Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9684

Share with friends in SM

На заседании военно-исторического сектора был заслушан доклад подполковника Строкова "О некоторых вопросах истории, русского военного искусства".

Подполковник Строков затронул основные проблемы, стоящие перед советской военно-исторической наукой, - вопросы о связи русского военного искусства с западноевропейским, о его национальных чертах, о роли полководцев, о некритическом отношении к военному прошлому России.

Напомнив слова товарища Сталина о разработке "теоретического и практического наследства выдающихся русских полководцев и военных деятелей"1 и его ответ на письмо проф. Е. Разина2 , докладчик остановился на некоторых ошибочных взглядах, получивших распространение в советской военно-исторической литературе. В первую очередь он отметил переоценку русского военного искусства петровского периода, сказавшуюся в статье П. Епифанова "К вопросу о военной реформе Петра Великого"3 . П. Епифанов, как и военный "старик конца XIX в. Михневич, считает, что при Петре Великом были "заложены основы русской национальной военной школы". Докладчик связывает этот тезис с неправильным взглядом на культуру допетровской Руси как на неподвижную. В дореволюционной военно-исторической литературе утверждение о том, что русское военное искусство создано Петром Великим, нередко служило отправной точкой для неправильного суждения об иностранном происхождении самой основы русского военного искусства, якобы заимствованного с Запада. Эта точка зрения, против которой возражал в своё время А. З. Мышлаевский4 , опровергается материалами советских исследователей. Они показывают, что Пётр Великий как полководец складывался под влиянием русских военных образцов, считал своим предшественником Ивана IV5 и рос, используя опыт Северной войны. Пётр был, - говорит докладчик, - не основоположником русского военного искусства вообще, а создателем русской регулярной армии.

Другой вопрос, при решении которого в советской военно-исторической литературе допущены ошибки, связан с национальными чертами русского военного искусства. Так, проф. Н. М. Коробков в статье "Национальные черты русского военного искусства"6 стремится доказать, что "историческая устойчивость психо-физических качеств русского солдата соответственно отразилась и на устойчивости национальных черт военного искусства", при этом неизменность этих качеств он пытается доказать для всех войн и времён. Вместо исследования вопроса на основе марксистско-ленинской теории Н. М. Коробков повторил суждения буржуазного историка А. Байона7 .

Характер и размах войн, которые вела Россия, определили особенности, присущие русскому военному делу. Необходимо учитывать такой фактор, как обширные пространстве России, оказывающие влияние на способы и формы ведения войны и боя. Широкий театр войны позволяет прибегать к широкому стратегическому маневрированию, неоднократно осуществлявшемуся русским и войсками. Однако нельзя преувеличивать значение этого фактора и объяснять русские победы пространствами. Русский народ, не раз боровшийся с врагом, вторгавшимся в пределы его страны, воспитал в себе в огне боёв такие качества, благодаря которым он побеждал армии, считавшиеся лучшими в мире. Патриотизм и инициатива народных масс, например, во время польско-шведской интервенции в начале XVII в. или народный характер войны 1812 г., наложили свой отпечаток на развитие известных явлений русского военного искусства. Прогрессивные полководцы всемерно развивали инициативность русского человека, приобретённую им в борьбе за независимость своей родины.

Подполковник Строков остановился на отдельных работах, вызывающих возражения своей трактовкой роля и значения выдающихся русских полководцев. Так, докладчик считает, что брошюры проф. Дани-


1 "Военная мысль" N 1 - 2 за 1945 г., стр. 94 - 95.

2 "Большевик" N 3 за 1947 год.

3 "Вопросы история" N 1 за 1945 год.

4 Мышлаевский А. "Пётр Великий. Война в Финляндии в 1712 - 1714 гг.". СПБ. 1896; "Две катастрофы". СПБ. 1901.

5 Голиков И. "Деяния Петра Великого". Т. IX. М. 1838.

6 "Под знаменем марксизма" N 7 - 8 за 1943 год.

7 Байов А. "Национальные черты русского военного искусства". Журнал Императорского русского военно-исторического общества N 9 - 10 за 1913 год.

стр. 148

левского "Кузьма Минин" и. "Дмитрий Пожарский" (Воениздат. 1946) изобилуют ошибками принципиального порядка, извращающими историческую роль характеризуемых деятелей. Этим же страдает и очень слабая брошюра В. Костылёва "Предки наши Минин и Пожарский" (М. 1941), изображающая Минина как "мужика-бородача. Докладчик дал также очень низкую оценку статье К. Осипова "Великий русский полководец Александр Суворов", вошедшей в сборник "Героическое прошлое русского народа" (Воениздат. 1946). Статья не раскрывает существа замыслов ни одного из данных Суворовым сражений и построена таким образом, что создаёт впечатление, будто успехи Суворова можно объяснить только неизменно сопутствовавшим ему счастьем. Докладчик остановился на некритическом отношении ряда авторов к военному прошлому России, на идеализации всего этого прошлого. Он возражает против того, чтобы русскую армию рассматривали как всегда и везде выражавшую интересы народа. Он считает также, что изучение войн нужно вести, разделяя их на справедливые и несправедливые. Нельзя обходить молчанием и периоды упадка русского военного искусства, насильственного внедрения прусской муштры при Петре III и Павле I. Заслуга великих русских полководцев Суворова и Кутузова заключается и в том, что они развивали военное искусство в борьбе с реакционными придворными кругами, насаждавшими в армии прусские порядки.

Решительное возражение докладчика вызывает отождествление некоторыми историками русского и советского военного искусства, между тем как последнее представляет собой качественно новую и самую передовую военную мысль и практику. Отождествление старой России с Россией советской имеет место в указанной выше статье проф. Н. М. Коробкова и в брошюрах проф. Данилевского, в которых стирается грань между советской и старой русской армиями, между советским и старым патриотизмом. Не случайно многие зарубежные политики и журналисты пытаются объяснить победы Советской Армии в Великой Отечественной войне "старорусскими неизменными устоями". Это нужно им для того, - говорит тов. Жданов, - чтобы скрыть "от своих народов правду о достижениях советского строя и советской культуры".

В прениях по докладу выступили полковник Фортунатов, полковник Мещеряков, подполковник Захаров, проф. Афанасьев и другие.

Соглашаясь с докладчиком в том, что военную реформу Петра нельзя отрывать от военных преобразований предшествующего периода, выступавшие предостерегали от перегиба в сторону недооценки преобразовательской деятельности Петра. Сохраняя связь с XVII веком, русское военное искусство при Петре Великом получило большое развитие и стало военным искусством сложившегося абсолютизма.

Все выступавшие согласились с тем, что Пётр является основоположником русского военного искусства эпохи регулярных армий, что не мешало ему, однако, использовать опыт предшественников, в первую очередь Ивана Грозного.

В прениях был подчёркнут вопрос о связи русского военного искусства с мировым: используя мировой военный опыт, Россия, со своей стороны, оказывала влияние на военную теорию и практику Западной Европы. При этом отмечалось, что вопрос этот надо рассматривать в связи с определённой исторической обстановкой, чтобы не стать на путь славянофильских оценок и утверждения в неисторической самобытности Московского государства или России XVIII - XIX веков. Надлежит говорить не столько даже о заимствованиях, сколько о правильном теоретическом учёте боевого опыта. Выступавшие предлагали начать изучение жизни и деятельности сподвижников великих русских полководцев, таких, как Меншиков, генералы Дохтуров и Неверовский. Генерал-майор Таленский напомнил, что неясные и спорные оценки полководческой деятельности Кутузова возникают, как отметил товарищ Сталин, потому, что вопрос этот ещё не достаточно глубоко изучен. Надо помнить, что Наполеон вторгся в Россию с армией, победившей Европу, и что у этой армии к тому времени была уже сложившаяся система комплектования и организации. Два основных положения наполеоновского военного искусства гласили, что война разрешается генеральным сражением и что в это генеральное сражение вводится вся армия. Против этой доктрины успешно выступил Кутузов, решивший не давать врагу этого сражения, а завлечь его в глубь страны, истощить и измотать, чтобы в конечном счёте разбить успешным контрнаступлением.

Говоря, что Кутузов - ученик Суворова, надо изучить вопрос о том, что их связывает, как учителя и ученика, и что разделяет, как людей, действовавших в разных условиях. Следует разработать тему "Генеральное сражение в понимании Суворова и Кутузова", и тогда станет ясна разница между ними, - говорит генерал-майор Таленский.

Указания, данные товарищам Сталиным, направляют основное внимание военных историков на разработку теоретического и практического наследия русских полководцев и военных деятелей, внёсших вклад в мировое военное искусство.

Касаясь очередных задач военно-исторической науки, генерал-майор Таленский указал на необходимость глубокого изучения опыта Великой Отечественной воины, изучения сталинской стратегии и тактики, на основе которых Советская Армия одержала всемирноисторические победы.

Большие задачи встали перед военно-исторической наукой в связи с ответом товарища Сталина на письмо проф. Разина. Необходима критика немецкой военной идеологии, например, Шлихтинга, ещё не подвергавшегося критике, и дальнейшее критическое рассмотрение работ Клаузевица, Мольтке, Людендорфа. В свете опыта войны надлежит изучить французскую, английскую и американскую военные школы. Военные круги СССР следует познакомить с вопросами во-

стр. 149

енной истории и идеологии США, мало известными у нас.

Гвардии генерал-лейтенант А. В. Сухомлин в своём заключительном слове напомнил слова товарища Сталина, сказанные им войскам Советской Армии на параде 7 ноября 1941 г.: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова". Они вошли в историю нашей Родины как народные герои; в сознания русского народа они будут жить как выразители его любви к Родине, как воплощение особенностей его национального развития и его боевых качеств, исторически сложившихся в борьбе против многочисленных попыток его порабощения захватчиками-иноземцами. Русские полководцы и флотоводцы выступали новатора ми в военном деле, не однажды предвосхищали развитие мирового военного искусства и являлись создателями военного искусства, соответствовавшего национальным особенностям русского народа на определённых этапах его исторического развития. В то же время они жили в условиях определённого строя и выполняли волю господствовавших тогда классов.

Необходимо показывать не только положительное, прогрессивное в деятельности того или иного "полководца и военного теоретика, но и вскрывать отрицательные, реакционные её стороны.

"Военная наука партийна, а историческая - тем более".

"Нельзя двигаться вперед и двигать вперёд науку без того, чтобы не подвергнуть критическому разбору устаревшие положения и высказывания известных авторитетов"8 - писал товарищ Сталин.

Идеализация военного, прошлого нашей Родины приводит к самой крупной ошибке - к стиранию граней между армией царской России " Советской Армией, "Мы уже не те русские, - говорил тов. Жданов, - и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны". Этого нельзя забывать, чтобы не допускать ошибок, о которых говорили докладчик и выступавшие в прениях.

Генерал-лейтенант Сухомлин выразил надежду, что молодые кадры военных историков овладеют техникой научного исследования и, опираясь на учение великого Сталина, дадут серьёзные монографии по военному прошлому нашей Родины.


8 "Большевик" N 3 за 1947 год.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ-СЕКТОРЕ-ИНСТИТУТА-ИСТОРИИ-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana StepashinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Stepashina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ФЕЙГИНА, В ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 21.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ-СЕКТОРЕ-ИНСТИТУТА-ИСТОРИИ-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР (date of access: 19.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ФЕЙГИНА:

С. ФЕЙГИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Stepashina
Вологда, Russia
256 views rating
21.09.2015 (1459 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
5 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
В ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones