Libmonster ID: RU-9211

Древнегреческий поэт Гесиод, в очень далекой древности писал такие стихи: "Ибо такой для людей установлен закон Громовержцем: звери, крылатые птицы и рыбы пощады не зная, пусть поедают друг друга, сердца их не ведают правды, людям же правду Кронид даровал - величайшее благо". Из приведенных строк мы понимаем, что уже в те далёкие времена люди понимали различие природных существ и человека, который живет по правде. Еще в XVIII в. до нашей эры был создан судебник вавилонского царя Хаммурапи, в котором подробно указывалось, как люди должны жить, что они должны или не должны делать и как они должны быть наказаны за различные нарушения установленных законов. Об этом же свидетельствует древнейший египетский свиток "Книга мёртвых", в котором умерший обращается к богам со словами, что он не делал ничего, что нарушало бы нормы, установленные богами, что он чист.

С тех далеких времен до времен настоящих люди пытаются осмыслить вечный вопрос, что такое быть человеком, вопрос который порождает философию как форму сознания о том, каким должен быть человек, какой должна быть его жизнь, как она должна быть связана с правдой, с благом, с добром, красотой, с прощением с любовью, со свободой - со всем тем, что впоследствии получит название долженствования.

С тех далёких времен до времен настоящих философия в разные исторические периоды по-разному решала вопрос, что такое быть человеком и каким он должен быть.

Сегодня во всех языках мира есть понятие должного, в формах которого выражается то, что обязывает человека соблюдать принятые обществом законы, нормы, ценности и т.д. Понятие долж-

стр. 119

ного лежит в основе морали, права, религии, политики, техники, познания, идеологии, культуры.

Понятие долженствования стало предметом философского анализа лишь в XVIII в., и его первым аналитиком был выдающийся немецкий мыслитель Кант. Этот век был временем больших и значительных социальных перемен. Европейская философская мысль начинала осознавать различие миров природы и культуры, а также исторического развития и прогресса. Кончались феодальные времена, и им на смену шла эпоха капитализма и буржуазии, в которых по-новому решалась проблема человека.

Вопрос о разуме в это время был одной из проблем, которая несла в себе скрытые возможности нового понимания человека. Именно этому вопросу была посвящена глубокая разработка известного советского философа Н. В. Мотрошиловой [1]. Мотрошилова показывает как философское понимание разума, первоначально как природного (натурального) свойства человека, постепенно, особенно в трудах французских материалистов, перерастает в понимание его как социального свойства людей, и понимается как активность, стремление к равенству, свободе, общественному договору.

Показывает, как в недрах развития философской мысли зарождается новое понимание человека и социальных отношений, как философская мысль приходит к осознанию социальной основы человеческого мышления, познания и деятельности. Осознание разума как социальной по содержанию и форме человеческой способности было философски осознано Кантом. Он ввел новую гносеологическую категорию долженствования, которая, как утверждал мыслитель, аналогов в природном мире не имеет и потому должна быть отнесена к чисто человеческому миру, который к этому времени начал осознаваться как мир культуры. Согласно Канту долженствование не имеет никакого отношения к природному миру по своему происхождению. Кант писал: "Долженствование служит выражением особого рода необходимости в связи с основаниями нигде более во всей природе не встречающейся. Рассудок может в природе познать только то, что в ней есть, было или будет. Невозможно, чтобы в ней нечто должно было существовать иначе, чем оно действительно существует во всех этих временных отношениях, более того, если иметь в виду только естественный ход событий, то долженствование не имеет никакого смысла. Мы не можем даже спрашивать какими свойствами должен обладать круг. Этим долженствованием обозначается возможный поступок, мотивом для которого служит лишь понятие, между тем как осно-

стр. 120

ванием действия одной лишь природы необходимо служит лишь явление" [2].

Кант открыл путь к осознанию культуры, которая связана с человеческой творческой деятельностью и человеческим разумом. Начала осознаваться роль человеческой субъективности, которая в процессе деятельности объективируется, опредмечивается, превращаясь в культурные объекты. Объективированное долженствование открыло дорогу к осознанию проблемы ценности,которое произошло в XIX в. при философском анализе морали, права, религии, политики, техники, философии.

Введение в пространство философской мысли понятия долженствования расширило границы понимания человеческого познания. Стало ясно, что познание не ограничивается отражением действительности такой какая она есть. Последующее развитие философской мысли выявит целую систему категорий связанных с долженствованием. Это ценность, значение, понимание, смысл, цель, норма, мера, идеал, эталон, справедливость, право, вина, долг, Бог, красота, прекрасное, безобразное, свобода Перечень этот можно было бы продолжить.

Кантовское разделение сознания на рассудок и разум получило дальнейшее развитие. Философская мысль подошла к различению науки, предметом которой стало то, что в мире объективно есть, и идеологии, предметом которой стало то, что согласно человеческому обществу, согласно его потребностям, интересам, целям и ценностям должно быть. Кант писал: "Разум дает... законы, которые суть императивы, т.е. объективные законы свободы и указывают, что должно происходить (курсив наш - Р. К.) хотя, быть может никогда не происходит. Этим они отличаются от законов природы, в которых речь идет лишь о том, что происходит".

Сам термин идеология принадлежит французу Д. де Траси. Теоретическое исследование идеологии принадлежит Марксу и Энгельсу, которые в 1846 г. опубликовали совместный труд "Немецкая идеология", в котором было четко указано различие науки и идеологии. Ими было показано, что в формах идеологии люди осознают свои социально-общественные интересы, в которых осмысляется, какими должны быть человеческие права и свободы, общественные законы и нормы, понятия справедливости и человечности и т.д.

Теория идеологии развита Лениным. Он ввел новое понятие научной идеологии. Наука пытается познать мир таким, каков он есть, в то время как идеология каким социальный мир должен быть.

стр. 121

Идеология научна, по мнению Ленина, если её законы и нормы совпадают с интересами прогрессивных классов. Однако вопрос о том, может ли идеология быть научной с момента возникновения этой теории до сегодняшнего дня подвергается сомнению, так как трудно установить истину о том, как следует понимать свободу и справедливость разных социальных групп и что понимать под легитимностью.

Осознание различия науки и идеологии позволило понять формы общественного сознания как идеологии, для которых главным вопросом является вопрос как должно быть.

Кантовское учение о долженствовании было подхвачено Гегелем, который писал: "Когда я знаю, что нечто существует, говорят, что я обладаю истиной. Это, однако, истина по отношению к сознанию или формальная истина. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тождественна с понятием. Об этом наиболее глубоком понятии истины идет речь, когда говорят об истинном государстве или истинном произведении искусства, когда они суть то, чем они должны быть. Когда их реальность соответствует их понятию" [3].

Открытие долженствования значительно расширило границы теории познания. До Канта познание понималось как верное отражение человеческим сознанием содержания познаваемого объекта. Долженствование как бы перевернуло это отношение. Теперь встал вопрос, насколько верно содержание объекта соответствует человеческому понятию о том, каким он должен быть. Именно к таким понятиям относятся понятия свободы, права, ценности, вины, смысла, значения, долга, нормы и т.д. А также многочисленные технические объекты и другие результаты человеческой культурной деятельности. Осмысление долженствования и различение рассудка и разума, науки и идеологии привело к новому пониманию человеческой субъективности. Возникло новое гносеологическое понятие интерсубъективности.

Чем больше человечество окружает себя миром своей деятельности и культурных вещей, тем все глубже погружается в него, тем больше его жизнь определяется представлениями о том, как должно быть. Жизнь каждого человека проходит под сильнейшим влиянием социальных норм, моральных, правовых, политических, религиозных, экономических и т.д., соблюдение которых составляет большую часть того, что называется общественными отношениями и содержанием человеческой культурной жизни. Каждому человеку предписывается соблюдение огромного количества правил, обычаев,

стр. 122

традиций, норм и т.д. Обществом для своей жизнедеятельности выработаны стандартные, общезначимые эталоны измерения времени, пространства, веса, скорости, объема, мощности, количества, качества и т.д. Людям необходимо одинаково понимать содержание и смысл тысяч понятий, одинаково пользоваться грамматическими правилами употребления языка, управления техническими средствами, пользования бытовыми приборами, соблюдать правила разнообразных игр и т.д. Нетрудно во всех этих смыслах, значениях, ценностях, нормах, ролях, измерениях, правилах, увидеть их долженствующие, человекомерные основания.

В созданных людьми объектах всегда содержится особое социальное содержание, опредмеченная в них духовность, их смысл, человеческое значение, интерес и т.д. Там, где возникают ценностные смысловые отношения, там мы вступаем в мир долженствования, одно из фундаментальных оснований мира культуры, которых в природном мире без человека нет.

Людьми создана богатейшая палитра терминов для осознания и выражения этого сложного мира должного, для понимания, оценки, интерпретации и созидания. Это такие категории как: цель, целеполагание, ценность, оценка, Бог, смысл, значение, норма, идеал, совесть, добро, зло, хорошее, плохое, красивое, прекрасное, безобразное, справедливость, совершенство, свобода В своей основе они выражают грань общей проблемы долженствования. Каждое из них несет в себе свою часть человеческого смысла, человеческого измерения того, что должно быть, или того, что есть, но не должно быть.

В человеческом сознании и в человеческих отношениях возникают такие их формы, которые разделяют мир должного согласно его различным частям. Как об этом уже шла речь раньше, это: мораль, право, религия, эстетическая и художественная реальность, политика, мифология, техника, идеология, философия.

С проблемой должного самым тесным образом связано мировоззрение, которое стремится совместить в целостную систему сущее и должное, вырабатывать их критерии, пытаясь понять и ответить на вопрос, каков мир, в котором живет человек, и каково место человека в нем, каков смысл его жизни, что есть добро и зло, что ценно, какими должны быть отношения человека с другими людьми и т.д. Любое мировоззрение пытается совместить объяснение мира и принципы человеческих ценностей и соответствующих систем человеческой деятельности. Фактически другим названием мировоззрения является философия.

Сравнение того, что должно быть, с тем, что есть, вводит особое

стр. 123

человекомерное восприятие мира, его особый масштаб и лежит в основе всех видов социальной деятельности. То, что человек считает должным, несет в себе некое моральное начало оправдания, подлинности, правильности. Должное понимается человеком как его собственная позиция, как выбор его совести, как его глубоко личное понимание и переживание свободы. Какими должны быть общественные отношения и положение в них человека, какими должны быть предметные и социальные результаты человеческой деятельности, какими должны быть отношения людей ко мне и моё к ним, каким должно быть моё отношение к самому себе - вот контур тех важнейших вопросов, которые в различных контекстах и формах стояли перед людьми и в той или иной форме решались ими. Кроме того важным отсчетом понимания должного, его своеобразной мерой по отношению к миру является различная мера и оценка ценности человеческой жизни вообще, конкретных людей и самого себя.

Ценности, оценки, нормы, смыслы и т.д., т.е. совокупность того, что является разными проявлениями долженствования и определяет человеческую жизнь, общественные отношения, организации и субъективный мир людей, не могли остаться незамеченными. Уже в глубокой древности люди начали задавать вопросы: как устроен этот мир? кто создал его? как должны в этом мире жить люди? Можно сказать, что социальное функционирование без осознания его совершалось уже в глубокой древности. И именно религия была тем сознанием, которое еще в донаучной форме в виде веры решало вопросы о том, как должно быть.

Философия как особый вид человеческой деятельности возникает в VI в. до нашей эры как некая попытка осознания природы и того, что позже будет названо культурой, как попытка осознания этих двух миров. Нам представляется, что это одна из фундаментальных и первозначимых философских проблем, которая проходит через всю историю философии.

В первый период, который можно назвать анонимным, прямого анализа её нет, и непосредственно о ней речь не идет. Она скорее выступает смыслообразующим, метафизическим фактором, как бы подталкивающим к определенному пониманию мира. В форме веры человек улавливает именно такие анонимные ситуации. Целеполагающая деятельность людей создает особое смысловое поле обращенных к людям в виде "внешних" смыслов, значений и создавала ощущение независимого от человека существования духовности, ощущения и веру в то, что в мире есть некое разумное

стр. 124

начало, некая онтологическая духовная реальность. Первым философом выразившим это ощущение был Анаксагор из Клазимен (около 500 до н.э.), который, как известно, выдвинул положение о том,, что миром управляет ум (ноус), который разлит в космосе.

С еще большей силой это ощущение внешнего существования разума выражено в философской концепции Платона, которая для анализа долженствования представляет громадный интерес. Телеологичность его миропонимания определяется тем, что, по его мнению, каждая вещь, существо или явление имеют свою идею или понятие во внешнем мире идей. Эти идеи-понятия являются внешними эталонами, образцами, но не того, какие они есть на земле, а какими они должны быть. Практически это первая философская постановка вопроса о соотношении сущего и должного, хотя сам Платон эту проблему не видит и не ставит.

Берем на себя смелость утверждать, что основой философской системы Платона является уже функционирующая в обществе, но еще не осознаваемая в качестве важной философской проблемы - проблема долженствования.

Анонимный период развития проблемы долженствования получит долгую линию развития в истории философии, трансформируясь в учении об энтелехии Аристотеля, в учение о едином у неоплатоников, в Бога Филона, который, по-видимому, первым стал понимать его как творца, а мир как его тень, в христианском учении о Боге как творце и человеке, как о его земном подобии и т.д. На наш взгляд во всех этих учениях проблема долженствования оказывается хотя и скрытым, но центральным, главным конструктом, который в итоге формирует логику и постановку проблем, выделяет ценностные системы и направленность значений, действуя как бы из-за кулис. Долженствование присутствует тогда, когда философы рассуждают о Боге, смысле жизни, о добре и зле, о красоте, свободе, соотношении понятия и реальности, о человеке и т.д.

Анонимный период продолжается и тогда, когда Ф. Бэкон и Р. Декарт, начав борьбу против схоластики, выдвинули требование понимать природные процессы без приписывания им человеческих целей, что было определенным продвижением по пути осознания и разграничения мира сущего и мира должного, мира природы и культуры, хотя проблемы должного они не касались.

Второй период осознания проблемы должного, когда она становится прямым и непосредственным объектом философского анализа связан с именем Канта. Кантовская концепция долженствования подготавливает разработку теории человеческой деятельности и

стр. 125

связанной с ней теории ценности. Однако в его теории вопрос о происхождении и источнике долженствования остается неопределенным. Видно, как он колеблется. С одной стороны, долженствование и ценности соотносительны с человеком. Он их автор. С другой стороны, сам человек, творение Бога. Кант как бы подошел к границе разделяющей старое мировоззрение, согласно которому долженствование, нормы, ценности, право и т.д. приписываются миру неким внешним разумом, нечеловеческим началом и новым пониманием, осознающим, что общество само, своей деятельностью объективирует свои цели, знания, волю, воображение и т.д., что оно само является творцом культуры. Нам представляется, что это очень важная веха историко-философского процесса, ведущая к осознанию личностью того, что она и общество являются подлинными субъектами, принимающими решения о том, как должно быть.

Поворот Канта к проблеме человека был подхвачен такими философскими направлениями, как неокантианство, в лице таких крупных философов, как Видельбанд и Риккерт, главной проблемой которых стала проблема ценности и культуры. Более того, объявивших, что именно анализ ценности является подлинным предметом философии, Ницше, Брентано, представителями "философии жизни" и, конечно, такими крупными философами XX в., как М. Вебер и Э. Гуссерль.

Постепенное осознание проблемы долженствования, его непосредственная связь с проблемой человека, личности дает возможность на наш взгляд, лучше понять специфику философского знания, некоторые грани предмета и основные духовные функции. При анализе истории духовной культуры можно обнаружить интересную функциональную связь между человеческими представлениями о Боге и человеке. Чем меньше творческих полномочий философия и наука оставляют Богу, тем больше они растут в понимании человека.

Историю духовной культуры можно рассматривать как постепенное освобождение человека от самоотчуждения, как трудный шаг к себе, к своей человеческой самости. Осознание Бога как своего отражения. Когда слабеет вера в Бога, нет другой альтернативы, как поверить в силы человека и общества, анализировать человеческую деятельность, что и начал делать Кант и последующие философы. Этот путь привел философскую мысль к обнаружению проблемы долженствования, ценности, смысла, значения, нормы и т.д.

В связи с этим нужно сказать о специфике философского познания и её духовных функций. Создается впечатление, что исто-

стр. 126

рический процесс развития философии в какой то мере повторяет исторический путь развития человека, личности, который ведет к самому себе от самоотчуждения, к своей самости. Философия как и человек приближается к своим истокам, к своему подлинному общественному назначению - давать решения о том, как должно быть, т.е. является основой для принятия легитимизирующих решений. Ведь ни одна наука этого сделать не может. И такие важные составляющие человеческой жизни, как ценность, мировоззрение, идеология, свобода, идеал, оценка, цель, смысл, норма, должное и т.д., были осознаны не наукой, не научными методами, а философией.

Философия есть тот духовный орган, с помощью которого люди улавливают в той или иной мере то, что уже функционирует в обществе, что имеет значение, но еще прямо не осознается, что существует как бы за кулисами, формирует совесть и веру и соответственно систему ценностей людей. Все эти образования участвуют в формировании человеческих представлений о том, что и как должно быть.

По-видимому, одной из главных задач философии является попытка уловить и понять живое движение человеческих социальных установок, меняющихся потребностей, общественных отношений, положений человека в обществе и другие столь же трудноуловимые человеческие образования, которые осознаются в форме представлений о том, как должно быть.

Понятие долженствования собирательно. Оно объединяет в себе большое количество понятий, выражающих тот или иной аспект человеческого культурного существования. Важнейшими из них являются: цель, целеполагание, соединяющее в себе истину и должное, ценность, оценку, норму, закон, идеал, Бога, смысл, значение, вину, право, красоту, прекрасное, безобразное, добро и зло, хорошее и плохое, святое, веру, совесть, свободу. Этот перечень можно было бы продолжить. Все вышеперечисленные понятия в том или ином отношении выражают какую-либо сторону долженствования или механизм его функционирования. Все вышеназванные понятия являются экзистенциалами, т.е. отражают какие-то стороны человеческого существования. Философия стремится осознать эти понятия, наполнить их содержание определенной позицией и решением. Она же через систему этих понятий оказывается в состоянии осознать столь важный для людей вопрос о том, насколько сущее соответствует должному. Тем самым она оказывается основой критического отношения к действительности и вместе с

стр. 127

тем конструктивным импульсом к переустройству реальности в соответствии с представлениями о должном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мотрошилова Н. В. Учения о разуме и мышлении философии XVII-XVIII веков и их социальная обусловленность // Социальная природа познания. М., 1979. Гл. 10.

2. Кант И. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. М., 1964.

3. Гегель. Собрание сочинений. Т. 1. М. -Л., 1929.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ-В-СТРУКТУРАХ-ФИЛОСОФСКОГО-ЗНАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Diana FreshContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Fresh

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Р. Г. Кетхудов, ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ В СТРУКТУРАХ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ-В-СТРУКТУРАХ-ФИЛОСОФСКОГО-ЗНАНИЯ (date of access: 19.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Р. Г. Кетхудов:

Р. Г. Кетхудов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Diana Fresh
Нижний Тагил, Russia
2107 views rating
16.09.2015 (2195 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Первоначально Вселенная представляла собой Нейтронный Объект, однородной нейтронной структуры. Этот Нейтронный Объект имел высокую, угловую скорость вращения. Масса Нейтронного Объекта порядка 〖1.48*10〗^53 Kg, в современной метрике. Физические значения определяющие его внутреннюю структуру, изменялись во времени, при изменении потенциала взаимодействия структур энергии нейтронов.
Catalog: Физика 
3 hours ago · From Владимир Груздов
ONE STEP CLOSER TO THE FUTURE
4 hours ago · From Россия Онлайн
A PARADISE
Catalog: История 
4 hours ago · From Россия Онлайн
SECRETS OF CORBUNOV
5 hours ago · From Россия Онлайн
THE UNESCO AWARD
5 hours ago · From Россия Онлайн
THIS OVERRIDING PASSION
Yesterday · From Россия Онлайн
PATRIMONIAL ESTATE OF THE CZARS
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
CHIEF THEORIST AND STRATEGIST OF NATIONAL COSMONAUTICS
Yesterday · From Россия Онлайн
OUR DIRECTOR
3 days ago · From Россия Онлайн
ALLIANCE OF SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ В СТРУКТУРАХ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones