Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8490
Author(s) of the publication: Е.Н. Яркова

Share with friends in SM

Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с.

А.П. Давыдов известен в научном мире как востоковед, автор нескольких книг по Китаю и Юго-Восточной Азии. Его обращение к Пушкину не может не настораживать, так как пушкинистика кажется не оставила невозделанных делянок непрофессионалам. Тем не менее А.С. Ахиезер в предисловии к книге говорит о ее сенсационности. В чем же она?

Автор выступает не только как историк, но прежде всего как культуролог, предлагающий свою концепцию развития русской культуры. Я попытаюсь изложить ее в кратком виде.

Сам подход к Пушкину, как и к русской литературе, в книге необычен. Давыдов опирается на уже предложенное в культурологической литературе представление о господствующем характере в русской культуре инверсионной логики. Это - логика формирования смыслов в пределах сложившегося содержания культуры на основе логически быстрых переходов в рамках дуальной оппозиции от одной смысловой полярности к другой, противоположной. Но одновременно в культуре формируется нацеленность на критику инверсии, складывается медиационная логика (медиа - лат. середина), т. е. способность формировать новые смыслы, то, что некогда Н. Бердяев условно назвал "срединной культурой". Развитие медиационного мышления в тенденции может перейти к его господству в обществе, чего Россия еще не достигла. Давыдов рассматривает развитие медиации не только как чисто логический процесс, но и как способ формирования культурных и нравственных основ либерально-модернистской культуры, неполитических форм либерализма.

Специфику российской культуры автор видит в ее высоком уровне эмоциональности. Поэтому развитие медиации в России происходит не столько в рациональном мышлении и познании, как в западной культуре, сколько в художественной литературе, поэзии. Такой подход позволяет увидеть в творчестве Пушкина органический синтез национальной идеи и ценности личности, т. е. русский вариант либерального мировоззрения.

Этот метасмысл творчества и личности поэта, по мнению Давыдова, ускользнул от его исследователей в силу того, что они пытались втиснуть многообразный пушкинский мир в "прокрустово ложе" либо религиозно- православной, либо атеистическо-народнической доктрины. "Пушкин в своем анализе человеческой реальности автономизируется от абсолютизации любого сложившегося смысла, находит дуальные оппозиции в культуре, устремляется к их полюсам, отталкивается от одного из них к противоположному и в зоне между ними образует новые смыслы" (с. 93). Тем самым формируется новый субъект культуры, способный через поэтическую рефлексию повышать уровень медиации.

Суть исследовательского метода Давыдова заключается в выявлении дуальных ценностно-смысловых структур в произведениях Пушкина, анализе

стр. 244


движения мысли поэта в рамках этих структур и наблюдении за развитием в них медиации. Например, в области любовной лирики такой дуальной оппозицией являются два типа традиционалистского взгляда на любовь - любовь как слияние с тотальной "несвободой" и любовь как слияние с полной и неограниченной "свободой". В "Каменном госте" первая позиция воплощена в отношениях Доны Анны и Командора. Здесь любовь несвободна, несамоценна, она стоит на службе воспроизведения рода, замкнута в традиционных границах феодальной семьи, охраны социальных устоев, подавляет личность. Воплощением второй позиции являются отношения Лауры и Гуана - свобода, вседозволенность и сексуальная раскованность этих отношений демонстрируют также один из традиционалистских смыслов, имеющих свои корни в языческой народной культуре. Подлинная любовь - любовь-медиация - в отличие от традиционалистской псевдолюбви измеряется не какими-то готовыми, заданными культурой мерками, но самой любовью, которая рождается между полярными традиционными смыслами как мера свободы и ответственности личности, как диалог традиции и новации, как синтез трансцендентного и имманентного, земного и небесного, как новый смысл, "срединная культура". Это любовь Гуана и Анны.

С культурологической точки зрения любовь выступает как творческое начало, как непредсказуемое стремление к инновациям, к преодолению сложившихся норм и ценностей. Это отношения людей, вступающих в диалог, стремящихся друг к другу, ищущих для этого подчас творческие нетривиальные инновационные пути, становящихся на позицию критики сложившегося содержания культуры*

Аналогичным образом автор анализирует и иные дуальные оппозиции Пушкина, например: "смерть - бессмертие", "истина - обман", "смысл - бессмысленность", "счастье - несчастье". Давыдов демонстрирует как - поднимаясь над традиционными смыслами - пушкинская рефлексия преодолевает, "снимает" их в третьем, "срединном" смысле, который альтернативен обоим противоположным значениям. Путь пушкинской мысли лежит в преодолении дуальности через синтез полярных смыслов и рождении "срединной культуры". Ее субъектом может быть только личность, существование которой воплощается в постоянном диалоге трансцендентного и имманентного, потустороннего и посюстороннего, абсолютного и относительного: "Индивидуализм создает новое, более высокое качество культуры и тем самым отвергает серое творчество, усредненный уровень рефлексии, он выходит в новое логическое пространство, формируя новые смыслы и новые законы их поиска"(с. 45). Это стремление пушкинской рефлексии к осмыслению культуры через дуальные оппозиции Давыдов рассматривает как исходный пункт для выхода культуры за ее собственные рамки, как предпосылку творческого процесса.

Ценность пушкинской рефлексии, по мнению исследователя, заключается в глубоком понимании проблематичности существования индивидуализма на российской почве. Индивидуализм существует в России на полулегальном положении, отлившемся в формы диссидентства-самозванства. Судьба диссидентства-самозванства в России глубоко трагична.

Автор монографии по сути представляет читателю неизвестного Пушкина - Пушкина-философа экзистенциального плана, для которого экзистенциальный

стр. 245


тезис о том, что ценности не существуют как скрижали, но полагаются человеком, как "условия сохранения, обеспечения и возрастания его жизни"(1), являлся программой жизни и творчества. Нет ли в таком подходе элементов осовременивания, модернизации Пушкина; аутентичен ли такой способ интерпретации творчества русского поэта начала XIX в.? Думаю, что этот вопрос не предполагает однозначного ответа. Формально, произведения Пушкина - это не философские трактаты. Пушкин воплотил свое знание о России не в систему философских категорий, но в систему художественных образов. Пушкинские открытия не были подхвачены и отрефлектированы философской мыслью России, которая длительное время оставалась чуждой либеральным идеалам. И тем не менее, хочется согласиться с Давыдовым, что усилиями творческого гения Пушкина в России закладывается не просто альтернативная система ценностей, смыслов, но именно инновационная логика формирования культуры. И даже не потому, что "поэзия - это всегда рефлексия", а потому, что поэзия Пушкина и в целом творчество Пушкина по масштабу поставленных проблем, по уровню их анализа и обобщения - это несомненно рефлексия, это "мысль о мысли, догоняющая мысль"(2) Она культурологична и глубоко философична.

Несомненно, ростки такой философской тенденции не могли появиться внезапно. В монографии Давыдова уделено внимание как предтечам пушкинской медиационной рефлексии, так и ее последователям - "подвижникам "срединной культуры" в России. Структура монографии складывается как трехчастная композиция: центральную часть составляет социокультурный анализ творчества Пушкина; первую часть условно можно обозначить как пролог, в котором исследуются корни расколотой инверсионной культуры России; третья часть соответственно может быть названа развернутым эпилогом, в ней автор обращается к социокультурному анализу русской литературы послепушкинского периода.

Развитие русской культуры мыслится Давыдовым как некоторая череда прорывов в инверсии - одним из таких прорывов были реформы Петра I. Давыдов показывает реформаторскую деятельность Петра с новой неожиданной стороны - "царь - плотник с рубанком в руках" предстает как носитель "гена" медиации, символ соединения сакрального и профанного, потустороннего и посюстороннего, трансцендентного и имманентного. В результате этого соединения пробивается первый росток "срединной культуры" - высшая нравственность профессионализма: "...профессия, мастерство приобрели статус царственности, божественности, дело стало областью, где началась ревизия традиционных ценностей" (с. 77); родился "десакрализованный менеджерский стиль управления" (с .78).

Эстафету "срединной культуры" Петра принимают Карамзин, Жуковский, Державин. Однако это только предтечи. "Срединная культура" Пушкина появляется и как результат предшествующего развития и как новое качество.

Влияние Пушкина на последующую литературу рассматривается автором не однозначно. Например, многое оценивается как шаг назад по сравнению с Пушкиным. Сюда относится Достоевский с его полифоническим романом, где отсутствует логика "снятия", а, следовательно, отсутствует и "срединная культура" как путь в новое смысловое пространство. Противоречивое явление - Гоголь, который "многое сделал, чтобы диверсифицировать и расширить

стр. 246


смысловое поле "срединной культуры" в России, но пушкинский выбор оказался ему не по силам. В творчестве Гоголя отразилась тысячелетняя трагическая попытка России преодолеть раскол в культуре одновременно противоположными средствами: логикой медиации и логикой... инверсии" (с. 183). Иное дело Лермонтов. "Первооснова жизни, по Лермонтову, - не Бог, не Человек и не материя, но конструктивный Общение-Диалог... "(с. 180). Близок к Пушкину Гончаров, наконец, Чехов не просто наследует пушкинскую медиационную логику, но усиливает ее критическую направленность, по отношению к сложившимся культурным стереотипам, его творчество становится апофеозом недостаточной способности "русского человека к принятию эффективного решения, осмысления вырождения рефлексии русского человека" (с. 218).

Что же касается интерпретационной судьбы творчества Пушкина, то, по мнению Давыдова, и сегодня живучи одноплоскостные, политизированные трактовки, в которых вместо Пушкина представлен его одномерный двойник - монархист, народник, социалист. Анализ Давыдова ценен, в первую очередь, в содержательном плане, поскольку не просто раскрывает новые грани творчества Пушкина, но обращается к его мировоззренческому динамическому основанию, к его направленности на поиск "середины", диалога. В определенном смысле этот труд является воплощением пушкинской медиационной логики, которая нацелена на выход личности в некоторое новое смысловое пространство: от фиксирования антиномичности русской культуры, ее противоречивости, манихейства и разрушительной инверсионности к конструктивному поиску альтернатив - почвенных путей преодоления раскола, открытости мышления, углублению медиационной логики. Свежий взгляд профессионала из другой сферы науки позволил найти новый ракурс в исследовании Пушкина, что действительно можно рассматривать как сенсацию.


1. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: М., 1993. С. 73.

2. Шрейдер Ю.А. Этика. М., 1998. С. 42.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Давыдов-А-П-Духовной-жаждою-томим-А-С-Пушкин-и-становление-срединной-культуры-в-России-М-Экономика-1999-256-с

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е.Н. Яркова, Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Давыдов-А-П-Духовной-жаждою-томим-А-С-Пушкин-и-становление-срединной-культуры-в-России-М-Экономика-1999-256-с (date of access: 28.09.2020).

Publication author(s) - Е.Н. Яркова:

Е.Н. Яркова → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
569 views rating
08.09.2015 (1847 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Новый социализм нужно строить, опираясь на новую теорию социализма. Новая теория социализма отказывается от диктатуры пролетариата, ибо практика развития старого социализма показала, что диктатура пролетариата не может быть не чем иным, как только диктатурой кучки коммунистических чиновников, или, как очень остроумно назвала её Роза Люксембург «диктатурой НАД пролетариатом». А появление у руля этой диктатуры таких предателей как Ельцин, неизбежно ведёт социализм к краху. Новый социализм, построенный на старой теории, ждёт такая же участь.
Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сейчас, когда открылись как отечественные, так и зарубежные архивы, стало возможным воссоздать картину одного из драматических эпизодов самого начального периода войны..... Западный фронт, бои в июне-июле 1941 года на втором стратегическом рубеже..... 22-ая армия под командованием генерал-полковника Ф.А. Ершакова..... Бои армии в Белоруссии на берегах реки Западная Двина на участке Дрисса - Дисна - Полоцк..... Начало широкого наступления немцев на восток было положено с маленького плацдарма в районе города Дисна
Catalog: История 
В статье рассматривается отражение образа Соловья-разбойника в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в связи с эпизодом свиста Бегемота и Коровьева при прощании героев с Москвой, а также связь образа Бегемота с образом Соловья-разбойника и героя древнеиндийского эпоса - Панду, а шире - связь русской литературы через "Закатный роман" Булгакова и поэму "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина с древнеиндийскими произведениями: "Махабхаратой" и "Рамаяной".
Солнечная система является фрагментом распада нейтронного ядра нашей Галактики Млечный путь. Выброс нейтронного фрагмента Солнца из нейтронного ядра нашей Галактики произошёл приблизительно 10млр. лет назад. Всё это время нейтронный фрагмент перемещается по одному из спиральных рукавов нашей Галактики. Расширение происходит примерно по гиперболической траектории, которая вращается вокруг центра. Полный оборот вокруг центра нейтронного ядра Галактики, Солнце совершает примерно за 230млн.лет. Удаление от центра Галактики до Солнечной системы \simeq27700св. ле
Catalog: Физика 
16 days ago · From Владимир Груздов
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
26 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Энергия частицы является ключевым объяснением расширения Вселенной. В процессе расширения Вселенной участвуют пять частиц. Четыре массовые - нейтрон, протон, электрон и позитрон. Пятая частица условно без массовая - фотон. Позитрон и фотон не являются строительными кирпичиками материи Вселенной. Эти частицы выполняют вспомогательные функции в процессах преобразования материи и расширения Вселенной. Окружающий материальный мир организован из нейтронов, протонов и электронов. Сочетания, комбинации и перестановки этих трёх частиц, образуют окружающий нас мир
Catalog: Физика 
30 days ago · From Владимир Груздов
При любом взаимодействии масс, на любом уровне, создаются потенциалы взаимодействия в любых процессах расширения Вселенной. Этим определением рассмотрим вопросы, связанные с массой и энергией взаимодействующих объектов. Когда объекты (частицы, молекулы) потенциально взаимодействуют, они создают градиенты потенциального взаимодействия. Эти градиенты регулируют энергию и массу объектов и Вселенной в целом.
Catalog: Физика 
46 days ago · From Владимир Груздов
Жан Ланн
Catalog: История 
50 days ago · From Россия Онлайн
Кризис муниципальных финансов в России в 1917 г.
Catalog: Экономика 
50 days ago · From Россия Онлайн
Благотворительная деятельность предпринимателей Парамоновых на Дону. 1914-1915 гг.
Catalog: История 
50 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 
Наталья Свиридова·jpg·25.22 Kb·138 days ago

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Давыдов А.П. "Духовной жаждою томим". А.С. Пушкин и становление "срединной культуры" в России". - М.: Экономика, 1999. - 256 с.
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2020, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones