Libmonster ID: RU-8518
Author(s) of the publication: А.Ю. БУТОВ

В истории педагогической культуры, исходя из ее общей направленности, можно выделить два основополагающих, в известной мере полярных, подхода к организации воспитательно-образовательной деятельности - антропоцентрический и социоцентрический, каждый из которых является своего рода основой мировосприятия определенного типа.

Социоориентированная педагогика утверждает приоритетность идеальных сущностей, в качестве которых выступает знание, или мышление, тем самым ограничивая понимание природы человека преимущественно ее духовным началом, по существу всеобщим, но по отношению к конкретному человеку рационально-ограниченным.

В истории европейской философско-педагогической культуры и мысли социоцентрический подход связан с именем Платона, его философской концепцией мира идей, гносеологическим аспектом которой является концепция государства.

Однако действительным рубежом в становлении социоцентрических воззрений на личность и образование явилось утверждение христианского миросозерцания, в рамках которого представления о природе человека утрачивают присущую им изначально целостность и универсальность. С этого времени утверждается попытка рассматривать феномен духовности человека отдельно, обособленно от присущих ему телесно-природных сил, лишая последние, таким образом, необходимой основы гармоничного развития личности.

Процесс телесно-духовного развития индивида заменяется в этой логике идеей своего рода социальной компенсации, начиная приобретать все более и более ярко выраженный абстрактный, теоретический характер.

Трактуя сущность человека на основе абстрактно- философского знания, социоориентированная педагогика реализует сущность, или логику, знания, являясь определенным выражением всеобщности и универсальности последней. Это обусловлено всеобщим и универсальным характером духовного начала, не имеющим ограничений в своем распространении и передаче информации.

Ориентация на логику знания представляет собой объективную детерминацию феномена образования и одну из сторон учебно-воспи-

стр. 16


тательного процесса в целом. Доминирование этой стороны, к которому объективно стремится образование, и выражается в логике чистого знания как абсолютного, являясь главной тенденцией развития соцоориентированного образования в целом.

В силу своей идеальной направленности социоориентированная модель образовательной деятельности утверждает в качестве основной ценности не самого человека, а общество. Действительной причиной этого феномена является общая - идеальная - природа социума и абстрактного знания. Социум рассматривается, сообразно этой логике, как надприродное образование, не имеющее аналогов в окружающем человека естественно-природном мире, а само утверждение ценности образования, в свою очередь, как абстракции знания, предполагает преобладающую установку на общественные ценности. Чем более, таким образом, происходит утверждение общеобразовательного подхода как способа передачи знаний, тем явственнее предстает и фактор его социоориентированности.

Воплощенная в концепции государства идея социальности Платона 1 является столь же логически обоснованным результатом его учения, как и высшие идеи истины, добра и красоты. Концепция государства явилась, очевидно, результатом применения исходного рационально- идеального подхода к пониманию природы социума. И хотя трактовка социальной общности не противоречит по сути ранее обозначенным платоновским постулатам с позиции идеального, попытка реализовать эту абстрактную идею подтверждает принципиальное различие мира идей и мира вещей, которое отмечал сам Платон.

Мир идей предстает практически нереализуемым в своей полноте, чем обуславливает фактическое противоречие внутри самой платоновской концепции. Всеобщность идеального на практике оборачивается известной его ограниченностью, проявляющейся в абсолютизации феномена социальности. Отмеченный факт позволяет рассматривать социум в виде основополагающей ценности, а образование - как способ реализации самой идеи социума, или осуществление идеи государства как абстрактной исходя из самой идеальной природы данного феномена.


1 В связи с вышесказанным, Платона вряд ли корректно рассматривать в качестве непосредственного проводника социоцентрического подхода - его позиция представляется несомненно более глубокой и состоит, очевидно, в постижении и определении самой природы идеального. Однако тот факт, что человеческий разум на протяжении длительного времени исповедовал социоцентрический подход, отчетливее всего в теоретической форме отражено именно в "Государстве" Платона.

Таким образом, концепция Платона содержала не только собственно само социоориентированное начало, обуславливаемое природой его подхода, но и через утверждение идеи Блага как истины, добра и красоты - постижение сущности, природы человека, поскольку все отмеченные понятия имеют своей основой отношение человека к началу всеобщего. Изначальная ориентированность на социум в этой связи может рассматриваться в качестве гносеологической закономерности.

стр. 17


В своей основе социоцентрический подход воплощает сущность классического образования как общественно- ориентированного процесса. Основная тенденция его развития - замена содержательной основы образования на формально-логическую, соответствующую логике знания, что в результате определяет общую тенденцию эволюции классического образования в ряде стран, в том числе в Германии и в России, в сторону утверждения формальных ценностей образования. Эта тенденция проявляется в абсолютизации чистого мышления, исходя из присущей ему логике стремления к абсолютной идее.

В связи с ориентацией преимущественно на социум упомянутый тип собственно образования является по существу надындивидуальным и не обладает развитым индивидуальным подходом к личности учащегося - индивидуальность человека растворяется для него во всеобщей логике знания, по отношению к которой все учащиеся равнозначны и равноценны, а сам подход реализует вовсе не задачу развития индивидуальных способностей учащихся как первоочередную, а утверждение некоего общего принципа, по существу выраженного в начале мышления.

Такова природа подхода, утверждающего изначально логико- гносеологические аспекты как центральные, или системообразующие, для построения педагогической концепции. В действительности происходит отрицание приоритетности феномена личного опыта человека идеальной схемой познания и обучения.

Рассматривая человека не как самостоятельную безусловную ценность, но, по существу, лишь как часть общего, наделенную только свойством всеобщности - духовностью, социоцентрический подход видит свою задачу в приспособлении человека, полагающегося им как гносеологический субъект или субъект мышления, к социальной системе, таким образом как бы дополняя ее. Вследствие этого, свойства самоадаптации личности к окружающему ее миру формируются в слабой степени, утверждая ярко выраженную идеальную мировоззренческую направленность, проявляющуюся, в частности, в развитии образования как феномена рефлексии на основе культуры и саморефлексии.

Образовательное воздействие, в силу присущей ему социально-знаниевой ориентации, предполагает не адаптацию знания к человеку, а, напротив, скорее приспособление самого человека к знанию, его всеобщей логике и абстрактному значению, в связи с чем начало всеобщего, выраженное в человеке мышлением, является по существу доминирующим и представляется более существенным, чем остальные качества личности. Поэтому основой теоретического образования в идеале служит не концепция обучения от близкого к далекому, от частного - к общему и т.д., а непосредственно противоположная, утверждающая подход от общего к частному, от далекого к близкому, от сложного к простому. Этот подход представляет собой естественную тенденцию развития образования и ориентирован на развитие мыш-

стр. 18


ления, рассматривая и воспринимая человека в качестве гносеологического субъекта, субъекта знания 2 .

В итоге знание организуется и структурируется не по своему непосредственному значению для человека, его жизнедеятельности, а по смыслу своей всеобщности, утрачивая тем самым возможность целостного подхода к личности.

Собственно феномен воспитания есть утверждение по существу частного с позиции рассматриваемого подхода и в силу этого не вписывается в строгую концепцию непосредственно образовательной деятельности. Основная трактовка воспитательной деятельности в этой связи - не препятствовать осуществлению образовательного процесса, по возможности обеспечивая последней наилучшие условия реализации. Сам феномен воспитания не является отражением "логики знания", но, будучи глубоко индивидуальным по своей сути, претендует на целостное постижение человека, что является в принципе противоречащим социоцентрическому подходу.

Особенности воспитательного подхода в культуре социоцентризма выражают общую ориентацию его на формирование системы ценностей по отношению к обществу, которые базируются на концепции долга, или абстрактного долженствования. Благодаря этому достигается общий, объединяющий ориентир, принципиально уравнивающий всех членов общества, подпадающих под действие этого морального понятия.

Воспитательное влияние рассматривается в свете обозначенного подхода с точки зрения его императивной всеобщности, придавая основное значение универсальности и категоричности моральных норм как основы выражения идеального смысла образования.

Концепция ценностей в социоцентрическом подходе реализуется, таким образом, в известной логике от общего - к частному, где человек как бы растворяется в ценностях более общего порядка, а само образование направлено на утверждение своего рода "сверхчеловеческих" ценностей, по их реальному значению. В качестве содержания этих ценностей в образовании выступает феномен культуры.

Социоцентрический подход предполагает утверждение в виде сущности процесса образования усвоение прошлого, социального опыта по существу - культуры, что также свидетельствует о его ориентации на идеальные ценности. Культура как обобщенный социальный опыт реализует утверждение о всеобщности знания сообразно его идеальной природе и предполагает обращенность образования к постижению абст-


2 Имеющая место в образовании попытка ориентации на близкое и доступное для человека знание предполагает в своей основе принципиально иное начало - природу человека и окружающего его мира, на котором основан известный принцип природосообразности.

стр. 19


рактных сущностей при его в целом рефлексивной направленности. Это ориентация скорее на прошлое, чем на будущее, что утверждается наличием рационализированной формы образования, как изначально вторичной и по сути. Именно ее сущностная вторичность, явленная как своеобразное переосмысление мифологической культуры античности в процессе обучения, и одновременно главенствующее значение в социо-ориентированном подходе обуславливают рефлексивный характер образования, слабо выраженную самоадаптивность личностного порядка.

Исходя из присущей ей духовноориентированной направленности, образование рассматривается в качестве преимущественной формы становления человека как социального существа, осуществляемого относительно феномена идеального вне практики - применительно к знанию, или культуре, в целом. Становление личности социоцентрический подход в образовании рассматривает как результат присвоения культуры, т.е. в качестве духовно- идеального феномена, выражающегося в виде приобщения и постижения некоей абстрактно-идеальной сущности.

Естественной слабостью данного подхода выступает его надопытная основа и в силу этого сравнительно слабое проявление личного, индивидуального опыта, естественная недооценка его значения. Отсутствие последнего компенсируется всеобщностью опыта общественного, однако последний реализуется в своей абстрактной, преимущественно теоретической, и в связи с этим практически малоприменимой в процессе конкретной жизнедеятельности в целом, форме.

На основе социоцентрического подхода осуществлялось формирование личности, ориентированной преимущественно на изначально не практическую форму деятельности и, соответственно, мировоззрения, в известной мере в силу этого отчужденной от практики.

Сущность феномена образования, согласно социоцентрическому подходу, состоит, таким образом, в трансляции общественного опыта. Утверждение социоцентризма, осуществлявшееся посредством абсолютизации логики знания и предполагавшее постоянное отдаление от жизни в сферу абстракции, реализовывалось, в частности, в концепции отдельности учебного предмета как некоего адаптированного к возрастным особенностям учащихся подобия науки. Не целостное понимание человека сопряжено посредством мышления с феноменом отдельности и даже известной изолированности учебных дисциплин, каждая из которых обладала своей внутренней логикой организации и построения.

Основные моральные ценности, которые утверждает социоцентрический подход - это, формально, всеобщие ценности культуры, интерпретируемые как общечеловеческие, т.е. те ценности, которые уже выработало человечество, облекая их в преимущественно рационально-логическую или художественно-эстетическую форму.

стр. 20


По этой причине, в силу самой опытной природы ценностного фактора, эти ценности являются отчужденными, не имеющими непосредственной связи с фактом необходимостного существования человека. Они вполне могут существовать и без конкретного человека, не раскрывая, однако, при этом своего культурного содержания, точно так же, как и конкретный человек способен к существованию вне их конкретного влияния. Иными словами, утверждаемые социоцентрическим подходом ценности - суть абстракции, надындивидные по своему общественному характеру, которые, следуя рассматриваемой, концепции, первоначально должен усвоить человек, и по сравнению с "объективным" характером которых он является бесконечно малым в силу их идеальной всеобщности. Это ценности вторичного порядка, необходимые для существования всего человеческого рода, приобретшие свое первостепенное значение в силу абстрактно-иллюзорной всеобщности в сравнении с практическим опытом конкретного индивида. Их действительное существование и воспроизводство невозможно без наличия таких ценностей, как сам человек, его жизнь, здоровье, т.е. по сути ценностей первичных, неотчуждаемых и существующих с момента возникновения человека для всех людей в той или иной степени. Именно эти ценности, как неотчуждаемые, и являются по существу общечеловеческими. Проблема их осуществления - это проблема существования социоцентрического подхода, в силу необходимости рассматривающего социум, а заодно и все ценности социального порядка, как первейшее условие общественного бытия человека. По существу, - очевидно, подобная точка зрения является изначально заданной, что и раскрывается, в частности, Платоном.

В целом социоцентрический подход в своей наиболее ярко выраженной форме характерен для образования в локальных цивилизациях, социумах закрытого типа, утверждающих в - качестве общественного идеала ярко выраженные ценности абстрактного порядка. Он сравнительно легко адаптируем к православной традиции, при этом, однако, несколько модифицируя последнюю.

Хотя ориентация на основополагающее значение социума в плане ценностей в современном цивилизованном мире является практически повсеместной, в педагогической культуре прошлого существовал альтернативный подход, которому был присущ антропоцентрический характер.

Антропоцентрический подход утверждает в виде сущности педагогического процесса непосредственно становление человека, трактуемое как развертывание его внутренних сил, в связи с чем полагает ярко выраженную активность личностного начала.

В качестве методологической основы антропоцентрический подход утверждает природу человека. Эта природа, не определимая философски, исходя из частного и единичного характера самой личности, находит отражение в природе мироздания, которое и выступает как единст-

стр. 21


венный по существу эквивалент, универсальной природы самого человека, носящей для собственно индивида по сути всеобщий, обобщенный характер. Отношение двух природ является выражением единства макро и микрокосма, где данные начала утверждаются не с позиции частного или общего, но как по существу равноценные или рядоположенные. Таким образом, человек представлен в виде своеобразного аналога предельно широкой и универсальной сущности. Принципиальная равноценность обоих начал, в противоположность социоцентрическому подходу, утверждает антропоориентированность как своего рода отношение равного к равному и подобного к подобному, а не целого (социума) к части (человеку). Этот факт предполагает снятие приоритета абстрактно-рационального начала как всеобщего, поскольку не позволяет утверждать человека как частного субъекта мировой культуры, обладающего всеобщим началом мышления.

Отношение "человек - социум", характерное для социоцентрического миропонимания, в культуре антропоцентрической ориентации сменяется отношением "человек - природа".

Антропоцентрический подход, заключенный в древней формуле "человек есть мера всех вещей" или "познай самого себя", в европейской культуре является в известной мере естественным продолжением и воплощением античных философских концепций, и, в частности, реализует учение неоплатоников, утверждавших тезис о единстве человека и мира. Это учение получает распространение в эпоху Возрождения в русле пантеистического мировосприятия. Воспитание в данной концепции ориентировано не на построение и конструирование модели идеального гражданина как члена общества, а на понимание отношений человека и мира и разработку в связи с этим систем и подходов формирования личности как отражения мира и адаптации в нем, что обусловливало бесспорную мировоззренческую широту антропоцентризма.

Иными словами, человек и мир являются не определимыми строго рационально, как это можно наблюдать у того же Платона в его "Государстве", а потому понимание роли и значения воспитания и не ограничивалось рамками собственно социального (государственного) предназначения последнего. Человек выступал не как частное начало некоего социума, но как целое, отражающее собой мир. Поэтому его задатки и способности следовало раскрыть, реализовать во взаимодействии с миром, с природой, что определяло противоположный социоцентризму подход, акцентированный, в частности, на преобладание фактора личностного развития над воспитанием.

В рамках концепции социоцентризма воспитательная функция как социокультурная выступает в качестве изначально первичной по отношению к личности, ибо человек являет собой частное, которому в про-

стр. 22


цессе воспитания, прежде всего посредством развития мышления, должны быть переданы свойства всеобщего. Поэтому воспитание в рамках рассматриваемого подхода превалирует над развитием в своей социально- образовательной функции.

При антропоцентризме универсальность мира содержит и реализует себя в человеке и посредством человека благодаря гармонии, поскольку сам человек есть центральное в ценностном отношении начало. Развитие осуществляется как процесс, в целом предваряющий собой воспитание, поскольку человек, и, прежде всего изначально получаемая им душа не органична ни рамками социума, ни рационализма, и, следовательно, постижение им культуры происходит не в плане дополнения человека социумом или социума - человеком, а в реализации в человеке полноты мира или, реализации человеком своей полноты в мире, и относительно него, что, в целом, очевидно, более оправданно. В связи с этим воспитание человека представляет собой по существу вторичную задачу по отношению к его развитию. В человеке при его рождении все изначально присутствует, согласно Платону, как отражение полноты мира. Задача в том, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия богатства его личности, в число которых органично входит и воспитание. Эти условия должны быть наиболее свободными, а потому индивидуальными и уникальными по своей сути, что и представляет собой сущность и задачу воспитания в данном подходе.

Подобная постановка проблемы утверждает гармонию человека и мира, их единство, скорее не на гносеологическом уровне, как в социоцентрическом подходе, а на уровне онтологическом. Это подразумевает стремление к целостному видению человека.

Проблема гармонии в известной мере - это проблема самосознания человека. Осознание человеком самого себя в отношении природы и мира и явилось по существу началом гармонии, реализовавшейся позже в формах абстрактного мышления.

Наиболее полный, последовательный идеал гармоничного воспитания и развития личности, являющийся относительно широко распространенным в социуме - античный - выступает одновременно исторически первым по времени своего возникновения в рамках европейской культуры и государственности. Этот идеал, являющийся практическим воплощением идеи единства человека и мира, был во многом достигнут посредством всеобщей гармонизации и эстетизации окружающей человека среды, особенно архитектурными и скульптурными средствами.

Исходя из специфики и своеобразия отношения человека и мира в антропоцентрическом подходе происходит изменение характера влияния рационального фактора в воспитании. Логика знания утрачивает свое основополагающее значение и заменяется другой доминантой - идеей свободы.

стр. 23


Идея свободы приобретает наиболее полную тенденцию своего выражения в педагогической мысли в концепции свободного воспитания, и представляет, таким образом, в своей необходимости, по сути противоположный полюс развития педагогической мысли. Индивидуальность подхода к человеку, как к неповторимому личностному началу, позволяет рассматривать воспитательный процесс как непосредственно индивидный, не сводимый ни к какой абстрактной логике, но обладающий специфически- человеческой, индивидуальной сущностью. Задача воспитания - обеспечить всемерно-универсальное раскрытие этой сущности, что и представляет собой процесс его реализации.

Понимание человека как органического элемента и неотъемлемого начала природы в целом находит отражение в рассматриваемом подходе в представлении о его телесно- духовном развитии, когда информация усваивается индивидом не в ее изначально абстрактной, по существу опосредованной, а в деятельно-практической форме, обладая развивающим воздействием по отношению ко всей его личности.

Принципиальной особенностью антропоцентрического подхода является организация воспитания, которая изначально нацелена на приобретение индивидом опыта практической жизнедеятельности в процессе его телесно- духовного развития. Практическая форма присвоения информации в рамках рассматриваемого подхода является главенствующей, благодаря чему сам процесс образования и воспитания, приобретающий заведомо индуктивный характер, строится на основе организации личного опыта индивида, неосуществимого без его адекватного физического, телесного, а не только интеллектуального развития и совершенствования.

Опытная форма присвоения знания, символизирующая собой принципиальное единство человека и мира, является исключительно индивидуальной по своему характеру, в связи с чем получаемому образованию присуща не только реализация индивидуального подхода, но и определенная предрасположенность к усвоению информации преимущественно антропологического характера. Реализация знания, приобретенного опытным путем, осуществляется посредством развития феномена активности личности, воплощающей в процессе своей универсальной деятельности представление о взаимосвязи и взаимовлиянии космических и собственно человеческих начал.

Таким образом, если образование по существу изначально являет собой объективированный процесс, массово, и в этом смысле, общественно-ориентированный по своей природе в силу присущего ему субъективно-логического содержания, то воспитание является процессом непосредственно личностно- индивидного характера, несколько утрачивающим установку на знаниевую всеобщность, но взамен этого приобретающего личностную целостность. Иными словами, сущность образования состоит в том,

стр. 24


как сделать объективное знание достоянием как можно большего числа индивидов, при этом ограничиваясь прежде всего самим характером этого знания, который, однако, переносится на сущностные свойства человека. По этой причине оно вынуждено использовать психологические и в целом антропологические знания, поскольку отношение самого феномена знания к человеческой природе в сущности индифферентно. Его интересует человек прежде всего как часть всеобщей, духовно-идеальной сущности.

Сущность феномена воспитания - в том, как осуществить всеобщий и универсальный подход к конкретному целостному человеку, где всеобщность подхода в известной мере ограничивается рамками и пределами данной личности, являющей собой субъективный, уникальный, а потому и самостоятельный внутренний мир. Антропологический подход в данном случае утверждает идею индивидуальности человека в концепции так называемого свободного воспитания, поскольку с позиций антропоцентризма человек есть тот же мир, который не может быть ничем ограничен. Человек всеобщ, следовательно, индивидуален и должен быть свободен, ибо принадлежит природе.

Наиболее полно эту концепцию в педагогике в XVIII в. отразил Руссо, утверждавший, в частности, что человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях. Снять эти цепи и призвано было воспитание.

Таким образом, принципиально различные методологические подходы и воззрения, ориентированные на всеобщее и абстрактное знание как на некую объективную данность, необходимую к усвоению в учебном процессе, с одной стороны, и целостность и уникальность самого человека - с другой - реализуют себя в двух принципиально различных педагогических тенденциях. С одной стороны, это идея чистого, по существу формального образования, где присутствует объективность идеи, выраженная посредством мышления, и, с другой стороны, в концепции полноты и уникальности самого человека, его внутреннего мира. Идея человека в педагогике и раскрывается посредством концепции свободного воспитания.

Разумеется, в данном случае рассматривается не только собственно педагогический, но и философский аспект проблемы - как с наибольшей последовательностью та или иная концепция себя развивает и, соответственно, к какой итоговой форме выражения она тяготеет на практике, какой тенденцией роста обладает. Собственно педагогический аспект связан со стремлением по возможности сочетать, усреднять обе рассмотренные выше тенденции, обеспечивая наиболее приемлемые и эффективные формы деятельности. Однако практика свидетельствует, что, не присутствуя непосредственно в чистом виде, отмеченные подходы способны приобретать в целом преобладающее значение в связи с теми общеисторическими, мировоззренческими условиями, в которых происходит их реализация.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ-ОСНОВЫ-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО-ПОДХОДА-В-ПЕДАГОГИКЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А.Ю. БУТОВ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ-ОСНОВЫ-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО-ПОДХОДА-В-ПЕДАГОГИКЕ (date of access: 17.04.2021).

Publication author(s) - А.Ю. БУТОВ:

А.Ю. БУТОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
1356 views rating
09.09.2015 (2048 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
На фотографии, удостоверяющей личность, вольноопределяющийся с правами 2-го разряда, младший урядник Дмитриев Иван Сергеевич, из казаков станицы Новопокровской Кавказского отдела. Рожден 12 июня 1888 года. Православный. Женат. Имеет сына. Образование - общее домашнее. Выдержал испытание на чин прапорщика запаса в Комиссии при 117 пехотном запасном батальоне. Произведен в прапорщики 21 декабря 1914 года. Младший офицер 10-го Кубанского пластунского батальона. Воевал на Кавказском и Юго-Западном фронтах.
3 hours ago · From Анатолий Дмитриев
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
Yesterday · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
Yesterday · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones