Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-14301
Author(s) of the publication: Е. Ф. КОВАЛЕВ

Share with friends in SM

М. Изд-во "Наука". 1974. 416 стр. Тираж 3 600. Цена 1 руб. 61 коп.

Автор рецензируемой монографии профессор Ленинградского университета доктор исторических наук Г. В. Ефимов почти 40 лет целеустремленно исследует политическую жизнь Китая конца XIX - начала XX в. и участие в ней революционера-демократа Сунь Ят-сена1 . Новая книга Г. В. Ефимова обобщает исследования советских историков по проблемам Синьхайской революции 1911 - 1913 гг. и роли в ней Сунь Ят-сена. Г. В. Ефимов использовал разнообраз-


1 Г. В. Ефимов. Сунь Ят-сен в борьбе за независимый Китай. "Исторический журнал", 1937, N 1; его же. История Китая в эпоху империализма. "Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость". М.-Л. 1940; его же. Революция 1911 - 1913 гг. в Китае и Сунь Ят-сен. "Ученые записки" Ленинградского пединститута имени М. Н. Покровского. Т. 5, вып. I. 1940; его же. К вопросу об образовании китайской нации. "Вопросы истории", 1953, N 10; его же. Революция 1911 года в Китае. М. 1959; его же. Синьхайская революция в Китае и английское правительство. "Новая и новейшая история", 1969, N 5; его же. К ленинской оценке революционных демократов Китая. "В. И. Ленин и проблемы истории стран Востока". Л. 1970.

стр. 170


ные отечественные и зарубежные архивные материалы (в частности лондонский Foreign Office Archives). Книга опирается на обширный круг источников, документов и литературы на русском, китайском и английском языках, на русскую и зарубежную периодику 1911 - 1913 годов. Некоторые материалы впервые вводятся в научный оборот.

Особое внимание Г. В. Ефимов уделил ленинским оценкам политической истории Китая. Приведя ленинское положение о том, что "у европейского сознательного рабочего уже есть азиатские товарищи, и число этих товарищей будет расти не по дням, а по часам"2 , автор показывает, что Китай не выпадал из общего мирового революционного процесса, подчеркивает значение интернациональной солидарности трудящихся Азии и Европы. Для анализа классовой сущности идеологии и политики Сунь Ят-сена Г. В. Ефимов широко использовал и статью В. И. Ленина "Демократия и народничество в Китае"3 . Автор доказательно вскрыл несостоятельность построений некоторых буржуазных интерпретаторов идеологии и политики Сунь Ят-сена, попыток приуменьшить позитивную историческую роль идеологии и политики Сунь Ят-сена и поднять на щит умеренно-конституционные элементы и либеральную буржуазию.

В книге подчеркнуто, что вдохновляющим стимулом для подъема национальных движений в угнетенных странах оказалась русская революция 1905 - 1907 годов, В этом плане чрезвычайно ценными представляются приводимые в монографии факты о влиянии русской революции на китайских рабочих, о революционной пропаганде большевиков, работавших на КВЖД, о солидарности китайских и русских рабочих на КВЖД. Впоследствии часть китайских рабочих с этой дороги была переброшена в Центральный Китай, где "они сыграли немаловажную роль в революции 1911 г." (стр. 24 - 25). Г. В. Ефимов справедливо утверждает, что "1905 год стал важной вехой в истории революционной борьбы китайского народа" (стр. 7). 20 августа в Иокогаме (Япония) произошло объединение революционных организаций в Китайский революционный объединенный союз Чжунго Гэмин (тунмэнхуэй), возглавленный Сунь Ят-сеном. Союз принял программу, призвавшую свергнуть маньчжурскую династию Цин и учредить в стране республиканский строй.

Автор дает четкую характеристику расстановки классов в революции 1911 - 1913 гг., которую он считает следствием глубоких противоречий между господствовавшей в стране маньчжурской династией и поддерживавшими ее феодалами-помещиками и чиновной бюрократией, с одной стороны, и противостоявшими им китайской буржуазией, крестьянством, городской мелкой буржуазией и рабочим классом - с другой. Молодую китайскую буржуазию, неоднородную и экономически и политически, объединяло противоречие между нею и феодально-бюрократическим антинациональным режимом Цинов и насаждавшимися им средневековыми регламентациями, препятствовавшими развитию предпринимательской инициативы и на этой основе обострявшими национальные чувства буржуазии. "Политическим рупором" ее была интеллигенция, наиболее болезненно переживавшая отсталость страны и антипатриотическую линию правящих кругов.

Поскольку острота этих противоречий неодинаково ощущалась разными слоями буржуазии, то и уровень ее объективно прогрессивной оппозиции режиму тоже был различным по своему содержанию и организационным формам. Отсюда две противоположные политические линии. Одна - левая - представляла революционно-демократическую буржуазию, ставившую своей целью свержение монархии и установление республики, другая - правая - отражала интересы либерально-конституционной буржуазии, идейно связанной с либерально-реформаторским движением конца XIX в., а в социальном плане с помещичье-шэньшийскими элементами, ставившими перед собой задачу ввести в Китае конституционный монархический режим.

Национально-политическое сознание китайской буржуазии, пробудившееся у нее раньше, чем у других классов китайского общества, выдвигало ее на роль гегемона национального и антифеодального движения. Но, как верно отмечает Г. В. Ефимов, китайская буржуазия с момента своего выхода на арену политической борьбы "показала с неоспоримой убедительностью свою непоследовательность" (стр. 195), что выявилось при решении вопроса о стратегической цели борьбы. В реализации этой цели буржуазия могла опереться на крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения и являвшееся "наиболее


2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 17, стр. 179.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 21.

стр. 171


важной революционной силой" (стр. 70), не раз выступавшей против маньчжурской власти и ее ставленников. Хотя эти выступления были локальными и не имели политический программы, они говорили об активизации революционных сил китайской деревни. Их стремились привлечь на свою сторону как правое, так и левое крыло буржуазии. При всей противоречивости аграрной программы Объединенного союза его лозунг "уравнение прав на землю", предусматривавший ломку феодальных отношений, подталкивал крестьян в сторону буржуазных демократов и их вождя Сунь Ят-сена. "Большой горючий материал враждебности феодальной власти" (стр. 14) имела и многочисленная городская мелкая буржуазия. ' Характеризуя немногочисленный китайский" рабочий "класс (около 650 тыс. человек), автор отмечает, что он, хотя и присоединялся к антиправительственным выступлениям, а в отдельных случаях даже был их инициатором, все же оставался еще "классом в себе", способным "при должном руководстве' участвовать в политической борьбе..." (стр. 14).

Содержательны страницы монографии, посвященные политическим партиям в революции. Наиболее оформленным в идеологическом отношении был тогда Объединенный союз, оказывавший "существенное влияние на политическую обстановку в стране. Он был основной организацией, систематически готовившей революционное ниспровержение существующей власти" (стр. 63). По своему социальному составу союз был разнородным, в нем "были представлены буржуазные и мелкобуржуазные элементы, шэньшийская интеллигенция, военные, вышедшие из помещичьей и крестьянской среды" (стр. 49). Не будучи массовой партией, он ориентировался на узкий круг преданных революции людей и, по существу, игнорировал работу в массах. Хотя выступления крестьянства, главной социальной опоры революционной буржуазии, поддерживались союзом, тем не менее оно в большинстве "оставалось вне сферы влияния революционных демократов" (стр. 275). Союз не был связан и с рабочим классом. Более того, когда в начале марта 1912 г. шанхайские рабочие "организовали первое классовое объединение, федерацию механиков шанхайского арсенала", она вскоре была разогнана одним из лидеров Объединенного союза - Чэнь Ци-мэем (стр. 261). Не отличался союз и политической монолитностью. И хотя Сунь Ят-сен был его лидером, это не означало, подчеркивает Г. В. Ефимов, что "его идеи и его воля были непререкаемы" (стр. 49). Союз раздирали противоречия между правым и левым течениями, ослаблявшие его единство и борьбу.

Что касается либералов-конституционалистов, то они, как пишет автора "сыграли известную положительную роль в развитии патриотических чувств в китайском народе, но основная направленность их деятельности была антиреволюционной" (стр. 63). Между двумя ведущими буржуазными партиями шла борьба за гегемонию в революции.

В книге рассмотрен вопрос о характере и направленности революции, о роли масс в" ней. Выражая несогласие с оценкой китайской революции рассматриваемого периода как "верхушечной" (стр. 354) и отметая домыслы буржуазных ученых, считающих ее "армейским восстанием" (стр. 186) и "консервативным движением" (стр. 189), инспирированным якобы высокопоставленными чиновниками в центре и на местах, Г. В. Ефимов, тщательно проанализировав документы, пришел к выводу, что революция была "процессом, охватившим в той или иной степени всю страну" (стр. 193), что она являла собой массовое "народное революционное движение" (стр. 193, 194) в формах мирной и вооруженной борьбы, перехода на сторону революции армии, создания отрядов революционных войск и т. п., то есть отличалась высоким уровнем и различием форм участия в ней народных масс.

Но правомерно ли рассматривать участие народных масс в Синьхайской революции как свидетельство ее народного характера? В. Н. Кучумов, один из первых советских ее исследователей, еще в 1934 г. определил ее как буржуазную по своему характеру (стр. 350). В последующие годы советские историки, в общем, придерживались этой оценки. Г. В. Ефимов с учетом новых данных подтвердил, что в Китае "историческая действительность ставила в. повестку дня буржуазную по своему социальному содержанию революцию" (стр. 352). Но буржуазные революции могут отличаться друг от друга степенью массовости революционных сил, организованности, готовности масс к решению социальных, экономических и политических требований. В. И. Ленин, сравнивая буржуазные революции начала XX в. (турецкую, португальскую, русскую), писал, что "португальскую и турецкую придется, конечно, признать буржуазной. Но "народной" ни та, ни другая не является, ибо мае-

стр. 172


са народа, громадное большинство его активно, самостоятельно, со своими собственными экономическими и политическими требованиями, ни в той, ни в другой революции заметно не выступают"4 . В этом смысле китайская революция; 1911 - 1913 гг. тоже не была народной, ее нельзя "уподоблять... по роли масс первой русской революции", поскольку "массы со своими программными требованиями самостоятельно не выступили, хотя они и сыграли огромную роль в революции, в достижении победы над феодальным маньчжурским режимом" (стр. 355). В этой связи Г. В. Ефимов справедливо отмечает, что стремление буржуазной историографии умалить роль масс и демократии в революции 1911 - 1913 гг. лишено реальной почвы (стр. 357).

В советской литературе 60-х годов широко дискутировался вопрос о том, "была ли антиманьчжурская программа китайских революционеров связана с задачами борьбы против империалистического господства в Китае"? (стр. 9). Г. В. Ефимов положительно отвечает на этот вопрос. Он видит особенность Синьхайской революции в том, что она была "буржуазной по своему социальному содержанию и одновременно национальной, антиманьчжурской" (стр. 14). Антифеодальную и антиимпериалистическую направленность революции придавало то, что она выступила против цинской династии, опекаемой иностранными державами. Идейной основой антиимпериалистической направленности революции был национализм угнетенной нации, содержавший в себе прогрессивную тенденцию борьбы за независимый и свободный Китай.

Рассматривая идеологию и политику Сунь Ят-сена, Г. В. Ефимов не идеализирует этого деятеля, анализируя как положительные, так и негативные стороны его программы. Как подчеркивает автор, в идеологии и политике Сунь Ят-сена важное место занимал принцип национализма - борьба за свободный и сильный Китай. Вопреки распространенной в буржуазной историографии точке зрения, будто национализм не связан с классовой борьбой и не имеет классового характера, поскольку-де в нем выдвигаются интересы всей нации, Г. В. Ефимов отмечает, что развитие национализма в Китае "приняло форму революционного освободительного движения и имело классовый характер" (стр. 14). Это движение находилось под руководством буржуазии и ставило задачу установления буржуазного строя в Китае. 1 января 1912 г. Сунь Ят-сен вступил на пост президента Китайской республики. Во внутренней политике он предпринял "некоторые шаги по осуществлению буржуазно-демократических преобразований в стране", призвав к ликвидации самодержавия, утверждению республики, обеспечению народного благосостояния, установлению национального единства путем провозглашения равноправия всех наций (ханьцев, маньчжуров, монголов, хуэйцзу, тибетцев), отбросив тем самым "всякие тенденции к великоханьскому шовинизму" (стр. 222 - 223).

Но ни Сунь Ят-сен, ни его ближайшие соратники не были готовы к тому, чтобы, опираясь на революционную армию, на крестьянство, развернуть войну против пекинского правительства милитариста Юань Ши-кая. Во внешней политике Сунь Ят-сен стремился к сохранению мира и укреплению уз "дружбы с доброжелательными" к Китаю государствами (стр. 224) и вместе с этим признавал все договоры, заключенные маньчжурским правительством, его обязательства по внешним займам. В достижении свободного и сильного Китая Сунь Ят-сен "возлагал надежды на помощь... Англии, Франции, США, Японии..." (стр. 312). Г. В. Ефимов заключает, что внешнеполитическим суждениям Сунь Ят-сена были свойственны явно ошибочные представления. Он и его окружение не видели, например, империалистической сущности политики Японии, ее захватнических планов в отношении Китая (стр. 314), наивно рассчитывая на то, что в создании сильного и демократического Китая им помогут империалисты.

1 апреля 1912 г. Сунь Ят-сен ушел с поста временного президента Китайской республики, отказавшись от него в пользу Юань Ши-кая. Несмотря на малоэффективность, "правительство Сунь Ят-сена проявило себя как первая в истории Китая революционная власть" (стр. 250). Сунь Ят-сен был первым революционным демократом в Азии, поставившим вопрос о социализме в Китае (стр. 270). Его понимание социализма, сформулированное в принципе народного благоденствия, было весьма далеко от научного социализма. Он "не дошел до признания классовой борьбы как движущей силы исторического процесса, не уяснил сущности современного капитализма" (стр. 358) и даже пытался "избежать капитализма" путем передачи ренты государству (стр. 18). В общем, он "остался союз-


4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 33, стр. 39.

стр. 173


ником революционного пролетариата, не став на его позиции" (стр. 358). "Непоследовательность и нерешительность революционных демократов во главе с Сунь Ят-сеном, отражавшие их слабость и неверие в творческие возможности масс, боязнь империалистической интервенции" (стр. 253), - пишет Г. В. Ефимов, толкали их на сближение с реакционным Севером. Неспособность буржуазии стать подлинным гегемоном революции и то, что народные массы, ничего не получившие от нее, были разочарованы в Объединенном союзе и его лидерах, обусловили победу Юань Ши-кая (стр. 239, 338).

В заключение выскажем некоторые замечания. Не всегда автор дает строго очерченные и исторически оправданные этапы и периоды Синьхайской революции. В одном случае он пишет, что "к началу апреля 1912 г. завершился важный этап китайской революции: на смену революционному демократу Сунь Ят-сену к руководству страной пришел реакционер и изменник Юань Ши-кай" (стр. 254), в другом - "с апреля 1912 г. наступил юаньшикаевский период президентства" (стр. 257). При таком делении трудно уловить последовательность этапов и периодов, их качественное отличие друг от друга и, что особенно важно, стратегическую направленность этапов.

В историографии вопроса следовало бы сильнее подчеркнуть актуальность вопроса об идеологии и политике Сунь Ят-сена. Автор правильно пишет, что в отличие от других буржуазных революционеров Сунь Ят-сен, "преодолевая немалые ошибки и заблуждения, пришел к дружбе с СССР, к союзу с рабочими и крестьянами, к сотрудничеству с коммунистами" (стр. 51). Поэтому его имя весьма популярно не только в китайском народе, но к нему тянутся и в той или иной степени используют его идеи отдельные лидеры современного национально-освободительного движения в развивающихся странах. В противовес этому буржуазные идеологи, выхолащивая революционное содержание принципов Сунь Ят-сена, пропагандируют реакционные черты суньятсеновских концепций.

Сунь Ят-сен достоин того, чтобы советское китаеведение акцентировало его прогрессивную роль и место в китайском революционном движении нового и новейшего времени. Но, говоря так, хотелось бы иметь в виду, что объективно, с точки зрения исторической перспективы, китайская революция новейшего времени ориентировалась не на буржуазно-демократические идеи Сунь Ят-сена и опыт Синьхайской революции, а на идеи марксизма-ленинизма и опыт русской революции. Важно, чтобы Сунь Ят-сен не заслонял китайских коммунистов-интернационалистов (Ли Да-чжао, Цюй Цю-бо, Пэн Бая, Ван Мина и др.), нацеливавших свой народ на научный социализм и опыт Великой Октябрьской социалистической революции.

Написанная на высоком профессиональном уровне, монография Г. В. Ефимова, который по-новому взглянул на многие известные факты, является актуальным исследованием, подводящим к пониманию некоторых особенностей развития современного Китая.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Г-В-ЕФИМОВ-БУРЖУАЗНАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-В-КИТАЕ-И-СУНЬ-ЯТ-СЕН-1911-1913-гг-ФАКТЫ-И-ПРОБЛЕМЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Марк ШвеинContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Shvein

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. Ф. КОВАЛЕВ, Г. В. ЕФИМОВ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ И СУНЬ ЯТ-СЕН (1911-1913 гг.). ФАКТЫ И ПРОБЛЕМЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 04.08.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Г-В-ЕФИМОВ-БУРЖУАЗНАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-В-КИТАЕ-И-СУНЬ-ЯТ-СЕН-1911-1913-гг-ФАКТЫ-И-ПРОБЛЕМЫ (date of access: 15.11.2019).

Publication author(s) - Е. Ф. КОВАЛЕВ:

Е. Ф. КОВАЛЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Марк Швеин
Кижи, Russia
1509 views rating
04.08.2017 (833 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Событие №-105 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление ночью в саду одного из жилых домов городка Донкастер необычно яркого белого светового шара неизвестного происхождения. (Англия.2019 г.) Событие №-106 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над северными районами Калужской области необычного атмосферного явления.(Россия.2019 г.) Событие №-107 --- Знаковое событие природного характера нашего времени - это появление на берегу реки Пене портового городка Вольгаст несколько тонн мертвой рыбы без головы.(Германия.2019 г.)
Catalog: Философия 
3 days ago · From Ваха Дизигов
Рассматривается гипотеза образования лёгких ядер посредством гравитационного взаимодействия. Гипотеза будет основана на сохранение энергии структурной единицы энергии частицы при расширении Вселенной и сохранение нуклонов во Вселенной при расширении. Гравитационный потенциал Вселенной обеспечивает своей энергией, однозначность частиц материи, нейтрон, протон, электрон и позитрон. Фотон, результат взаимодействия, частиц
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
Рассматривается сравнительные определения Большого Взрыва и Нейтронной Вселенной. Различия заключаются в образовании и существовании нуклонов в своём развитии. Место нуклонных ядер в развитии расширяющей Вселенной. Роль гравитационного взаимодействия между нуклонами в процессе расширения Вселенной. Синтез и распад ядер нуклонных объектов.
Catalog: Физика 
6 days ago · From Владимир Груздов
1 ноября 2019 года в Российском государственном университете правосудия при Верховном суде РФ состоялся научный семинар на тему «Международное право, национальное и международное правосудие и национальный суверенитет на примере взаимодействия стран в Южно-Китайском море».
4 ноября, в рамках 35-го саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам официально принял от Таиланда председательство в АСЕАН, которое начнётся с 1 января 2020 года и продлится один год. Ожидается, что председательство в АСЕАН предоставит Вьетнаму возможность для дальнейшего укрепления роли и позиций страны не только в Юго-Восточной Азии, но и на международной арене. 2020 год считается ключевым годом процесса реализации видения АСЕАН до 2025 года.
ЖИВАЯ ИГРА - ЭМОЦИИ И КОМФОРТ (на примере казино Вулкан в Интернете)
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
Экономическая цивилизация как-то незаметно превратилась в среду обитания человечества как воздух, которым дышат, а часто и не могут надышаться. Есть весомые основания считать, что это не воздух, а «веселящий газ», ведущий к эйфории мировой социум, но как всякая искусственность, в конечном итоге, пагубный для него. Такая ситуация, в которой находится человечество, требует глубокого осмысления. Путеводителем осмысления заявляет себя и метатеория хозяйствования, с подтверждением права на подобные полномочия.
Catalog: Экономика 
9 days ago · From Алекс Ральчук
От момента своего возникновения в древности, когда экономику относили к сфере этики и теперь, с ее превращением в новейшую технологию «умения жить», между ними образовался разрыв не только по времени, а и по содержанию, и целевой направленности. Не есть ли такая эволюция экономики и экономического знания (теоретической экономии) одним из признаков назревающего цивилизационного кризиса? Не необходима ли здесь принципиально иная теоретическая экономия, которая относительно существующей будет восприниматься весьма эпатирующе – подобно «черному лебедю» (у Н. Талеба)?
Catalog: Экономика 
10 days ago · From Алекс Ральчук
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ ДО И ПОСЛЕ 25 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
10 days ago · From Россия Онлайн
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Г. В. ЕФИМОВ. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ И СУНЬ ЯТ-СЕН (1911-1913 гг.). ФАКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones