Libmonster ID: RU-15941
Автор(ы) публикации: Е. А. Шендриков

Степан Акимович Красовский родился 8(20) августа 1897 г. в с. Глухи, ныне Быховского района Могилёвской области. В 1916 г. он был призван в армию и успел повоевать на фронтах первой мировой войны, пройдя путь от рядового до унтер-офицера. В Советскую Армию он вступил в 1918 году. В годы гражданской войны Красовский был авиамотористом, военкомом авиаотряда. В 1927 г. будущий командующий 2-й воздушной армией окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС, а в 1936 г. Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. Затем командовал авиационной бригадой, корпусом и авиационным районом военного округа.

В советско-финской войне 1939 - 1940 гг. Красовский был командиром авиационной бригады. С 1940 г. он занимал должности начальника авиационного училища, помощника командующего и командующего ВВС военного округа. В Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. Степан Акимович участвовал в боях на различных фронтах в должностях: командующего ВВС 56-й армии (1941 - 1942), ВВС Брянского фронта (1942), 2-й воздушной армией (май-октябрь 1942), 17-й воздушной армией (октябрь 1942-март 1943); с марта 1943 г. и до конца войны снова 2-й воздушной армией. В 1956 - 1968 гг. он занимал должность начальника Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, а с 1968 г. работал в Министерстве обороны СССР. Красовский является автором книги "Жизнь в авиации" (1960 и 1968). За заслуги перед Родиной он был награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды и медалями, а также четырьмя орденами иностранных государств1.

""Наш командарм", "неугомонный человек", "генерал-труженник", "отец авиаторов" или просто "наш батя" - теплыми словами вспоминают командующего все, кто воевал под его началом в 1942 - 1945 гг. на Брянском, Воронежском, Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах", - так характеризовал командующего 2-й воздушной армией маршал авиации Г. П. Скориков. "Ува-


Шендриков Евгений Александрович - кандидат исторических наук, доцент Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I.

стр. 118

жительно относились к нему и сослуживцы во всех соединениях, объединениях и учебных заведениях Военно-Воздущных Сил, которыми командовал Красовский в послевоенные годы. Организаторскими способностями, глубокими знаниями военного дела, высокой требовательностью, душевным отношением к подчиненным запомнился командующий всем, кто прошел с ним трудные дороги войны и мира"2.

"В той особой армейской касте, - отмечает исследователь Д. Дьяков, - к которой всегда относились летчики, генерал авиации Красовский слыл авторитетным атаманом. В Воронеже его именем названа одна из улиц, хотя непосредственно в сражениях на воронежском направлении генерал Красовский участвовал всего лишь несколько суток. По иронии судьбы, это было время начального периода боев, ставшее черными днями для авиации.

Вспоминая период, предшествовавший его назначению на должность командующего 2-й воздушной армией, Красовский позднее писал: "С самого начала войны большая часть авиации входила в состав общевойсковых армий. При такой организации управления возможности решительного сосредоточения авиационных сил в масштабе фронта были очень ограниченны. Положение не улучшилось и после того, как в январе 1942 г. авиадивизии были упразднены, а полки непосредственно подчинены командующим ВВС наземных армий.

Чтобы подготовиться к летним воздушным боям, нужно было, прежде всего, укрепить авиацию материально-техническими средствами, провести организационную перестройку"3.

"Звездный час для Красовского, - считает Дьяков, - наступил в мае 1942 года. Его вызвал в Москву новый главком ВВС А. А. Новиков и сообщил о трех основных задачах, которые отныне командование ставит перед авиаторами: централизованное управление, оперативное решение и массированное нанесение удара. Чтобы выполнить все эти задачи, необходимо было перекроить структуру боевых авиаподразделений. Поэтому в Ставке было принято решение о создании воздушных армий. Красовскому поручалось на базе ВВС Брянского фронта сформировать 2-ю воздушную армию. Штаб указанного фронта находился в то время в Ельце, куда Красовский и отправился сразу же после разговора с главкомом"4.

2-я воздушная армия (ВА) была образована 5 мая 1942 года. Ее основу составили соединения и части ВВС Брянского фронта, накопившие к тому времени значительный боевой опыт. Как отмечает исследователь М. Н. Кожевников, "воздушные армии оказались самой удачной формой организации фронтовой авиации"5.

Во 2-ю ВА вошли две истребительные, две штурмовые, одна бомбардировочная и одна ночная бомбардировочная дивизии. Через месяц в армию влилась 267-я штурмовая авиадивизия.

У истоков создания армии помимо Красовского стояли военный комиссар С. Н. Ромазанов и начальник штаба К. И. Тельнов. Красовский позднее вспоминал: "Начальником штаба 2-й воздушной армии был назначен полковник Константин Иванович Тельнов, имевший большой боевой опыт... Меня радовало, что на должность начальника штаба армии пришел опытный, зрелый офицер. Моим заместителем по политчасти утвердили полкового комиссара Сергея Николаевича Ромазанова. Он участвовал в гражданской войне, громил басмачей в Средней Азии, воевал на Халхин-Голе. Начальником политотдела назначили Александра Ивановича Асауленко, выдвинутого на политработу из летчиков"6.

Заместитель Красовского Ф. П. Полынин, вспоминая период формирования 2-й ВА, позднее писал: "Жили и работали дружно, радости и горе

стр. 119

делили пополам. Красовский обладал большим опытом руководства крупными авиационными объединениями, смелостью в принятии решений"7.

Летчики, прибывавшие для укомплектования авиачастей, были вынуждены проходить ускоренные курсы обучения. Было завершено создание системы подготовки и переподготовки летного и технического составов, расширена сеть запасных авиационных полков и бригад и проведена их специализация по родам авиации и даже по типам самолетов. В воздушных армиях в целях переподготовки летного состава были созданы отдельные учебно-тренировочные авиационные полки.

Но к началу боевых действий обучение летчиков полностью завершить не успели. Эффективность использования советской авиации, отмечал исследователь В. В. Бешанов, снижалась из-за недостаточной сколоченности недавно созданных объединений, отсутствия радиосвязи, плохого взаимодействия, слабой подготовки летчиков и приверженности довоенным тактическим взглядам. Вследствие этого в воздушных боях истребители действовали скученно, без маскировки, не эшелонируясь по высоте, бой на вертикалях вести не умели. Обнаружив самолеты противника, все одновременно "роем" устремлялись в атаку, не разделяясь на ударные и резервные группы. При этом ни штурмовики, ни бомбардировщики, ни истребители не умели поддерживать свои наземные войска непосредственно на поле сражения. Для этого не было создано ни организационных, ни материально-технических предпосылок.

Как и в других родах войск, слабым местом была организация связи и управления: "Связь с аэродромами, наземными войсками и их командными пунктами осуществлялась в основном только путем выкладывания на земле специальных, хорошо заметных сигнальных полотнищ зажиганием в определенном порядке костров, нанесением опознавательных знаков на подвижных объектах. Летчики эволюциями самолетов или пуском ракет разного цвета подтверждали прием поданных им сигналов и действовали в соответствии с ними"8.

На это обращает внимание и Дьяков: "Справедливости ради необходимо сказать, что "Батя" был изначально лишен возможности создавать свое детище в тыловых условиях. Июньское наступление немцев на Воронеж востребовало летчиков Красовского на передовой. Увы, отсутствие четкой организационной структуры и практического навыка использования крупного авиационного соединения в боевых действиях привели к неразберихе и бестолковщине. В результате этого никакой реальной помощи отступающим наземным войскам Красной Армии авиаторы под Воронежем не оказали. В небе установилось абсолютное господство люфтваффе, что, кстати, в немалой степени способствовало успеху германских ударных танковых группировок"9.

Несмотря на то, что в первых схватках с врагом в мае-июне летчики 2-й ВА уничтожили сотни вражеских самолетов, нанесли противнику значительный урон в живой силе и технике, первое боевое крещение армии Красовского стоило немалых потерь среди опытных летчиков, отличных авиационных командиров10.

Необходимо также подчеркнуть, что летчики 2-й ВА своевременно обнаружили подготовку немцев к проведению операции "Блау". Об этом говорится в отчете о боевой деятельности 2-й ВА за период с 28 июня по 31 июля 1942 г., подготовленном начальником штаба 2-й ВА полковником Степановым. Первоначально на основании данных авиаразведки были сделаны "ошибочные выводы о возможном наступлении противника в районе Мценск, Волхов, то есть на правом фланге фронта", поскольку "с первых чисел июня

стр. 120

противник начал крупную оперативную маскировку на Орловском направлении. В течение с 5 по 15.06.42 г. мотоколонны противника демонстративно двигались днем из районов Сеща, Севск и Обоянь в общем направлении на Орел. Его колонны автомашин в течение этого срока шли сплошным потоком и в несколько рядов по дорогам: Сеща, Брянск, Карачев, Орел, Дмитровск-Орловский, Кромы, Орел и Обоянь, Курск, Орел. С выходом этих колонн в Орел автоколонны исчезали в районе Орел"11.

Однако в начале 20-х чисел июня авиаразведка установила "ночью и частично днем переходы незначительных колонн, спускающихся из района Орел к югу в районы Колпна, Малоархангельск, Щигры, Курск. С 20 по 28 июня было много раз отмечено интенсивное движение железнодорожных эшелонов в направлении Курск и подтягивание в район Курск, Щигры танковых и мотоколонн. Таким образом, к началу прорыва противник сосредоточил в районе Курск, Солнцево, Щигры до 5 - 6 танковых дивизий и такое же количество мотодивизий. К этому времени во всех лесах и населенных пунктах указанного района авиаразведкой было отмечено большое скопление пехоты, автомашин и танков противника, а в районе Севск - скопление войск венгров". Несмотря на эти тревожные донесения, как отмечалось в отчете, произошло "неправильное нацеливание" 2-й ВА "штабом Брянского фронта, который, несмотря на выводы авиаразведки (хотя и недостаточно четко подчеркнутые), тянул решение задачи на Орловское направление"12.

Об этом позднее вспоминал и командующий 2-й ВА: "Лишь в результате интенсивных полетов воздушных разведчиков 18 - 20 июня штаб 2-й воздушной армии получил достоверные сведения о том, что наиболее крупные группировки немецко-фашистских войск в действительности находятся значительно южнее, в районе Курск, Щигры"13.

В итоге базы 2-й ВА оказались вдали от Воронежа и не смогли в начальный период боев на воронежском направлении оказать нашим войскам своевременную помощь, в то время как основная масса авиации противника "была сосредоточена на аэроузлах Курск, Щигры. Такое базирование дало возможность противнику массированных действий ею, хорошее управление своей авиацией"14.

Кроме того, положение осложнялось тем, что 2-я ВА в целом уступала 4-му воздушному флоту противника. Красовский вспоминал: "Немцы сосредоточили довольно мощный авиационный кулак. По сведениям, имевшимся у нас, в конце июня на Брянском фронте действовали эскадры 8-го авиационного корпуса 4-го воздушного флота противника. Наши разведчики обнаружили на его аэродромах 310 бомбардировщиков, около сотни истребителей и до полусотни разведчиков, корректировщиков и других самолетов. Перед началом наступления фашисты перебазировали к линии фронта еще ряд авиасоединений, и состав их авиационной группировки увеличился до 800 - 1000 самолетов.

А чем располагала 2-я воздушная армия? К началу активных боевых действий мы имели три истребительные, три штурмовые, две бомбардировочные и одну ночную бомбардировочную дивизии. Однако во всех соединениях был большой некомплект самолетов и летного состава. Армия располагала 106 истребителями, 91 штурмовиком, 106 дневными и 71 ночным бомбардировщиками - всего 374 самолетами, из которых одну треть составляли машины устаревших конструкций. Таким образом, немцы превосходили нас по общей численности самолетов в 2,5 - 3 раза, а по количеству бомбардировщиков. - в 4 - 5 раз"15.

28 июня 1942 г. ударом в стык 13-й и 40-й армий началось второе генеральное немецкое наступление. Бомбардировщики 8-го немецкого

стр. 121

авиационного корпуса генерала В. фон Рихтгофена нанесли бомбовые удары.

Заместитель командующего 40-й армией генерал-майор Ф. Ф. Жмаченко в донесении командующему Брянским фронтом генерал-лейтенанту Ф. И. Голикову от 2 июля писал: "29 - 30 (июня. - Е. Ш.) -1 и 2 (июля. - Е. Ш.) противник сосредоточил массу авиации и беспрерывно делает налеты на боевые порядки наших частей"16.

В сложившихся условиях командование Брянского фронта направило основную массу самолетов на поддержку соединений 13-й и 40-й армий. 2-я ВА оказалась в сложном положении. Удаленность аэродромов и малочисленный состав авиадивизий, а также отсутствие достаточного опыта у молодых летчиков не позволяли оказывать должную и своевременную помощь. Первые дни немецкого наступления, в частности господство немецкой авиации, несколько деморализовали советские наземные части, не всегда довольные работой наших авиаторов.

Успеху германских ударных группировок, считает исследователь В. В. Бешанов, способствовало абсолютное господство люфтваффе в воздухе. Несмотря на то, что с советской стороны в сражении были задействованы силы четырех воздушных армий (2-й, 4-й, 5-й и 8-й), 29 авиадивизий и 12 отдельных авиаполков, "сталинские соколы" ничем не смогли помочь своим наземным войскам. Немецкая авиация на решающих участках фронта применялась массированно, расчищая путь своей бронетехнике и мотопехоте. В условиях "чистого неба" группы пикировщиков, сменяя друг друга, висели над советскими позициями часами. Об этом вспоминают все, без исключения, участники июльских боев17.

Командующий 38-й армией генерал К. С. Москаленко писал следующее: "Авиация (противника. - Е. Ш.) концентрировалась на узких участках фронта ..., подвергая одновременной бомбежке боевые порядки пехоты и танков, огневые позиции артиллерии, штабы, узлы и линии связи, дороги, мосты, переправы. Ей удавалось при помощи бомбежки расчищать путь для танков, подавлять на отдельных участках оборону 38-й армии и нарушать связь. Вражеская авиация господствовала в воздухе. Потери нашего вооружения от ее действий составляли 50% общих потерь, а потери боеприпасов от бомбежки в несколько раз превосходили потери от действий артиллерии противника"18.

Будущий генерал армии Е. Ф. Ивановский о боевых действиях 2-го танкового корпуса позднее вспоминал: "Нас непрерывно бомбили с воздуха. Эскадрильи "юнкерсов" приходили и уходили, сменяя друг друга. Отразить эти налеты, к сожалению, было нечем"19.

О господстве вражеской авиации писал и генерал-майор А. Ф. Полное, в то время командир 136-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 159-й стрелковой дивизии. В своих мемуарах об июльских боях за Подгорное он отмечал следующее: "Каждый день начинался, как правило, с воздушных атак пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87" под прикрытием и сопровождением "Мессершмиттов". В то время они безнаказанно гуляли в воронежском небе, по 6 - 7 раз в день подвергали бомбовой обработке наши позиции, одновременно наземные силы неприятеля вели массированный огонь из всех видов оружия, беспрерывно атаковали позиции наших войск, но никак не могли сломить сопротивление наших воинов"20.

Это подтверждает и командир орудия 136-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона сержант И. И. Щитляк, который, вспоминая свое пребывание в начале июля 1942 г. в Березовском (ныне Рамонском) районе, недалеко от Воронежа, отмечал, что туда "уже свободно и

стр. 122

безнаказанно проникали фашистские самолеты и нередко гонялись по полям за одним бойцом"21.

Командир 1-го танкового корпуса М. Е. Катуков в своих воспоминаниях подчеркивал: "В невероятно тяжелые условия попал 1-й танковый корпус. На нашем участке фронта авиации было мало. Правда, нас прикрывал 3-й истребительный авиакорпус, которым командовал генерал-майор авиации Е. Я. Савицкий (впоследствии маршал авиации, дважды Герой Советского Союза). Но, находясь в бесконечных воздушных боях на разных участках фронта, он не мог оказать нам, танкистам, существенной помощи. Самолетов у Савицкого не хватало. Изредка над полем боя появлялись два-три наших истребителя. Но что они могли сделать со стаями "мессершмиттов", прикрывавших на разных высотах свои бомбардировщики?! Своими зенитными средствами наш корпус также был не в силах отразить массовые налеты фашистской авиации. Поэтому гитлеровские стервятники бомбили, обстреливали нас почти безнаказанно"22.

Однако, Красовский в своих воспоминаниях дает другую картину событий: "Летчикам 205-й истребительной авиадивизии полковника Е. Я. Савицкого более недели пришлось действовать совместно с танкистами генерала М. Е. Катукова, впоследствии маршала бронетанковых войск. Михаил Ефимович Катуков остался доволен действиями истребителей. Они не только обеспечили танкистов разведданными, надежно прикрыли с воздуха, но и уничтожили немало целей на переднем крае и в ближнем тылу противника". В подтверждение Красовский привел следующую телеграмму: "В течение 5 июля авиация наносила мощные удары. Наблюдали лично в 11.35 при атаке высоты 220,3 до двадцати горевших танков и автомашин. Атака противника отбита. Майор Андреенко". Тем не менее, командующий 2-й ВА признавал низкую результативность действий авиации: "Следует отметить, что не все у нас шло так, как намечалось. Танковые соединения, выделенные Ставкой из резерва, вступали в бой не одновременно, не закончив сосредоточения. Поредевшие авиадивизии нашей армии не могли оказать им действенной поддержки с воздуха. Прорвав оборону, немецко-фашистские войска продвинулись на восток и подошли к Воронежу"23.

Невольно в своем бессилии в первые дни немецкого наступления признавался на страницах дневника будущий Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Ф. П. Полынин: "28.6.42 ... 7.30. Вылетел в Ст. Оскол для руководства 266-й, 267-й авиационными дивизиями, взаимодействовавшими с 40-й армией. Сильное воздействие авиации противника. Парсегов (командующий 40-й армией. - Е. Ш.) требует, чтобы я беспрерывно бомбил и чтобы в воздухе были только наши самолеты. А где силы? Наши действия сводились к тому, чтобы прикрывать своих штурмовиков и аэродромы. ...

1.7.42. 4-й и 24-й танковые корпуса находятся под непрерывным воздействием с воздуха. Наших истребителей слишком мало. Несу большие потери в истребителях и штурмовиках"24.

"То, что главком ВВС требовал от своих летных командармов, - подчеркивал Дьяков, - успешно демонстрировало командование люфтваффе. Немецкая авиация концентрировалась на решающих участках фронта и применялась массированно, подвергая одновременной бомбардировке боевые порядки пехоты, танков, огневые позиции артиллерии, штабы, узлы и линии связи, дороги, мосты, переправы, расчищая путь своей бронетехнике и мотопехоте. В условиях "чистого неба" гитлеровские пилоты, сменяя друг друга, часами висели над позициями Красной Армии"25.

Предвидя критику в адрес авиации, еще в октябре 1942 г. заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Ф. Я. Фалалеев в раз-

стр. 123

говоре с корреспондентом газеты "Правда" Л. К. Бронтманом подчеркивал: "Имейте в виду, что на любом участке будут это говорить (о превосходстве авиации противника. - Е. Ш.). Ибо все судят по ударам, испытываемым ими самими. Вот если бы мы заставили нашу пехоту испытать силу нашего воздушного удара - она бы сказала, что у нас превосходство. Но она его сможет почувствовать только тогда, когда мы начнем ее бомбить. Мы же не можем бросить все наши самолеты на защиту наших войск. Бомбардировщики и штурмовики должны бить противника, истребители (в значительной степени) их прикрывать. Нашу пехоту бомбят? Так надо же понять, что это удел войск: их стреляют, рвут машинами, снарядами, бомбами. На то и война". Что касается численного превосходства, то это, по мнению Фалалеева, "происходит от учета. Представьте себе, что 20 "Юнкерсов" полетело бомбить цель. Все части, над которыми они пролетают туда и обратно (а обратно они идут другим маршрутом), засекают их и сообщают. В горячке боя данные о курсах, типах и т. д. не сверишь. И получается, что летело не 20, а 120 самолетов". Это мнение подтвердил и начальник Инспекции ВВС РККА полковник В. И. Сталин, опираясь на донесения постов ВНОС различных частей с различных участков26.

Невзирая на различные недочеты нашей авиации, необходимо все же подчеркнуть, что они вовсе не умаляют заслуг летчиков, которые доблестно сражались с превосходящим врагом на воронежском направлении. Не трудно понять, сколько мужества и стойкости проявляли в те дни летчики-бомбардировщики и штурмовики. Ведь им приходилось наносить удары по наступающему врагу без истребительного прикрытия. Однако это не мешало летчикам оказывать посильную поддержку наземным войскам, применяя различные хитрости и изобретательность.

Так, в первые дни немецкого наступления положение 2-й ВА несколько облегчили ложные аэродромы, на которые "враг совершил двадцать массированных налетов" и "только три - на действующие аэродромы. Так, на бутафорскую площадку в районе Кшени было совершено только за день двести двадцать семь самолето-вылетов. Команда одного из ложных аэродромов, привлекавшая на себя удары немецких самолетов, геройски погибла под бомбежкой"27.

О напряженности боевых действий говорят следующие факты. Несмотря на превосходство авиации противника в воздухе, уже в первый день сражения, 28 июня 1942 г., она потеряла до трех десятков самолетов28. Враг массированными налетами прямо-таки проталкивал на Воронеж передовые отряды 48-го и 24-го танковых корпусов. По неполным данным, за первый день своего наступления на Воронежском направлении немецкая авиация совершила до 700 самолето-вылетов29.

Наши летчики, иногда ценой своей жизни, пытались остановить продвижение врага. Ярким примером тому служат подвиги летчиков 41-го штурмового авиаполка 267-й штурмовой авиадивизии. 2 июля произвел огненный таран летчик - сержант М. А. Демьянов и совершил свой подвиг командир звена старший лейтенант П. А. Злобин.

Об этом позднее написал бывший пилот 41-го штурмового авиаполка А. И. Тесемкин: "Рано утром 2 июля группа в составе 6 Ил-2 во главе с командиром авиаэскадрильи ст. лейтенантом Е. В. Ресслером вылетела на штурмовку живой силы и техники врага в районе станции Роговое. Штурмовики точно вышли на цель, с хода атаковали ее и замкнули боевой "круг". Первые же попадания авиабомб подожгли головные машины, и на дороге образовалась "пробка" - хорошая цель для штурмовки. Впервые в этом вылете штурмовики применили реактивные снаряды, и летчики убедились в их превос-

стр. 124

ходном качестве. Но в ходе штурмовки группа была атакована истребителями противника, а своего прикрытия у штурмовиков не было. Почти сразу же был подбит самолет ведущего, но он видел, что загорелся самолет сержанта Демьянова, и летчик направил свой горящий самолет в гущу вражеских танков на дороге. Мощный взрыв потряс воздух и над танковой колонной взметнулся столб огня и дыма. Командир эскадрильи все же дотянул до своей территории и приземлился сразу же за линией фронта.

Руководство группой принял на себя старший лейтенант П. А. Злобин. Под его руководством группа удачно защищалась и скоро вышла на свою территорию, под защиту нашей ЗА. Но в бою был сбит еще один самолет, а сам Злобин был смертельно ранен. Но он не стал садиться первым, а сначала руководил посадкой своих боевых друзей, и только после этого произвел посадку. Избитая машина с выключенным двигателем сама остановилась на границе посадочной полосы, но из нее никто не вышел - летчик был мертв"30. 19 августа 1943 г. Исполком Воронежского городского Совета депутатов трудящихся принял решение: в честь героев-летчиков 41-го штурмового авиаполка, погибших в борьбе за Воронеж, переименовать 1-ю и 2-ю Конно-Стрелецкие улицы в улицы Демьянова и Злобина31.

В тот же день другая эскадрилья под руководством командира полка подполковника В. А. Корпусова произвела несколько вылетов. Группа мастерски проводила штурмовки вражеских войск и техники. Но велики были и потери - в течение дня погибли два летчика, три самолета были подбиты и совершили вынужденные посадки на своей территории, трое получили ранения. Был также подбит и командир полка, но дотянул до своего аэродрома и посадил самолет без шасси. К концу дня в полку осталось всего три исправных самолета. Но, благодаря усилиям технического состава, в основном в ночное время, большинство поврежденных и подбитых самолетов быстро восстанавливались на аэродроме или местах вынужденных посадок. Так и в этот раз - к вечеру 3 июля боеготовыми были уже 9 самолетов, и командир снова повел группу штурмовиков на цель. Во время штурмовки танковой колонны в районе Землянска группа была атакована 18 истребителями противника. Но противник был вовремя замечен, штурмовики замкнули оборонительный круг и приняли бой. Погиб командир звена лейтенант Козлов из-за ошибки в технике ведения боя. Было сбито два истребителя Me-109 - по одному командиром полка и командиром 1-й авиаэскадрильи капитаном Федоровым. После проведенного боя с истребителями группа успешно выполнила боевую задачу и вернулась на свой аэродром. 4 июля в районе Черткова погиб летчик Мифрахов.

После воздушного налета противника на аэродром в ночь на 6 июля полку была поставлена задача исправными самолетами сделать боевой вылет с последующей посадкой на аэродроме близ ст. Усмань, а техническому составу - уничтожить неисправные самолеты на аэродроме и вместе с аэродромно-техническим батальоном перебазироваться на новый аэродром. К вечеру 6 июля эта задача была выполнена, а в ночь на 7 июля район аэродрома был захвачен противником, который вышел на берег р. Воронеж.

7 июля оставшиеся самолеты были переданы соседнему полку, а личный состав 41-го штурмового авиаполка был направлен на переформирование и пополнение летным составом и техникой в Куйбышев - на Воронежский авиационный завод32.

Высоко оценил действия 2-й ВА в тот период начальник Генерального штаба РККА А. М. Василевский: "Взаимодействуя с наземными войсками, образцы воинской доблести показали части Военно-Воздушных Сил фронта. 1 июля истребительная эскадрилья, возглавляемая старшим политруком Иба-

стр. 125

тулиным, комиссаром эскадрильи, выполняла задачу по прикрытию бомбардировщиков и наземных войск. Внезапно эскадрилья встретилась с 18 самолетами ME-109 и бесстрашно вступила с ними в бой. В итоге непродолжительного боя наши летчики сбили 6 самолетов врага, из них 2 сбил лично Ибатулин. Все наши самолеты возвратились на свой аэродром"33.

Командующий 2-й ВА Красовский также был доволен действиями своих летчиков: "В организации отпора вражеским войскам важную роль сыграла авиация. В боях за Воронеж отличились сотни летчиков, и прежде всего экипажи наших бомбардировщиков, наносивших удары по живой силе противника, его тылам и коммуникациям.

Мне особенно запомнился в те трудные дни генерал Л. А. Горбацевич, возглавлявший 3-ю ударную авиагруппу. Еще до войны выдвинувшись в число ведущих командиров, Леонид Антонович очень многое сделал для становления советской авиации дальнего действия. Боевой генерал сам был мастером дальних полетов, во всем показывал личный пример. Здесь, под Воронежем, в полной мере проявлялись его незаурядные организаторские способности, умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Бомбардировщики Горбацевича наносили сокрушительные удары по прифронтовым объектам врага и переднему краю. Погиб Л. А. Горбацевич во время налета немецкой авиации на КП 60-й армии, откуда он управлял действиями своих экипажей над полем боя.

Отлично действовали штурмовики 267-й дивизии под руководством Л. В. Коломейцева. Что же касается истребителей, то спустя несколько дней после начала наступления фашистов они взяли инициативу в свои руки и непрерывно наращивали удары по воздушному противнику"34.

Подтверждением хорошей работы истребителей служит следующий факт. 1 июля 1942 г. Воронеж подвергся внезапному нападению авиации противника (всего свыше 60 бомбардировщиков и около 25 истребителей), с аэродрома "А" после разрыва бомб первой волны взлетело 12 самолетов 185-го истребительного авиаполка и 13 самолетов 153-го. В результате завязавшихся воздушных боев с авиацией противника в течение 45 минут было сбито 18 немецких самолетов, из них Ме-109ф - 8, Ю-88 - 8, Ме-110 - 1, ХЕ-111 - 1 самолет35.

На подступах к Воронежу летчики 153-го полка майора Миронова, сопровождая самолеты "Бостон", встретили группу "юнкерсов", направлявшихся на бомбардировку железнодорожного узла. Частью сил, связав истребителей прикрытия, мироновцы атаковали противника, нанесли ему значительные потери и отогнали от Воронежа36. "Должен признаться, - позднее вспоминал Ф. П. Полынин, - что такой "рубки", какую учинили мироновцы немцам на подходе к городу, я еще не видел. Картина боя разворачивалась на моих глазах. Не преувеличивая, скажу: советские истребители кружили в небе, как ястребы в стае уток. Надсадный вой моторов перемежался с дробным речитативом пушек и пулеметов, голубое небо переплеталось узором трассирующих снарядов; "юнкерсы" горели и, тяжело переваливаясь, чертили над горизонтом дымные спирали. То там, то здесь вспыхивали белые купола парашютов. Я пробовал их считать, но вскоре сбился. Их было много. Создавалось впечатление, будто противник выбрасывает парашютный десант.

Бой закончился неожиданно, как и начался. Фашисты не выдержали дерзкой атаки и повернули, а наши истребители, заняв боевой порядок, устремились вдогонку за своими бомбардировщиками. Особенно тогда отличился командир истребительной авиаэскадрильи П. С. Кирсанов (впоследствии заместитель Главнокомандующего ВВС. - Е. Ш.)"37.

стр. 126

4 июля девятка истребителей МиГ-3 из 737-го истребительного авиаполка, сопровождая штурмовиков, встретила над городом 15 "мессершмиттов". Командир эскадрильи Барчук двумя дерзкими атаками с ходу сразил два истребителя противника. 10 июля девятка капитана Барчука, несмотря на двукратное превосходство врага, вновь вступила в бой с противником. И вновь он сбил один Ме-109. За отвагу и боевые успехи в 1942 г. Барчук был награжден вторым боевым орденом, а 28 сентября 1943 г. ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза38.

Штурмовики 225-й, 227-й и 267-й штурмовых авиадивизий наносили удары не только по пехоте, артиллерии и танкам, но и по аэродромам врага. В результате налета штурмовиков Ложечникова на аэродроме Брянска пострадали более двух десятков самолетов, ангар и склад. А на аэродроме в Землянске летчики 2-й ВА вывели из строя 12 истребителей Ме-109.

Летчики 208-го штурмового авиаполка под командованием майора Марковцева вылетали на штурмовку по 4 - 5 раз в день. Особенно доставалось противнику от наших штурмовиков в районах Малышевской и Семилукской переправ. 7 июля переправа у Семилук была выведена из строя летчиками 61-го штурмового авиаполка, а 8 июля, нанеся мощный удар по обеим переправам, наши бомбардировщики и штурмовики 208-го полка 227-й дивизии сожгли и повредили мосты39.

9 июля 1942 г. геройски погиб, выполнив свой долг, летчик 525-го штурмового авиаполка 227-й штурмовой авиадивизии 2-й ВА сержант В. А. Тиханкин. "9 июля нас разбудил воздушный бой над селом, - вспоминала годы спустя жительница Репного З. Г. Галкина-Преснякова. Дрался наш летчик с двумя фашистскими стервятниками. Один из вражеских самолетов ему удалось сбить, и тот, пуская густой черный шлейф дыма, падал по направлению к Воронежу. Но второй фашист изловчился и попал в наш самолет. Сделав свое черное дело, вражеская машина полетела к городу. Но наш летчик, очевидно, был жив и, посадив подбитый самолет, дал вслед по улетающему бандиту длинную пулеметную очередь - к сожалению, не попал. А фашист вернулся и на бреющем полете расстреливал нашу беззащитную машину. Мы видели свастику на крыльях, видели, как низко опустившись, вражеский летчик пытался убедиться, что ему уже никто не ответит"40. После войны в честь отважного летчика назвали одну из улиц Репного. Несмотря на то, что могила летчика находится на территории села, в официальных документах он по-прежнему числится пропавшим без вести41.

В июле 1942 г. экипаж пикирующего бомбардировщика лейтенанта А. Оганджаняна повторил подвиг Гастелло, направив горящий Пе-2 на немецкие танки. А будущий Герой Советского Союза Н. С. Гуляев на поврежденном "петлякове" сумел поразить бомбовым ударом зенитную батарею противника и дотянуть до своего аэродрома. Экипаж По-2 лейтенантов Болтенкова и Шикунова совершал по 5 - 6 боевых вылетов за ночь. В течение одной из июльских ночей эскадрилья капитана Краснова поразила не только эшелон с боеприпасами, но также артбатарею и более десятка огневых точек противника42.

Об изобретательности и находчивости самого командующего с долей критики написал Дьяков: "Сам же "Батя" все это время находился в Воронеже. Из подземного бункера обкома партии, где располагался штаб фронта, он неожиданно отправляет своим "соколам" приказ о запрете боевых полетов на самолетах-штурмовиках Ил-2 "без бомбовой нагрузки". Летчикам-истребителям было приказано брать бомбы и на подвески. Поскольку пилоты никогда ранее не использовали эту деталь самолетов для подобных целей, им вменялось в обязанность "организовать практическую отработку приемов

стр. 127

и способов бомбометания" непосредственно в боевых условиях. В качестве материального поощрения "Батя" распорядился выдавать летчикам денежные премии не только за каждый сбитый самолет противника, но и за боевые вылеты с полной бомбовой нагрузкой. Отныне при выдаче премий каждые два вылета с боекомплектом засчитывались за три боевых вылета без такового. (Это положение, кстати, сыграло на первых порах отрицательную роль: советские пилоты предпочитали обстреливать объекты и скопления войск в тылу противника, нежели наносить бомбовые удары непосредственно в местах ведения боя.)"43.

В целом, за 11 дней июля летчики 2-й ВА уничтожили и вывели из строя 580 фашистских танков, 1056 автомашин, 35 орудий, подавили 31 точку зенитной артиллерии, 4 артиллерийские батареи, сожгли 10 складов с горючим, 22 склада с боеприпасами, сбили в воздушных боях 91 вражеский самолет, сожгли на аэродроме Землянска 12 самолетов М-109, истребили более двух полков пехоты44.

С началом боевых действий в район Воронежа были направлены авиационные представители Ставки ВГК Г. А. Ворожейкин и П. С. Степанов, которым разрешалось привлекать на Воронежское направление до 100 бомбардировщиков авиации дальнего действия45. Однако результаты были малоэффективны. Причинами этого являлись, по-прежнему, отсутствие достаточного опыта у летчиков и недостаточное взаимодействие авиации с различными родами войск.

Командующий авиацией дальнего действия (АДЦ) генерал-лейтенант А. Е. Голованов в разговоре с корреспондентом газеты "Правда" Л. К. Бронтманом сокрушался по этому поводу: "Маневр позволяет усиливать авиацию многократно. Один самолет стоит при маневре трех. А без маневра - три самолета работают как один. Вот немцы, посмотрите, как маневрируют. Кидают все куда надо. Сначала в Керчи, потом - на юго-запад. И не отвлекаются. А самолетов у них меньше, чем у нас. Это точно, по документам... Просили меня помочь под Воронежем. Надо было занять село у единственной немецкой переправы через Дон. Договорились. Мы работаем с 12 до 3, а в 3 ч. утра встает пехота в атаку. Начали... Сначала сотки (меньше у нас нет, мы мелочью не занимаемся), лотом 250 кг, потом 500, потом - тонну. Нагнетаем мораль. Пехотинцы аж аплодируют. Кончили. А они пошли в атаку в 9 ч. утра. И залегли, конечно. "Там, говорят, стреляют". А вот другой пример. Там же. Укрепился немец отчаянно, не могли взять. Побомбили. Пехота пошла сразу и взяла без выстрела! Но таких примеров довольно мало.

Мы разработали свою тактику. Массированные налеты. Это - наше. Вот англичане сейчас применяют. Начали-то ведь мы. И сейчас применяем, но своеобразно. Массовый налет поодиночке. Раньше шли скопом и бомбили по ведущему. Если ведущий штурман нацелился правильно - все кладут правильно, если нет - все кидают впустую. А поодиночке - каждый целится. Да и проскочить легче"46.

Тем не менее, как вспоминал позднее Голованов: "Подразделения АДД активно помогали нашим войскам в ликвидации прорыва. С 5 по 31 июля не было ночи, когда бы немецкие войска и переправы в районах Курска, Щигров и Воронежа, а также на участке Панское - Гвоздевка не подвергались жесточайшим бомбардировкам. АДД произвела здесь 1246 самолето-вылетов. Тридцать два раза наши летные экипажи наносили сокрушительные удары с воздуха по вражеским эшелонам на железнодорожном узле Орел, двадцать один раз - по скоплениям боевой техники противника на железнодорожном узле Курск, куда немецкое командование подтягивало резервы, необходимые для развития наступления. АДД противодействовала переброске вражеских

стр. 128

войск, эшелонов с техникой по железным дорогам Брянск - Орел - Курск и Брянск - Льгов - Курск, а наши бомбовые удары затрудняли перегруппировку сил противника на главном направлении"47.

Голованов в своих мемуарах также подчеркивал: "АДД наносила мощные бомбовые удары по скоплениям войск и техники противника в районе Щигров, Пахолки, на переправах через реку Тим и непосредственно у Воронежа, на его западной и северо-западной окраинах. И не один раз мы получали телеграммы от Военного совета Воронежского фронта с просьбой объявить благодарность летчикам за активную и результативную поддержку наших наземных войск.

В период боев на Воронежском фронте АДД сделала 3125 самолетовылетов по уничтожению войск и боевой техники противника. В общем же в интересах Воронежского фронта было совершено 5539 самолето-вылетов, а тоннаж сброшенных бомб измерялся цифрой, близкой к 8000"48.

В связи с тем, что в начале июля обстановка на Брянском фронте сильно осложнилась, 7 июля 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования разделила его на два фронта. Командующим новым Воронежским фронтом был назначен генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин. 2-я ВА вошла в состав Воронежского фронта.

К середине июля положение на Воронежском фронте несколько стабилизировалось. Этому способствовало не только перемещение центра борьбы в район Сталинграда, но и исправление некоторых недочетов в управлении действиями авиации. К середине июля наши "ВВС только после передислокации дивизий имели возможность вести всю основную боевую работу на направлении ожесточенной борьбы с прорвавшимися мотомеханизированными силами противника"49.

Директивой N 170489 от 9 июля 1942 г. командующему Воронежским фронтом Ставка Верховного Главнокомандования приказала: "1. Не позднее утра 11 июля нанести решительный удар между р. Дон и р. Воронеж из района Севрюковка, Рамонь на юг, в направлении на Подгорное, Малышево, с задачей - в течение 11 и 12 июля совершенно очистить восточный берег р. Дон в районе Подклетное, Семилуки, Малышево, Воронеж и все пространство между р. Дон и р. Воронеж от противника и прочно закрепиться на р. Дон, обеспечив за собой переправы через него. ... 3. Удар поддержать всей авиацией фронта"50.

Кроме того, при постановке боевых задач этому фронту Ставка сразу же обратила внимание на необходимость систематического контроля за переправами через р. Дон, ибо они давали возможность подвоза боеприпасов, личного состава частям, засевшим в центре города51.

Авиаторы 2-й ВА успешно выполнили поставленную задачу, о чем свидетельствуют архивные документы. В частности, уже 10 июля налетом нашей авиации была рассеяна и частью уничтожена колонна противника, а остатки противника под воздействием нашей авиации повернули обратно52.

10 июля 1942 г. летчик-истребитель старшина Ларкин провел три воздушных боя и сбил 3 самолета врага, капитан Латчук в тот же день сбил 2 самолета противника53.

В оперативной сводке N 55 штаба 2-й ВА к 22.00 11.7.1942 г. сообщалось: "Части 2-й ВА в течение 11.7.42 г. выполняли задачу - уничтожение мотомехчастей противника зап. и юго-зап. Воронеж, содействуя армиям Воронежского фронта отбросить противника на западный берег р. Дон. Бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожались мотомехвойска противника в районах: Хвощеватка, Благовещенка, Губареве, Стар. Семилуки, Семилуки и разрушали переправы через р. Дон на участке Хвощеватка, Ус-

стр. 129

тье. В воздушных боях сбито 4 МЕ-109 и дополнительно 6.7. сбит 1 ХЕ-113. По наблюдениям экипажей уничтожено и частично повреждено: танков 18, автомашин до 70, из них 5 с боеприпасами, бронемашин 3, автоцистерн 6, орудий 16. Сожжен склад ГСМ. Рассеяно и частично уничтожено до 3-х рот пехоты. Разрушено 4 переправы. Ночью в районе целей наблюдалось 11 очагов пожаров"54.

12 июля сильные удары по переправам противника нанесли пикирующие бомбардировщики. В бой с численно превосходящими силами противника вступали истребители. Одним из узлов сопротивления было Подгорное. Патрулируя над селом, пятерка истребителей 737-го истебительного авиаполка на подходе к Дону встретила большую группу "юнкерсов", имевшую сильное прикрытие. Наши летчики уничтожили 4 немецких самолета и "без потерь вернулись на свой аэродром"55.

О боях за переправы сообщало Совинформбюро в сводке за 13 июля 1942 г.: "Сегодня, как и вчера, упорные сражения шли у переправ. В одном месте огнем нашей артиллерии и танков на понтонах было уничтожено 9 противотанковых орудий противника, 17 пулеметов, две минометные батареи. Другая переправа была разрушена летчиками. Они подожгли 10 немецких танков, уничтожили 79 автомашин с пехотой и боеприпасами"56.

В целом, рассматривая задачи, которые выполняли авиадивизии армии Красовского, необходимо подчеркнуть, что "основные усилия авиадивизий 2-й ВА с конца июня и весь июль были направлены на содействие нашим наземным войскам в их борьбе с рвущимся к р. Дон противником, в их борьбе за Воронежский плацдарм и г. Воронеж. Воздушные силы 2-й ВА с 28 июня по 31 июля, выполняя задачи, поставленные командующим фронтом и командующим ВВС КА, произвели всего 11 109 самолето-вылетов"57.

С целью наиболее полного раскрытия деятельности авиаторов Красовского приведем выдержки из "Отчета о боевой работе 2-й ВА за июль 1942 г.": "Авиадивизии 2-й ВА выполняли следующие задачи:

- а) бомбардировочные 223-я и 244-я авиадивизии, произведя 3624 самолето-вылета с ежедневным средним напряжением 1,5 вылета на самолет, своими действиями уничтожали:

- танки и автомашины в местах скопления и в колоннах в районе Кшень, Касторное, Тим, Губарево, Семилуки, Подклетное, Малышеве, Воронеж. Этими действиями было уничтожено 631 танк и 1737 автомашин;

- артиллерию и минометы на ОП в том же районе. Этими действиями было уничтожено и повреждено 72 арторудия и минометы;

- переправы через р. Дон на участке Семилуки, Малышеве, которых было разрушено 11;

- войска на поле боя и на переправах. Всего живой силы было уничтожено и рассеяно до 6000 человек;

- 234 самолето-вылетами вели разведку войск противника до меридиана Орел, Курск;

- б) ночная бомбардировочная 208-я авиадивизия, всего произведя 3044 самолето-вылетов, со средним напряжением 2,2 вылета на самолет до 8.7.42 г. бомбардировочными действиями уничтожала:

- скопление войск противника в населенных пунктах в районах: Колпна, Ст. Долгая, Перлевка, Турово, Семидесятское, Гремячье, Малышеве, Губарево. В результате действий уничтожено и повреждено: 19 танков, 20 автомашин, 200 построек, более 1000 человек живой силы, создано 292 очага пожаров;

- матчасть на аэродромах: Горшечное, Землянск, где было сожжено 12 самолетов.

стр. 130

После 8.7 бомбардированием уничтожала переправы через р. Дон на участке Семилуки, Малышево и скопление войск и техники противника в районе переправ. Этими действиями было уничтожено и повреждено: 30 переправ, 10 танков, 21 автомашина, 107 построек, 100 складов боеприпасов и ГСМ, 4 моста, до 1000 человек живой силы и создано 150 очагов пожара;

- в) штурмовые 225, 227 и 267 авиадивизии, произведя 1189 самолетовылетов со средним напряжением 1,4 самолетовылета на самолет, бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожали:

- матчасть на аэродромах Орел и Землянск, в результате штурмовок уничтожено и повреждено 95 самолетов;

- живую силу и технику противника в наступающих мотомехколоннах в районе ст. Долгая, Кобылье, Верхополье, Новосильское, Архангельское. Этими действиями было уничтожено до 400 танков и до 3000 живой силы;

- переправы через р. Дон и скопление войск у переправ на участке Семилуки, Малышево. В результате действий было уничтожено: 21 переправа, 180 танков и до 2000 человек живой силы;

- войска на переднем крае и на поле боя в районе Воронеж. Действиями было разрушено: 67 ДЗОТов и ДОТов и уничтожено до 200 танков и до 4000 человек живой силы;

- г) истребительные 205, 207 и 266 авиадивизии, произведя 3164 самолетовылета со средним напряжением 3 самолетовылета на самолет, в течение отчетного периода выполняли задачи:

- уничтожали авиацию противника в полосах истребления, как на земле, так и в воздухе. Были атакованы аэродромы: Землянск, Орел. В воздухе и на земле было уничтожено и повреждено 158 самолетов противника;

- прикрывали патрулированием аэродромы своего базирования войска в районе Воронеж и танковые группы в районе Ст. Оскол и Касторное, затратив на это 653 самолетовылета;

- сопровождали штурмовые и бомбардировочные авиадивизии к цели и обратно, на что затратили 1455 самолетовылетов;

- вели разведку в районах: Курск, Обоянь, Щигры, Воронеж затратили на это 292 самолетовылета.

Основные усилия воздушных сил были направлены на то, чтобы не допустить развития наступления противника в северо-восточном направлении и в направлении Воронежа. Успешные действия авиации содействовали пехоте в уничтожении прорвавшихся мотомехсил противника и закреплении ее на рубеже Коротояк, Борки, Верейка, Гнездилово, Хвощеватка, Подгорное, сев. окр. Воронежа, р. Воронеж до впадения ее в Дон дальше по р. Дон"58.

Таким образом, при детальном рассмотрении боевых действий 2-й ВА можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые ошибки советского командования, в том числе и командования армии, отсутствие достаточного опыта у молодых летчиков, недостаточное количество самолетов в авиаэскадрильях и неудачно сложившиеся обстоятельства, летчики генерала Красовского внесли достойный вклад в срыв планов немецкого командования на лето 1942 г., препятствуя быстрому продвижению и перегруппировке моторизованных частей вермахта путем уничтожения его боевой техники и живой силы. Тяжелые июльские бои 1942 г. на подступах к Воронежу в обстановке, когда враг имел превосходство на земле и в воздухе, показали, что наши самолеты были не хуже вражеских. Как отмечал В. И. Сталин, "опыт показал, что на наших машинах можно немца, в том числе и на Ме-109Г, бить как угодно"59.

"Хотя во время летнего наступления немцев в 1942 г. - отмечает британский исследователь Э. Молло, - ВВС Красной Армии еще уступали гер-

стр. 131

манским Люфтваффе, количество и качество советских самолетов постоянно росло. Таким образом, когда началось контрнаступление под Сталинградом, ВВС Красной Армии сумели захватить тактическую инициативу. С 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 г. советские ВВС на южном участке Восточного фронта произвели 36 000 самолето-вылетов, в то время как германские ВВС - только 18500"60.

Что касается летчиков, то они проявили себя смелыми воздушными бойцами. Фронтовики убедились, что врага надо бить по-суворовски - не числом, а умением. Бои под Воронежем стали суровой, но поучительной школой. Роль авиации в операциях сухопутных войск постоянно возрастала, а управление ею совершенствовалось. И в этом была несомненная заслуга командующего 2-й ВА генерал-майора Красовского.

Воронежцы с благодарностью вспоминают генерал-майора Красовского, который со своими "соколами" внес большой вклад в защиту города, одна из улиц которого носит имя прославленного командарма.

Примечания

1. Большая Советская Энциклопедия. Т. 13. М. 1973, с. 351; Новейшая военная энциклопедия. Сила и гордость новой России М. 2007, с. 780.

2. От Воронежа до Берлина. Воронеж. 1986, с. 60.

3. КРАСОВСКИЙ С. А. Жизнь в авиации. М. 1968, с. 138 - 139.

4. ДЬЯКОВ Д. Командармы Воронежского фронта. - Подъем. 2009, N 11, с. 135.

5. КОЖЕВНИКОВ М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. М. 1985, с. 81.

6. КРАСОВСКИЙ С. А. Ук. соч., с. 141.

7. ПОЛЫНИН Ф. П. Боевые маршруты. М. 1972, с. 139.

8. БЕШАНОВ В. В. Год 1942 - "учебный". М. 2008, с. 246 - 247.

9. ДЬЯКОВ Д. Ук. соч., с. 135.

10. ПОЛЯНИН А. Р. Вторая воздушная армия в начальный период боев за Воронеж. Верхний и Средний Дон в Великой Отечественной войне: материалы международной научной конференции. Воронеж. 2006, с. 233 - 234.

11. Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), ф. 2 ВА (302), оп. 4196, д. 9.; Личный архив А. П. Шингарева.

12. Там же.

13. КРАСОВСКИЙ С. А. Ук. соч., с. 144.

14. ЦАМО РФ, ф. 2 ВА (302), оп. 4196, д. 9.; Личный архив А. П. Шингарева.

15. КРАСОВСКИЙ С. А. Ук. соч., с. 146.

16. ЦАМО РФ, ф. 395, оп. 9136, д. 43, л. 367.

17. БЕШАНОВ В. В. Ук. соч., с. 281.

18. МОСКАЛЕНКО К. С. На юго-западном направлении. 1941 - 1943 гг. Воспоминания командарма. Кн. 1. М. 1973, с. 236.

19. ИВАНОВСКИЙ Е. Ф. Атаку начинали танкисты. М. 1984, с. 61.

20. ПОЛНОВ А. Ф. Артиллеристы - истребители танков. Записки командира гвардейского отдельного истребительно-противотанкового дивизиона гвардейской стрелковой дивизии. Рукопись. М. 1985, с. 28.

21. ЩИТЛЯК И. И. Воспоминания о войне. Рукопись. Личный архив Щитляка И. И., с. 5.

22. КАТУКОВ М. Е. На острие главного удара. М. 1985, с. 156.

23. Там же, с. 148 - 149.

24. На воронежском направлении. Статьи, очерки, воспоминания. Воронеж. 1973, с. 64 - 65.

25. ДЬЯКОВ Д. Ук. соч, с. 135 - 136.

26. БРОНТМАН Л. К. Военный дневник корреспондента "Правды". Встречи. События. Судьбы. 1942 - 1945. М. 2007, с. 73.

27. КРАСОВСКИЙ С. А. Ук. соч., с. 146.

28. ШАМРАЙ В. А. 2-я ВА в боях за Воронеж и Сталинград и ее роль в разгроме группы армий "Б" под Воронежем и на Дону. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. Материалы городской научно-практической конференции, посвященной 60-летию разгрома фашистских войск под Воронежем. Воронеж. 2003, с. 92.

стр. 132

29. Воронежский фронт: история, люди, победы. Воронеж. 2005, с. 108.

30. ТЕСЕМНИКОВ А. И. 41-й штурмовой авиационный Воронежский Краснознаменный полк в боях за Воронеж. Рукопись. Воронеж. 1989, с. 5.

31. Личный архив Н. А. Демьяновой.

32. ТЕСЕМНИКОВ А. И. Ук. соч., с. 5 - 6.

33. Ради жизни на земле. Воронеж. 1970, с. 29.

34. КРАСОВСКИЙ С. А. Ук. соч., с. 151.

35. ЦАМО РФ, ф. 244бад., оп. 1, д. 9.; Личный архив А. П. Шингарева.

36. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. 109.

37. ПОЛЫНИН Ф. П. Ук. соч., с. 151.

38. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. Т. 1. М. 1987, с. 240.

39. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. 109.

40. ДЕНИСЕНКО Д. Улица неизвестного героя. - Коммуна. 24.01.2004, N 11 (24241), с. 2.

41. http://www.obd-memorial.ru.

42. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. 109.

43. ДЬЯКОВ Д. Ук. соч., с. 136.

44. БИРЮЛИН И. Ф. Верхний и средний Дон в Великой Отечественной войне. Партийно-политическая работа в войсках и прифронтовых районах (июнь 1942 г. - март 1943 г.) Воронеж. 1970, с. 45.

45. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. 109.

46. БРОНТМАН Л. К. Ук. соч., с. 38.

47. ГОЛОВАНОВ А. Е. Дальняя бомбардировочная. М. 2004, с. 206.

48. Там же, с. 209.

49. ЦАМО РФ, ф. 2 ВА (302), оп. 4196, д. 9.; Личный архив А. П. Шингарева.

50. Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК: Документы и материалы: 1942 год. Т. 16(5 - 2). М. 1996, с. 296.

51. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. ПО.

52. ЦАМО РФ, ф. 203, оп. 2843, д. 14, л. 27.

53. БИРЮЛИН И. Ф. Ук. соч., с. 45.

54. ЦАМО РФ, ф. 302, оп. 4196, д. 14, л. 76.

55. Воронежский фронт: история, люди, победы, с. 110.

56. Там же.

57. ЦАМО РФ, ф. 302, оп. 4196, д. 9, л. 3.

58. Там же, л. 3 - 4об.

59. БРОНТМАН Л. К. Ук. соч., с. 73.

60. МОЛЛО Э. Вооруженные силы второй мировой. Структура. Униформа. Знаки различия. Полная иллюстрированная энциклопедия. М. 2004, с. 176.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Генерал-С-А-Красовский-и-боевые-действия-на-воронежском-направлении-летом-1942-г

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. А. Шендриков, Генерал С. А. Красовский и боевые действия на воронежском направлении летом 1942 г. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.03.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Генерал-С-А-Красовский-и-боевые-действия-на-воронежском-направлении-летом-1942-г (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. А. Шендриков:

Е. А. Шендриков → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
622 просмотров рейтинг
15.03.2020 (1475 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Генерал С. А. Красовский и боевые действия на воронежском направлении летом 1942 г.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android