Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8537
Author(s) of the publication: Т. Т. МАХАМАТОВ

Share with friends in SM

"The Ethic of today's life... What should it be like?

What kind of Ethic is needed

For the survival and co-existence

Of East and West?" 1

(из передачи британской вещательной корпорации Би-Би-Си)

Чтобы ответить на этот извечный и непростой, успевший стать актуальным вопрос, который сегодня поднимается уже почти во всех уголках планеты, где имеются какие-либо предпосылки и потенциал для понимания и осознания данной дилеммы, и на который пытаются найти ответы представители многих культурных традиций, творящие и созидающие в самых различных сферах общественной практики - начиная с политики и экономики и кончая религиозно-миротворческой деятельностью, нам следует не только попытаться определить, какого рода феноменами являются сами по себе Запад и Восток, и что мы вообще будем подразумевать под этими понятиями, отвечая на вышеприведенный вопрос, но также рассмотреть и выявить общую внутреннюю логику процесса развития каждого из них с целью последующего заключения о том, где могут скрываться изначальные и подлинные причины сегодняшней проблемы столкновения Запада и Востока как двух цивилизационных, духовных и культурных "полушарий" мира, а также насколько и при каких необходимых условиях возможна их некая взаимодополняемость, взаимонуждаемость, диалог и, в конечном счете, партнерство в свете проблемы сосуществования и даже со-выживания в современном мире.

I. Реальность современного мира - результат длительного исторического процесса взаимодействия двух основных макроцивилизаций 2 -


1 Этика современной жизни... Каковой ей следует быть? Какого рода этика необходима для выживания и сосуществования Востока и Запада?

2 Стоит сразу отметить, что данный термин, используемый нами в настоящей статье, заключая в себе одно из многих существующих определений цивилизации, тем не менее не имеет задачей выделить конкретные отдельно взятые цивилизации на основе каких-либо критериев, характеризующих основные стороны и аспекты цивилизационного процесса, но, наоборот, обобщает отдельно взятые цивилизации на основе таких критериев общефилософского характера, как менталитет, особенности и черты философского мышления и т.п.

стр. 52


Запада и Востока. Эти макроцивилизации характеризуются, прежде всего, системой и иерархией ценностей, по которой живет общество и отдельные индивиды. Если на Западе - приоритет материальных ценностей, приведший к современному прагматизму, индустриализации и индивидуализму, то на Востоке - приоритет духовных, морально-этических ценностей и общественного (общинного) начала. Вожди на Западе обретали легитимность в результате демонстрации собственной силы, влияния, власти, на Востоке же - на основе религиозной сакрализации власти 3 . Отсюда возникли - восточный (азиатский, по К. Марксу) способ производства и западный. На Западе - индивидуализм и прагматичный рационализм, отсутствие общинных регулирующих начал в обществе, как на Востоке; на Востоке же (если не считать активно реализующейся здесь в настоящее время тенденции следования по пути Запада, о чем будет идти речь ниже) - религиозно-этическая духовность, религиозный идеализм (но необязательно - теократичность), общинность, соборность 4 . Господство религиозной духовности на Востоке проявляется в подчиненности ей форм хозяйственно-экономической и общественно-политической деятельности. Можно, например, вспомнить распространенную, в основном в странах ближневосточного исламского блока, так называемую исламскую экономику 5 , т.е. экономику, построенную на принципах Ислама - как религии и как свода канонов общественного устройства и общественно-хозяйственной деятельности, которые заключены в священной книге Коран и своде исламских законов - Шариате; находящую применение в большинстве буддийских стран Южной и Юго-Восточной Азии "буддийскую экономику" 6 , принципы которой также происходят из священного буддийского канона - Трипи-


3 Особенностью восточных обществ всегда являлись сакрализация и поклонение природным и космическим силам, от которых зависят гармония и благополучие; позднее - справедливость государственной власти, норматировалась и благословлялась священными текстами [например, Конституция Принца Сетоку в Японии (VII век н.э.), полностью основанная на текстах буддийского канона; своды законов исламских стран, базирующиеся на священном Коране, и др.].

4 Эти традиционные качества восточных обществ способствовали. сдерживанию, обузданию и взаиморегулированию проявления греховных начал человека в обществе, что, в свою очередь, явилось важнейшим фактором развития Востока как макроцивилизации.

5 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. (Вопросы теории и практики). М., 1986; Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность, М., 1978; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения (Репринтное издание. Отв. ред. В. Б. Битней). М., 1991; Мусульманское право. Структура и основные институты. Ред. М.В. Гольцова М., 1984.

6 Подробнее см.: Корпев В. И. "Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии". М., 1983; Буддизм: государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. М., 1982;Михалев А. А. Отношение "мир - человек" в хинаяне и махаяне // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. Отв. ред. М. Т. Степанянц, М., 1993; Spiro Melford E. Buddhism & Society. A great Tradition and Its Burmese Vicissitudes. N.Y., 1970.

стр. 53


таки, и основным из которых является принцип бережного отношения к имеющимся в наличии ресурсам: природным, энергетическим, трудовым и пр.; а также примерно до середины Нового времени, т.е. до начала европейской экспансии в Китай и на Дальний Восток распространенное в этих регионах конфуцианское учение о принципах добродетельного правления и государственного устройства. В основе этих и подобных им уникальных порождений и подходов Востока мы видим, прежде всего, канонические для Востока морально-этические, духовные ценности, что, правда, скорее сохраняется в сознании общества в целом и его представителей в отдельности, нежели реализуется в практике современной социальной жизни. Вышеприведенные макроцивилизации определяются рядом локальных цивилизаций 7 , которые объединяет ряд общих характеристик,


7 Что такое "цивилизация"? Попытаемся проанализировать смысловое наполнение этого понятия. Культура, религия, быт, этика, мораль, каноны, способы общения, политика, экономические и общественные отношения и связи - все это, во-первых, лишь компоненты некоего процесса развития, являющиеся в то же время следствием его действия. Во-вторых же, это - не что иное, как отдельные стороны, характеризующие подлинную природу и сущность цивилизации.

Какое же определение можно дать этому некоему процессу, дабы наиболее точно и полно его охарактеризовать и, в то же время, четко обозначить причины и следствия его? Попытаемся таковое выработать.

Французские просветители определяли цивилизацию как общество с нравами; у Моргана был разработан стадиальный подход, где цивилизация - фаза развития, следующая за двумя предыдущими: дикостью и варварством; Н. Данилевский разграничивал культурно-исторические типы; О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как закостенелое и застывшее следствие живой культуры (надо сказать, что в данном случае мы замечаем несколько иное смысловое наполнение терминов "цивилизация" и "культура", где движущее начало - именно культура); А. Тойнби разработал теорию локальных цивилизаций, определив цивилизацию как общность духовного мира и исторической судьбы; Ф. Бродель рассматривает цивилизации как "мир-экономики", по- марксистски делая упор на особенностях базиса...

К вышеперечисленным определениям категории "цивилизация" следует, на наш взгляд, добавить, что цивилизация - это не только, как справедливо заключают авторы монографии "Очерки по философии истории" в дополнение к уже имеющимся определениям, " процесс целостного развития общества, процесс осознания обществом имманентных ценностей и творческих возможностей каждого человека и создания условий их осуществления в социальном времени и пространстве, процесс эволюционного формирования и развития духовной и материальной культуры определенного человеческого сообщества" (Кишлакова Н. М., Махаматов Т. М., Субботина З. А. Очерки по философии истории. М., 2000. С. 30), но прежде всего образ и стиль непрерывной мотивации этого развития определенной системой категорий мировосприятия и миропонимания, которая, в свою очередь, сложилась благодаря комплексу внутренне присущих и внешних причин и стала сущностной данностью данной цивилизации или цивилизационной группы, а шире - макроцивилизации. Итак, на наш взгляд, цивилизация представляет собой постоянно живущий и созидающий, вносящий изменения как в самое себя, так и вокруг себя процесс согласованного всестороннего развития, непрерывно мотивируемый определенной, глубоко укорененной и исторически развившейся, реализуемой как в материальной, так и в духовной сторонах жизни индивида и общества системой ценностей,

стр. 54


таких, например, как особенности зарождения, способ производства, место и значимость духовной культуры в данной цивилизации и т.п. Каковы судьбы этих цивилизаций? Любая локальная, отдельно взятая цивилизация в истории проходила естественные стадии зарождения, расцвета, оформленности, заката и исчезновения. На смену исчезавшей или исчезнувшей цивилизации приходила новая, качественно иная.

В основе заката цивилизаций лежали и лежат не только конкретно-исторические причины, но, на наш взгляд, прежде всего, присущие человеческой натуре и обществу в целом реалии духовного плана: неведение, гордыня, эгоцентризм, жадность, стремление к удовлетворению желаний. Превалирование этих реалий, в свою очередь, приводит к противоречию между духовной основой жизни общества, существования цивилизации, и ее материальной, так сказать, прагматической стороной.

В основе зарождения и расцвета цивилизаций неизменно лежала некая великая философская мысль, некий духовный импульс, заключавшийся в выявлении, осознании и привнесении в общество определенных истин реальности, в следовании им - ведь многие цивилизации прошлого сложились и оформились на основе мировых и немировых религий. Подобный духовный импульс являлся также субстанцией, которая, подобно цементу, "скрепляла" цивилизацию, придавая ей характерные для нее черты и формируя особенности. Действительно, главным направлением реализации жизненного потенциала человека было и по-прежнему остается познание себя и мира, духовное совершенствование, взращивание в себе и других духовно- нравственных добродетелей, а вовсе не стремление к удовлетворению безгранично растущих потребностей материального плана. Ибо последнее в настоящее время уже привело современную цивилизацию 8 к полному дисбалансу системы ценностей,


категорий мировоззрения и мировосприятия, в которой, в свою очередь, уже заложены возможные определенные пути развития, а также противоречия данного процесса.

О цивилизации - ее природе, истоках, характере - можно справедливо судить, так сказать, по плодам ее - типе и уровне культуры, созданной данной цивилизацией, морально- этических основах этой культуры, потому также, что создала и была способной создать цивилизация, насколько она открыта для обогащения извне и в какой степени она в этом вообще нуждается... Однако сама цивилизация - не только в своих творениях; цивилизацию (в нашем данном конкретном понимании этого термина) можно сравнить с неким творящим Духом, Началом. Приведем простой пример для иллюстрации нашей мысли: создана искусная ваза. Однако само искусство ее создания - не эта ваза, апрежде та мысль, которая вначале родила образ вазы и продумала технологию материализации этого образа. А эта мысль, в свою очередь, сформироваться смогла благодаря неким накоплениям знаний и опыта, скрепленным и направленным в нужном русле мотивацией. Итак, цивилизация, на наш взгляд, сходна с мотивацией и мыслью, сотворившими вазу прежде ее появления в осязаемой форме, сама же ваза - лишь следствие, след творения.

8 В данном контексте термин "цивилизация", а именно, "современная цивилизация" призван обозначить некую совокупность современного уклада и ритма жизнедеятельности человека и общества, при всех постоянно развивающихся и совершенствующихся атрибутах этой жизнедеятельности (технологии, массовая культура, культура потребления

стр. 55


при которой возможно выживание цивилизованного человеческого сообщества, наоборот, создав все основные предпосылки духовного плана к закату и исчезновению цивилизации.

Для современной цивилизации характерна проблема выживания. Что лежит в ее основе? Современные процессы технологизации, информатизации и в конечном счете - глобализации в современной цивилизации привели к глубокому противоречию между материальным аспектом существования человека и общества и его духовным аспектом. Иначе говоря, в отличие от классических цивилизаций Востока, современная цивилизация не содержит в своей основе духовного Пути, комплекса морально- этических и духовных ценностей, которые единственно и необходимы человеку для его совершенствования и осмысления сущности бытия. В итоге - чем совершеннее становятся технологии, тем слабее и беззащитнее в их среде чувствует себя человек. Именно в этом заложено глубокое противоречие, способное разрушить современную цивилизацию, и именно вследствие этого человек боится свободы - его основополагающего начала, как писал Э. Фромм. В связи со сказанным вспоминаются слова Махатмы Ганди о том, что материальное производство и промышленность в сущности необходимы человеку постольку, поскольку у него имеются минимальные потребности; разрушительное противоречие возникает лишь тогда, когда человек в своем существовании все более и более начинает зависеть от машин и материального производства (которые, в свою очередь, диктуют человеку расширение потребления), усугубляя тем самым собственное бессилие и приближая себя к гибели. В этой связи примечательны слова И.А. Василенко, справедливо заключившей, что "сегодня предельно поляризованное человечество, наконец, пришло к выводу, что необходимы поиски новой политической этики, существенно отличающейся от прогрессистской модели эгоистической заинтересованности и конкурентности", антропоцентризм которой "низводит духовность до неадекватного ей уровня и низводит природу до статуса объекта потребления)) 9 .

II. Откуда "есть пошли" Запад и Восток? 10 Проведем некоторый философский сравнительный анализ. Запад как макроцивилизация - ди-


и т.п.), а также имманентных ей проблем, главной из которых на сей день можно назвать проблему выживания, модель и принципы которой распространяются или уже распространились в глобальном масштабе, приобретая черты универсальности и становясь неотъемлемой частью все новых и новых локальных цивилизаций.

9 Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.,: Эдиториал УРСС, 1999. С. 4.

10 Некоторые современные исследователи, например. А. И. Неклесса, наряду с данной дихотомией отмечают также наличие оппозиции Север - Юг, как дополнившей первую [Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб.: Алетейя, 2000. С. 62]. Однако заметим, что в рамках настоящего исследования, носящего абстрагированный характер по причине своей социально- философской направленности, суть гло-

стр. 56


тя культур Средиземноморья - Эллады и Рима. Здесь была родина философии как исследовательского познания мира, "любви к мудрости"... Восток же - дитя Востока. Здесь - родина религиозной философии - познания себя, мироздания и его законов через поклонение, отречение, служение, "стремление к мудрости" ради Пути к спасению... Если на Западе Гераклит Эфесский говорил: "Все течет, все изменяется - в одну и ту же реку нельзя войти два раза", то на Востоке учителя и мудрецы сходились в одном: все непостоянно, пустотно по природе, тленно; Путь и спасение же - увидеть и осознать тленность и пустотность сущего, преодолеть привязанности к этому и желание обладать...

То, что рождалось из философских поисков и как ими пользовались люди, показывает мотивацию этих поисков - либо просто знать, либо знать Истину, чтобы найти Путь.

Кратко остановимся на философских категориях, характерных именно для философской мысли Востока 11 , а точнее - выработанных и развитых ею.

Неведение - Ведение, мудрость. Именно с осознания неведения как реальной призмы нашего мировидения и мировосприятия начинался на Востоке религиозно- философский поиск, начинался Путь, обусловленный поисками выхода из этого неведения, преодоления его. Обретение наивысшей мудрости - являлось конечной целью следования Пути.

Непостоянство, тленность - Постоянство. Осмысление данной категории побуждало общество стремиться развиваться, следуя нравственно-религиозным принципам.

Блуждание (т.е. отсутствие Пути) - Путь. Приоритетом как для индивида, так и для государства и общества в целом на Востоке всегда было следование Пути, приводящем к Истине, гармонии и обретению добродетели. Несчастьем же - как для человека, так и для государства - считалась утрата этого Пути.

Поклонение. В основе практически всех культурных традиций восточных цивилизаций лежало поклонение и почитание трех объектов: родителей, учителя (-лей), правителя/вождя. В свою очередь, наряду с этими тремя, существовали и другие три универсальных и благословенных объекта почитания - для всех представителей об-


бальной проблемы бинарности бытия рассматривается в рамках взаимодействия двух макроцивилизаций - Запада и Востока, кои названия носят скорее символический, нежели конкретно-географический характер, по причине чего мы считаем, что "Север-Юг" - вовсе не иная по существу дихотомия и может быть философски рассмотрена в рамках исследования вышеописываемой дихотомии двух макроцивилизаций, названных нами "Запад и Восток".

11 Причем, стоит заметить, что данные категории можно считать более или менее универсальными и общепринятыми почти для всех основных и значимых направлений восточной философско-религиозной мысли. Эти категории характеризуют определенные особенности формирования Восточной макроцивилизации в целом.

стр. 57


щества равным образом. Это: бог (Будда в буддийских традициях, Бог Отец, Бог Сын (и Бог. Дух Святой) в христианстве; Всевышний Аллах и пророк его Мухаммад в исламских традициях и т.п.); учение (Дхарма в буддизме, Святое Евангелие в христианстве, Священный Коран в исламе и т.п.); община (Сангха в буддизме, Святая Братия в христианстве, Умма в исламе и т.п.). На почитании этих ценностей традиционно стояли и развивались восточные общества. С действия поклонения и почитания начинался духовный Путь к совершенству.

Привязанность - Отречение. С отречения начинается Путь добродетели и победы над греховным неведением. Именно практика отречения позволяла проявлять милосердие и сострадание, открывая дорогу к глубокому познанию бытия.

Смятение - Созерцание. На Востоке способность к созерцанию всегда считалась достоинством мудрого, ибо созерцание способно победить и устранить смятение мыслей и замутненность видения реальности бытия. Большинству культурных традиций Востока присуща созерцательность.

Иллюзорность бытия - Истинная реальность. К поиску совершенства, приводящему к развитию человека и общества, побуждает именно осознание иллюзорности бытия, являющейся лишь плодом нашего ее восприятия, и стремление постичь истинную реальность этого бытия, иначе говоря, привести к очищению и изначальной гармонии собственно восприятие человеком мира внутреннего и мира внешнего, следуя Пути. В чем может заключаться философский аспект различия двух макроцивилизаций мира - Востока и Запада? В философско-мировоззренческой мысли на Востоке и на Западе существует значимое различие в смысловом и субстанциальном наполнении таких основополагающих философских категорий, как "развитие- совершенство", "положительное-отрицательное", "объект- субъект". Различие в понимании этих категорий порождает различные критерии развития и его цели, различную иерархию ценностей. Чтобы продемонстрировать это различие, возьмем в качестве примера две парные категории: категории "объект-субъект" и "развитие-совершенство" и попытаемся сопоставить их понимание на Востоке и Западе.

Категории "объект - субъект" являются одними из ключевых в философской науке. Однако их смысловая и субстанциальная наполненность несколько различается в классической западной философии и в философии Востока.

Прежде всего, надо отметить, что в западной классической философии "объект-субъект" - категории постоянные, т.е. не исчезающие, не сливающиеся друг с другом и не видоизменяющиеся в ходе процесса

стр. 58


обучения, процесса познания. Даже полное тождество объекта и субъекта в философии Шеллинга, тождество мышления и бытия в гегелевской философии не означает полное слияние, исчезновение одного в другом, но только тождество содержания при различии форм их бытия. На любой ступени познания, будь это познание закономерностей реальности и механизмов мира, природы, общества - всегда сохраняется объект познания и субъект, познающий этот объект, направляющий на этот объект вектор своей познающей способности.

На Востоке же - это категории условные, иначе говоря, существующие как бы временно, лишь до определенной ступени познания и прозрения, до ступени, за которой исчезает само-отождествление в виде осознания собственного "я", "эго". Конечно, во многом это связано с тем, что философии Востока, в общем, присуща большая степень религиозности, философия на Востоке сливается с духовно- религиозным поиском, универсальной целью которого является разрушение неведения, сковавшего сознание индивида рамками собственного "я" и постоянного видения всего сущего через призму этого "я". Совершается некий поворот взгляда сознания от взора на самое себя - на объективную реальность бытия и мироздания. Однако, речь идет не о каком-либо искусственном устранении или уничтожении осознавания и ощущения "я", но о постижении изначальной пустотности "я" как индивидуальной, личностной характеристики себя, остальных людей и других живых существ, а также предметов и явлений как независимо друг от друга существующих. Как следствие существования такой гиперцели и стремления достижения таковой, философский поиск и философско-религиозное знание развивались как бы в глубину и в ширину, и инструментом, методом такого поиска такого знания и мудрости являлось применение, помимо умозрительной, созерцательной способности сознания, так сказать, медитативно-визуализированное познание (например, учение китайского буддийского учителя V в. н.э. Великого мастера Чжи-И (Тянь Тай) о "Великом прекращении неведения и постижении сути"): созерцательным методом познается определенная глубоко заложенная истина и все ступени к ней, а затем эти ступени используются для доказательства существования этой истины с помощью логики. В философии Востока познающий субъект как самостоятельная данность существует, покуда он сам себя так мыслит и, пока еще оставаясь на этой позиции осознания, продолжает постигать объект своего познания. Но именно сам процесс такого познания и постижения имеет мотивацией познание мироздания через познание себя, и одновременно - познание себя через постижение законов мироздания, а, так сказать, "дверью" к такому постижению может являться отдельный объект изучения (например, искусство каллиграфии, чайного действа и икэбаны в дальневосточных культурах, искусство танца в культурах Южной Азии, музыкальные

стр. 59


культуры 12 стран Востока вообще, и т.п.), что приводит познающего к осознанию постепенного размывания четких граней между субъектом и объектом познания и, в конце концов, к исчезновению объекта и субъекта как определяемых отдельных данностей 13 , в видении и понимании познающего, т.е. преобразование видения мира в такое, где уже эти категории просто не могут существовать, где и познающий, и познаваемое - едины в познанной и реализованной изначальной природе. Для примера, вспомним аллегорию из учения великих суфиев периода мусульманского Возрождения, таких, как Шамс Тебризи, Джеляль-эд-дин Балхи (Руми), Абдуррахман Джами: "Я - капелька воды; а мудрость Мироздания, мудрость Творца - океан. Если я останусь капелькой, я вскоре высохну и исчезну. Поэтому я должен стремиться достичь океана, слиться с ним воедино, влиться в этот океан, и тогда я стану океаном". Отсюда - постоянное стремление восточных философов к поиску и обретению в конечном счете всеобъемлющего и универсального, целостного знания, не предполагающего существования отдельных, существующих изолированно друг от друга наук и дисциплин, как это наблюдалось на Западе. (Кстати, доказательством реализации такой гиперцели в философской мысли Востока в какой-то мере служит факт зарождения на Востоке мировых религий и их последующее широкое распространение.)

В западной классической философии не ставится гиперцелью уничтожение, или правильнее говоря, постижение изначальной пустотности своего "я" - пожалуй, наоборот, это "я" должно быть превращено в Личность 14 , и личность тем более укрепляющуюся, чем


12 Западная музыка неизменно структурирована началом, завязкой действия, развитием, кульминацией действия, развязкой и финалом. При этом конечная цель музыкального творчества - само произведение. Восточная же музыка имеет главной особенностью непрерывность, ровность и непреходящесть звучания (вспомним, например, индийскую, китайскую, арабскую, африканскую и т.п.), не обозначая начала и конца, и вместо кульминации и развязки имеяровное повествование (если это - песня или баллада), приводя к состоянию погруженности и как бы сливаясь с естественными и вечными ритмами Космоса, являясь выражением и действием Великого срединного Пути - Дао... Причиной таких особенностей музыки народов Востока является, на наш взгляд, неразрывность музыкального, как, впрочем, и любого другого творчества, с непрерывным внутренним поиском Пути духовного совершенствования человека, пути освобождения от тленности и преходящести бытия и познания истинной, вечной его сущности.

13 Как справедливо замечает И. А. Василенко, если на Западе "процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего свойства объектов", то на Востоке "познание есть не столько исследование свойств объектов, сколько стремление к слиянию с ними, их духовное постижение на интуитивном уровне, недоступном рациональному исследованию" (Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. С. 71-72).

14 В данном контексте мы выделяем три понятия: индивидуальность - как уникальный и неповторимый набор качеств и черт характера, способностей, наклонностей и талантов; личность - как комплекс гармонично реализованных, благодаря процессу познания, этих качеств, способностей и талантов; и самость - как постоянное, непрерывное

стр. 60


более объектов она познала, чем более качеств, присущих этим объектам, она переняла. Можно даже говорить о том, что в западной философии сама природа искомого знания и природа получения этого знания - совсем иная, чем на Востоке. Если на Востоке объект познания - в конечном счете универсален и един - познание истинной реальности бытия, постижение постоянства за видимым непостоянством, обретение изначальной и непреходящей, несотворенной гармонии и мудрости; то для западной философской мысли характерно наличие множества конкретных, отдельных объектов познания, наук и дисциплин, не объединенных подобной гиперцелью 15 . Как справедливо заключает И. А. Василенко, если на Западе - антропоцентричный рационализм, при котором "процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего свойства объектов", то на Востоке - теоцентричный иррационализм, являющий собой такое познание, которое есть "не столько исследование свойств объектов, сколько стремление к слиянию с ними, их духовное постижение на интуитивном уровне, недоступном рациональному исследованию" 16 .

Эта диалектика двух макроцивилизаций проявляется также в категориях "развитие" и "совершенство". Что же есть "развитие" и "совершенство" в понимании этих категорий философской мыслью западной цивилизации? Циклическое движение, состоящее из естественных фаз - рождения\возникновения, развития, расцвета/зрелости и упадка\исчезновения. Одновременно с движением, происходящим в виде чередования этих фаз, происходит некое более общее развитие, схожее с принципом спиралеобразного движения, в то же время состоящее из более частных, составляющих его, циклических движений и с каждым своим витком достигающее иного качественного уровня развития, приходя в конце концов к стадии совершенства. Логически такое развитие не имеет и не может иметь высшей, конечной границы. Это называется "путь диалектического развития". Вся цивилизация Запада следует именно такому пониманию развития и совершенства.


осознание наличия собственного "эго", "я", и соответственное восприятие всего данного - как во внешнем мире, так и во внутреннем мире человека - через призму непрерывной самоотождествляемости себя с собою. В данном контексте подразумевается, что в западной философской мысли личность и самость - едины.

15 При этом следует помнить о том, что философской мысли Востока присуща религиозность, во многих случаях неотделимая от собственно философии, в то время как на Западе - в особенности, начиная с Нового времени, наблюдается некая граница между религиозным мировоззрением и собственно философией как наукой.

16 Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. С. 70- 72.

стр. 61


Попытаемся определить понимание категорий "развитие" и "совершенство" философской мыслью Востока 17 . Прежде всего необходимо еще раз отметить второстепенное значение рационального способа мышления в восточной философской мысли. Ее характеризует созерцательность постижения. Диалектика, как она была выработана на Западе, начиная с Древней Греции, функционально не несет определяющего значения на Востоке.

Поэтому "развитие", а именно, спиралеобразное развитие, называемое на Западе "диалектическим", и могущее привести к стадии совершенства (в западном понимании), на Востоке не считается истинным; это развитие неизбежно завершится так же, как и началось (можно предположить, например, что эта фаза (назовем ее "контрразвитием"), схожа с вышеупомянутым спиралеобразным путем развития, но движение в ней происходит в обратном витке, закрывая спираль). Что же на самом деле истинно и вечно, так это именно непостоянство развития и упадка. (Кстати, это - главная причина, почему на Востоке западное развитие понимается как непостоянное, а значит, неизбежно идущее к своему завершению.)

"Совершенство" понимается на Востоке как вечное и изначальное по своей природе, т.е. то, что не может появиться или исчезнуть, но пребывает изначально везде и в каждом моменте существования. А путь к достижению такого подлинного совершенства - есть путь выявления его. Само же выявление происходит естественным образом, когда побеждается и уничтожается неведение.

Итак, восточный способ понимания этих двух философских категорий представляется нам более глубоким и духовно ориентированным, нежели на Западе. Следствием подобного различия в понимании основополагающих для процесса познания, для познавательной деятельности человека вообще, категорий явилось соответствующее различие в мышлении, системе ценностей, в менталитете вообще, что в свою очередь обусловило коренное отличие пути развития Востока от западного пути развития. Еще раз подчеркнем, что образ мышления, находящий свое концентрированное проявление именно в философской мысли, отражается, если не сказать больше - формирует - и подоплеку политико- идеологических опор общества, и подход к экономической деятельности, к образу ее ведения - как частной, так и общества и государства в целом. Из всего вышесказанного следует, что при подходе и поиске решения проблем - как локального, национального, так и глобального


17 В данном контексте под Востоком понимается совокупность наиболее определяющих философских, религиозных и философско-религиозных мировоззренческих школ и традиций, таких, например, как индуистская, буддийская, конфуцианско-даосская, восточно-христианская, исламская, и др.. которые вместе формируют как бы общую философскую мысль народов Востока.

стр. 62


масштаба - связанных и с вопросами экономики, и с вопросами политики и современной геополитики, и с вопросами общественной жизни, следует учитывать природу и особенности мировоззрения и мышления, присущего Западу и присущего Востоку (в широком смысле, конечно).

III. Столкновение или диалог? Запад, несмотря на свою высокоразвитую экономическую и технологическую базу, нуждается в Востоке как в зоне так называемого периферийного капитализма, в его материальных и духовных ресурсах и потенциале, которые необходимы для его выживания и развития, как это, впрочем, продолжалось на протяжении веков. В настоящее время Восток также, в свою очередь, нуждается в Западе, но постольку, поскольку сама западная цивилизация вынуждает Восток следовать по пути западного развития. Несмотря на то, что западный путь развития не свойственен Востоку, противоположен его мышлению, мировоззрению и культуре, Восток вынужденно следует этому пути, навязываемому самой мировой системой глобализованного хозяйства и геополитики, и только лишь для того, чтобы выжить в этой системе.

Нет сомнения, что реальность современного мира, очевидцами которой мы являемся, может быть определена как результат совокупности взаимоотношений - как негативных, так и позитивных их сторон - между двумя макроцивилизациями, так сказать, "половинами" мира - Востоком и Западом. Все современные проблемы экономики, геополитики, политики и культуры международного масштаба произошли из вышеуказанной реальности. С нашей точки зрения, эти проблемы должны быть решаемы исключительно мирным и цивилизованным методом на основе полного понимания их истинного происхождения.

Опыт современной нам реальности показывает, что в настоящее время происходит активное взаимопроникновение менталитетов: Восток усиленно старается поспеть за глобализующим(ся) Западом, развивая в себе европейско- американское мышление и спешно усваивая ценности и категории массовой культуры, технологии, активнее пытаясь внедриться в глобализующуюся систему мирового производства и потребления, играя все более активную роль в глобальных геополитических играх 18 , однако в то же время испытывая все возрастающую потребность к сохранению уникальности и неповторимости, отличности от западных ценностных категорий своих традиционных обществ и культур - эту потребность Востока как макроцивилизации к самосохранению можно


18 В связи с вышеперечисленным стоит упомянуть Китай как показательный после Японии пример превращения традиционного восточного общества под влиянием анализируемых процессов во все более экспансирующего гиганта мирового глобализма. В данном случае Запад получает определенного характера ответ на свой же вызов, если рассуждать, следуя за Арнольдом Тойнби.

стр. 63


охарактеризовать как иммунную 19 . Запад же наблюдает в себе элементы восточного мышления, в частности, так называемый экзистенциализм в западной философии можно рассматривать именно под таким углом.

При рассмотрении вопроса взаимодействия цивилизаций, а в особенности - двух исследуемых макроцивилизаций - в современном мире, следует принимать во внимание две крайние тенденции, имеющие место в подобном процессе и представляющие опасность именно для взаимодействия цивилизаций, открывая дорогу противодействию, столкновению их. Эти крайние тенденции - глобализм (в его негативных для самосохранения и выживания локальных, национальных цивилизаций сторонах) и экстремизм - как противодействие, противостояние, некая иммунная реакция на этот самый глобализм 20 . Причем обе эти негативные тенденции присущи как Западу, так и Востоку одновременно 21 . Немного поясним: стремление к глобализации в области связи и информации, производства, массовой культуры, системы общественных ценностей и т.п. со стороны западного сообщества проистекает из давней западной экспансии, возможно, уходящей какими-то корнями в историю существования Римской империи, возобновившейся в иных каче-


19 К примеру, различного рода современный экстремизм в национальных обществах стран Востока можно расценивать как выражение некими радикальными группами нежелания данного общества подчиняться, следовать и, в конечном счете, интегрироваться в глобализующуюся, т.е. вбирающую в себя все новые и новые отдельные локальные национальные культуры систему "универсальных ценностей", на самом деле разрушающую и как бы "закатывающую" в эти самые "ценности" всю уникальность и неповторимость локальных цивилизаций и культур. Например, стоит задуматься о тех трудностях, которые в течение определенного периода времени испытывали и продолжают испытывать в настоящее время американские индейцы, пытаясь внутри американского общества с сильными тенденциями к глобализации сохранить в естестве свои самобытность, язык, обычаи и культуру, т.е. выжить как уникальное и неповторимое в истории развития человечества цивилизационно-культурное явление.

20 Б.С. Ерасов, имея в виду присущие западному стилю мышления и пути развития универсалистские и глобалистские притязания, в частности, стремление к монополии "в представлении общечеловеческих ценностей" и однолинейность концепции истории, приводит справедливое замечание относительно опыта "западнизации", т.е. имитационной модернизации, что она "приводит к хаосу, дезинтеграции и протесту", иначе говоря, стимулирует процессы рассогласования и несовместимости западных и восточных обществ (Глобальное сообщество: новая система координат. С. 116).

21 Используя в данном случае концепцию А. Тойнби о "вызовах - ответах", то возможно рассматривать взаимодействие макроцивилизаций под таким углом: поскольку "вызов" обусловливается как внешними причинами, так и внутренними предпосылками, рождаемыми самой цивилизацией, то в данном случае можно сказать, учитывая природу и логику развития Запада и Востока, что если стремление к глобализации со стороны Запада - это "ответ" Запада на "вызов", обусловленный потребностями его же собственного развития, то процесс глобализации на Востоке - не что иное, как "ответ" Востока на "вызов" со стороны Запада. То есть если на Западе в силу вышеисследованных особенностей развития западной макроцивилизации среди причин глобализации преобладают имманентные потребности этой макроцивилизации, то на Востоке глобализация - не есть следствие его имманентных потребностей, а скорее "ответ" на "вызов" извне...

стр. 64


стве и масштабах, начиная с Великих географических открытий XV в. и продлившейся на протяжении нескольких веков, включая эпоху колониализма и империализма, при которых Восток все в большей и большей степени начинал играть роль так называемой периферии в мировой капиталистической системе 22 . В этой связи современный процесс глобализации можно рассматривать как явление, представляющее собой продолжение вышеописанного классического развития Запада, достигшее качественно нового уровня благодаря своей объективной обусловленности последними достижениями цивилизации. Иначе говоря, объективно реализация этого явления стала возможной благодаря достижению обществом качественно нового уровня технологизации и информатизации, а субъективно - данное явление - суть порождение интересов самого Запада, направившего всю достигнутую мощь на превращение мира в единое целое - единый рынок, единую политическую и геополитическую арену с "мозговым центром" на Западе (ООН, МВФ, ЕБРР, НАТО и т.п.). Ибо следуя внутренней логике развития Запада как макроцивилизации, это развитие в конечном счете требует, чтобы весь остальной мир заговорил на языке западных стандартов, облегчая взаимопонимание и сотрудничество в различных областях, с одной стороны, и превращаясь в некую хоть и развивающуюся согласно этим стандартам, но все же периферию Запада как изначального носителя этих стандартов, с другой.

Однако надо иметь в виду, что локальные, культурно- исторические типы цивилизаций, как их определил Н. Я. Данилевский, не могут превратиться в одну цивилизацию: они могут либо сотрудничать, либо конфликтовать, но будут при любом взаимодействии и взаиморазвитии оставаться самими собою, отличными друг от друга (не говоря уже о цивилизационном слиянии в некое единое целое Запада и Востока вообще, как макроцивилизаций) 23 - в этом-то, как видится, и заключается цивилизационный тупик глобализации.

На наш взгляд, позитивному взаимодействию цивилизаций может способствовать процесс именно позитивной глобализации, при котором национальные культуры и цивилизации, прежде всего со-


22 В связи с данным контекстом вполне уместно привести слова А. И. Неклесса, который, анализируя современные процессы развития глобального рынка, говорит об обеспечении долгосрочной встроенности "Юга в системусевероцентричного глобального рынка в качестве его ресурсно-сырьевой составляющей", как об одной из наиболее актуальных стратегических задач современного капиталистического мира, а также о "весьма своеобразном,североцентричном "макроколониализме"" (Глобальное сообщество: новая система. С. 44-45. Выделено мной. - Т. М. )

23 Имеется в виду успех глобального формирования и повсеместной адаптации единой, универсальной монокультуры, которая являлась бы основной особенностью этой некоей единой цивилизации и содержала бы, по-видимому, единую и общепринимаемую систему ценностей, критериев и норм жизни и развития общества и отдельных индивидов.

стр. 65


храняя свои уникальность и неповторимость, в то же время, благодаря стремительно совершенствующимся возможностям общения и обмена информацией получают возможность обогащать себя, причем не насильственно и вынужденно с внешней стороны, а по мере существования необходимости в самом обществе, вновь открывающимися возможностями международного контакта, перенятия новых, универсальных ценностей (как права человека, например), и пр. При этом должна исключаться иммуноподобная потребность национальных, локальных цивилизаций к самозащите с целью самосохранения, крайним проявлением чего является экстремизм в разных его формах 24 . Как представляется, если не произойдет подобного вышеописанному радикального осознания необходимости обуздания развития негативных тенденций процесса глобализации, то как на Востоке, так и на Западе будут продолжать развиваться крайние направления одного по сути процесса - экспансия и экстремизм как противодействие ей. В то же время, многие менее приспособленные к впитыванию "универсальных" приоритетов и стандартов, необходимых для выживания в глобализующемся мировом сообществе восточные общества либо окажутся полностью вытесненными за пределы информатизированного и глобализованного мирового сообщества, либо вовсе прекратят свое существование, причина чего не исключает первого.

IV. О России. Если, как уже отмечалось выше, в мире философской мысли выделить два феномена - Запад и Восток, то что же отличает философскую культуру России? Сочетая в себе и Запад, и Восток, как естественное следствие геополитического расположения, этнического состава и исторического развития, философская культура России все же в корне отлична от оной на Западе с его рационализмом, индивидуализмом, преобладающим значением материальных ценностей над духовными. Россия по образу мировосприятия и мышления близка скорее Востоку, где преобладает идея коллективизма, гуманизма, соборности, что, в свою очередь, способствует подлинной реализации таких великих идей гуманизма, как сострадание и любовь к ближнему, к конкретным людям. Мы не можем представить себе Ф. Достоевского, Вл. Соловьева, Н. Трубецкого, Н. Бердяева, Э. Ильенкова и других известных философов без их душевной боли к людям. Вышесказанное делает философскую культуру России потенциально способной преодолеть основное противоречие современного мира - между человеком и созданной им циви-


24 И. А. Василенко справедливо отмечает, что "нельзя отождествлять фундаменталистские концепции с культурой цивилизации - это "новое варварство", которое неминуемо ведет к "столкновению цивилизаций" по С. Хантингтону". (И. А. Василенко. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. С. 133)

стр. 66


лизацией. В связи с этим в корне неразумно стремиться копировать и заимствовать западные системы - будь то решение экономических вопросов, культура, психология, философия...

Спасение России от многоликой агрессии современного жестокого и быстроменяющегося мира - в том, чтобы сделать внутренне-присущие ее философской культуре, менталитету российского народа формы гуманизма реальным достоянием всего российского общества. Духовное и культурное будущее России - за возрождением и воплощением собственных форм гуманизма ее философской культуры.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАПАДИ-ВОСТОК-СТОЛКНОВЕНИЕ-ИЛИ-ДИАЛОГ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Larisa SenchenkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Senchenko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. Т. МАХАМАТОВ, ЗАПАДИ ВОСТОК: СТОЛКНОВЕНИЕ ИЛИ ДИАЛОГ? // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАПАДИ-ВОСТОК-СТОЛКНОВЕНИЕ-ИЛИ-ДИАЛОГ (date of access: 21.09.2019).

Publication author(s) - Т. Т. МАХАМАТОВ:

Т. Т. МАХАМАТОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Russia
995 views rating
09.09.2015 (1474 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
4 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
4 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
4 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
4 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
4 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
4 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
9 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЗАПАДИ ВОСТОК: СТОЛКНОВЕНИЕ ИЛИ ДИАЛОГ?
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones