Libmonster ID: RU-7699
Author(s) of the publication: И. В.

Под общей редакцией Ф. М. Левина, И. К. Луппола и И. В. Фролова.

Том I: Вступительная статья Ф. М. Левина, редакция текста Д. Благого, комментарии Д. Благого и А. Лаврецкого. Государственное издательство художественной литературы, 1934 г., XXXVII + 608 стр. Цена 7 р. 50 к., переплет 1 руб.

В нашей стране, как нигде в мире, развернута огромная работало критическому освоению классического наследства во всех областях знания и в частности в области классической литературы. Но до самого последнего времени работа по изданию классиков литературы шла прежде всего по линии издания классиков художественного слова и очень мало издавались произведения классиков критики, особенно таких, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др., сыгравших исключительную роль в развитии русской литературы и критики, общественной мысли и революционного движения.

Государственное издательство художественной литературы приступило к изданию целой серии сочинений классиков критики. В эту серию входят и избранные произведения Белинского в 3 томах; это издание включит около пятидесяти его крупнейших и важнейших критических работ, в общей сложности составляющих свыше 120 печатных листов.

В предисловии издательство следующим образом характеризует задачи этого издания: "В своем выборе редакторы руководились стремлением дать советскому читателю все наиболее ценное и значительное из литературного наследства великого критика и в то же время познакомить читателя с многообразием критических жанров Белинского - от монументального историко-литературного исследования (цикла статей о Пушкине, теоретического трактата, статьи-обзора, критической монографии, посвященной писателю, произведению или отдельному литературному жанру) до полемической статьи, журнального памфлета, короткой рецензии. Вводим мы в наше издание и знаменитое письмо Белинского к Гоголю, которое с самого начала вышло далеко за пределы частного письма, получив значение общественно-литературного документа огромной важности, своего рода революционной прокламации, отразившей, по словам Ленина, настроение крепостных крестьян против крепостного права" (с. V-VI).

Рецензируемый первый том включает следующие работы Белинского: "Литературные мечтания", "О русской повести и повестях Гоголя", "Стихотворения Владимира Бенедиктова", "Ничто о ничем или отчет г. издателю "Телескопа", "О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя", "Гамлет", драма Шекспира", "Мочалов в роли Гамлета", "Менцель, критик Гете", "Горе от ума", "Герой нашего времени", "Стихотворения М. Лермонтова" и "Русская литература в 1840 году".

Остановимся на историческом значении некоторых статей, вошедших в этот том, статей, отражающих значительные вехи в литературно-политической и критико-публицистической деятельности великого русского критика, страстного искателя "философской истины" и главы новой литературной школы.

Знаменитая статья "Литературные мечтания", опубликованная осенью 1834 г. в журнале Надеждина "Молва", была первой критической статьей Белинского. Эта статья тогда еще никому неизвестного автора, недоучившегося студента, недавно исключенного из университета за "ограниченность способностей", сразу же привлекла к себе всеобщее внимание, вызвав одобрения и похвалы одних и бурю негодования и протесты других. Белинский сразу стал в центре литературной жизни и борьбы. Статья "Литературные мечтания" была подлинным литературным манифестом нового направле-

стр. 116

ния в литературной критике, подлинной программой нового социального слоя - разночинцев. Основываясь на учении Шелинга, Белинский точно сформулировал свои философско-эстетические взгляды.

Основная мысль Белинского, которая пронизывает "Литературные мечтания", была та, что "у нас нет литературы", а есть только отдельные великие писатели и отдельные великие художественные творения. И эта мысль приводит Белинского не в отчаяние и пессимизм, а в восторг и ликование: "У нас нет литературы: я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов. Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества и вы согласитесь, что я прав" (с. 73).

Статья вызвала переполох среди консервативно-дворянских "эстетов". Они усмотрели в ней ниспровержение авторитетов и подрыв укрепившихся литературных основ, а в самом авторе увидели литературного "крамольника". По первому произведению Белинского представители николаевского режима поняли, что в его лице они имеют опасного врага и обличителя. И они не ошиблись. Через несколько лет Белинский вырастает в подлинного вождя разночинцев, в крупнейшего представителя просветительства, в идеолога крестьянской революционной демократии, в ту центральную фигуру 30 - 40-х годов, которая как магнит притягивала к себе все прогрессивные элементы русского общества и стала ненавистной для представителей и последователей официальной идеологии "самодержавия, православия и народности". Статьи о Гамлете, о Менцеле, о "Горе от ума" являются крупными работами Белинского периода его знакомства с философией Гегеля и "примирения с действительностью" под влиянием "абсолютных" выводов философии Гегеля (1838 - 1840 гг.). Белинский, исходя из неправильно понятой им формулы Гегеля "все действительное разумно", безудержно проповедывал примирение с тогдашней гнусной российской действительностью, оправдывая николаевскую монархию, ее виселицы, экзекуции и восхваляя "объективный разум" самодержавия. Всякая же борьба против самодержавия равнялась, по мнению Белинского, бунту против разума, против исторически объективных законов, против "разумно-необходимой формы общемировой идеи". Эти реакционные взгляды Белинского были особенно развиты в его статьях "Бородинская годовщина", "Очерки Бородинского сражения" и "Менцель, критик Гете". В частности в последней статье Белинский пытается оторвать искусство от политики, желая доказать, что первое аполитично и асоциально. "У искусства есть свои законы, - писал Белинский, - на основании которых и должно рассматривать его произведения" (с. 313). И в другом месте: "Да! Общество не должно жертвовать искусству своими существенными выгодами или уклоняться для него от своей цели. Искусство не должно служить обществу иначе, как служа самому себе. Пусть каждое идет своей дорогой, не мешая друг другу" (с. 320). Каковы же задачи, стоящие перед политиками и перед художниками, идущими своими, особыми путями? И Белинский отвечает: "Дело Питтов, Фоксов, О'Конелей, Талейранов, Кауницев и Меттернихов - участвовать в судьбе народов и испытывать свое влияние в политической сфере человечества. Дело художников - созерцать "полное славы творенье" и быть его органами, а не вмешиваться в дела политические и правительственные" (с. 320).

Известно, что с 4840 г. Белинский восстает против "действительности" и переходит на позиции левого гегельянства, или, как говорит Плеханов, "переходит частью на отвлеченную точку зрения "личности", частью на конкретную точку зрения гегелевой диалектики" (т. ХХШ, с. 164).

Статьи о "Герое нашего времени", "Стихотворения М. Лермонтова" как раз и свидетельствуют о начале нового сдвига в философско-политическом развитии "неистового Виссариона". Теперь Белинский, убедившись в своей неправоте, страстно восстает против своей прежней позиции. В письме от 4 октября 1840 г. на имя В. Боткина он восклицает: "Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусной действительностью!.. и проклял свои прежние статьи о Бородинской годовщине и о Менцеле". Белинский считал, что главный грех этих его статей состоял в том, что он не развил в них идею отрицания "как исторического права, не менее священного, и без которого человечество превратилось бы в стоячее и вонючее болото". А в процессе работы над одной из статей о Лермонтове Белинский в письме от 15 января 1841 г. пишет Боткину: "Все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки: пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности".

Последняя статья рецензируем эго тома - "Русская литература в 1840 году" начинает собою целую серию знаменитых годовых обзоров русской литературы. Эта статья находится в тесной, неразрывной связи с "Литературными мечтаниями", хотя теперь Белинский стоит на иных философских основаниях и находится под влиянием других идей, эстетических требований и настроений. Белинский сам в начале статьи довольно прозрачно намекает на связь ее со своей первой крупной литературно-критической работой "Литературные мечтания". Основной

стр. 117

тезис последних - "у нас еще нет литературы" - проводится и в статье "Русская литература в 1840 году" - хотя и здесь признается существование ряда великих писателей.

"Прошедшее нашей литературы, - заканчивает эту статью Белинский, - не блестяще, настоящее тускло; но за будущее нам нисколько не должно отчаиваться" (с. 554), ибо у нас были и есть Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Пушкин, Грибоедов и др. "Нападая на нашу литературу, мы хотели только противоборствовать смешному самообольщению, которое в немногом видит бесконечно многое и добродушно верит, что русская литература превосходит и английскую, и немецкую, и французскую... Повторяем: у нас еще нет литературы как выражения духа и жизни народной, но она уже начинается... Если сила и мощь отдельно действующих лиц в нашей литературе поражают вас невольным удивлением, то чем же должна быть наша литература, когда она сделается выражением национального духа и национальной жизни?.. И мы уже видим начало этого желанного времени" (с. 555).

И действительно, в ближайшие же годы Белинский был свидетелем и главным "акушером" рождения великой русской литературы ("Мертвые души" Гоголя, произведения Достоевского, Тургенева, Некрасова, Григоровича и др.). Эта литература была концентрированным выражением всех противоречий эпохи, она обнажала существующие социальные несправедливости, отражала страстные искания прогрессивных слоев общества и жажду действия против прогнившего и исторически обреченного режима. И недаром передовые люди той эпохи, и прежде всего Белинский, использовали эту литературу ("Мертвые души", "Ревизор" и др.) как знамя, под которым боролись против существующего строя.

В заключение несколько слов о принципах издания. Текст всех статей, входящих в это издание, выверен заново по первоисточникам (по первопечатным журнальным публикациям и по тем рукописям самого Белинского, которые до нас дошли). Следовательно, впервые текст Белинского дается в подлинном виде, так как даже двенадцатитомное издание Венгерова страдало значительными недостатками. Большое внимание уделено комментариям. Каждая работа Белинского снабжена пояснительным очерком и примечаниями. В конце третьего тома будут даны предметный и алфавитный указатели ко всем трем томам. Ко всему изданию дана интересная и содержательная вступительная статья Ф. Левина - "Путь В. Г. Белинского".

 


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Г-БЕЛИНСКИЙ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-В-ТРЕХ-ТОМАХ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. В., В. Г. БЕЛИНСКИЙ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Г-БЕЛИНСКИЙ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-В-ТРЕХ-ТОМАХ (date of access: 04.08.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. В.:

И. В. → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1181 views rating
24.08.2015 (2172 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Творцы Сфинкса и Пирамид, его свиты — Атланты, Луны древний люд.
Catalog: Философия 
13 hours ago · From Олег Ермаков
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
6 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
6 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
6 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
В. Г. БЕЛИНСКИЙ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones