Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-13734
Author(s) of the publication: В. М. МАССОН

Share with friends in SM

М. Изд-во "Наука". 1972. 278 стр. Тираж 3750. Цена 1 руб. 32 коп.

Два последних года в советской историографии Нового Света доколумбовой эпохи были особенно плодотворны. В Ленинграде вышла монография Р. В. Кинжалова "Культура древних майя" (1971 г.), а в Москве - книга В. А. Башилова "Древние цивилизации Перу и Боливии" (1972г.). К этой группе изданий относится и книга кандидата исторических наук, младшего научного сотрудника Института археологии АН СССР В. И. Гуляева. Если в работе Р. В. Кинжалова рассматривается общество майя по таким его составляющим элементам, как хозяйство, культура, наука и т. д., то в книге В. И. Гуляева прослеживаются основные линии истории народов Мезоамерики от древнейших следов человеческой культуры до первых цивилизаций, в связи, с чем основное внимание уделяется генетическим связям. Этой задаче соответствует и структура книги, где после историографического введения и глав, рисующих постепенную эволюцию древнейших культур, следует очерк нескольких частично одновременных цивилизаций. В связи с вопросом о первом появлении человека в Мезоамерике автор касается вообще проблемы заселения Америки1 . На основании новейших данных в монографии подробно разбирается вопрос о происхождении земледелия в Мезоамерике, отмечается независимый и самостоятельный характер этого процесса, что хорошо видно как из состава возделываемых растений, так и по облику древнейших культур. Характеризуя развитие общества в конце III - конце I тыс. до н. э., автор использовал для периодизации трехчленную схему, разработанную для оседлоземледельческих культур Старого Света2 . Действительно, в Мезоамерике так же, как и на Ближнем Востоке, мы видим картину постепенного освобождения общества от пережиточных явлений эпохи охоты и собирательства, резкого увеличения населения на основе новой экономики (стр. 67), а затем своего рода материализацию общественного прибавочного продукта в архитектуре культовых центров, приобретающей все более ощутимые черты монументальности (стр. 75 - 76). К сожалению, последний вопрос рассмотрен автором несколько бегло, так же, как и возникновение и отделение от земледелия ремесел. Для этого археологические данные дают обширный фактический материал.

К числу тщательно разработанных разделов книги относится глава IV, посвященная так называемой ольмекской проблеме. Многие исследователи пытаются найти в культуре ольмеков своего рода ключ к проблеме происхождения всех мезоамериканских цивилизаций, считая эту культуру загадкой. Колоссальные головы ольмекских каменных кумиров (см. рис. 34 на стр. 95) нередко используются и в спекулятивных целях любителями "внеземных контактов". Детально рассматривая вопросы хронологии и генетических связей, автор показывает и относительно позднюю датировку каменных исполинов и, главное, то обстоятельство, что формирование ольмекской культуры было одним из проявлений процесса сложения классового общества с присущей ему культурной интеграцией - процесса, охватившего широкие области Мезоамерики (стр. 105). Об этом справедливо пишет и Р. В. Кинжалов, от-


1 В. И. Гуляев не упоминает работ И. П. Ларичевой, уделившей большое внимание соответствующим проблемам (см. И. П. Ларичева. Палеолит Северной Америки и проблема связей его с древнекаменным веком Сибири. Автореф. канд. дисс. Новосибирск. 1971).

2 См. В. М. Массон. От возникновения земледелия до сложения раннеклассового общества. VII Международный конгресс доисториков и протоисториков. Доклады и сообщения археологов СССР. М. 1966.

стр. 161


мечая, что "ольмекский стиль" получил широкое распространение именно как "оформитель, внешняя оболочка социальных процессов, происходивших в обществе"3 .

Центральное место в книге занимают очерки трех древнейших цивилизаций Мезоамерики - майя, Теотихуакана и Монте-Альбана, которые существовали одновременно, но занимали различные территории. Самый термин "цивилизация", получивший в последнее время широкое, порой даже излишне широкое, распространение, понимается автором преимущественно как культура народа, достигшего ступени классового общества и государства (ср. стр. 151). Представляется, что это наиболее правильный путь, особенно по сравнению с такими терминологическими монстрами, как "неолитическая цивилизация" или "цивилизация пастухов". Достижением советской исторической науки является разработанное Ю. В. Кнорозовым положение о принципиальной близости раннеклассовых обществ Мезоамерики и Древнего Востока, принадлежавших скорее всего к одной социально-экономической формации4 . Это мнение разделяет большинство исследователей в СССР, его придерживается и В. И. Гуляев (стр. 203 - 214). Но пока этот вопрос может быть решен только в общей форме, за чем должен последовать более детальный сравнительный анализ социальной и хозяйственной систем, а также политических институтов. Одно из направлений таких разработок отмечено автором, который достаточно убедительно показал отражение в монументальном искусстве образа царя-правителя (стр. 206 - 214), что сильно колеблет довольно распространенное мнение о полной теократичности мезоамериканских цивилизаций. Однако, как нам кажется, формулировки о деспотическом характере царской власти (стр. 217), особенно для столь раннего периода существования классового общества и государства, нуждаются в пересмотре. К сожалению, совершенно не затронут в работе вопрос о возможности существования в Мезоамерике храмовых хозяйств, о чем есть свидетельства письменных источников5 . Это явление, особенно если учесть роль жречества в установлении аграрных циклов, могло иметь здесь, как и на Древнем Востоке, весьма глубинные истоки.

Признание формационного единства древнейших обществ Старого и Нового Света открывает большие перспективы для внутриформационной типологии. Большое значение здесь имеет вопрос о наличии или отсутствии городов в мезоамериканских цивилизациях. Многие исследователи подчеркивают, что общество майя, как и некоторые другие, - образец "цивилизации без городов"6 . Но урбанистический характер цивилизации Теотихуакана с одним городом-гигантом не вызывает сомнений. В. И. Гуляев полагает, что можно с полным основанием говорить о наличии городов у древних майя (стр. 178 - 182) и в цивилизации Монте-Альбана (стр. 236 и сл.). Проблема эта, разумеется, не проста, тем более что вопросы типологии поселений, важные для понимания древних общественных структур, в книге В. И. Гуляева остались почти не разработанными. Сложна и проблема критериев города, особенно в тех случаях, когда мы имеем дело с одними лишь материалами археологии. В качестве таких археологических, чисто внешних признаков города может быть использована триада: население более 5 тыс. человек, монументальная архитектура (светская или религиозная), мощные центры ремесленных производств. Судя по проводившимся подсчетам, в Тикале VIII - IX вв. обитало около 10 - 11 тыс. человек (стр. 182). Разумеется, соответствующие разработки должны быть продолжены и углублены, но, как нам представляется, процесс урбанизации ярко иллюстрируется материалами Мезоамерики, начиная со времени появления пресловутого "ольмекского стиля".

В книге дается достаточно разносторонняя характеристика всех трех, собственно, с ольмеками - четырех древних цивилизаций Мезоамерики. Автор аргументированно высказывается по основным проблемам, связанным с их изучением. Он последовательно и достаточно убедительно отвергает примитивное объяснение появления цивилизаций при помощи таинственных пришельцев и показывает тесную связь самых разнообразных проявлений культуры с памятниками архаической эпохи (стр. 122 -


3 Р. В. Кинжалов. Указ. соч., стр. 78.

4 Ю. В. Кнорозов. "Сообщение о делах в Юкатане" Диего де Ланда как историко- этнографический источник. В кн. Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М. - Л. 1955, стр. 37 - 46.

5 Р. В. Кинжалов. Указ. соч., стр.292 - 293.

6 M. D. Coe. Social Typology and the Tropical Forest Civilizations. "Comparative Studies in Society and History". Vol. IV, N 1, 1961, p. 66.

стр. 162


125, 156 - 162, 244 - 249). В целом интересная, насыщенная фактическим материалом работа В. И. Гуляева удачно восполняет пробел в отечественной литературе по рассмотренной проблеме.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-И-ГУЛЯЕВ-ДРЕВНЕЙШИЕ-ЦИВИЛИЗАЦИИ-МЕЗОАМЕРИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. М. МАССОН, В. И. ГУЛЯЕВ. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЗОАМЕРИКИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 07.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-И-ГУЛЯЕВ-ДРЕВНЕЙШИЕ-ЦИВИЛИЗАЦИИ-МЕЗОАМЕРИКИ (date of access: 07.07.2020).

Publication author(s) - В. М. МАССОН:

В. М. МАССОН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
1363 views rating
07.04.2017 (1187 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Русские офицеры военного времени. 1914-1917 гг.
8 hours ago · From Россия Онлайн
Л. Д. Троцкий и военное строительство. 1920-1924 гг.
8 hours ago · From Россия Онлайн
И. В. КУЗЬМИНА, А. В. ЛУБКОВ. Князь Шаховской: путь русского либерала
8 hours ago · From Россия Онлайн
"Хмурый" полицейский. Карьера С. В. Зубатова
Catalog: История 
8 hours ago · From Россия Онлайн
Тверской поход Дмитрия Ивановича 1375 года
Catalog: История 
8 hours ago · From Россия Онлайн
Топливная трудовая повинность в Среднем Поволжье в 1918-1921 гг.
Catalog: Экономика 
8 hours ago · From Россия Онлайн
Япония: демографические вызовы страны пожилых людей и «единичных паразитов»
20 hours ago · From Россия Онлайн
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной \Phi_{UV}. Каждая единичная масса создаёт потенциал взаимодействия. Все массы Вселенной создали потенциал взаимодействия всех масс, величиной: \Phi_{UV}\simeq9*10^{16}\frac{m^{2}}{s^{2}}. Любая масса имеет структуру потенциала взаимодействия в любой точке Вселенной. Масса нейтрона в любой точке Вселенной имеет энергию взаимодействия массы нейтрона с потенциалом взаимодействия Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
Наровчат - город, ставший селом
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
Опыт единоличной власти в России в XVI-XX вв.
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·54 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
В. И. ГУЛЯЕВ. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЗОАМЕРИКИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones