Libmonster ID: RU-8759
Author(s) of the publication: В. Ю. НОВОЖИЛОВ

Проблемы культуры и цивилизации изучаются различными науками: историей, археологией, социологией, этнографией, искусствоведением, антропологией. Сложились междисциплинарные научные направления - культурология и теория цивилизации. Мы рассмотрим философские аспекты проблемы взаимосвязи культуры и цивилизации под углом зрения наиболее общих закономерностей становления и функционирования этих явлений, их взаимодействия, тенденций развития на рубеже ХХI в.

1. Культура в системе общественных отношений

Философия культуры - относительно недавнее приобретение философской науки. В античной философии эта проблема в ее современном понимании вообще не стояла. Лишь в эпоху Просвещения с возникновением философии истории, философии поступательного развития человечества, у истоков которой стояли Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Вико, Гердер, культура становится предметом специального рассмотрения. Термин "философия культуры" был введен немецким романтиком А. Мюллером (1779 - 1829) в начале ХIХ столетия.

Универсалии культуры. В качестве основного вопроса этой философии встал вопрос о существовании культурных универсалий - системообразующих признаков, факторов либо явлений культуры.

В качестве универсалий культуры выдвигались, например, общезначимые ценности данного общества (Виндельбандт, Риккерт). Г. Коген (1842 - 1918) и П. Наторп (1854 - 1942) предлагали

стр. 162


считать такими универсалиями логические основания сфер культуры. Э. Кассирер (1874 - 1945) в качестве универсалий культуры полагал символическую деятельность , М. Шелер (1874 - 1928) - структуры ценностного сознания .

Вместе с тем существовала и точка зрения своеобразного "культурного номинализма" - отрицания объективного основания универсалий культуры. Так, культурантропология считает, что универсалий культуры, т. е. таких явлений, которые придают культуре целостность и относительно самостоятельное бытие, не существует. Поэтому, например, Э. Тайлор (1832 - 1917), основоположник английской культурантропологии, просто перечисляет элементы культурной жизни общества - обряды, традиции, обычаи - без выявления системного единства.

Философские подходы к пониманию сущности культуры. В современной культурологической литературе насчитывают от 150 до 250 определений культуры. Это объясняется и спецификой предметного подхода (исторического, искусствоведческого, социологического и т.д.), и разнообразием мировоззренческих позиций исследователей, и различными подходами в рамках одного мировоззрения.

Однако для всех этих подходов характерно рассмотрение культуры в ее соотношении с человеком, его деятельностью (лат. cultura - обработка и уход за землей; ср.: "культура земледелия"). Поэтому, говоря о культуре, имеют в виду то, что создано человеком. Наиболее обобщенное представление культуры заключается в понимании ее как "второй природы". Различия начинаются там, где ставится вопрос о сущностных (а не формальных) признаках культуры, о ее роли в жизни человека и общества, о специфике воздействия.

Классическая модель культуры сложилась к середине ХIХ столетия и в обобщенном виде сводится к следующим положениям. Человек - субъект культуры, ее творец и в рамках культуры выступает как разумное существо. Субъект и объект познания жестко разделены. Культура базируется на принципах гуманизма, рационализма, историзма. Она выступает в качестве чисто духовного образования. Базовой моделью культуры является европейская культура.

Неклассическая модернистская модель культуры, возникшая как реакция на недостатки классической модели (ее евроцентричность, игнорирование эмоционально-чувственной стороны культуры и т.д.), ориентирована на повседневную жизнь человека. Элементы

стр. 163


культуры с этой точки зрения воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления бытия. Доминирующими идеями этой модели выступают пессимизм, абсурдность и темнота мира, приоритет личного перед общественным, отрицание желательности упорядоченного моделирования мира.

Постмодернистская концепция культуры основана на той идее, что окружающий мир "противится действиям человека", существующий порядок вещей "мстит" попыткам его "разумно" преобразовать. Поскольку мир сопротивляется "переработке", он не умещается и в прокрустово ложе логических схем, а, следовательно, практически остается непознанным . Эта концепция отрицает существование универсалий культуры. С ее точки зрения, каждое явление культуры является самодостаточным и не нуждается в систематизации.

В рамках этих трех концепций формируются и основные определения культуры.

Аксиологический подход к культуре (Козлов, Францев, Зворыкин) исходит из представления культуры как совокупности материальных и духовных ценностей. При этом подходе сфера функционирования социальных ценностей и сфера культуры совпадают.

Распространен подход к культуре как к процессу и результату творческой деятельности людей (Арнольдов, Баллер, Злобин, Межуев).

Деятельностный подход рассматривает культуру как специфический способ деятельности, как ее технологическую сторону (В. Давидович, Ю. Жданов, З. Файнбург), как технологию производства и воспроизводства человека и общества.

Семиотический подход (Э. Канке) рассматривает культуру как внебиологический механизм передачи опыта через своеобразный социальный код, через систему символов и знаков. Культура выступает как средство коммуникации, общения между людьми.

Нетрудно видеть, что в каждом из этих подходов есть "рациональное зерно", ибо каждый отражает ту или иную реально существующую сторону культуры. Вместе с тем эти подходы страдают и известной ограниченностью. В самом деле, аксиологический подход рассматривает культуру как совокупность ценностей. Однако, например, хинди-этрусский словарь в силу своей библиографической редкости может представлять необычайную ценность для филолога. Однако военного инженера он оставит совершенно равнодушным: в круг его ценностей эта книга не входит. Таким образом, один и тот же объект, абсолютно не изменяя своих качеств, то

стр. 164


включается в систему культуры, то оказывается исключенным из нее.

Творческий подход совершенно справедливо указывает на то, что продукты культуры - результаты творческой деятельности, что особенно наглядно проявляется в искусстве. Может быть лишь одна "Мона Лиза", одна "Сикстинская Мадонна", остальные, если они существуют, оцениваются как подделки и исключаются из сферы культуры (хотя, строго говоря, по художественной выразительности или иным характеристикам подделка может превосходить оригинал). Остальные экземпляры - результат репродуктивной ("повторительной") деятельности и по рассматриваемому критерию в систему культуры не вписываются.

Есть ограниченность и у деятельностного подхода, который в известной мере отвлекается от собственно результатов деятельности, акцентируя внимания на ее процессе .

Возникает необходимость в философском подходе, который сохранял бы положительные черты рассмотренных позиций, и вместе с тем позволял бы преодолеть их ограниченность. Такой подход активно разрабатывается в последние десятилетия и связывает понимание культуры с процессами человекосозидания, человекотворчества. При этом создаваемое людьми предметное богатство (богатство материальных благ) рассматривается лишь как внешняя форма культуры. Сущностной стороной культуры выступает ее человеческая, гуманитарная характеристика, а ее действительным содержанием является процесс созидания человека как личности во всей совокупности ее отношений, сил, способностей, потребностей.

С этих позиций можно определить культуру как процесс и результат самосозидания человеческой личности в единстве всех ее социальных функций и общественных отношений, как характеристику степени развития и качества исполнения личностью всех ее социальных ролей, как показатель степени свободы человека.

Действительно, культурный человек не только сам свободен (свободно может вести себя и наглец, хотя его поведение не является адекватным ситуации). С культурным человеком чувствуют себя свободными и другие (не возникает, например, задача убирать за ним разбросанный мусор). Культура выступает продуктом открытой человеческой природы, вытекает из "неокончательности" человека, а, следовательно, коренится в его объективной способности к саморазвитию. В этом смысле животные, особенно низшие, - окончательны, поскольку алгоритм их поведения сформировался

стр. 165


раз и навсегда (к примеру, раки 20 миллионов лет ведут себя одинаково и не нуждаются в самосовершенствовании).

Таким образом, культура выступает в качестве определителя: в какой мере данное общество человечно , в какой мере человек стал подлинно гуманным по отношению к себе и другим. Анализ сущности культуры позволяет выделить взаимосвязанные основные аспекты культуры, которые в известной мере могут быть охарактеризованы как универсалии культуры.

1. Культура - порожденное обществом и выражающее его качественную характеристику социальное явление, процесс творческой деятельности человека, направленный на познание окружающего мира и самого человека в этом мире.

2. Культура включает в себя совокупность достигнутых в процессе освоения мира человеком материальных и духовных ценностей, на основе которых она призвана определить место человека в мире, его мировоззренческие установки и ценностные ориентации, обеспечить регулирование социальных отношений людей.

3. Культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращения его естественных влечений, потребностей, эмоций в подлинно человеческие. В этом состоит ее гуманистический смысл.

Рассмотрение взаимосвязанных сторон культуры позволяет выявить ее основные функции в обществе.

Адаптационная функция культуры позволяет каждой личности приспособиться к существующим в обществе оценкам и нормам поведения.

Познавательная функция культуры реализуется через вооружение человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы и познания общественных явлений. Близка к нейинформационная функция , позволяющая давать человеку и обществу определенную информацию.

Культура выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая общение людей. Общение осуществляется с помощью языка, музыки, изображения и т. д., которые входят в сокровищницу культурных ценностей.

Нормативная функция культуры заключается в выработке и распространении определенных норм поведения человека, которые ему предписывает общество.

Следует отметить гуманистическую функцию культуры, которую имел в виду М. Хайдеггер, рассматривая культуру как реали-

стр. 166


зацию верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств.

Важнейшей функцией культуры, которая синтезирует в себе все остальные функции, выступает человекотворческая функция. В самом деле, в числе основных отличий человека от животного - разные способы передачи алгоритма поведения родившемуся индивиду. Для животных это механизм наследственности, а для человека - преемственности. И если носителем механизма наследственности выступают гены, ДНК, РНК, то носителем механизма преемственности выступает культура . Иными словами, человек тем более является человеком, чем более он овладел ценностями культуры. При этом в качестве важнейшей универсалии культуры выступает культурная традиция, или историческая память, передающая лучшее из предшествующих культур. Тот, кто хочет понять настоящее, должен понять и прошлое, его питающее.

При таком понимании культуры в ее структуре в наиболее общем виде выделяются две основные формы: личностно-деятельностная и предметная . Личностно-деятельностная сторона культуры выступает в форме человеческой деятельности по воспитанию и формированию способностей, навыков деятельности, усвоению старых ценностей и созиданию новых. Предметнаясторона культуры выступает как совокупность материальных ценностей, передающихся от поколения к поколению. Однако "материальность" этих ценностей относительна. Поскольку главный признак культуры - человекотворчество , то материальное и духовное в явлениях культуры оказываются сложно переплетенными. Материальное включается в систему культуры тогда, когда оно выступает носителем ценностей, развивающих человека. Так, картина, книга, видеокассета, компакт-диск, безусловно, выступают как материальные ценности и обладают достаточно точно определяемой стоимостью. Однако их подлинное культурное предназначение заключается в том информационном идеальном содержании , носителем которого они являются.

К структуре культуры как социального феномена можно подойти и с иной стороны. Большинство исследователей выделяют в ней три подсистемы: материальную культуру, духовную культуру и художественную культуру.

Материальная культура общества включает в себя прежде всего предметные результаты материального производства , которые предназначены для потребления, а также материально-технические сооружения, обеспечивающие процесс производства. Приме-

стр. 167


нительно к истории общества в состав производственно-технической культуры включается сохранившееся от конкретной эпохи материальное наследие: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда; результаты производства: промышленного, сельскохозяйственного, ремесленного. Важным элементом производственно-технической культуры является технологический способ производства - система взаимосвязи работника со средствами производства, производственные технологии и т.д.

К материальной культуре многие исследователи относят и многообразие учреждений и практических действий в сфере социальной практики . Парламент, армия, социальный переворот, политическая партия, вооруженная борьба при таком подходе также рассматриваются как элементы материальной культуры.

Духовная культура выступает прежде всего как система производства духовных ценностей, а также как совокупность процессов потребления этих ценностей. В ее составе чаще всего выделяют следующие подсистемы.

* Проективная сфера культуры опирается на особый вид человеческой деятельности, предшествующий материальной практике и поставляющий ей идеальные модели будущих действий. Результатами этого вида духовной культуры являются проекты и чертежи технических сооружений, машин, боевой техники, идеальные модели деятельности, социальные проекты общественных преобразований. Именно в этой сфере культуры создаются модели и идеалы будущего.

Гносеологическая сфера духовной культуры охватывает результаты познавательной деятельности человека - систему его знаний . В любом обществе складывается относительно независимая от отдельного индивида система добывания, хранения и передачи информации и знаний. Ряд философов считает, что в современном информационном обществе сложился специальный слой людей, занимающихся добыванием и переработкой знаний - когнитариат .

Ценностно-ориентационная сфера духовной культуры обусловлена тем, что мир человека - это всегда мир ценностей, предметы и явления окружающего мира наполнены для человека смыслом и значением. Можно выделить такие группы ценностей:

предметные ценности, вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта,

- ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами,

стр. 168


- ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев , императивов, запретов, формируемых конкретным типом культуры,

- ценности-идеалы ,

- ценности-знания и другие ценности сознания.

Ценности вырабатываются и существуют только в мире культуры, они существенно зависят от оценочной деятельности людей, а поэтому могут оказываться и подлинными, вечными, а могут быть и временными, ложными, реакционными, а то и антиценностями.

* Специфическую сферу духовной культуры составляет духовное общение (коммуникативная сфера культуры). Для эффективного духовного общения имеет значение совпадение духовного багажа индивидов, позволяющего каждому из них правильно расшифровывать "духовный код" другого индивида, иными словами, они должны разговаривать на одном языке, понимаемом в широком смысле как сходство менталитетов . Единство ситуации, языковой среды, определенная общность эталонов поведения, системы ценностей, целей и интересов общающихся индивидов способствуют наибольшей эффективности процесса коммуникации. Процесс общения происходит на межличностном ("один-на-один"), межгрупповом уровне (семья, круг друзей, коллектив). Вместе с тем есть особая форма общения индивида с личностями ушедших эпох. Это становится возможным благодаря тому, что наиболее ценные и значимые результаты духовной жизни общества входят в "золотой фонд" культуры, в историческую память человечества и объективируются в книгах, произведениях искусства, в рукописях. В этом случае происходит как быопосредованное общение представителей различных эпох поколений, различных типов культур.

Художественная культура. Нередко в высказываниях о культуре именно художественная культура отождествляется с культурой вообще. Художественная культура, с одной стороны, тесно связана с материальной культурой (благодаря материальному воплощению многих произведений этой культуры, благодаря близости к технике отдельных направлений художественной культуры, например, архитектуры). С другой стороны, художественная культура близка духовной культуре (литература оказывается близка, например, науке).

Структуру художественной культуры часто рассматривают с точки зрения взаимодействия трех компонентов: "художник - искусство - публика". Центральным элементом художественной куль-

стр. 169


туры является искусство как художественно-образное отражение действительности, зародившееся на определенной ступени развития человечества.

Специфику искусства составляет его способ отражения действительности. Оно осуществляется через художественный образ . Если наука отражает действительность через абстрактные понятия, адресуясь в первую очередь к разуму, то художественный образ - это конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности. Художественный образ, с одной стороны, абстрактен, ибо во многих случаях выступает как отражение типического и как бы смыкается с научными понятиями. С другой стороны, это типическое выражается через конкретный чувственно-наглядный образ (например, через конкретного литературного героя) и тем самым выступает как неразрывное единство эмоционального и рационального.

Специфика молодежной субкультуры. Понятие субкультура (от англ. subkulture ) неоднозначно. Весьма часто под ней понимают особую форму организации людей (чаще всего молодежи) - относительно самостоятельное целостное образование внутри господствующей культуры, которое определяет стиль жизни и мышления ее носителей и отличается своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и интересов.

Отличительными чертами субкультур являются так называемые "стили ". Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности неречевых компонентов общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

3) сленг - специфический словарь и его использование.

Все эти элементы взаимосвязаны. Так, обнаруживается соответствие между музыкой, предпочитаемой хиппи , и их слабой групповой объединенностью, сосредоточенностью на внутреннем мире. Точно так же пристрастие рокеров к классическому рок-н-роллу соответствует их активности, любви к скорости и технике.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции . Они способны помогать молодежи в решении ее специфических проблем. Без такого понимания невозможно объяснить регулярное появление все новых и новых молодежных культур и их исключительную притягательность для некоторой части подростков и юношества. Среди субкультур молодежи 50 - 80-х гг. на Западе можно выделить субкультуры молодежи рабочего класса (тэдди-бойз,

стр. 170


моды, рокеры, бритоголовые, футбольные и музыкальные фанаты, панки) и субкультуры средних слоев (битники и хиппи).

Практически со всеми этими разновидностями мы сегодня сталкиваемся и в России. Названия субкультур чаще всего отражают какую-либо особенность внешнего вида или поведения их представителей. Тэдди-бойз (teddi-boys) получили свое название за копирование стиля одежды молодежи из аристократических кругов ("Тэдди" - уменьшительный вариант имени принца Эдуарда), моды (mods) - за любовь к одному из музыкальных стилей, рокеры (rokers) - за приверженность к рок-н-роллу, бритоголовые или скинхэдз (skinheads) - за коротко подстриженные или выбритые волосы на голове. Панки (punks) - это сленговый термин, обозначающий социальные низы (буквально: "отбросы общества"). Хотя большинство этих групп возникло довольно давно, они и сегодня существуют в качестве наиболее известных молодежных субкультур.

Особенности массовой и элитарной культуры. Во второй половине ХХ столетия весьма популярным стало понятие "масса" и "массовая культура". Подробный анализ массовой культуры дан известным испанским философом Х. Ортега-и-Гассетом (1883- 1955) в работе "Восстание масс". Характеризуя современный век, он отмечает, что массы внезапно стали видны, вышли на авансцену, "герои исчезли, остался хор". Принадлежность к массе рассматривается им как психологический признак, ибо человек массы чувствует, что он "точь-в-точь" как все остальные.

В исследованиях Д. Белла масса предстает воплощением стадности, шаблонности, унифицированности, "суммой однотипных посредственностей". Типичными признаками человека массы становятся обезличенностъ, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности. Поведение масс, по мнению западных исследователей, стихийно. В своих действиях масса не руководствуется культурным опытом, наружу прорываются подсознательные импульсы.

Массовая культура - понятие, широко использующееся в современной культурологии. Оно характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, которые рассчитаны на массовое потребление. Массовой она является потому, что массово, каждодневно производится: это культура повседневной жизни, доступно представляемая средствами массовой коммуникации массовой аудитории. Она привлекательна в силу своей демократичности.

стр. 171


Английский социолог Р. Хоггарт наряду с "мертвой" - коммерческой по духу и антигуманистической по содержанию - культурой выделяет "живую" массовую культуру , которая обращается к личности, стремится ответить на ее запросы, вызвать интерес к ее ценностям. (Не будет ошибкой считать, что именно подобным - живым - образцом массовой культуры является, например, для России творчество В. С. Высоцкого.) Именно такая культура, по Хоггарту, и должна быть взята за основу изменения качества повседневного бытия народных масс, их сознания и образа жизни.

В такой постановке вопроса имеется рациональное зерно. Массы в наши дни существенно изменились, стали более образованными и информированными, они чаще задумываются о последствиях своих действий и поведения. Массы являются носителями особого феномена - массового сознания , которое выступает как реальное отражение существующей материальной, духовной, художественной культуры во всем многообразии ее проявления.

Массовое сознание - неотъемлемый компонент духовной жизни общества, а носители массового сознания становятся не только носителями действующей культуры, но в известной степени на уровне здравого смысла творят сегодняшнюю и завтрашнюю культуру. Образ "всеядной массы" как неразборчивого потребителя массовой культуры несколько преувеличен, поскольку массовое сознание существует на двух основных уровнях - на уровне сознания отдельной личности и на уровне сознания больших социальных групп , отражая их интересы, потребности, цели, ценности.

Поиском ответа на вопрос: кто может взять на себя миссию управления массой - занялись основатели теории элит итальянские ученые В. Парето (1848 - 1923), Г. Моска (1858 - 1941), немецкий политолог Р. Михельс (1876 - 1936) и их последователи. Теория элит (от франц. elite - лучшее, избранное) утверждает, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является привилегированный высший слой, который реализует функции управления и развития культуры.

Г. Моска полагал, что элита должна обладать рядом качеств, которые могут меняться в зависимости от времени и обстоятельств, среди них: организованность, воля, способность объединяться для достижения цели. Х. Ортега-и-Гассет считал, что элита - это люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой.

Элитарное искусство, элитарная культура - это течение

стр. 172


в современной художественной культуре, формирующее искусство для немногих, для эстетической и духовной элиты , способной оценить и воспринять некий сокровенный смысл и язык высшего творческого духа, как утверждается, принципиально непонятный для широкой публики, для народных масс.

Наибольшее распространение элитарное искусство получило в начале ХХ в., когда все противоречия духовной жизни буржуазного общества обострились до кризисного состояния. Философы начала века: Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет представили искусство как продукт спонтанного самовыражения интуиции художника-творца, абсолютно свободного и независимого от общества . Практической реализацией концепции элитарного искусства стали различные направления модернистского искусства (абстракционизм в живописи, додекафония в музыке,сюрреализм в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и т. п.), которые ориентировались на создание искусства "чистой формы", искусства "истинного эстетического удовольствия", лишенного всякого практического смысла и значения. Сторонники элитарного искусства противопоставляли себя массовому искусству, пропагандировавшему, по их мнению, пошлые идеалы сытой, мещанской жизни. Однако само элитарное искусство базировалось на идее индивидуализма, художник стремился показать полный разрыв между ним и обществом. Художественное произведение в этом случае выступало как некая загадка, недоступная разумному началу и постигаемая на основе интуиции, на основе бессознательной стороны человеческой психики.

Если в 50-х и 60-х гг. западные философы противопоставляли "массовую" и "элитарную" культуру, видели в элитарной культуре утверждение творческого начала, а в массовой культуре выделяли ее безликость и примитивность, то затем отношение к этим культурам изменилось. Массовая культура стала приносить огромные прибыли, и владельцам средств массовой информации была необходима не критика, а широкая реклама своей продукции. Критика массовой культуры, по выражению Д. Белла, - это любимое развлечение "снобов и длинноволосых интеллектуалов", а З. Бжезинский связал с ней вклад США в мировую цивилизацию: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру".

стр. 173


2. Особенности западной и восточной цивилизаций Россия в диалоге культур

Актуальнейшим вопросом для российского общества является решение вопроса о соотношении западной и восточной культур и цивилизаций, о месте России в диалоге этих культур. С точки зрения цивилизационного подхода, Запад и Восток рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия .

Специфика западной цивилизации. Современные исследователи под термином "Запад" понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, как он сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизация этого типа чаще всего именуется техногенной. Характерными чертами этой цивилизации являются динамичное развитие техники и технологий, систематическое применение в производстве научных знаний. В результате научные и научно-технические революции коренным образом изменяют место человека в производстве и его отношение к природе. По мере развития техники ускоренно изменяется созданная человеком "вторая природа", что в свою очередь вызывает существенную трансформацию социальных связей. Иногда в течение одного-двух поколений происходят изменение образа жизни и формирование нового типа личности.

Западная культура в ее современном виде опирается на предпосылки, формировавшиеся в период античности и средневековья. Наиболее существенные факторы этого исторического периода, которые определили лицо западной цивилизации, могут быть сведены к следующим:

* опыт демократии античного полиса;

* становление в рамках полисной культуры различных философских систем и зарождение науки в ее нынешнем понимании;

* христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали, пониманием человека и его разума, как созданных "по образу и подобию Божьему".

В эпоху Просвещения сформировались те предпосылки и мировоззренческие установки, которые определили последующее развитие техногенной цивилизации . В числе этих установок следует прежде всего подчеркнуть особую ценность прогресса науки и техники, убеждение в возможности разумного рационального обустройства общества. Обычно в социально-историческом плане западная цивилизация отождествляется с периодом становления и развития капиталистических экономических отношений и буржуазной формы

стр. 174


государственной демократии, со становлением гражданского общества. В технико-технологическом аспекте западная цивилизация отождествляется с индустриальным и постиндустриальным обществом. Становление этой цивилизации происходило в тесном переплетении материальных и духовных факторов. Немецкий исследователь М. Вебер в знаменитой книге "Протестантская этика и дух капитализма" показал роль протестантской Реформации и религиозного духа кальвинизма в становлении основных духовных ценностей капиталистического общества. В числе этих ценностей: динамизм, ориентация на новизну, утверждение достоинства и уважения к человеческой личности, индивидуализм, установка на автономность личности, рациональность, идеалы свободы, равенства, терпимости, уважение к частной собственности.

Особенности традиционного общества. Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: "Свет с Востока".

В геополитическом аспекте этот тип цивилизации связывают с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, государственными образованиями мусульманского мира. Каждая из этих культур отличалась самобытностью. Так, в Древнем Китае сын крестьянина мог за счет образования попасть в высшие слои общества, а в Индии существовали замкнутые касты; японские самураи с презрением относились к низшим слоям общества, а рыцари Китая считали долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость.

Однако между обществами традиционной культуры гораздо больше сходства, чем различий. Отметим наиболее существенные их общие черты. Традиционные общества ориентированы прежде всего на воспроизводство устоявшихся социальных структур, на стабилизацию сложившегося образа жизни. В качестве высшей ценности рассматриваются традиционные алгоритмыповедения, аккумулирующие опыт предков (отсюда - "традиционное" общество). Виды и цели общественной деятельности меняются очень медленно, в течение столетий они воспроизводятся как устойчивые стереотипы.

Именно огромная роль традиции в жизни рассматриваемой цивилизации определила длительность ее существования. Если современная западная цивилизация считается существующей ок. 300 - 400 лет, то исследователи Востока определяют срок жизни

стр. 175


традиционной цивилизации на протяжении огромного промежутка в 3 тысячи лет - с сер. II тыс. до н.э. по XVII-XVIII вв. н.э. с сохранением существенных характеристик этой цивилизации по настоящее время.

Было бы ошибочно считать, что Восток стоял на месте. Он эволюционировал, но динамика его развития отличалась от западной. Отвергались те новации, которые могли угрожать стабильности Востока. В Европе двигателем прогресса был гражданин-собственник . На Востоке отбирались лишь те новшества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства , были направлены на укрепление эффективности власти или стабильности государства.

Восток очень гибок, он оказывается способным вобрать в себя и переработать многие чуждые элементы. Если для Рима нашествие варварских племен означало конец цивилизации, то для Китая нашествия "варваров" (кочевых племен на границах с Китаем, которые, как и гунны, захватившие Рим, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя) даже не прервало существования китайского государства, ибо коренное население ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. После него осталась система эллинских государств. Но Восток переварил и Селевкидов, и Птолемеев, и привнесенную в завоеванные страны великолепную культуру древних греков, которая, казалось бы, навсегда там утвердилась. Однажды все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Особенно характерна способность к ассимиляции для Японии, которая во многом шла по пути заимствований и преобразований на свой лад из философии, традиций, наук, боевых искусств других народов.

В духовной сфере традиционного общества господствуют религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Научной рациональности в этих обществах противопоставляется нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием, с миром. В отличие от Запада на Востоке существовало множество религий, и даже ислам, непримиримый к западному христианству, уживался с восточными верованиями. Человек Востока представлял существование всего живого как вечный круговорот в замкнутом цикле, что и порождало знаменитый восточный фатализм как

стр. 176


веру в невозможность и ненужность изменения предначертанной богом судьбы.

Для восточного мировоззрения не характерно разделение мира на мир природы и мир человека, на естественный и сверхъестественный, ему присущ синтетический подход "все-во-всем". Поэтому свобода и достоинство человеческой личности, ее автономия чужды духу восточной культуры, для которой характерна ориентация на коллективизм. Восточный человек не свободен, а обязан. Он обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (вышестоящий - нижестоящий, родители - дети, муж - жена), обязан вести определенный образ жизни.

Общество Востока никогда не утрачивало связь с природой. Европейцы слабость перед силами природы компенсировали созданием технических устройств, противопоставляя тем самым себя природе и не ощущая себя ее частью. Целью людей Востока стало стремление жить в гармонии с природой, познав ее законы. Излюбленная идея восточных философов состоит в том, что народы и государства должны развиваться естественным образом, во всем беря пример с природы, где в жизни растений и животных нет ничего лишнего, ничего случайного. Доскональное знание природы позволяло восточному человеку точно предсказывать ее воздействие на организм. Не имеет себе равных по эффективности восточная медицина.

Эти особенности восточной цивилизации предопределяют и специфику социально-политического и государственного устройства. Дух демократии и гражданского общества чужд традиционной цивилизации, поэтому попытки привить нормы западной демократии на восточной почве дают весьма причудливые гибриды. В южных республиках Советского Союза даже структурная организация Коммунистической партии очень тесно коррелировала с традициями родоплеменной организации общества.

Следует учитывать, что рассмотренные схемы - не что иное, как теоретические модели двух цивилизаций, в реальной действительности дело обстоит гораздо сложнее, и реальные общества выступают как результат взаимодействия и взаимозависимости всех ныне существующих культур и цивилизаций. Вместе с тем рассмотренная модель представляет собой достаточно надежную отправную точку для классификации современных обществ.

Попытка выделить своеобразие и историческую роль различных культур и цивилизаций для русского человека связана с необходимостью осмыслить отечественную историю, определить место

стр. 177


Таблица 1

Сравнительные признаки цивилизаций

Признаки цивилизации

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

Срок существования

Около 300 лет

Около 3000 лет

Тип материального производства

Интенсивный

Экстенсивный

Системообразующие факторы

Научно-технический прогресс

Традиции

Отношение к природе

Покорение

Приспособление

Наиболее ценимый социальный слой

Молодежь - преобразователь общества

Аксакалы - носители традиций

Преимущественный тип развития

Революционный

Эволюционный

Отношение к человеку

Самоценен

Подчинен обществу и государству

Тип политических систем

Демократический

Деспотический

Адекватное название

Техногенная

Традиционная

России в мировой цивилизации, выявить значение западного и восточного культурного наследия для культуры в России, ответить на вопрос: возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России?

Эта проблема была поставлена еще в 30-х гг. XIX в. русским философом П. Я. Чаадаевым, который по поводу особого пути России утверждал, что надо доказать , что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной. Такое доказательство стремились представить идеологи славянофильства : И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков. Они связывали идею самобытности русского пути с приверженностью русского народа православию. С их точки зрения, православие выступает источником специфических черт "русской души": глубокой религиозности, повышенной эмоциональности, коллективистских ценностей, приверженности к самодержавию.

Их оппонентами выступили "западники ": К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Б. И. Чичерин и др. Они рассматривали Россию как во многом еще азиатскую страну, которой необходимо перенимать лучшие образцы западной культуры и образа жизни, по-западному цивилизовываться.

После Октябрьской революции этот вопрос активно обсуждал-

стр. 178


ся русской философской эмиграцией , прежде всего в ряде крупных работ Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского и др. В книге Н. А. Бердяева "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века" говорилось о невозможности строго научного определения народной индивидуальности, в которой всегда есть нечто непостижимое. Для русской индивидуальности, по мнению Н. А. Бердяева, характерной является глубокая поляризованность и противоречивость: "Русский народ не есть чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное"1 .

С точки зрения Бердяева, русский народ был народом откровений и вдохновений, а не упорядоченной рациональной культуры. В основании русской души лежат два противоположных начала: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие, что и обусловило двойственность духовных качеств народа: гипертрофия государства и анархизм, склонность к насилию и склонность к доброте, индивидуализм, обостренное сознание личности и коллективизм, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Бердяев считал, что эти черты предопределили сложность и катаклизмы российской истории.

Несколько по-иному тема о самобытных основах российской истории и культуры решается в работах представителей так называемого евразийского движения (П. А. Карсавина, Я. С. Трубецкого, П. П. Стучинского и т.д.). Евразийство возникло и существовало как общественно-политическое и идейное течение русской эмигрантской интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х гг. ХХ в. Историко-культурная концепция евразийства рассматривает Россию как Евразию - особый географический и этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Этот мир имеет самобытную культуру, "равно отличную от европейских и азиатских". Евразийцы подчеркивали преобладающие азиатские черты русской культуры (включая в эту культуру туранские народности). Они называли Русь преемницей империи Чингиз-хана и заявляли, что "русская революция прорубила окно в Азию".

Евразийцы считали, что после Октябрьской революции старая Россия со всей ее государственностью и укладом жизни потерпела


1 О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 44.

стр. 179


крушение и канула в вечность. Новая эпоха открывается мировой войной и русской революцией. Для этой эпохи характерно не только исчезновение прошлой России, но и разложение Европы, всеобъемлющий кризис Запада. А Запад, по мнению евразийцев, полностью исчерпал свой духовно-исторический потенциал. Будущее же в этой новой эпохе они отводили обновленной России, а вместе с ней и всему православному миру. Таким образом, евразийцы в значительной мере наследуют традиции славянофилов.

Темы, поднятые в дискуссиях западников и славянофилов, Н. А. Бердяевым и евразийцами, продолжают обсуждаться современной российской общественностью, прежде всего философами. Для многих из них ясно, что развитие западной техногенной культуры и цивилизации привело человечество к глобальным проблемам и системному кризису. В связи с этим ставится вопрос: можем ли мы воспринимать западный опыт как некоторый идеал или сам этот опыт должен быть подвергнут критическому анализу?

Возможно, человечеству для выживания необходимо встать на новый путь цивилизационного развития. А это может означать, что наступивший в России глубокий кризис всех сфер общественной жизни и есть необходимый момент, который может послужить толчком для создания этого нового типа цивилизационного развития. В российской культуре существуют значительные основания для выработки такого пути развития, основными ценностями которого явилась бы ориентация не на безостановочный рост материального производства и потребительства, а на аскетическую умеренность, основанную на приоритете духовных ценностей. Холодному экономическому расчету должны противостоять теплота человеческих отношений и христианское самопожертвование, а западному индивидуализму - братская взаимопомощь и коллективизм. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.

Более конкретные вопросы связаны с социальной спецификой сегодняшней ситуации в государствах бывшего СССР. Каковы пути и исторические судьбы той общности, которая раньше называлась Россией, соберется ли она вновь или процесс ее распада необратим? Подобного рода вопросы предстоит решить и теоретически, и на практике не только нам, но и будущим поколениям народов некогда великой Российской империи.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНАЯ-КУЛЬТУРА-СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Polina YagodaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Yagoda

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Ю. НОВОЖИЛОВ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДУХОВНАЯ-КУЛЬТУРА-СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ (date of access: 22.06.2021).

Publication author(s) - В. Ю. НОВОЖИЛОВ:

В. Ю. НОВОЖИЛОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Polina Yagoda
Kaliningrad, Russia
1398 views rating
10.09.2015 (2112 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
an hour ago · From Владимир Груздов
Актуальные советы по ставкам
Catalog: Экономика 
5 hours ago · From Россия Онлайн
А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику слое эфира. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются правые и левые электроны. Различие определяется инверсией их магнитных полюсов. Инверсия магнитных полюсов электронов определяет их противоположное движение в пространстве. Правые электроны генерируют отрицательную полуволну переменного тока. Левые электроны генерируют положительную полуволну переменного тока. Левые электроны открывают p-n переходы, ими же заряжаются и разряжаются аккумуляторы, левые электроны образуют плюсовую полуволну переменного тока, правые и левые электроноы могут превращяться друг в друга. Левые электроны являются квантами электрической энергии, и в других взаимодействиях не наблюдались.
Catalog: Физика 
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
Yesterday · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
Yesterday · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones