Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8527
Author(s) of the publication: B.C. ДАНИЛОВА, Н.Н. КОЖЕВНИКОВ

Share with friends in SM

Одной из наиболее актуальных тем философского исследования является проблема целостного мира, отличающаяся многосторонностью и многоуровневостью и имеющая принципиальное значение для дальнейшего развития человечества. В этой проблеме сходятся основные противоречия современного общества, возникающие в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Становление цивилизации нового типа формирует соответствующее ей мировоззрение, изменяя представления о самом человеке, его социальной среде и человечестве в целом. Многие современные философы, социологи, политологи ощущают некий целостный цивилизационный процесс - процесс образования ноосферы. Определяющую роль в формирующемся при этом мировоззрении начинают играть планетарный масштаб и закономерности ноосферогенеза. Ноосферогенез - это эволюционный процесс образования ноосферы и ее дальнейшее развитие. Само понятие "ноосфера" разработано совершенно недостаточно. Однако если встать на точку зрения, что формирование ноосферы опирается на природные равновесия, сформировавшиеся в биосфере, социосфере и продолжающиеся за их пределы, то это позволит рассмотреть ноосферу как образование, тесно взаимодействующее с духовностью, а также с представлениями, сформировавшимися в естественных науках. Подобный подход создает предпосылки для рассмотрения понятия "ноосфера" целостно, системно, позволяет выявить фундаментальные характерные черты, перспективы ее развития и практического использования. Самым главным в подобной точке зрения является появление возможности взглянуть на ноосферу под новым углом зрения, как на систему координат для дальнейшего развития человечества.

В настоящей работе ноосфера определяется как уравновешенная взаимодополнительная система циклов вещества, энергии, информации, охватывающая все естественные планетарные процессы и сознательную деятельность человечества. Она включает в себя биоценозы, антропоценозы, социоценозы, биогеоценозы, нообиогеоценозы и другие подобные им устойчивые образования. Исследование ноосферы и ноосферогенеза осуществляется посредством взаимодействия естественно- научных, синергетического и философских методов.

стр. 159


Формирование представлений о ноосфере

В последнее время много пишут об ученых, в трудах которых впервые появилось понятие "ноосфера" - В.И. Вернадском, П. Тейяре де Шардене (иногда вспоминают Э. Ле Руа), но в их определениях ноосферы многое остается расплывчатым. Дело в том, что ни Вернадский, ни Тейяр де Шарден не стремились к созданию теории или концепции собственно ноосферы, а рассматривали ее как этап развития биосферы или планетарной эволюции Земли. Кроме того, некоторые определения и толкования ноосферы представляют собой предварительные мысли В.И. Вернадского, основанные на его черновых записях. В.И. Вернадского в большей степени интересовал процесс перехода к ноосфере, устремленность человечества к ней, чем точное определение и исследование этого понятия. В.И. Вернадский выделяет три фактора, лежащих в основе перехода к ноосфере: вселенскость, единство человечества и усиление роли народных масс в общественной жизни.

В исследованиях ноосферы и ноосферогенеза можно выделить несколько основных направлений. Первым из них следует считать развитие взглядов В.И. Вернадского срвременными исследователями: А.Л. Яншиным, М.И. Будыко, Н.Ф. Реймерсом, Я.В. Сиверц ван Рейземой, А.М. Ивлиевым, В.А. Гершениным, Э.С. Маркаряном, А.К. Адамовым, А.М. Тонких и многими другими. На этом этапе каких-либо новых характеристик ноосферы, характеризующих ее целостность, не предлагается, но ряд сформулированных здесь идей находит свое органическое продолжение в подходах и концепциях других направлений.

Н.Ф. Реймерс связывает становление ноосферы с этапом в развитии цивилизации, "когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле" 1 . А.М. Ивлиев делает акцент на мыслях Вернадского, что ноосфера формируется не по разработанной разумом схеме, но стихийно, хотя и при участии разума 2 . Анализируя взгляды упомянутых выше авторов, следует отметить, что такие характеристики ноосферы, как сфера разума и геологическая сила, не являются для этого понятия определяющими, характеризующими его целостность.

Следующее направление ноосферных исследований посвящено эволюции ноосферы, критериям ее образования, попыткам углубить разработку одну из ее граней. Здесь следует, прежде всего, отметить работы А. Д. Урсула, Н.Н. Моисеева, а также Э.С. Маркаряна, С.И. Доброхотова, Р. Абдеева, Г.И. Шебса, B.C. Голубева, Н.П. Антонова, М.М. Камшилова, И.В. Кобозева, Н.В. Парахина, Э.Э. Темирсултанова.


1 Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.

2 Ивлиев A.M. К вопросу о ноосфере. Владивосток, 1997.

стр. 160


А. Д. Урсул отмечает необходимость революционных изменений в процессе образования ноосферы и подчеркивает, что при вхождении в ноосферу человеческое сознание должно измениться: рассматриваются этапы эволюции биосферы соответствующие этому изменению 3 . Н.Н. Моисеев считает более уместным говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, связывая ее прежде всего с коэволюцией. Критерии образования ноосферогенеза выделяет Г.И. Швебс 4 . Термодинамические критерии отдельных этапов развития биосферы и ноосферы приводит B.C. Голубев, а термодинамические аспекты эволюции биосферы рассматривают М.М. Камшилов, И.В. Кобозев с соавторами 5 , Р.Ф. Абдеев понимает ноосферу как "естественную информационную структуру" 6 . К этому следует добавить, что помимо естественной информационной структуры в ноосфере начинает формироваться духовная структура. Формирование ноосферы одновременно опирается на устойчивые процессы в биосфере и социосфере и на динамические равновесия, охватывающие эти процессы. Можно сказать, что в ноосфере образуются структуры, являющиеся продолжением биосферных и социосферных образований. Кроме того, все это происходит в тесном взаимодействии с геосферами (атмосферой, гидросферой, литосферой), ландшафтными системами и т.п.

Следующее направление посвящено взаимосвязям ноосферы с духовностью. Вопрос о связи духовности с ноосферой впервые поставил П. А. Флоренский, предложивший выделять пневматосферу (от греч. пневма - дух) - духовную планетарную оболочку 7 . Идея Флоренского находит косвенное подтверждение в различных сферах проявления человеческого духа. Ощущение того, что может быть истолковано как духовный каркас ноосферы присуще многим религиям, в том числе и мировым, а также философским системам, прежде всего развивающим концепции объективного духа. В настоящее время появляется все больше свидетельств того, что духовность является фундаментальной характеристикой, которая лежит в основании процесса ноосферогенеза. Анализ духовности, как одного из основных компонентов ноосферы, содержится в работах Г.В. Платонова и А. Д. Косичева, Г.С. Смирнова, А.Д. Урсула, В.А. Кутырева, Е.Г. Туркиной, М.А .Кузнецова, Ю.В. Олейникова и А. А. Оносова, С.М. Шугрина, Н.Л. Ждановой, Э.В. Гирусова. Так, например, Ю.В. Олейников и А.А. Оносов отмеча-


3 Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

4 Швебс Г.И. Позитивные критерии и цели ноосферогенеза // Ноосферное развитие. Одесса, 1991.

5 Кобозев И.В., Парахин Н.Л., Темирсултанов Э.Э. Этот трудный путь в ноосферу. М., 1995.

6 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1992.

7 Письма П.А. Флоренского - В.И. Вернадскому // Новый мир. 1989. N 2.

стр. 161


ют, что "ноосфера как структура-аттрактор эволюции организованности геосистемы есть материально-духовная реальность проявления сознания. Организованность стремится проявиться как духовность, это ее эволюционный предел" 8 . Духовность ноосферы тесно связана с универсальным гуманизмом, стремящимся к справедливости по отношению к жизни в любых ее проявлениях и отрицающим насилие как способ разрешения конфликтов. Духовный аспект ноосферы развивается и богословами. Например, Архиепископ Иоанн Сан-Францисский пишет: "По законам биологии сначала бывает рождение, а потом смерть; по закону духа сначала смерть, и потом жизнь... Слово "жизнь" имеет двоякое значение. Природная биологическая жизнь, ведущая к уничтожению и смерти и сохраняющаяся лишь при непрестанной поддержке природы (воздуха, воды, питания и т.д.), есть Биос. А жизнь, которая вызвала к бытию природный мир, есть -Зоэ... Жизнь природная. Биос, и жизнь духовная, Зоэ, настолько различны, что фактически противоположны в человеке" 9 . В христианской традиции "воскресение", т.е. перерождение к новой жизни, считается важнее самой жизни. Поскольку ноосфера связана с духовностью, то она, вне всякого сомнения, связана и со смертью. Последняя играет важную роль в формировании ноосферы.

Следует подчеркнуть, что ноосфера представляет собой новый структурный уровень развития природы, который хотя и связан энергетически со всеми другими земными оболочками и прежде всего с биосферой, соответствует новому фундаментальному относительному природному равновесию. Этим фундаментальным равновесием может быть только духовное равновесие как наиболее полное и устойчивое из взаимодействующих с человеком и способное охватить все возможное разнообразие во всех остальных известных земных оболочках. Только оно способно обеспечить ноосфере устойчивость, а человечеству, ориентированному на ноосферу, - устойчивое развитие. Связь ноосферы с фундаментальным равновесием наиболее полно может быть осмыслена в рамках концепции относительных равновесий природы 10 . Согласно этой концепции, равновесность на духовном структурном уровне возможна только тогда, когда уравновешены все остальные структурные уровни природы. Таким образом равновесие геолого-геоморфологических структур, равновесие биогеоценозов может найти свое естественное продолжение в духовном каркасе ноосферы. В концепцию строительства ноосферы на основе духовного каркаса прекрасно вписываются философские идеи, связанные с бессмертием человеческой души, рассмотренные ниже. С фундаментальной ролью духовности ноосферы хорошо


8 Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.

9 Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Биосфера и ноосфера. // Избранное. Петрозаводск, 1992.

10 Кожевников Н.Н. Концепция относительных равновесий в природе. Якутск, 1995

стр. 162


коррелируют "семиосфера" Ю.М. Лотмана, идея "космического духа" Э.В. Ильенкова.

Среди современных исследований ноосферы можно выделить много важных направлений, посвященных: исследованию взаимосвязей ноосферы с культурой, образованием; становлению ноосферного сознания, устойчивого развития и ряда других. Однако для целей настоящей работы мы выделим еще два направления. Первое из них связано с попытками выявить ноосферные структуры. Здесь следует отметить работу Г.И. Худякова, который считает, что "ноосферные структуры - пространственные целостности гармонического взаимодействия косных, биокосных, биогенных и социальных форм организации материи". И предполагает, что "пространственной основой ноосферных структур являются геокомплексы от планетарных до региональных и локальных - саморазвивающиеся геолого- геоморфологические структуры с их гидро-биоатмосферными составляющими" 11 . В ноосферных структурах, описанных Худяковым, акцент делается на геологических компонентах этих структур, дополняемых структурами геосферными (атмосферой, гидросферой и, частично, литосферой).

Еще одно важное направление связано со становлением аппарата философских категорий для исследования ноосферы и ноосферогенеза. При этом категории и понятия группируются по основным разделам философии (онтологические, гносеологические, аксиологические, праксеологические).

Однако представления об основных механизмах и этапах ноосферогенеза, также как и о конкретном устройстве ноосферы, до сих пор развиты исключительно слабо. Между тем период времени, в пределах которого возможен переход к ноосфере (точка бифуркации в геологическом масштабе времени), через несколько десятилетий будет человечеством уже пройден. Человечество вполне может и не перейти на ноосферный путь своего дальнейшего развития, закончив свое существование серией катастроф и самоуничтожением.

Ноосфера и современное естествознание

В современном естествознании могут быть выделены несколько важных направлений и идей, эффективных при исследовании ноосферы. К ним следует отнести науки "биосферного класса".

Наук "биосферного класса", таких как генетическое почвоведение, биоценология, биогеохимия, эволюционная генетика, этногенез, становится все больше. Методы этих наук нацелены на исследование процессов в их "взаимопереплетении", причем человек в них начинает играть роль внутреннего наблюдателя и активного участника. Тем самым чело-


11 Худяков Г.И. Концепция ноосферных структур. Саратов, 1993.

стр. 163


век способствует усилению "сложности" и развитию взаимопереплетения процессов и явлений в мире, непосредственно его окружающем.

Переосмысление простоты в современном естествознании выдвигает на первый план проблему "сложности", делая ее универсальной. Возрастающая роль циклов в космосе, в земных оболочках заставила по-новому взглянуть на относительные равновесия и тщательно их исследовать. Все это позволило осознать, что в природе есть только относительные равновесия и нет равновесий абсолютных; зато из относительных равновесий может быть сконструировано устойчивое инвариантное образование. Другими словами, осознание относительности фундаментальных понятий позволяет приблизиться к осознанию и соответствующих им инвариантных структур.

Благодаря открытиям современного естествознания можно утверждать, что ноосфера должна состоять из набора элементарных ячеек, каждая из которых затрачивает часть своей энергии на то, чтобы стать элементом ноосферы. Эта энергия идет на формирование системы координат, в которой могут протекать все процессы, связанные с развитием самодостаточных частей ноосферы. Элементы ноосферы находятся в относительном (динамическом) равновесии друг с другом и, кроме того, внутри каждого из этих элементов есть свое относительное равновесие. Подобные обобщения возможны благодаря всестороннему исследованию биосферы, поскольку ноосфера в значительной степени является продолжением биосферы. Методы естествознания позволили выявить основной элемент биосферы - биогеоценоз. Можно утверждать, что наука о биосфере сформировалась после осмысления и дальнейшего развития этого ключевого понятия. В основе биогеоценоза лежит динамическое равновесие между совокупностью однородных природных явлений, обеспечивающее их устойчивое существование, а также определенный тип обмена веществом и энергией между этими явлениями. Механизмом подобного равновесия являются замкнутые циклы, что оказывается возможным благодаря вовлечению в них различных уровней структурной организации природы. В пределах одного уровня структурной иерархии природы (фитоценоз, биоценоз, гсоценоз), биогеоценоз был бы неустойчивым. Понятие "биогеоценоз" позволяет осознать тот факт, что в организованности биосферы, в ее структуре имеются неделимые целостности. Мы убеждены, что подобные неделимые целостности должны присутствовать и в структуре ноосферы.

Развивая представления о ноосфере, следует поставить вопрос об основном элементе ноосферы, который мы назвали "нообиогеоценоз". В пределах нообиогеоценоза возникает новое качество, которое характеризует ноосферу как единое целое. Устройство ноосферы можно анализировать по "горизонтали" и по "вертикали". Анализ по "горизонтали" связан с выявлением в пределах ноосферы уровней организации, соот-

стр. 164


ветствующих уровням организации природы. Основную роль здесь играют оболочки, такие как "социосфера", "фитосфера" и т.п. Анализ ноосферы по "вертикали" приводит к выявлению основных ноосферных ячеек, которыми являются прежде всего "ноосферный человек" и "нообиогеоценоз". Основной особенностью последнего является то, что в его пределах осуществляется динамическое равновесие между духовностью и процессами, обусловленными всеми остальными земными оболочками. Нообиогеоценоз, включая в себя самоорганизационные процессы, затрагивающие все геосферы, объединяет их в гетероциклы. Тем самым обеспечивается устойчивость духовности и возможность ее существования в течение длительного отрезка времени. Однако концепция нообиогеоценоза не может быть построена только методами естественных наук, поскольку возникает необходимость осознать особенности мышления, рефлексии в пределах элементов ноосферы.

Нообиогеоценоз представляет собой "расширение" биогеоценоза для того, чтобы последний мог объединиться с антропоценозом. Взаимодействия человека с окружающей средой начинают тесно "переплетаться" (непосредственно или опосредованно) со всеми устойчивыми процессами внутри биогеоценозов. Нообиогеоценозу может быть сопоставлено несколько определений и соответствующих им моделей. В качестве первого приближения можно использовать следующее. Нообиогеоценоз - это сообщество людей, со всеми присущими им взаимодействиями между собой и окружающей их средой, находящееся в устрйчивом равновесии с соответствующим биогеоценозом. Более реальной является следующая модель. Нообиогеоценоз представляет собой систему, в которой биогеоценоз, нарушенный вмешательством человека, замыкается благодаря антропоценозу, социоценозу в "расширенный биогеоценоз". Моделью нообиогеоценоза является также цикл, начинающейся в недрах Земли и замыкающийся в ближайшем космосе (геокосмосе). В пределах нообиогеоценоза отдельные устойчивые природные ритмы когерентно связаны между собой.

Нообиогеоценоз можно назвать мезоуровнем ноосферы. В его пределах уравновешиваются макро- и микроуровни одной (любой) геосферы и, кроме того, все земные оболочки уравновешиваются между собой. В пределах нообиогеоценоза процессы, принадлежащие ко всем возможным оболочкам, организуют совместные устойчивые циклы, характерные для ноосферы в целом. В пределах нообиогеоценоза и всей ноосферы в целом уравновешиваются космические ритмы, планетарные процессы, человеческая рефлексия окружающего мира. В нообиогеоценозе совмещаются различные взгляды на ноосферу: внешний и внутренний. Это возможно только тогда, когда инвариантами ноосферы становятся равновесные взаимодействия (всех возможных типов) человечества с окружающей средой. Подобный взгляд как бы плывет

стр. 165


вслед за развитием ноосферы. Построить законченную модель ноосферы невозможно, поскольку она будет непрерывно изменяться вслед за изменением человека, вовлекая последнего в единый эволюционный процесс. Выявление системы подобных инвариантов позволит рассмотреть ноосферу как систему координат для дальнейшего устойчивого развития человечества.

Нообиогеоценоз хорошо увязывается с относительно небольшим поселением (городом), использующим возобновляющиеся источники энергии и насыщенном информационными технологиями. Этот город гармонично взаимодействует с окружающим его ландшафтом, так что все окружающие фито-био-геоценозы оказываются взаимосвязаными с техносферой, социосферой, обеспечивая их устойчивое равновесие и самодостаточность. В пределах этого города полностью утилизируются отходы всех видов деятельности человека.

Нообиогеоценоз, являясь основной ячейкой ноосферы, тесно взаимодействует с подобными ему фрактальными ячейками, как более мелкими, так и более крупными. Последние также характеризуются определенными значениями связанных энергии и информации, а также соответствующими им предельными равновесными состояниями. Ярким примером более мелкой ячейки нообиогеоценоза является сам ноосферный человек. В качестве примера более крупной ячейки, можно рассматривать ноосферу.

Основные идеи ноосферогенеза хорошо коррелируют с антропным принципом. Применение последнего к земным оболочкам позволяет сказать, что в биосфере образуется определенное сочетание параметров, которые неизбежно приводят к разуму. На определенном этапе эволюции, в абиотическом круговороте установилось динамическое равновесие, на основе которого затем возникли основные структуры жизни:

часть абиотических взаимодействий природных систем с окружающей их средой постепенно трансформировалась во взаимодействия, соответствующие жизни. Затем в круговоротах биосферы аналогичным образом возникли равновесия, соответствующие разуму. Последний не мог возникнуть в результате неравновесных процессов. Точно так же определенные сочетания основных параметров антропосферы и социосферы неизбежно приведут к возникновению устойчивой ноосферы и ее основных ячеек. Несмотря на все катастрофы в истории Земли тонкая нить связывает все относительные равновесия от Большого взрыва, через наше время до далеких этапов в развитии ноосферы: автотрофного существования человечества, его расселения в космосе и т.д.

Таким образом, обобщение естественно-научных концепций создает предпосылки для выявления основной ячейки ноосферы и исследования ее роли в процессе ноосферогенеза.

стр. 166


Исследование ноосферы как сложной системы

Ноосфера, как целостное и синтетическое образование, может быть исследована методами анализа сложных систем. Здесь основным ориентиром является выявление интегральной качественной характеристики ноосферы на основе использования понятий "сложность", "целостность", "гармоничность", "эволюция". При этом большое значение придается выявлению иерархического устройства ноосферы, анализу ее организации, организованности.

Сначала определим упомянутые выше понятия в целом. "Сложность" характеризуется нелинейностью и огромным числом составных частей (элементов, подсистем) с большим числом степеней свободы. Математически сложность может быть описана эволюционным уравнением для вектора состояния соответствующей системы, поскольку все виды эволюции направлены к достижению соответствующей им полноты. Г. Николис и И. Пригожий считают более естественным говорить о сложном поведении, нежели о сложных системах. Сложное поведение может быть охарактеризовано как процесс, направленный к более сложным формам и структурам, характеризуемым нелинейностью и новыми свойствами. В настоящее время подавляющее большинство политических, экологических, экономических, культурологических проблем становятся глобальными, сложными и нелинейными. Для их исследования необходимы новые модели взаимодействий, учитывающие обширность, многоярусность возникающих связей и характеризуемые понятиями "полнота", "завершенность", "цикличность", "относительное равновесие", "синергизм частей и процессов", "когерентность", а также понятиями "разнообразие", "стохастичность", "альтернативность".

Сложность связана с субъектно-объектными взаимодействиями в рассматриваемых процессах и становится новой синтетической реальностью, для описания которой вводятся специальные термины. Так известный американский физик М. Гелл-Манн использует для этой цели понятие "plectics", которое характеризует сложное через его взаимодействия с простым.

Понятие "целостность" отражает "насыщенность системы взаимосвязями элементов, зависимость элементов друг от друга. Чем выше целостность системы, тем существеннее взаимосвязь ее элементов, тем в большей мере их свойства обусловлены включением этих элементов в состав целого и воздействием со стороны других элементов" 12 .

"Организацию" часто определяют как внутреннюю упорядоченность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого. Сложно организованная реальность - это иерархия сред с различной нелинейностью, предполагающая когерентность, т. е. согла-


12 Сичивица О.М. Мобильность науки. Горький, 1975.

стр. 167


сование ритмов функционирования структур посредством макроскопического проявления хаоса (процессы диффузии и диссипации). В когерентно соединенных частях целого ритмы эволюции последних синхронизированы. Организованность характеризует меру организации и предполагает эффективность системы для разрешения актуальных противоречий в заданных условиях среды.

Рассмотрим описанные выше понятия применительно к ноосферной реальности. Для того, чтобы продемонстрировать роль сложности и целостности в этом случае, отметим, что ноосфера формируется как некий "организм", гораздо более сложный, чем генотипы, клетки и человек. В ноосфере начинают образовываться свои функциональные ячейки, обмен веществом, энергией, информацией. Появляются свои системы регулирования, свои циклы развития и существования. Ноосфера - это новая синтетическая реальность, "тело" которой формируется всевозможными потоками вещества, энергии, информации. "Ноосферная реальность" ("ноосферная сложность") имеет ясно выраженный онтологический аспект, заключающийся в том, что эта реальность обеспечивается процессами всех уровней структурной организации природы, осознанными к настоящему времени. Эти процессы, включая процесс ноосферогенеза, являются объективными, реальными, саморегулирующимися, охватывающими несколько основных направлений. Во- первых, это рост взаимозависимости индивидов, групп, сообществ, обуславливаемый развитием и углублением имеющихся связей, появлением новых, их взаимопереплетением. Во-вторых, углубление и расширение взаимосвязи отдельных индивидов и человечества в целом с окружающей средой. Увеличивается автономизация и гетерогенность этих связей. В-третьих, системы, образовавшиеся при активном участии человека, становятся планетарными оболочками и начинают эволюционировать самостоятельно.

Ноосфера, являясь наиболее сложной из всех существующих земных оболочек, объединяет в себе различные уровни структурной организации природы, процессы и явления. Все геосферы играют в этих структурах важную роль, связанную с управлением, регулированием, обеспечением устойчивости и оптимальности. Некоторые аспекты взаимодействия биосферы с другими геосферами и ее роль в этом процессе уже достаточно хорошо изучены, что создает хорошую основу для исследования ноосферных взаимодействий с этими оболочками.

Ноосфера, как новая реальность, определяется появлением фундаментального равновесия, которому соответствует особое качество - "ноосферная духовность". Последняя представляет собой духовность в процессе всестороннего развития, охватывающая все соответствующие ей явления в планетарном масштабе. Ее устойчивость обеспечивается взаимосвязанностью с потоками информации, а через них с потоками

стр. 168


энергии, вещества, которые в свою очередь уравновешены с планетарными оболочками. Все это повышает онтологический статус духовности. "Ноосферная духовность" включает в себя духовность отдельных индивидов и духовность человечества в целом и характеризует ноосферу как единое целое. Она является органичным продолжением биосферы, социосферы (своих "строительных лесов"), и дух здесь не может быть отделен от своих материальных носителей. Благодаря своему исключительному разнообразию "ноосферная духовность" является интегральной характеристикой ноосферы. Это следует, например, из кибернетического закона У. Эшби, согласно которому "только разнообразие может уничтожить разнообразие" или другими словами "адекватным регулятором системы может быть лишь такое разнообразие воздействий, которое не меньше разнообразия вариантов регулярных параметров". Благодаря этим свойствам "ноосферной духовности", в структурных ячейках ноосферы появляется новое измерение и возникает необходимость по-новому подойти к субъект-объектным отношениям.

"Ноосферную духовность" можно рассматривать и как некоторый предел, аттрактор, определяющий развитие ноосферы, сложность, стремящуюся к достижению своей полноты. Подобная функциональная завершенность ноосферы характеризуется оптимальностью и цикличностью, активностью как единого целого. Этот этап развития ноосферы будет характеризоваться появлением нового типа рефлексии - ноосфера начнет рефлексировать как единое целое.

Духовность может устойчиво существовать только тогда, когда она переплетена с другими природными равновесиями на всех уровнях ее бытия. Существовать как-то обособленно, как надстройка над другими структурными уровнями природы духовность не может. В этом случае она начинает разрушаться сама и разрушать взимодействующие с ней геосферы. Дальнейшее развитие ноосферы возможно только в рамках ноосферного сознания на основе нообиогеоценозов, динамических природных равновесий и конструктов на их основе.

Анализ организации и организованности применительно к ноосфере позволяет выявить конкретное устройство ячеек, потоков, оболочек. Ноосфере может быть сопоставлено несколько различных систем, взаимодействующих между собой и образующих единую суперсистему. Среди этих систем выделяются системы оболочек, системы потоков, системы ячеек. Последние могут объединять нообиогеоценозы или ячейки "ноосферных индивидов".

Высокая организованность имеет место во всех давно сформировавшихся и устойчиво функционирующих природных объектах. Звезды, планеты вместе со всеми планетарными сферами возникли благодаря взаимному влиянию процессов самых разных уровней организации и подчинения. Устойчивость этих взаимных переплетений стала возмож-

стр. 169


ной благодаря образованию циклов, имеющих сложную иерархическую структуру. Для планеты Земля определяющее значение имеет цикл воды, охватывающий все ее геосферы и обладающий исключительными разветвленностью и устойчивостью. Огромное значение также имеют циклы углерода, азота, фосфора, кремния и многих других элементов. Процессы в атмосфере, гидросфере, литосфере поражают воображение своими компенсаторными механизмами, самоорганизацией, телеологичностью, тесной взаимосвязью с основными принципами современного естествознания, прежде всего с принципами инвариантности, относительности и дополнительности. Изучение этих процессов продолжается, а развиваемые представления о ноосфере придают этому изучению новую глубину.

Организованность ноосферы обеспечивается взаимодействием в ее пределах нескольких типов относительных равновесий природы и связанных с ними циклов вещества, энергии, информации. Устойчивые ячейки ноосферы обеспечиваются замкнутыми потоками отмеченных выше субстанций. Сообщество однотипных ячеек можно назвать структурным уровнем организации ноосферы.

Основываясь на синергетической терминологии, можно сказать, что "ноосферная духовность" благодаря своему разнообразию становится управляющим параметром для всех остальных процессов, протекающих в ноосфере. Момент в развитии ноосферы, когда она начинает управляться как единое целое, следует считать и моментом возникновения "ноосферной духовности", преодолению некоторого порога сложности. В терминах концепции относительных равновесий есть критическое значение приведенной связанной энергии, которое соответствует устойчивому взаимодействию системы с фундаментальным природным равновесием. Аналогичным образом при достижении своих критических масс (параметров равновесия) загораются звезды, возникают планетосферы, образуется жизнь.

Другими важнейшими свойствами ноосферы являются следующие. 1. Процесс формирования ноосферы должен осуществиться быстро (по меркам геологического времени). В противном случае он просто не состоится. Если духовность не становится определяющей силой в элементе ноосферной структуры, а просто присутствует в ней (накапливается впрок и т.п.), то она становится разрушающей силой. Все структурные природные уровни, соответствующие фундаментальным равновесиям, возникают быстро (посредством "взрыва"). В естественных науках накоплено много фактов, подтверждающих, что обособленные частицы и заряды, жизнь образовались подобным образом. 2. Объединение всего человечества в пределах ноосферы, на что обратил внимание еще В.И. Вернадский. Такому объединенному человечеству соответствует ноосферное сознание, которое не стремится к уравниванию различных

стр. 170


культур, а пытается объединить равновесные ядра этих культур с общепланетарными оболочками.

Формиробание ноосферного мышления

Главная роль в формировании ноосферы отводится человеку и человечеству в целом. Именно в этом процессе отдельный человек сможет осознать свое высшее предназначение, в полной мере раскрыть свои возможности, также как и возможности всего человечества. В современных условиях человек находится ближе к ноосфере, поскольку среди индивидов довольно часто встречаются личности, стремящиеся к взаимодействию с планетарными оболочками и т.п. Человечеству в этом смысле приходится гораздо сложнее, поскольку в настоящее время оно не является самодостаточным, представляя собой систему, основанную не на равновесии, а "на все расширяющейся эксплуатации воды, биогенов, энергии, почвы и других органических ресурсов" 13 . Вследствие этого человечество в целом и многие его части, связанные с отдельными регионами планеты, раздираются серьезными противоречиями, будучи ориентированными на цели далекие от целей ноосферы.

В ноосферной структуре на первый план выдвигается взаимодействие между человеком и окружающей его средой. Субъект-объектные отношения в ноосфере начинаются со взаимодействий людей в пределах антропоценоза взаимосвязанными с окружающей их природой. Постепенно они переходят во взаимодействия между человеком и ячейкой нообиогеоценоза. Человек в его современном состоянии не может считаться субъектом ноосферы. Последним является человек "расширенный" до своих предельных равновесных состояний (находящийся в динамическом равновесии с окружающей средой): Человек ноосферный - Homo noosphere. "Расширенная структура" человека включает в себя все предельные состояния, которые могут быть достигнуты посредством равновесных взаимодействий человека с окружающей средой. Существование ноосферного человека сводится как бы к "мерцанию", высвечиванию различных своих граней посредством ритмичных колебаний между этими многими предельными состояниями. Эти ритмичные колебания когерентны аналогичным колебаниям всех элементов биосферы, которые самоподобны ноосферному человеку, а также нообиогеоценозу и ноосфере в целом. Каждая такая элементарная ячейка затрачивает часть своей энергии и информации на то, чтобы стать элементом ноосферы, делает ее связанной с ноосферой. Связанные энергия и информация, в том числе ноосферного человека, идут на формирование системы координат, в которой протекает дальнейшее развитие ноосферы и ноосферного человечества. Другими словами, и ноосфера в целом, и


13 Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993. Т. 1.

стр. 171


ноосферный человек содержат систему координат в самих себе, поддерживая ее существование в процессе развития.

Современному человеку еще очень далеко до человека ноосферного и прежде всего в духовном измерении. Для того чтобы обеспечить этот переход, необходимо развивать ноосферное сознание, изменяющее сам подход к участию человека в ноосферогенезе. Современному человечеству недостаточно анализировать сценарии его развития, гибели, ограничений в различных сферах деятельности. Необходимо от навязывания природе своих решений перейти к анализу хаоса, складывающегося вокруг человека, и увидеть за ним новое равновесие, соответствующее ноосфере как целому, ее "ноосферной духовности". Ноосферное сознание исходит из равновесного взаимодействия между ноосферой и человеком, позволяющим объединить эти взгляды в единое целое.

Основным механизмом формирования ноосферного сознания следует считать планетарное мышление. Определим его как способность человека связывать образы, представления, понятия посредством естественного сочетания относительных равновесий сформировавшихся в философских системах, религиях, естественно-научных концепциях, произведениях литературы и искусства, в которых эти равновесия взаимно дополняют друг друга и, рассматриваясь с точки зрения планетарных масштабов, образуют единое мировоззрение.

Фундаментальными свойствами планетарного мышления являются: целостность и опора на самоорганизационные процессы. Планетарное мышление объединяет все сферы человеческого сознания, в которых есть устойчивые связи с фундаментальными равновесиями природы, представляя собой последовательный ряд гносеологических равновесий. Совершенно очевидно, что большинство из этих равновесий опирается на соответствующие онтологические равновесия. Точнее говоря, гносеологические и онтологические равновесия сплетаются в непрерывную природную цепь взаимных переплетений.

Таким образом, в планетарном мышлении должны быть задействованы все типы взаимосвязи человека с окружающей его средой, что подразумевает открытость этого мышления для всех самобытных философских систем, религий, естественно-научных концепций. Необходимы также ориентация на общекосмическое единство и планетарный масштаб мысли, на взаимодополнительное взаимодействие "линейной" и "нелинейной" частей окружающего нас мира.

В становлении планетарного мышления можно выделить два основных этапа. На первом из них планетарное мышление не было осознано, как некоторое целое. Развивались идеи и концепции, содержащие элементы планетарного мышления, благодаря чему универсальные представления об окружающем нас мире существенно упрощались. Второй этап, начало которого приходится на конец XIX в., связан с сознатель-

стр. 172


ным конструированием планетарного мышления. На этом этапе, в частности, произошла глобальная переориентация сознания на гибкую систему связей человека с окружающей средой, на всесторонний "диалог" между человеком и природой.

Планетарное мышление подчеркивает высокое предназначение человека, включая облагораживающее воздействие его отношения к смерти на всю оставшуюся жизнь. Это означает, что до какого-то момента своей жизни человек живет в системе координат биосферы, а после этой точки - в системе координат ноосферы, более тесно связанной с представлениями о смерти. Можно говорить и о "нити", связывающей все относительные равновесия на протяжении человеческой жизни от рождения до смерти. Благодаря этой "нити" человек может плавно переходить из одной системы координат в другую.

По нашему мнению, человек действительно способен сохранить свою душу "бессмертной", если при жизни он сформирует в себе равновесную ячейку, связанную с фундаментальными равновесиями природы. Тем самым он примет участие и в формировании естественной системы координат ноосферы, которая будет существовать после его смерти. При таком объяснении становится понятным возвышенное отношение человека к смерти, когда равновесная ячейка в нем уже сформирована. Он стремится тем самым к естественной системе координат, к участию в процессе формирования ноосферы и, тем самым, к "бессмертию" своей души.

Иногда в процессе формирования ноосферного сознания выделяют этап информационного сознания, этап экологического сознания. В настоящее время они всесторонне изучаются. Информационное сознание присуще возникающей информационной цивилизации и его определяющей чертой является способность к саморазвитию. Аналогичной способностью к саморазвитию обладает и экологическое сознание. Благодаря информациогенезу и адаптациогенезу раскрывается механизм возникновения информации в межсубъектных взаимодействиях, протекающих в соответствующей информационной среде.

Сложность становления планетарного мышления связана с трудностями формирования человеческой духовности. Человек, обладая исключительной "широтой", неустойчив и поддается воздействию зла. Его способность совмещать высокие и низкие чувства отмечается во многих выдающихся литературных и философских произведениях. Но именно это позволяет человеку взаимодействовать практически со всеми природными процессами, увязывая их в единое целое. Человек - это основной "инструмент" природы в процессе формирования ноосферы и вследствие этого он должен быть универсален. Именно при его активном участии формируется ноосферная духовность. Поэтому духовный человек должен содержать в равновесии все свои уровни, соответствующие уровням структурной организации природы.

стр. 173


Каждый человек обладает запасом энергии достаточным для того, чтобы создать ячейку для ноосферы (стать ноосферным человеком). Но человечеством освоены и самые изощренные способы борьбы с духовностью, которые направлены на создание неравновесных ситуаций посредством квазистатических процессов. Некоторые метастабильные состояния могут в течение определенного промежутка времени выдаваться за истинные равновесные состояния. Поскольку строительство ноосферы происходит в нашу эпоху, то ответственность поколения, его пафос, заключается в том, чтобы защитить ноосферу в этом процессе. Ответственность нашего поколения заключается и в том, что мы должны сформировать твердое убеждение в наступлении эпохи ноосферы, убеждение в том, что человечество преодолеет все трудности на этом пути, хотя эти трудности будут и очень серьезными.

В настоящее время имеют место тенденции возрастания роли культуры и образования. Можно сказать, что в XXI в. на их основе будут формироваться ноосферные оболочки. Мировая культура, понимаемая как знаковая Вселенная, будет выступать как наиболее эффективный механизм интеграции человечества. Ноосферная культура способна сплести все различные стороны нашей современной действительности в единое целое, сохраняя самобытность всех отдельных национальных культур. Образование станет универсальным этапом в развитии индивидов, через который все они будут проходить. Ориентация образования на ноосферное сознание будет означать создание образовательных практик, которые помогали бы учащемуся научиться "слышать" ритмы нообиоценоза и ноосфергенеза, а затем постепенно взаимодействовать с этими процессами. Все учащиеся, будь то школьник или студент, должны ощущать целостную эволюцию биосферы, ноосферы, пределы вторжения в окружающую среду. Учащийся должен осознать, что развитие каждого человека, каждого народа должны соответствовать устойчивым колебаниям между внутренними и внешними равновесиями, обусловленных их взаимодействиями с окружающим миром, например, между национальной культурой и культурой общечеловеческой.

Заключение

Ноосфера является синтетическим понятием, вмещающим в себя все стороны человеческой деятельности, все его взаимосвязи с окружающим миром. Ноосфера представляет собой сложную систему, которая может быть исследована методами синергетики, системного анализа, методами наук биосферного класса. Ее философский анализ связан с выявлением основных категориальных понятий, а также онтологического, гносеологического, аксиологического, праксеологического аспектов ноосферы. Ноосфера связана с качественно новым типом энергетики, ориентиро-

стр. 174


ванной на возобновляемые источники энергии и равномерное расселение человечества в пределах Земного шара.

Основной структурной ячейкой ноосферы является нообиогеоценоз, объединяющий материально-вещественные процессы земных оболочек, человеческое сознание и присущие им взаимодействия в одно неделимое целое. Формирование нообиогеоценозов, включающих замкнутые ячейки антропоценозов, социоценозов, в значительной степени опирается на предельные состояния геосистем и индивидуального развития отдельных людей.

Современное знание (естественно-научное, философское) должно стремиться к планетарному мышлению, ориентируясь на целостность, духовность и опираясь при этом на системность, глобальный эволюционизм, взаиморазвитие и самоорганизацию. Духовность может устойчиво существовать только тогда, когда она переплетена с другими природными устойчивыми процессами на всех уровнях ее бытия. Существовать как-то обособленно, как надстройка над другими природными уровнями, духовность не может. Она начинает разрушаться сама и разрушать взаимодействующие с ней геосферы. Дальнейшее развитие ноосферы возможно только на основе нообиогеоценозов, ноосферного сознания и динамических природных равновесий.

Ноосферогенез обеспечивается потоками информации, энергии, вещества, соответствующих различным структурным уровням ее организации, направляющихся и регулирующихся целостными системами биосферы и ноосферы. В процессе формирования моделей ноосферогенеза за каждой локальной проблемой человек начинает ощущать глобальную сверхзадачу. В ноосферогенезе можно выделить несколько основных этапов. 1. Возникновение представлений о ноосфере, появление моделей ноосферы и ноосферогенеза (гносеологический этап). 2. Формирование равновесных ячеек нообиогеоценоза. 3. Саморазвитие этих ячеек, вступление их во взаимосвязь с бытием. Ноосфера начинает развиваться как самостоятельный организм.

Исследование ноосферы и ноосферогенеза коррелирует с проблемой сохранения биосферы, становлением информационного общества, с поисками путей устойчивого развития человеческой цивилизации.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ-И-ФИЛОСОФСКИЕ-АСПЕКТЫ-НООСФЕРОГЕНЕЗА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

B.C. ДАНИЛОВА, Н.Н. КОЖЕВНИКОВ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НООСФЕРОГЕНЕЗА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ-И-ФИЛОСОФСКИЕ-АСПЕКТЫ-НООСФЕРОГЕНЕЗА (date of access: 19.09.2019).

Publication author(s) - B.C. ДАНИЛОВА, Н.Н. КОЖЕВНИКОВ:

B.C. ДАНИЛОВА, Н.Н. КОЖЕВНИКОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
885 views rating
09.09.2015 (1472 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
4 hours ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
2 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
2 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
2 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
2 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
7 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НООСФЕРОГЕНЕЗА
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones