Libmonster ID: RU-9229

С. АНДРЮШИН, доктор экономических наук, завсектором ИЭ РАН,

В. КУЗНЕЦОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН

В условиях глобального финансового кризиса центральные банки (ЦБ) были вынуждены пересмотреть цели, функции и инструменты своей денежно-кредитной политики (ДКП). Как показал анализ экспертов МВФ и Банка международных расчетов, в последние десятилетия многие ЦБ проводили, по сути, проциклическую ДКП. Финансовым системам ряда стран в периоды экономического подъема, когда расширялось кредитование и росли цены на активы, была имманентно присуща склонность к формированию пузырей. В период экономической рецессии, когда происходило кредитное сжатие и цены на активы снижались, финансовые пузыри лопались1. Реализуемая в настоящее время некоторыми ЦБ контрциклическая ДКП предполагает формирование буферов при повышении экономической активности, чтобы использовать накопленные средства (резервы) в случае обострения финансовых дисбалансов2.

В ходе текущего финансового кризиса выяснилось, что приоритетные цели ДКП центральных банков большинства ведущих стран - обеспечение ценовой стабильности и устойчивого экономического развития - стали противоречить не менее важной цели поддержания общей финансовой стабильности. Так, процентная политика, ориентированная на стимулирование экономической активности и кредитную экспансию, одновременно способствовала росту цен на активы, или формированию финансовых пузырей, что подрывало основы финансовой стабильности. В то же время, если ЦБ, стремясь к стабильности цен, ограничивает рост кредитов и цен на активы, он тем самым сдерживает темпы национального экономического развития.

Чтобы ослабить воздействие глобального финансового кризиса на национальные экономики и финансовые системы, ЦБ большинства

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект N 08 - 02 - 91205a/U.

1 Claudio B., Shim I. What Can (Macro-) Prudential Policy Do to Support Monetary Policy? // BIS Working Papers. 2007. No 242; Claudio B., White W. Whither Monetary and Financial Stability? The Implications of Evolving Policy Regimes // BIS Working Papers. 2004. No 147.

2 Saurina J. Dynamic Provisioning: The Experience of Spain // World Bank Public Policy Journals: Crisis Response. 2009. No 7. rru.worldbank.org/documents/CrisisResponse/Note7.pdf; Пивоварова М. Испанский пример заразителен? Регуляторы задумываются о необходимости введения контрциклического банковского надзора // Национальный банковский журнал. 2009. N 10.

стр. 69
стран пришлось выступить посредниками между финансами общественного сектора и финансовыми институтами, прежде всего банками, взяв на себя (вместо рынков денег и капиталов) функцию размещения финансовых ресурсов. Подобные действия, оправданные в условиях кризиса, уже в среднесрочной перспективе могут привести к серьезным негативным последствиям:

- усилению вмешательства правительств в операционную деятельность ЦБ и его зависимости от финансов общественного сектора;

- увеличению процентных расходов ЦБ по операциям, обусловленным проведением ДКП, а в ряде случаев - к убыточности его деятельности;

- повышению рискованности активов ЦБ;

- обострению противоречий между процентной политикой ЦБ, преследующей приоритетные цели ДКП, и процентной политикой министерства финансов, предполагающей снижение расходов на управление госдолгом;

- возникновению проблем при проведении антиинфляционной политики в начале экономического оживления, поскольку для борьбы с инфляцией нужно стерилизовать избыточную ликвидность, направленную в финансовую систему для преодоления последствий кризиса3.

Традиционные режимы денежно-кредитной политики центральных банков

В экономической теории цели ДКП принято подразделять на три уровня. Первый уровень - стратегические цели (конечные или долгосрочные), или "политические переменные". Например, для центральных банков некоторых стран приоритетной целью становится ценовая стабильность, для других - устойчивое экономическое развитие. Обычно такие цели закреплены в законе о центральном банке. ЦБ может лишь стремиться к их достижению, воздействуя на цели второго уровня, или тактические (промежуточные или среднесрочные) цели (в последние годы принят термин "режим монетарной политики"). ЦБ выбирает базовую монетарную переменную и устанавливает (таргетирует) ее желательные значения на среднесрочный период. Конкретные значения монетарной переменной на текущий финансовый год образуют цели третьего уровня, или операционные.

ЦБ может влиять на промежуточные цели ДКП через передаточные (трансмиссионные) механизмы имеющихся в его распоряжении инструментов. Экономисты пока не пришли к единому мнению об оптимальном режиме ДКП. У каждого режима свои преимущества и недостатки (см. табл. 1).

Как следует из таблицы 1, национальным ЦБ совместно с правительствами приходится выбирать такой режим ДКП, который будет максимально соответствовать социально-экономическим условиям и целям развития страны и учитывать степень зрелости национального

3 Nier E. W. Financial Stability Frameworks and the Role of Central Banks: Lessons from the Crisis // IMF Working Paper. 2009. No 70.

стр. 70
финансового рынка. Как показывают данные МВФ, ЦБ большинства развитых стран практикуют разные режимы управляемого обменного курса и режимы ДКП, таргетирующие одну или несколько монетарных переменных, а ЦБ большинства развивающихся стран отдают предпочтение таргетированию обменного курса4. Вместе с тем в 2000-е годы возросло число ЦБ, применяющих или переходящих на режим таргетирования инфляции.

Таблица 1

Преимущества и недостатки разных режимов ДКП

Режим ДКП (таргетируемый показатель)

Преимущества

Недостатки

Процентная политика

- в наибольшей степени отвечает цели обеспечения долгосрочного экономического роста;

- позволяет ЦБ одновременно влиять на несколько сегментов финансового рынка;

- помогает воздействовать на хозяйственные стратегии экономических субъектов, включая домашние хозяйства;

- позволяет ЦБ влиять на ценообразование на национальные активы

- необходим емкий и эффективный рынок внутреннего государственного долга;

- рыночные процентные ставки должны быть эластичными по отношению к базовой процентной ставке ЦБ;

- в условиях волатильности или снижения спроса на деньги их предложение ЦБ может ускорить темпы инфляции;

- ЦБ должен располагать монетарными механизмами стерилизации избыточной ликвидности, а также значительными собственными средствами для проведения монетарной политики

Основной недостаток с точки зрения ДКП: невосприимчивость участников финансового рынка к сигналам процентной политики как в условиях кризиса, так и в период бурного подъема

Денежные агрегаты

- ЦБ может регулировать данный показатель, проводя собственные операции;

- в долгосрочном периоде позволяет ЦБ способствовать увеличению занятости;

- ЦБ может одновременно влиять на уровень процентных ставок на денежном рынке;

- при нейтральности денег позволяет ЦБ в долгосрочном периоде обеспечивать стабильность цен

- ЦБ должен точно подстраивать значение показателя к динамике реального национального дохода;

- при изменчивости скорости обращения базового денежного агрегата выход на плановое значение индикатора может создавать инфляционное давление;

- эффективность применения на практике может быть низкой, если спрос на деньги высоко эластичен по процентной ставке;

- низко эффективен при относительной изменчивости скорости обращения денег;

- при ускорении темпов роста экономики и заданных темпах прироста денежного агрегата может привести к дефициту ликвидности;

- при росте рыночных процентных ставок может спровоцировать экономический спад

Основные недостатки с точки зрения ДКП: нестабильность спроса на деньги; влияние финансовых инноваций на состав основных денежных агрегатов

4 Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended April 30, 2009. www.imf.ore.

стр. 71
Окончание таблицы 1

Режим ДКП (таргетируемый показатель)

Преимущества

Недостатки

Валютный курс

- в наибольшей степени соответствует экспортоориентированной модели развития;

- подходит для модели развития, ориентированной на импорт технологий;

- большую часть валютных рисков принимает на себя ЦБ, что стимулирует экономическую активность;

- обеспечивает ЦБ стабильный канал денежной эмиссии;

- позволяет аккумулировать значительные валютные резервы для реализации общенациональных программ развития

- необходимы валютные ограничения и сегментация финансового рынка;

- эффективен при административном регулировании ЦБ комплекса процентных ставок;

- может как провоцировать кредитную экспансию, так и создавать инфляционное давление на экономику;

- регулируемый эффективный уровень валютного курса устанавливается административно, что может требовать его периодических резких корректировок;

- для реализации необходимы либо административные, либо бюджетные механизмы стерилизации избыточного предложения денег;

- затрудняет применение других рыночных инструментов ДКП

Основные недостатки с точки зрения ДКП: высокая вероятность валютных кризисов; большие издержки управления аккумулируемыми валютными резервами или их дефицит

Темп инфляции

- отвечает приоритетной цели ДКП - поддержание ценовой стабильности;

- стимулирует экономическую активность в силу стабилизации ожиданий хозяйствующих субъектов;

- позволяет стабилизировать положение на финансовом рынке благодаря снижению рисковой премии;

- уменьшает социально-экономические риски как ожидаемой, так и неожидаемой инфляции

- для реализации необходим достаточно емкий и эффективный финансовый рынок;

- требуется доверие общества к политике ЦБ;

- ЦБ должен располагать политической процентной ставкой, к изменению которой были бы восприимчивы все участники финансового рынка;

- в стране должен действовать режим свободного плавающего обменного курса, то есть ЦБ должен отказаться не только от валютных ограничений, но и от масштабных и продолжительных валютных интервенций;

- как на этапе дезинфляции, так и при таргетировании инфляции ЦБ может сдерживать темпы экономического роста;

- в долгосрочном периоде может привести к повышению уровня естественной безработицы

Основной недостаток с точки зрения ДКП: ее меры могут влиять только на темп будущей инфляции, поэтому политика неэффективна, если общество не доверяет национальному ЦБ

Денежно-кредитная политика центральных банков в период глобального финансового кризиса

Как показала скорость распространения глобального финансового кризиса, ЦБ большинства стран оказались не готовы к такому развитию событий на финансовых рынках. Многочисленные исследования

стр. 72
посвящены анализу факторов, которые могли спровоцировать текущий кризис5. В их числе чаще всего называют:

- слишком мягкий характер ДКП в основных мировых экономиках, что привело к накоплению избыточной ликвидности и способствовало формированию глобальных финансовых дисбалансов;

- ускорение финансовой глобализации и интеграции национальных финансовых рынков при сохранении структурных слабостей отдельных финансовых систем или сегментации рынков, что усилило воздействие глобальных финансовых дисбалансов на национальные экономики;

- быстрый рост цен на реальные активы, которые участники рынка рассматривали как альтернативные инвестиции для снижения (хеджирования) финансовых рисков и неопределенностей;

- отсутствие единого регулирования и надзора за состоянием национальных финансовых систем. Национальные регулирующие органы контролировали преимущественно функционирование банковской системы и отдельных сегментов финансового рынка, что не позволяло своевременно выявлять дисбалансы в их развитии; распространение финансовых инноваций (прежде всего трансрыночных продуктов) вызвало накопление системных рисков;

- отсутствие механизмов координации ДКП национальных центральных банков, а также деятельности органов, регулирующих финансовое посредничество на отдельных сегментах финансового рынка.

Первые традиционные антикризисные меры, которые реализовывали ЦБ развитых стран, в новых условиях оказались малоэффективными. К числу их недостатков можно отнести следующие.

1. Предоставление ЦБ дополнительной ликвидности финансовым институтам в начальной фазе кризиса носило нерыночный характер, а ее объем был ограничен собственными средствами ЦБ. В результате они не сумели решить проблему дефицита ликвидности, но их интервенции подорвали взаимное доверие участников межбанковского рынка и не смогли предотвратить его "полураспад".

2. Ценообразование на средства ЦБ, направленные на экстренную поддержку финансовых институтов, было непрозрачным и нерыночным. Это, с одной стороны, подрывало рыночную конкуренцию, а с другой - усиливало конфликт интересов между налогоплательщиками и собственниками финансовых институтов.

3. Введение дополнительных гарантий по банковским вкладам поддерживало склонность участников финансового рынка к проведению рискованных стратегий. Эти гарантии также позволили остаться на рынке ряду финансовых институтов, которые в противном случае обанкротились бы (то есть не сработала "очистительная" функция кризиса).

4. Расширение государственных гарантий по банковским вкладам было недостаточным для покрытия издержек банкротства системообразующих финансовых институтов.

5 См.: Blanchard O. The Crisis: Basic Mechanisms, and Appropriate Policies // IMF Working Paper. 2009. No 80; Laeven L., Valencia F. Systematic Banking Crisis: A New Database // IMF Working Paper. 2008. No 224; Saizar A. C., Chalk N. Is Monetary Policy Effective When Credit Is Low? // IMF Working Paper. 2008. No 288.

стр. 73
5. Предоставление государственных (бюджетных) гарантий по эмиссиям банковских долговых инструментов означало субсидирование слабых банков. В результате инвесторы стали "сбрасывать" банковские ценные бумаги, не имевшие подобных гарантий, что исказило рыночное ценообразование.

Как следствие, уже на этапе распространения глобального финансового кризиса ЦБ большинства крупных экономик совместно с национальными правительствами были вынуждены в экстренном порядке разработать нетрадиционные6 меры ДКП и приступить к их реализации. В публикациях на эту тему в основном используют две базовые классификации.

Первая исходит из целей, которые стремится достичь ЦБ, борясь с дефицитом ликвидности на национальном финансовом рынке. Выделяют четыре группы соответствующих мер: по предоставлению внутренней и иностранной ликвидности, а также меры по смягчению кредитования и количественные послабления (см. табл. 2).

Таблица 2

Нетрадиционные меры ДКП

Меры по предоставлению внутренней ликвидности

Смягчение кредитования

Количественные послабления

прямые инструменты денежного рынка

системные соглашения по выделению ликвидности

предоставление ликвидности ценными бумагами

Цель: укрепление трансмиссионного механизма и восстановление стабильности на рынке

Цель: укрепление трансмиссионного механизма и восстановление функционирования кредитного рынка

Цель: запуск трансмиссионного механизма в условиях, когда политическая ставка приближается к нулю

Примеры инструментов:

Примеры инструментов:

- резервные требования

- нормативы ликвидности

- неограниченное предоставление национальных денег

- расширение списка контрпартнеров

- смягчение требований к обеспечению

- обмен неликвидных ценных бумаг на ликвидные

- покупка определенных частных ценных бумаг

- выделение прямых кредитов инвесторам в определенные ценные бумаги

- прямые покупки нестерилизованных государственных ценных бумаг и иностранной валюты

Меры по выделению иностранной валюты

инъекции иностранной валюты

валютные свопы между ЦБ

Цель: смягчение дефицита иностранной валюты

Цель: поддержка валютных операций национальных банков

Примеры инструментов:

- неограниченное выделение ликвидности

- расширение перечня обеспечений

- расширение списка контрпартнеров

Примеры инструментов: - валютные свопы

Источник: Ishii K., Stone M., Yehoue E.B. Unconventional Central Bank Measures for Emerging Economies // IMF Working Paper. 2009. No 226.

6 Эти меры стали относить к нетрадиционным, поскольку они представляют собой прямой отход от политики, которую реализовывали ЦБ в последние 20 лет. См.: Ishii K., Stone M., Yehoue E.B. Op. cit.

стр. 74
Вторая классификация опирается на одновременное использование двух критериев: воздействие политики ЦБ на структуру балансовых счетов частного сектора и влияние реализуемых мер на таргетируемый ЦБ рыночный показатель. Именно в рамках этой классификации исследователи пытаются понять, как в условиях, когда краткосрочные процентные ставки практически перестали сказываться на экономической активности частного сектора и домашних хозяйств, ЦБ может остановить падение совокупного спроса. При этом специалисты стремятся определить, не приведет ли "политика балансовых счетов" к резкому наращиванию государственного долга, аккумулируемого на банковских счетах и депозитах в ЦБ. Выкупая государственный долг и усиливая зависимость частного сектора от государственной поддержки, ЦБ оказываются в центре конфликта интересов между налогоплательщиками и собственниками финансовых институтов. Покупая долговые обязательства частного сектора для повышения ликвидности и расчистки балансов организаций финансового сектора, ЦБ принимают на себя значительные риски. Способствуя вхождению государства в капитал банков, ЦБ могут утратить операционную независимость в проведении эффективной ДКП7.

Политика балансовых счетов центральных банков

Реализация антикризисных программ, принятых национальными правительствами в условиях мирового финансового кризиса, привела к существенному изменению размера и структуры валюты баланса центральных банков. Эти изменения будут показаны на примере динамики балансовых счетов ФРС США, Банка Англии, Европейского центрального банка (ЕЦБ), Бундесбанка, Банка Японии и Народного банка Китая. Во многом они были обусловлены нетрадиционными мерами ДКП, проводившимися ЦБ со второй половины 2008 г.

Экономики США и Великобритании зависят от финансового рынка в большей степени, чем Германии, Японии и Китая, поэтому именно в этих двух странах были реализованы масштабные программы поддержки данного сектора. Напротив, экономики Германии, Японии и Китая сильнее зависят от положения дел в банковском секторе, чем от деятельности фондовых и инвестиционных финансовых посредников. Поэтому здесь были осуществлены более активные меры по облегчению доступа банков к дополнительной ликвидности. Предполагалось, что это позволит преодолеть кредитное сжатие и будет способствовать возобновлению кредитования предприятий и граждан.

ФРС США. В сентябре 2008 г. вступил в действие план Г. Полсона - "Программа выкупа проблемных активов" (The Troubled Asset Relief Program, TARP). Согласно Акту о чрезвычайной экономической стабилизации (The Emergency Economic Stabilization Act), принятому Конгрессом США, министерство финансов выделило 700 млрд. долл.

7 Borio C., Disyatat P. Unconventional Monetary Policies: An Appraisal // BIS Working Papers. 2009. No 292.

стр. 75
для спасения национальных банков в условиях финансовой паники и паралича кредитной системы. На рекапитализацию девяти крупнейших банков было направлено 125 млрд. долл. (Citigroup получил 20 млрд, Bank of America - 45 млрд. долл.), 85 млрд. долл. выделено AIG (17 сентября 2008 г. ФРС предоставила ей двухлетний кредит под залог 80% акций) и 68 млрд. долл. - на поддержку региональных банков и сберегательных обществ, в число которых вошли как крупные региональные банки, так и мельчайшие, типа Saigon National (в нем восемь человек штатного персонала обслуживают мелкий бизнес выходцев из Вьетнама в Южной Калифорнии).

Осенью 2008 г. ФРС приступила к реализации двух комплексных программ: "Программы переучета коммерческих векселей" (The Commercial Paper Funding Facility, CPFF) и "Программы финансирования инвесторов рынка денег" (The Money Market Investor Funding Facility, MMIFF). В марте 2009 г. ФРС начала осуществлять еще одну программу для поддержания цен на активы, лежавшие в основе выданных кредитов и сложных структурированных финансовых продуктов (The Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF). В частности, была гарантирована доходность по старшим траншам облигаций ABS (asset-backed securities) с рейтингом не ниже "AAA", выпущенным под пакеты кредитов на покупку автомобилей, кредитных карт, образовательных кредитов и кредитов малому бизнесу, выданных в рамках правительственной программы SLA (Special Labor Association) по делам малого бизнеса США на общую сумму 200 млрд. долл. Финансирование указанных и иных программ осуществлялось за счет средств министерства финансов. Отражение в балансе ФРС данных операций привело к соответствующему изменению состава пассивных и активных статей8. Так, объем только двух статей - "кредитные аукционы" и "другие займы" - за вторую половину 2008 г. вырос почти на 600 млрд. долл.

25 сентября 2009 г. монетарные власти США заявили, что американская экономика начинает выходить из рецессии, поэтому правительство США может сэкономить до 1,25 трлн долл., предусмотренных в рамках ранее принятых антикризисных программ, и направить эти средства на поддержку американской экономики (в частности, на создание новых рабочих мест). В связи с этим ФРС, министерство финансов и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) приняли решение о сокращении финансирования и закрытии ряда антикризисных программ9.

Начиная с января 2009 г. ФРС приобрела у финансовых посредников ценные бумаги, обеспеченные закладными (mortgage-backed securities, MBS), почти на 694 млрд. долл. и планировала во втором квартале 2010 г. выделить на эти цели еще 556 млрд. долл., чтобы обеспечить дальнейшее снижение процентных ставок на рынке ипотечного кредитования. Покупка долга - самая значимая программа в арсенале ФРС. При этом приобретаемую задолженность она обменивала на 30-летние облигации министерства финансов.

ФРС выступила гарантом по долгам Freddie Mac, Fannie Mae, Ginnie Mae и другим спонсируемым правительством финансовым агентствам. За период с начала кризиса она выдала, израсходовала и гарантировала средств на 11,6 трлн долл. для

8 См. также: Stella P. The Federal Reserve System Balance Sheet: What Happened and Why it Matters // IMF Working Paper. 2009. No 120.

9 www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601068&sid=aJwZIBMSGsek.

стр. 76
поддержки национальных финансовых институтов и стимулирования совокупного спроса. Однако общие затраты были на 9,4% меньше, чем изначально планировалось (12,8 трлн долл.). Средства, выделенные на поддержку рынков краткосрочных заимствований корпораций и банков, реципиенты использовали для оплаты текущих расходов. Это позволило ФРС предотвратить возможное развитие кризиса неплатежей в реальном секторе экономики, о чем свидетельствует снижение потребности в средствах на оплату текущих расходов с 1,8 трлн долл. в январе 2009 г. до 1,2 трлн долл. в сентябре 2009 г.

24 сентября 2009 г. ФРС заявила, что решила сократить объем финансирования в рамках программы TSLF (The Term Securities Lending Facility, программа кредитования под ценные бумаги) с 75 млрд. до 50 млрд. долл., а программы TAF (Term Auction Facility, аукционы срочного финансирования; первоначальная сумма 375 млрд. долл.) - на 50 млрд. долл. Одновременно банки из 204,6 млрд. долл., предоставленных им в рамках программы TARP, вернули 164 млрд. долл. При этом 20 млрд. долл. возвратил Citigroup, по 25 млрд. долл. - JP Morgan Chase и Wells Fargo, 28 млрд. долл. - Bank of Marin Bancorp и 45 млрд. долл. (в декабре) - Bank of America10.

В результате структура валюты консолидированного баланса ФРС США была существенно скорректирована, практически восстановились докризисные пропорции активной части баланса. Так, на конец 2006 г. в активах консолидированного баланса федеральных резервных банков США преобладали (почти 90%) инвестиции в торговый портфель государственных ценных бумаг. На конец 2009 г. их доля составила более 82%, хотя в конце 2008 г. она не превышала 22%. Однако за внешним сходством скрывались существенные различия. В частности, такие статьи пассива консолидированного баланса ФРС, как депозиты юридических лиц и министерства финансов, составляют в настоящее время значительную долю ресурсной базы активных операций федеральных резервных банков США, в том числе инвестиций в торговый портфель государственных ценных бумаг (см. табл. 3).

Таблица 3

Консолидированный баланс федеральных резервных банков США (млн долл.)

Статьи консолидированного баланса

дек. 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Активы

1. Золотые сертификаты

11037

11037

11037

11037

2. Специальные права заимствования

2200

2200

2200

5200

3. Касса и приравненные к ней средства

801

1179

1688

2047

5. Займы депозитным институтам

67

48 636

193 874

117 434

6. Ценные бумаги, приобретенные ФРС по соглашениям прямого РЕПО с обязательством обратного выкупа (временная покупка)

40 750

46 500

80 000

0

7. Государственные ценные бумаги торгового портфеля

783 619

745 629

495 629

1 844 722

8. Кредиты, предоставленные на кредитных аукционах

5472

47 295

450 219

75 918

9. Другие займы

1262

4923

193 874

89 699

11. Прочие активы

28156

7730

837 383

91443

Активы, всего

873364

915 129

2265904

2 237500

10 Вперед в прошлое? // Национальный банковский журнал. 2010. N 3. С. 21.

стр. 77
Окончание таблицы 3

Статьи консолидированного баланса

дек. 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Пассивы

Обязательства

1. Банкноты ФРС в обращении

783 019

791 691

853 168

1 081 206

2. Ценные бумаги, проданные ФРС по соглашениям обратного РЕПО с банками (временная продажа)

29 615

43 985

88 352

70 450

3. Депозиты:

23 756

37 250

1 248 034

1 209 135

- юридических лиц;

18 699

20 767

860 000

1 025 271

- федерального казначейства;

4708

16 120

365 448

149 819

- прочие

349

363

22 586

34 045

4. Кредиторская задолженность

3813

1811

2471

2475

7. Прочие обязательства

2513

3492

31728

13 642

Обязательства, всего

842 716

878229

2223 752

2 185380

Капитал

1. Капитал оплаченный

15 324

18 450

21076

25 645

2. Добавочный капитал (с учетом накопленных убытков - 1849 млн. долл. на 31 дек. 2006 г.)

15 324

18 450

21076

26 475

Капитал, всего

30 648

36900

42 152

52 120

Пассивы, всего

873364

915 129

2265904

2 237500

Источники: www.federalreserve.gov/boarddocs/rptcongress/annual07/pdf/audits.pdf; www.federalreserve.gov/releases/h41/20090102; www.federalreserve.gov/releases/h41/20091231.

Банк Англии. До середины 2008 г., несмотря на начало финансового кризиса в США, Банк Англии проводил довольно умеренную ДКП. Более того, он предполагал постепенно перейти от операций кратко- и среднесрочного регулирования к операциям долгосрочного финансирования. Именно последние, по мнению председателя Банка Англии М. Кинга, должны были способствовать достижению целевых показателей роста цен (в рамках таргетирования инфляции) и одновременно минимизировать кредитные риски в банковском секторе страны. Поэтому в 2007 - первой половине 2008 г. валюта баланса Банка Англии увеличилась всего на 15,3%, в основном за счет приращения запасов резервных фондов (reserve balances) и увеличения предложения денег, прироста кратко- и долгосрочных кредитов банковскому сектору, предоставляемых в форме сделок РЕПО и совершаемых, как правило, в границах стерлинговой зоны (см. табл. 4).

Однако вскоре после банкротства банка Northern Rock такая ДКП была признана неэффективной. Для предотвращения сползания экономики страны в рецессию потребовались более действенные антикризисные меры, сочетавшие инструменты ДКП и фискального регулирования.

Осенью 2008 г. британский Минфин и Банк Англии выделили 500 млрд. ф. ст. в форме гарантий возврата долгов банков и на их рекапитализацию: 50 млрд. - на покупку привилегированных акций национальных банков (50% - крупных банков: RBS, Barclays, HBOS, Lloyds TSB, Abbey National, Nationwide Building Society, Standard Chartered и HSBC; 50% - остальных банков, зарегистрированных на территории Великобритании); 250 млрд. - в виде гарантий возврата долгов банков (правительство гарантировало погашение старших траншей и необеспеченных облигаций банков со сроком обращения до трех лет, выпущенных на рыночных условиях) и 200 млрд. - от Банка Англии для обмена неликвидных активов, в том числе инструментов, обеспе-

стр. 78
Таблица 4

Консолидированный баланс Банка Англии за 2006 - 2009 гг. (млн ф. ст.)

Статьи консолидированного баланса

дек. 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Эмиссионный департамент

Активы

1. Краткосрочные обязательства открытого рынка:

- обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО сроком до 7 дней

13 887,1

14 358,0

-

-

- обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО тонкой настройки (fine-tuning)

-

-

-

-

2. Долгосрочные обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО

14 900,0

13 500,0

9796,0

18 916,0

3. Кредиты Минфину для покрытия бюджетных расходов правительства

13 369,8

13 369,8

19 892,3

369,8

4. Облигации и другие ценные бумаги, приобретенные по рыночным ценам

-

-

4546,8

5438,7

5. Прочие активы

45,9

3 793,7

12 650,7

28 141,7

Баланс

42 202,9

45 021,5

46 885,8

52 866,2

Пассивы

1. Банкноты в обращении

42 202,9

45 021,5

46 885,8

52 866,2

Баланс

42 202,9

45 021,5

46 885,8

52 866,2

Банковский департамент

Активы

1. Кредиты

-

-

-

-

2. Краткосрочные обязательства открытого рынка:

- обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО до 7 дней

22 622,9

-

-

-

- обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО тонкой настройки (fine-tuning)

-

-

-

-

3. Долгосрочные обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО

-

10 000,0

160 308,0

5075,0

4. Облигации и другие ценные бумаги, приобретенные по рыночным ценам

7 803,5

7480,6

7471,8

7740,8

5. Банкноты Банка Англии

-

-

-

-

6. Прочие активы

13 009,6

43 532,8

36 475,6

200 153,3

Баланс

43 436,0

61 013,4

204 255,4

212 969,1

Пассивы

1. Резервы

20 132,2

25 767,7

48 628,1

144 025,6

2. Депозиты и остатки средств на счетах

-

-

-

-

3. Краткосрочные обязательства открытого рынка:

- обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО тонкой настройки

-

-

80 854,7

-

4. Ценные бумаги в иностранной валюте

4759,1

4726,7

5814,1

3810,0

5. Обязательные резервы по привлеченным средствам

2568,2

2936,0

2433,3

2599,3

6. Прочие пассивы

15 976,5

27 583,1

66 525,2

62 534,3

Баланс

43 436,0

61 013,4

204 255,4

212 969,1

Консолидированный баланс

85 593,0

102 241,2

251 141,2

237 693,6

Источники: www.bankofengland.co.uk/publications/bankreturn/2008/index.htm; www.bankofengland.co.uk/publications/bankreturn/2009/index.htm.

стр. 79
ченных ипотекой, на облигации Минфина (см. статью "долгосрочные обязательства стерлинговой зоны по сделкам РЕПО"). В результате за последние пять месяцев 2008 г. валюта консолидированного баланса Банка Англии увеличилась почти в 2,7 раза, примерно до 251 млрд. ф. ст. В итоге совокупный (государственный и частный) долг Великобритании резко вырос - с 224% ВВП в 1990 г. до 466% ВВП в 209 г.11

Дальнейший рост напряженности в финансовой сфере и резкий спад экономической активности в стране побудили Банк Англии 5 марта 2009 г. приступить к реализации программы покупки активов (Assets Purchase Programme, APP), выделив на эти цели 75 млрд. ф. ст. за счет увеличения своих резервов. Комитет монетарной политики 7 мая, 6 августа и 5 ноября 2009 г. предложил увеличить размер АРР соответственно еще на 50, 50 и 25 млрд. ф. ст., доведя общую сумму резервов Банка Англии до 144 млрд. ф. ст. (более 60% валюты консолидированного баланса). Эти средства были предназначены для приобретения у коммерческих банков государственных облигаций (gilts, со сроками обращения от 3 - 10, 10 - 25 и свыше 25 лет), коммерческих ценных бумаг (commercial paper) и корпоративных облигаций (corporate bonds), корреспондирующих в балансе Банка Англии со статьей "прочие активы" Банковского департамента12.

ЕЦБ. Анализ балансовых счетов ЦБ еврозоны показывает, что в условиях финансового кризиса (пик - вторая половина 2008 г.) они принципиально изменились. В первую очередь с учетом кризиса ликвидности резко возросли требования к резидентам еврозоны, номинированные в иностранной валюте (рост в 5,5 раза за вторую половину 2008 г.), и долгосрочные операции рефинансирования (в 2,3 раза; на конец 2009 г. они составили более 36% совокупной валюты балансов всех ЦБ зоны евро). При этом основными источниками ресурсной базы ЦБ стали: средства резидентов ЕС, но не зоны евро (рост в 6,3 раза); средства правительств (в 2,5 раза); средства банков стран, входящих в еврозону (в 1,2 раза). В результате к концу 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) валюта консолидированного баланса ЦБ еврозоны выросла более чем на 35%. В целом расширение балансовых счетов было не таким масштабным13, как у ФРС США или Банка Англии. Но для ЦБ, стратегической целью деятельности которых выступает обеспечение ценовой стабильности, такой рост валюты баланса был значительным.

В первую очередь рост валюты баланса сказался на увеличении совокупного (государственного и частного) долга всех государств зоны евро, особенно стран группы PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), что побудило ЕЦБ в экстренном порядке начать скупку их государственных облигаций14. При этом монетарные власти не принимают в расчет даже то обстоятельство, что кредиторская задолженность этих стран и так критична15. Более того, в ближай-

11 Зотин А. Великий делеверидж // Финанс. 2010. N 10. С. 37.

12 www.bankofengland.co.uk/publications/news/2009/019.htm.

13 См.: Structural Indicators for the EU Banking sector. Jan. 2010. www.ecb.int.

14 РБК daily. 2010. 17 мая.

15 Согласно отчету BIS, по итогам 2009 г. общая задолженность стран группы PIIGS составляла около 4 трлн долл., из них банкам Германии и Франции - 1,6 трлн, а банкам Великобритании - 0,42 трлн долл. (подробнее см.: Чайка Ф. Евролотерея для спекулянтов // Финанс. 2010. N 17. С. 55).

стр. 80
шее время она начнет заметно возрастать, что приведет к резкому росту затрат на ее обслуживание. Только в 2010 г. Испания должна будет выплатить кредиторам 76 млрд. евро, Италия - 251 млрд, Португалия - 17 млрд, Ирландия - 9 млрд. евро16. Греция в настоящее время вообще неплатежеспособна. Для ее спасения ЕС и МВФ решили выделить льготные кредиты на сумму 110 млрд. евро в течение трех лет, в том числе 30 млрд. евро предоставит МВФ, 22,5 млрд. - Германия, 17 млрд. - Франция, 10 млрд. евро - Испания и т. д.17

Бундесбанк. Принципиальные изменения хорошо видны на примере валюты баланса Государственного банка Германии, который в системе ЦБ еврозоны играет ведущую роль. Так, на долю Бундесбанка в декабре 2009 г. приходилось: более 30% совокупного баланса всех ЦБ зоны евро (включая ЕЦБ); более 30% всего объема краткосрочного кредитования ЦБ и коммерческих банков еврозоны; примерно 25% объема банкнот, выпущенных ЦБ в обращение18 (см. табл. 5).

Таблица 5

Совокупный финансовый баланс центральных банков еврозоны и Бундесбанка, 2007 - 2009 гг. (млрд евро)

Статьи баланса

Центральные банки еврозоны*

Бундесбанк

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Активы

1. Монетарное золото и приравненные к нему ценности

201,5

219,7

238,1

52,8

68,2

83,9

2. Требования к резидентам не еврозоны, номинированные в иностранной валюте

135,2

149,7

191,9

32,0

31,0

41,6

3. Требования к резидентам еврозоны, номинированные в иностранной валюте

41,9

229,5

31,7

-

63,3

4,4

4. Требования к резидентам не еврозоны, номинированные в евро

13,8

9,2

15,7

0,3

0,3

0,3

5. Кредиты в евро, предоставленные финансовым институтам еврозоны, согласно утвержденной монетарной политике:

637,2

843,2

728,6

243,4

277,7

223,6

- основные операции рефинансирования

368,6

224,4

59,2

136,2

75,3

53,6

- долгосрочные операции рефинансирования

268,5

616,9

669,3

107,0

201,6

170,0

6. Другие требования в евро к финансовым институтам еврозоны

23,9

58,4

25,8

3,2

22,0

7,1

7. Ценные бумаги резидентов еврозоны, номинированные в евро

96,0

121,3

329,5

-

-

13,2

8. Требования к правительству, номинированные в евро

37,1

37,5

36,2

4,4

4,4

4,4

9. Другие активы

324,6

375,0

254,9

37,3

146,0

209,6

Итого активы

1511,2

2043,5

1852,5

373,5

612,9

588,2

16 Кокшаров А., Сумленный С. Союз для хорошей погоды // Эксперт. 2010. N 19. С. 22 - 23.

17 Там же. С. 21.

18 Weber A.A. 50 Jahre Deutsche Bundesbank: Garant fur Stabilitat in bewegten Zeiten // Bank 7 (Koln). 2007. No 10. S. 9 - 14.

стр. 81
Окончание таблицы 5

Статьи баланса

Центральные банки еврозоны*

Бундесбанк

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Обязательства и капитал

1. Банкноты в обращении

676,7

765,4

807,2

171,9

206,6

201,3

2. Обязательства в евро перед финансовыми институтами еврозоны, согласно утвержденной монетарной политике:

379,2

455,8

368,7

39,8

166,9

112,2

- остатки на корсчетах (включая минимальные резервные требования)

267,3

225,9

204,6

39,6

100,7

76,7

- остатки на депозитных счетах

110,4

229,8

164,1

0,3

66,3

35,5

3. Другие обязательства перед финансовыми институтами зоны евро, номинированные в евро

1,4

0,2

-

-

-

-

4. Обязательства перед другими резидентами (правительство и др.) еврозоны, номинированные в евро

46,2

116,1

133,8

0,4

1,1

10,4

5. Обязательства перед резидентами не еврозоны, номинированные в евро

45,1

286,0

46,5

3,8

9,2

9,1

6. Обязательства перед резидентами не еврозоны, номинированные в иностранной валюте

15,6

10,2

9,6

2,3

2,5

-

7. Депозиты МВФ, номинированные в СДР

5,3

5,4

50,9

1,4

1,3

13,1

8. Другие обязательства

124,4

161,2

166,6

12,4

16,9

13,5

9. Выпуск евробанкнот в пределах прав, закрепленных ЕЦБ за Бундесбанком

-

-

-

91,6

121,8

146,8

10. Переоценка валюты

147,4

168,7

192,3

44,9

63,1

76,8

11. Капитал и резервы

68,9

71,7

73,0

5,0

5,0

5,0

Итого пассивы

1511,2

2043,5

1852,5

373,5

612,9

588,2

* В данном случае речь идет о консолидированном балансе ЕЦБ и 16 центральных банков зоны евро.

Источники: www.bundesbank.de/download/volkswirtschaft/onatsberichte/2010/201001mb_en.pdf; www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201001en.pdf.

В отличие от монетарных властей США и Великобритании германские власти сразу стали решительно проводить антикризисные меры. В середине 2008 г. первую помощь запросил ипотечный банк HypoRealEstate Group (HRE), чьи убытки на конец сентября составили около 50 млрд. евро. В сентябре 2008 г. Минфин выделил банку гарантии на сумму 26,5 млрд. евро, под которые он смог получить стабилизационный кредит в Бундесбанке на сумму 20 млрд. евро для покрытия убытков.

Ровно через неделю после оказания помощи HRE в Германии были расширены гарантии вкладчикам немецких банков. Министерство финансов ФРГ заявило, что суммарный объем гарантий по вкладам в немецких банках, компенсируемым правительством страны, увеличен до 1 трлн евро. Теперь гарантии покрывают 100% текущих и депозитных вкладов граждан, или примерно 83% всех имеющихся в стране.

В условиях финансового кризиса Бундесбанк и Бундестаг приняли активные меры по расширению доступа к банковской ликвидности предприятий реального сектора экономики. В общей сложности на эти цели (5 ноября 2008 г. и 13 января 2009 г.) было выделено 82 млрд. евро: на

стр. 82
кредитование малых и средних предприятий под гарантии Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW); на компенсацию налоговых льгот при продаже автомобилей с экологически чистыми двигателями; на восстановление потенциала домашних хозяйств; на финансирование инфраструктурных проектов и увеличение периода выплаты пособий по безработице до шести месяцев. Одновременно в декабре 2009 г. был создан стабилизационный фонд в размере 480 млрд. евро (почти два годовых бюджета страны) для финансирования бизнеса: 65% средств поступит из федерального бюджета и 35% - из бюджетов отдельных земель19.

Банк Японии. Японский центральный банк всегда стимулировал кредитование национальных хозяйствующих субъектов. Именно его кредиты частным финансовым институтам (в первую очередь городским банкам) и правительству (за счет покупки правительственных облигаций) выступали источником финансирования кредитной экспансии. При этом кредиты Банка Японии частным банкам, предоставленные непосредственно и опосредованно (через правительство страны), использовались как обычный способ снабжения национальных финансовых институтов дешевой ликвидностью, более привлекательный, чем депозиты населения. Одновременно Банк Японии поддерживал на крайне низком уровне базовые процентные ставки. В результате в процессе кредитной экспансии процентные доходы японских банков не увеличивались. Более того, национальное регулирование предусматривало, что процентные доходы по корпоративным ценным бумагам в инвестиционных портфелях банков (часто формируемых принудительно) выплачиваются по ставкам ниже рыночных. Национальные особенности банковского дела в Японии обусловили более высокую долю кредитов частному сектору в совокупных активах Банка Японии, чем в ЦБ других развитых стран.

В условиях финансового кризиса японское правительство и Банк Японии приняли пакет антикризисных мер, направленных на поддержку финансового сектора, системообразующих компаний (СК), малых и средних предприятий (МСП) реального сектора национальной экономики. Поддержка финансового сектора была направлена на стабилизацию ситуации на рынке корпоративных облигаций и векселей, увеличение кредитования предприятий реального сектора на уровне ключевой процентной ставки 0,1% под залог корпоративных облигаций и векселей. Помимо Банка Японии финансовые антикризисные меры опосредованно осуществлялись и через политические финансовые институты - Японскую финансовую корпорацию, Японский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, Центральный банк промышленных и торговых кооперативов и Ассоциацию доверительного страхования. СК и МСП получили доступ к низкопроцентным кредитам.

Например, на 30 июня 2009 г. Японский банк развития оказал финансовую поддержку более 500 СК, включая компании Japan Airlines и Nissan, на сумму свыше 2 трлн иен, а Японская финансовая корпорация и Центральный банк промышленных и торговых кооперативов предоставили МСП низкопроцентные кредиты на сумму около 3,5 трлн иен.

19 www.banque-france.fr/gb/publications/telechar/rapport/AR2008.pdf; Кокшаров А., Сумленный С. Указ. соч. С. 24.

стр. 83
Основным механизмом господдержки МСП Японии стала "система экстренного страхования кредитов", в рамках которой правительство в лице Ассоциации доверительного страхования предоставляло гарантии частным финансовым институтам в размере 100% от суммы выданного кредита (до кризиса размер гарантии составлял только 20%). Благодаря этой антикризисной мере японскому правительству удалось спасти от возможного банкротства примерно 80% (около 3,4 млн) МСП страны.

В период кризиса ликвидности (с ноября 2008 по март 2009 г.) Банк Японии действовал решительно, но очень осторожно, увеличив валюту своего баланса всего на 2584 млрд. иен (26 млрд. долл.), в основном за счет наращивания кредитов банковскому сектору для покрытия убытков по корпоративным кредитам. После преодоления дефицита ликвидности политика Банка Японии резко изменилась. Благодаря стерилизации избыточной ликвидности валюта баланса Банка Японии уменьшилась за восемь месяцев (с апреля по ноябрь 2009 г.) на 8382 млрд. иен (85 млрд. долл.). В этих целях Банк Японии инвестировал в государственные ценные бумаги; сократил объем переучетных операций и инвестиций в иностранные активы; ограничил кредитование банковского сектора. В результате всех этих нетрадиционных мер государственный долг Японии вырос до 197% ВВП20 (см. табл. 6).

Таблица 6

Баланс Банка Японии, 2006 - 2009 гг. (млн иен)

Статьи баланса

март 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Активы

1. Золото

441 253

441 253

441 253

441 253

2. Касса

219 708

136 735

180 199

247 265

3. Переучет векселей

5 189 764

3 513 361

14 097 637

9 760 207

4. Инвестиции в государственные ценные бумаги:

93 273 126

70 461 292

63125 581

71990 023

4.1. Государственные облигации

48 153 176

41340 497

48 239 022

4.2. Финансовые и казначейские векселя

22 308115

21 785 084

23 751 002

5. Активы под управлением (акции как часть имущества под управлением)

1996 962

1519 420

1 269 785

1 335 387

6. Инвестиции в коммерческие ценные бумаги

н. д.

н. д.

н. д.

206 479

7. Вложения в корпоративные облигации

н. д.

н. д.

н. д.

204 717

6. Кредиты (за исключением кредитов Корпорации страхования депозитов)

37 844 400

29 340 400

25 770 900

32 504 100

7. Активы, номинированные в иностранной валюте

4 997 550

5 350 820

17 287 025

5 477 968

8. Депозиты, резервируемые в агентствах

92 454

28 065

152

152

9. Прочие активы

807 720

593106

598 322

572 599

Итого активы

144 862 939

111284 451

122 770 853

122 533 672

20 Зотин А. Указ. соч. С. 36. За истекший 31 марта 2010 г. финансовый год госдолг Японии достиг 9,6 трлн долл., или 225% ВВП, что в сочетании с быстрым старением населения и медленными темпами экономического роста может стать главной проблемой страны на ближайшие десятилетия (см.: Эксперт. 2010. N 19. С. 6).

стр. 84
Окончание таблицы 6

Статьи баланса

март 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Пассивы

1. Банкноты

74 978 125

81 277 787

81478 340

80 954 255

2. Текущие депозиты

31414 192

10 123 357

15192 336

20 337 018

3. Прочие депозиты

212 686

26 791

11822 490

75 888

4. Депозиты Правительства Японии

6 569 352

2 872 883

3 509 361

2 584 154

5. Сделки РЕПО

24 357 722

10 475 493

4 054 283

11905 923

6. Прочие обязательства

1 561 576

700 759

872 430

787 622

7. Резервы

3120 815

3 224 356

3 226 550

3 228 706

8. Уставный капитал

100

100

100

100

9. Резервные фонды (обязательный и специальный)

2 861057

2 582 926

2 614 963

2 660 007

Итого пассивы

144 862 939

111284 451

122 770 853

122 533 672

Источники: www.boj.or.jp/en/type/release/teiki/kaikei/zaimu/zai0605a.htm; www.boj.or.jp/en/type/stat/boj_stat/ac07/ac091231.htm.

Народный Банк Китая. В ноябре 2008 г. правительство КНР утвердило пакет антикризисных мер по стимулированию экономического роста и занятости. Все десять направлений в составе этого пакета предложено осуществлять за счет расширительной ДКП и бюджетной политики на общую сумму 4 трлн юаней (586 млрд. долл.21). Это привело к существенному изменению размера и структуры валюты баланса НБК, о чем свидетельствуют такие статьи его активов, как "требования к центральному правительству", "требования к финансовым институтам" и "требования к институтам, принимающим депозиты", суммарно составившие 15% всех активов НБК (см. табл. 7).

Отметим, что в условиях падения внешнего спроса и продолжения политики наращивания официальных резервов долгосрочные последствия антикризисных мер китайского правительства по нескольким причинам могут оказаться обратными планируемым.

Во-первых, колоссальный объем выданных кредитов со стороны государственных и квазигосударственных китайских банков приведет к росту плохих долгов, и тогда под угрозой окажется банковский сектор страны. А так как он служит основным механизмом трансформации сбережений в инвестиции, его крах обернется крахом всей китайской экономики.

Во-вторых, китайскому руководству необходимо пересмотреть свою экономическую парадигму, отойти от упорной поддержки своих экспортеров, ориентирующихся в первую очередь на давальческое сырье, и заняться стимулированием внутреннего спроса за счет средств региональной банковской системы страны.

В-третьих, Китаю нужно отказаться от дальнейшего наращивания золотовалютных резервов и обеспечить развитие своего финансового рынка за счет либерализации системы процентных ставок по кредитам и депозитам, постепенного снятия капитальных ограничений, лимитирующих инвестиции в иностранные неденежные активы, и реформирования политики обменного курса юаня.

21 Власти КНР официально сообщили, что из этой суммы 1,18 млрд. юаней будет выделено из госбюджета, а остальные средства поступят от местных правительств и китайских банков.

стр. 85
Таблица 7

Баланс Народного банка Китая (млрд юаней)

Статьи баланса

дек. 2006

дек. 2007

дек. 2008

дек. 2009

Активы

1. Золотовалютные резервы

8577,3

12 482,5

16 254,4

18 533,3

- иностранная валюта

8436,1

11 516,9

14 962,4

17 515,5

- монетарное золото

33,7

33,7

33,7

67,0

- другие иностранные активы

107,5

931,9

1 258,2

950,9

2. Требования к правительству,

285,6

1631,8

1619,6

1566,2

в том числе центральному

285,6

1631,8

1619,6

1566,2

3. Требования к институтам, принимающим депозиты

651,7

786,3

843,3

716,2

4. Требования к финансовым институтам

2195,0

1297,2

1185,3

1153,0

5. Требования к нефинансовым институтам

6,6

6,4

4,4

4,4

6. Прочие активы

1141,3

709,8

802,7

779,9

Активы, всего

12 857,5

16 914,0

20 709,6

22 753,0

Обязательства и капитал

1. Денежная база,

7775,8

10 154,5

12 922,2

14 398,5

в том числе деньги, выпущенные в обращение

2913,9

3297,2

3 711,6

4 155,6

2. Средства финансовых институтов

4845,9

6841,6

9210,7

10 242,9

- средства финансовых институтов, привлекающих депозиты

4822,4

6809,5

9189,5

10 228,1

- средства других финансовых институтов

23,5

32,1

21,2

14,9

3. Средства финансовых институтов, исключая резервные деньги

16,0

15,8

59,1

62,5

4. Выпуск облигаций

2974,1

3446,9

4578,0

4206,4

5. Иностранные обязательства

92,6

94,7

73,3

76,2

6. Средства правительства

1021,1

1712,1

1696,4

2122,6

7. Собственный капитал

22,0

22,0

22,0

22,0

8. Прочие обязательства

972,0

1483,7

1358,6

1864,9

Пассивы, всего

12 857,5

16 914,0

20 709,6

22 753,0

Источник: www.pbc.gov.cn.

Анализ балансовых счетов ЦБ ряда ведущих стран показал, что при приоритете ценовой стабильности им придется ограничить рост кредита и цен на активы. Напротив, при приоритете экономического развития ЦБ могут попасть в ловушку ликвидности, что заставит их прибегнуть к дорогостоящему фискальному вмешательству во избежание снижения темпов экономического роста. В настоящее время политика центральных банков, которая размыла привычные рамки предоставления ликвидности и использования инструментов монетарной политики, стала противоречить их прежней роли.

* * *

Для преодоления последствий глобального финансового кризиса ЦБ многих стран были вынуждены искать новые инструменты контрциклической ДКП, режим которой зависел бы от социально-

стр. 86
экономического потенциала страны и соответствовал уровню развития ее финансового рынка. Чтобы купировать финансовый кризис, ЦБ большинства стран совместно с национальными правительствами в экстренном порядке разработали и реализовали нетрадиционные меры ДКП, в рамках которых они стали выполнять (вместо рынков денег и капиталов) функцию размещения финансовых ресурсов.

В условиях, когда краткосрочные процентные ставки практически не воздействуют на экономическую активность частного сектора и домашних хозяйств, ЦБ перешли к "политике балансовых счетов", разделив с национальными правительствами ответственность за проведение ДКП. Аккумулируя на своих счетах и депозитах средства правительства и усиливая зависимость частного сектора от государственной поддержки, ЦБ принимают на себя чрезмерные финансовые риски. При этом, с одной стороны, они теряют часть своей независимости (финансовой и операционной), а с другой - оказываются в центре потенциально серьезных конфликтов, в том числе между налогоплательщиками и собственниками финансовых институтов.

Изменения структуры балансовых счетов ЦБ, трансформированных в часть общего баланса общественного сектора, реализация кредитных и количественных послаблений (для сокращения спредов по отдельным финансовым операциям) в основном через прямые и нестерилизованные закупки государственных ценных бумаг (в отдельных странах перечень покупаемых ЦБ обязательств был довольно широким), а также валютные операции (инъекции иностранной валюты на внутреннем рынке, в том числе за счет валютных свопов между ЦБ) дали о себе знать уже в первой половине 2010 г. В частности, ухудшение положения периферийных экономик (стран PIIGS) еврозоны вызвало падение курса евро. При этом одни эксперты (Ф. Егер, профессор швейцарского университета Санкт-Галлена) прогнозируют крах европейской валюты, если власти еврозоны не исключат из нее Грецию22, а другие (А. Дворкович, помощник президента РФ) уверены, что европейская экономика справится со своими проблемами и общеевропейская валюта выживет23.

Не будем вступать в дискуссию, ибо это тема самостоятельного исследования. Ясно одно: продолжительное использование нерыночных инструментов и рост государственной задолженности могут привести к тому, что ситуация в Европе будет длительное время напоминать о стагнации японской экономики и судьбе ее национальной валюты в конце 1980-х годов. Чтобы этого не случилось, страны зоны евро должны, по мнению главы ЕЦБ Ж.-К. Трише, вовремя абсорбировать государственный долг через инструменты (процентные депозиты) банковской системы и сократить непроизводительные бюджетные расходы24.

22 Кокшаров А., Сумленный С. Указ. соч. С. 26.

23 Российские власти верят в светлое будущее евро, www.top.rbc.ru/economics/20/05/2010/409286.shtml.

24 В Европе нужно менять практически все // РБК daily. 2010. 17 мая.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ-ПОЛИТИКА-ЦЕНТРАЛЬНЫХ-БАНКОВ-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛЬНОГО-ФИНАНСОВОГО-КРИЗИСА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Elena CheremushkinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ-ПОЛИТИКА-ЦЕНТРАЛЬНЫХ-БАНКОВ-В-УСЛОВИЯХ-ГЛОБАЛЬНОГО-ФИНАНСОВОГО-КРИЗИСА (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА:

С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Elena Cheremushkina
Актобэ, Kazakhstan
1675 views rating
17.09.2015 (2144 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones