Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-15235
Author(s) of the publication: Е. Ю. КОПОТИЛОВА, Н. Б. ЛЕВИНА

share the publication with friends & colleagues

Одной из своеобразных форм выражения творческой активности масс после Октябрьской революции явилась деятельность огромного количества добровольных объединений. Многие возникшие в 1960 - 1980-е годы общества - книголюбов, охраны памятников, трезвости и др. - уходят корнями в 20-е годы. Изучение добровольных обществ первого советского десятилетия позволяет раскрыть еще одну сторону противоречивого и сложного процесса становления социалистической демократии, наполнить схему развития нашего государства именами людей, а также событиями, отражающими жизнь самых различных слоев населения. История ленинградских добровольных обществ 20-х годов представляется особенно интересной потому, что этот город, перестав быть столицей страны, не утратил ведущего положения в ее политической, экономической и культурной жизни, и это нашло отражение в деятельности многообразных, нередко самодеятельных, объединений.

Накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось около 500 различных обществ, не считая религиозных общин и братств, благотворительных организаций при церквах, потребительских объединений. Добровольные объединения ученых, деятелей искусства, просветительные организации способствовали развитию науки и культуры в России, процессу консолидации сил интеллигенции. Велико было значение Русского географического и Русского минералогического обществ, Общества горных инженеров (члены которого, в частности, составили детальную геологическую карту Донбасса), Заметную роль в развитии электроэнергетики сыграли Русское техническое и Русское электрическое общества, Общество инженеров- электриков1 .

Многие добровольные объединения, например, общество "Мир искусства", Санкт-Петербургское общество художников, Русское театральное общество, стремились не только к распространению знаний в области искусства, но и ставили своей целью оказание материальной помощи своим членам. На средства Русского театрального общества еще до революции были построены Дом для престарелых работников театра и Дом для детей артистов. Просветительные добровольные организации нередко использовались большевиками для пропаганды идей марксизма легальным путем. Такой характер носила деятельность общества "Наука", где в 1907 - 1910 гг. сотрудничали В. Д. Бонч-Бруевич и П. Ф. Куделли, а также Сампсониевского общества образования в 1910 - 1914 годах. Плодотворной была работа медицинских и благотворительных организаций, среди которых выделялся Всероссийский Красный Крест.

Однако подавляющее большинство официально зарегистрированных добровольных обществ не были массовыми ни по количеству членов, ни по их социальной принадлежности. Русское астрономическое общество с начала своей деятельности в 1893 г. исключило из устава пункт о проведении лекций и выставок для широкой аудитории. Устав Русского технического общества, вступление в которое не ограничивалось никакими цензами, предусматривал весьма существенные вступительные взносы, что делало его практически недоступным рабочим-умельцам. А в


1 Весь Петроград на 1916 год. Пг. 1916, стб. 825 - 974; Левит Г. О. История энергетических обществ СССР. М. 1957; Филиппов Н. Г. Научно- технические общества России (1866 - 1917 гг.). М. 1975, с. 61; Очерки истории организации науки в Ленинграде, 1703 - 1977 гг. Л. 1980, с. 110.

стр. 179


некоторых обществах, например, в футбольном клубе "Коломяги", организаторы призывали ограничиться "определенным классом спортсменов" и заботиться о том, чтобы клубная семья "избежала притока нежелательных элементов"2 . В общем, несмотря на многообразие, многочисленность и плодотворпую деятельность, добровольные общества дореволюционного Петрограда не имели истинно демократического лица.

Советское государство, партия большевиков с первых дней после победы Октябрьской революции поставили задачу вовлечения добровольных обществ в процесс социалистического строительства. Уже в начале ноября 1917 г. Народный комиссариат по просвещению обратился к Союзу деятелей искусства, весьма представительной организации художественной интеллигенции, возникшей в марте 1917 г., с предложением совместными усилиями создать Совет по охране памятников искусства и старины3 . Большое внимание к деятельности добровольных обществ проявил В. И. Ленин. Еще в конце октября - начале ноября 1917 г. он беседовал с председателем сельско-технического отдела Русского технического общества П. А. Козьминым о судьбах общества и настроении интеллигенции4 . А в начале 1918 г. Главное управление научных учреждений при Наркомпросе предоставило денежные ссуды Русскому техническому и Физико-техническому обществам, Русскому обществу любителей мироведения.

В числе обществ, продолживших свою деятельность в Петрограде практически сразу же после Октября, были Русское астрономическое общество, Научное общество архитекторов, Русское археологическое общество, Русское библиологическое общество, Научное общество детских врачей, Русское географическое общество, Русское историческое общество, Общество им. А. И. Куинджи, "Мир искусства", Русское общество любителей мироведения, Общество страховых знаний, Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, Русское техническое общество, Общество поощрения художеств, Энтомологическое общество. Несмотря на разруху, в Петрограде в годы гражданской войны образовалось несколько новых объединений: Общество изучения истории освободительного и революционного движения в России, Научное общество марксистов, Общество охраны материнства и младенчества, Общество радиоинженеров, Вольная философская ассоциация5 .

Деятельность многих добровольных объединений Петрограда, как вновь созданных, так и продолжавших после революции свою работу, была весьма полезной для молодого Советского государства. С 1919 г. Общество поощрения художеств регулярно проводило лекции по вопросам истории искусства. 13 апреля того же года с участием 10 художественных организаций, г. том числе "Мира искусства" и Общины художников. Товарищества независимых, Союза скульпторов-художников и др., была открыта художественная выставка. На заседаниях Минералогического общества выступали с докладами В. И. Вернадский, Д. В. Наливкин, В. А. Обручев и др. В марте 1920 г. Совет Географического общества постановил организовать чтение публичных лекций "в целях привлечения внимания общественности к географии и Географическому обществу"6 .


2 Устав Санкт-Петербургского общества художников. СПб. 1890, с. 1 - 2; Устав общества "Мир искусства". Пг. 1914, с. 3; Записки РТО, СПб., 1868, вып. 9 - 10, с. 1 - 48, прил. Список членов РТО; Яблочкина А. А. 75 лет в театре. М. 1960, с. 345; Филиппов Н. Г. Ук. соч., с. 30; Ленинград. Путеводитель. Т. II. Л. 1933, с. 212, 271; Луцкий В. К. История астрономических общественных организаций в СССР (1888 - 1941 гг.). М. 1982, с. 37, 38; 70 футбольных лет. Футбол в Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Л. 1970, с. 8.

3 Ильина Г. И. Культурное строительство в Петрограде, октябрь 1917 - 1920 г. Л. 1982, с. 29 - 36.

4 Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 5, с. 4; Культурная жизнь СССР, 1917 - 1927 гг. М. 1975, с. 18.

5 Щиглик А. И. Добровольные общества в переходный период от капитализма к социализму. В кн.: Вопросы истории и теории общественных организаций. М. 1971, с. 224; Луцкий В. К. Ук. соч., с. 94; Клушин В. И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Л. 1971, с. 25, 89 - 90; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 151, оп. 2, д. 39, л. 2; Научно-технические общества СССР. М. 1968, с. 157.

6 Столпянский П. Н. Старый Петербург и Общество поощрения художеств. Л. 1928, с. 78; Ильина Г. И. Ук. соч., с. 195; Соловьев С. П. Всесоюзное мине-

стр. 180


Наличие значительного количества добровольных объединений, как в Петрограде, так и во всей стране, требовало внимательного отношения к ним со стороны государства и прежде всего разработки юридических норм их деятельности. В декрете СНК РСФСР от 25 августа 1921 г. "О мерах поднятия уровня научно-технических знаний в стране и улучшения условий жизни научно-технических работников РСФСР" особо подчеркивалась необходимость "поощрять создание научно-технических обществ". 12 июля 1922 г. Президиум ВЦИК принял постановление "О порядке созыва съездов Всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций", а 3 августа того же года ВЦИК и СНК РСФСР - постановление "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора над ними". Оказывать поддержку и проявлять внимательное отношение к "каждой группе,.. обнаруживающей хотя бы малейшее искреннее желание действительно помочь рабочему классу и крестьянству в деле восстановления хозяйства, поднятия культурного уровня населения и т. д." призывали резолюции XII конференции РКП(б). На протяжении 20-х годов практическая работа по правовому регулированию положения добровольных объединений продолжалась7 .

В первой половине 20-х годов в Петрограде начинают возникать массовые добровольные общества, не имевшие аналогов в истории дореволюционной России. В апреле 1924 г. создается ленинградское отделение общества "Долой неграмотность". Уже в конце 1925 г. оно объединяет около 70 тыс. человек, а в середине 1926 г. - 113 тыс. человек. Общество было одним из самых активных в городе, и не случайно в постановлении бюро Ленинградского губкома РКП(б) от 24 марта 1925 г. "По поводу массовых организаций" подчеркивалась настоятельная необходимость всячески развивать и поддерживать его деятельность. 238 тыс. членов к середине 1926 г. насчитывало в своих рядах ленинградское общество "Друг детей", возникшее в феврале 1925 г. на базе слияния рабочих патронатов, осуществлявших надзор за сиротами по типу "Красного молота" в Выборгском районе города, студенческого общества "Друг детей", ячеек помощи диспансерам, ячеек содействия Нарздраву. В ленинградской организации МОПР и Обществе культурной смычки с деревней в 1926 г. состояли соответственно 368 тыс. и 354 тыс. человек8 . К концу 20-х годов в Ленинграде появились Общество по борьбе с алкоголизмом, ленинградское отделение Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР, Общество друзей радио, Осоавиахим.

В 20-е годы поощрялось воссоздание и образование практически любых добровольных объединений, даже самых малочисленных, подчас весьма специфических по характеру. В условиях Советского государства предполагалось удовлетворение всего спектра интересов граждан, если они не входили в противоречие с общими тенденциями развития страны. Возвращение к мирной жизни после окончания гражданской войны заставило людей вспомнить о забытых интересах и увлечениях, о важности единения сил общественности в научной и культурной областях, о возможности и необходимости оказывать друг другу помощь. В те годы в Ленинграде возродилась деятельность таких дореволюционных организаций, как Русское ботаническое, Российское ветеринарное, Лесное, Микробиологическое, Философское, Русское физико-химическое общества, общества естествоиспытателей, натуралистов, любителей древней письменности и искусства.

Подъем научного творчества, характерный для 20-х годов, повлек за собой создание обществ социальной и экспериментальной гигиены, изучения итальянской


ралогическое общество и его роль в развитии геологических наук. Л. 1967, с. 116 - 117 - Географическое общество за 125 лет. Л. 1970, с. 332.

7 СУ РСФСР, 1921, N 62, ст. 452; 1922, N 40, ст. 477; N 49, ст. 622, 623; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9- е. Т. 2, с. 394; Щиглик А. И. Ук. соч., с. 200 - 215; Коржихина Т. П. Законодательные источники по истории общественных организаций (1917 - 1936 гг.). В сб.: Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XVIII. Л. 1987.

8 Общество "Долой неграмотность" и ликвидация неграмотности в г. Ленинграде и Ленинградской губернии к 1926 г. Л. 1926, с. 7; Ленинградский партийный архив (ЛПА), ф. 16, оп. 1, д. 153, л. 36; оп. 10, д. 10251, лл. 1, 41; д. 9985 лл. 8, 9.

стр. 181


культуры, ревнителей математического образования, "Обновление Земли", обществ психофизического метода и его практического применения в науке и искусстве, исследователей украинской истории, литературы и языка, исследователей культуры финно-угорских народностей, изучения художественной словесности, Некрасовского общества9 .

Многие из этих объединений ставили перед собой узкие и конкретные цели, осуществление которых требовало специальной научной подготовки. Так, общество любителей древней письменности и искусства под председательством С. Ф. Платонова занималось воспроизведением "славяно-русских рукописей, замечательных в литературном, художественном или бытовом отношении в виде факсимиле", а также перепечаткой книг XVI - XIX вв., "сделавшихся научной редкостью". Общество изучения итальянской культуры стремилось объединить "лиц, интересующихся Италией, ее искусством, культурой, населением и общественно-экономической жизнью". Среди его членов были, в основном, преподаватели ленинградских вузов, научные работники, студенты10 . В общество входили и историки: Д. В. Айналов, И. М. Гревс и др.

Специфика деятельности этих обществ обусловливала их малочисленный состав. Общество исследователей украинской истории, литературы и языка в 1926 г. объединяло 30, Общество исследователей и любителей древней письменности - 41, Общество изучения итальянской культуры - 75, Научное общество медицинской экспертизы - 49 человек. Постепенно, однако, объединения научной интеллигенции стали все чаще проявлять интерес к социальным проблемам. На заседаниях Общества социальной и экспериментальной гигиены обсуждались проблемы санитарного благоустройства Ленинграда, реконструкции системы водоснабжения, проблемы загрязнения почвы и воздуха, организации общественного питания и т. д.11 .

Зримым признаком демократизации системы научных объединений Ленинграда, усиления их контактов с государственными и партийными органами можно считать появление обществ ученых-марксистов при Ленинградском отделении Коммунистической академии: аграрников- марксистов, биологов-марксистов, врачей-ленинцев, историков-марксистов, математиков-материалистов, воинствующих материалистов-диалектиков. Расширилась просветительская деятельность научных обществ. Рядом добровольных объединений были организованы музеи, например, Еврейским историко-этнографическим обществом, Обществом любителей древней письменности и искусства. С чтением массовых лекций активно выступали члены Русского общества любителей мироведения, Лесного общества.

В числе добровольных обществ в 20-е годы в Ленинграде было немало объединений деятелей искусства, как продолжавших свою работу после революции, так и вновь созданных. Художник П. И. Филонов организовал "Коллектив мастеров аналитического искусства". Художники из числа рабочей молодежи создали ИЗОРАМ (Изоискусство рабочей молодежи). Можно назвать и Другие общества художников - "Жарцвет", ленинградский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), Организация молодежи АХРР, Объединение художников после Октября, общество "4 искусства", "Круг художников", Общество художников им. И. Е. Репина и др.12 .


9 Всесоюзное ботаническое общество. Справочник. Л. 1978, с. 8; Весь Ленинград на 1925 г. Л. 1925, с. 188, 191, 192; Научно-технические общества СССР, с. 128, 171; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 2555, оп. 1, д. 528, л. 3; д. 531, л. 6; ф. 52, оп. 48, д. 94, л. 1; д. 938, л. 2; д. 964, л. 3; ф. 1001, оп. 6, лл. 45 - 50; д. 168, л. 3; д. 167, л. 2; д. 166, л. 27; ф. 53, оп. 6, д. 282, л. 2; Культурная жизнь СССР, 1917 - 1927 гг., с. 543; Научные медицинские общества СССР. М. 1972, с. 30; Петроградская правда, 8.XII.1921.

10 ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1001, оп. 6, д. 167, л. 17; д. 168, л. 4; Весь Ленинград на 1927 г. Л. 1927, с. 194.

11 Краткий отчет о деятельности Общества любителей древней письменности и искусства. Л. 1925, с. 9; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1001, оп. 6, д. 163, л. 108; д. 169, л. 6; Научные медицинские общества СССР, с. 30, 357.

12 Весь Ленинград на 1925 г., с. 186, 188; Белкин Ю. А. Из истории создания и деятельности Ленинградского отделения Всесоюзного общества аграрников-марксистов. В кн.: Актуальные вопросы истории крестьянства Европейского Севера. Сыктывкар. 1982, с. 111 - 113; Ленинград. Путеводитель. Т. II, с. 547; Очерки истории

стр. 182


Музыканты и композиторы, пропагандисты музыкального искусства также создали ряд обществ: "Вагнеровское искусство", Научно-вокальное общество, Кружок любителей музыки им. М. П. Мусоргского, Общество друзей Музея музыкальной истории Государственной академической филармонии, Общество ревнителей симфонической музыки, Кружок друзей камерной музыки, Ассоциация современной музыки, ленинградское отделение Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) и т. д. Свои объединения имели и литераторы Ленинграда: Общество взаимопомощи литераторов и ученых, Союз драматических и музыкальных писателей, Ленинградская ассоциация пролетарских писателей, ленинградское отделение Общества советских драматургов, композиторов, авторов кино и эстрады (МОДПИК), Всероссийский союз поэтов, Всероссийский союз писателей и др. Деятельность этих объединений в 20-е годы связана с именами А. И. Маширова- Самобытника, Ф. К. Сологуба, И. И. Садофьева, С. Э. Радлова и др.

Объединились также деятели и любители кино. В 1925 г. возникло ленинградское отделение Ассоциации революционной кинематографии, выдвинувшее лозунг: "Кино - сильнейшее орудие борьбы за коммунистическую культуру". Поклонники кино, молодежь из различных социальных слоев создали Общество друзей пролетарского кино. В его кружках занимались изучением истории киноискусства, знакомились с кинотехникой. В 1926 г. общество объединяло 25 тыс. членов13 .

В числе ленинградских добровольных объединений тех лет были и национальные, как занимавшиеся культурно просветительной деятельностью, так и оказывавшие материальную помощь представителям различных национальностей. Среди них - ленинградское отделение Всесоюзного общества бессарабцев. Комитет оказания помощи бедным евреям (ЕКОПО), ленинградское отделение Еврейского общественного комитета, Общество по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ), Ленинградский губернский союз корейцев, Польское и Немецкое культурно-просветительные общества. Некоторые из них были довольно многочисленны. Национальные общества в определенном смысле были близки добровольным объединениям взаимопомощи.

В Ленинграде функционировали тогда и такие организации, как общества взаимопомощи политэмигрантов на территории СССР, защиты имущественных интересов советских граждан в Финляндии, содействия женскому сельскохозяйственному образованию, российских солдат и 2-й дивизии, находившихся во Франции и на Балканах, северо-западное отделение Общества содействия жертвам интервенции, ленинградское отделение Всероссийского общества слепых и т. д.14 .

Несколько добровольных ленинградских объединений занималось краеведением и охраной памятников - Русское общество по изучению Крыма, Ленинградское общество изучения местного края, общества "Старый Петербург - Новый Ленинград" и др. В числе учредителей общества "Старый Петербург" были крупнейшие деятели искусства и науки, входившие в ряд дореволюционных культурно-просветительных и историко-краеведческих обществ: А. Н. Бенуа, С. Ф. Платонов, П. Н. Столпянский, В. Я. Курбатов, А. Ф. Кони и др. Общество способствовало сохранению историко-архитектурных памятников, занималось "революционными" и "социально-бытовыми" памятниками. Силами общества был создан Музей купеческого быта 40 - 60-х годов XIX века. Летом 1923 г. он принял первых посетителей. В том же году общество открыло Музей отживающего культа. Здесь экспонировались различные предметы убранства 17 упраздненных церквей. На добровольных


Ленинграда. Т. IV. Л. 1964, с. 718, 846 - 848, 849; Маца И. Ленинградский ИЗОРАМ. М. - Л. 1932, с. 4; Лебедев П. И. Из истории борьбы за реализм в советском искусстве (1921 - 1932 гг.). В кн.: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. М. 1962, с. 27; АХРР. М. 1973, с. 142 - 147; Степанов З. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х гг. Л. 1976, с. 91 - 95, 201.

13 Весь Ленинград на 1927 г., с. 193, 195; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1000, оп. 47, д. 77, л. 13; оп. 48, д. 77, лл. 11 - 13; Весь Ленинград на 1925 г., с. 186 - 188, 189; Коржихина Т. П. Общественные организации СССР в 1917 - 1936 гг. М. 1981, с. 91; ЛПА, ф. 16, оп. 10, д. 9868, л. 1; д. 10258, л. 15; ф. К-601, оп. 1, д. 227, л. 45.

14 ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1000, оп. 47, д. 77, л. 13; оп. 48, д. 77, лл. 11 - 13; ЛПА, ф. 24, оп. 8, д. 806, лл. 1, 6; ф. 16, оп. 10, д. 9868, л. 1; д. 9985, л. 191; Весь Ленинград на 1925 г., с. 189; Весь Ленинград на 1927 г., с. 195; Весь Ленинград на 1929 г. Л. 1929, с. 222.

стр. 183


началах организовывались семинары по изучению истории города, его архитектурных ансамблей и памятников. В 1922 г. работал семинар по изучению Старого Петербурга, в котором занималось около 120 человек, в основном студенты. С лекциями перед ними выступали А. Ф. Кони, С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков, В. Я. Курбатов, А. Е. Ферсман и др.

В 1923 г. при обществе "Старый Петербург" открылись семинары по изучению Петропавловской крепости и исторических комнат Зимнего дворца. Многие участники занятий изъявили желание водить экскурсии по Петропавловской крепости и Зимнему дворцу. Лекторов и экскурсоводов общества "Старый Петербург" часто приглашали выступать в Домах коммунистического воспитания, в частности в Доме им. М. Глерона. Это был своеобразный центр культурной жизни рабочей молодежи Ленинграда в 20-е годы. Здесь был создан знаменитый ТРАМ (Театр рабочей молодежи), функционировал кружок революционных мест Петрограда, связанный с обществом "Старый Петербург". Роль общественных экскурсоводов была весьма заметной, в особенности если учесть, что работники таких крупных музеев, как Эрмитаж и Русский музей, возобновили экскурсионную и консультативную работу лишь в конце 20-х годов, а вплоть до середины 30-х годов большинство экскурсий обслуживали работники городских организаций, в том числе и экскурсоводы на общественных началах. Когда появились планы переустройства Петрограда, при обществе "Старый Петербург" возникла секция для изучения проблемы сочетания старой и новой архитектуры города. К середине 20-х годов общество объединяло более 500 человек15 .

Культурно-просветительные цели ставил перед собой ряд других объединений, действовавших в Ленинграде 20-х годов, например, Ленинградское общество экслибристов, Общество библиофилов, Русское библиологическое общество, Общество библиотековедения, Общество друзей книги, Кружок друзей Государственного Эрмитажа, Пушкинский кружок. Были и такие объединения, строгую направленность которых трудно определить. Существовал, например, в эти годы в Ленинграде "Деловой клуб", на заседаниях которого обсуждались "доклады, посвященные наиболее интересным вопросам хозяйственной жизни, взаимоотношениям трестов и торговых предприятий". На заседаниях секции красных директоров члены клуба обменивались опытом работы, здесь складывались деловые связи, что в условиях хозрасчета и трестирования было весьма полезно. В то же время сейчас несколько странным может показаться создание таких обществ, которые занимались развитием и распространением идей кремации умерших в РСФСР (ОРРИК), научно-графологическими проблемами и т. п.16 .

20-е годы были периодом расцвета добровольных объединений Ленинграда. Если в 1925 г. их насчитывалось 107, то в 1929 г. - уже 149, причем самых разнообразных, что свидетельствовало о размахе самодеятельности масс, о широте их интересов. Значительный рост числа обществ в конце 20-х годов и изменения в политике государства в целом потребовали дальнейшего развития законодательства о добровольных объединениях. В феврале 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили "Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли". Положение определяло сущность добровольных объединений граждан, нормы членства. Особое место в Положении отводилось вопросу об отказе государственных органов регистрировать те или иные общества, если их задача, цели и методы работы про-


15 Весь Ленинград на 1927 г., с. 191; Труды ЛОИМК. Т. I. Л. 1927, с. 4, 14; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 2555, оп. 1, д. 964, л. 3; Блинов А. М. Подвижники отечественной культуры. - Ленинградская панорама, 1983, N 6; его же. Общество "Старый Петербург - Новый Ленинград". - Блокнот агитатора, 1982, N 33; Общество "Старый Петербург". 1921 - 1923. СПб. 1923, с. 34; Ленинградский государственный архив литературы и искусства, ф. 32, оп. 1, д. 3, лл. 1, 5, 97; д. 5, лл. 1, 79; д. 23, лл. 4, 31; д. 38, л. 35; ЛПА, ф. К-601, оп. 1, д. 232, л. 31; Степанов З. В. Ук. соч., с. 168.

16 Труды Ленинградского общества экслибристов. Вып. II - III. Л. 1924; Ленинградское общество библиофилов. Вып. I. Л. 1924, с. 9; История книги в СССР. 1917 - 1921. Т. 2. М. 1985, с. 281; Степанов З. В. Ук. соч., с. 171; Весь Ленинград на 1925 г., с. 187; ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1000, оп. 47, д. 77, л. 13; Весь Ленинград на 1926 г. Л. 1926, с. 184; Весь Ленинград на 1927 г., с. 195; Весь Ленинград на 1929 г., с. 197.

стр. 184


тиворечили интересам строительства социализма. Положение не распространялось лишь на массовые общественные организации типа "Друг детей", "Долой неграмотность", Осоавиахим. Все другие объединения в шестимесячный срок должны были пройти перерегистрацию. Положение 1928 г. было уточнено в документах 1930 г., которые узаконили государственное руководство добровольными объединениями и строгий контроль над ними.

В конце 20-х годов ряд обществ Ленинграда прекратил свою деятельность. Уже в 1930 г. их количество сократилось до уровня 1925 года. Причины были самыми разнообразными. Русское астрономическое общество и Общество любителей мироведения влились в состав Всероссийского астрономо- геодезического общества. Кружок любителей музыки им. М. П. Мусоргского прекратил деятельность из-за нехватки средств и отсутствия помещения. Нежизнеспособным оказалось общество "Майский жук", объединявшее преподавателей и бывших учеников 217-й школы. В 1924 г. закончилась деятельность "Мира искусства", в 1929 г. - "4 искусств"17 . В 1930 г. по распоряжению ОГПУ были ликвидированы общества "Вагнеровское искусство", друзей Музея музыкальной истории Государственной академической филармонии, садоводства, страховых знаний, сексологии и судебно-сексологической экспертизы, изучения художественной словесности. Российское ветеринарное, научно-вокальное. Сокращение числа добровольных объединений характерно для начавшегося в 30-е годы перехода к административным методам управления страной и наметившегося тогда процесса сужения демократических прав советских граждан.


17 ЦГАОР г. Ленинграда, ф. 1000, оп. 48, д. 77, лл. 11, 12а.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОБРОВОЛЬНЫЕ-ОБЩЕСТВА-ЛЕНИНГРАДА-1920-Х-ГОДОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. Ю. КОПОТИЛОВА, Н. Б. ЛЕВИНА, ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГОДОВ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.04.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОБРОВОЛЬНЫЕ-ОБЩЕСТВА-ЛЕНИНГРАДА-1920-Х-ГОДОВ (date of access: 22.04.2019).

Publication author(s) - Е. Ю. КОПОТИЛОВА, Н. Б. ЛЕВИНА:

Е. Ю. КОПОТИЛОВА, Н. Б. ЛЕВИНА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
49 views rating
09.04.2019 (13 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Революция Коперника, поставившая Землю в безличный ряд небесных тел, лишив ее исключительности, порвала тем в лохмотья исконную слитность Вселенной и Зрящего. В час этот в наших очах рухнул Мир.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Мы и звездные Братья в едином строю. We and our star Brothers are in one line. The Anthrops of the Universe, to which belong the anthrops of the Earth humans, constitute a single order. This article of mine tells about principles of its composition.
Catalog: Философия 
11 days ago · From Олег Ермаков
Рецензии. Е. В. АНИСИМОВ. РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА. БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЕ ПЕТРА
Catalog: История 
13 days ago · From Россия Онлайн
400-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО РУССКО-ГРУЗИНСКОГО ДОГОВОРА
13 days ago · From Россия Онлайн
ПРАВДА ОБ А. Г. ШЛЯПНИКОВЕ
Catalog: История 
13 days ago · From Россия Онлайн
Рецензии. Ю. А. ПОЛЯКОВ. СОВЕТСКАЯ СТРАНА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Catalog: История 
13 days ago · From Россия Онлайн
Металлы как слуги землян в их возврате в Луну, Лоно их. Metals as servants of earthlings in their return to the moon, their Bosom.
Catalog: Философия 
14 days ago · From Олег Ермаков
В. И. ПЕТУХОВ. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи. М. Наука. 1987. 236 с.
19 days ago · From Россия Онлайн
Д. ХЕРЛИХИ. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ДОМОХОЗЯЙСТВО
Catalog: Лайфстайл 
19 days ago · From Россия Онлайн
Луна — сосуд нашего Я. The Мoon is the vessel of our Self.
Catalog: Философия 
24 days ago · From Олег Ермаков

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГОДОВ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones