Attached Files
1432 days ago
ДРЕВЛЯНЕ (ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ)



Permanent address of the file on Libmonster server:

Permanent document address (direct link to the file):

https://libmonster.ru/m/articles//download/14243/3155

Upload date:

18.07.2017

Back link to this page for scientific work (for citations):

ДРЕВЛЯНЕ (ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.07.2017 . URL: https://libmonster.ru/m/articles//download/14243/3155 (date of access: 19.06.2021 )

No viruses! Tested by Libmonster.
© http://libmonster.ru
Libmonster ID: RU-14243

ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ

 

ДРЕВЛЯНЕ

(ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ)

 

                                                                                             सत्यमेव जयते

 

Принято считать, что имя славянского народа – древляне – не представляет большой этимологической тайны. Действительно, имя древлян видится как производное от слова дерево.  Так, уже автор ПВЛ (цитата по Лаврентьевской летописи) указывал: “а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ”, – что в переводе на современный русский язык (в переводе А. Г. Кузьмина): “а другие – древлянами, поскольку селились в лесах”[1].

Когда же идёт речь о др.-русск. племенах, то при упоминании древлян чаще всего вспоминают древлян (др.-русск. дєрєвлѧнє), обитающих северо-западнее полян[2]. Между тем, древляне на этнической карте Европы представлены гораздо шире. М. Фасмер отмечает, что деревляне – это др.-русск. племя на Волыни, обитающее в местности Дерева (согласно ПВЛ) с первонач. значением этнонима – «лесные люди»: зане сѣдоша въ лѣсѣхъ «потому что они поселились в лесах» (Лаврентьевск. Летоп.)[3]. Древлян, вместе с  волынянами, полянами и дреговичами объединяют в т. н. “дулебскую группу”[4], которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Данная концепция поддерживается рядом исследователей[5].

Этноним Δερβλενίνοι отмечен у Константина Багрянородного как название славян, заселивших Пелопоннес[6].

Полабский славянск. этноним Drewani[7] – это имя так называемых полабских (южнобалтийских) славян.

Все эти древляне заселяли земли, именовавшиеся, в различных источниках, так: Дерева, Дереви, – и т. п.

Кроме того, существовала и ещё Деревская земля – это Деревская пятина Новгородской земли. Не выдерживает никакой критики предположение, что Деревская земля (пятина) «получила своё имя от обилия деревьев в ней». Как будто в других пятинах деревьев не было, или было столь мало, что именно это (лесное) её качество было подчёркнуто в названии. Действительно, пять пятин Новгородской земли носили имена: Водская (Вотская), Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая[8]. Очевидно, что Водская пятина получила имя от племени водь; Шелонская –  от реки Шелони; Обонежская – от Обонежья (то есть от Онежского озера); Бежецкая – от Бежецка (правда, данный топоним сам не имеет убедительной этимологии; считается, что Бежецк – от бежь, то есть беженец, беженцы). Было бы странным, если бы Деревская земля (пятина) получила бы имя от безликих деревьев (якобы – их очень много в Деревской пятине, но много деревьев – это не дерева, а лес), что выбивало бы её имя из ряда имён других земель (пятин). Скорее всего, Деревская пятина Новгорода получила свое имя от древлян южнобалтийских как результат варяжского (то есть балтийских славян – варягов) заселения Новгородчины, где учёными XX в. был открыт новгородский (древненовгородский) диалект русского (древнерусского) языка[9], который с полным на то основанием мы называем варяжским языком ( иеющим порядка тридцати черт генетического сходства с полабским языком)[10].

Но и этой землёй (Деревской пятиной Новгородской земли) Деревские земли Европы далеко не исчерпываются. ПВЛ по Лаврентьевской летописи (Лаврентьевскому списку, перевод А. Г. Кузьмина) сообщает нам ещё об одной Деревской земле (и ещё одном племени древлян): “Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, Меотия, Деревня [в подлиннике значится Дереви. – В. К.], Сарматия, Таврия, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, называемая также Пелопоннес, Аркадия, Ипиротия, Иллирия, Словене, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море”[11].

Анализ данного отрывка показывает, что земля Дереви находится где-то в Северном Причерноморье.

В настоящее время на карте Европы тоже существуют Деревские земли. Так, известен этноним полещуки (полесск. полешуки, белорусск. палешукі, укр. поліщуки, польск. Poleszucy) – это жители страны Полесье.

Кроме того – столица, ныне немецкой, земли Саксония – г. Дрезден. Так, даже М. Фасмер отмечает, что название г. Дрезден – связано с  сербохорв. местн. назв. Дрêзга и производно от в.-луж. Drježdźany «Дрезден» (первонач. значение «лесные жители», «древляне»)[12].

За пределами собственно славянских земель также имеются древляне и Деревские (Древлянские) земли. В Индии – это वङ्ग vaṅga m. 1) дерево 2) pl. назв. страны 3) назв. народа (совр. бенгальцы)[13]. С развитием и.-а. языков звук [v] в  этнониме трансформируется в [b], и этноним приобретает вид बङ्ग baṅga, а с суффиксом -l- мы получаем  बङ्गल baṅgala, то есть получается современное название Бенгалии (बंगाल baṅgāla) на языке хинди[14]. (Если же добавить к этому санскритское слово, существующее и в хинди, слово देश deça в значении страна, государство,[15] то получится слово बांग्लादेश  bāṅglādeça/Бāнглāдеща, то есть Бангладеш).

Казалось бы, здесь мы имеем типологическое сходство в этнонимах, не более того. Однако стоит обратить внимание на следующее. Слово वङ्ग vaṅga m. в значении дерево не является единственным в и.-а. языках древнего периода. Так, кроме сходного с предыдущим слова वन् ván n. дерево (и деревянный сосуд)[16] и वन vánа n. в значении 1) лес 2) роща; заросли 3) дерево (но ещё и вода), имеется ещё целый пучок слов, который необходимо рассмотреть. Это: слово द्रु drú m., n. в значении 1) дерево [и 2) деревянная посуда][17], омонимичное слову (глагольному корню) द्रु dru в значении 1) бежать; спешить 2) лететь[18]. Сюда же:  द्रव dravá 1. 1) бегущий 2) текущий 2. m. 1) бег; бегство 2) жидкость, сок[19], द्रवण dravaṇa n. 1) бег 2) таяние; плавление[20], द्रवत् dravát 1) бегом 2) быстро[21], но द्रवता dravatā f. жидкое состояние[22].

При наличии рек с именем Драва (например, в современной Европе – правый приток Дуная, словен., хорв. и итал. Drava, нем. Drau, венг. Dráva; правым притоком Дравы является Дравиня, словен. Dravinja) на территории расселения славян представляется обоснованным вывод, что имя древлян может быть производным от имени таких рек (необязательно именно от указанной выше Дравы, или её притока) и лишь переосмысленным как производное от слов со значением дерево, лес, либо оно является контаминацией этих слов, где имя реки (от которой и производно имя древлян) – это сохранившийся в славянских языках и.-е. реликт, аналог которому мы и находим в и.-а. языках древнего периода: в ведийском и санскрите.

Согласно этимологии В. И. Георгиева, Драва – это иллирийское название, восходящее к пра-и.-е. *drowo-s, при и.-а. dravati «бежит, течёт», Dravanti — название реки, галл. Druentia – название реки[23].

Это позволяет предположить, что наличие у слав. и и.-а. этнонимов со значением лесные люди, древляне: др.-руск. деревляне (дєрєвлѧнє), ср.-греч. Δερβλενίνοι, полабск. Drewani, в.-луж. Drježdźany «Дрезден» (первонач. значение «лесные жители», «древляне»; совр. полещуки (полесск. полешуки, белорусск. палешукі, укр. поліщуки, польск. Poleszucy) и и.-а. वङ्ग vaṅga m. 1) дерево 2) pl. назв. страны 3) назв. народа (совр. бенгальцы, хинди बंगाल baṅgāla, बांग्लादेश  bāṅglādeça/Бангладеща, то есть Бангладеш), – является не случайным, а наследием общего индославянского прошлого.

 

© 30.05.2015 Владислав Кондратьев

© Copyright: Владислав Кондратьев

© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2015
Свидетельство о публикации №215053001082
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2016
Свидетельство о публикации №116081705180

 

 



[1] Повесть временных лет. М., 2014. С. 59.

[2] См.: Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до конца XIV столетия. Киев, 1887.

[3] См.: Фасмер М. Цит. раб. Т. 1. С. 501.

[4] См.: Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование.М., 2002.

[5] См.: Русанова И. П. Славянские древности VI – VII вв.  М., 1976; Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М., 1996; Богуславский В. В., Куксина Е. И. Славянская энциклопедия. М., 2004.

[6] См.: Lubor Niederle. Zivot starých slovanu (2 часть «Славянских древностей»). Praha, 1911 – 1934. Т. 2. Pt. 1; Francis Dvornik. The Slavs: Their Early History and Civilization. Boston: American Academy of Arts and Sciences, 1956; Седов В. В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 2. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С.

[7] См.: Фасмер М. Цит. раб. Т. 1. С. 501.

[8] См.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты. Спб., 1853; Андрияшев А. М. Материалы для исторической географии Новгородской земли. М., 1913 Т.1:Списки селений. М., 1914 Т.2 Карты погостов; Платонова Н. И. Погосты и волости северо-западных земель Великого Новгорода // Археологические исследования Новгородской земли. Л., 1984; Лерберг А. Х. Исследования, служащие к пояснению древней русской истории. СПб., 1819; Пятины // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890 – 1907.

[9] Более подобно об этом см.: Кондратьев В. О. Варяги (часть Вторая). Индославика имени варяги // http://www.chitalnya.ru/work/1336942/; Он же. То же // https://www.proza.ru/login/page.html?move&link=2015/05/11/1568; см. также: Ляпунов Б. М. Исследования о языке Синодального списка 1-ой Новгородской летописи. СПб., 1900. С. 238 – 240; Петровский Н. М. О новгородских «словенах» // ИОРЯС. Т. XXV. Птгр., 1922. С. 356 – 385; Зеленин Д. К. О происхождении северновеликоруссов Великого Новгорода. Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. № 6. 1954; См.: Зализняк А. А. Наблюдения над берестяными грамотами // История русского языка в древнейший период. М., 1984. С. 151; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977 – 1983 гг.). М., 1986. С. 217 – 218; Łowmiański H. Początki Polski T. III. Warszawa, 1967. S. 95; Фомин В. В. Комментарии // Гедеонов С. А. Варяги и Русь. В 2-х частях. М., 2004. С. 466.

[10] См.: Зализняк А. А. Наблюдения над берестяными. С. 151; Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977 – 1983 гг.). С. 217 – 218.

[11] Повесть временных лет. С. 58.

[12] См.: Фасмер М. Цит. раб. Т. 1. С. 546.

[13] Cм.: Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. М., 2005. С. 560.

[14] См.: Ульциферов О. Г. Современный русско-хинди словарь. М., 2004. С. 1165.

[15] См.: Кочергина В. А. Цит. раб. С. 287.

[16] См.: Там же С. 562.

[17] См.: Там же. С. 292.

[18] См.: Там же.

[19] См.: Там же. С. 291.

[20] См.: Там же.

[21] См.: Там же.

[22] Cм.: Там же.

[23] См.: Георгиев В. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М., 1958. С. 257.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВЛЯНЕ-ИНДОСЛАВИКА-СЛАВЯНСКИХ-ЭТНОНИМОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Владислав КондратьевContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/rudra

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Владислав Олегович Кондратьев, ДРЕВЛЯНЕ (ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВЛЯНЕ-ИНДОСЛАВИКА-СЛАВЯНСКИХ-ЭТНОНИМОВ (date of access: 19.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Владислав Олегович Кондратьев:

Владислав Олегович Кондратьев → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
1 votes
Related Articles
А. В. Ревякин. СОЦИАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ В СЕРЕДИНЕ XIX века. М., 1999
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛЕ В 1945 году
Yesterday · From Россия Онлайн
ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СИНТЕЗА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
Yesterday · From Россия Онлайн
Энергия Дао как суть НЛО. Tao energy as the essence of UFO.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ИСТФАК МГУ 1947-1952 гг. (Окончание)
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПОСЛЕ РОСПУСКА КОМИНТЕРНА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1989-1990 гг.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2 days ago · From Россия Онлайн
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия масс в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
ПЕТР I В ДАНИИ В 1716 году
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ДРЕВЛЯНЕ (ИНДОСЛАВИКА СЛАВЯНСКИХ ЭТНОНИМОВ)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones