Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15376
Author(s) of the publication: В. П. КАШИН

Share with friends in SM

30 января 1948 г. на 79-м году жизни трагически погиб выдающийся деятель национально-освободительного движения народов Индии Мохандас Карамчанд Ганди, основоположник идеологии и тактики гандизма, "отец нации" (как назвал его Дж. Неру). Его убийцей был фанатик, за спиной которого стояла группа заговорщиков, принадлежавших к реакционной партии "Хинду Махасабха".

Махатма (прозвище, означающее "великая душа") Ганди родился в семье министра небольшого западноиндийского княжества Порбандар (ныне - в штате Гуджарат) и принадлежал к касте торговцев "банья". Получив в Англии юридическое образование, он с 1893 но 1914 г. служил адвокатом индийской торговой фирмы в Южной Африке, где в то время проживало свыше 100 тыс. выходцев из Индии. Там Ганди впервые выступил как политический деятель. Под его руководством в 1907 - 1908 гг. и 1913 г. были проведены массовые выступления индийцев против расовых дискриминационных законов. Для достижения поставленной цели Ганди применил тактику ненасильственного сопротивления, предусматривающую проведение мирных демонстраций, прекращение работы, закрытие магазинов и т. п. Разработанную им тактику воздействия на противника путем неприменения силы он назвал сатьяграхой ("упорство в истине"). Своим учителем и духовным наставником Ганди считал Л. Н. Толстого.

По возвращении в Индию Ганди основал неподалеку от Ахмадабада центр по распространению своих идей - "Сатьяграха-ашрам". В 1919 г. он вступил в Индийский национальный конгресс (ИНК), самую влиятельную общественно-политическую организацию Индостана, и возглавил национально-освободительную борьбу индийцев против британских колонизаторов. Ганди пользовался огромной популярностью в народе. На протяжении всей своей общественной деятельности он выступал с осуждением политической линии коммунализма1 во всех его разновидностях и рассматривал индусский коммунализм, идеологию доминирующей религиозной общины Индии, в качестве одного из серьезных препятствий на пути к достижению независимости.

Своими псевдопатриотическими лозунгами индусские религиозно-общинные лидеры отвлекали внимание широких народных масс от решения насущных национальных и социальных задач и тем самым выполняли роль своеобразного орудия британских колонизаторов в их политике "разделяй и властвуй". Указывая на пагубное влияние британских властей на отношения общин, Ганди отмечал: "Никого не обманут заявления правительства об искреннем стремлении к миру между общинами. Я осмелюсь предположить, что подлинное желание мира между индусами и мусульманами вообще несовместимо с сохранением британского господ-


КАШИН Валерий Павлович - кандидат исторических наук, ассистент Московского педагогического института им. В. И. Ленина.

1 Термин "коммунализм" (англ. community - община) используется применительно к идеологии и политике организаций, действующих от имени какой- либо религиозной общины и противопоставляющих ее другим религиозным общинам.

стр. 138


ства в Индии силой оружия"2 . Следствием подобного рода политики стал беспрецедентный рост числа индусско-мусульманских погромов, фактически поставивших Индию середины 1940-х годов на грань религиозной войны, а также резкое обострение кастовых противоречий.

Главными проводниками индусского коммунализма являлись ХМ - "Хинду Махасабха" ("Великий союз индусов"), созданная в 1907 г., и РСС - "Раштрия сваямсевак сангх" ("Союз добровольных служителей нации"), основанная в 1925 году. Возникновение коммуналистских партий было обусловлено рядом факторов, в том числе наличием нескольких религиозных общин, неравномерностью складывания наций в различных регионах, отождествлением религиозного и национального сознания, исторически сложившимся преобладанием индусов среди буржуазии и мелкобуржуазных слоев, приданием религиозного характера социальным противоречиям, умелым провоцированием колониальными властями межобщинной розни3 . Чтобы найти кратчайший путь к сердцам народных масс в период подъема освободительного движения, некоторые лидеры ИНК пытались использовать религиозные лозунги для решения задач антиколониальной борьбы. Тем самым они, хотя и невольно, содействовали усилению общественного внимания к идейной платформе коммуналистских организаций.

Главной социальной опорой индусского коммунализма являлись феодально- помещичьи классы. Но он находил поддержку и у крупной индийской буржуазии, а также обращался к средним слоям, мировоззрение которых во многом оставалось связанным с религией. Члены ХМ и РСС принимали активное участие в индусско- мусульманских столкновениях. При этом руководители обеих организаций часто оправдывали свои действия позицией обороняющейся стороны. Именно так подавались многие кампании, проводимые ими, как и самый факт создания ХМ в ответ на образование в 1906 г. Мусульманской лиги. Особенно негативные последствия на отношения общин в 20-е годы оказали кампании шуддхи (возвращение к индуизму тех, кто когда-то в прошлом был индусом) и сангатхан (движение за укрепление индуизма), носившие антимусульманскую направленность4 .

Проповедуя идею индусской исключительности, лидеры ХМ и РСС отрицали для религиозных меньшинств возможность иметь равные права с индусами. С середины 30- х годов индусские шовинисты развернули шумную агитацию под лозунгом "Индия для индусов!" и выдвинули доктрины "хинду радж" (правление индусов) и "хинду раштра" (нация индусов). Особенно воинственно был настроен председатель ХМ В. Саваркар. Еще в начале 20-х годов он опубликовал книгу, в которой трактовал термин "хиндутва" как общность родины, культуры, языка, законов и обычаев индусов. В книге они выступают как своеобразная нация-братство, избранник богов. Саваркар полагал, что Индия может считаться родиной только индусов. Их главным противником он объявил индийских мусульман: "Посмотрите на мусульман. Мекка для них означает большее, нежели Дели или Агра. Некоторые из них не скрывают, что готовы пожертвовать всей Индией, если того требует величие ислама, будто тем самым они могли бы спасти город пророка"5 .

Книга Саваркара обходила самую насущную проблему Индии - обретение независимости, но зато заканчивалась страстным обращением к индусам крепить свои ряды и бороться против врагов-иноверцев. Многие лидеры ХМ и РСС, прежде всего верхи брахманских каст, находились на позициях кастовости. Они ратовали за сохранение каст и их атрибутов, в том числе неприкасаемости - низшей ступени сословно-классовой структуры индийского общества. Отстаивая чистоту и незыблемость кастового строя, они обрекали пролетариев и полупролетариев Индии на жалкое существование под бременем эксплуатации и дискриминации.


2 Gandhi M. K. The Collected Works. Vol. 31. Ahmedabad. 1969, p. 290.

3 Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии. М. 1985, с. 55 - 57.

4 Вельский А. Г. Индусский коммунализм: исторические истоки и идейно- политические принципы. В кн.: Индуизм: традиции и современность. М. 1985, с 168 - 170.

5 Savarkar V. D. Hindutva. Who is a Hindu? Bombay. 1969, p. 135.

стр. 139


Надежда на достижение общинного единства и искоренение неприкасаемости никогда не оставляла Ганди. Ревностный последователь индуизма, он вместе с тем решительно отвергал какое бы то ни было религиозное или кастовое превосходство, подчеркивал равенство всех вероучений и возможность их сосуществования, а в условиях Индии - взаимную терпимость. "Взаимная терпимость была необходима во все времена и всем народам, - писал он в феврале 1920 г. - Мы не можем жить в мире, если индусы будут нетерпимы к мусульманской форме богослужения и ее обрядам, а мусульмане - к почитанию индусами коровы"6 .

Ганди видел, как коммуналисты использовали в своих целях религиозные чувства и политическую неразвитость широких слоев индийского населения. В речи 23 октября 1931 г. он высказал серьезные сомнения в отношении правомерности выступлений верхушки ХМ от имени индусской общины7 . В публичных выступлениях и в печати он неоднократно обвинял эту партию в коммунализме. Под влиянием Ганди в 1938 г. Рабочий комитет ИНК принял решение внести в свою программу пункт о недопустимости членства в ИНК лиц, состоящих одновременно в какой-либо организации коммуналистского толка8 .

Со своей стороны индусская общинная реакция ставила в вину Ганди промусульманские симпатии и пыталась доказать "антинациональный" характер его идеи индусско-мусульманского единства. Вследствие ее усилий с начала 20-х годов получило хождение по стране приписываемое Ганди выражение, что индусам лучше быть рабами мусульман, чем кого бы то ни было9 . На рынках Бенгалии можно было увидеть карикатуру на Ганди под зеленым мусульманским знаменем10 . В повестку дня своих сессий ХМ неоднократно вносила вопрос о путях борьбы с ИНК и его идеологом Ганди. Саваркар объявил Ганди "коварным врагом" индусов, а абсолютизируемую гандизмом идею ненасилия назвал безнравственной11 . На имя Ганди ежедневно поступали протесты от ортодоксальных индусов. "Одни из них считают меня изменником. Другие полагают, что я усвоил свои нынешние убеждения против неприкасаемости и т. д. от христианства и ислама", - вспоминал Ганди12 .

Индусские реакционные круги не раз предпринимали попытки физического устранения Ганди. Несколько покушений на его жизнь имело место в 1934 г., во время проводимого им похода в защиту хариджан (буквально - "дети бога"), как он именовал неприкасаемых. План похода предусматривал посещение Ганди почти всех провинций Индии. Переезжая из города в город, из деревни в деревню, он разъяснял цели проводимой им кампании искоренения неприкасаемости, встречался с местными жителями, выступал на многочисленных собраниях и конференциях, открывал неприкасаемым двери индусских храмов, куда их не допускали кастовые индусы, собирал деньги в основанный им фонд хариджан и пр. При этом он часто апеллировал к божественному авторитету. Так, землетрясение в Бихаре, в результате которого погибло более 25 тыс. человек, Ганди объявил "карой богов" индусам за грех неприкасаемости13 .

26 апреля 1934 г. в Бихаре, близ Деогхара, индусские коммуналисты, пустив в ход дубинки, покорежили автомашину Ганди. Трое его соратников получили тяжелые ранения. Ганди оставил автомобиль и около мили прошагал пешком до места, где намеревался выступить, сопровождаемый толпой, осыпавшей его бранью и угрозами14 . 25 июня 1934 г. в Пуне в ведущую машину его процессии была брошена бомба. Семь человек получили ранения. Ганди, который ехал в другом автомобиле, не пострадал15 . Через четыре дня на пути следования поезда Ганди


6 Gandhi M. K. Op. cit. Vol. 17. Ahmedabad. 1966, p. 46.

7 Ibid. Vol. 48. Ahmedabad. 1971, p. 221.

8 Tendulkar D. G. Mahatma. Vol. 5. Bombay. 1952, p. 2.

9 Bamford P. C. Histories of the Non-cooperation and Khilafat Movements. Delhi 1974, p. 29.

10 Brown J. M. Gandhi's Rise to Power. Cambridge. 1972, p. 329.

11 Keer D. Veer Savarkar. Bombay. 1966, p. 274.

12 Gandhi M. K. Op. cit. Vol. 51. Ahmedabad. 1972, p. 344.

13 Ibid. Vol. 57. Ahmedabad. 1974, p. 165.

14 Tendulkar D. G. Op. cit. Vol. 3. Bombay. 1952, p. 328.

15 The Bombay Chronicle, 26.VI.1934.

стр. 140


между Пуной и Бомбеем была предпринята попытка организовать крушение. Неизвестные лица перегородили железнодорожное полотно. Но неминуемую аварию вовремя предотвратил патруль16 .

Оппозицию Ганди в период его похода возглавила группа индусских реакционеров, сплотившихся вокруг Лалнатха, ярого противника гандизма и устранения неприкасаемости. Лалнатх и его окружение сопровождали Ганди на протяжении всего марша, организовывали сатьяграхи протеста, проводили шествия под черными флагами, провоцировали столкновения со сторонниками Ганди и хариджанами, выкрикивали антигандийские лозунги на собраниях, где он выступал, иногда ложились под колеса автомашины Ганди или на порогах индусских храмов и в воротах домов, где он останавливался на ночлег. "Это не сатьяграха, а ее отрицание, - заявил как-то Ганди Лалнатху. - Вы добиваетесь либо ареста полицией, либо проезда автомобиля по вашим телам. Я не предоставлю Вам ни ту, ни другую возможность и пойду пешком. Тогда Вам, по всей вероятности, придется держать меня за ноги?" Лалнатх ответил: "Да, мы будем держать Вас и за ноги, чтобы остановить марш"17 .

Несмотря на попытки коммуналистов сорвать поход Ганди, его программа была выполнена. За 9 месяцев он проехал 12,5 тыс. миль, из них 156 проделал пешком и собрал в фонд хариджан 800 тыс. рупий18 . Инициатива Махатмы способствовала вовлечению в кампанию против неприкасаемости многих новых сторонников, содействовала улучшению положения хариджан: для них были открыты многие храмы, в том числе в цитадели неприкасаемости, на юге Индии. В то же время предпринятый Ганди поход убедительно показал живучесть в сознании индусов кастовых убеждений. Их храмы нередко закрывались для хариджан сразу же после ухода Ганди.

Особенно яростным нападкам общинной реакции Ганди подвергся во время подготовки и проведения раздела Индии, осуществленного в августе 1947 года. Вследствие общинных погромов в момент раздела было убито около 1 млн. человек, число беженцев превысило 12 миллионов. Беженец из Пакистана М. Пахва вспоминал, как толпы воинственно настроенных мусульман напали на колонну индусов. У несчастных переселенцев отбирали жалкий скарб, с них срывали одежду, у многих мужчин отрубали носы и уши, у женщин вырезали груди. У одной женщины, оказавшей сопротивление, на ее глазах повесили мужа, заживо сожгли сына и изнасиловали малолетнюю дочь, после чего сознание несчастной помутилось19 . В Индию и Пакистан приходили поезда с перебитыми пассажирами-мигрантами. На дверях плотно закрытых вагонов виднелись расписки: "Подарок Пакистана" или "Подарок Индии"20 .

С риском для жизни Ганди посещал места наиболее кровопролитных индусско- мусульманских столкновений. Его видели на разгромленных улицах Калькутты и на деревенских пепелищах округа Ноакхали, в оскверненных храмах и мечетях, в лагерях беженцев и кварталах хариджан. Он собирал деньги для оказания помощи пострадавшим, читал раненым индусам Коран, создавал отряды добровольцев для поддержания мира, требовал от правительственных органов помощи лишившимся крова, проповедями и голодовкой убеждал индусов и мусульман покончить с безумием взаимной резни. Однако усилия Ганди часто оказывались тщетными, и вслед за его отъездом общинные столкновения вспыхивали с новой силой.

Охваченные жаждой мщения, индусские коммуналисты разжигали ненависть к Ганди, называя его виновником раздела Индии. Во время своих миротворческих миссий он часто мог видеть плакаты, угрожавшие ему смертью. На его жилище в Беллиагхатте (Бенгалия) были совершены нападения. 13 августа 1947 г. толпа индусов забросала дом камнями, выставила окна и двери21 . Вечером 31 августа здание вновь было подвергнуто осаде. Впереди шествия несли раненого индуса,


16 The Times, 30.VI.1934.

17 Tendulkar D. G. Op. cit. Vol. 3, p. 277.

18 Ibid., p. 344.

19 Malgonkar M. The Man Who Killed Gandhi. Delhi. 1978. p. 11.

20 Mosley L. The Last Days of the British Ray. N. Y. 1961. p. 244.

21 Pyarelal. Mahatma Gandhi. Vol. 2. Ahmedabad. 1958, p. 367.

стр. 141


утверждавшего, что накануне его ударил ножом мусульманин. Организаторы провокации потребовали, чтобы Ганди призвал индусов от своего имени к возмездию. Получив отказ, они стали подстрекать толпу к беспорядкам. Ганди был ранен. Только вмешательство полиции остановило толпу22 .

12 января 1948 г. радио на 14 индийских языках передало экстренное сообщение, что на следующий день Ганди начнет 17-ю в его жизни голодовку протеста. Она будет продолжиться до тех пор, пока в Дели не восстановится религиозный мир, а правительство Индии не удовлетворит претензии Пакистана о предоставлении ему 550 млн. рупий, полагавшихся при разделе. Голодовки нередко являлись последним оружием Ганди. Большинство голодовок проводилось им против индусско- мусульманских столкновений или дискриминации неприкасаемых и подавалось как акции добровольного самоочищения. Наиболее длительные, 21-дневные голодовки были проведены в 1924, 1933 и 1943 гг., а однодневная - в 1932 г. (с целью воздействия на коменданта одной из тюрем, чтобы тот разрешил кастовому индусу выполнять работу мусорщика).

В сентябре 1932 г. Ганди начал бессрочную голодовку, "до последнего вздоха", в знак протеста против политики колониальной администрации в кастовом вопросе. На 7-й день голодовки официальный Лондон согласился с требованием Ганди воздержаться от выделения неприкасаемых в отдельную избирательную курию. Во время длительных голодовок Ганди Индия, обеспокоенная угрозой, нависшей над жизнью вождя освободительного движения, находилась в состоянии брожения. Вся сила возмущения масс могла тогда обрушиться на головы тех, кто, отказываясь пойти навстречу требованиям Ганди, ставил под угрозу его жизнь. Боязнь массовых революционных действий заставляла правительство идти на частичные уступки23 .

Теперь в Пуне сообщение о новой голодовке Ганди с особым вниманием слушали Н. Годзе, главный редактор маратхской газеты "Хинду раштра", и его заместитель Н. Апте. Они являлись видными членами ХМ. Годзе исполнилось 37 лет, он происходил из ортодоксальной брахманской семьи, имел неполное школьное образование. Жажда наживы привела его в коммерцию, но тут он потерпел фиаско. Дальнейшую его судьбу определила встреча с Саваркаром, в котором он нашел своего гуру (учителя). В 1933 г. он вступил в РСС, в 1938 г. примкнул к ХМ и в том же году подвергся аресту за антимусульманскую агитацию на территории княжества Хайдарабад. После выхода из тюрьмы был назначен секретарем партийной ячейки в Пуне, затем редактором упомянутой газеты. Годзе был религиозен, выделялся решительным характером, в год раздела Индии вынашивал планы устранения лидера Мусульманской лиги М. А. Джинны и членов правительства Пакистана.

34-летний Апте также был выходцем из брахманской семьи, но отличался эпикурейским нравом. Он окончил Бомбейский университет, работал учителем в американской миссионерской школе, в 1939 г. присоединился к ХМ, в годы войны служил в ВВС, где получил офицерское звание, но вскоре демобилизовался. Летом 1944 г. газета поместила заметку о том, что в Пуне журналист Апте руководит демонстрацией индусской молодежи под антигандийскими лозунгами24 .

После сообщения делийского радио Годзе и Апте пришли к мысли о необходимости убийства Ганди. 14 января они прибыли в Бомбей и остановились в штаб-квартире местного отделения ХМ невдалеке от дома Саваркара, а 17 января добрались поездом до столицы. К заговору были привлечены также: младший брат Натхурама Годзе Гопал, член ХМ, кладовщик на военном складе около Пуны; В. Каркаре, секретарь ХМ в Ахмеднагаре, участник мусульманских погромов, владелец ресторана; М. Пахва, пенджабский индус, организатор антимусульманских демонстраций беженцев, владелец пиротехнической мастерской; Ш. Кистайя, неграмотный слуга в лавке по сбыту холодного оружия в Пуне.


22 Dalton D. G. Gandhi during Partition: a Case Study in the Nature of Satyagraha. In: The Partition of India. Lnd. 1970, p. 235.

23 Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М. 1970, с. 182.

24 The Times of India, 23.VI.1944.

стр. 142


Между тем голодовка Ганди продолжалась. В тот момент он находился в доме крупного индийского промышленника Г. Д. Бирлы. Всегда далекий от комфорта, Ганди работал и отдыхал на циновке, брошенной на мраморный пол. Около Бирла-хауз часто проходили собрания и демонстрации. Одни манифестанты выражали солидарность с Ганди, другие швыряли в дом камни, скандируя: "Если он хочет смерти, пусть умрет!", "Кровь за кровь!" и т. п. Полиция разгоняла людей, но они собирались вновь. Во время одного из сборищ у дома Бирлы остановился автомобиль премьер-министра. Осунувшийся Дж. Неру медленно вышел из машины и громко воскликнул, обращаясь к собравшимся: "Кто хочет смерти Ганди? Пусть он повторит эти слова в моем присутствии. Я готов умереть первым"25 . Реплика временно отрезвила молодчиков.

18 января на одной из манифестаций побывали Н. Годзе, Апте и Каркаре. Им удалось проникнуть в сад Бирла-хауз, где Ганди по вечерам до своей голодовки проводил молитвенные собрания. Из сообщений прессы они узнали, что 20 января Ганди будет выступать здесь перед единомышленниками. Накануне заговорщики согласовали план покушения. Предполагалось, что Н. Годзе и Апте будут осуществлять общее руководство операцией, остальные участники закидают Ганди гранатами. Сигналом должен был стать взрыв пироксилиновой шашки, заложенной Пахвою в стену у задней калитки сада. Первым выстрелить из револьвера и бросить гранату вызвался Баджа, хозяин Кистайи, примкнувший к заговорщикам26 .

В тот вечер в саду Бирла-хауз собралось около 200 человек. Электрическое освещение не работало. Слабый голос Ганди едва доносился с веранды. Он настойчиво повторял мысль, что единство индусов и мусульман остается кровным делом всей его жизни, и упомянул о сделанном ему недавно предложении посетить Пакистан. В этот момент в калитку вошла молодая женщина и стала озираться по сторонам в поисках трехлетнего сына, забежавшего с улицы в сад поиграть. Она-то и стала свидетелем манипуляций Пахвы. Увидев женщину, Пахва пырнул в толпу. Взрыв прогремел неожиданно. Часть стены рухнула. Людей охватила паника. Многие бросились на улицу, в их числе оказались и все заговорщики. По счастливой случайности от взрыва никто не пострадал. Как свидетельствует биограф Ганди, тот остался невозмутим и продолжал свою речь27 . Когда Пахва, смешавшись с бегущими, миновал служебные ворота, женщина с ребенком узнала его. Его тут же арестовали. Впоследствии стало известно, что в решающий момент Баджу и остальных подвели нервы.

Участники заговора оставили Дели. Через три часа после покушения полиции стало известно все, что знал Пахва, в том числе имена заговорщиков. Но медлительность делийских полицейских чинов и их тогдашнего шефа, министра внутренних дел Бомбея М. Десаи, заместителя премьер-министра и министра внутренних дел Индии В. Пателя породила версию о преднамеренном их самоустранении от дела28 . Позднее в комнате N 40 отеля, где ночевали Н. Годзе и Апте, в ящике стола был обнаружен документ, осуждавший последнюю голодовку Ганди. Его автором был А. Лахири, секретарь делийского отделения ХМ. Еще больше укрепила мнение о причастности руководства этой партии к покушению на Ганди изъятая при аресте у Саваркара обширная переписка с Годзе и Апте29 . 27 января Н. Годзе и Апте были опять в столице. С помощью одного из деятелей ХМ - Д. Парчуре они приобрели пистолет и долго упражнялись в стрельбе. Парчуре был осведомлен о намерениях гостей и поделился их тайными замыслами со старшим братом30 .

30 января Ганди проснулся в обычное для себя время - 3.30 утра, в течение трех часов напряженно работал, затем после завтрака и непродолжительного от-


25 Malgonkar M. Op. cit., p. 92.

26 Кхосла Г. Убийцы Махатмы Ганди. - Азия и Африка сегодня, 1965, N 5, с. 51.

27 Tendulkar D. G. Op. cit. Vol. 8. Bombay. 1954, p. 330.

28 Андронов И. Новые факты об убийстве Ганди. - Новое время, 1964, N 49, с. 21; его же. Как был убит Махатма Ганди. - Новое время, 1965, N 3, с 13.

29 Ghosh T. The Gandhi Murder Trial. N. Y. 1973, p. 190.

30 Malgonkar M. Op. cit., p. 138.

стр. 143


дыха принял, согласно заведенному им распорядку, 20 посетителей. Вечером у него намеревался быть Дж. Неру. В 17.10 Ганди покинул комнату и в сопровождении внучатых племянниц Ману и Абхи направился в сад, чтобы выступить на молитвенном собрании. Собравшаяся там толпа расступалась по мере продвижения Ганди к веранде. Внезапно из первых рядов протиснулся какой-то человек и устремился ему навстречу. Ману решила, что он хочет коснуться стоп Махатмы, и предупредила его воздержаться от такого рода проявления чувств. Подняв сжатые ладони к груди, человек резко раздвинул их. В правой руке мелькнул пистолет. Оттолкнув Ману, заслонившую собой Ганди, он выстрелил несколько раз. Все пули поразили правую сторону груди Ганди: две прошли навылет, одна застряла в легком. "После первого выстрела он оставался на ногах, но второй выстрел подкосил его, - вспоминал очевидец. "О, Рама!" - вскрикнул он. Его лицо стало пепельно-серым. Темно-красное пятно расплылось на белой одежде. Его тело внесли в комнату и опустили на циновку, на которой он обычно сидел и работал. Смерть наступила мгновенно"31 . Часы показывали 17.17.

Так оборвалась жизнь великого гуманиста, демократа и борца за свободу Индии. Ирония судьбы состояла в том, что человек, неустанно призывавший к единству всех индийцев независимо от их религиозных убеждений, политических взглядов, кастовой и сословной принадлежности, был сокрушен взлетом вражды и ненависти в самый величественный момент истории Индии - в момент обретения ею национальной независимости, за которую он самоотверженно боролся. Убийцей Ганди был Натхурам Годзе. Совершив преступление, он замер над телом жертвы и стоял так почти полминуты в окружении оцепеневшей толпы. Потом военнослужащий бросился на него, заломил ему руки и обезоружил. Жаждущая возмездия толпа устремилась к убийце. От ее самосуда Годзе спасло только вмешательство полицейских.

На следующий день на берегу Джамны в присутствии 3 млн. индийцев тело покойного было предано по индусскому обычаю кремации. Через 20 дней с момента кремации прах Ганди был опущен в воды реки. Бирла-хауз стал позднее музеем. Его посещают ежегодно миллионы индийцев и зарубежных гостей. Улица, на которой расположен музей, носит теперь название "Улица 30 января" в память о происшедшем здесь трагическом событии.

Как только стала известна личность Н. Годзе, во многих селениях Индии имели место нападения на представителей брахманских каст. Было немало жертв. В Бомбее на помощь полиции пришли армейские формирования. Тогда же разгрому подверглись помещения ХМ и РСС, их деятельность была запрещена. Все лица, причастные к покушению на Ганди, в течение считанных дней были арестованы и преданы суду. Процесс проходил в одном из помещений Красного форта в Дели и широко освещался мировой прессой. Его протоколы занимают 8 томов. К суду были привлечены Н. и Г. Годзе, Апте, Каркаре, Пахва, Кистайя, Парчуре и Саваркар. Баджа выступал как свидетель. В ходе судебного разбирательства Саваркар был оправдан ввиду отсутствия непосредственных улик. Трудно установить, был ли он организатором или только идейным вдохновителем убийства. Второе никем не оспаривалось, суд же рассматривал лишь вопрос о его участии в заговоре. Определение же его ответственности за преступление как идеолога индусского коммунализма не входило в компетенцию судебных органов32 . Суд приговорил Н. Годзе и Апте к смертной казни через повешение, остальных - к пожизненному тюремному заключению. После оглашения приговора все обвиняемые обратились в верховный суд Индии с прошениями о помиловании; ходатайства Кистайи и Парчуре были удовлетворены. В ноябре 1949 г. Годзе и Апте взошли на эшафот. В письме к родителям, написанном в тюремной камере, Годзе признал, что совершенная им акция была политическим убийством в отместку за "содействие", оказанное Ганди в разделе Индии, и назвал его "отцом Пакистана"33 .

Со снятием через полтора года после убийства Ганди запрета на деятельность ХМ и РСС их лидеры развернули кампанию критики прогрессивных социально-


31 Tendulkar D. G. Op. cit. Vol. 8, p. 348.

32 Мезенцева О. В. Ук. соч., с. 85.

33 Ghosh T. Op. cit., p. 228.

стр. 144


экономических преобразований, проводимых правительством Дж. Неру. Однако на всех парламентских выборах ХМ неизменно терпела поражения, собирая менее 1% голосов избирателей, и с начала 80-х годов фактически сошла с арены политической жизни страны. РСС продолжает свою деятельность и сегодня, ратуя за возвращение к прошлому, в том числе к кастовой системе, к "сати" (обычаю самосожжения вдов) и пр. В 1951 г. на базе РСС была образована правая партия "Джан Сангх", которая в 1977 г. вошла в коалиционное правительство "Джаната парти", а затем составила костяк действующей ныне правой партии "Бхаратия джаната парти". В обстановке, когда коммунализм продолжает быть реальностью Индии, является идейным и политическим кредо правых партий и угрожает принципам демократии и государственной целостности страны, гандийская критика коммунализма остается реальным политическим оружием. Призыв Ганди "утереть слезы на глазах всех страдающих" тоже еще не устарел.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГИБЕЛЬ-МАХАТМЫ-ГАНДИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. П. КАШИН, ГИБЕЛЬ МАХАТМЫ ГАНДИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 13.08.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГИБЕЛЬ-МАХАТМЫ-ГАНДИ (date of access: 20.08.2019).

Publication author(s) - В. П. КАШИН:

В. П. КАШИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
43 views rating
13.08.2019 (7 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes


Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ГИБЕЛЬ МАХАТМЫ ГАНДИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones