Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9210

Share with friends in SM

Блаженный Августин (354 - 430) - выдающийся мыслитель раннего средневековья, его идеи в области богословия, философии, этики, естествознания были основополагающими на протяжении многих столетий. Его учение о времени (4 век) это лучшая разработка вопроса и до ныне - как пишет Дж. Уитроу в 20 веке. Рассмотрим вопрос о времени в учении Блаженного Августина с точки зрения современных знаний. Основные моменты учения Августина о времени возьмем из учебника по истории философии [1] В. П. Лега.

Августин считал, что Бог, творя мир, одновременно творит и время, задался вопросом что такое время? Вопрос этот не пустой и не случайный, потому что если мы пытаемся понять изменчивость мира и души (а душа в первую очередь интересует Августина), то мы обязаны познать время, в котором душа и мир существуют.

Вопрос о существовании времени сам по себе необычен. Ведь о существовании чего-то говорится всегда как о существовании во времени, чаще всего в настоящем. Но как говорить о существовании времени? Время существует во времени?!

Августин указывает, что по всеобщему мнению время состоит из трех частей: прошлого, настоящего и будущего. Но возникает парадокс: прошлое уже не существует, будущее еще не существует, настоящее переходит в прошлое и поэтому тоже стремится исчезнуть. И тем не менее познать можно только настоящее. Но где это настоящее? Может быть, настоящим для нас является настоящий год? Но в нем тоже есть и прошлое и будущее. Поэтому же не может быть настоящим ни месяц, ни день, ни час, ни даже минута ведь и в них тоже можно найти и прошлое, и будущее. "Настоящим можно назвать только тот момент во времени, - пишет

стр. 110

Августин, - который невозможно разделить хотя бы на мельчайшие части, но он так стремительно уносится из будущего в прошлое!. Длительности в нем нет" (Исповедь, XI, 20). В конце концов, мы приходим к некоторому моменту, к временной точке настоящего. Но как только мы пытаемся этот момент настоящего схватить, его уже нет - оно стало прошлым.

Таким образом, о существовании времени можно говорить лишь в аспекте настоящего1. И прошлое, и будущее существуют лишь как-то, что мы в настоящий момент представляем - или вспоминаем, или предвидим. Поэтому Августин утверждает: можно сказать, что существует лишь настоящее, а о прошлом и будущем можно говорить лишь как о настоящем прошедшего и настоящем будущего. Все существует в настоящем: прошлое существует в памяти, а будущее - в предчувствовании. Мы видим в памяти прошедшие события, мы "видим" события будущие. Но увидеть можно только то, что есть, а то, что есть, это уже не будущее, и не прошлое, а настоящее. Следовательно, и будущее, и настоящее, если они существуют, существуют в настоящем. Как о грядущем восходе Солнца мы судим о появившейся заре, так же и о будущем мы судим по тому, что существует настоящее. Поэтому правильнее говорить не о прошлом, настоящем и будущем, а о настоящем прошедшего, настоящем настоящего и настоящем будущего. И существуют они только в нашей душе: настоящее прошедшего существует в памяти, настоящее настоящего в непосредственном созерцании, настоящее будущего - в ожидании. Августин приходит к выводу: время существует лишь в нашей душе, т.е. оно существует субъективно2.

Некоторые философы говорят, что время есть движение - в частности, движение звезд. Августин не согласен с таким положением, ибо движение и существует, и мыслится во времени, а не наоборот- время в движении. Мы знаем, что само движение звезд может быть или быстрым, или медленным, а для этого должен существовать некий критерий. Поэтому не движение есть время, но движение существует во времени.

Не меньшая проблема возникает и в отношении измерения времени. Как можно измерить то, чего уже нет, то, что еще не


1 То есть вся суть (дефиниция) времени в настоящем и этим настоящим является момент времени, который нельзя разделить на более мелкие части

2 Но как показало время - точнее процесс развития науки - время, это не только философская категория, но прежде всего это физический параметр и без выяснения его физических свойств, дать определение времени невозможно.

стр. 111

наступило, и то, в чем нет длительности? И чем измерять время? Для измерения длины есть мера длины - метр или фут, также имеющая длину; для измерения веса есть мера веса - грамм или фунт, также имеющие вес. А чем измерить время? Длиной пути, прошедшего стрелкой циферблата или солнцем по небосводу? Но можно ли измерять время расстоянием? Расстоянием можно измерить подобное себе, т.е. длину. Так и время: его можно измерять лишь временем; но как это возможно? Каков временной эталон времени? Ведь он должен иметь длительность, а, значит, начало его находится в прошлом, которого уже нет, а конец скрывается в будущем, которого еще нет? Что же это за эталон, имеющий несуществующие границы? Возникает запутанная ситуация. Как пишет Августин: "В каком же промежутке измеряется время, пока оно идет? В будущем, откуда оно приходит? Того, чего еще нет, мы измерить не можем. В настоящем, через которое оно идет? То, в чем нет промежутка, мы измерить не можем. В прошлом, куда оно уходит? Того, чего уже нет, мы измерить не можем" (Исповедь, XI, 27). Но, тем не менее, мы можем измерить время, говоря о более длинных и более коротких промежутках времени3. Значит "время есть не что иное, как растяжение, но чего? не знаю; может быть, самой души" (Исповедь, XI, 33). В тебе душа моя, измеряю я время, делает вывод Августин (Исповедь XI, 36).

Современное видение мира и явлений происходящих в нем, это взгляд на мир с т. з. процессов. Уайтхед в основу философии ставит процесс4. Имеется две разновидности процесса макроскопические и микроскопические. Макроскопические это переход достигнутой актуальности в достижимую. Микроскопический же процесс есть превращение просто реальных условий в определенную актуальность. Будущее просто реально не является актуальным, прошлое есть связь актуальностей. Настоящее есть непосредственность теологического процесса, благодаря которому реальность становится актуальной [2].

В начале XX в. были открыты такие свойства времени, как относительность, замедление, время собственное. В физике время собственное связано с системой отсчета, в которой происходят со-


3 Величина времени (согласно Августину) складывается из преемственности различных мгновений следующих одно за другим и несуществующих совместно, всякое последующее мгновение исходит из предыдущего и определяется им.

4 Природа состоит из событий, а не из частиц материи, а так же физико-математических "поправок" к общей теории относительности Эйнштейна

стр. 112

бытия, так любой процесс (как система отсчета) имеет собственное (внутреннее) время. Среди процессов есть иерархия, есть космологический процесс, на фоне которого протекают менее глобальные и локальные процессы (жизнь человека) и таким образом вопрос Августина "о существовании времени во времени" находит свое разрешение. Здесь надо отметить следующее. Время Августина не связано с процессом5 (движение существует во времени ), что и не позволило ему уяснить разницу между феноменом времени и течением времени (длительностью процесса), это видно ниже при разборе мысленного эксперимента о непрерывном звучании.

Предлагается и обосновывается следующее определение времени: время это частота процесса или скорость с которой этот процесс развертывается [3, 4]. Такое определение отражает физическое содержание и сущность феномена времени и явно указывает на то что время это характеристика процесса6 и что доминанта за процессом. Так, зачатие или рождение человека сразу начинает отсчет времени развития эмбриона и жизни человека, т. е. время связано с началом этих процессов. В химической реакции двух веществ А и В первые две пары молекул порождают внутреннее время реакции - процесса, и это время сопровождает этот процесс и заканчивается вместе с ним. На рисунке приведен процесс дробления, зиготы эмбриона лягушки [8].

Первые 13 дроблений осуществляются за 6 часов. С ростом количества клеток период (синхронность) дробления Тl меняется, в нашем примере Тl = 0,46 часа или 27,7 минуты. (4 Та ≥ 27,7 минуты)

Тl - время (период) дробления клетки - неделимый элемент времени, он же элемент настоящего времени в процессе дробления клетки.

t - время в лаборатории (часы на стене)

1, 2, 3.......n - номера периодов дробления зиготы

- n Tl - время (длительность) процесса дробления зиготы

- точки 1 и 2 на оси tед (внутреннего времени процесса) - это прошлое и будущее для настоящего момента 2Тl , в этих точках


5 время и сейчас не связано с процессами, в начале 20 века Минковский связал время с пространством, но определения времени получить не удалось

6 О. Шпенглер считал, что время находится в сущностной зависимости от того, характеристикой или свойством чего оно является, поэтому власть времени над всем сущим - производная, а не исходная, не самодостаточная власть. Реальность времени атрибутивна, там где нет событий и времени не может быть.

стр. 113

Рис. 1

происходит частичная актуализация (деление клетки пополам) процесса дробления

Из рисунка видно, что время процесса дробления идет на фоне более глобального времени - декретного времени

Так, в начавшемся втором периоде дробления результат первого дробления (прошлое) присутствует как исходный продукт, который надо дробить, а третий период (будущее) присутствует как данность (настоящее остается действительным временем только при условии, что через него переходит будущее в прошлое - Августин - или как объект для субъекта [2]), так как процесс длится.

Прав Августин: творение мира (самый глобальный процесс) и времени происходит одновременно. И как видно из приведенных примеров и рис. 1 в процессе можно выделить момент рождения времени - это первый период процесса или длительность первого периода процесса (время от оплодотворения и до деления клетки пополам, интервал времени между взаимодействием первых двух пар молекул), что и есть квант времени процесса, который не возможно разделить на более мелкие части (Августин).

Утверждение Августина, что все существует в настоящем. Мы вспоминаем прошлое или прогнозируем будущее (идут процессы вспоминания или прогнозирования) - все это мы делаем в данный момент и все это отражается в нашей памяти. Идут процессы воспоминания или прогнозирования, в которых также можно выделить кванты времени воспоминания и прогнозирования и которые невозможно разделить на более мелкие части, и они так же стремительно уносятся из будущего в прошлое.

стр. 114

Справедливо и утверждение Августина где это настоящее? В нем тоже есть и прошлое и будущее - это утверждение полностью соответствует определению времени: время - это рефлексия процесса на всей его протяженности и с разработкой вопроса об актуальной бесконечности. Поясним это на бытовом примере, взятом из повседневной жизни. Так, крестьянин, бросая семя в землю, зачинает потенциальную бесконечность или процесс выращивания зерна. Рассматривая этот процесс во времени, видим, что при сборе урожая биологический процесс и внутреннее время, которое шло в каждом стебле, был прерван, и с точки зрения собственной (внутренней) системы отсчета зерно стало вне времени. Собранное зерно - это однородная и изотропная масса, в которой каждое зернышко помнит все условия - климатические и почвенные, сопутствовавшие его созреванию, а с другой стороны, это покоящаяся потенциальная энергия, аккумулированная в ходе потенциального процесса (бесконечности). Весной Солнце (свет) зачнет новый процесс (жизнь) и посеянное зерно (актуальная бесконечность) со всей его "историей и географией" - прошлое - в качестве начальных условий войдет в будущее, а потом станет прошлым. Актуальная бесконечность - завершенный процесс содержит в себе как прошлое так и будущее.

Августина считал, что время существует субъективно. Да, человек чувствует время (биопроцессы могут протекать с различными скоростями. И в живой, и не живой природе есть процессы, которые идут с разными скоростями - в один год дерево вырастает на 5 метров, а в другой на один, рост кристалла также зависит от природных условий сложившихся в данное время.

Августин пишет: как можно измерить то, чего уже нет, то, что еще не наступило, и то, в чем нет длительности? И чем измерять время? Время можно измерять лишь временем; но как это возможно? Каков временной эталон времени? И в каком же промежутке измеряется время пока оно идет? Все вопросы поставленные Августином законны и следуют из логики его рассуждений. Каскад им же обозначенных вопросов и приводит в замешательство Августина: "Я знаю, что такое время, пока меня не спрашивают о времени". Здесь Августин немного "паникует". Страницей выше он говорит: о неделимых моментах времени7, которые суть настоящее и которые, следуя друг за другом образуют длитель-


7 Его идея о неделимых элементах времени (по современной терминологии кванты времени процесса) это основополагающая идея в вопросе о времени, это и есть дефиниция времени и настоящего

стр. 115

ности времени (короткие и более длинные), и которые Августин умеет измерять. (Так что все упиралось в выделение и измерение этого неделимого момента). В мысленном эксперименте с непрерывным звучанием Августин замечает, что непрерывное течение звука - это чистая длительность и задает вопрос: время ли это, ведь эту длительность нельзя измерить? Получается, что когда не выделено прошлое (начало звучания) и будущее (конец звучания), нет и времени8. Августин интуитивно чувствовал разницу между временем и длящимся (процессом) во времени и на вопрос "в каком промежутке измеряется время: ответ однозначен измерять надо в промежутке между прошлым и будущим, т.е. в настоящем. Таким неделимым моментом в звуке является один период, что и подтверждает определение времени, полученное в [3, 4]. В эпоху Августина подходящим "инструментом" фиксирующим изменение течения времени любого процесса (и особенно в революционные или застойные периоды) был человек (со своим временем - скоростью обменных процессов), а точнее его душа, поэтому Августин и заключает "в тебе душа моя, измеряю я время".

Следует отметить, что еще во времена раннего христианства Августин был ближе к пониманию феномена времени, чем более близкие к нам по времени философы, у которых время это порядок следования событий и суть свойства человеческого разума Его догадка о неделимом элементе времени (по современным определениям это квант времени процесса) и что этот элемент и есть настоящее и что настоящее остается действительным временем только при том условии, что через него переходит будущее в прошлое. Все это указывает на то, что Августин был впереди всех по вопросу о времени и это лидерство он сохранял многие столетия. Так глагол "переходит" предполагает наличие существительного (феномена, явления, процесса), то что осуществляет этот переход, но от эпохи Августина до Уайтхеда полторы тысячи лет. Так же отметим, современная наука пытается найти кванты времени, но как указывают эксперименты, никаких свойств атомарности времени не обнаружено в плоть, до длительностей, 10 - 27 секунды.

Дополнение: Квант времени процесса и бесконечно малые и неделимые в математике.

Бесконечно малые и неделимые величины давно используют-


8 Чистая длительность, это настоящее время и в ней нет времени так как не происходит никаких изменений в звучании и все слушатели в ожидании (в настоящем моменте), что будет дальше.

стр. 116

ся в математике. Бесконечно малыми величинами пользовались П. Ферма, И. Барроу, И. Ньютон, но статус неделимых бесконечно малых был не понятен в то время, так и для нас сегодня. Что это такое за число а, которое можно и добавлять к равенству и опускать А + а = А Как число а может быть равно нулю, и не равно одновременно. [6]. Как показало время, а это три-четыре столетия нового времени и бурного развития науки, решить проблему бесконечно малых неделимых математическими построениями (умопостигаемым методом) не получилось. Нет предмета: что мы делим - число, но число отражает либо количество, либо порядок чего-то, само по себе число, это абстракция и поэтому решить проблему бесконечно малых неделимых (абстрактно), играя с числами без привязки к процессам не получилось. Но посмотрим на решение проблемы бесконечно малых и неделимых с т.з. процессов и времени.

Предположим, что в процессе деления клетки рис. 1, бесконечно малым и неделимым в настоящий моментом времени - является элемент времени 2 Ta. Этот элемент невозможно разделить с точки зрения процесса, так как это настоящее (элемент 2 Ta) еще не приблизился к своему будущему (к точке 2), которое ему определено ходом процесса9. В точке 2 процесс завершает деление клетки пополам. С точки зрения математики это означает, что функция подросла (или уменьшилась) на величину а за период процесса дискретно - скачком (произошла частичная актуализация процесса). Бесконечно малые и неделимые есть кванты времени процесса. Квант времени процесса можно определить производной по времени от процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лега В. П. История западной философии. Ч. 1. М., 2009.

2. Уайтхед А. Избранные работы по философии М., 1990.

3. Грусицкий А. С. Причина времени и время в макромире // Философские исследования. 2012 г. N 1 - 2.

4. Грусицкий А. С. Время мнимое // Философские исследования. 2012. N 3 - 4.

4. Грусицкий А. С. Физическая интерпретация актуальной бесконечности // Философские исследования. 2008. N 2.

5. Грусицкий А. С. Бесконечность - феномен и термин // Философские исследования. 2010. N 3 - 4.


9 Это еще раз подтверждает, что все определяется процессом, а время всего лишь развертывает этот процесс.

стр. 117

6. Катасонов В. Н. Христианство Культура. Наука. М., 2012.

7. Спиркин А. Г. Философия М. 2012.

8. Вертьянов С. Ю. Общая биология. М. 2005.

9. Чернин А. Д. Физика времени "Квант" вып. 59 М., 1987.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВРЕМЯ-УЧЕНИЕ-АВГУСТИНА-И-СОВРЕМЕННОЕ-ВИДЕНИЕ-ПРОБЛЕМЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. С. Грусицкий, ВРЕМЯ: УЧЕНИЕ АВГУСТИНА И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВРЕМЯ-УЧЕНИЕ-АВГУСТИНА-И-СОВРЕМЕННОЕ-ВИДЕНИЕ-ПРОБЛЕМЫ (date of access: 16.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. С. Грусицкий:

А. С. Грусицкий → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
2188 views rating
16.09.2015 (1461 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Российское онлайн-казино предлагает нам игры производства NetEntertaiment, Microgaiming и других менее известных разработчиков.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
Рассматривается гравитационное поле, как энергетическая структура взаимодействия гравитирующих объектов. Предлагается расчёт гравитационных взаимодействий с точки зрения гравитационного потенциала взаимодействия частиц. Даны определения потенциала гравитационного пля. Вводится понятие ГРАДИЕНТА гравитационного потенциала взаимодействующих частиц. Вычислена энергия Вселенной, которая является постоянной величиной.
Catalog: Физика 
4 days ago · From Владимир Груздов
В событиях электорального Майдана 2019 года, приведшего к власти команду Зеленского, прямо явила себя Мать живущих Луна, устремив Украину, корабль наш, стезею Добра.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических композициях — это новая тенденция персоналистической культуры будущего — синестетический симультанизм. Синестетический симультанизм основывается на законах и принципах Координационной парадигмы развития (КПР), как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике и метафизике.
Причина утраты людьми смысла древних имен. The reason of loss of the meaning of ancient names by people.
Catalog: Философия 
14 days ago · From Олег Ермаков
За последние месяцы международным общественным мнением очередной раз была выражена крайняя обеспокоенность напряженностью в споре о суверенитете в Южно-Китайском море, внезапно обострившемся после ряда внезапных и необоснованных действий Китая в районе ЮКМ
18 days ago · From Марина Тригубенко
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
24 days ago · From Марина Тригубенко

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ВРЕМЯ: УЧЕНИЕ АВГУСТИНА И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones