Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-9266
Author(s) of the publication: М. БОДРИКОВ

Share with friends in SM

М. БОДРИКОВ, кандидат экономических наук, директор по экономике и развитию ЗАО "Илья Муромец" (г. Санкт-Петербург)

Одной из наиболее популярных тем экономических дискуссий является вопрос об участии государства в хозяйственной жизни общества. Менее изучены, но не менее интересны деятельность государства по регулированию отдельных аспектов частной жизни граждан, а также бюрократическое производство, построенное вокруг нее и ведущееся, как свидетельствует повседневная практика, не всегда с общественной пользой. Анализ формы, содержания и ближайших экономических последствий этого аспекта государственного управления составляет предмет настоящей статьи.

Бюрократические блага: понятие и условия производства

Государственное участие в жизни общества проявляется в институциональной и производственной сферах. Институциональная функция выступает продуктом общественно-политических процессов, производственная реализуется в рамках бюрократической системы органов исполнительной власти. При этом статусные особенности позволяют бюрократии наряду с общественными благами навязывать обществу и блага иного рода. Назовем их бюрократическими благами.

Вообще, в литературе распространен другой термин - "административные барьеры"1 . На наш взгляд, он не полностью раскрывает содержание феномена бюрократического производства, сводя его лишь к самостоятельной деятельности чиновников по формированию запретного потенциала. Однако значительно чаще чиновники пользуются несовершенствами законодательства, к формированию которого они непричастны. Особенно это касается чиновников среднего и нижнего уровней государственной иерархии. Кроме того, негативное влияние бюрократии не исчерпывается сферой предпринимательской деятельности. Проблема гораздо шире и охватывает ряд других аспектов, в частности рассматриваемые в данной статье бюрократические услуги


1 Дегтярев А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров // Вопросы экономики. 2003. N 11. С. 78 - 87; Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике (условия и возможности глобальной институциональной трансформации) // Вопросы экономики. 2003. N 11. С. 65 - 77.

стр. 142


гражданам (домохозяйствам). Поэтому мы используем более широкий термин "бюрократическое благо", понимая под ним не просто барьер, а побочный продукт работы исполнительной власти.

Свойства бюрократических благ отличаются от характеристик хозяйственных (частных и общественных) благ. Во-первых, хозяйственные блага обладают потребительской полезностью, а бюрократические блага - нет. Иначе говоря, меньшее их количество предпочтительнее большего.

Во-вторых, обмен хозяйственными благами характеризуется горизонтальными отношениями "продавец - покупатель", построенными (преимущественно) на принципах добровольного обмена. Напротив, реализация бюрократических благ происходит по вертикальной цепочке "чиновник - гражданин". Как известно, вертикальные связи асимметричны, и в отношении бюрократии эта асимметрия закрепляется юридическими нормами.

На этом, в-третьих, основано существенное отличие бюрократических благ от общественных. Если последние характеризуются свойством неисключаемости из потребления, то первые - свойством неуклоняемости от потребления. Граждане не имеют возможности отказаться от потребления бюрократических благ, и весь вопрос состоит лишь в том, какова цена, уплачиваемая ими в виде потерь времени или потребительского бюджета, за принудительное потребление результатов бюрократического производства.

Если общественные блага предоставляются всем сразу и одновременно, то бюрократические блага предоставляются всем, но не сразу и не одновременно, а лишь по мере возникновения ситуации, подлежащей государственной регламентации, и в порядке очереди. Другими словами, в отличие от общественных спрос на бюрократические блага может быть измерен. Следовательно, в-четвертых, бюрократические блага, будучи de jure неконкурентными в потреблении, являются конкурентными de facto. Первое вытекает из юридического равноправия граждан, закрепленного в конституции. Второе - результат работы чиновников по регламентации порядка и условий обслуживания населения. Благодаря этому бюрократическое производство принимает форму рентоориентированного поведения чиновников, что хорошо объясняется в рамках концепции рационального поведения индивидуального субъекта экономики.

Поэтому, в-пятых, бюрократическое производство сопровождается отрицательными внешними эффектами для граждан. И так же, как в случае общественных благ, измерить величину таких эффектов крайне затруднительно по причине искажения информации. Но если о предельных выгодах от использования общественных благ не информируют потребители, то предельные выгоды от производства бюрократических благ скрываются или искажаются чиновниками, которые становятся "безбилетниками" по отношению ко всему обществу. Причем следует учитывать, что предложение бюрократических благ - не только функция правовой системы государства и материального положения чиновников: оно обусловлено также и культурно-историческими традициями.

Основной формой бюрократических благ являются процедуры, так или иначе связанные с производством и потреблением общественных благ2 . Это позволяет рассматривать общественные и бюрократические блага как совместные продукты одного производственного процесса, причем бюрократические блага выступают в качестве "отходов" производства общественных благ.


2 Например, общественный правопорядок сначала увязывается с требованием обязательной регистрации граждан по месту проживания, формальность которого затем обременяется утомительными процедурами, причем на их нормальную реализацию ресурсы в бюджете не предусматриваются.

стр. 143


Для таких продуктов крайне трудно, если вообще возможно, провести разделение затрат, и это позволяет бюрократии преследовать свои внутренние цели.

Как известно, проблема совместного производства заключается в несовпадении пропорций производства совместных благ с пропорциями их потребления. В итоге обнаруживается либо недопроизводство одного, либо перепроизводство другого блага. Согласно неоклассической теории, устранение количественных диспропорций достигается путем изменений в системе относительных цен, что предполагает знание потребительских предпочтений. Однако для нашего случая данный подход неприменим из-за того, что трудно измерить спрос на общественные блага.

Задача может быть решена с помощью сраффианской версии классической теории распределения. В ее основе лежит отказ от правила свободных товаров, согласно которому цена произведенных в избытке товаров стремится к нулю. Действительно, для устранения таких излишков требуются дополнительные производственные процессы3 , учет которых позволяет довести их общее число до равенства с числом ценовых переменных. Таким образом формируется квадратная система уравнений, решаемая без знания функций спроса4 . В результате ее решения мы получим положительный вектор цен общественных благ и отрицательный - бюрократических благ. И тогда учет затрат на бюрократическое производство может серьезно изменить структуру и уровень производства самих общественных благ.

Итак, социальные затраты бюрократизации оказывают прямое воздействие на масштабы производства общественных благ. Поскольку выпуск бюрократических благ положителен, чиновники извлекают ренту и осуществляют специфические вложения в создание и занятие ответственных постов, что становится возможным только за счет экстернализации затрат на производство и утилизацию бюрократических благ.

Следовательно, бюджет бюрократии складывается не только из государственного финансирования производства общественных благ, но и своеобразной выручки от реализации бюрократических благ. Последняя проявляется, например, в форме продаж дополнительных услуг, "безвозмездных пожертвований" в фонды помощи тех или иных государственных структур, взяток и т.д. Причем государственное финансирование выступает как жесткое ограничение, а вторая составляющая - как переменная, во многом определяемая поведением самих чиновников.

Благодаря этому бюджетное ограничение бюрократии может быть смягчено, и это смягчение происходит как результат действий не вышестоящей инстанции, а потребителей. Более того, как только бюрократическое производство становится общественно признанным институтом, граждане легче переносят свои потери, так как им самим теперь проще перекладывать их бремя на плечи коллег, работодателей, потребителей производимых ими благ и государства5 . Складывающийся порочный круг представляет собой результат неблагоприятного отбора институциональных рамок общественной жизни.


3 Эти процессы могут быть связаны, например, с хранением и обеспечением качества продукции, транспортировкой на другие рынки сбыта, захоронением отходов и т.д. Аналогичная ситуация имеет место и в случае дефицита одного из совместных благ.

4 "Согласно классическому подходу к проблеме совместного производства, истинную значимость имеет рассмотрение квадратных систем" (Курц Х. Капитал, распределение, эффективный спрос. М.: Аудит. ЮНИТИ. 1998. С. 176).

5 "Чем мягче ограничение, тем охотнее потребитель терпит его (потому что и сам может передать бремя своих потерь государству или следующему потребителю), и тем самым происходит повсеместное "размягчение" бюджетного ограничения" (Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. С. 391, 419).

стр. 144


Классификация и примеры бюрократических благ

По направлениям своего продвижения к потребителям бюрократические блага могут быть подразделены на две группы: промежуточные и конечные6 .

Промежуточные бюрократические блага навязываются обществу через его хозяйственную систему. К ним относятся контролируемые чиновниками процедуры создания предприятий и регулирования входных барьеров на рынки, а также отдельных аспектов хозяйственной деятельности7 .

Производство данных благ принято связывать с избыточностью государственного регулирования экономики, однако само это понятие остается относительным, а потому и неопределенным. На наш взгляд, его природа связана не столько со структурой общественных благ и функций государственного управления (хотя и этого нельзя исключать), сколько с их обременением бюрократическими процедурами. Вряд ли кто-нибудь из предпринимателей выскажется против обеспечения пожарной безопасности своих хозяйственных объектов. Недовольство же вызывают процедуры согласования и проверок, навязываемые органами пожарной охраны, характер и форма которых больше напоминают вымогательство, нежели заботу о пожарной безопасности.

Конечные бюрократические блага навязываются напрямую гражданам, не затрагивая на первый взгляд условий их хозяйственной деятельности. Примеров такого вмешательства множество. Это и регистрационный учет граждан, и техническая оценка жилой площади, и перепланировка квартир, и учет автотранспортных средств и т.д. При этом подчеркнем, в современной России многие бюрократические блага конечного потребления остаются пережитками советской институциональной системы. Они продолжают воспроизводиться не столько в результате "конструктивных" действий чиновников, сколько по причине отсутствия противодействия со стороны гражданского общества.

Наиболее распространенным в России бюрократическим благом конечного потребления является процедура регистрации граждан по месту жительства. Институт регистрации (или, как ее называли раньше, прописки) так прочно вошел в жизнь российских граждан, что потери общества, связанные с ее прохождением, не только не учитываются, но даже не осознаются. В таблице 1 представлены приблизительные затраты времени на прохождение процедуры перерегистрации при смене места жительства (в г. Санкт-Петербурге).

Данные, содержащиеся в таблице, получены с учетом того, что гражданин знаком с процедурой перерегистрации и своевременно подготовил все необходимые документы. Ввиду различного режима работы государственных учреждений за один день гражданин не может пройти более одного этапа процедуры. Кроме того, допускается, что прежнее и новое места жительства, а также место работы гражданина расположены в разных районах города.

Для мужчин суммарные затраты времени составляют 21,25 часа. У женщин (невоеннообязанных) процедура несколько проще: прохождение этапов 4 и 7 не требуется и потому этапы 3 и 5 объединены. Таким образом, на перемещения по городу затрачивается 7,5 часа, на стояние в очередях - 7,75; общее время на


6 Бюрократические блага можно также классифицировать по типу рентного дохода чиновника. Так, например, расхождения в уровнях (бюрократической) эффективности производства различных бюрократических благ позволяет чиновникам извлекать дифференциальную ренту первого рода. Напротив, индивидуальная активность чиновников по выполнению одной функции порождает дифференциальную ренту второго рода. Кроме того, в отношении некоторых привилегий чиновников допустимо говорить как о разновидности абсолютной ренты.

7 Классификация таких благ дана в: Дегтярев А., Маликов Р. Указ. соч. С. 79.

стр. 145


Таблица 1

Хронометраж времени перерегистрации мужчины при смене им места жительства (часов)*

N этапа

Инстанция

Процедура

Затраты времени на:

перемещения по городуа

стояние в очередях

Снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства

1

Отдел вселения и регистрации граждан (ОВРУ) по новому месту жительства

Подача заявления на регистрацию

1,0

1,5б

2

Паспортный стол РОВД по новому месту жительства

Заверение заявления на регистрацию

1,0

1,5

3

ОВРУ по прежнему месту жительства

Подача заявления на снятие с регистрации

1,5

1,5

4

Районный военкомат по прежнему месту жительства

Снятие с воинского учета

1,5

0,5

5

ОВРУ по прежнему месту жительства

Подача комплекта документов

1,5

1,0б

6

ОВРУ по прежнему месту жительства

Получение готовых документов

1,5

1,0

Итого по снятию с регистрационного учета

8,0

7,0

Постановка на регистрационный учет по новому месту жительства

7

Районный военкомат по новому месту жительства

Постановка на воинский учет

1,0

0,5

8

Сбербанк в районе нового места жительства

Уплата госпошлины за регистрацию

0,5

0,25

9

ОВРУ по новому месту жительства

Подача комплекта документов

1,0

1,0

10

ОВРУ по новому месту жительства

Получение готовых документов

1,0

1,0

Итого по постановке на регистрационный учет

3,5

2,75

Всего

11,5

9,75

* Личный опыт автора (октябрь - ноябрь 2003 г.).

а Время перемещений по городу включает в себя дорогу в оба конца. Учитывалось, что обратный путь от учреждений по новому месту жительства к новому дому короче.

б Включает три слагаемых: очередь и получение документа у инспектора (1 час), очередь и сверка коммунальных платежей с бухгалтерией (0,2 часа), а также очередь и заверение документа у старшего инспектора (0,3 часа).

в Учтено только время стояния в очереди к инспектору (1 час).

перерегистрацию составляет 15,25 часа. Понятно, что величина потерь времени такого рода снижается вместе с размером населенного пункта, но проблема этим примером не исчерпывается.

К сожалению, одной перерегистрацией при смене места жительства дело не завершается. Так, например, следует переоформить домашний телефон, для чего сотрудники региональных телефонных сетей (по сути - государственные служащие) требуют помимо прочего справку из жилищного агентства о регистрации. Но отметка о регистрации имеется в паспорте каждого гражданина и ставят ее как раз сотрудники этих агентств. Спрашивается: зачем нужна справка, дублирующая отметку в паспорте и насколько выгоды от ее оформления сопоставимы с потерями, связанными с ее получением?

стр. 146


Удивительная способность российской бюрократии к непрерывной экспансии распространяется даже на иностранных туристов, приезжающих в Россию с частными визитами. В прессе неоднократно указывалось на серьезное снижение туристского потока, а также другие отрицательные эффекты (например, отвлечение лиц, принимающих гостей, с рабочих мест), которые, по всей видимости, достигают существенной величины, но вряд ли были учтены инициаторами нового закона "О правовом положении иностранных граждан в России" (N 115-ФЗ от 27 июля 2002 г.).

Экономические эффекты производства конечных бюрократических благ

Государственное регулирование частной жизни, сужая сферу домашнего производства, оказывает значительное косвенное влияние на экономическое положение и поведение граждан. И этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Но в данной статье хотелось бы обратить внимание на экономические последствия этого явления для бизнеса и общества в целом. Прежде всего речь идет об отрицательных эффектах размещения ресурсов.

Как правило, рабочее время чиновников совпадает с рабочим временем подавляющего числа занятых в деловом секторе. Поэтому периодически всем работникам приходится отпрашиваться с работы, а предпринимателям - их отпускать в силу "институциональной объективности" причины. Поэтому конечное потребление бюрократических благ значимо влияет на реальную занятость. Причем данное явление может принимать формы как скрытой безработицы, так и избыточной занятости.

Феномен навязанной скрытой безработицы проявляется в том, что при заданном фонде рабочего времени определенную его часть составляют потери, вызванные отвлечением работников (и самих предпринимателей) из сферы хозяйственной деятельности в сферу потребления бюрократических благ. Это приводит либо к снижению заработной платы персонала при оплате за фактически отработанное время, либо к снижению прибыли при оплате труда без учета указанных потерь, либо к снижению заработной платы и прибыли одновременно при промежуточных решениях.

В таблице 2 представлена величина распределяемых между предпринимателями и наемным персоналом потерь, связанных с оплатой труда в ситуациях перерегистрации места жительства работников при покупке ими новых квартир. Расчеты осуществлены на основе оценок экспертов ИЭПП, согласно которым в 2002 г. на первичном рынке жилой недвижимости г. Москвы было продано приблизительно 68 000 новых квартир, а также на информации Администрации Санкт-Петербурга о том, что в 2001 г. в городе построено 15 179 новых квартир8 .

Предполагается, что по каждой сделке процедуру перерегистрации прошли два занятых в экономике гражданина - мужчина и женщина. Индивидуальные потери рабочего времени на прохождение процедуры перерегистрации взяты из таблицы 1. Уровень часовой ставки заработной платы рассчитан на основе информации Госкомстата о среднемесячной заработной плате в экономике9 при усредненном месячном фонде рабочего времени одного занятого - 168 часов (21 восьмичасовой рабочий день).

Полученные цифры представляются не очень большими по сравнению с размерами экономики двух крупнейших российских городов. Но, во-первых, потери кажут-


8 Российская экономика в 2002 г. Тенденции и перспективы (Вып. 24). М.: ИЭПП, 2003. С. 473 - 474; Основные итоги экономического и социального развития Санкт-Петербурга в 2001 году и задачи на 2002 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 2002, февраль. С. 48.

9 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. С. 173.

стр. 147


Таблица 2

Перераспределяемые потери по оплате труда, вызываемые бюрократизацией регистрационного учета граждан

Показатель

Значение

Москва, 2002 г.

Санкт-Петербург, 2001 г.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

6388,40

3 695,30

Месячный фонд рабочего времени одного занятого, час.

168,00

168,00

Часовая ставка заработной платы, руб. /час.

38,03

22,00

Случаи потерь рабочего времени, ед.

68000,00

15179,00

Индивидуальные потери рабочего времени на один случай, час.

36,50

36,50

Совокупные потери рабочего времени, час.

2482000,00

554033,50

Распределяемый фонд потерь по оплате труда, руб.

94381004,76

12188737,00

ся малыми только на первый взгляд - они сопоставимы с бюджетами многих социальных проектов10 , а во-вторых, они связаны с потреблением лишь одного из множества бюрократических благ.

Скрытая безработица приводит также к сокращению выпуска, что негативно сказывается на прибылях предпринимателей, которые ощущают двойной эффект бюрократизации государственного регулирования частной жизни граждан. Поэтому в целях компенсации потерь на отвлечение персонала в сферу потребления бюрократических благ предприниматели вынуждены прибегать к избыточной занятости.

Избыточная занятость воплощается в формах выполнения рабочих заданий во внерабочее время (что не всегда возможно по технологическим условиям производства) и найма дополнительных работников. По известным причинам такое повышение интенсивности использования постоянного капитала (уровня загрузки производственных мощностей) приводит к снижению продуктивности труда (и вообще переменных факторов производства).

Таким образом, бюрократизация государственного регулирования частной жизни граждан нарушает условия рациональной организации производства. Либо то же количество продукции производится с большими затратами труда, либо та же численность персонала с меньшей интенсивностью использует основные фонды (производственную мощность) и выпускает меньше продукции. В обоих случаях нарушается технологически рациональная комбинация ресурсов и снижается продуктивность труда.

Изменение эффективных размеров предприятий деформирует рынки частных благ в сторону повышения цен и сокращения размеров продаж. Ситуация с рыночным равновесием похожа на ту, которая складывается под воздействием налогообложения. Сужение рынков в зависимости от распределения потерь между предпринимателями и наемными работниками может происходить


10 Так, например, в том же Санкт-Петербурге: на основании закона Санкт-Петербурга "О грантах" было предоставлено 30 грантов на общую сумму 6,3 млн. руб.; в рамках реализации Федеральной президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас, оформлено 48 сертификатов на сумму 19,6 млн. руб. // Основные итоги экономического и социального развития Санкт-Петербурга в 2001 году и задачи на 2002 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 2002, февраль. С. 69, 71.

стр. 148


на стороне как предложения вследствие роста затрат и сокращения выпуска, так и конечного спроса в результате снижения реальных доходов граждан. В целом смещение производственных функций и деформация рынков частных благ приводят к сокращению производственного потенциала частного сектора. С учетом сужения сектора домашнего производства это обусловливает деформацию всей народнохозяйственной структуры производства и потребления.

Помимо неэффективного размещения ограниченных ресурсов общества принудительное потребление конечных бюрократических благ порождает X-неэффективность производства. Здесь возможны и обострение отношений между предпринимателями и наемными работниками при распределении потерь, и проблема "безбилетника", и оппортунистическое поведение внутри трудовых коллективов, и осложнения в личной жизни. Если работник отпросился с работы, то либо возрастает нагрузка на остальных членов коллектива (а люди, как правило, не любят работать "за себя и за того парня"), либо ему приходится работать внеурочно, и тогда портится климат в семье.

В таблице 3 на основе данных таблиц 1 и 2 рассчитаны потери валового регионального продукта Москвы и Санкт-Петербурга, вызванные отвлечением работников на прохождение процедуры перерегистрации при смене места жительства в случае покупки ими новой квартиры. В расчетах использованы данные Госкомстата РФ о валовом региональном продукте и численности занятых в экономике российских столиц11 .

Таблица 3

Потери производства, вызванные бюрократизацией регистрационного учета граждан

Показатель

Значение

Москва, 2002 г.

Санкт-Петербург, 2001 г.

Валовой региональный продукт, млн. руб.

1999995,30

275030,00

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

4370,00

2341,00

Годовой фонд рабочего времени занятого, час.

2008,00

2008,00

Совокупный годовой фонд рабочего времени, тыс. час.

8774 960,00

5029638,40

Измеренная производительность труда, руб. /час.

227,92

54,76

Случаи потерь рабочего времени, ед.

68000,00

15179,00

Индивидуальные потери рабочего времени на один случай, час.

36,50

36,50

Совокупные потери рабочего времени, час.

2482000,00

554033,50

Реальный совокупный годовой фонд рабочего времени занятого, час.

8772478,00

5029084,37

Реальная производительность труда, руб./час.

227,99

54,77

Потери валового регионального продукта, млн. руб.

565,86

30,34

Бюрократизация общественного производства в сфере конечного потребления вызывает также динамические эффекты, приводящие к снижению деловой активности и замедлению темпов экономического роста. В самом деле, о каком экономическом росте может идти речь, если производственный потенциал народного хозяйства используется ниже оптимального уровня, ограниченные ресурсы перераспределяются в бюрократический сектор, а частное производство подвержено влиянию факторов, обусловливающих Х-неэффективность?


11 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. С. 131 - 132; Основные показатели системы национальных счетов (02.04.04): www.gks.ru/scripts/free/ lc.exe?XXXX19F.3.1.1/000480R.

стр. 149


Принято выделять экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Бюрократизация общественного сектора сказывается на силе и влиянии тех и других заметным образом. Отвлекая работников делового сектора, снижая уровень загрузки производственных мощностей или порождая избыточную занятость в нем, она сокращает экстенсивный потенциал экономического роста. В то же время снижение степени загрузки каждого работника и связанные с этим негативные социально-психологические последствия подрывают интенсивный фактор экономического роста. В этих условиях новаторская деятельность, направленная на более качественное использование рабочей силы, в лучшем случае компенсирует "экстенсивную недостаточность" производственных ресурсов. С бюрократизацией связаны и другие причины уменьшения темпов экономического роста, например снижение мобильности трудовых ресурсов и, как следствие, территориальная неравномерность капитальных вложений и нерациональность структуры размещения производства.

Дебюрократизация общественной жизни: причины неудач и пути решения

Как известно, повысить эффективность совместного производства благ и отходов можно двумя способами: изменить технологию или найти новое применение излишкам и отходам. В рассматриваемом случае это предполагает сужение возможностей совместного бюрократического и общественного производства, а также концентрацию усилий чиновников на общественно значимых процедурах. Вместе с тем оппортунистическое поведение чиновников, а также проблемы представительной демократии, олицетворяющей общественного доверителя в отношениях с бюрократией, когда народные избранники сами руководствуются своими частными целями, сводят на нет такие попытки.

Реальность диктует необходимость создания системы согласования интересов, основанной на конкуренции (соперничестве) и балансе сил всех участников общественного договора. Однако это невозможно до тех пор, пока не будут учтены негативные последствия государственного вмешательства в частную жизнь граждан.

До настоящего времени внимание экономистов сосредоточено на вопросах взаимодействия правительства и бизнеса, что может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, бизнес является основным налогоплательщиком, а значит, и важнейшим источником средств для содержания бюрократии, чем объясняется склонность ее к преувеличению "провалов рынка". Во-вторых, бизнес обладает силой, могущей заставить считаться с его интересами, что проявляется в различных формах взаимодействия чиновников и предпринимателей при поиске новых источников ренты. В-третьих, бюрократия и бизнес, как наиболее мощные социальные группы, формируют социальный заказ на исследования проблем государственного регулирования хозяйственной жизни. Этот заказ определяет выраженные приоритеты деятельности общественных организаций и научных учреждений. Отдельные граждане обладают несопоставимо меньшими возможностями для формирования хотя бы отдаленно похожего спроса на подобные услуги.

С учетом сказанного становится понятной цепочка связей, преобладающих в социально-экономических исследованиях: общество - представительные демократические институты - правительство - государственные учреждения - бизнес-сектор (деловое сообщество) - гражданское общество. При этом на практике из сферы анализа исключаются два важных аспекта проблемы. Первый из них связан с абстрагированием от производства конечных бюрократи-

стр. 150


ческих благ. Однако, как было показано, бизнес ошибается, игнорируя его экономические последствия.

Второй аспект данной проблемы специфичен для стран с развивающейся и переходной экономикой. Слабая экономика и неустойчивые политические институты обусловливают разрывы в системе общественных связей. Вследствие этого общество, выбирая своих представителей в органы законодательной ветви власти, оказывается неспособным эффективно контролировать деятельность государственных учреждений, мало зависимых от политической конъюнктуры. В результате проблемы агентских отношений и оппортунистического поведения чиновников в отношениях бюрократии с отдельными гражданами многократно множатся и усиливаются.

В свою очередь, высокие затраты коллективного выбора не позволяют отдельным гражданам превратиться в серьезную силу, влияющую на процесс установления общественного согласия. Противостояние бюрократии и делового сообщества имеет свою оборотную сторону. Граждане, не относящиеся к числу чиновников и предпринимателей, уклоняются от противостояния как государству, так и обществу. Такое уклонение имеет высокую общественно-политическую и экономическую цену, которую нельзя не учитывать. До тех пор, пока интеллектуальные силы гражданского общества обслуживают социальные заказы бюрократии и делового сектора, а потому заняты исключительно проблемой взаимоотношений между ними, не могут быть в полной мере осознаны ни "провалы" рынка, ни "провалы" государства.

Задача дебюрократизации общественной жизни состоит не в преодолении этих "провалов", что вряд ли возможно, а в их балансировке на основе максимизации критериев общественного благосостояния, то есть с учетом интересов гражданского общества. Решение данной задачи предполагает создание эффективной системы социальных связей. С одной стороны, влияние, оказываемое на результаты хозяйственной деятельности государственным регулированием частной жизни граждан, должно привести представителей бизнеса к осознанию необходимости отстаивать интересы всего гражданского общества в его противостоянии с государственной бюрократией. С другой - гражданское общество не должно допускать подчинения бюрократии интересам деловой элиты, а потому ему следует быть заинтересованным в создании адекватных институтов контроля за работой государственного аппарата.

Общественно эффективная деятельность бюрократии может быть обеспечена только при помощи контроля со стороны бизнеса и общественных организаций.

* * *

В настоящей статье мы попытались показать значимость проблемы государственного регулирования частной жизни граждан при неизбежности его бюрократизации, а также выявить обусловленные этим негативные экономические последствия, которые должны учитываться в расчетах оптимального размера государственного сектора экономики.

Феномен бюрократии нельзя в полной мере объяснить до тех пор, пока поле зрения политиков, ученых и предпринимателей ограничено сферой взаимоотношений государства и бизнеса (чиновников и предпринимателей). Проблема ею не исчерпывается в силу значительности размеров производства бюрократических благ конечного потребления. И потому решение задачи дебюрократизации общественной жизни должно предусматривать изменение системы социальных связей таким образом, чтобы обеспечить взаимный контроль аппарата государственной власти и делового сектора посредством институтов и организаций гражданского общества.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОСУДАРСТВЕННОЕ-РЕГУЛИРОВАНИЕ-ЧАСТНОЙ-ЖИЗНИ-ГРАЖДАН-И-ЕГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ПОСЛЕДСТВИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. БОДРИКОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОСУДАРСТВЕННОЕ-РЕГУЛИРОВАНИЕ-ЧАСТНОЙ-ЖИЗНИ-ГРАЖДАН-И-ЕГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ПОСЛЕДСТВИЯ (date of access: 23.09.2019).

Publication author(s) - М. БОДРИКОВ:

М. БОДРИКОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
565 views rating
17.09.2015 (1466 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
5 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
5 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
5 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones