Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-6811
Author(s) of the publication: Н. Л.

Share with friends in SM

ВЫСТАВКА "ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 года".

Институтом Маркса-Энгельса организована в Доме Красной Армии выставка по Парижской Коммуне 1871 г. Впервые такого рода выставка была устроена Институтом в 1926 г. С тех пор удалось пополнить уже имевшиеся коллекции большим новым материалом исключительной ценности. Размещенные по четырем большим отделам (разложение Империи, осада Парижа, Коммуна и ее падение), экспонаты дают достаточно полное представление об эпохе первого в истории рабочего правительства. Учитывая основной состав посетителей (пропагандист, педагог, студент-вузовец, рабочий-активист), организаторы выставки приложили немало усилий, чтобы сделать ее максимально наглядной и понятной, с одной стороны и идеологически выдержанной - с другой. Экспонаты классифицированы по обстоятельно проработанному плану: документальный и газетный материал снабжен не только подробными аннотациями, но и переводом французского текста, что чрезвычайно облегчает ознакомление с выставкой посетителям, в подавляющем большинстве не знающим французского языка. Проделана большая работа по переснимке и увеличению портретов, гравюр, автографов и рукописей, хранившихся в архиве Института. Специальные диаграммы, выполненные при участии ряда художников (Гуревича, Лопатинского, Сапалова), ласкают глаз своим изяществом и прекрасной техникой исполнения... Превосходные карты, изготовленные лучшими специалистами под руководством проф. Лазаревича, дают наглядное представление о важнейших операциях во время Франко-Прусской войны и Коммуны.

Политическая история 60-х годов иллюстрируется целой серией едких карикатур на императора и его жену, политическими памфлетами, портретами вождей республиканской оппозиции. Многочисленные диаграммы и современные гравюры знакомят посетителя с состоянием французской (и в частности, парижской) промышленности, ростом городов, положением рабочего класса, рабочей политикой Империи (перестройка Парижа Хаусманном, различные типы сыщиков и провокаторов: сыщик-букинист, сыщик-разносчик, уличный филер, завсегдатай кофеен и т. п. и т. п.), стачечным движением и идеологическими течениями, господствовавшими среди тогдашнего французского пролетариата. Здесь и превосходный бюст Бланки работы Рукавишникова, и редкий портрет Прудона, сделанный Курбе; подлинный договор об аренде помещения для парижской секции Интернационала, фотографии Асси, Малона, Ришара, Мильера, Риго, Гайяра, автограф Флюранса. Интересный фотографический снимок группы участников Базельского конгресса, фотокопии отчетов Генерального Совета, снимок с дома, занимавшегося им в Лондоне, портреты Маркса и Бакунина вводят нас в историю I Интернационала.

Франко-Прусская война представлена, главным образом, беспощадными карикатурами на бездарных французских генералов и самого злосчастного главкома - Наполеона III. Комфортабельный плен императора дает особенно обильную пищу сатирическим журналам того времени. Бросается в глаза интересная карта, на которой операции под Седаном сопоставлены с теми предсказаниями относительно возможного хода военных событий, которые были сделаны Энгельсом, писавшим тогда в качестве военного обозревателя в английской газете "Pall-Mall". Это сопоставление наглядно показывает, что предсказания Энгельса блестяще оправдались.

Портреты членов правительства национальной обороны и карикатуры на них, огромная красная метла, выметающая из страны мусор империи, знаменитая прокламация "К немецкому народу" встречают нас у порога молодой республики. Образцы мясных и обеденных карточек, внутренность народной столовой, меню дорогого ресторана, превосходная коллекция карикатур Moloch'a ("Париж в погребах"), типы национальных гвардейцев, современные гравюры, изображающие "хвосты" у лавок и т. п. - все это превосходно рисует быт осажденного Парижа и те лишения, которые революционизировали широкие массы парижского населения.

Карикатуры на ген. Трошю с его пресловутым "планом", занятие Ратуши батальоном национальной гвардии из Бельвилля, освобождение из тюрьмы Флюранса говорят о неудачных попытках восстаний 31 октября и 22 января. Особые витрины отведены выборам и Нац. Собрание и созданию политической организации национальной гвардии. Немецкая оккупация представлена многочисленными жанровыми сценками ("Переводчики") и рядом карикатур на Вильгельма I ("Кошмары Вильгельма", его торжественный в'езд в Париж на колеснице, запряженной членами правительства, подписавшими договор о перемирии; "ни шагу дальше!" - говорит красная Республика забрызганному кровью мяснику - Вильгельму).

Особенно обстоятельно представлен отдел революции 18 марта и Коммуны, который, в свою очередь, распадается на ряд подотделов (социально-экономическая политика Коммуны, Коммуна и крестьянство, антирелигиозная поли-

стр. 274

тика, клубная жизнь, женское движение, движение в провинции и т. д.). Не совсем, как нам кажется, удалась очень интересная попытка дать наглядное представление об имевшихся в Коммуне политических группировках: дело в том, что при несовпадении группы так наз. "меньшинства" с членами Интернационала и даже с нео-прудонистами, классификация имевшейся в распоряжении Института богатой иконографической коллекции наталкивается на большие трудности. Много внимания уделено армии Коммуны, в частности ее высшему и низшему комсоставу, который представлен рядом фотографических снимков. Особая витрина отведена Комитету Общественного Спасения.

В отделе падения Коммуны имеются две превосходно составленные карты: это - "72 дня Парижской Коммуны" и схема военных действий, происходивших на улицах Парижа в течение так называемой "кровавой недели". Вторая схема позволяет шаг за шагом проследить продвижение ворвавшихся в город версальцев. Экспонаты заканчиваются небольшой витриной "Маркс, Энгельс и Ленин о Коммуне" и коллекцией наиболее значительных старых и новых работ по ее истории.

Но эта прекрасная выставка имеет не только политико- просветительное, но и крупное научное значение. Она позволяет судить о тех ценнейших печатных и рукописных материалах, о тех единственных по своей полноте коллекциях газет, гравюр, сатирических журналов, фотографий и т. п., которыми располагает сейчас Институт Маркса-Энгельса.

Таковы, например, любопытнейшие материалы из редакционного портфеля газеты "Pere Duchesne", корректуры "Гражданской войны во Франции" Маркса, фотокопии писем Маркса и Энгельса по поводу Франко-Прусской войны; письма Маркса к Кугельману и Ньювангуису (1881 г.), замечательные коллекции портретов женщин-коммунарок и многочисленные фотографии усыновленных Коммуной детей павших федератов; подлинные прокламации Ц. К-та нац. гвардии, позволяющие проследить изо дня в день его деятельность в качестве временного правительства, подлинное воззвание Коммуны к солдатам Версаля и образцы тех изготовлявшихся Тьером фальшивок, которые находили потом в карманах убитых коммунаров. Громадный интерес представляет собрание газет и сатирических журналов того времени ("La Charge", "Le Grelot", "L'Alarme", "Celebrites populaires" и др.), а также ценнейшие коллекции карикатур, принадлежащих художнику-коммунару Пилотелю, Дюпандан (Dupendant) (антирелигиозная пропаганда), Домье, Moloch'у ("Силуэты 71 г.," - "Париж в погребах"), Дорэ (карикатуры на Нац. Собрание), Шаму, Шереру и др. Последнего рода коллекции интересны и для историков искусства, которые найдут среди экспонатов выставки настоящие шедевры, вроде пяти акварелей неизвестного художника, оставившего нам замечательные иллюстрации к "Майской неделе" (из 400 имеющихся в Институте на выставке имеется 5).

Таковы богатства этой образцовой во всех отношениях выставки, созданной об'единенными усилиями сотрудников Института и Дома Красной Армии. Конечно, такая выставка по истории Парижской Коммуны возможна только в нашем бедном материальными ресурсами, но богатом революционными традициями и волей к социалистическому строительству советском государстве. Эта истина становится как-то особенно ощутимой, когда, проходя ряд великолепных зал, где размещена выставка, и восхищаясь ее экспонатами, вспоминаешь о том полутемном угле с 4 - 5 витринами, который отведен Парижской Коммуне в парижском музее Carnavalet.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЫСТАВКА-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Vladislav KorolevContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Korolev

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Л., ВЫСТАВКА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 15.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЫСТАВКА-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ (date of access: 21.08.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. Л.:

Н. Л. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Vladislav Korolev
Moscow, Russia
1149 views rating
15.08.2015 (1467 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Военный ветеринарный врач, всегда и в любой обстановке, в том числе боевой, кроме своих непосредственных функций, смело брал на себя вопросы материально - тылового и бытового обеспечения войск.. Во главу своей деятельности ставил здоровье солдата и его обеспеченность. Об этих кратких эпизодах, повествуют записки нашего героя.
Гипотеза построена в первую очередь на данных полученных Бюраканской астрофизической обсерваторией в середине двадцатого века. Одной из многочисленных работ В.А. Амбарцумяна было предположение - активности ядер галактик. Было отмечено расширение планетарных туманностей и удаление масс материи от своей центральной звезды или точки образования. Выброшенное нейтронное вещество расширяясь распадается на протоны и электроны. Это является основным законом Природы - распад первоначального Нейтронного объекта на протон - электронную плазму.
Catalog: Физика 
Специальные символы в игровых автоматах "Вулкан" (Wild, Scatter и другие)
Catalog: Разное 
Yesterday · From Россия Онлайн
Наше, послевоенное поколение Советских людей прониклось уважением и любовью, к далекому и близкому Кубинскому свободолюбивому и непокоренному народу. Который, не смотря ни на что, выдерживает выбранный им путь социально-политического развития на протяжении более 60 лет! Действительно, мы были на передовом рубеже противостояния двух сверхдержав, и стояли на самом пороге «холодной войны». Наше поколение Советских военнослужащих, рядового и командного состава с честью выполнило свой воинский, интернациональный долг и историческую миссию на первой свободной территории Америки! Чем мы, воины-интернационалисты, ветераны ГСВСК и достойная смена - воины Российских Вооруженных Сил Российской Федерации, очень гордимся и надеемся на продолжение дружбы и военно-технического сотрудничества с братским Кубинским народом!
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
МАСОНСТВО В РОССИИ
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
8 days ago · From Россия Онлайн
К ИСТОРИИ БУРЯТСКОГО НАРОДА (БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ)
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
ГИБЕЛЬ МАХАТМЫ ГАНДИ
Catalog: История 
8 days ago · From Россия Онлайн
Факт, что столп нашей плоти — вода, несет смысл тайный. Мир, Лоно сущих — Река кольцевая: из Бога и в Бога поток; речь людей — явь ее. Миром сложены как Водой капли (учил Демокрит так) — ток Речи, Реки рек, есть мы, души Дýша сего.
Catalog: Философия 
8 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ВЫСТАВКА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones