Libmonster ID: RU-17069
Author(s) of the publication: О. Н. КИСЕЛЕВ

М., 2004, 200 с.

Летом 2003 г. наша страна отметила 60-ю годовщину грандиозного сражения на Курской дуге, ставшего одним из важнейших этапов в ходе второй мировой войны. Этому событию уже посвящены десятки научных работ, фильмов, художественных произведений, однако интерес к нему с годами только усиливается. Ставшие доступными в последние годы архивные материалы позволили по-новому взглянуть на многие аспекты битвы, острые дискуссии вызывают, казалось бы, ранее незыблемые по-

стр. 208


ложения советской исторической науки. Актуальным стал вопрос о цене победы в Курской битве.

Не секрет, что сражение на Курской дуге стало серьезным испытанием для Красной Армии и ее ВВС. Традиционно считается, что к началу контрнаступления под Курском наша авиация добилась господства в воздухе, уничтожив значительное количество фашистских самолетов. Официальная история участия советских ВВС в Великой Отечественной войне указывала: "Всего за время оборонительной операции советская авиация уничтожила в воздушных боях более 1500 немецких самолетов, а сама потеряла около 1 тыс."1 .

Авторы рецензируемого труда взяли на себя нелегкую задачу раскрыть перед своими читателями подлинную, объективную картину действий ВВС противоборствующих сторон в ходе оборонительного этапа курской битвы. Д. Б. Хазанов известен как автор целого ряда публикаций об участии авиации в боевых действиях на советско-германском фронте в 1941 - 1945 гг., а так же по истории создания и боевого применения отдельных типов боевых самолетов2 . Его соавтор, В. Г. Горбач, хотя и не имеет каких-либо крупных публикаций, участием в данном труде зарекомендовал себя как весьма серьезный исследователь.

В книге, основанной главным образом на архивных документах и воспоминаниях непосредственных участников событий, собран огромный фактический материал, дан глубокий обобщающий анализ действий как советских, так и немецких ВВС. Текст наглядно иллюстрируют около 250 уникальных фотографий, восемь страниц цветных изображений самолетов - участников сражения, а так же различные схемы боевых действий. Восприятие информации значительно облегчает тот факт, что многие статистические данные сведены авторами в таблицы. И, конечно же, нельзя не отметить великолепное полиграфическое исполнение книги.

Книга состоит из трех больших разделов, поделенных, в свою очередь, на главы. Первый раздел - "Накануне сражения" - посвящен подготовке противоборствующих сторон к сражению. Во втором - "Это грозное слово "Цитадель"" - рассказывается о событиях на северном фасе "огненной дуги", и в третьем - "Между Белгородом и Курском" - о боях на ее южном фасе. Кроме того, в конце книги помещены весьма интересные приложения, включающие различные статистические сведения и другую любопытную информацию (например, список немецких авиаторов - кавалеров Рыцарского Креста, погибших или попавших в плен в период с 5 по 14 июля 1943 г.). Не слишком удачным, на наш взгляд, представляется размещение выводов ко всей книге в виде заключительной части 3-го раздела. Возможно, более удобным было бы общие выводы выделить в качестве отдельного, пусть и небольшого раздела.

Необходимо отметить, что авторы критически оценивают действия авиации обеих сторон, в результате чего многие их выводы оказались весьма нелицеприятными, а иногда в чем-то даже сенсационными. Пытаясь быть объективными и в своем исследовании опираться только на факты, Д. Б. Хазанов и В. Г. Горбач нарисовали картину сражения, заметно отличающуюся от уже привычного представления о нем. Достаточно отметить, что знаменитый бой гвардии лейтенанта А. К. Горовца, в котором он, по официальной версии, уничтожил девять фашистских пикировщиков, не нашел подтверждения ни в немецких, ни в советских документах. Заметное изменение претерпела картина потерь авиации обеих сторон, да и сами результаты воздушного сражения подверглись существенной корректировке.

Рассматривая подготовку противоборствующих сторон к битве, авторы дают комплексную оценку состояния ВВС противников, уточняют состав авиационных группировок. Согласно их данным, немецкое командование стянуло в район будущего наступления до 80% своей авиации на восточном фронте. К началу июля противник располагал на Курской дуге примерно 2100 самолетами, не считая 80 венгерский3 . Как замечают авторы, высвободить такое большое количество самолетов с других участков советско-германского фронта немцам помогли их союзники, в частности Румыния, развернувшая крупные силы своих ВВС в районе Донбасса. Конечно перевод опытных соединений люфтваффе в район Курска или замена их на румынские, значительно уступавшие им по боеспособности, существенно ослабило вражескую авиацию на всем остальном фронте.

Советское командование все же смогло добиться количественного превосходства над врагом. Хотя авторы не указывают, сколько именно самолетов входило в авиационную группировку, собранную для участия в срыве операции "Цитадель", по приведенным ими данным о составе трех советских воздушных армий, авиации дальнего действия и авиации ПВО можно с достаточной долей уверенности говорить о 3500 - 3600 советских самолетов.

В книге отмечается качественный рост самолетного парка советских ВВС. Самолеты новых типов фактически вытеснили во фронтовых частях не только устаревшие советские машины, но и не слишком удачные, поставленные по ленд-лизу. Вместе с тем авторы считают, что говорить не только о достижении технического превосходство, но даже о


1 Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М., 1968, с. 168.

2 См. например: Хазанов Д. Б. Неизвестная битва в небе Москвы, ч. 1 - 2. М., 2001; Маслов М. С., Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. Истребитель МиГ-3. М., 2003.

3 В этом месте (с. 15) в тексте опечатка: вместо 2100 стоит цифра 1100.

стр. 209


техническом паритете с немцами было бы "излишне оптимистичным" (с. 27). Противник за счет модернизации и усовершенствования имеющихся на вооружении самолетов продолжал удерживать техническое превосходство, хотя к лету 1943 г. оно было уже минимальным.

К сожалению, не в нашу пользу было и соотношение уровня подготовки летчиков. По данным авторов, налет выпускника советской летной школы был в среднем почти в 10 раз ниже, чем у молодого немецкого пилота. Особенно тяжелое положение сложилось в штурмовой авиации. Так, из подготовленных в мае 1943 г. 1-й запасной авиабригадой 137 летчиков штурмовиков только 27 человек прошли полный курс подготовки, а 48 человек успели пройти только теоретический курс боевого применения штурмовика (с. 30)!

Подробно рассмотрены авторами и другие аспекты подготовки обеих сторон к предстоящему сражению: разведка, инженерное обеспечение, возможности авиапромышленности, предварительные удары по коммуникациям и промышленным центрам, ну и, конечно, планирование операции. В отношении последнего хочется отметить, что было бы неплохо, если бы авторы уделили немного больше места анализу замыслов как советского, так и немецкого командования, обратив особое внимание на их слабые и сильные стороны. Необходимо также хотя бы кратко ознакомить читателя с организационной структурой немецкой авиации, дать расшифровку терминам "эскадра", "группа", "отряд".

Основная часть книги, конечно же, посвящена непосредственно боевым действиям. При их описании авторам удалось воссоздать целостную картину битвы: действия авиации тесно увязаны с событиями на земле, показано влияние ВВС на ход немецкого наступления, отдельные, характерные и не характерные эпизоды боев удачно вписаны в общий ход воздушного сражения, делая его изложение более живым и динамичным. При этом заметно некоторое пристрастие авторов к деятельности истребительной авиации, хотя в контексте книги более логичным было бы сделать упор именно на действия ударных самолетов. В этой связи выводы о воздействии авиации на наземные войска не всегда достаточно четкие и определенные.

Однако нельзя сказать, что действия штурмовиков и бомбардировщиков рассмотрены в книге вскользь. Достаточно подробно освещена деятельность ночной бомбардировочной авиации, авиации дальнего действия. Особенное внимание авторы уделили вопросу борьбы авиации с танками, что неудивительно, учитывая масштабы применения бронетехники обеими сторонами. Не секрет, что именно на Курской дуге наша авиация впервые применила новейшие противотанковые бомбы ПТАБ-2,5 - 1,5, на которые советское командование делало основную ставку, в то время как люфтваффе использовали для борьбы с советскими танками самолеты, оснащенные крупнокалиберными авиапушками, а также обычные авиабомбы. В книге сделана попытка подробно проанализированы результаты использования этих типов оружия, и авторы оказались весьма далеки от их идеализации. Например, несмотря на откровенно восторженные отзывы главного немецкого "противотанкового аса" Г. -У. Руделя, а вслед за ним и целого ряда как западных, так и отечественных историков и публицистов4 об использовании против танков 37-мм авиапушек, Д. Б. Хазанов и В. Г. Горбач, основываясь на анализе причин потерь советских танков, говорят о том, что на Курской дуге это оружие себя не проявило.

Авторы наглядно показали ожесточенность борьбы за господство в воздухе, много внимания уделили тактическим приемам сторон, рассмотрели их достоинства и недостатки. Показаны методы, с помощью которых люфтваффе, в целом уступая советским ВВС по количеству боевых машин, создавало численный перевес на наиболее важных участках. Однако, как отмечено в книге, из-за ограниченных возможностей своей авиации немцы на время наступления сосредоточили ее усилия только на переднем крае, фактически отказавшись от ударов по тыловым районам советских войск, что позволило беспрепятственно маневрировать резервами, направляя их на наиболее угрожаемые участки. Удары по наступающим и обороняющимся войскам стали основной задачей авиации обеих сторон, причем как указывают авторы, сорвать или приостановить налеты ударной авиации противника не смогла ни та, ни другая сторона.

Авторы критически относятся не только к советской, но и к немецкой статистике. В ряде случаев приводятся доказательства занижения немцами своих потерь в официальных документах. Например, 6 июля журнал боевых действий 6-го воздушного флота сообщал о потере 6 самолетов, однако генерал-квартирмейстер люфтваффе признал потерю 10 самолетов этого объединения, а согласно показаниям пленных немецких авиаторов только одних истребителей "Фокке-Вульф-190" в этот день вышло из строя не менее 10 (с. 63).

Все же итоговое соотношение безвозвратных потерь авиации в ходе оборонительного этапа битвы оказалось не в пользу советских ВВС. По подсчетам авторов, советские ВВС на Курской дуге безвозвратно потеряли немногим более 1000 самолетов, в то время как противник лишился 390 - 400 боевых машин. Соотношение потерь 2,5 к 1, по мнению Д. Б. Хазанова и В. Г. Горбача, "отражало средний уровень мастерства и боевого опыта, а также живучесть участвовавших в сражении самолетов противников летом 1943 года" (с. 179). Особо отмечается,


4 См. например: Зефиров М. В. Штурмовая авиация люфтваффе. М., 2001; Руделъ Х. -У. Пилот пикировщика. - Бомбы сброшены! М., 2002.

стр. 210


что немецкие ВВС лишились большого числа асов, что, видимо, в дальнейшем отрицательно сказалось на возможностях люфтваффе. Добиться господства в воздухе на всем фронте советским ВВС не удалось, однако на белгородском направлении к концу оборонительного этапа наша авиация перехватила инициативу, правда в основном благодаря отводу с этого направления большинства частей немецкого 8-го авиакорпуса.

Работа Д. Б. Хазанова и В. Г. Горбача, несомненно, вызовет большой интерес у специалистов по истории второй мировой войны и военно-воздушных сил. Однако, несмотря на весьма определенную специфику рецензируемого труда, требующую использования большого количества специальных терминов, книга легко читается и будет интересна и вполне доступна любому читателю.

Представляется, что Д. Б. Хазанову и В. Г. Горбачу удалось провести достаточно объективное исследование затронутого вопроса. В научный оборот введено много новых цифр и документов. Хочется надеяться, что авторы будут последовательны и в скором времени выйдет продолжение книги, рассказывающее о действиях авиации в период советского контрнаступления летом 1943 г.

О. Н. Киселев, аспирант Государственного университета гуманитарных наук


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Д-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОДД-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. Н. КИСЕЛЕВ, Д. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДД. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 16.07.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Д-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОДД-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД (date of access: 03.08.2021).

Publication author(s) - О. Н. КИСЕЛЕВ:

О. Н. КИСЕЛЕВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
48 views rating
16.07.2021 (18 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ
Catalog: История 
19 hours ago · From Россия Онлайн
Р. В. Долгилевич. СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЗАПАДНЫЙ БЕРЛИН (1963-1964 гг.)
Catalog: Право 
19 hours ago · From Россия Онлайн
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
5 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
5 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
5 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
6 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Д. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДД. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones