о наличии сохранившихся родовых пережитков (стр. 85).

Не нужно забывать, что патриархально-родовые пережитки, полукочевой образ жизни сохранились в отдельных районах у башкирского населения вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Товарищ Сталин говорил, что у нас "... около 30 миллионов по преимуществу тюркского населения (Туркестан, большая часть Азербайджана, Дагестан, горцы, татары, башкиры, киргизы и др.), не успевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих пли почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кавказ)..."


1 Доклад М. П. Калинина на Чрезвычайном XVII Всероссийском с'езде советов о проекте Конституции РСФСР 15 января 1937 г.

2 К. Маркс "Стенька Разин". Журнал "Молодая гвардия" N 1 за 1920 год, стр. 111.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Письма, стр. 52. Соцэкгиз.

стр. 126

(И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос ").

Автор также не показывает всего своеобразия феодализма в Башкирии, где феодальные отношения развивались не только в земледелии, как это было в Европе, но и среди скотоводов-кочевников. Своеобразие феодализма в Башкирии дополнялось наличием там пережитков родовых отношений, поддерживаемых феодальными элементами и царизмом в целях использования их для эксплоатации масс.

Вместо этого автор пытается доказать, что все башкиры являются "закабалителями" "пришлого населения" в лице "тептере-бобыльской группы", то есть других народов (татар, чувашей, мари и удмуртов), тем самым противопоставляя одни народности другим. Правда, автор на стр. 15 замечает, что тептере-бобыли "пополнялись отчасти и самими разорившимися башкирами", однако эта фраза, по сути дела, нисколько не меняет его основную концепцию, рассматривающую тептере-бобылей как пришлое население. Эта концепция довольно ясно выражена в выводах на стр. 62, где автор говорит: "...зависимые от башкирских вотчинников их припущенники - мещеряки и тептери с бобылями, сходцы из закрепощаемых районов Поволжья".

Автор повторяет здесь чуждую концепцию, которая в свое время служила буржуазным националистам средством натравливания пришлого населения на башкир и наоборот.

Документы, помещенные в самом рецензируемом сборнике, доказывают как раз обратное. Там говорится, например, что из числа ясачных башкир многие, "которые скудные", находились в кабальной зависимости от феодалов собственных и от крепостников метрополии. С другой стороны, и среди татар-мещеряков, чувашей, мари и т. д. было немало князей, служилых и другой феодальной знати. Это означает, что в каждой народности имело место деление на эксплоататоров и эксплоатируемых.

В периодизации восстаний трудно усмотреть у автора какой-нибудь, до конца выдержанный, научный принцип. Чулошников неправильно считает, что 1608 год является годом завершения завоевания и подчинения Башкирии. В действительности подчинение всей Башкирии продолжалось до 1730 - 1740 годов. В связи с, этим башкирские восстания этого периода носили характер главным образом борьбы против завоевания, за сохранение самостоятельности, а последующие движения носили характер борьбы против колониального гнета русского царизма и крепостников и являлись антиколонизаторскими, освободительными. Уже в восстании Карасакала 1740 года заметно вырисовывается освободительный характер борьбы; еще отчетливее он выступает, начиная с восстания 1755 года.

В изложении причин поражения восстания автор считает "решающим условием" неуменье восставших "различать подлинных классовых врагов от естественных своих союзников" (стр. 63) и лишь на последнем месте в ряде причин помещает "отсутствие в это время у восставших единственно последовательного революционного класса - пролетариата" (стр. 64), тогда как с этого следовало бы начать. Все остальные отмеченные автором причины поражений в той или иной мере определялись отсутствием революционного класса - пролетариата - и, следовательно, отсутствием руководящей силы - партии пролетариата.

Таким образом, в статье тов. Чулошникова почти ни один поставленный вопрос не нашел правильного, марксистского разрешения; больше того, автор иногда сбивается на буржуазно-националистические позиции, тем самым извращая исторические факты. От отсутствия этой статьи сборник не только не пострадал бы, а, наоборот, значительно выиграл бы, ибо документы, при всех их недостатках в подборе и оформлении, представляют ценный вклад в историографию башкирского народа.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-МАТЕРИАЛЫ-ПО-ИСТОРИИ-БАШКИРСКОЙ-АССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анна СергейчикContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sergeichik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. РАИМОВ, А. УСМАНОВ, Библиография. "МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ БАШКИРСКОЙ АССР" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 27.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-МАТЕРИАЛЫ-ПО-ИСТОРИИ-БАШКИРСКОЙ-АССР (date of access: 05.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. РАИМОВ, А. УСМАНОВ:

Р. РАИМОВ, А. УСМАНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Russia
1202 views rating
27.08.2015 (2170 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КАВКАЗА
12 hours ago · From Россия Онлайн
СТОЛ И КРАСНЫЙ УГОЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
12 hours ago · From Россия Онлайн
РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ С НЭНСИ РИС
12 hours ago · From Россия Онлайн
О ВКЛАДЕ НЭНСИ РИС В "РУССКИЙ МИФ"
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОТРЫВКИ РУССКИХ РАЗГОВОРОВ
12 hours ago · From Россия Онлайн
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Библиография. "МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ БАШКИРСКОЙ АССР"
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones