Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-13201
Автор(ы) публикации: В.П.Ветров,Ю.Г.Боев, И.С.Колесниченко
Источник: вэб
Сайт автора(ов): личная вэб страничка

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

ВОЕННОЕ ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Краткий исторический очерк о военном  ветеринарном образовании в России.

Ю.Г. Боев

Начальник Ветеринарно-санитарной службы

Вооруженных сил Российской Федерации

кандидат ветеринарных наук, полковник медицинской службы

В.П. Ветров

Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации

кандидат биологических наук, профессор, генерал-майор ветеринарной службы в запасе

И.С. Колесниченко

Начальник Военно-ветеринарного института,

кандидат ветеринарных наук, профессор, полковник медицинской службы

Р.Ф. Загороднова

Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации

старший научный сотрудник ВВИ

 Ветеринарно-санитарная служба Вооружен­ных Сил Российской Федерации, составная и неотъемлемая часть тылового обеспечения войск и сил флота, как в мирное, так и военное время. Она является одной из специальных служб Тыла ВС. Служба представляет собой систему органов управления, организаций центрального, окружно­го, флотского, армейского подчинения, специа­листов отдельных соединений и воинских частей, предназначенную для осуществления надзора за выполнением ветеринарного законодательства в ВС РФ, и выполнения специфических мероприятий службы, присущих только специалистам ветеринарно-санитарного направления.

Роль специалистов ветеринарного профиля в общей схеме тылового обеспечения войск на тер­ритории РФ и за ее пределами имеет существенное значение. Они всегда находятся в составе передо­вого эшелона тыла, при решении любых вопросов возложенных на Тыл ВС. Основная боевая задача и профессиональная обязанность ветеринарных спе­циалистов всех звеньев - обеспечение комплекса ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий районов тылового обеспечения или дислокации войск. При этом гарантировать полную пищевую безопасность продуктов питания, исключить токсикоинфекции и заболевания людей, тем самым сохранить здоровье (боеспособность) личного со­става войск.

В июле 2008 года Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил  и  все ветеринарное сообщество стран независимых государств отмечают 200-летие военного ветеринарного образования.

  1.Зарождение  военного  ветеринарного  образования в русской  армии  в  XVIII веке

 С первых дней создания регулярной русской армии Петр I придавал особое значение развитию военных школ. Начало специального ветеринарного образования в интересах армии также положено Петром I. В Указе Сената от 31 марта 1715 г.  было сказано: «Великий Государь указал ... сыскать… коновалов для посылки в полки, в Губерниях же учить доброй коновальной науке, а ныне в положенные на губернии полки из каждой губернии кузнецов и коновалов, ежели есть в готовности, а буде нет, хотя, наняв, прислать в скорых числах». Из указа следует, что коновальные знания Пётр I считал наукой, а начало ветеринарному образованию в России было положено тогда, когда в Западной Европе о  ветеринарном обучении и не помышляли: известно, что первая ветеринарная школа в Европе была открыта лишь в 1762 г. в г. Лионе (Франция).

Дальнейшее развитие ветеринарное образование получило в период роста в армии конницы, в связи, с чем в стране проводились мероприятия по развитию государственного коннозаводства. В 1732 г. в инструкции генерал-майору Волынскому «О приведении конских заводов в лучшее состояние и о расширении их» было предписано учредить в Москве Конюшенную канцелярию, а в  § 12 этой инструкции сказано: «Отобрать 50 грамотных человек и отдать их в школу, с целью познания специальных медицинских и естественных наук. Чтобы они могли знать на латинском языке имена трав и прочих медикаментов, пригодных для пользования лошадей. А после специального обучения распределить их для дальнейшего обучения непосредственно коновалам...». Для подготовительного обучения и была открыта в 1733 г. в селе Хорошевском под Москвой школа-пансионат на 50 человек.

Кроме Хорошевской школы с конца 30-х гг. XVIII в. начали создаваться школы при других царских конюшнях, таких как: Бронницкая, Гавриловская, Богородицкая, Скопинская и Пахринская. Так только в 1741 г. в них обучалось  уже более 90 человек.

 Подготовка коновалов проводилась также путём непосредственного обучения опытными коновалами в частях. В 1732 г. в докладной об устройстве конной гвардии было указано на необходимость при коновалах «определить в науку солдатских детей», которые после обучения и длительной практики могут быть коновалами. Начиная с 1757 г.  в артиллерийских частях (в фурштатской команде, в артиллерийских полках) также проходила именно такая подготовка коновалов. В последующем, в 1803 г., эта подготовка организационно переросла в специальную «коновальную артиллерийскую школу».

Кроме того, обучение коновалов проходило также при Кадетском корпусе, в котором имелись для преподавания иностранные мастера – коновал и кузнец. В Указе Сената от 27 марта 1761 г. говорится: «…впредь для подготовки при кадетском корпусе брать от 13 до 15 лет детей нижних чинов Кадетского корпуса и из вольных, неположенных в подушный оклад в количестве 150 человек, из которых, в частности, содержать учеников коновальных 20 и учеников кузнечных 20». Предусматривалось, кроме специальной подготовки, обучение учеников чтению, письму, арифметике, геометрии, рисованию и немецкому языку.

 2. Развитие  военного  ветеринарного образования

в период роста капиталистических отношений (1801 – 1860 гг.)

 В начале XIX в. потребовалась более рациональная постановка дела сохранения и лечения конского состава армии. В войсках было очень много лошадей, составлявших ценное достояние государства, численность которых составляла: в 1803 г. - 66  000, 1808 г. - 269 252, 1813г.  – 349 879 лошадей.

Необходимость обеспечения армии искусными «скотскими» врачами и коновалами настоятельно требовала развития ветеринарного образования. В результате в начале XIX в. возникло высшее ветеринарное образование, и было организационно оформлено образование коновалов в войсках. Развитие высшего ветеринарного образования в России сыграло большую роль в становлении военной ветеринарии.

В 1808 г. в Санкт-Петербурге и в Москве были открыты ветеринарные отделения при Медико-хирургической академии. В уставе Императорской Медико-хирургической академии (1808г.) отмечалось, что целью последней является образование юношества во всех частях врачебных наук, при этом учреждалось три части преподавания: медицинская, ветеринарная и фармацевтическая. Устав академии предусматривал подготовку в Ветеринарном отделении воспитанников двух разрядов. До 1836 г., как в Санкт-Петербурге, так и в Москве могло  приниматься ежегодно по 20 воспитанников первого разряда и по 100 – второго. В воспитанники 1-го разряда зачислялись семинаристы или гимназисты из двух высших классов семинарии. На приёмном экзамене они должны были переводить латинских классиков, им также требовалось знание алгебры, геометрии, географии, русской словесности и логики. Воспитанники 2-го разряда комплектовались, главным образом, из кантонистов, т. е. детей воинских нижних чинов, составлявших как бы особое сословие и принадлежащих со дня рождения к военному ведомству и обязанных службой в нем. Преподавание на ветеринарном отделении велось в течение 4 лет. За время обучения ветеринарные воспитанники изучали общеобразовательные науки: латинский язык, геометрию, географию, русскую словесность, логику, химию, физику, ботанику, зоотомию, сравнительную физиологию и диетику, учение о заводах (скотоводство). И специальные дисциплины: фармакологию, сравнительную физиологию, патологию, терапию, хирургию и эпизоотические болезни. На заключительном этапе обучения воспитанники проводили лечение животных и занимались приготовлением лекарств. В 1835 г. в связи с выходом нового устава Академии распределение предметов по классам несколько изменилось. 

Перевод из одного класса в другой производился каждый год после экзамена. Четырёхлетний теоретический курс обучения заканчивался производственной практикой. Окончившим академию выдавался аттестат. При выпуске воспитанникам 1-го разряда присваивалось звание ветеринарных лекарей, а воспитанникам 2-го разряда - звание ветеринарных помощников.

С 1809 по 1824 гг. выпущено по ветеринарной части лекарей - 115, а помощников ветеринарных врачей – 134. Как тех, так и других вначале направляли только в армию. Уставом академии 1808 г. предусматривалось, что ветеринарные помощники за отличия и заслуги «по испытании» могли производиться в ветеринарные лекари, а прослужившие в полках не менее 10 лет имели право переходить в губернии. Кроме ветеринарных отделений Медико-хирургической академии ветеринарных  специалистов готовили и в других учебных заведениях.   В 1818-1833 гг. преподавание ветеринарии велось в Виленском университете, с 1833 по 1843 гг. – в ветеринарном отделении Виленской Медико-хирургической академии (подготовлено около 200 ветеринаров); с 1835 по 1850 гг. - в Харьковской практической ветеринарной школе при ветеринарной кафедре университета, а с 1851 г. - в Харьковском ветеринарном училище, готовившем помощников (3-летний срок обучения) и реорганизованном в 1873 г. в ветеринарный институт; с 1840 г. – в Варшаве, в «школе простых ветеринаров», впоследствии реорганизованной в ветеринарную школу (1846 г.),  ветеринарное училище (1884 г.), а затем в ветеринарный институт (1889 г.); с 1848 г. – в Дерптском (Юрьевском) ветеринарном училище, готовившем ветеринаров (4-летний срок обучения), и ветеринарных помощников (3-летний срок обучения), также реорганизованном в 1873 г. в ветеринарный институт. В 1873 г. открывается Казанский ветеринарный институт.    

Наряду с подготовкой ветеринарных лекарей и ветеринарных помощников в войсках готовились коновалы, для чего в штатах частей состояли коновальные или ветеринарные ученики.

Первым военно-ветеринарным учебным заведением первичного ветеринарного образования являлась открытая в 1803 г. коновально-артиллерийская школа. Программа для этой школы была составлена основоположником отечественной ветеринарной науки, профессором Московского университета И.С. Андреевским. Подготовку в школе вели «мастер коновального дела» и 2 подмастерья. Срок обучения составлял 3 года. До 1813 г. было выпущено 30 высококлассных коновалов.

В 1820 г. утверждается штат «Коновальной школы для полевой артиллерии». По штату в коновальной школе состояло 30 коновалов в унтер-офицерских чинах, 40 учеников и два артельщика; все они разбивались на две «артели». Ученики в школу определялись из кантонистов или из способных молодых рекрутов, хорошо знающих грамоту.

Испытания обучающимся коновалам и ученикам производились ежегодно, а «главный экзамен не прежде как через 4 года» в специальной комиссии на публичном экзамене. Ученикам, в совершенстве изучившим теоретические и практические коновальные искусства при отличном поведении, выдавались аттестаты, и они назначались бригадными коновалами, с производством в коновалы 1-го класса. Подготовка коновалов производилась также недалеко от Варшавы в деревне Бураково. Здесь с 1824 г. по 1830 г. при сельскохозяйственном институте существовала ветеринарная школа для подготовки иппиаторов (коновалов) для кавалерии. В школу принимались грамотные унтер-офицеры и рядовые.

 3. Военное   ветеринарное   образование после  отмены  крепостного  права, в  годы  буржуазных  реформ и  в  период русско-турецкой войны  1877–1878 гг.

 Ветеринарное отделение Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии в начале второй половины  XIX в. находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Руководство академии мало интересовалось подготовкой ветеринарных специалистов и нередко высказывало сомнение в необходимости существования ветеринарного отделения. Учреждённый в 1860 г.  при Министерстве внутренних дел особый временный «комитет об улучшении ветеринарной части в России и о мерах против скотских падежей в Империи» рассмотрел в 1864 г.  этот вопрос и признал дальнейшее существование отделения необходимым. Предложенный  комитетом проект организационных и штатных мероприятий для улучшения работы отделения, рассмотренный по приказанию Военного министра Военно-медицинским департаментом,  был признан им удовлетворительным. В следующем 1865 г. Президент Медицинской академии Дубовицкий представил проект комитета с замечаниями Военно-медицинского департамента и пояснительной запиской.  4 июля 1866 г. Военный Совет одобрил предложение Дубовицкого, в частности о переименовании отделения в институт, и учредил должность заведующего ветеринарным отделением.     

Во второй половине XIX в. уделяется внимание  вопросу о присвоении ученых степеней военным ветеринарным врачам. Так, в 1861 г. при ветеринарном институте Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии ежегодно оставлялось на два года  по одному из отличнейших по способностям и успехам ветеринарных воспитанников 1-го разряда, удостоенных по окончании степени ветеринара. К концу первого года пребывания в академии они должны были выдержать  экзамен на степень магистра ветеринарных наук, а к концу второго года защитить «магистерскую диссертацию». Для лучшего изучения избранной  специальности  разрешалось  назначать  их  ассистентами.  После  2-летнего пребывания в институте и получения степени магистра ветеринарных наук их назначали на штатные должности. Предусматривалось также лучших направлять за казенный счет на два года в заграничную командировку для усовершенствования по избранным предметам, с дальнейшим назначением, как правило, преподавателями при академии.

В 1869 г. устанавливается новый порядок подготовки коновалов - были утверждены «Правила для специального образования коновалов в войсках». На основании утвержденных правил, коновалы для войск обучались в кавалерийских частях, при которых содержались конские лазареты, переименованные этим же указом 1869 г. в ветеринарные лазареты. Число обучавшихся нижних чинов устанавливалось: для кавполка – 4, т.е. по одному на эскадрон; для учебного и резервного эскадрона – по 2 на эскадрон; во всех других частях, где по штатам имелись коновалы, – по 1 для каждой части. Для обучения отбирались лица из строевого состава частей, курс обучения был установлен 3-летний, причем обучающиеся исполняли одновременно обязанности «ветеринарных служителей при лазарете». По представлению окружного ветеринара лица выдержавшие экзамен назначались на имевшиеся вакансии младшими коновалами.

В том же 1869 г.,  17 сентября, состоялся Указ «О принятии по военному ведомству к руководству Курса Иппологии для преподавания ветеринарным ученикам из строевых нижних чинов». Вследствие переименования 22 ноября 1869 г. коновалов в ветеринарных фельдшеров, правила 1869 г. «для специального образования коновалов» и «Курс Иппологии» являлись с этого времени программой подготовки ветеринарных фельдшеров. Таким образом, с 1869 г. наименование специальности «коновал» заменяется на более правильное – ветеринарный фельдшер.

Порядок подготовки ковочных кузнецов в это время был следующим. В 1868 г. Военный Совет по представлению Главного Штаба ввел в кавалерийские дивизии и резервные кавалерийские бригады вольнонаемных ученых кузнецов, которым вменялось в обязанность обучать ковке нижних чинов, как кавалерии, так и командируемых в кавалерийские части из артиллерии и других войск. В 1871 г. в каждой дивизии и бригаде для обучения учреждались учебные кузницы.

 4. Состояние  военного  ветеринарного  образования в  конце  XIX - начале  XX  веков

 При Петербургской Медико-хирургической академии подготовка ветеринарных врачей проводилась до 1883 года. В 1873 г. отделение переводится во вновь отстроенное для ветеринарного института главное здание, отстраиваются  клиники, кузница и другие постройки. Большой вклад в развитие ветеринарного образования  внес назначенный в 1872 г. приказом Военного министра заведующим ветеринарным отделением профессор И.И. Равич, сыгравший значительную роль в развитии отечественной ветеринарной науки.

Однако в 1879 г., в связи с преобразованием Медико-хирургической академии в Военно-медицинскую академию, для ветеринарного отделения возникли неожиданные осложнения. Главный военно-медицинский инспектор заявил, что ввиду небольшой потребности армии в ветеринарных врачах, в среднем 10 человек в год, нет надобности в особом ветеринарном учебном заведении, и в 1880 г. прием учащихся на ветеринарное отделение академии был прекращен. Всего за 75-летний период существования ветеринарное отделение выпустило более 1000 ветеринарных специалистов. В их подготовке участвовали крупные научные силы, создавшие в то время и в последующем отечественную ветеринарию, способствовавшие ее прогрессу, и положившие начало ряду научных школ.

После закрытия ветеринарного отделения академии военно-ветеринарный состав армии стал пополняться за счет содержавшихся в Варшавском, Дерптском, Харьковском и Казанском ветеринарных институтах стипендиатов военного ведомства. Военным министерством с 1881 г. ежегодно ассигновалось  3600 руб. на 12 стипендий и 500 руб. на обмундирование стипендиатов по окончании обучения. Усовершенствование знаний кадровых ветеринарных врачей проводилось также при ветеринарных институтах. В 1886 г.  за счет военного ведомства создаются при Дерптском (Юрьевском) и Харьковском ветеринарных институтах специальные лаборатории для усовершенствования военных ветеринаров по повальным болезням, главным образом по сапу. В 1911 г. устанавливаются новые правила командирования ветеринарных врачей военного ведомства в те же институты. Ежегодно в каждый институт командировались 3 военных ветеринарных врача на один учебный год с целью освежения знаний по специальной программе, а через каждые 2 года – 2 ветеринарных врача  на 2 года. Последние, кроме выполнения специальной программы, разрабатывали научные темы и в течение первого года держали установленный экзамен на соискание степени магистра ветеринарных наук, а на следующий год представляли и защищали диссертацию.

Таким образом, с 1880 г. в России высшего учебного военно-ветеринарного заведения не существовало, хотя необходимость в нём была очевидной. Кадры военных ветеринарных врачей после 1880 г. пополнялись выпускниками 4 гражданских ветеринарных институтов, которые, однако, не давали оканчивающим их ветеринарным врачам никакой военной подготовки. Вследствие этого для врачей, поступавших на службу в военное ведомство, с целью «ознакомления их с требованиями военной службы вообще и военно-ветеринарной в частности» в 1903 г. утверждаются временные правила и устанавливаются с 1 января 1904 г. ежегодные 3-месячные подготовительные служебно-практические занятия. До 1912 г. такие занятия проводились корпусными ветеринарами сразу же после определения врачей на военную службу. Корпусной ветеринар вёл занятия по основным законам и распоряжениям военно-ветеринарной службы, а также знакомил с требованиями военной службы вообще. Полковой ветеринарный врач проводил практические занятия. Строевой офицер кавалерийского или казачьего полка проводил занятия по седловке и верховой езде.

В дальнейшем ветеринарные врачи  командировались для подготовки  на  специально  учреждённый  в С.-Петербурге ветеринарный курс при офицерской кавалерийской школе, открытие которого состоялось 2 октября 1913 г.

Специальная подготовка на ветеринарном курсе продолжалась 8 мес. Число одновременно обучающихся – 25 человек. Для оканчивающих этот курс был учреждён особый нагрудный знак. Ветеринарный курс 24 мая 1914 г. сделал первый  выпуск 25 ветеринарных врачей, но затем из-за начавшейся войны был расформирован.

В рассматриваемый период происходят дальнейшие изменения в системе подготовки  младших  ветеринарных  фельдшеров  и ковочных кузнецов.

В 1907 г. устанавливается новый порядок подготовки младших ветеринарных фельдшеров, вводится новая программа подготовки и Положение о ветеринарно-фельдшерских школах в частях войск. По новому положению школы содержались при ветеринарных лазаретах кавалерийских, артиллерийских и казачьих частей. В ветеринарно-фельдшерские ученики назначались низшие чины «вполне грамотные, способные, хорошего поведения, изъявившие желание посвятить себя изучению ветеринарного дела». В 1912 г. в частях кавалерии и артиллерии состояло 162 ветеринарно-фельдшерские школы, в которых обучалось 2 522 нижних чина.

Установленный в 1868 г. порядок подготовки ковочных кузнецов только при учебных кузницах кавалерийской дивизии оказался недостаточным, одна такая кузница не могла вести подготовку для всей своей дивизии, тем более  для других войсковых частей (стрелковых, инженерных и др.). Вследствие этого, в соответствии с приказом по военному ведомству от 14 марта 1901 г.  № 99, организуются учебные кузницы в артиллерийских бригадах, полках и отдельных конно-артиллерийских дивизионах. Создание учебных ковочных кузниц в 1904 г непосредственно в частях способствовало значительному росту числа кадров, обслуживающих конский состав правильной и рациональной ковкой.

В 1911 г. утверждается новое положение об учебных кузницах в кавалерии и артиллерии и программа для преподавания ковки в этих кузницах.  В частях кавалерии и артиллерии в 1912 г. состояло 180 учебных кузниц, в которых обучалось 2825 низших чинов.

 5. Военное   ветеринарное   образование в  период  первой  мировой  войны  (1914-1918  гг.)

 По штату мирного времени в армии до войны состояло 740 ветеринарных врачей и 2195 ветфельдшеров. В период войны численность ветеринарного состава значительно возросла. Так, в войсковых частях на 1 января 1916 г. состояло – 2172 ветеринарных врача, 9691 ветеринарный фельдшер и 457 ветеринарных санитаров.

Вследствие значительного некомплекта ветеринарных врачей в войсках уже в марте 1915 г., а затем в феврале 1916 г. и в феврале 1917 г. проводятся ускоренные выпуски студентов 4-х курсов из всех 4-х ветеринарных институтов. С февраля 1917 г. было выпущено из Харьковского института 102 ветеринарных врача,  из Казанского – 78, из Юрьевского – 47 и из Варшавского – 97 ветврачей. Выпущенные из институтов ветеринарные врачи сразу же призывались в армию. Подготовка ветеринарных фельдшеров в начале войны производилась по сокращённым программам военного времени в ветеринарно-фельдшерских школах, созданных  при некоторых этапных ветеринарных лазаретах. На Северо-Западном фронте были даже учреждены ускоренные 8-недельные курсы подготовки ветеринарных фельдшеров военного времени. Из 9 этапных ветеринарных лазаретов армии фронта к 1 октября 1915 г. было выпушено 117 ветеринарных фельдшеров. Но так как они имели слабую специальную подготовку, то с лета 1916 г. при запасных частях стали  проводить подготовку ветеринарных фельдшеров по программам мирного времени. В школах обучалось по 25 человек с полуторагодичным сроком подготовки.

Кроме того, вследствие значительного некомплекта ветеринарных фельдшеров, в соответствии с приказом по военному ведомству 1915 г. № 222, проводилась подготовка их из ветеринарных санитаров. Последние готовились в запасных кавалерийских полках по 3-месячной программе. Несмотря на кратковременность обучения, такая подготовка оказалась целесообразной для ветеринарных лазаретов, так как давала им достаточно  квалифицированных санитаров.

В 1919 г. при Центральной военно-ветеринарной бактериологической лаборатории организуются курсы по подготовке лабораторных работников, преобразованные в 1923 г. в эпизоотологические курсы для повышения квалификации ветеринарных врачей. После окончания Гражданской войны программа и пропускная способность курсов расширяется. Проведя 9 выпусков курсантов, с продолжительностью обучения в 2, 3, 4 месяца, курсы в 1925 г. были закрыты. За 2 года существования на них было подготовлено 152 ветеринарных врача.

Организованные в период существования курсов при Центральной военно-ветеринарной бактериологической лаборатории, окружные курсы периодически открывались после ликвидации центральных курсов. Занятия на окружных курсах длились 3-6 недель, слушателями их были 5-10 ветеринарных врачей. С 1926 г. в округах при лабораториях создаются специальные месячные курсы с программой в 200 лекционных часов. Эти курсы сыграли большую роль в повышении эпизоотологической подготовки ветеринарного состава.

В 1925 г. при Военно-ветеринарном бактериологическом институте для повышения квалификации ветеринарных врачей  создаются штатные курсы  усовершенствования высшего и старшего ветеринарного состава (КУВЕТ), для чего в состав института был дополнительно включен учебный отдел. С момента организации Военно-ветеринарной академии РККА курсы усовершенствования включаются в состав академии. После открытия курсов военная ветеринария получила возможность проведения систематической и регулярной учебы ветеринарных врачей. Штат курсов был рассчитан на ежегодное усовершенствование 70 ветеринарных врачей. Занятия на курсах длились 9 мес. Согласно положению о курсах, утвержденному в 1925 г., они были предназначены для: а) расширения знаний ветеринарных врачей РККА и войск ОГПУ как по специальности, так в вопросах военной и военно-ветеринарной службы; б) разработки специальных вопросов военно-ветеринарной службы. На курсы усовершенствования командировались, как правило, старшие ветеринарные врачи, аттестованные на высшую должность или соответствующие занимаемой. Из младших ветеринарных врачей направлялись на курсы, только аттестованные к выдвижению на должности старшего ветеринарного состава.

Программа курсов усовершенствования включала подготовку врачей по основным разделам: специальному ветеринарному, военному, военно-ветеринарному и социально-экономическому. В 1921 г. в отдельных округах создаются краткосрочные повторительные курсы для переподготовки ветеринарных фельдшеров.

 6. Военное   ветеринарное  образование в  период восстановления

народного  хозяйства  и  строительства  социализма  (1921-1941 гг.)

Молодая, формирующаяся Красная Армия остро ощущала нужду в ветеринарных специалистах. Наряду с предпринимаемыми мерами по комплектованию военно-ветеринарной службы посредством обязательных мобилизаций ветеринарных специалистов, приходилось также решать вопросы  организации подготовки ветеринарных кадров, необходимых для войск.

 При этом важно было не только организовать подготовку ветеринарных специалистов, но и определить порядок дальнейшего усовершенствования их знаний.

Приказом РВС Республики  в мае 1921 г. в Москве при Главвоенветупре формируется Школа военно-ветеринарных агитаторов на 150 человек, в задачи которой входила подготовка помощников ветсостава армии в его работе по популяризации элементарных ветеринарных знаний и в оздоровлении конского состава. Занятия в школе начались 1 сентября 1921 г., но затем её переформировали в Военно-ветеринарную фельдшерскую школу. Таким образом, в декабре 1922 г. в Москве (Цветной бульвар, 25) началась подготовка ветфельдшеров. Первым начальником школы был М.С. Ганнушкин, бывший начальник ветеринарного управления 5-й армии, в последующем доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий  кафедрой эпизоотологии Военно-ветеринарной академии РККА.

В 1924 г. из школы были выпушены первые 73 ветеринарных фельдшера, затем школа перешла на новый штат, которым предусматривался приём 400 учащихся. С 1926 г. в школе вводится 3-летний курс обучения по расширенным и углублённым программам, сроки обучения и программа приводятся в соответствие с гражданскими ветфельдшерскими школами (техникумами), выпускавшими ветфельдшеров со средним ветеринарным образованием. Уже в 1928 г. из школы было выпущено 377 старших ветфельдшеров. В 1937 г. школа, находившаяся в то время  в Ленинграде, переименовывается в Ленинградское Военно-ветеринарное училище.

В 1925 г. для подготовки младших ветфельдшеров (одно время их называли ветинструкторами) открываются войсковые школы младших ветфельдшеров в кавалерийских и артиллерийских частях, а позднее и при гарнизонных ветлазаретах. Подготовка в школах длилась 22 месяца, из них 10 мес. – в первом году службы и 12 мес. – во втором. Успешно выдержавшие испытания получали звание младшего ветфельдшера (ветинструктора).  Значение этих школ было не только в том, что они готовили младших ветфельдшеров для армии, но и  в том, что после демобилизации эти фельдшера пополняли кадры ветспециалистов в сельском хозяйстве. 

В 1923 г. создается Центральная школа ковочных инструкторов. Переменный состав школы комплектовался вначале красноармейцами, не имевшими кузнечной подготовки, а затем только ковочными кузнецами срочной и сверхсрочной службы. Для ковочных кузнецов срок обучения был  11 месяцев. В 1926 г. в Ленинградскую школу ковочных инструкторов было принято 120 человек, а в Московскую – 38.

Таким образом, в армии появились новые ветеринарные специалисты. Вследствие этого осенью 1924 г. по представлению Военно-ветеринарного управления РККА в учебные кузницы стрелковых и кавалерийских дивизий, а также во все другие войсковые части и учреждения, где положено содержать войсковые учебные кузницы, вводятся должности ковочных инструкторов.

В 1924 г. учебными кузницами было выпущено до тысячи ковочных кузнецов.

 В соответствии с приказом Реввоенсовета СССР от 12.09.1925 г. № 918 в 1925 г.  при Казанском ветеринарном институте открылось военное отделение, рассчитанное на подготовку 30 слушателей. Слушатели военного отделения числились состоящими на действительной военной службе, с сохранением оклада по последней занимаемой должности.

Большая заслуга в создании этого отделения принадлежала начальнику Военно-ветеринарного управления РККА  Н.М. Никольскому, много сделавшему для становления и развития  военной ветеринарии в советский период. Казанский ветеринарный институт был выбран Военветупром РККА не случайно, поскольку это был один из старейших ветеринарных вузов страны, давший ветеринарии известных ученых, выдающихся ветеринарных деятелей и врачей-практиков. Именно этот институт мог дать ветеринарному составу армии высокую ветеринарную квалификацию на уровне современной науки и практики, а  с открытием военного отделения - военные знания, позволяющие ориентироваться в сложной военно-политической обстановке того времени.

 Военное отделение института  содержалось на средства двух ведомств: Наркомвоенмора и Наркомпроса. Комплектование военного отделения осуществлялось  военнослужащими и гражданами, не состоящими на военной службе. Во главе отделения стоял начальник, назначаемый на эту должность приказом РВС СССР. Первым начальником военного отделения (1925-1928 гг.) был  Бауман Викентий Ксаверьевич, а затем,  в 1928-1932 гг. - Малицкий Сергей Александрович   впоследствии  начальник Ветеринарного отдела ВМФ, полковник ветеринарной службы.

Преподавание ветеринарных дисциплин вели выдающиеся ученые, основатели научных школ микробиологии, биохимии, терапии, эпизоотологии,  профессора С.И. Афонский, А.Я. Богородский, М.Н. Верещагин, К.Р.  Викторов, Григорьев, Г.В. Домрачев, Н.А. Ливанов, В.И. Логинов, Б.М. Оливков, В.М. Пичугин, Н.П. Рухлядев, Л.С. Сапожников, И.Я. Сырнев, доценты Н.П. Руфимский, С.Г. Сидорова, А.П. Студенцов, С.А. Хрусталев и др. В процессе обучения  ветеринарным  дисциплинам учитывалась специфика военного отделения. К примеру, особое внимание уделялось изучению боевого травматизма лошадей и основам этапного лечения, здесь велась подготовка хирургов высокой квалификации.

Что касается военных предметов, то военное отделение  института имело лишь одного штатного преподавателя по военным дисциплинам (Г.Л. Окнинский, затем П.А. Щербаков), поэтому наряду с ним преподавательскую работу вел и начальник военного отделения. Программа обучения предусматривала теоретические курсы военных дисциплин по Военно-ветеринарной службе РККА, военной администрации, военной топографии, военно-химическому делу, стрелковому делу, уставам РККА, теории езды и выездки строевой лошади, военной зоогигиене; практические занятия по военным дисциплинам: верховая езда и выездка лошади, строевые занятия в порядке боевых уставов пехоты и кавалерии, ковка лошади, военная топография, военные игры с элементами тактики и военно-ветеринарной службы.

Первый выпуск военных ветврачей (28 человек) состоялся  8 октября 1929 года. Этот день положил начало планомерной  системе  в  комплектовании  Красной Армии ветеринарно-врачебным составом.

Всего за время функционирования военного отделения Казанского ветеринарного института  (1925-1932) им было подготовлено 128 военно-ветеринарных врачей, многие из них  занимали  высокие посты в Красной Армии и прочно вошли в организационное ядро военно-ветеринарной службы.

С 1929 г. военное отделение постепенно переводилось из Казани в Москву, где в Московском зооветеринарном институте была организована подготовка военных ветеринарных врачей. В 1929 г. на первый курс военно-ветеринарного отделения Московского зооветеринарного института был принят 51 человек. Вместе  с тем,  2, 3 и 4-й курсы военного отделения оставались  в Казани, где вплоть до 1932 г. осуществлялись  выпуски ветеринарных врачей. В 1930 г.  военное отделение Московского зооветеринарного института развертывается в Военно-ветеринарный факультет, который в 1935 г.  реорганизуется в Военно-ветеринарный институт РККА и, наконец, в 1938 г. – в Военно-ветеринарную академию РККА. Таким образом, в течение короткого времени высшее военно-ветеринарное образование стало на прочную основу.

В отличие от гражданских ветеринарных институтов, в военно-ветеринарном институте был установлен не 4, а 5-летний срок обучения, что было вызвано расширенным учебным планом. В частности, кроме военных дисциплин больше времени отводилось  социально-экономическим предметам и иностранным языкам; производственная практика проводилась не один раз, а трижды. В 1930 г. на Военно-ветеринарном факультете распределение предметов по циклам было следующим: военный цикл – 9,7%, социально-экономический – 10 %, общетехнический – 10,5 % и специальный – 69,8 %. Выделение значительного времени на изучение военных и социально-экономических дисциплин вызывалось необходимостью подготовки для армии не только узких специалистов, но эрудированных и в военном отношении лиц начальствующего состава.

Военно-ветеринарный факультет комплектовался только начальствующим составом РККА. Например, в 1934 г. было принято 52 человека, среди них – ветфельдшеров – 35, командиров – 11, хозяйственных работников – 4 и политработников – 2. Вследствие того, что слушатели были, как правило, из числа  начальствующего состава,  выпускаемые ветеринарные врачи, будучи полностью знакомы с работой в воинских частях, по прибытии к месту службы  без особых затруднений включались в работу по ветеринарному обеспечению войск.

После создания Военно-ветеринарной академии с увеличенным контингентом приема, вопросы укомплектования армии ветеринарными врачами были полностью разрешены. Красная Армия стала  получать высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимую военную подготовку и командирские навыки.

Готовя для армии кадры высококвалифицированных ветеринарных врачей, Военно-ветеринарная академия выросла в крупное военно-учебное заведение с крепкой учебно-материальной базой и со своими собственными кадрами, стала  центром военно-ветеринарной научной мысли. ВВА РККА занимала ведущее место среди ветеринарных вузов страны, она  имела в штате 299 военнослужащих постоянного состава, 406 вольнонаемных и 800 слушателей. В структуре академии предусматривались учебный, научный и политический отделы, 29 кафедр, курсы усовершенствования военно-ветеринарных врачей и подразделения обслуживания.

В академии работали видные ученые: академики К.И. Скрябин, С.Н. Вышелесский, И.Е. Мозгов, Н.Ф. Попов; заслуженные деятели науки А.Ф. Климов, Я.Е. Коляков, Б.М. Оливков, Г.В. Домрачев, Н.А. Сошественский; профессора Н.М. Шпайер, И.В. Шур, М.С. Ганнушкин и др. Научную и учебную работу вели 21 доктор наук и профессор, 47 кандидатов наук и доцентов.

К началу Великой Отечественной войны научными работниками академии было написано 24 учебника объемом в 281 печатный лист. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 г. академия была представлена 24 экспонатами и получила диплом I-й степени, а 4 ее работника награждены медалями. В почетную книгу выставки были внесены 24 преподавателя академии. Среди них доктора ветеринарных наук, профессора Б.М. Оливков и Г.В. Домрачев.

 8. Военное ветеринарное образование в  период  Великой Отечественной войны  (1941-1945 гг.)

 Война явилась серьёзным испытанием для  ветеринарного состава армии, которому пришлось решать много новых задач, как в организационной, так и в лечебно-эвакуационной и профилактической работе.

С первых дней войны военно-ветеринарная служба уделяла исключительно большое внимание подготовке и усовершенствованию кадров. Военно-ветеринарная академия Красной Армии проводила подготовку ветеринарных врачей – офицеров ветеринарной службы – для частей и учреждений  армии.

 В октябре 1941 г. она была эвакуирована из Москвы в г. Аральск, а в 1942 г. – в г. Самарканд.  В начале Великой Отечественной войны, в связи с большой потребностью в ветеринарных врачах для войск, число слушателей в академии было увеличено с 700 до 1400, т.е.  по сравнению с довоенным штатом  оно возросло вдвое.  Срок обучения был сокращен: вместо 5-летнего введено 3-летнее обучение, в связи с этим проводились ускоренные выпуски ветврачей. Однако увеличение  штата  продержалось недолго  в связи  с тем, что  при  сокращенном  3-летнем сроке обучения качество подготовки ветврачей снизилось. В 1943 г.  Академия перешла на 4-летний срок обучения. За годы войны академия произвела 8 выпусков, дав армии 1178 ветврачей.

Кроме подготовки военно-ветеринарных врачей академия вела большую работу по подготовке и усовершенствованию ветеринарных врачей-специалистов: хирургов, терапевтов, эпизоотологов, для ветеринарных отделов фронтов и армий, а также для фронтовых и армейских ветеринарных лазаретов и лабораторий. Профессорско-преподавательский состав выезжал в действующую армию, где на практической работе в полевых ветеринарных учреждениях на кратковременных сборах готовил специалистов. Научно-исследовательская работа академии была также перестроена и направлена на обеспечение нужд ветеринарной службы войск действующей армии. В первые месяцы войны добровольно ушли на фронт 80 сотрудников академии. Полк, сформированный из слушателей и постоянного состава академии, в 1941 г. работал на оборонительных сооружениях под Москвой и там же занимал оборонительные позиции. Находясь в тылу, весь коллектив академии в своей повседневной работе ощущал неразрывную связь с фронтом, вносил свою лепту в общее дело разгрома врага. В 1943 г. личный состав академии внес в фонд обороны СССР денежные средства на сумму 720 000 руб. за что получил благодарность И. Сталина. Военно-ветеринарную академию КА в военные  годы  возглавляли: генерал-майор ветеринарной службы А.А. Петуховский, генерал-лейтенант ветеринарной службы Н.М. Власов.

Ленинградское Военно-ветеринарное училище в годы войны сочетало обучение курсантов с участием в обороне Ленинграда. Находясь в блокированном Ленинграде, училище принимало активное участие в борьбе с фашистскими оккупантами, командный состав и курсанты училища показали образцы патриотизма и воинской доблести. Батальон из преподавателей и курсантов (более 1200 человек) под командованием начальника училища,  генерал-майора ветеринарной службы Л.А. Байтина оборонял один из участков на подступах к Ленинграду. Батальон особенно отличился в боях под Невской Будровкой. В дни блокады курсанты несли также караульную, патрульную и противовоздушную службу. За храбрость и отвагу многие сотрудники и курсанты училища получили высокие правительственные награды.

11 января 1942 г.  училище было эвакуировано через Ладожское озеро в  г. Вельск, Архангельской обл. Здесь «на пустом месте» создавалась необходимая учебная база. Один выпуск был произведен после годичного срока обучения, а последующие выпуски – с двухгодичным обучением. За годы войны  училищем был подготовлен 1221 ветеринарный фельдшер.

В первый период войны ощущался недостаток ветфельдшеров средней квалификации. Вследствие этого при фронтовых ветлазаретах была организована их подготовка по особой, ускоренной трехмесячной программе..

Подготовка младших ветфельдшеров производилась в школах при фронтовых и гарнизонных ветлазаретах и запасных полках.

Существовавшие Ленинградская и Харьковская школы ковочных инструкторов, ввиду малой потребности в этих специалистах, проводили подготовку и ковочных кузнецов. Срок обучения ковочных инструкторов – 6 мес. и ковочных кузнецов – 3 месяца.

Из запаса, за период войны,  было призвано в армию 6 507 ветврачей и 10 290 ветфельдшеров. Основной формой подготовки ветсостава на протяжении всех лет войны являлись сборы в дивизиях, корпусах, армиях, фронтах и в центре, к проведению которых привлекались лучшие руководители и ветеринарные специалисты. По далеко неполным данным за годы войны проведено только центральных, фронтовых и окружных сборов 1391 с количеством участников 19 747 чел. На фронтовых и центральных сборах было подготовлено хирургов – 500, эпизоотологов – 500, терапевтов – 400.

За годы войны почти все ветврачи и значительная часть ветфельдшеров прошли переподготовку, а большинство побывали на учебных сборах неоднократно.

Неустанное совершенствование мастерства ветсостава в разнообразных видах его деятельности, способствовали быстрому возвращению в строй максимального количества раненых и больных лошадей.

                                

9. Военное   ветеринарное  образование в  послевоенный  период и во 2-й половине XX века

 После Великой Отечественной войны в связи с сокращением численности Вооруженных Сил и резко сократившейся потребностью армии в ветеринарных специалистах было принято решение о реорганизации, а впоследствии и о закрытии военно-ветеринарных учебных заведений, а также о значительном сокращении числа школ младших фельдшеров и учебных ковочных кузниц.

Военно-ветеринарная академия в 1948 г. была преобразована в Военно-ветеринарный факультет при Московской ветеринарной академии, который функционировал до 1956 года.  С 1956 по 1978 гг. подготовка и переподготовка офицеров ветеринарной службы осуществлялась на офицерских курсах (КУОВС, 43 ОКВС). Для создания мобилизационного резерва Вооруженных Сил СССР в специалистах ветеринарного профиля, постановлением Правительства Советского Союза в 1966 году создается военно-ветеринарный цикл на военной кафедре Алма-атинского Зооветеринарного института. Затем последовательно создаются военно-ветеринарные циклы на военных кафедрах Украинской СХА, Красноярского и Белогорского СХИ. Всего за 40 летний период в них  было подготовлено около 4300 офицеров ветеринарной службы запаса, при общей потребности Вооруженных сил, по состоянию на 1990г. до 8,5 тысячи офицеров и прапорщиков ветеринарной службы. Первыми начальниками Военно-ветеринарных циклов были: в АЗВИ полковник ветеринарной службы Н.Ф. Шуклин;  в Украинской СХА полковник ветеринарной службы Г.И. Габелок.

1 июля 1978 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 19 августа 1977 г. на базе 43-х офицерских курсов ветеринарной службы был  сформирован Военно-ветеринарный факультет при Московской ветеринарной академии им. К.И. Скрябина Важная роль в реализации замысла о восстановлении высшего ветеринарного военно-учебного заведения принадлежала начальнику военно-ветеринарной службы МО СССР генерал-майору ветеринарной службы О.С. Беленькому.

Факультет располагался в Москве, и первоначально комплектовался слушателями из числа студентов Московской ветеринарной академии и Ленинградского ветеринарного института, окончивших 3 курса ветеринарных факультетов. В дальнейшем комплектование слушателями происходило и за счет  ведущих ветеринарных (сельскохозяйственных) вузов страны. Солидная учебная база ВВФ: 3 учебных корпуса, специализированные классы, лаборатории и кабинеты, соответствующие современному состоянию развития техники, ветеринарной и военной науки, созданная в короткий период,  позволяла вести учебный процесс на должном научно-техническом уровне. Обучение слушателей велось на кафедрах Военно-ветеринарного факультета и Московской ветеринарной академии им. К.И. Скрябина.

На протяжении ряда лет в составе факультета имелась только одна кафедра: Военно-специальной подготовки (в дальнейшем Военной подготовки), где велось преподавание общевоинских и военно-специальных дисциплин. Начальниками кафедры были полковники ветеринарной службы П.В. Ивановцев, Г.Г. Елкин, А.Н. Тещенко.      

       Залогом успешной деятельности факультета на протяжении более чем 2-х десятков лет явилось умелое руководство его деятельностью со стороны начальников факультета. Первым начальником факультета, под руководством которого произошло его формирование и становление, был полковник ветеринарной службы В.М. Коняев, затем на этой должности его последовательно сменили полковники медицинской службы В.Н. Тулупов, В.П. Попов, И.С. Колесниченко. Ближайшими их помощниками  были заместители начальника по учебной и научной работе: В.Н. Тулупов, Е.К. Богацкий, А.П. Петухов, А.А. Абливанов.

В 1994 году Военно - ве­теринарной службе придается  новый нормативно-пра­вовой статус, ведомственной Ветеринарно-санитарной службы ВС, как составной части государственного ветеринарного надзора, обеспечивающей выполнение нормативных актов закона «О ветеринарии» в силовых структурах Российской Федерации. Вводится новое понятие составной и неотъемлемой части тылового обеспечения «Ветеринарно-санитарное обеспечение», направленное на обеспечение пищевой безопасности про­дуктов питания и продовольственного сырья, поступа­ющего в войска и силы флота. В общем построении тыла, ветеринарно-санитарная служба занимает прочное положение «службы обслуживающей боевые действия» В связи с этим усложняются задачи подготовки  военных кадров и усовершенствование образовательного процесса. В  составе факультета с 1995г. функционируют 2 кафедры: Военно-прикладных дисциплин (начальники – полковники медицинской службы: А.Н. Тещенко, С.В. Тимофеев, Ю.А. Сорокин) и Организации и тактики ветеринарно-санитарной службы (начальники – полковники медицинской службы: В.В. Калита, А.А. Абливанов, В.А. Кремневский) Основу преподавательского состава составляли офицеры, имевшие не только обширные специальные знания и практические навыки, но и богатый опыт работы в войсках на различных должностях.

Многие годы посвятили педагогической деятельности офицеры А.Н. Авдиенко, В.М. Башилов, Е.К. Богацкий, В.М. Борисов, А.В. Власов, И.В. Дерябкин, А.П. Дзюбак, Г.Г. Елкин, Е.Н Забуженко, О.В. Ильин, П.В. Ивановцев, В.В. Калита, И.Г. Камышанов, П.А. Климов, Н.С. Клочков, П.Е. Кужаров, В.М. Пахмутов, В.П. Попов, Ф.Ф. Скидан, Ю.А. Сорокин, С.В. Тимофеев, В.Н. Чеботарев, И.Я. Шевнин, Н.А. Шевченко и др.

Хорошими наставниками слушателей были начальники учебных курсов, которых занимали все аспекты повседневной жизни воспитанников: от учебы и поддержания внутреннего порядка, до решения проблем бытового устройства и личных вопросов (Е.Н. Забуженко, А.Н. Туник, А.С. Бессараб, Г.Г. Иванников, Ю.А. Сорокин, Т.А. Ерченко, Г.А. Калугин, П.С. Квочко,  М.В. Хорольцев).

В учебных планах ВВФ предусматривалось наряду с лекциями большое число лабораторных, практических, семинарских, полевых занятий, а также прохождение врачебной практики в учхозе и в учреждениях ветеринарно-санитарной службы под методическим руководством преподавателей      МГАВМиБ им. К.И. Скрябина и Военно-ветеринарного факультета, а также военной стажировки в воинских частях и учреждениях. Во время практики закреплялись полученные знания, слушатели знакомились с конкретной спецификой повседневной работы офицера ветеринарно-санитарной службы. В период стажировки слушатели под наблюдением штатного ветеринарного специалиста проводили и организовывали мероприятия ветеринарно-санитарной службы.

При факультете функционировали 2-месячные курсы переподготовки и повышения квалификации офицеров кадра и запаса ветеринарно-санитарной службы и офицеров сельскохозяйственных предприятий Министерства обороны РФ, одномесячные сборы по подготовке офицеров запаса ветеринарно-санитарной службы.  Всего за время существования факультета на этих курсах прошли переподготовку около 1000 офицеров ветеринарно-санитарной службы кадра (запаса).

Большая работа в интересах совершенствования обучения и решения актуальных проблем организации ветеринарно-санитарного обеспечения войск проводилась в научно-исследовательской лаборатории – этом старейшем и единственном научном подразделении в системе ветеринарно-санитарной службы ВС РФ, исследования которой имели важное значение для развития военной ветеринарии.

В период с 1978 по 2001 гг. сотрудниками НИЛ ВВФ выполнено около 200 научных работ, из них ряд тем выполнялся совместно с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и военно-учебными заведениями  Вооруженных Сил, Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения, других министерств и ведомств.

Одним из основных направлений научных исследований, соответствующих насущной потребности ветеринарно-санитарной службы, являлась разработка средств и способов обнаружения радиоактивных, отравляющих, токсических и сильнодействующих ядовитых веществ в пищевых продуктах, продовольственном сырье и фураже, а также методов их обезвреживания, защиты войсковых и продовольственных животных от оружия массового поражения.

По этому направлению помимо инструкций, методических указаний, наставлений предложен ряд способов применения антидотных средств, разработаны и внедрены в практику службы несколько антидотных рецептур, обладающих высокоэффективным  лечебным и профилактическим действием, а также методики определения в мясе продовольственных животных физиологически активных веществ, входящих в состав антидотных рецептур, получено 8 авторских свидетельства, защищено 2 докторских и 9 кандидатских диссертаций. Развитие этого актуального научного направления, в плане выполнения ряда государственных заданий, неоспоримая заслуга и результат большой творческой энергии начальника Ветеринарно-санитарной службы ВС РФ (1989-1998г) генерал-майора ветеринарной службы В.П. Ветрова, а также начальника отдела НИЛ полковника ветеринарной службы, профессора Л.С. Михайлова, полковника ветеринарной службы В.И. Буркова и профессора И.С.Колесниченко.

Большой вклад в развитие военно-ветеринарной науки внесли офицеры: А.С. Бессараб, В.М. Борисов, Ю.И. Гаркавый, Б.П. Гущин, Л.Н. Дубов, А.С. Зимель, А.О. Исхаков, В.Н. Ищенко, С.С. Киселев, Н.С. Клочков, А.П. Комаровский,  А.И. Костко, О.Ю. Марковский, И.Ф. Мещеряков, А.Ю. Оноприенко, А.Г. Панкратов, В.С. Портнов, П.П. Самойлов, В.Т. Семененко, В.А. Синицкий, А.М. Софронов, А.Н. Тещенко, А.В. Черняк и др.

Над решением научных проблем работали также научные сотрудники: офицеры запаса (Е.К. Богацкий, И.В. Ванюк, М.А. Дедюрин, В.М. Караваев, И.Т. Ковба, Б.А. Комаров,  П.Н. Матохин, В.Д. Самойлов) и служащие (М.И. Ежова, Н.Ф. Загороднова, Т.А. Иванова, Л.С. Кудряшова, Н.А. Лихотина, Е.М. Парашина). Руководили НИЛ ВВФ полковники медицинской службы Н.И. Пущин, А.И. Крюков, А.Н. Тещенко, В.М. Белогуров, Ю.А. Третьяков, В.А. Кремневский, М.М. Кутрухин.

 10. Реформирование военного ветеринарного образования в начале  XXI века

 Коренные изменения всех сторон жизни, происходящие в нашей стране на рубеже XX-XXI вв., обусловили необходимость совершенствования системы военного образования России, имеющей 200-летний опыт подготовки военных специалистов. Процесс реформирования военного образования на рубеже ХХ-ХХI вв., затронул и Военно-ветеринарный факультет при МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, на базе которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ в 2002 г. был создан Военно-ветеринарный институт.

ВВИ - военно-учебное заведение, готовящее  военных ветеринарных врачей высшей квалификации для комплектования соединений, частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Комплектование института слушателями осуществляется за счет студентов, окончивших 4 курса ветеринарных академий, аграрных университетов и институтов, имеющих ветеринарные факультеты. Срок обучения рассчитан на 2 года. Лицам, окончившим институт, присваивается квалификация «ветеринарный врач», воинское звание «лейтенант медицинской службы» и выдается диплом государственного образца.

В институте осуществляется поэтапная подготовка ветеринарных специалистов по программам высшего и послевузовского (адъюнктура) образования, кроме того, предусмотрены курсы повышения квалификации для офицеров ветеринарно-санитарной службы по ряду специальностей.

В этой единой системе подготовки формируются ветеринарные специалисты, способные осуществлять ветеринарно-санитарное обеспечение войск на уровне, соответствующем требованиям настоящего момента.

Обучение слушателей (по общевоенным и военно-специальным дисциплинам) производится на кафедрах института и Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина.

Кафедры института, как основные учебно-научные подразделения активно ведут работу по интенсификации учебного процесса.

Преподавательский состав института включает опытных преподавателей, имеющих солидный педагогический стаж (А.Н.  Гарбарь, О.Ю. Марковский, И. В. Дерябкин, А.В. Еньшин, П.С. Квочко, А.М. Стрельцов, А.И. Савчиц, В.А Максимов, К.В. Мануйлов), а также ряд молодых офицеров, призванием которых стало педагогическое поприще.

Высокая научная и педагогическая квалификация их позволяет обеспечивать качественное проведение учебной и военно-научной работы. Более половины преподавателей имеет ученую степень. Вопросу подготовки и совершенствования научно-педагогических кадров, их научному росту уделяется самое пристальное внимание.

Достаточно отметить, что в настоящее время в стенах института методом соискательства и в адъюнктуре ведется работа по подготовке 4 докторских и 7 кандидатских диссертаций. Всего же в подготовке военно-ветеринарных врачей участвуют 9 докторов наук, 11 профессоров, 22 кандидата наук и доцентов.

Большое значение придается компьютеризации, укреплению творческой связи с войсками, повышению уровня научно-педагогической деятельности преподавательского состава, улучшению методического обеспечения учебного процесса.

За период с 2000 г. по 2007 г. по результатам обучения пять слушателей были награждены стипендией Президента РФ, четыре слушателя - стипендией Правительства РФ, один слушатель • стипендией благотворительного фонда В.Потанина.

Только за последние десять лет из стен Военно-ветеринарного учебного заведения выпущено более 330 офицеров ветеринарно-санитарной службы, достойно выполняющих свой воинский и патриотический долг в рядах ВС РФ на ответственных должностях.

Среди них молодые офицеры: В.В. Галкин, А.А. Кравченко, М.К. Силантьев, В.Н. Спиридонов, Н.В. Колпаков, Б.Н. Кобзенко, А.Н. Плетнев, С.В. Варнавский, В.П. Калмыков, Ю.И. Несветаев, В.В. Нетреба, Н.А. Резник и многие другие, на которых равняется вся военная ветеринария страны.

Всего же за период с 1978 г по 2007 г. Военно-ветеринарным факультетом при МГАВМ и Б им. К.И. Скрябина и Военно-ветеринарным институтом в интересах ветеринарно-санитарной службы ВС РФ и других силовых ведомств выпущено 837 высококвалифицированных специалистов, из которых 59 человек окончили ВУЗ с отличием. Из их числа полковник м/с Ю.Г, Боев достиг самой высшей должности - начальника Ветеринарно-санитарной службы ВС РФ, а полковник м/с И.О. Колесниченко стал начальником уникального и единственного в мире военно-учебного заведения. Полковники м\с С.В. Филатов, Н.М. Печеркин, С.Г. Гуро, Н.В. Поздняков и О.В. Кутепов достигли должности заместителя начальника центрального органа военного ветеринарного управления МО РФ.

Среди отличившихся, 30 выпускников ВВФ и ВВИ были назначены на должности начальников служб видов, родов Вооруженных сил и начальников ветеринарно-санитарных служб округов, флотов, групп войск, 14 офицеров определены на должности начальников кафедр и НИЛ, а 30 воспитанников ВУЗа имеют ученые степени и научные звания.

На базе научно-исследовательских лабораторий института активно ведется НИР и НИОКР по проблемным тематикам. Работы в области создания средств защиты войсковых продовольственных животных не имеют налогов  в мировой практике. Материалы разработок неоднократно представлялись на соискание правительственной премии  Российской Федерации.

Большой вклад в становление, развитие Военно-ветеринарного факультета при МГАВМ и Б им. К. И. Скрябина и Военно-ветеринарного института внесли руководители Тыла Вооруженных Сил Маршал Советского Союза С.К. Куркоткин, генерал армии В.М. Архипов, генерал армии В.И. Исаков, генерал-полковники Н.В. Фуженко, В.Т. Чуранов, Д.В. Булгаков и И.М. Голушко.

Начальники Центрального органа управления военной ветеринарии страны генерал-майор О.С. Беленький, генерал-майор ветеринарной службы В.П. Ветров, полковник ветеринарной службы В.И. Бурков, полковник медицинской службы Ю.Г. Боев. Непосредственные начальники Вузов: полковники ветеринарной службы В.М Коняев, В.Н.Тулупов, В.П. Попов и полковник медицинской службы, профессор И.С. Колесниченко.

Много сил и энергии в совершенствование учебно-методического и воспитательного процесса несли преподаватели и научные сотрудники: А.И. Андреенко, А. Н. Авдиенко, А.С. Бессараб, Е.К. Богацкий, Ю.И. Барсуков, А.П. Дзюбак, Н.Ф. Загороднова, А.В. Еньшин, Г.Г. Елкин, Г.Н. Зыбенко, Л.С. Михайлов, А.А. Немиров, Н.В. Колпаков, А.П. Петухов, Н.И. Пущин, Ф.Ф. Скидан, А.М. Софронов, А. М. Стрельцов, А.Н. Тещенко, С.В, Тимофеев, П.И. Климов, М.В. Хорольцев, И.Я. Шевнин и др.

Институт гордится своими сотрудниками и выпускниками, которые достойно выполняли свой воинский и интернациональный долг: в Ливии - В.М. Борисов, в Сирийской Арабской Республике - П.А.Климов, в Республике Куба - Н.М. Марканов, В.А. Кремневский, В.А. Панов, в Сьерра - Леоне и Республике Судан - П.Е. Грацианов, в Югославии в отдельных воздушно- десантных бригадах миротворческих сил НАТО в Боснии и Косово - Г.Ф. Ибатуллин, А.А Живаев, В.В. Лупенко, В.К. Силантьев, А.Н. Гирба, В.А Ельников, В.И. Украинцев и другие.

Заслуживают глубочайшего уважения среди сограждан страны питомцы и сотрудники Военно-ветеринарного института, среди которых ветераны и участники ВОВ: О.А. Бакулов, П.П. Соторов, О.С. Беленький, А.А. Немиров, Г.Н. Коржевенко, В.М. Коняев, И.Т. Ковба.

Воины-интернационалисты " Кубинцы": В.П. Ветров, В.А. Кремневский, А.Н. Панов; «Афгацы»: В.И. Бурков, А.Н. Туник, А.М. Стрельцов, А.А. Сорокин, В.Н. Степанишин, В.Н. Дручинин, А.С. Шаповалов, В.В. Ловаков, В.Ж. Абайдулин, А.С. Десятниченко, М.М. Савченко, А.И. Рудковский, Г.Г Бирич, В.В. Величко, В. П. Харченко, Б.И. Бугарь, Н.А. Желков, Г.В. Минаев, И.В. Грачев, М.А. Файзуллин, А.М. Никулин, В.Н. Герасименко, О.В. Богомолов, В.В. Кривко, П.А. Щеглов, Ф.С. Хусаинов, И.И. Федоришин, В.А. Слободяник, С.Г. Мамухин, А.Б. Петин, А.Ф. Жук, М.В. Захаров, С.А. Иноземцев В.Н. Богуславский, И.П. Слободинюк, В.П. Васильев, С.И. Лавров, П.В. Чепляков, Э.Ф. Гува, Ю.П. Иванчук, В.В. Дружина, Ю.М. Смыков, П.Л, Лыгун, И.И. Цибулин, В.Н. Вагин, И.А. Кузеванов, Х.И. Иссергушин, С.Е. Каплан, С.Э. Светлов, А.П. Приходько и многие другие. Лейтенант в\с А.В. Сахненко - погиб при исполнении воинского долга.

Ветераны боевых действий: В.И. Бурков, В.П. Ветров, Ю.Г. Боев, В.Ф. Белоусов, В.М. Белогуров, Е.Н. Борзунов, П.Е. Грацианов, С.Г. Гуро, В.К. Гирба, В.Н. Дручинин, А.А. Живаев, Г.Ф. Ибатуллин. Н.В. Колпаков, И.С. Колесниченко, И.М. Пономарев, В.А. В.Н. Минаев, В.Н. Никитин, Ю.В. Селиванов, А.Н.Туник, М.М. Кутрухин. Ф.С. Мелешков, М.К. Силантьев, М.Р. Саврилов, В.В. Лупенко, А.Н. Ельников и другие.

Офицеры и служащие Военно-ветеринарного института, удостоенные Почетного звания «Заслуженный ветеринарный врач» Российской Федерации: В.П. Ветров, Е.К. Богатский, Н.Ф. Загороднова, Г.Г. Елкин,  А.Н. Тещенко, Л.С, Михайлов, И.С. Колесниченко и другие.

Принимали активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении: В.П. Ветров, Е.К. Богацкий, Ю.И. Барсуков, В.М. Борисов, А.В. Бричко, В.Ф. Белоусов, А.В. Власов, Ю.И. Гаркавый, Л.Н. Дубов, А.А. Живаев, А.Х Зиганшин, Н.С. Клочков, Н.В. Колпаков, А.И, Крюков, М.М. Кутрухин, Л.С. Михайлов, А.Ю. Оноприенко, В.М. Пахмутов, В.П. Попов, В.И. Самарин, П.П. Самойлов, А.Н. Тещенко, Ю.А. Третьяков и др.

Славное прошлое и настоящее высшего военного учебного заведения, его традиции, постоянно совершенствующаяся материально-техническая и научно-инфор­мационная база, методическое мастерство и профессионализм профессорско-преподавательского и командного состава - все это залог успешного решения задач, которые сегодня стоят перед Военно-ветеринарным институтом и военно-ветеринарным образованием страны в целом.

Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник медицинской службы                                        Ю. Боев

21 марта 2008 года

Послесловие:

В ходе реформ Вооруженных сил Российской  Федерации  в 2010 году Военно-ветеринарный институт, единственное в стране и мире Высшее военное учебное заведение  расформировано.

 

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЕННОЕ-ВЕТЕРИНАРНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Виталий Петрович ВетровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Genvssl

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.П.Ветров,Ю.Г.Боев, И.С.Колесниченко, ВОЕННОЕ ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЕННОЕ-ВЕТЕРИНАРНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ (дата обращения: 19.01.2019).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В.П.Ветров,Ю.Г.Боев, И.С.Колесниченко:

В.П.Ветров,Ю.Г.Боев, И.С.Колесниченко → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
2377 просмотров рейтинг
11.01.2017 (738 дней(я) назад)
0 подписчиков

Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
Незнание истинного устройства Вселенной — главная беда человечества, которую оно должно одолеть. Ignorance of the true structure of the Universe is the main misfortune of mankind, which it must overcome.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Луна: тьма — слепцам, зрячим — Солнце. The Moon: darkness is for the blind, the Sun is for the sighted.
Каталог: Философия 
22 дней(я) назад · от Олег Ермаков
К познанью Мира хватит нам Луны одной: Мир ведать — знать ее.
Каталог: Философия 
36 дней(я) назад · от Олег Ермаков
В данной статье на фактическом материале кратко изложены принципиальные моменты создания и организации государственной ветеринарной службы на протяжении 150-летнего периода. Автором высказана личная позиция, и не ставилась цель поиска виновных в просчетах, допущенных при реформировании службы. Хотелось бы напомнить всем, кто посвятил себя ветеринарии, что 2 декабря 2018 года – юбилейная дата – 150-летие создания государственной ветеринарной службы России, внесшей значительный вклад в развитие животноводства и обеспечение ветеринарной и продовольственной безопасности страны.
Каталог: Ветеринария 
39 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В картине Вселенной дней наших отсутствует Сердце — Луна. Нет его — нет Вселенной в очах.
Каталог: Философия 
57 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Подлинная причина провала РФ в освоении Космоса. The real reason for the failure of the Russian Federation in the development of the Space.
Каталог: Философия 
71 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Глас наш дан нам, людям, глаголить о Боге и славить Его. Трон Его — Луна, Родина бренных. К ней звал песней нас Ободзинский, Стези со’LOVE’й.
Каталог: Философия 
156 дней(я) назад · от Олег Ермаков
День 10 августа 1910 года признан, днем создания органа управления ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ветеринарно-санитарный надзор в Вооруженных Силах, учитывая его не только экономическую, но и социальную значимость, должен осуществляться в полном объеме, достаточными и квалифицированными силами. Что естественно тесным образом должно быть увязано и обеспечиваться, состоянием материальной базы, единой системой подчиненности сверху до низу. Организацией работы с кадрами, выполнением комплекса надзорных, ограничительных, общих охранно-карантинных мероприятий и решением многих других вопросов, за которые отвечает ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Каталог: Военное дело 
202 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Исследования показывают, что каждый час транспортировки лошади для самой лошади равноценен часу шага под седлом.. Часто задается вопрос: «Как много должна терять в весе,Лошадь во время транспортировки в трейлере?». Правильный ответ – «нисколько».
Каталог: Военное дело 
202 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Военно-ветеринарная служба русской армии к началу первой мировой войны имела уже значительный опыт ветеринарного обслуживания в полевых условиях. Пер­воначально в ходе военных действий организация лечебно-эвакуационного обеспечения была примерно такой же, как в русско-японскую войну. Лишь в ходе войны и, особенно, в конце её создаётся более стройная структура ветеринарной службы действующей армии.
Каталог: Военное дело 
202 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Либмонстр, международная сеть:

Актуальные публикации:

Загрузка...
ПОСЛЕДНИЕ ЗАГРУЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ ЕСТЬ СВЕЖИЕ ЗАГРУЗКИ!
 

Актуальные публикации:

Загрузка...

Россия, последние СТАТЬИ:

Россия, последние КНИГИ:

Актуальные публикации:

Загрузка...

Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
ВОЕННОЕ ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2019, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


СЕТЬ ЛИБМОНСТР ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Узбекистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Германия Китай Индия Швеция Португалия Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для смартфонов