Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14659
Автор(ы) публикации: Н. СЭВЭР

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Сионизм как буржуазно-националистическое течение возник в эпоху перерастания капитализма в империализм, когда монополистический капитал являлся носителем и проводником жестокого, воинствующего и агрессивного национализма, ставшего орудием колониальной, империалистической политики. Исторические условия конца 90-х годов XIX столетия не только способствовали появлению политического сионизма, но и оставили на нем своеобразный отпечаток. Подобно всем националистическим течениям сионизм трактует нацию как надклассовую и внеисторическую форму общественного единства. Для сионизма, как и для национализма вообще, характерны идеи национальной исключительности и превосходства. Отличительная же особенность сионизма состоит в том, что он возник как квазинационалистическое течение. Во-первых, сионизм ставил во главу угла решение "национального вопроса" для несуществовавшей нации. Терминами "еврейский народ", "мировое еврейство" сионисты обозначали рассыпанные по разным странам мира еврейские меньшинства1 , которые не составляли нацию, ибо не были связаны между собой ни экономически, ни политически, ни территориально и говорили на разных языках. Таким образом, сионисты пытались искусственно создать нацию. Во-вторых, они намеревались решать "еврейский вопрос" не Е странах рассеяния ("диаспоре"), а в специальном "еврейском государстве", которое рассчитывали создать с помощью ведущих держав того времени. Наконец, в-третьих, свободной территории для "еврейского государства" также не существовало. Сионисты думали создать его в "земле обетованной", в Палестине, на которую претендовали как на "историческую родину" евреев. Однако в течение многих веков Палестину населяли арабы, составлявшие основную часть ее жителей. Данный факт сишисты попросту игнорировали. Что касается евреев, то в Палестине их насчитывалось к 1914 г. всего около 85 тыс., что составляло 12% ее населения (или 0,65% всего еврейского населения мира)2 . До начала сионистской колонизации Палестины эти цифры были еще меньше.

За общенациональные интересы "еврейского народа" сионистами выдавались интересы и устремления буржуазии еврейского происхождения различных стран, где она являлась частью эксплуататорского класса, от еврейских масс была далека, и связь ее с еврейской беднотой ограничивалась, как правило, куплей дешевых рабочих рук. Нетерпимое отношение буржуазии господствующих наций в эпоху империализма к национальным меньшинствам, в том числе к евреям, обострение основных противоречий капитализма и резкое усиление конкурентной борьбы между предпринимателями увеличивали стремление буржуа еврейского происхождения укрепить свой статус. Одни из них видели путь к решению этой задачи в полной ассимиляции еврейского населения, другие (их было меньшинство) считали, что евреям необходимо объединиться, установить свое господство в неких национальных рамках, заняться предпринимательством на собственной территории и обеспечить себе от имени "еврейской нации" прочное положение в системе межнациональных отношений. Основатель сионизма Т. Герцль, подчеркивая заинтересованность еврейской буржуазии в своем государстве, писал: "Если теперь еврейский капитал благодаря гонениям ищет себе приложение вне родины, то при мирном решении еврейского вопроса (то есть при создании "еврейского государства". - Н. С.) он вернется и будет способствовать рас-


1 Еврейское население мира составляло к 1914 г. около 13 млн. человек, из которых около 6 млн. жило в России, приблизительно 3 млн. - в США, около 2,5 млн. - в Европе.

2 Al-Hakam Darwazah. A Short Survey of the Palestine Problem. Beirut. 1966, p. 6.

стр. 119


цвету промышленности в местах прежнего жительства евреев" 3 . Отмечая реальность осуществления сионистской идеи и ссылаясь на благоприятный исторический момент для ее реализации, Герцль далее подчеркивал: "Еще только сто, пятьдесят лет тому назад это было праздной мечтой, а теперь это вполне реально. И именно богачи, пользующиеся благодаря своим средствам всеми благами технического прогресса, знают, чего только нельзя достигнуть деньгами. Так оно и будет" 4 .

В отличие от других националистических течений, которые создавались и поощрялись государственным аппаратом буржуазного общества, у сионистов такого аппарата не было. Однако его отсутствие отчасти компенсировалось существованием Всемирной сионистской организации (ВСО). Сионистам удалось создать беспрецедентную и достаточно сильную для своего времени националистическую организацию, которая не ограничивалась рамками одного государства, а охватывала многие страны. Вскоре деятельность ВСО стали поощрять заинтересованные в ее работе державы, что также являлось привилегией только данного националистического течения. Оформление ВСО произошло на I конгрессе сионистов в 1897 г. (Базель). Там же были определены и задачи ногой организации: "Сионизм стремится создать для еврейского народа правоохраненное убежище в Палестине. Для достижения этой цели конгресс имеет в виду: 1) целесообразное развитие колонизации Палестины еврейскими землевладельцами и рабочими; 2) привлечение и сплочение всех евреев в местные и общие союзы, согласно законам каждой страны; 3) укрепление еврейского национального чувства и самосознания; 4) предварительные меры для получения согласия правительств на осуществление целей сионизма" 5 . Последнему пункту сионисты придавали особенно важное значение, так как считали, что путем соглашения ВСО с ведущими державами и Турцией можно добиться легального массового заселения Палестины евреями и основать там "национальный очаг" 6 . Тех, кто высказывал оппозиционные мнения, подвергали резкой критике и исключали из рядов политических сионистов7 .

В созданной на Базельском конгрессе централизованной и достаточно разветвленной организации была сила сионистов. Однако не только в ней. Появлению и становлению сионизма благоприятствовали объективные социально-экономические и политические процессы периода империализма. К тому же сами сионисты весьма ловко и умело их использовали в своих интересах.

Эпоха империализма обеспечивала сионизму достаточно широкую социальную базу. В условиях усиления социально-экономического и национального гнета, разжигания правящими классами национальной розни с целью отвлечения пролетариата от классовой борьбы и подрыва интернационального единства революционного движения сионисты воспользовались бедственным положением широких еврейских масс для пропаганды среди них сионистских идей, внушая еврейской бедноте, что "корень зла" заключается в "извечности" антисемитизма, а потому единственное решение "еврейского вопроса" состоит якобы в создании "еврейского государства". Вскоре, правда, сионисты стали избегать этого термина, заменив его, по предложению М. Нордау, понятием "национальный очаг", но суть дела осталась прежней. Сам М. Нордау по этому поводу писал: "Я предложил "национальный очаг" как синоним "еврейского государства"... хотя толкование его было двусмысленно, мы все понимали, что это значит. Для нас тогда это значило "еврейское государство", и то же самое значение оно имеет и сегодня" 8 . Выдвинутая сионистами идея "национального очага" нашла определенный отклик у еврейской бедноты, видевшей в антисемитизме, а не в капитализме, главное зло. Широкие еврейские массы были обмануты сионистами и вовле-


3 Герцль Т. Еврейское государство (Опыт современного разрешения еврейского вопроса). Одесса. 1905, с. 61.

4 Там же, с. 63.

5 Пен С. Первый Всемирный конгресс сионистов в Базеле (полный отчет). Одесса. 1897, с. 15.

6 Этим выражением сионисты заменили слишком броский термин "еврейское государство". По этому поводу Герцль заметил: "Нет необходимости беспокоиться по поводу фразеологии. Во всяком случае, еврейский напод будет толковать это как "еврейское государство" (The Origins and Evolution of the Palestine Problem. Pt. 1. N. Y. 1978, p. 10).

7 См. об этом Сапир И. Б. Итоги X сионистского конгресса, Базель 9 - 15/VII.1911. Одесса. 1911, с. 11.

8 The Origins and Evolution of the Palestine Problem, p. 10.

стр. 120


чены в сферу деятельности ВСО, однако это не изменило, да и не могло изменить, буржуазную сущность сионизма и логику его дальнейшего развития как буржуазного националистического течения.

"Еврейскую иммиграцию", вызванную (как и всякая другая иммиграция того периода) объективными социально-экономическими процессами капиталистического общества, сионисты преподносили как результат антисемитизма, от которого, по их утверждению, евреи смогут освободиться лишь у себя на родине, в Палестине. Используя в своей агитационной и пропагандистской деятельности факт еврейской иммиграции, сионистам удалось направить некоторую часть иммиграционного потока в Палестину, а затем уже на этом основании говорить о необходимости легализации еврейской иммиграции в Палестину. "Покровительство настоящей эмиграции евреев неизвестно куда - форма антисемитизма, желание поскорее отделаться от своих страждущих братьев, - утверждал основоположник сионизма. - Переселение же в Палестину - не бегство, а планомерное переселение законного характера с благосклонного участия правительств, которые от этого отнюдь не пострадают"9 . В другом месте Герцль еще более четко выразил свою мысль: "Эмиграция только тогда имеет смысл, когда в основу ее положена наша политическая независимость" 10 (то есть путем легализации еврейской иммиграции в Палестину сионисты рассчитывали добиться разрешения на создание там "еврейского национального очага").

Создание ВСО в эпоху, когда происходило интенсивное слияние банковского капитала с промышленным и усилился вывоз капитала за границу, не было случайностью. Весь механизм управления ВСО находился в руках еврейской буржуазии, а сама организация представляла собой своеобразный концерн, включавший несколько банков, через которые еврейские предприниматели могли осуществлять перемещение капиталов в Палестину и проводить ее колонизацию руками еврейских бедняков. Таким образом, под Флагом "национальных интересов" еврейская буржуазия создала организацию, с помощью которой смогла осуществлять, по сути дела, колониальную экспансию в Палестине. Экономические и финансовые учреждения ВСО были созданы по образу и подобию крупных предпринимательских институтов и основывались именно с этой целью. Например, задачи Еврейского колонизационного банка (ЕКБ), созданного на II конгрессе ВСО (Базель, 1898 г.), формулировались следующим образом: "1. Учреждение на Востоке промышленных предприятий, а также страховых и пароходных обществ с употреблением еврейской рабочей силы; 2. Поддержка еврейских землевладельческих колоний посредством выдачи им денег в заем ..; 3. Организация экспорта и импорта в Сирии и Палестине; 4. Приобретение на Востоке концессий для сооружения железных дорог, гаваней, приобретение торговых монополий и т.д."11 . Таким образом, область деятельности ЕКБ, а значит, и интересы сионистов выходили за пределы Палестины и включали Сирию и вообще Ближний Восток. ЕКБ и другие сионистские банки были не только порождением еврейской буржуазии в лице ВСО, но и детищем своего времени: они мыслились, создавались и действовали как учреждения предпринимательские и колонизационные.

Один из столпов сионизма, Д. Вольфсон, отвергая пессимистические прогнозы, прозвучавшие на II конгрессе ВСО по поводу учреждения ЕКБ, своп аргументы в пользу его создания закончил весьма красноречиво: "Мы можем указать на примеры, которые более подходят к нам. Так, Англия всегда, когда желала стать где-либо твердой ногой, начинала с учреждения банка. Эти банки дали Англии больше колоний, чем ее величайший флот... Банк должен стать главным фактором нашего движения" 12 . Здесь открыто определены как цели сионистов, так и средства, с помощью которых они рассчитывали достичь их. Кроме ЕКБ (1901 г.), уже на первом этапе деятельности ВСО ею были учреждены Англо-Палестинский банк (АПБ) в 1902 г., а в 1906 г. - Англо- Левантийский банк (АЛБ).

В 1907 г. сионисты создали Еврейский национальный фонд (ЕНФ), задача которого состояла "в приобретении земель в Палестине, Сирии и на Синайском полуострове.


9 Герцль Т. Ук. соч., с. 10.

10 Там же, с. 23.

11 Пен С. Второй Всемирный конгресс сионистов в Базеле (полный отчет). Одесса. 1898, с. 68.

12 Там же.

стр. 121


в собственность еврейского народа" 13 . Таким образом, претензии сионистов не ограничивались Палестиной, на которую, впрочем, они имели не больше прав, чем на любую другую территорию. Один из сионистов, Д. Тристш, всего через два года после Базельского конгресса писал Т. Герцлю: "Я бы предложил вам обратиться со временем к программе Великой Палестины, пока еще не слишком поздно. Базельская программа должна содержать слова "Великая Палестина" или "Палестина и соседствующие с ней земли", иначе она становится просто ерундой. Невозможно привлечь 10 млн. евреев на землю площадью 25 тыс. кв. м."14 . Базельская программа осталась неизменной, очевидно, потому, что, по словам Герцля, для еврейских масс одно только название Палестины "могло бы служить объединяющим лозунгом" 15 . Вместе с тем, и это примечательно, повышенные аппетиты еврейских бизнесменов, стремившихся расширить географические границы приложения своих капиталов, были учтены экономическими учреждениями ВСО, включившими в территорию "национальных интересов", кроме Палестины, Сирию, Синайский полуостров и вообще Ближний Восток.

Международная обстановка конца XIX столетия, обострившаяся борьба за передел мира между империалистическими державами благоприятствовали оформлению идей политического сионизма. Еще в первой половине века ведущие державы стремились использовать националистически настроенных евреев для колониальных захватов на Ближнем Востоке. Организационное оформление сионизма, создание ВСО открывали империалистам известную перспективу для осуществления таких планов, тем более, что сионисты вели речь о Палестине, которая давно уже являлась предметом особых вожделений ведущих империалистических держав. Интерес к ней особенно возрос после открытия Суэцкого канала (1869 г.), соединившего метрополии Европы с их колониями в Африке и Азии. Империалисты стремились укрепить свои позиции в этой окраинной провинции одряхлевшей Османской империи. Их проникновение в Палестину происходило под различными предлогами. С конца XIX в., например, крупнейшие европейские страны стали активно насаждать в Палестине (центре трех мировых религий) различные религиозные учреждения и миссии, которые порой использовались далеко не по своему назначению. Сионисты играли в этом определенную роль, и каждая держава рассматривала их как своих верноподданных, не принимая вначале достаточно серьезно их притязаний на национальную самостоятельность в Палестине.

Сионисты с помощью ВСО, ее экономических и политических рычагов пытались привлечь внимание империалистических держав к созданной ими организации и тем самым занять свое место в борьбе за передел мира. Они понимали значение Палестины для укрепления империалистических позиций на Ближнем Востоке, о чем, в частности, свидетельствовала речь Герцля на II конгрессе ВСО: "Эта страна - не только родина высших идей и несчастного народа, она имеет еще по своему географическому положению высокую ценность для всей Европы. Эта страна станет в недалеком будущем культурным и торговым путем в Азию. Азия является дипломатической задачей ближайшего столетия" 16 .

С первых же дней существования ВСО занялась поисками надежных союзников и покровителей в лице наиболее влиятельных стран, стремясь заручиться их поддержкой в деле легализации еврейской иммиграции в Палестину и создания там "национального очага". О том, какую роль брали на себя сионисты в обмен на такую поддержку, откровенно писал Герцль: "Для Европы мы были бы там оплотом против Азии и несли бы форпостную службу в деле насаждения культуры среди восточных варваров" 17 . Известная общность экономических и политических интересов империалистов и сионистов предопределяла принципиальную возможность союза между ними в достижении их колониальных целей на Ближнем Востоке.

"Дипломатический" дебют сионистов не случайно совпал с ближневосточным


13 Сапир И. Б. Ук. соч., с. 4.

14 Цит. по: Примаков Е. М. Анатомия ближневосточного конфликта. М. 1978, с. 47.

15 Герцль Т. Ук. соч., с. 23.

16 Пен С. Второй Всемирный конгресс сионистов, с. 18.

17 Герцль Т. Ук. соч.. с. 23.

стр. 122


кризисом 1894 - 1896 гг., во время которого ведущие европейские державы попытались осуществить свои планы на Ближнем Востоке, воспользовавшись резней армян в качестве формального предлога для вмешательства в дела Османской империи 18 . Именно летом 1896 г. (за год до созыва I конгресса ВСО) Герцль от имени сионистов сделал первую попытку договориться с турецким султаном Абдул Гамидом о разрешении еврейской иммиграции в Палестину и предоставлении сионистам концессии на ее территорию 19 . Возможно, Герцль предложил тогда султану то, о чем писал в своей брошюре, опубликованной в годы ближневосточного кризиса: "Мы можем предоставить договаривающейся с нами стране (имея в виду Турцию, под владычеством которой находилась тогда арабская Палестина. - Н. С.) огромные выгоды. Так, например, мы можем принять участие в погашении ее государственного долга и взять на себя устройство удобных путей сообщения, которые, впрочем, и нам пригодятся, и еще многое другое" 20 . Однако переговоры с султаном оказались неудачными.

Тогда Герцль стал искать поддержку у Германии, самого молодого и сильного государства тогдашней Европы. К тому времени (осень 1898 г.) обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Кризис закончился. Султану удалось, используя противоречия ведущих держав, сохранить прогнивший феодально- абсолютистский строй. Во время ближневосточного кризиса (1894 - 1896 гг.) и после него Германия поддерживала Турцию. Протурецкая позиция Германии в греко-турецкой войне 1897 г., поставка туркам оружия и посылка им военных специалистов обеспечили победу Турции над греками. Такая политика была рассчитана на достижение тесного контакта с турецкой верхушкой с тем, чтобы "открыть Турцию" для немецкого капитала, а с его помощью утвердить и политическое влияние Германии в стране.

В 1898 г. Германия добивалась от Турции получения концессии на постройку железной дороги через Багдад к Персидскому заливу. Турция была заинтересована в ее строительстве, а для Германии это предприятие должно было стать орудием закабаления Турции. В октябре 1898 г. в Стамбул прибыл Вильгельм II для переговоров по поводу этой концессии. Делегация сионистского центра в составе Герцля, Д. Вольфсона, М. Боденгейма и др. немедленно отправилась в Турцию для встречи с германским императором. С его помощью сионисты рассчитывали воздействовать на султана 21 .

Герцля Вильгельм принимал дважды. Стремясь заинтересовать кайзера сионистскими планами, Герцль во время первой встречи обещал Вильгельму после получения "разрешения" на заселение Палестины евреями создать там землеустроительную компанию, руководимую сионистами, но под германским протекторатом22 . Император не дал тогда определенного ответа23 , но и не отверг предложения сионистов, оставляя, таким образом, за собой право воспользоваться им при неудаче своих переговоров с султаном. Во время второй аудиенции, состоявшейся в Палестине 2 ноября 1898 г. (уже после встречи кайзера с султаном), Вильгельм отказался поддержать сионистское предложение, реализация которого, по его словам, "явилась бы вмешательством во внутренние дела Оттоманской империи и могла бы взволновать Великобританию, Францию и Россию" 24 .

В марте 1899 г. был подписан предварительный концессионный контракт Германии с Турцией на строительство Багдадской железной дороги. Это давало реальную возможность для экономического проникновения на Ближний Восток немецких предпринимателей, в том числе и еврейского происхождения, которые действовали порою ог имени сионистов. Однако малые масштабы "нелегального" проникновения не устра-


18 Англия вынашивала идею раздела Турции и направила эскадру к ее берегам. Франция, одобряя план Англии, не решалась, однако, действовать против своей союзницы России, которая не могла допустить появления иностранных флотов в проливах, имевших первостепенное значение для ее безопасности.

19 Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа. Т. 3. Берлин. 1923, с. 299.

20 Герцль Т. Ук. соч., с. 23.

21 Дубнов С. М. Ук. соч., с. 312.

22 Taylor A. R. Prelude to Israel. Lnd. 1961, p. 6.

23 Дубнов С. М. Ук. соч., с. 313.

24 Taylor A. R. Op. cit., p. 7.

стр. 123


ивали ВСО, поэтому сионисты предприняли еще одну попытку вступить в переговоры с Турцией. В мае 1901 г. Герцль и два члена исполкома ВСО: Вольфсон и О. Марморек - были приняты султаном, заинтересовавшимся финансовой помощью, предлагаемой сионистами в обмен на "чартер" (разрешение) на заселение Палестины евреями. Но и на этот раз турки не разрешили их массовой иммиграции в Палестину. К тому же ВСО не имела тогда необходимой суммы для оказания помощи Порте 25 .

Потерпев неудачу в переговорах с кайзером и султаном, сионисты решили заручиться поддержкой Англии. Перспектива постройки Багдадской железной дороги Германией встревожила Лондон, ибо наносила удар по британским позициям на Ближнем Востоке. Английские дельцы выдвинули конкурирующий с германским план постройки железной дороги на Багдад из Александретты, с побережья Средиземного моря, где господствовал английский флот. Но этот проект был отвергнут Турцией по ряду причин. Среди них наиболее важным являлось стремление султана избавиться от засилья франко- английского капитала, а также недоверие к Англии, отнявшей у Турции Кипр, Египет и подбиравшейся к Персидскому заливу. Используя англогерманские противоречия и напряженные англо-турецкие отношения, сионисты и обратились к Великобритании.

Еще в декабре 1899 г. в Лондоне был зарегистрирован ЕКБ - будущий главный экономический рычаг сионистского проникновения в Палестину. IV конгресс ВСО собрался именно в Лондоне (1900 г.) с тем, чтобы привлечь внимание английского правительства к сионистскому движению. Об этом Герцль откровенно писал в "Die Welt"26 . "Политический сионизм пришел в Лондон, так сказать, официально представиться Британской империи и просить у нее моральной поддержки" 27 . Однако и здесь сионисты потерпели неудачу. Англия была занята укреплением своих позиций в Египте и Южной Африке и поэтому сначала предложила сионистам для заселения Синайский полуостров, а затем Уганду.

В октябре 1902 г. между исполкомом ВСО и британским правительством начались переговоры о предоставлении гарантий для создания сионистских поселений на Синайском полуострове28 . Эти переговоры провалились из-за несогласия Египта. В следующем году лондонский кабинет предложил ВСО для колонизации Уганду, имевшую большое значение для укрепления позиций Англии в Африке и установления монопольного британского господства над бассейном Нила. Однако на Уганду претендовали также Германия и Франция. Стремясь не допустить сюда Францию, Великобритания и решила предложить сионистам "чартер" на Уганду. В случае же франко- германского конфликта в этом районе Африки англичане получили бы удобный предлог для вмешательства с "высокогуманными" целями, "защищая" еврейских колонистов. После бурных прений VI конгресс ВСО (1903 г.) отклонил английское предложение29 .

После Англии сионисты решили прибегнуть к помощи царской России - соперника Англии и Германии. Однако влияние России в Турции в это время заметно ослабло. К тому же дальневосточные интересы отвлекали ее внимание от Ближнего Востока. В этих условиях попытка сионистов использовать самодержавие в своих целях также не увенчалась успехом. Обострение империалистических противоречий на Дальнем Востоке и как результат этого русско-японская война, обнажившая многочисленные конфликты и сложную сеть переплетающихся интересов, заставили ВСО


25 Дубнов С. М. Ук. соч., с. 317.

26 "Die Welt" ("Мир") - официальный орган ВСО. Издавался в 1897 - 1905 гг. в Вене, в 1906 - 1911 гг. в Кёльне, в 1911 - 1914 гг. в Берлине. Первоначально выходил на немецком языке, позже на идиш под тем же названием, а с 1907 г. - на древнееврейском языке под названием "Хаолам".

27 Encyclopedia of Zionism and Israel (EZI). Vol. 1. N. Y. 1971, p. 420.

28 Taylor A. R. Op. cit., p. 7.

29 Его обсуждение было главным на конгрессе. Вопрос об Уганде расколол его участников на два лагеря, хотя была сделана оговорка, что речь идет не о замене Палестины другой территорией, а лишь "о побочной колонизации". Одни принимали угандский проект, другие, большинство которых составляли выходцы из России, отвергали, утверждая, что он является изменой Базельской программе и сионизму в принципе.

стр. 124


изменить тактику, приостановить активную "политическую деятельность" и сконцентрировать основные усилия на сионистской колонизации Палестины.

Итак, "дипломатический дебют" сионистов во время ближневосточного кризиса и после него оказался неудачным. Эта осечка в деле поиска политического союзника явилась отражением экономического бессилия ВСО (для создания первых финансовых институтов ей понадобилось около 10 лет). Однако сионистская "дипломатия" и тогда не носила случайного характера. Учитывая обстановку на Ближнем Востоке и соперничество ведущих империалистических государств в этом районе, сионисты, стараясь сыграть на их заинтересованности и на их противоречиях, лавировали между ними, стремясь примкнуть к любой из сторон в качестве союзника.

Во время дальневосточного конфликта, когда самым актуальным вопросом дня стала борьба между державами на Дальнем Востоке, и в период создания двух империалистических блоков накануне первой мировой войны сионисты заняли выжидательную позицию. Но при этом, несмотря на отсутствие чартера на Палестину, ВСО стала добиваться прежних целей новыми средствами, "практической работой" по колонизации Палестины. В связи с возрастанием антитурецких настроений среди арабского населения Палестины сионисты надеялись, что заинтересованность султанского правительства в сионизме приведет к "легализации" еврейской иммиграции в Палестину, а это в итоге может обеспечить осуществление целей сионизма. М. Нордау (верный последователь Герцля) на VII сионистском конгрессе (Базель, 1905) заявил: "Движение, которое затрагивает значительную часть арабского народа, может легко принять направление, грозящее причинить ущерб Палестине... Турецкое правительство может почувствовать необходимость защищать свои права в Палестине, в Сирии с помощью вооруженной силы... В такой обстановке Турция могла бы прийти к убеждению, что для нее важно иметь в Палестине и Сирии сильный и хорошо организованный народ, который... окажет сопротивление любой атаке против власти султана и защитит эту власть всей своей мощью" 30 .

ВСО активизировала "практическую работу", ибо к тому времени ей удалось создать в Палестине первые экономические рычаги своего влияния (ЕКБ, АЛБ, ЕНФ и др.), которые привлекали сюда крупных и средних еврейских капиталистов из различных стран. Экономическая и социальная база сионизма в Палестине расширялась. Перейдя от "дипломатических переговоров" к "практической работе", ВСО стала в глазах империалистических держав организацией, заслуживающей поддержки, так как, могла стать еще одним каналом для проникновения на Ближний Восток. Накануне первой мировой войны, когда борьба за влияние на Ближнем и Среднем Востоке особенно обострилась, каждая из борющихся сторон старалась привлечь на свою сторону сионистов. ВСО тоже не жалела сил для реализации своего "союзнического долга", чтобы получить у любой из соперничавших держав правовые гарантии на Палестину.

В предвоенное время сионисты не спешили, впрочем, определять свою "внешнеполитическую ориентацию". Об осторожной, выжидательной позиции ВСО свидетельствуют признания сионистских лидеров. Например, немецкий сионист Р. Лихтгайм, представитель ВСО в Константинополе, касаясь вопроса о выборе политического союзника в предвоенное время, писал: "Мы никак не могли окончательно склониться на сторону одной, определенной политической ориентации, то есть русской, немецкой или английской, ибо нам следовало соблюдать международный характер сионистского движения и не придерживаться ни одной из держав или какой-то группы держав. Нельзя было предвидеть заранее, какая из держав будет иметь преобладающее влияние в Турции или, в случае войны, кто победит в ней" 31 . Показательно, что накануне первой мировой войны ВСО, подчеркивая международный характер сионизма, добивалась поддержки ведущих держав одновременно двух противоположных блоков - Германии и Англии. Один из лидеров ВСО, Х. Вейцман, в 1907 г. писал: "Политический сионизм стремится сделать еврейский вопрос вопросом международным. Это значит: идти к нациям и сказать им, нам нужна ваша помощь для того, чтобы достичь нашей цели" 32 .


30 Цит. по: Примаков Е. М. Ук. соч., с. 81-82.

31 Цит. по: Против сионистской и израильской агрессии (сборник материалов прогрессивной печати). М. 1974, с. 92 - 93.

32 Taylor A. R. Op. cit., p. 10.

стр. 125


Вначале сионистами был взят курс на союз с Германией, поскольку она успешно отвоевывала позиции на Ближнем Востоке у Англии и России. Укрепление позиций ВСО в Палестине проводилось перед войной главным образом руками немецких сионистов, выступавших под флагом защиты германских интересов в Турции. Именно тогда и появился в программе немецких сионистов пункт, призывавший каждого сиониста Германии принять участие в переселении в Палестину. Это делалось не без ведома ВСО. К 1910 г. более 20 видных германских сионистов уже поселились в Палестине 33 . Среди них было немало весьма состоятельных лиц. Один из них, А. Рупин, был послан ВСО с тем, чтобы учредить в Яффе Палестинское агентство (1908 г.), директором которого он и стал. Представителем ВСО в Константинополе являлся В. Якобсон, с 1908 г. директор Англо-Левантийского банка, открытого там же в 1906 г. Его помощником с 1913 г. становится немец еврейского происхождения Р. Лихтгайм, представитель ВСО в Константинополе. С 1915 г. он был назначен директором действовавшего там с 1909 г. Сионистского политического бюро. Деятельность этого учреждения имела немаловажное значение для проникновения Германии в Турцию 34 .

Германия, заинтересованная в росте своего престижа на Ближнем Востоке, стремясь привлечь симпатии живущих в США евреев 35 , со своей стороны оказывала помощь сионистам. Посольство Германии в Константинополе предоставило Сионистскому политическому бюро свою телеграфную службу, дипломатических курьеров и обеспечивало пересылку писем бюро в Яффу через Берлин. По рекомендации немецкого посольства Лихтгайм был освобожден от военной службы 36 . Вскрывая причины пронемецкой ориентации ВСО, Лихтгайм писал: "Центральная Европа, изъясняющаяся на немецком языке, была колыбелью нового онанизма, и местонахождением организационного центра движения являлся Берлин. В Турции изо дня в день росло немецкое влияние... В подобном положении открытое сопротивление немецкого правительства могло бы быть для нас бедствием, чреватым тяжелыми последствиями всем нашим усилиям в Константинополе и нашей поселенческой работе в Палестине, поэтому я считал своей особой обязанностью подвести немецкое правительство к более дружественной для нас позиции" 37 . Добиваясь расположения Германии, сионисты поддержали ее протурецкий курс во время итало-турецкой войны (1911 г.) и Балканских войн (1912 - 1913 гг.). Официальный орган ВСО "Die Welt" отстаивал интересы Турции. Для оказания военной и финансовой помощи Турции в войне с Италией В. Якобсон (член исполкома ВСО и ее представитель в Турции) предлагал даже создать особую "еврейскую бригаду" и организовать "еврейский заем" в пользу Турции 38 .

В первые годы войны ВСО продолжала лавировать между державами. Ссылаясь на невозможность осуществления контактов и координации деятельности между региональными организациями в военных условиях, ВСО разделила свою организацию на три центра. Два из них - фактические - действовали в столицах Англии и Германии, наиболее сильных воюющих держав, третий - формальный - располагался в США, где под руководством члена исполкома ВСО С. Левина, сиониста из Германии, создается Временный исполнительный комитет по сионистским делам 39 . Его создание было необходимо сионистам, во-первых, потому, что в военное время через нейтральную страну было легче осуществлять связь с сионистскими организациями воюющих сторон, а во-вторых, находясь в США, ВСО имела возможность объявить себя "нейтральной организацией", не вмешивающейся в борьбу двух блоков. С помощью такого "дипломатического" трюка ВСО хотела расположить к сионизму обе воюющие стороны и обеспечить себе тем самым возможность сотрудничества с ними и в усло-


33 EZI. Vol. I, p. 388.

34 Ibid.

35 Еврейское население в США имело большое политическое влияние в стране. Поэтому, стараясь привлечь американских евреев на свою сторону, Германия надеялась обеспечить себе поддержку и США.

36 Против сионистской и израильской агрессии, с. 93.

37 См. там же.

38 EZI. Vol. I, p. 383.

39 Ibid. Vol. 2. N. Y. 1971, p. 1264.

стр. 126


виях военного времени, добиваясь от них обещаний способствовать ВСО в получении правовых гарантий на Палестину после победы в войне. Занимая такую позицию, сионисты имели возможность делать ставку на сильнейшего и использовать победу любой из воюющих сторон в своих целях.

В начале первой мировой войны, как и в довоенные годы, сионисты прогерманской ориентации продолжали помогать Германии и Турции. Демонстрируя "преданность" кайзеру и султану, они вербовали из лиц, окончивших "высшую школу Герцля" и Иерусалимскую учительскую семинарию, добровольцев для офицерской службы в турецкой армии 40 . Лидеры сионистской организации "Хашомер" 41 , забыв о том, как турецкие власти преследовали их, предложили создать из евреев Палестины Еврейский легион в составе турецкой армии42 . Но ее командование отвергло это предложение. Германия же и после начала военных действий продолжала поддерживать сионистов, рассчитывая с их помощью установить свой протекторат над Палестиной. В 1916 г. она даже добилась от Турции согласия на создание в Палестине "еврейского очага" 43 .

Немалой заботой ВСО накануне мировой войны было установление связей и с Великобританией. Сионисты активно искали контактов с влиятельными членами английского кабинета. В 1906 г. Вейцман, выходец из России, незадолго до того переехавший в Англоо и возглавивший там сионистское движение, встретился с А. Дж. Бальфуром и склонил его к поддержке сионистов. Сионистские лидеры проанглийской ориентации неодобрительно относились к острым антибританским настроениям тех, кто своей откровенной прогерманской позицией мешал установлению контактов с Лондоном. Член исполкома ВСО Н. Соколов в письме Вольфсону 10 декабря 1911 г., указывая на необходимость для ВСО придерживаться "международной ориентации", писал: "Мы должны быть готовы сейчас же или же в самом ближайшем будущем установить контакты и взаимоотношения с правительством Англии" 44 .

Именно в годы первой мировой войны сложились достаточно прочные связи сионистов с британским империализмом, который активно действовал тогда на Ближнем Востоке. К тому времени Англия укрепила свои позиции в Северной Африке, заняла Синайский полуостров (1906 г.) и поставила на повестку дня вопрос о захвате Палестины. Пока прогерманские сионисты сотрудничали с Турцией, представители ВСО в Англии активно добивались ее расположения, чтобы обеспечить себе гарантии в случае победы Антанты в войне. Основные принципы отношения сионизма к британскому правительству были изложены Вейцманом (ноябрь 1914 г.) в письме редактору "Manchester Guardian" В. Скотту, которого Вейцман незадолго до того склонил на сторону сионизма: "Разумно рассуждая, мы можем сказать, что, если Палестина окажется в британской сфере влияния и если бы Британия поддержала там еврейскую колонизацию как британскую колонию, мы смогли бы за 20 - 30 лет собрать там около миллиона евреев, а возможно, и больше, они смогли бы развивать страну, вернув ей цивилизацию, и составили бы весьма эффективную охрану Суэцкого канала"45 .

Эти предложения заинтересовали некоторых членов английского правительства (Д. Ллойд Джорджа, Г. Самуэля), которые в дальнейшем активно помогали сионистам заручиться поддержкой британского кабинета46 . Их интересовал не сионизм как таковой, а перспективный для Англии план, согласно которому сионисты преследовали следующие цели: содействие победе Антанты; установление британского протектората над Палестиной; соглашение с Англией, которое облегчит въезд в Палестину миллиону (или более) евреев в течение 20 - 30 лет и поставит ее под контроль ев-


40 Ibid. Vol. I, p. 563.

41 Военизированная организация "самообороны" "Хашомер" была создана сионистами в Палестине в 1909 г. якобы "для защиты" еврейских собственников в колониях от арабского населения. Она действовала втайне, ее деятельность преследовалась турецкими властями (Ibid., p. 462).

42 Ibid., р 563.

43 Никитина Г. С. Государство Израиль. М. 1968, с. 26.

44 EZI. Vol. I, p. 383.

45 Taylor A. R. Op. cit., p. 12.

46 Подробнее о сотрудничестве сионистов и британской администрации в годы первой мировой войны см.: Сэвэр Н. Как завязывался палестинский узел. - Вопросы истории, 1980, N 2.

стр. 127


реев, которые должны будут продолжать служить британским интересам на Ближнем Востоке, составив оплот по защите Суэцкого канала 47 . Тогда же сионисты приступили к широкой пропагандистской кампании, чтобы расположить общественное мнение Англии в свою пользу. Им активно помогали английские просионисты 48 . По совету Ллойд Джорджа Вейцман возобновил контакты с Бальфуром, сочувственно относившимся к идее заселения Палестины евреями под британским протекторатом. Став в мае 1915 г. вновь членом кабинета, Бальфур активно содействовал реализации планов сионистов.

Сотрудничество сионистов с английским империализмом в военное время не ограничивалось пределами Великобритании. Сионисты вели активную проанглийскую деятельность и в Палестине. В то время, как сионисты в Германии доказывали свою "лояльность" к Турции и открыто сотрудничали с германскими империалистическими кругами, проанглийские сионисты осуществляли в Палестине работу нелегально и подвергались преследованиям турецких властей. В течение первой же военной зимы последние выслали из Палестины около 11 тыс. сионистов проанглийской ориентации49 , а наиболее активных интернировали. Несмотря на это, там с весны 1915 г. начала активно действовать подпольная группа "Пили" 50 , которая способствовала продвижению английских войск, постоянно доставляя британскому штабу в Египте секретную информацию о положении в Палестине 51 . После вступления в 1915 г. в войну Турции сионисты английской ориентации начали формировать из добровольцев еврейские воинские части, которые должны были сражаться на стороне Великобритании за освобождение Палестины из-под власти Турции. Инициатор этого начинания, один из лидеров сионистов В. Жаботинский приступил к реализации своего плана в Александрии, куда турецкие власти выслали несколько тысяч палестинских евреев, и сформировал несколько отрядов добровольцев, по 500 человек в каждом, для участия в боях 52 . Активное участие в их формировании и снабжении приняли сионисты США и Канады 53 . Однако английское командование использовало Еврейский легион на Галлиполийском фронте.

В силу особых политических соображений Великобритания тогда оказывала сионистам негласную поддержку. Нуждаясь для наступления на Палестину в помощи арабов, Англия, используя их антитурецкие настроения, заключила с ними соглашение о совместных военных действиях, дав обязательство создать после войны ряд независимых арабских государств на территориях, определенных соглашением от 14 июля 1915 г. Среди них должна была быть и Палестина. Поскольку свои притязания на "святую землю" предъявили и другие члены Антанты, Англия заключила с ними компромиссное соглашение (май 1916 г.) о разделе на сферы влияния арабских владении Османской империи. Для Палестины предусматривалось международное управление. Обязательства, данные Англией арабам, находились в противоречии с этим соглашением. Выйти из сложной ситуации британский кабинет рассчитывал с помощью сионистов, план которых вполне его устраивал. Во-первых, сионисты (в отличие от арабов) не требовали независимости Палестины, а, напротив, стремились к британскому протекторату; во-вторых, что не менее важно, за разрешение туда еврейской иммиграции они готовы были действовать в интересах Англии. Вскоре британскому кабинету представился удобный момент для того, чтобы фактически освободить себя от обещаний, данных союзникам.

Интересы Антанты требовали вовлечения в войну США. "Чтобы склонить американского президента к такому решению, важно было воспользоваться помощью влиятельных финансово-промышленных кругов США с преобладанием еврейского капитала, политическая ориентация которых в период первой мировой войны была ско-


47 Taylor A. R. Op. cit., p. 13.

48 Ibid., p. 15.

49 EZI. Vol. I, p. 563.

50 Название группы представляет аббревиатуру древнееврейских слов "Нетзах Исраел ло имахар" ("Слава Израиля не померкнет").

51 EZI. Vol. 2, pp. 624, 838.

52 Ibid., p. 624.

53 Ibid. Vol. I, p. 175.

стр. 128


рее прогерманской"54 . Вот характерное высказывание лидера ВСО (в 1918 - 1922гг.) С. Ландмака: "Единственным путем, который мог побудить американского президента вступить в войну, было обеспечение сотрудничества евреев-сионистов, что могло быть достигнуто обещанием им Палестины. Это в конечном итоге и смогло мобилизовать мощные силы американских сионистов в пользу союзников" 55 .

2 ноября 1917 г. Англия опубликовала декларацию Бальфура, возвещавшую о том, что британское правительство обязывалось "благосклонно относиться к учреждению в Палестине национального очага для еврейского народа" и с этой целью способствовать еврейской иммиграции в страну 56 . Декларация означала фактический отказ от обязательств, данных Англией арабам, игнорирование ею воли и законных прав палестинского народа. Кроме того, декларация свидетельствовала об отказе Лондона и от обязательств перед союзниками. Тогда же Англия разрешила сионистам ввести Еврейский легион в Палестину, где он активно поддерживал действия английской военной администрации.

Как только исход войны в пользу Антанты стал очевиден, немецкие сионисты изменили свою ориентацию. "Когда я пришел к выводу, что Германия не может одержать победу в этой войне и что одним из последствий этого будет раздробление Турции или ее раздел, - писал Лихтгайм, - я возложил всю надежду на те переговоры, которые сионисты вели в Лондоне с английским правительством" 57 . С этого времени сионизм определил свой курс на сотрудничество с Англией, причем заинтересованы в этом союзе были как сионисты, так и британские правящие круги, надеявшиеся с помощью ВСО обеспечить себе прочные позиции на Ближнем Востоке при наименьших затратах денежных и людских ресурсов. Объективной предпосылкой оформления такого союза явилась определенная общность экономических и политических интересов сионизма и (в данном случае) британского империализма в этом регионе.


54 Дмитриев Е. Палестинский узел (к вопросу об урегулировании палестинской проблемы). М. 1978, с. 18.

55 Цит. по: Дмитриев Е. Ук. соч., с. 18 - 19.

56 The Origins and Evolution. Pt. 1, p. 99.

57 Против сионистской и израильской агрессии, с. 93 - 94.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЗНИКНОВЕНИЕ-АЛЬЯНСА-СИОНИЗМА-С-ИМПЕРИАЛИЗМОМ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. СЭВЭР, ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬЯНСА СИОНИЗМА С ИМПЕРИАЛИЗМОМ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.03.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВОЗНИКНОВЕНИЕ-АЛЬЯНСА-СИОНИЗМА-С-ИМПЕРИАЛИЗМОМ (дата обращения: 10.12.2018).

Автор(ы) публикации - Н. СЭВЭР:

Н. СЭВЭР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
283 просмотров рейтинг
14.03.2018 (271 дней(я) назад)
0 подписчиков

Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Освоить Луну — чтить хозяев ее. To master the Moon is to honor its owners.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Россия, как одно из высокоразвитых государств современности и крупнейший международный актор в политике и экономике, стремится к признанию отечественного специалиста на мировом рынке. В эпоху государственного и духовного возрождения нашего государства приоритетная роль, безусловно, принадлежит высокообразованным людям. Отсюда проблема подготовки современного профессионально компетентного специалиста все все больше становится актуальной, ведь «профессиональная компетентность» предполагает высокий уровень профессионального образования, творческого потенциала, умение взаимодействовать.
8 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Лудомания в Украине: подпольные казино конкурируют с лотереями и агрегаторами "Вулкан" в Интернете
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
В картине Вселенной дней наших отсутствует Сердце — Луна. Нет его — нет Вселенной в очах.
Каталог: Философия 
17 дней(я) назад · от Олег Ермаков
ПОСЛЕДНИЙ ВОЖДЬ ГОТТЕНТОТОВ
19 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФАШИЗМ (1930 - 1933 ГГ.)
Каталог: Религиоведение 
19 дней(я) назад · от Россия Онлайн
В условиях глобального кризиса, перманентной трансформации мировой социально-экономической системы и дискоординации общественного сознания фундаментальное значение приобретает разработка высоких технологий персонализированной медико-психологической реабилитации, рекреации, оздоровления и развития личности человека как важнейшего ресурса нового этапа эволюции. Сегодня есть основания полагать, что стратегическим направлением развития санаторно-курортной рекреации, как важной отрасли будущего, является не только расширенное воспроизводство человека, но и создание условий для модернизации и эволюции его способностей, формирования комплементарной персоналистической культуры будущего. Поэтому уже сегодня санаторно-курортная отрасль становится одной из ведущих отраслей в современной России и одновременно наукоемкой и перспективной отраслью инновационной экономики VI технологического уклада.
20 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Имеющиеся объяснения причин роста стоимости отечественного бензина страдают тем недостатком, что в них нет главного, а именно, отечественного составляющего, того без чего само выражение Отечество теряет смысл: патриотизма. Без него стоимость любой вещи ограничена реакцией покупателя. Чем и пользуются поработители всех мастей. Для профилактики общества нужна государственная идеология.
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Виктор Кирсанов
представлены некоторые свойства эфирной среды
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от джан солонар

Либмонстр, международная сеть:

Актуальные публикации:

Загрузка...
ПОСЛЕДНИЕ ЗАГРУЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ ЕСТЬ СВЕЖИЕ ЗАГРУЗКИ!
 

Актуальные публикации:

Загрузка...

Россия, последние СТАТЬИ:

Россия, последние КНИГИ:

Актуальные публикации:

Загрузка...

Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬЯНСА СИОНИЗМА С ИМПЕРИАЛИЗМОМ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2018, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


СЕТЬ ЛИБМОНСТР ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Узбекистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Германия Китай Индия Швеция Португалия Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для смартфонов