Libmonster ID: RU-8995
Author(s) of the publication: Ю. В. ЧЕРНОВИЦКАЯ

Процесс глобализации, характеризующийся попыткой объединения мира единым центром, одними и теми же глобальными проблемами (но который в то же время нельзя рассматривать изолированно от предшествующих этапов, т.е. культурной, экономической, политической интеграции человечества), поставил в разряд глобальных и проблему геноцида. Этой по сути междисциплинарной проблемой стала заниматься и политическая философия. Изучая причины геноцида, мотивацию "палачей", "жертв" и "наблюдателей", она пришла к выводу, что геноцид как преступление против человечества всегда направлен против всех и каждого. Можно говорить о том, что геноцид возник тогда же, когда возникло человечество, однако международное право, права человека стали развиваться лишь в XIX в., а сам термин "геноцид" появился в изданной в Вашингтоне в 1943 г. книге американского юриста (польского еврея) Рафаэля Лемкина (Raphael Lemkin) "Основное правило в оккупированной Европе" ("Axis Rule in Occupied Europe"1 ). Лемкин пытался найти вербальное обозначение такого факта, как истребление евреев в Европе. После Второй мировой войны сформировалось понятие геноцида, законодательно закрепленное в Конвенции "О предупреждении преступления геноцида и наказания за него"2 1948 г. Мировое сообщество назвало преступлением истребление отдельных групп населения по расовым, наци-


1 Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe. Washington, 1944.

2 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. // Международное право в документах. Составитель Блатова Н. Т. М., 1982.

стр. 74


ональным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде. Все вышеперечисленное и было определено как геноцид. Возникает проблема защиты жизни человеческой личности в современном обществе.

В современных же условиях, в условиях глобализации геноцид трансформируется, приобретает различные формы, усиливается тенденция к появлению косвенных форм геноцида, которые важно научиться определять на ранних стадиях. Геноцид грубый, юридически наказуемый сейчас "не моден". Появляются косвенные формы геноцида, которые трудно обнаружить и доказать умысел.

Классический геноцид, которому и дали определение в Конвенции, произошел во Вторую мировую войну. Укрепилось мнение, что во Вьетнаме проводился экоцид, естественно, с человеческими жертвами; в Америке - этноцид и создание резерваций, что привело если не к уничтожению, то к ассимиляции (которую народы, верные традициям, вере предков, считали не развитием, а упадком); в Югославии - этнические чистки. Считается, что обвинения в совершении геноцида после Второй мировой войны официально предъявлялись мировым сообществом лишь дважды: в связи с событиями в Руанде в 1994 г. и в Югославии в 2001 г. Также мировое сообщество признало геноцидом против собственного народа политику Пол Потта в Камбодже (Кампучии), в результате которой погибла треть населения страны.

Вводя понятие косвенного геноцида, надо отдавать себе отчет в том, насколько трудно будет доказать чью-то причастность к нему, так как даже при прямом геноциде, при невозможности скрыть результаты, правительства, предположительно осуществлявшие геноцид, пытались избежать наказания, отрицая именно намерение уничтожить группу как таковую, например, непризнание Турцией обвинений в геноциде армян 1915 г. Однако большинство комментаторов утверждает, что без строгого условия преднамеренности было бы невозможно отличить геноцид как особое преступление от других форм правительственной поддержки массовых убийств.

Ограниченность определения заставила некоторых комментаторов уйти от традиционных представлений о намерении, чтобы сосредоточить внимание на системных закономерностях. Политические, экономические и социальные изменения вместе с небрежностью правящего режима приводят к массовому уничтожению груп-

стр. 75


пы, несмотря на то, что уничтожение данной группы не являлось прямым намерением. Таким образом, геноцид можно рассматривать двояко: как следствие преднамеренности (на что и направлена борьба мирового сообщества) и как "продукт системы" (что входит в результат ее жизнедеятельности, как ни парадоксален покажется этот вывод).

В современных условиях глобализации намечаются тенденции трансформации прямого геноцида в косвенный, причем, на мой взгляд, эти трансформации неизбежны и необратимы. Современная направленность глобализации ведет к появлению косвенного геноцида.

Итак, косвенный геноцид - направленное воздействие (или умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящее к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это был бы желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению ее. Можно выделить виды косвенного геноцида: экономический, политический, культурный, идеологический, военный (локальные конфликты) и т.д.

Принимая во внимание все вышесказанное, попытаемся выявить формы и способы косвенного геноцида, а также те области существования общества, влияние на которые определенным образом предполагает намеренное манипулирование, приводящее к необратимым последствиям, в том числе и к косвенному геноциду, который является предвосхищением прямого либо выступает самостоятельным явлением.

Во-первых, это экономическое воздействие.

Во-вторых, направленное изменение природных условий.

В-третьих, биологическое вмешательство, в том числе генные технологии.

В-четвертых, направленное изменение культурно-исторической среды.

Направленное экономическое вмешательство

Здесь прослеживаются следующие тенденции. Происходит разделение общества на два полюса - богатые и бедные, растет социальное неравенство и в условиях установок на материальные ценности, на успешность, богатство. Всем, не сумевшим победить в условиях рыночного (по сути социал-дарвинистского) отбора, вну-

стр. 76


шается их несостоятельность, неприспособленность к современным условиям, неуспешность, создаются условия, невозможные для выживания. Тем, кто не может приспособиться к постоянному техническому прогрессу, современным интеллектуальным ценностям, материальным требованиям (совсем не моральным), не место в постоянно меняющемся мире. По мнению многих исследователей, в том числе А. С. Панарина, В. А. Лисичкина, Л. А. Шелепина и др., невиданный характер приобрела в настоящее время поляризация общества: две трети людей живут в нищете, а около одной шестой находится на грани голодной смерти.

Непрерывно растущее социальное неравенство привело к тому, что, несмотря на имеющуюся в принципе возможность обеспечить всех продовольствием, более 800 млн. человек постоянно голодает. В странах третьего мира и бывших социалистических царят различные формы насилия и гражданских конфликтов, где если еще не осуществляется геноцид, то готовится его фундамент. Образовалось два полюса: развитые страны с 17% населения, и все более отстающие развивающиеся страны. Известно, что на долю 20% наиболее богатой части населения планеты ("золотой миллиард" людей в развитых странах) приходится 83% мирового дохода, а на долю остальных 80% - лишь 17%3 .

"Капитализм нового времени пришел как носитель демократического экономического переворота, связанного с производством массовой продукции для массового потребителя. Новейший капитализм приходит как экономическая система, обслуживающая избранных. Производить для масс в этой новой системе становится просто невыгодным; следовательно, массы отлучаются от нормального рыночного потребления, выталкиваясь в примитивное натуральное хозяйство, в попрошайничество, в криминальные субкультуры, живущие мелкими кражами и уличными набегами"4 .

Современное состояние 358 наиболее богатых "глобальных миллиардеров" равно общему богатству 2,3 миллиарда бедняков, составляющих 45 % населения планеты. Это означает, что вместо обслуживания бедняков новой либеральной экономике достаточно обслужить несколько сотен богачей - прибыль будет той же и без неприятных социальных контактов. Мы имеем дело, по мнению А. Панарина, с системой экономического геноцида.

Сужение социального пространства для основной массы насе-


3 Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Глобальная империя Зла. М., 2001.

4 Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI в. М., 2003.

стр. 77


ления до размеров, в которых она неспособна обеспечить свое собственное воспроизводство, позволяет без всяких оговорок говорить о крупномасштабном геноциде, осуществляемом экономическими методами (а также и силовым путем в районах межэтнических конфликтов).

Возможно, с этими изменениями связана и тенденция ведения вместо обычных войн (в современных условиях обязательно масштабных и тем и невыгодных) геоэкономических войн5 , нанесение ущерба в которых осуществляется невоенными методами по заранее спланированной стратегии оперирования в геоэкономическом пространстве с использованием высоких геоэкономических технологий. Любая национальная экономика может оказаться объектом геоэкономического нападения, поэтому очень важно знать технологию ведения подобных войн, их стратегические приемы и методы, имеющие свою специфику. Среди реально просматриваемых, по мнению Э. Г. Кочетова, можно назвать тщательно завуалированный механизм перелива национального и мирового дохода, методы разрушения экономических инфраструктур, стиль оперирования на мирохозяйственной арене, завершающим итогом которого является "кредитный удар", деформация социально-экономической системы, продвижение ее к необратимой трансформации. Любое государство может стать предметом геоэкономической экспансии. Остается нерешенным вопрос кто является субъектом экономического косвенного геноцида. Некоторые авторы обвиняют крупные мировые державы, в частности США, другие не так категоричны. Стоит рассматривать каждый конкретный случай. Но наша задача - обратить внимание на системные закономерности и трансформации, ведущие к преднамеренному осуществлению косвенного геноцида, обусловленного направленным экономическим вмешательством.

Направленное изменение природных условий

Направленное изменение природных условий затрагивает область экологии, в том числе и экологию человека. Под экологией человека6 понимается наука о взаимодействии, коэволюции человека и природной среды его обитания. Экология человека формируется как дисциплина, исследующая коэволюцию деятельности


5 Кочетов Э. Г. Глобалистика: Теория, методология, практика. М., 2002.

6 Биология и культура. М., 2004. С. 30.

стр. 78


человека и возможностей природных систем с учетом как влияния человека на природную среду, так и влияния природной среды на человека, и адаптацию человека к различным средовым факторам. Примечателен факт завоевания и заселения Северной Америки европейцами, которое привело к изгнанию и геноциду коренных народов - американских индейцев. Для индейцев Соединенных Штатов природа - их церковь, и этот коренной принцип, конечно, вступает в конфликт с капиталистической концепцией частной собственности и западной цивилизацией. В традиционных индейских обществах религия и политическая организация были взаимосвязаны. Вот почему целью угнетателей стало сокрушение индейских религий, а также дискредитация и уничтожение духовных лидеров коренных американцев. Особенно сильно индейские обряды подавлялись в течение первых двух десятилетий нашего столетия. Вплоть до 1934 г. исповедовать нехристианскую и традиционную религию в индейских резервациях считалось уголовным преступлением. Религии коренных американцев отличаются друг от друга по форме, но их философское содержание, в том числе воззрение на мир и роль внутри аборигенного общества поразительно схожи. Во-первых, религиозные верования и практика вплетены в общественную и политическую жизнь. Во-вторых, эти религии "продолжающиеся", а не "преклоняющиеся" по своему происхождению и не ведут свое начало от какого-либо события или основателя, как это присутствует во всех мировых религиях. Традиционные религии рассматривают мир как непрерывный процесс, их главная функция - поддерживать баланс в природе и гармонию человечества с природой. Можно также обратиться к классическому определению аборигенных, незападных религий, данному французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его теоретической работе "Элементарные формы религиозной жизни" (1915). Дюркгейм показывает, что все религии разделяют мир на его священные и светские области. Такое деление распространено сегодня в урбанизированных, индустриальных обществах, где такие вещи, как земля, деревья, животные и другие составные части природы не попадают в категории священного. Традиционалисты, напротив, не делают такого различия. Вот почему среди них распространен культурный конфликт по поводу земли - использовать ее коммерчески (эксплуатация лесных и минеральных ресурсов) или почитать как священную. Подобная же дилемма существует и с предметами материальной культуры, наверное, самый деликатный вопрос - проблема индейских погребений. Также к индейцам отно-

стр. 79


сится запрет на промысел бизонов, являющихся их основным источником существования.

Ежегодно и ежечасно мы становимся свидетелями разрушения природной среды, а также уничтожения человека человеком. Катастрофы могут происходить без вмешательства человека (стихийные бедствия: землетрясения, пожары и т.п.) и в результате необдуманной преступной деятельности человека (Арал, Байкал, Чернобыль). Загрязнение природной среды не знает национальных границ. Происходит "экоцид - преднамеренное действие одного государства, использующего свои ресурсы для посягательства на население, культуру, производство биологического продукта другой страны, на ее природную среду"7 (Вейсберг Б.), это сознательное уничтожение природного окружения.

Реймерс И. Ф. определяет экоцид как "преднамеренное истребление всего живого, приводящий к биоциду", т.е. истреблению всего живого на больших территориях, взаимоуничтожению без антропогенного фактора (эпидемии, пандемии, нашествия саранчи), тогда как экоцид - сознательная, целенаправленная деятельность человека по уничтожению природной среды. К тому же экоцид имеет место во всех случаях преднамеренного нападения. Экологическая война, как и геноцид, - это война против будущих поколений. Например, гербициды (дефолианты 2 - 4 - 5 Т) в войне против Вьетнама сначала применялись для уничтожения, затем происходила дефолиация - полное уничтожение всего лиственного покрова, который "мог укрывать повстанческие силы". Ядохимикаты не только уничтожали настоящий урожай, но и проникали в почву, распадаясь там десятки лет. К уничтожению растительности гербицидами следует добавить ущерб, причиненный ландшафту бомбардировками (пример Вьетнама - за 1968 г. появилось 2,5 млн. кратеров глубиной 30 футов), экстенсивным огнем, бульдозерами. Все это ускоряет эрозию почвы, а в некоторых местах необратимо затвердевает верхний слой почвы. В результате применения гербицидов во Вьетнаме рождались дети с врожденными уродствами либо происходили выкидыши. Хотя Америка утверждала, что дозы гербицидов, сбрасываемых на мирное население, для него безопасно, а вред приносился лишь листве, однако человек получал их и с водой, и с пищей. Будущие поколения ощутили тяжесть экологической войны. Направленное воздействие на природный наследственный фактор неоспоримо. В этом проявление косвенного гено-


7 Экоцид в Индокитае. М., 1972. С. 16.

стр. 80


цида со стороны США по отношению к вьетнамскому населению.

А. М. Вавилов определял "экологическую войну" как "управление природными процессами для изменения динамики, состава или структуры Земли и космического пространства в целях нанесения ущерба другому государству путем подрыва его экосистем8 .

Любое нарушение правил сосуществования между людьми - меж- и внутринациональные (такие, как войны, как социальные революции, которые ставят задачей осуществление все новых и новых способов распределения и перераспределения богатств - производственных и природных) обязательно сказывается и на состоянии природы.

Враждуя между собой, люди, хотят они того или нет, но обязательно враждуют с природой, оставляя выжженные в сражениях поля и отравляя воздух (вспомним войну в Ираке), а там, где имеет место и производство, и испытание новых классов вооружений, необходимое соблюдение экологических условий практически невозможно. Обратимся к сходным проблемам, возникающим при намеренном изменении природных условий, например, при освоении Севера, и при халатном отношении, а порой и преступном вмешательстве в "окультуривание" народов Средней Азии, по своей сути являющемся косвенным геноцидом, так как уничтожение национальной самоидентификации народа считалось бы желательным результатом. Высокий уровень смертности среди детей и их матерей в Средней Азии объясняется такими факторами, как неполноценное питание, загрязненность окружающей среды, в том числе и из-за испытания ядерного оружия, некомпетентность врачей, а также нехватка и низкий уровень медицинских учреждений. "Тот факт, что от острых респираторных заболеваний и заболеваний кишечно-желудочного тракта дети в среднеазиатских республиках умирали в 3,5 раза чаще, чем в среднем в СССР, говорит о беззащитности матерей перед угрозой, исходящей от таких факторов, как зараженные продукты питания и загрязненная окружающая среда"9 .

При освоении северной природы человеком совершенно не принималась во внимание связь природы и культуры коренного


8 См.: Макаров О. И. Экоцид: международно-правовые аспекты. Дис. кандидата юрид. наук. М., 1992.

9 Фешбах М., Френдли-мл. А. Экоцид в СССР. Здоровье и природа на осадном положении. М., 1992. С. 172.

стр. 81


населения Сибири и Севера, что привело к упадку нравственного и социального уровня жизни.

В марте 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера". Оно закрепляло казавшиеся тогда прогрессивными мероприятия по ликвидации кочевого образа жизни, укрупнению колхозов северян, по интенсификации в использовании природных богатств. В 60 - 70-е годы происходило массовое переселение северян из мелких поселков в крупные. "Нас, малых народностей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, - двадцать шесть. О таких, как кеты, селькупы, негидальцы, численность которых несколько сот человек, многие даже и не слышали. А ведь культура каждого из них - древнейшая, уникальная!"10 .

В критической ситуации в современных условиях оказались народы Севера и национальные меньшинства, проживающие в иноэтническом пространстве11 . В условиях обострившихся межнациональных конфликтов эти этносы оказываются практически беззащитными, их состояние вызывает особую тревогу. Плачевное экономическое, политическое положение малых народов и национальных меньшинств, их низкий культурный уровень суть результат накопления кризисных явлений в системе национальных отношений, где они выражены наиболее рельефно. В этой связи речь идет не только о сохранении экономической и духовной энергии того или иного малочисленного этноса, но и о его физическом выживании.

К внутренним (эндогенным) факторам кризисности этноса следует отнести потерю этносом своей пассионарности (термин введен в научный оборот Л. Гумилевым), ослабление его внутренней энергии, выражающееся во внутриэтнических биодемографических процессах (падение рождаемости, негативные генетические последствия длительной эндогамии, неблагоприятные изменения внутриэтнической половозрастной структуры), естественное дробление этноса на субъэтносы и связанные с ним процессы роста дисперсности и мозаичности расселения носителей этничности (этнофоров). Эндогенные кризисы этносов имели место на протяжении всей истории человечества. Биоэнергетическое ослабление эт-


10 Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М., 1991. С. 183.

11 См.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М, 1983. С. 200 - 212.

стр. 82


носа часто сопровождалось ослаблением и исчезновением этнического самосознания, потерей исторической памяти и в конечном итоге гибелью этноса как социокультурной общности.

Малочисленные народы и национальные меньшинства сильно подвержены воздействию макросреды. Вследствие этого всякие неблагоприятные для макросреды явления отражаются на состоянии небольших этнических общностей. К таким явлениям относятся экологические кризисы, вызванные хозяйственной деятельностью государственных ведомств и предприятий, миграции населения, объективные обстоятельства и политико-административные действия, способствующие вынужденной аккультурации* и ассимиляции* малочисленных народов и национальных меньшинств. Социально-экономическая система государства оказывает сильное, часто негативное воздействие и на внутреннюю социальную архитектонику этноса, серьезно трансформируя и дифференцируя социально-профессиональную структуру и образ жизни различных социальных групп. Следует заметить, что деление кризисных факторов на эндогенные и экзогенные весьма условно и относительно. Внешние и внутриэтнические процессы и явления, вызывающие кризис этноса, всегда переплетены, и часто внешние факторы кризисности перерастают во внутренние. Например, вызванная внешними факторами вынужденная и даже насильственная аккультурация становится для этнофонов добровольной - люди по своей воле отказываются от родного языка, традиционной культуры, теряют этническое самосознание.

Материалы по народам Севера являются наиболее репрезентативными источниками в исследовании кризиса всех сфер жизнедеятельности, основных компонентов и функций этноса. В их исторической судьбе сфокусировались все болевые точки этнических проблем. Социалистическое строительство и советский вариант техногенной цивилизации, столкнувшись с традиционным укладом жизни северных народов, именно в этом регионе породили наиболее тяжелые формы этнических кризисов.


* Аккультурация - это процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры. В отличие от этого ассимиляция* - это процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства, в конечном счете поглощается этой группой (см.: Рывкина Р. В. Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен. М., 2005. С. 31).

стр. 83


Не доказав факт преднамеренности России в создании жизненных условий народам Севера, которые направлены на уничтожение данных народов как этнической группы, нельзя говорить о геноциде. Однако следует обратить внимание на то, как системные закономерности вместе с небрежностью правящего режима создают практически такие условия. И, думаю, рассматривая каждый отдельный случай, можно было бы найти факты преднамеренности, например, отдельных корпораций, заинтересованных в промышленном овладении региона. Ведь правительство, которое знает о систематическом уничтожении коренных народов в результате преднамеренных действий отдельных индивидов или корпораций, но не делает ничего для прекращения этого уничтожения, можно назвать способствующим осуществлению геноцида. Аналогичный пример: комиссия ООН по правам человека установила с помощью вождя племени озера Лубикон, что, поощряя разработки нефтяных и газовых месторождений на территории их резервации, канадский штат Альберта соучаствовал в политике, которая сделала бы невозможным выживание племени в качестве народа, а потому осуществлял преднамеренный геноцид.

Мы можем предполагать политику косвенного геноцида, проводящегося при построении, скажем, "всемирного государства". Проблема, как и всегда, заключена в территориальных притязаниях, в стремлении обладать природными ресурсами идеологически подготовленным контингентом. Однако на данном этапе возникает опасность халатность, бездеятельность принять за геноцид, что дает повод националистически настроенным группам граждан создавать спекуляции понятием косвенного геноцида: обвинять Россию в дискриминации своих национальных меньшинств либо создавать собирательный образ всемирного государства против России. В каждом конкретном случае следует искать принцип преднамеренности (и соответственно тех, кто за этим стоит), что переводит экономическую халатность, экологические просчеты, социальные кризисы, природные катастрофы в разряд политического действия, так как субъект преднамеренности - это уже субъект политики, и уже можно ставить вопрос о наличии косвенного геноцида.

Вместе с тем история антропогенных кризисов от палеолита до современности учит, что чем выше потенциал производственных и военных технологий, чем больше сила, желающая подчинения, тем более совершенные гуманитарные механизмы сдерживания агрессии необходимы для устойчивого развития общества, для предотвращения даже зачатков косвенного геноцида.

стр. 84


Казалось бы, чем страшен косвенный геноцид. Здесь нет убийства. Нет привычных условий существования - все переехали в города, нет условий заниматься привычными промыслами - приходится искать работу, где придется. Нет народа, нет прошлого, не будет будущего, все равны, хотя в разнообразии системы залог ее существования. Обыденность явления геноцида настораживает. Обращая внимание на факт преднамеренности в любом массовом уничтожении, возможно, удастся предотвратить превращение косвенного геноцида в систематическую закономерность.

Превращение "философии вражды" в "философию взаимозависимости" - вот величайшее требование современности, требование высших надклассовых и наднациональных интересов выживания и сохранения человечества12 .

Биологическое вмешательство

По мнению некоторых ученых, например, И. П. Меркулова, в науке выстраивается представление о мире, как о грандиозном развертывании процессов селектогенеза (информационный, биологический отбор, отбор генофонда)13 . Идея естественного отбора возводится в основной мировоззренческий принцип понимания мира. Естественный отбор напоминает о социал-дарвинизме, который, предполагая неравенство, предполагает и геноцид. Проникая в современную культуру, это мировоззрение становится основополагающим, "естественным", поэтому очевидно, что не только культура (в ее ценностных отражениях) влияет на создание эволюционной теории, но и сама эволюционная теория, будучи порождением культуры своей эпохи, активно воздействует на нее, утверждая натуралистическое представление о природе мира, человека, о происхождении его высших ценностей. Эти тенденции в развитии научной мысли позволяют говорить о "повороте к натурализму" как научного знания, так и мировоззренческих представлений культуры. А. П. Огурцов пишет: "Тяга к переосмысленному натурализму пронизывает в последние десятилетия все научное знание от космологии до языкознания, от литературоведения до биологии"14 .


12 Лемешев М. Я. Пока не поздно... Размышления экономиста-эколога. М, 1991. С. 5.

13 Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

14 Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 115.

стр. 85


В последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось серьезно нарушенным. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже физической адаптации человека к неестественным и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной. Так, например, Брызгалина Е. В. в своей статье "Биология и современные биологические исследования"15 подчеркивает, что в концепцию биологической безопасности входит анализ динамики заболеваний и здоровья населения, обусловленных нарушениями экосистем, изменением структуры питания. В настоящее время известно, что неудовлетворительное состояние дел с качеством и безопасностью питания является одной из причин снижения естественного прироста населения. Необходимо быть готовым к появлению неожиданных новых болезней и вредных генетических агентов. Непредсказуемы возникшие, или вышедшие из-под контроля, или сознательно изготовленные биологические (генетические) агенты, которые могут поражать людей, животных и растения, и в случае сознательного использования становятся биологическим оружием.

Новые болезни, куда следует включить и некоторые виды рака, и дегенеративные болезни головного мозга, связанные с накоплением алюминия, приводящие к раннему слабоумию, вероятно, должны быть отнесены к особому классу экологических болезней человека, пока еще не систематизированных и по существу мало изученных. Их общей причиной, несомненно, является загрязнение внутренней среды человека, находящейся под мощным прессингом ксенобиотиков, постоянно попадающих в организм с воздухом, водой, пищей и лекарством. Существуют и другие болезни "промышленного" происхождения: болезнь итай-итай (результат отравления кадмием), асбестоз (болезнь легких в результате попадания в них тончайших асбестовых волокон), болезнь Кашина-Бека (фосфорно-марганцевая интоксикация) и др. При использовании в корыстных целях это может превратиться в оружие косвенного геноцида, может стать средством, способом, формой направленного биологического вмешательства.

Ф. Фукуяма16 обращает внимание на такую проблему, как рас-


15 Биология и культура. М., 2004. С. 457.

16 Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution. Farrar, Straus and Giroux. N.Y., 2002. Цит. по: Биология и культура. М., 2004. С. 479.

стр. 86


пространение психотропных препаратов в США, что демонстрирует три мощных тенденции: желание людей как можно больше медикализировать свое поведение, с тем чтобы снизить ответственность за свои действия; давление экономических интересов; тенденцию все больше расширять сферу терапевтических воздействий - ведь всегда можно найти доктора, который согласится, что любая неприятная или огорчительная ситуация есть патология, так что в скором времени общество узаконит оценку такого рода ситуаций, как состояние нетрудоспособности, которое должно быть так или иначе компенсировано.

Существующие и разрабатываемые сегодня медицинские технологии нацелены прежде всего на продление телесной биологической жизни, что уже стало причиной того, что общество уделяет столь большое внимание проблемам эвтаназии и ассистируемого (врачом) самоубийства. Отнюдь не очевидно, таким образом, что существенное продление жизни люди будут воспринимать как благо. Усиливается медико-биологическая направленность работ по уяснению глубинных биологических причин болезней, поиску новых методов лечения и лекарств. Все более осознается и углубляется понимание роли природных факторов, включая наследственные, в формировании онтогенетической жизнедеятельности человека. Современный период развития биологии характерен нарастанием прямых связей биологии с практикой, когда биология становится средством не только изучения, но и влияния на мир живого17 , в том числе и направленного влияния в чьих-либо интересах. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, все явственнее проявляются задачи общего и регионального управления живыми системами. В этой связи в развитии стратегии исследовательской деятельности в познании жизни начинают появляться такие новые направления, как предвидение, прогнозирование, которые получили отражение в развитии таких актуальных исследовательских направлений, как генная инженерия, клеточная инженерия, конструирование естественных и искусственно созданных био- и агроценозов. Все это превращает биолога в "конструктора" новых организмов, который имеет дело с миром живого, где открываются возможности для косвенного геноцида. Обладая невиданными ранее средствами воздействия на


17 Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М., 2005.

стр. 87


глубинные структуры живого, современный ученый имеет дело не с вирусами как таковыми, молекулами или химическими процессами, а с самой человеческой жизнью. Но сама наука этого не замечает, пребывая в счастливой уверенности, что имеет дело с "чистым объектом". Это накладывает на практическую деятельность определенные ограничения и запреты, которые должны быть хорошо осознаны еще до начала подобной деятельности. Новые технологии, основывающиеся на генной и клеточной инженерии, предоставляют возможность преодоления эволюционных барьеров, произвольного конструирования и перемещения генов между организмами, не имеющими природных возможностей для вступления в генетические контакты. Это может дать человечеству значительные выгоды, но может привести и к роковым ошибкам, а может и предоставить возможности для манипулирования.

В связи с развитием методов ДНК-диагностики появляется возможность генетического скрининга всего населения и изучения генотипов его членов. При этом также возникает ряд вопросов философского и этического планов: как повлияет на судьбу и жизнь человека его знание о предрасположенности к какому-либо тяжелому заболеванию или возможности смерти в молодом возрасте? Несомненно, обществу придется сразу же столкнуться с проблемами нового вида неравенства - генетического18 . А вместе с этим может и расшириться понятие геноцида, например, в число групп можно будет включить группу, отличающуюся определенными генетическими признаками.

На Круглом столе, проведенном в журнале "Вопросы философии" в 1970 г., впервые был поднят вопрос о философских, социальных и этических последствиях клонирования живых организмов, в том числе и человека. Были обсуждены новые возможности и пределы таких возможностей в евгенических представлениях на новом этапе развития науки. "Сейчас евгеники практически не существует, но она была в прошлом и, возможно, появится в будущем, если потребности биологического усовершенствования человеческого рода станут реальной необходимостью. Если человек хочет продлить срок своего пребывания на Земле, то контроль за размножением должен стать одним из принципов экологичного поведения, наряду с экономией ресурсов и утилизацией отходов. Конечно, радикальная евгеника несет в себе опасность для человечества, но научная евгеника (если только удастся ее постро-


18 Биология и культура. М., 2004. С. 234.

стр. 88


ить) может стать основой разумной демографической политики"19 .

По мнению автора, альтернативой евгенике может быть евтеника* - попытки улучшить качество жизни людей путем управления окружающей средой; направить усилия на минимизацию наличия и воздействия вредных и неблагоприятных факторов, уменьшая таким образом влияние мутаций на наследственный аппарат.

Интерес политологов к биологическим вопросам обусловлен в том числе и фармакологической революцией, проявляющейся, в частности, в синтезе препаратов, существенно модифицирующих поведение. Стали осмысливаться методы принудительной индоктринации - изменения системы ценностей и установок индивида под влиянием соматических факторов (голод, усталость, болезни, стресс, алкоголь, наркотики, транквилизаторы, "психофармакология", плотность населения, невербальная коммуникация), которые влияют на политическое поведение.

"Цель моей книги, - пишет Фукуяма,20 - показать, что самая существенная угроза, исходящая от современной биотехнологии - это возможность того, что она изменит природу человека и, таким образом, приведет к нас в "постчеловеческую" стадию истории. Это важно, потому что природа человека существует, что это осмысленное понятие, что она обеспечивает устойчивую непрерывность нашего существования как вида. Именно она совместно с религией определяет наши самые фундаментальные ценности. Природа человека формирует и ограничивает возможные виды политических режимов, поэтому если какая-либо технология окажется достаточно могущественной, чтобы переформировать нас, то это будет, видимо, иметь пагубные последствия для либеральной демократии и для природы самой политики".

Многим, успевшим вкусить всю горечь общественных результатов российского "реформаторства", еще хотелось бы надеяться, что между нынешней капиталистической практикой в России и передовой либеральной теорией, между нецивилизованным российским капитализмом и цивилизованной системой Запада суще-


19 Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М., 2005. С. 7.

* Евтеника (учение о хорошем проявлении наследственных основ человека) - управление развитием организма путем создания необходимых условий для оптимизации фенотипа.

20 Fukuyama F. Ук. соч. С. 468.

стр. 89


ствует принципиальное противоречие, которое и будет постепенно преодолеваться под давлением "истинной теории" и "истинной цивилизованности". И конечно, ключевой темой, по мнению А. Панарина, здесь является судьба народного большинства и соответственно тема геноцида, которому это большинство фактически сегодня подвергается.

Истинная причина, по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. Судьбы человечества в конечном счете зависят от адекватности восприятия обществом быстро меняющейся действительности.

Таким образом, развитие биотехнологий, генной инженерии, изменение биологической природы человека под влиянием различных факторов никак не отрицательный результат прогресса. Однако, как большинство новых явлений, еще не адаптированных в обществе, новые технологии несут в себе определенный риск, такой, например, как возможное преднамеренное биологическое вмешательство. И, сопоставляя пользу и вред, стоит продолжать либо корректировать исследования.

Направленное изменение культурно-исторической среды

Следует обратить внимание на исторический пример этноцида - колонизацию американского континента. Такая политика, как христианизация коренных американцев в Америке, проводилась не из просветительских целей, направленных на духовное возрождение, а была средством общественного контроля, с помощью которого угнетенный должен был уподобиться своему угнетателю.

Как минимум существуют две точки зрения на проведение подобной политики: угнетаемых, которые и заявляют, что по отношению к ним проводится политика геноцида, и угнетателей, которую данную политику проводят, считая, что несут развитие отсталым нациям. Внутри первой категории тоже существует разделение на тех, кто согласен европеизироваться, ассимилироваться, христианизироваться, даже стремится к этому, и тех, кто любое давление, вмешательство во внутреннюю жизнь своего этноса считают угнетением. Слишком явное, настойчивое, необратимое давление, дела-

стр. 90


ющее невозможным существование народа в привычном для него состоянии, можно считать косвенным геноцидом.

Немалых усилий стоит со стороны каждого американского индейца не европеизироваться. Силу для этого можно почерпнуть лишь в традиционных обычаях и ценностях, хранимых стариками. Вполне возможно стать красным снаружи, а белым внутри, это одна из форм культурного геноцида, осуществляемого сегодня европейцами против народов индейской Америки.

И. П. Меркулов в своей статье "Взаимосвязь биологической и культурной эволюции"21 подчеркивает, что для современных тоталитарных обществ характерны разного рода идеологические ограничения и религиозные запреты на свободу получения и распространения культурной информации, препятствующие росту культурно-информационного многообразия. Но без такого рода многообразия, без наличия культурных альтернатив культура теряет запас информационной "изменчивости" на будущее, способность к адаптации и к эволюции в новых, еще не сформировавшихся условиях.

На социальную и политическую сферы влияет евгеника22 . Однако теперь аристократическое происхождение как необходимое условие проявления лучших природных качеств человека уходит на задний план, и его начинает заменять принцип социального успеха. "Именно социальный успех (карьера, слава, деньги) рассматривается как главный критерий успешной личности, а все составляющие этого принципа - карьеру, славу, деньги - наделяют значением и социальной ценностью, аналогичными здоровью, интеллекту и способностью к адаптации, на которых настаивала евгеника"23 .

Принцип социального успеха одновременно с изменением ма-


21 Биология и культура. М., 2004. С. 314.

22 На подборе брачующихся пар государством основывается разработанная при участии американских психологов и генетиков государственная евгеническая программа планирования семьи, осуществляемая в Сингапуре с начала 80-х годов. "Она направлена на стимулирование плодовитости образованных женщин (подбор пар, льготы в области трудоустройства и образования, финансовая поддержка) и ограничение ее (включая добровольную стерилизацию в обмен на получение бесплатного жилья) среди неимущих и необразованных" (Тищенко П. Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез // Мир психологии. 2000. N 1. С. 48).

23 Биология и культура. М., 2004. С. 88.

стр. 91


териальных условий жизни общества изменяет саму структуру социальной среды. В настоящее время лицо планеты начинают определять самые крупные города, в которых сосредоточены огромные массы людей, слабосвязанных друг с другом, потерявших былые традиции. Этим создается почва для стандартизации: появляются стандарты в одежде, питании, образе жизни, в подражании общей моде, кумирам, сменяющим друг друга, возникают предпосылки для унификации людей с образованием поведенческих стереотипов.

Постепенно в развитых странах Запада формируется так называемое "массовое общество", объединяющее воедино большие массы людей, особенно в крупных городах. Для массовой культуры характерны стандартизация, примитивизм в изображении отношений людей, сентиментальность, развлекательность, культ потребления и успеха, насилие и секс. Наряду с разрывом традиционных связей между людьми идет процесс духовной атомизации - разрыв духовных связей. Повсеместно наблюдается обострение национального вопроса, например, в Испании (страна басков), Северной Ирландии, Турции (Курдистан), Бельгии (фламандцы и валлоны).

Происходит манипулирование сознанием, управление мыслями, потребностями, поведением. Власть над людьми, над их сознанием приобретает тотальный характер, она больше, чем при физическом воздействии. Одна из опасностей широкого распространения информационных технологий связана со снижением ответственности управляющих систем. Она вызвана спецификой деятельности: работая с "картинкой" и представляемыми образами, человек неминуемо теряет понимание того, что его работа влияет на реальную жизнь реальных людей. Он просто забывает о них, что в сочетании с качественно большей эффективностью превращает его в прямую угрозу для общества24 . Нечто подобное происходило в немецких лагерях. Быстро таял тот психологический барьер, который большинство людей должно перешагнуть перед совершением убийства, и дальнейшее расширение круга лиц, подлежащих умервщлению, стало делом более простым: оно превратилось "в еще один случай", а не в "первый случай"25 .

Глобальное открытое общество - социал-дарвинистская сре-


24 Делягин М. Место России в условиях глобализации // Наш современник. 2001. N 7.

25 Борьба за выживание в концлагерях. "Джойнт": "МАССУА", 1995. С. 60.

стр. 92


да26 , где действует тот самый социал-дарвинистский принцип, который требовал разрушения социального государства - прибежища неприспособленных внутри страны, требовал демонтажа национального суверенитета границ, рассматривал его как прибежище неприспособленных народов, уклоняющихся от законов мирового рыночного отбора. В развитых странах, резко повысивших своей жизненный уровень (во многом за счет остальной части человечества), образовалось общество потребления и сформировался "золотой миллиард" - своего рода круг избранных, накопивших огромные финансовые средства. Россия же выступает здесь как крайне плохо управляемая страна, начиненная саморазрушающимися ядерными складами, наводненной экстремистами, непредсказуемой и невменяемой, - все это выступает как объективная необходимость внешнего вмешательства и внешнего управления.

Внутренний расизм "радикал-реформаторов" превратился на Западе во внешний расизм: расистское отношение к России в целом как к стране, недостойной тех бесценных ресурсов, которые лежат на ее территории. Образ России начинает складываться по той же модели, что и образ Африки, нуждающейся в "реколонизации". Главный изъян реальной истории России в том, что она не была вовремя колонизована Западом. Часто такую точку зрения можно услышать по поводу оккупации нашей станы немецкими войсками во время Второй мировой войны, при этом не берется в расчет то, что славянского населения планировалось оставить лишь ничтожный процент.

По мнению Панарина А. С.27 , народ стал объектом ожесточенной либеральной критики, весьма напоминающей внутренний расизм. Это - расизм, вооруженный критериями уже не физической, а социальной антропологии и преследующий "социально неполноценных". Сверхчеловеки "свободного" (от социальных ограничений) рыночного общества выступают как антиэтатисты, тяготящиеся государством; им противостоят социально незащищенные "недочеловеки", адресующиеся к государству в поисках защиты и социальных гарантий.

Презумпция социального неравенства, дающая шанс наиболее инициативным, превратилась в презумпцию расового неравенства, не дающую шанса неполноценным и изгоям. Сегодняшний реванш Запада - это не только военный реванш победителей в холодной


26 Панарин А. С. Философия политики. М., 1996.

27 Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI в. М., 2003.

стр. 93


войне. Это еще и реванш белого человека, заново утверждающегося в своем расовом превосходстве и в своем праве на господство над миром.

Всем гонимым и неадаптированным навязывается образ изгоев, враждебных современной цивилизации. Пропагандистская война с неадаптированным большинством мировой и национальной периферии скорее всего является подготовкой к физическому насилию и геноциду. Таким образом, важнейшим эффектным способом социально-культурного косвенного геноцида является пропагандистская, информационная война.

В обществе, слишком большом для прямого контакта между его членами, средства связи суть пресса (книги и газеты), радио, телефонная связь, телеграф, почта, театр, кино, школы и церковь, именно через них можно пропагандировать нужные идеи. В той или иной степени манипулирование сознанием существовало всегда, но длительное время оно находилось в тени. Из документов прошлого широкой известностью пользуются так называемые "Протоколы сионских мудрецов", где излагается ряд принципов манипулирования. Вокруг подлинности этого документа ходят споры, но, кто бы ни был его автором, принципы манипулирования проработаны там основательно. Значительный размах манипулирование получило в немецко-фашистской пропаганде. Штурм человеческого сознания с помощью оружия массового психологического поражения был применен ведомством Геббельса задолго до попыток его теоретического осмысления. Министерство пропаганды Германии во главе с Геббельсом большими тиражами выпускало пропагандистские книги, брошюры, плакаты, сценарии радиопередач, подготовительные пропагандистские кадры. (В Советском же Союзе до войны вообще была запрещена антифашистская пропаганда.) Был создан отдел борьбы с Коминтерном и Восточный отдел. При генеральном штабе вермахта работало специальное управление по вопросам пропаганды среди населения оккупированных территорий. В каждой армии - роты, взводы пропаганды. Управления и отделы пропаганды функционировали также в аппарате полиции безопасности и СД.

"Могучий пропагандистский аппарат существовал и в структуре гражданской оккупационной администрации, начиная с министерства оккупированных территорий во главе с А. Розенбергом, комиссариатах, управлениях и заканчивая сельскими старостами. В тесном контакте с ними работали специальные отделы (политики, прессы и пропаганды, культуры и др.) в структурах, созданных

стр. 94


коллаборационистами. Вся эта разветвленная система получала необходимые материалы из специального прессбюро Берлина"28 .

Мнение, стереотип, пропаганда, манипулирование постепенно влияют на общественное сознание, и многое становится естественным, само собой разумеющимся, лучшим из возможного. Если Америку "полностью одобряют", несмотря на совершенно очевидные милитаристские гегемонистские сдвиги в ее поведении и сознании, а Россию продолжают осуждать и ненавидеть, несмотря на ее совершенно добровольное разоружение и уход из имперского пространства, то дело здесь отнюдь не в критериях демократизма и недемократизма, а в старых критериях внешнего и внутреннего расизма.

Направленное изменение культурно-исторической среды, по моему мнению, - наиболее верный и мирный способ влияния на население, так как если первое поколение протестует против запретов национальной самоидентификации, следующее ищет компромиссы с угнетателем, то третье уже не всегда понимает, за что же боролись их предки. Безусловно, сразу же находятся как истинные "борцы за веру", так и отказавшиеся от своих корней.

Одним из способов решения проблем этнической неоднородности может стать ассимиляция. Насильственная ассимиляция как одна из форм культурного геноцида имеет свои плюсы и минусы. Проблема ассимиляции всегда была самым верным способом уничтожения национальной самоидентификации, растворения в чужой среде, однако это приспособление еще и вернейший способ выживания, самосохранения при любых условиях жизни. Не тот ли это идеал космополитизма, мира без границ и дискриминации, к которому стремились многие мировые умы?

Апологет расизма профессор Мельбурнского Университета Т. Стрелоу заявил в конце 40-х годов: "Аборигены не только примитивная, но и вырождающаяся раса. Туземцы - народ слишком слабый, чтобы суметь приспособиться к европейской цивилизации. Им уготовано исчезнуть с лица земли"29 . В это время была провозглашена политика ассимиляции. Ассимиляция производилась от социальной трансформации аборигенов, их врастании в белое австралийское общество с сохранением всей или части культуры до предложения о полном физическом поглощении через смешанные браки, т. е. производился культурный геноцид.


28 Немецкая пропаганда в Беларуси 1941 - 1944. 1997. С. 3.

29 Геноцид (энциклопедия катастроф). Мн., 1996.

стр. 95


Насильственная ассимиляция в Австралии путем пролетаризации превращала аборигенов в низкооплачиваемых рабочих. Аборигены не имели гражданских прав. Это - лица, находящиеся под опекой государства, а не граждане. Но как ни страшна принудительная ассимиляция, может быть, она все-таки лучше смерти? Однако при беспрецедентном случае в истории человечества - Холокосте - нацисты не проводили разницу, ассимилированный ты еврей или нет, главным был факт крови в отличие, например, от цыган, которых считали антисоциальными элементами, а значит исправимыми.

Эпоха Просвещения стала эпохой формирования единых крупных наций посредством переплавки соседних этносов и субкультур в крупные социально-исторические общности, обретающие единое большое экономическое, политико-правовое и информационное образовательное пространство30 . Например, проводящаяся на протяжении многих десятков лет политика насильственной ассимиляции индейцев в Америке означает культурную, духовную, психическую форму геноцида.

Ассимиляция в условиях открытости общества так и происходит: меньшинства теряют свою уникальность, безусловно, не без многовекового давления "центра". Разные верования, разная культура - это как разделение труда в познании объективной действительности, они вносят свой вклад в познавательную активность человечества.

Итак, мы рассмотрели различные аспекты жизнедеятельности человеческого сообщества, обосновывая сделанное в начале предположение о том, что современные формы косвенного геноцида являются компонентами жизнедеятельности общества. Запрещая прямой геноцид, человечество в то же время занимается самогеноцидом, причем в различных областях, оставляя без внимания группы (скажем, социальные), коренные народы и меньшинства, нуждающиеся в поддержке. Многочисленные локальные военные конфликты практически уничтожают то одну, то другую общность, биотехнологические эксперименты ставят опыты над человеческой "массой". При стирании индивидуальных качеств, при преобразовании личностей в массы готова почва для геноцида. Но, видимо, само это неприемлемое действо уже интегрировано в обществе. Как раньше боялись, скажем, паровоза или самолета, уничтожения целого племени - первого геноцида, шокирующего геноцида Второй мировой


30 Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002.

стр. 96


войны, так теперь терпимо относятся к культурному или экономическому геноциду, это - продукт исторического развития. Однако, обращая внимание на факт преднамеренности, может быть, удастся вывести геноцид в ранг проблемы политической философии, моральности политики, заставляя ее представителей, а за ними и все мировое сообщество бороться с превращением косвенного геноцида в обыденное явление, системную закономерность развития общества.

Таким образом, на современных этапах глобализации происходит трансформация прямого геноцида в косвенный, который, по моему мнению, в данный период развития - неотъемлемая компонента процессов глобализации. Он не так шокирует, не так страшен, это медленный и неизбежный процесс, предполагаемый выход из которого возможен при повышении интеллектуального уровня, отказе от насилия как такового, отказе от борьбы, в результате оказывающейся борьбой всех против всех, восприятии себя как части целого мирового организма и соответствующих этому действий.

Глобальные процессы ценны тем, что вопреки всем видам расколотости человеческого рода они утверждают объективное существование его единства - единства исторических судеб, единство с природой земли, единство мирохозяйственных связей и взаимозависимости политических процессов, науки, техники, культуры31 . Философия глобальных проблем апеллирует к становлению глобального сознания как к решающему фактору будущего мирового развития. Задача такой философии - найти средства преодоления существующих конфликтов, противостояния всем формам фанатизма и экстремизма, с одной стороны, с другой - найти во всех имеющихся социальных, политических и религиозных доктринах нечто общее и взаимосогласующееся, что позволило бы определить приемлемые и взаимосогласованные цели и ценности и моральные принципы для всего "мирового сообщества".


31 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГЕНОЦИД-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛИЗАЦИИ-ОТ-ПРЯМОГО-К-КОСВЕННОМУ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. В. ЧЕРНОВИЦКАЯ, ГЕНОЦИД В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - ОТ ПРЯМОГО К КОСВЕННОМУ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГЕНОЦИД-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛИЗАЦИИ-ОТ-ПРЯМОГО-К-КОСВЕННОМУ (date of access: 26.07.2021).

Publication author(s) - Ю. В. ЧЕРНОВИЦКАЯ:

Ю. В. ЧЕРНОВИЦКАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1755 views rating
14.09.2015 (2142 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПРАГА: РУССКИЙ ВЗГЛЯД. ВЕК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ - ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
А. В. РЕМНЕВ. РОССИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИМПЕРСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ВЛАСТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
В. М. ХЕВРОЛИНА. РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ ГРАФ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ИГНАТЬЕВ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
XX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Пришельцы, Земли нашей Гости — посланцы не мира сего, а Иного, Огня за чертой. Выход к нам из него — шаг один из Эфирного царства как Глуби Земли.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ Р. А. МЕДВЕДЕВА И С. КОЭНА (июнь 1995 года)
5 days ago · From Россия Онлайн
ВЫЗРЕВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ГДР В 1953 ГОДУ. По материалам высших партийных и государственных органов ГДР и Советской Контрольной Комиссии в Германии
5 days ago · From Россия Онлайн
М. КУРЛАНСКИЙ. 1968: ГОД, КОТОРЫЙ ПОТРЯС МИР
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн
А. А. ОРЛОВ. СОЮЗ ПЕТЕРБУРГА И ЛОНДОНА
Catalog: История 
7 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ГЕНОЦИД В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - ОТ ПРЯМОГО К КОСВЕННОМУ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones