Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14661
Автор(ы) публикации: Е. Б. ЧЕРНЯК

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Средневековые каменщики (по-французски и по-английски - masons, masons) были хранителями профессиональных секретов, позволяющих создавать величественные соборы, замки и ратуши. Профессия строителя заставляла его часто и подолгу жить вдалеке от собственного дома и семьи. Каменщики в таких случаях селились компанией до 20 человек. Помещения, в которых они находились, назывались ложами, от французского loge - хижина. Члены возникшего много позднее масонского ордена называли себя "франкмасонами". Слово "франк" (francus) обозначало в средние века лицо, ведшее свое происхождение от свободных людей. Относительно франкмасонов первоначально речь шла об освобождении от обязанностей, которые налагались феодальным городом (например, от караульной службы, которую несли другие каменщики или строители). Масоны высшего класса входили в ложи, признававшие главенство Великих лож и имевшие свои статуты.

Тогда в различный союзы не раз допускались представители ученого мира. Они могли выступать в роли покровителей, а иногда и капелланов тайного общества. Среди них могли быть и еретики - вальденсы, катары (или даже рыцари- тамплиеры после роспуска их ордена). Союзы укрывали их, когда они стали подвергаться гонениям. В рядах союзов оказывались и религиозные мистики, пытавшиеся перевести свои мечтания на язык таинственной каббалы или алхимии (превращение свинца в золото рисовалось им как преображение человека, раба темных страстей, в подлинное подобие божие)1 . Во второй половине XVII в. в ряде мест Англии и Шотландии утвердился обычай вступления в такие ложи людей, сторонних цеховому ремеслу. Среди них были представители как дворянства, так и буржуазии. Иных привлекали в ложу мода, любопытство, интерес к красочному ритуалу заседаний, тщеславное желание либо житейский расчет выступить патроном "братьев", стоявших ниже по социальной лестнице. Отсюда и возникло наряду с понятием "практического" масона (то есть строителя, профессионально связанного с цехом) понятие "духовного" масона, занятого "нравственным строительством" и являвшегося носителем тайных знаний. О масонском ордене в собственном смысле слова можно говорить только с конца XVII или даже с начала XVIII в., хотя по легенде основателем ордена был строитель храма царя Соломона Хирам, о котором упоминает Библия (III Книга Царств, VII, 13 - 45). Хирам, как повествует легенда, был убит подмастерьями за то, что он отказался открыть им секрет, известный только мастерам. В отличие от английских французские масоны возводили свое братство к якобитам - сторонникам свергнутой династии Стюартов, эмигрировавшим во Францию после "Славной революции" 1688 года.

Масоны именовали себя "детьми вдовы": Солнце, сходя с небосклона, как бы оставляет без света, вдовою природу, -учениками которой считали себя масонские ложи. Не исключено, что это название берёт начало от древней религиозной манихейской секты, именовавшей себя "сыновьями вдовы"2 . Если говорить об истинных истоках и ранней истории масонов (до 20-х годов XVIII в.), то они малоизвестны, причем не столько из-за секретности, которой была окружена деятельность лож (она сохранялась и позднее), сколько потому, что, по-видимому, обычно не велось протоколов их заседаний. Иначе говоря, слаба источниковая база исследования. Ясно лишь, что ко второму десятилетию XVIII в. масонские ложи в современном смысле термина преобладали над профессиональными объединениями каменщиков,


1 Mariel P. La franc-maconnerie en France. P. 1969, p. 12.

2 Геккертон Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ч. I. СПб. 1876, с. 218 - 219.

стр. 109


хотя в ложах по-прежнему находилось немалое число строителей. У каменщиков были заимствованы символика и ритуалы лож, уже не имевших ничего общего с цеховыми союзами былых столетий.

В XVIII в. быстро вызревал буржуазный уклад в ряде стран Европы. То было столетие крутых перемен, крушение прежде казавшихся вечными феодальных постулатов, причем социальные и идеологические сдвиги происходили в рамках прежнего государственного строя. А новые явления социальной жизни и мысли, идеи, отрицавшие сословное неравенство и освящающую его религию и провозглашавшие естественные права человека, сначала находили свое воплощение не на политической почве, а в форме возникновения организаций, которые отвергали политические цели борьбы и пытались найти решение назревших задач в сфере, находящейся как бы вне социально-политической структуры. Это (не в меньшей степени, чем запреты властей) и породило тот покров тайны, которой окружили свою деятельность новые организации. Индивидуальные мотивы вступления в ложи были, как упоминалось выше, самыми различными - от мистических настроений, до бездумного следования моде, от стремления уйти хоть на время от серого, прозаического существования до желания ощущать себя участником союза, на помощь которого можно было надеяться в случае, когда в ней возникнет нужда. Одни искали путь к духовному самоусовершенствованию, другие - к полезной общественной деятельности.

Историку за пестротою побуждений важно разглядеть классовые пружины тогдашней широкой тяги в масонские ложи. Тут большую роль сыграла их бессословность. Масонская литература заполнена прославлением "мудрого равенства", царящего среди членов ордена. "Смиренный вассал, - читаем мы в сочинении 70-х годов XVIII в., - не забывая своего скромного происхождения, с уверенностью возносится до приветливого князя, который, забывая свое величие, милостиво снисходит до него. И это нисколько не унижает князя, поскольку среди нас сверкают только его добродетели, а вассал, далекий от самонадеянности, скрывает под покровом умеренной вольности свое почтение и свою любовь, которая становится более свободной и поставленной под охрану разумной осмотрительности"3 . Но если вначале преобладало желание буржуа приобщиться к привилегированным верхам общества, то позднее место "мещанина во дворянстве" занимали люди, стремившиеся к уравнению сословий. В результате быстрое развитие масонства отразило тенденцию к умножению новых организаций, поиски объединения, находившегося вне правительственного контроля и обладавшего внутренней автономией. Здесь масонские ложи можно поставить в тот же ряд, что и возраставшее количество обществ поощрения образования, читательских клубов, провинциальных академий и иных подобного рода организаций.

В 1716 г. члены нескольких лондонских лож встретились в таверне "Яблоневое дерево" и приняли решение о проведении ежегодных собраний. 24 июня 1717 г. четыре лондонские ложи учредили Великую ложу с ежегодно переизбираемым Великим магистром. Великая ложа претендовала на руководство масонами английской столицы и ближайшей округи. Первые должностные лица главной ложи были в большинстве своем кузнецами, каменотесами, обойщиками, ломовыми извозчиками. Положение изменилось через несколько лет, когда возглавлять ложи стало хорошим током для знатных дворян и богатых буржуа. Первым Великим магистром был некто Э. Сойер, а в 1721 г. ложу возглавил лорд Монтегю. Это общество стало настолько респектабельным, что в декабре 1721 г. распространился слух о предстоящем вступлении в ложу наследника престола, принца Уэльсского (будущего Георга II).

В 1719 г. ложа постановила собрать и напечатать документы, относящиеся к прошлому масонского ордена. Во исполнение решения в 1723 г. было опубликовано первое издание "Уставов" и излагалась (в значительной мере легендарная) история масонов. Автором был указан пастор Дж. Андерсон, однако в подготовке уставов участвовали и другие лица, в частности французский священник Ж. Т. Дезагюлье. Из уставов видно, что члены ордена делились на масонов различных степеней. Первые две отражали обычные разряды членов профессиональных объединений, хотя могли


3 Labande J. J. Abrege de l'histoire de la franche-maconnerie. Lnd. 1779. pp. 12 - 13.

стр. 110


носить разные названия. В различных ложах они именовались учениками, мастер-компаньонами, учениками-компаньонами, мастерами. Третья ступень, появившаяся около 1725 г., распространялась медленно. Великая ложа формально признала ее в 1730 году4 .

С 1723 г. начинается ведение официальных протоколов. Количество лож быстро возрастает. Большинство, хотя не все, признавали своим главой Великую ложу. Первоначально в ложи не допускались женщины. Позднее, не меняя уставов, масонство учредило специальные женские ложи. Их называли приемными ("удочеренными"), поскольку они должны были находиться под эгидой мужских лож. Наряду с Великой лондонской ложей, не ставшей, однако, главой всего английского масонства, в 1751 г. там появился новый центр - "Великая английская ложа Старых уставов". К 1800 г. ей подчинялись 167 лож. Оба направления разделяли мелочные споры относительно внешней обрядности. Их раскол был преодолен в 1813 г., когда руководителями обоих направлений стали два брата короля герцоги Кентский и Сассекский. Во второй половине XVIII и начале XIX в. в Англии масонами были многие видные лица, в их числе историк и просветитель, враг абсолютизма и традиционной церкви Э. Гиббон, философ-материалист, крупный химик и общественный деятель Дж. Пристли, шотландский поэт-демократ Р. Берне, писатель В. Скотт.

Постепенно выработался специальный масонский язык с рядом символических понятий и терминов. Члены союза именовали друг друга братьями, самый орден называли "ремеслом", "профессией". Акация символизировала масонскую науку, мастерская означала ложу, кабинет для размышлений - темное помещение, в котором новообращаемый ожидал церемонии посвящения, цепь союза - обряд, во время которого участники церемонии берутся за руки, образуя замкнутый круг, капитулом именовалась тайная предмасонская ложа розенкрейцеров, масонской эрой - особое летосчисление (прибавлялись 4 тыс. лет к христианской эре), послушанием - масонская юрисдикция, обязательством - молитва, дикой ложей - не принадлежащая ни к одному из направлений, тремя пунктами - точки равностороннего треугольника как масонского символа, и т. д.5 .

Британское правительство с крайней подозрительностью наблюдало за теми якобитами, которые пытались в XVIII в. организовать заговоры в пользу потомков Стюартов. Поэтому оно следило и за создаваемыми на континенте с помощью якобитов масонскими ложами6 . В Париже масонские ложи появились во второй половине 20-х гг. XVIII века7 . В 30-е годы ложи возникают в Руане, Марселе, Лионе, Меце, Валансьенне и других французских городах8 . Родившиеся на той же почве, которая взрастила идеи Просвещения, причастные к утверждению религиозной терпимости, рационализма и смягчения сословных различий, ложи становились оппозицией просвещенному абсолютизму. Причем в тех странах, где сначала преобладало одно из масонских направлений, как правило, затем происходил раскол или появлялись новые его формы, выражавшие противоположную тенденцию.

Так, уже в конце 30-х годов XVIII в. наряду с официальным английским масонством возникает противостоявшее ему шотландское, которое нужно одновременно отличать от обычных масонских лож в Шотландии. Шотландское масонство производило себя от ложи, якобы основанной в 1688 г. в Сен- Жерменском дворце, который французский король Людовик XIV предоставил в распоряжение свергнутого с престола английского короля Якова II Стюарта. Действительная история шотландского масонства неясна, хотя его зарождение не без оснований связывают с активиза-


4 Le Forestier R. La franc-maconnerie templiere et occultiste aux XVIIIe et XIXe siecles. P. 1970, pp. 38 - 39.

5 Mariel P. Op. cit., pp. 240 - 243. О масонской обрядности см.: Папюс. Генезис и развитие масонских символов. СПб. 1911; Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков. В кн.: Масонство в его прошлом и настоящем Т. II М. 1914 с. 80 - 117.

6 Chevallier P. Histoire de la franc-maconnerie francaise. Vol. 1. P. 1974 pp. 5 - 11.

7 О раннем французском масонстве см.: Chevallier P. Les dues sous l'acacia, ou les premiers pas de la franc-maconnerie, francaise, 1725 - 1943, P. 1964; ejusd. La premiere profanation du temple maconnique. P. 1968; Le Bihen A. Franc- macons parisiens du Grand Orient de France. P. 1966.

8 Масонство в его прошлом и настоящем. Т, 1. М. 1914, с. 40.

стр. 111


цией якобитов накануне поднятого ими в Шотландии восстания 1745 г. Увеличение же в ложах шотландского типа числа ступеней и рангов свидетельствовало о нежелании аристократов находиться на равной ноге с другими "братьями", стоявшими ниже их на социальной лестнице.

Шотландские ложи получили во Франции различные названия - ложи усовершенствования, собрания, директории, капитулы, колледжи. Между 1745 и 1775 гг. шло изобретение в них новых степеней, число которых перевалило за сотню. Оно производилось без единого плана и в разных местах. Поэтому возникло хаотичное нагромождение наименований и соперничавших "систем", или обрядов, которые были объединены в рамках шотландского масонства. Эти ложи восприняли легенду о том, что преобразователями языческого и древнеиудейского масонства в христианское время стали мальтийские рыцари и рыцари-иоанниты и что короли Шотландии с VIII в. были потомственными гроссмейстерами франкмасонов: Шотландские ложи начали выводить свою символику из знаков, которые якобы создали крестоносцы, чтобы отличаться от сарацин. Утверждалось, будто иоанниты после возвращения из Палестины как раз и основали свои ложи, особенно в Англии, которая с XIII в. стала центром их активности. Эта версия объясняла, почему многие английские ложи носили название Св. Иоанна Иерусалимского9 .

Во Франции утвердились две ветви шотландского масонства - Исправленный шотландский обряд, возглавленный "Внутренним орденом" и Древний воспринятый шотландский обряд во главе с "Высшим советом". К 40-м годам XVIII в. шотландские ложи возникают в Марселе, Тулузе, Бордо, Лилле. Многие из них невозможно отличить от регулярных масонских лож, а в 1781 г. руководство официального масонства заключило соглашение с материнской шотландской ложей о координации усилий. Франция же явилась центром, откуда с 40-х годов шотландское масонство распространялось в Италии, Скандинавии и Германии.

В Германии в середине XVIII в. наряду с обычными ложами возникли общества "Строгого послушания", основателем которых был барон К. Г. Хунд. Страсть к средневековью и временам рыцарства приняла у этого богатого аристократа характер мании. По возвращении в Германию из Парижа он основал в своем замке ложу "У трех столпов" и начал пропагандировать систему шотландского масонства, а с целью добывания средств для ордена стал усердно заниматься алхимией, чтобы получать золото из свинца. Хунд утверждал, что какие-то запретившие называть себя главы шотландского масонства подчинили ему всех масонов Германии и наделили исключительным правом возводить их в высшие степени. Система "Строгого послушания" включала 6 разрядов. Потом Хунд добавил еще 2 разряда. Входящие в последние должны были оставаться неизвестными для остальных членов ордена и считаться тайными верховными правителями. Орден делился по примеру иезуитов на провинции, а те, в свою очередь, на приораты, комитуры и т. д. С самого начала масонский орден в Германии приобрел характер преимущественно дворянского дела. Вся система "Строгого послушания" была ориентирована на недопущение в ложи тех, кто не принадлежал к верхам общества10 . Отсюда и тенденция к копированию средневековых рыцарских орденов. Тут особенно процветали избранность, таинственность, притязания на владение высшей мудростью. Это создавало благодарную почву для самозванства и мистификаторства.

Неясно, в какой мере сам Хунд был сознательным обманщиком. Но не вызывает таких сомнений один из его последователей, С. Лейхте, присвоивший себе титул барона Джонсона. Авантюрист выдавал себя за приора "высшего, истинного и сокровенного капитула великого всемирного ордена", уверял, что "величайший государь не обладает таким могуществом, как он, что архангел Гавриил не может похвалиться такой прозорливостью и такими знаниями, какими владеет он", заявлял, что орден обладает несметными богатствами, что в его распоряжении находится английский военный флот, что он знает тайну превращения неблагородных металлов в золото, что может помочь истинному масону избежать естественной смерти. На съезде своих приверженцев в декабре 1763 г. в Альтенберге (около Йены), созван-


9 Chevallier P. Histoire... Vol. I, pp. 88 - 89.

10 Saint Nicaise, oder eine Sammlung merkwurdiger maurerischer Briefe fur Freimaurer. S. 1, 1789, S. 51.

стр. 112


ном с помощью Хунда, Джонсон выудил у них немало денег. Он заставлял знатных господ и университетских профессоров в средневековых костюмах, с пиками и алебардами разъезжать ночью по городским улицам. Выдавая себя за жертву преследований со стороны прусского короля Фридриха II как розенкрейцера, Джонсон приказывал членам ордена стоять с кинжалами у его спальни и посылал кавалерийские патрули в окрестные леса для отыскания злоумышленников, якобы покушавшихся на его жизнь. В планы Джонсона входило дополнить устав недвусмысленным параграфом: каждый масон должен завещать свое состояние ордену. Это показалось слишком даже самым доверчивым, которые к тому же были озадачены тем, что Джонсон не выполнил своего обещания поделиться с ними сокровенными секретами. От него потребовали представить свои полномочия и назвать верховных лиц. Джонсон добился месячной отсрочки "для консультации" и улизнул. В 1765 г. его арестовали, и последние 10 лет жизни он провел в тюрьме Вартбург11 . Сторонникам "Строгого послушания" пришлось отменить нововведения Джонсона и восстановить структуру ордена, существовавшую до прихода мошенника. Тем не менее иерархический принцип построения ордена не предотвратил постоянных разногласий и дальнейших расколов в его рядах.

В Германии место легенды об иоаннитах занял миф о рыцарях-храмовниках (тамплиерах). Изобретателем мифа был, по-видимому, Хунд, уверявший, что после ареста по приказу французского короля Филиппа IV большинства тамплиеров провинциальный магистр провинции Овернь П. д'Омон бежал вместе с 2 командорами и 5 рыцарями. На одном из островов близ берегов Шотландии они встретили Великого командора Дж. Гарриса и еще нескольких тамплиеров и приняли решение сохранить орден. В 1313 г. был собран капитул, на котором д'Омон был избран Великим магистром. Чтобы избежать преследований, тамплиеры стали использовать пароли и знаки каменщиков и назвали себя франкмасонами. В 1631 г. Великий магистр перенес резиденцию в Эбердин, откуда орден под масонской маской получил распространение в Западной Европе. Все эти утверждения бездоказательны. Правда, название "тамплиеры" мелькает в отдельных документах XV - XVII веков. В эдикте Парижского парламента от 24 февраля 1618 г. владельцы одного отеля именуются "господа тамплиеры", но они не имели никакого касательства к исчезнувшему в XIV в. ордену... Вслед за Германией тамплиерские ложи получили распространение во Франции, где тогда же возникли другие мистические направления, прежде всего мартинизм.

Серьезные историки XIX - начала XX в. отвергали тамплиерскую легенду. Вместе с тем часть специалистов так объясняла происхождение тамплиерского мифа. В конце XVII в. герцог Граммон, маркиз Биран и граф Таллар образовали в Париже общество под названием "Малое воскресение тамплиеров". Общество преследовало лишь цель развлечь скучающих аристократов, но Людовику XIV затея не понравилась, и он выслал новоявленных храмовников из столицы. В 1705 г. герцог Филипп Орлеанский объединил их в союз и придал ему политический характер, а иезуит Боннани состряпал фальшивку - подложные документы тамплиеров. При тогдашнем уровне палеографии поддельные бумаги трудно было отличить от подлинных12 . Среди этих документов фигурировал список великих магистров тамплиеров от 13 февраля 1314 г. - дня казни магистра Ж. Моле - до середины XVIII в., в который были включены видные исторические персонажи, например, Б. Дюгеклен (XIV в.), Генрих Монмо'ранси (XVI в.) и сам Филипп Орлеанский, который будто бы обновил статут ордена на общем собрании тамплиеров в Версале 25 марта 1705 года13 . Историки, поверившие в существование общества "Малое воскресение тамплиеров", не учитывали, что подложные документы, фабрикацию которых отнесли ко времени Людовика XIV, да и самые сведения о тайном ордене Филиппа Орлеанского стали известны лишь в 1804 г., причем представил их некий Ледрю, один из


11 Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. Т. II. СПб. 1907, с. 29 - 30. Мы не касаемся здесь истории связанного с ложами "строгого послушания" ордена "золотых розенкрейцеров", которая требует особого рассмотрения.

12 Геккертон Ч. У. УК. соч. Ч. I, с. 238.

13 Le Couteulx cie Canteleu J. H. E. Les sectes et societes secretes. P, 1863, pp. 102 - 103.

стр. 113


основателей "Ордена Востока", склонный к мошенническим проделкам. Ледрю утверждал, что был домашним лекарем семьи герцога Коссе-Бриссака, якобы являвшегося до 1792 г. последним великим магистром тамплиеров; при распродаже имущества герцога во время революции Ледрю купил секретер, в котором обнаружил документы ордена. Вероятно, документы были сфабрикованы самим Ледрю или по его наущению, а миф о тайном обществе Филиппа Орлеанского был присоединен к тамплиерской легенде в годы наполеоновской империи.

С середины XVIII в. тамплиерская легенда все чаще обсуждалась в литературе. В конце 1780-х годов в Германии, по словам современника, "число масонских трактатов возрастало с каждой книжной ярмаркой"14 . Публиковались все новые книги, излагавшие легенду или в подкрепление ее содержавшие откровенно апологетическую историю ордена храмовников15 . Легенда дополнялась новыми фантазиями. "Всю тайну франкмасонства представляет собой ужасная смерть архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета", - узнаем мы из одного такого трактата16 (речь идет о его убийстве по приказанию английского короля Генриха II в 1170 г.). Появлялись и убедительные опровержения легенды. Одно из них принадлежало перу немецкого писателя Ф. Николаи, который подчеркивал, что нет доказательств связи между орденом тамплиеров XIV в. и масонами XVIII столетия17 . Другой современник сообщал: "Можно наблюдать, как писатели насмехаются над представлением о том, что орден был основан Адамом, Ноем или Соломоном"18 . Однако чаще одна легенда отвергалась для того, чтобы она уступила место другой. Так, автор трактата "Новейшие тайны масонов", не признавая древности ордена и утверждая, что ему немногим более 100 лет, тут же ссылался на миф об основании масонства О. Кромвелем19 .

Большинство масонов всех направлений, в частности во Франции, сохраняло в XVIII в. лояльность по отношению к традиционной религии. Осуждение папством ордена мало что изменило в его положении, ибо французская церковь всегда стремилась во всех вопросах к самостоятельности. Лишь меньшинство масонов исповедовало деизм, и только отдельные "братья" придерживались агностицизма как скрытого атеизма. Такие крупнейшие представители Просвещения, как Ж. Л. д'Аламбер, К. А. Гельвеции и М. Ф. Вольтер, тоже были масонами. Но не может быть и речи о том, будто орден являлся закулисной движущей силой Просвещения, как об этом иногда пишут. Хотя отдельные масоны и являлись авторами статей в знаменитой "Энциклопедии" Д. Дидро и д'Аламбера, это вовсе не было результатом осуществления каких-то планов, намеченных орденом20 . Действительно, среди ее 150 редакторов имелось всего 10 масонов, среди 270 сотрудников издания удалось выявить 17 масонов. Вольтер был связан с "Энциклопедией" задолго до того, как он в 1778 г. вступил в парижскую ложу "Девять сестер". Организаторы и духовные вожди "Энциклопедии" в большинстве не были масонами.

В 70 - 80-е годы XVIII в. усилилась критика масонства, исходившая справа и слева, из различных общественных кругов - от воинствующих клерикалов до просветителей. В 1788 г. публицист Н. Бонвиль выпустил двухтомное сочинение "Иезуиты, изгнанные из рядов масонства, и их кинжал, сломанный масонами". Там утверждается, что, хотя доказано отсутствие преемственности масонства шотландского обряда по отношению к ордену тамплиеров, уничтоженному в XIV в., оказалась скрытой его связь с иезуитами21 . Эта идея обосновывается во втором томе, названном "Тождест-


14 Decius. Die hebraischen Mysterien, oder die alteste religiose Freymaurerey. Leipzig. 1788, S. 4.

15 Ganz neue Entdeckungen von der Freymaurerey und deren Geheimnisse. Stockholm. 1782; Briefe die Freymaurerey betreffend. Erste Sammlung uber die Tempelherren. Nurnberg. 1783, etc.

16 Allerneueste Entdeckung der verborgensten Geheimnissen der hohen Stuffen der Freymaurerey oder der wahre Rosenkrusse. Jerusalem. 1768, S. 4.

17 Nicolai F. Versuch uber die Beschuldigen, welche dem Tempelherrenorden gemacht worden, und uber dessen Geheimnisse. Brl. - Stettin. 1782, S. 150.

18 Fragmente. Fur und wieder die Freymaurerey. Brl. 1782, S. 51.

19 Allerneueste Geheimnisse der Freymaurer. Th. 2. S. 1. 1772, S. 6, 16 ff.

20 Shackleton R. The Encyclopedie and Freemasonry. In: Age of Enlightenments Studies Presented to Theodor Besterman. Edinburgh. 1967.

21 Bonneville N. Les jesuites chasses de la maconnerie et leur poignard brise par les macons. Pt. 1. Lnd. S. a., p. 134.

стр. 114


венность четырех обетов Общества св. Игнация и четырех степеней масонства св. Иоанна". Бонвиль уверял, что масонство - это просто иное название иезуитов, которые стали проникать в орден масонов в годы Английской революции22 . Заметим, что еще до Бонвиля высказывалось мнение, будто иезуиты вступали в ложи со времени Семилетней войны 1756 - 1763 годов23 . Как полагали, сам Бонвиль стремился очистить масонский орден от увлечения алхимией, магией и мистикой и направить на путь просветительского рационализма24 . В свою очередь, масоны публиковали книги, содержащие развернутое опровержение возводимых на них обвинений в безбожии, заговорах и недостойном поведении25 . Несмотря на критику масонства, престиж ордена во Франции в третьей четверти XVIII в. продолжал возрастать, число лож увеличивалось. В 1771 г. после смерти главы французских масонов герцога Клермона его пост занял герцог Шартрский, впоследствии герцог Орлеанский. Накануне революции 1789 - 1794 гг. там имелось 600 лож с 20 - 30 тыс. членов (по другим подсчетам, до 50 тыс.). Ложи были едва ли не во всех городах, хотя активность многих из них была незначительной26 . В списках некоторых лож, особенно "Девяти сестер", состояло много лиц, сыгравших большую роль в Великой французской буржуазной революции: О. Г. Мирабо, Э. Ж. Сиейес, М. Ж. А. Н. Кондорсе, Ж. Ж. Дантон, К. Демулен, Ж. П. Марат, П. Г. Шометт, М. Робеспьер. Вместе с тем в канун революции к ордену принадлежали главы почти всех знатных дворянских родов - Роганы, Лярошфуко-Лианкуры, Полиньяки, Ноайи, герцоги Бульонские и др., а также буржуазные верхи, духовные лица всех рангов - прелаты, аббаты, кюре, монахи. Низшие слои третьего сословия не были представлены в ордене (исключением являлся допуск ремесленников в ложу "Энциклопедия" в Тулузе или крестьян в ложу г. Плоермель)27 .

Масоны и Французская революция... На эту тему написаны, особенно во Франции, десятки книг, большая часть которых не имеет касательства ни к исторической истине, ни порою даже к простому здравому смыслу, зато наполнена мнимыми фактами и отличается тенденциозным истолкованием событий, приписывал ордену едва ли не решающую роль в возникновении Французской буржуазной революции конца XVIII века28 . Важно помнить также, что по мере развертывания революции большинство масонов решительно стало в ряды ее врагов. Недаром она привела к упадку французского масонства: в 1792 г. оставалось всего несколько лож, а во время якобинской диктатуры ложи рассматривались санкюлотами как тайные союзы аристократов и контрреволюционеров. До 1794 г. "Великий Восток" еще продолжал функционировать, но деятельность лож почти совсем замирает, на что прямо указывалось в немецком "Масонском справочнике" за 1794 год29 . Орден восстановил свою организацию только после переворота 9 термидора. Вместе с тем именно к годам революции относится возникновение той антимасонской концепции, которая своими корнями уходит в мифы, распространявшиеся самими масонами. В 1790 г. инквизиционное судилище в Риме занялось рассмотрением дела известного шарлатана графа Калиостро, объявившего себя главой "египетского масонства". Калиостро выразил полное раскаяние, твердил, что никогда не впутывал в свои дела дьявола, и уверял,


22 Ibid. Pt. 2, pp. 1, 17 - 20. .

23 Beytrag zur neuesten Geschichte des Freymaurerordens. Lnd. 1786, S. 54; cp. Ausschluss der Jesuitismus und wahren Geheimniss der Freymauerey. Rom (Leipzig). 1787.

24 Chevailier P. Histoire... Vol. 1, p. 319.

25 Histoire de franc-masons contenant un recueil de pieces apologetique pour le tres-venerable ordre de la maconnerie. T. 2. S. 1. 1745, pp. 10 - 45; Considerations filosofiques sur la franc-maconnerie. Hambourg. [1776], p. 105.

26 Ligue G. H. La franc-maconnerie et l'etat en France au XVIIIe siecle. P. 1963; Le Bihen A. Loges et chapitres de la Grande Loge et du Grand Orient de France. P. 1967; ejusd. Franc-macons et les ateliers parisiens de la Grande Loge de France au XVIIIe siecle (1760 - 1795). P. 1973.

27 Hutin S. Les francs-masons. P. 1962, p. 84.

28 См. об этом: Martin G. La franc-maconnerie francaice et le preparation (de la Revolution. P. 1926; Cochin A. La Revolution et la libre pensee. P. 1923; Fау F. La franc-maconnerie et la Revolution intellectuelle du XVIIIe siecle. P. 1953; объективная точка зрения: Annales historiques de la Revolution Franchise, Juillet - Septembre 1969, N 197.

29 Le Forestier R. Op. cit., p. 825.

стр. 115


что является преданным сыном католической церкви30 . Инквизиторы допытывались об учрежденных им ложах египетского масонства и других "нечестивых союзах". Тогда Калиостро сочинил сказку о заговоре против монархов, который составили-де 20 тыс. масонских лож со 180 тыс. членов, располагающих огромными суммами в банках Амстердама, Роттердама, Лондона и Генуи; на эти деньги наняты шпионы, действующие при всех дворах, и готовятся покушения на тиранов; Калиостро уже получал для этой цели деньги на собраниях секретных обществ в 1782 и 1785 гг. в Вильгельмсбаде и на Франкфуртском съезде 1785 г., где было решено предать смерти Людовика XVI. Этой побасенке предстояла затем долгая жизнь.

Идея объявить Французскую революцию результатом масонского заговора пришла в голову самим следователям Священного трибунала. 6 января 1790 г., сразу же после ареста мага, посол Людовика XVI в Риме кардинал де Берни сообщал: "Папские власти пытаются определить, не является ли Калиостро главой заговора, который имеет целью организацию тайных масонских лож, повсеместно сеющий дух возмущения и мятежа против старинного образа правления"; министр иностранных дел А. М. Монморен хладнокровно ответил Берни: "Во Франции мистерии, порожденные, франкмасонством, по-видимому, привели только к разорению нескольких одураченных"31 . Но еще за семь лет до взятия Бастилии аббат Ф. Лефранк опубликовал книгу о "тайнах революций" и заговоре франкмасонов против католицизма32 . По мере развития революции здравый смысл и хладнокровие были полностью утрачены эмигрантами-роялистами, которые, не желая ничего знать о подлинных социально-экономических и политических причинах революции,,, предпочитали усматривать их в чем угодно другом, вплоть до запоздавшего почти на 500 лет "мщения тамплиеров" руками масонского ордена.

Версия о "мщении тамплиеров" была основательно разработана бывшим масоном Ш. Л. Каде де Гассикуром, который повествовал, что Великий магистр Ж. Моле, находясь в тюрьме (на месте будущей Бастилии), основал четыре ложи, которым поручил отомстить за его смерть и роспуск ордена Филиппом Красивым. После казни Моле шевалье д'Омон и семь тамплиеров, переодетых масонами, собрали пепел сожженных, а ложи дали клятву истребить всю династию Капетингов, уничтожить власть папы римского, проповедовать свободу народов и основать вселенскую республику. Эта страшная тайна открыта лишь тамплиерам-масонам 20 скрытых лож в разных странах, остальные масоны - благонамеренные орудия тайных подстрекателей, легенда же о Хираме призвана утаить от непосвященных действительное происхождение ордена. Далее сюжет раскручивается еще эффектнее: скрытые ложи основали орден иезуитов, который организовал убийство Генриха IV и покушался на Людовика XV, поддерживали главу Неаполитанского восстания 1647 г. против испанского господства Мазаньелло и вождя Английской революции О. Кромвеля, в иезуитских колледжах обучили лидеров событий 1789 г., масоны убили шведского короля Густава III, чтобы заменить его лицом из своей среды. Главой "заговора" во Франции был герцог Орлеанский, и хотя его казнили в 1794 г. по приговору революционного трибунала, якобинский террор и движение санкюлотов тоже были частями той же всеобъемлющей конспирации. К числу "виновных" де Гассикур отнес также мистиков и алхимиков33 .

В превращении этих вымыслов в фактор политической агитации видную роль сыграло 5-томное сочинение бывшего иезуита, одно время масона, аббата О. Баррюэля. Этот посредственный литератор, депутат французских. Генеральных Штатов от духовенства, вскоре после падения монархии обосновался в Лондоне, а его "Записки" были опубликованы в Германии34 Л. Ф. Фошем, братом и сотрудником одного


30 Dumas F. R. Cagliostro. P. 1966, p. 229.

31 Baldensperger F. Le mouvement des idees dans l'emigration francaise (1789 - 1815). T. 2. P. 1924, p. 13.

32 Lefranc F. Le secret des revolutions revele a l'aide de la franc- maconnerie et la conjuration contre la religion catholique. P. 1782. Более поздняя версия: ejusd. La voile levee pour les curieux. Liege. 1826.

33 Cadet de Gassicourt Ch. L. Le tombeau de Jacques Molai. P. 1797, pp. 19 - 22, 83 - 85, 100, 114, 124 - 125.

34 Barruel A. Memoires pour servir a l'histoire de jacobinisme. T. 2. Hambourg. 1800, p. 293.

стр. 116


из главарей роялистской разведки Л. Фош-Бореля, чье издательство было связано с английской секретной службой. Баррюэль уверял читателей, что революция во Франции произошла в результате "заговора", организованного М. Ф. Вольтером, Ш. Л. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо и подготовленного орденом масонов. Из числа заговорщиков он исключил лишь влиятельных английских масонов. Ведь книгу он писал в Англии. Если верить Баррюэлю, к заговору приложили руку все "враги Франции", включая российскую царицу Екатерину II, австрийского императора Иосифа II, Фридриха II Прусского (их к моменту выхода книги уже не было в живых), герцога Брауншвейгского и многих других. Легенда утверждает, что первая победа французской революционной армии при Вальми над прусскими интервентами была достигнута благодаря тайному сговору масонов с герцогом Брауншвейгским, который публично поклялся не оставить камня на камне от мятежного Парижа, а в действительности сам являлся одним из масонских главарей заговорщиков. В сентябре 1792 г., когда прусская армия под его командованием двигалась на Париж, Дантон якобы передал генералу Дюмурье "награбленные" у королевской семьи и аристократии бриллианты и золото, которые тот должен был вручить представителям прусских масонов. Драгоценности достались герцогу, и он уплатил свои многомиллионные долги. Взамен герцог сознательно упустил верную победу при Вальми35 . Хотя позднее он начал вести войну уже "честно", революция набрала к этому времени силы и одержала верх над коалицией. Авторы этой сказки упустили из виду простую деталь: они считали, что герцог Брауншвейгский, являвшийся главой немецких масонских лож "Строгого послушания", и герцог Брауншвейгский, бывший главнокомандующим войсками коалиции, - одно лицо. На деле лее великим магистром германских масонов был герцог Фердинанд Брауншвейгский, бывший генерал-фельдмаршал прусской службы, скончавшийся 3 июля 1792 г., т. е. почти за три месяца до сражения при Вальми36 . А интервентов возглавлял его племянник герцог Карл-Вильгельм-Фердинанд Брауншвейгский.

Независимо от "Записок" Баррюэля в Англии появился их двойник по содержанию - трактат профессора Эдинбургского университета Дж. Робинзона37 . Подобные же сочинения усердно писались в Австрии, Пруссии и других государствах. Затем в XIX в. складывался миф о тайных революционных союзах как наследниках бабувистов - карбонариях, бланкистах, анархистах и других, готовых путем зловещих заговоров взорвать основы европейской цивилизации. Этот миф позднее был распространен реакцией на I Интернационал, который, располагая неизвестно откуда взятыми миллионами, готовит-де вселенскую конспирацию в союзе со всеми врагами собственности, трона и алтаря и время от времени назначает восстания в разных странах38 . Антимасонские авторы уверяли, будто учение масонов было предпосылкой теории коммунизма39 . Еще позднее данная легенда в различных вариантах имела хождение среди разного рода реакционеров, шовинистов и фашистов, изменяясь в зависимости от обстановки. В конце XIX в. французские клерикалы объявили масонов орудием английской политики, а после создания Антанты изображали их агентурой династии Гогенцоллернов40 . Напротив, кайзеровский генерал Э. Людендорф писал, что масонами посредством лозунга "Свобода, равенство, братство" были порабощены народы, что масонство стремилось закабалить немцев и способствовало пораже-


35 Pares L. Les diamants de la couronne de France et les depuilles des victimes de 2 et 3 septembre, rancon de la Republique. P. 1878; Deschamps N. Les societes secretes. T. 2, pp. 164 - 167.

36 Allgemeine Deutsche Biographic. Bd. 6. Leipzig. 1877, S. 682.

37 Robinson J. Proofs of a Conspiracy against All the Religion and Governments of Europe. Edinburgh. 1798, pp. 538 - 540.

38 Blanc A. Histoire de conspiration et des executions politiques comprenant l'histoire des societes secretes. P. 1846; Frost T. The Secret Societies of the European Revolution, 1776 - 1876. Lnd. 1876; Deshamps N. Op. cit. T. 2, pp. 535, 548.

39 См. о вышесказанном: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 17, с. 366.

40 Baron A. /Dastel S. L./. Les societes secretes. P. 1906, pp. 351 - 352; Copin-Albancelli P. Le drame maconnique. Le pouvoir occulte centre la France. P. 1910, p. 367; Mennevee R. L'organisation antimaconnique en France (de 1900 a 1928). P. 1928.

стр. 117


нию Германии в первой мировой войне41 . Гитлеровцы неоднократно переиздавали антимасонскую литературу42 . Папа Пий XII в 1958 г. заявил, что "корнями современного вероотступничества" являются "научный атеизм, диалектический материализм, иллюминатство и светский характер общества, которые все являются детьми одной матери - франкмасонства"43 .

Масонскому ордену принадлежит реальное место в истории, но не то, которое ему нередко приписывают. Как правило, масоны не были ни революционерами, как их рисовали монархисты и клерикалы, ни тайной властью, стоявшей за официальными правительствами. Они не предавали Францию в пользу Англии и Германии, в чем их обвиняли французские правящие круги; ни Германию в пользу Англии, Франции и славян, как, утверждали немецкие националисты; ни Америку - неграм; ни белую расу - цветным, и т. п. Ими не управляли "потаенные ложи". Все это не означает, что масоны вообще не являлись значительной силой, не участвовали в закулисных политических интригах и не приложили руку к тайной дипломатии. Их действительная роль определялась классовым характером масонских лож как организаций преимущественно либеральной буржуазии и либерального крыла дворянства, той позицией, которую они заняли в социальных битвах XIX - XX столетий. Масоны играли прогрессивную роль, когда выступали против феодально-монархической реакции, за общедемократические цели и национальное освобождение. Но даже в те годы своей деятельности ложи отражали в основном интересы верхушки общества, если не говорить об отдельных масонах, бывших выдающимися людьми с передовым мировоззрением.

Следует помнить, что и в наши дни, с одной стороны, еще не ушла в прошлое легенда о связи масонов с "мировым коммунистическим заговором"44 , а с другой - среди современных масонов немало недвусмысленных реакционеров и адептов "холодной войны". Так, масонами являлись американские президенты Г. Трумэн, и Дж. Форд, основатель ЦРУ А. Даллес. Ими являлись и являются видные социалисты (например, французские премьеры Ф. Гуэн, П. Рамадье, Г. Молле) и радикалы (П. Мендес-Франс), многие иные министры и парламентарии45 . Западные исследователи оценивают современную численность масонского ордена в 5 - 8 млн. человек, половина из которых находится в США46 . Трудно сказать, насколько эти цифры соответствуют действительности, а в какой мере отражают легенду. Во Франции в настоящее время действует шесть масонских организаций; "Великий Восток" в 1981 г. имел примерно 30 тыс. человек. В Италии в истекшем году масонские ложи насчитывают около 18 тыс. человек, а одна из них, П-2, участвовала в антиобщественных заговорах47 .

Подлинная история масонов может быть написана лишь в результате всестороннего, серьезного ее исследования и с учетом тех метаморфоз, которые претерпевало масонство в веках.


41 Ludendorff E. Vernichtung der Freimaurerei durch Enthullung ihrer Geheimnisse. Munchen. 1927, S. 7, 9, 10, 25.

42 Ее компендиум: Hasselbacher E. Volksverrat der Feldlogen im Weltkrieg. Brl. 1939.

43 Saunier J. Les francs-masons. P. 1972, p. 227.

44 Roberts J. M. The Mythology of the Secret Societies. St. Albans. 1974; Seventeen Eighty Nine. Un Unfinished Manuscript Which Explores the Early History of the Communist Conspiracy Belmont (Mass.). 1968; Bordiot J. Le pouvoir occulte, fourrir de communisme. Chire-en-Montreuil. 1976.

45 Рубинский Ю. П. Масоны во Франции (вчера и сегодня). - Вопросы истории, 1976, N 9.

46 Ludz P. C. (Hrsg.). Geheime Gesellschaften Heidelberg. 1979, S. 12, 43, 44.

47 Подробнее об этом см. материал Н. К. Арбатовой в данном номере журнала.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ-МАСОНСТВО-XVIII-ВЕКА

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. Б. ЧЕРНЯК, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.03.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ-МАСОНСТВО-XVIII-ВЕКА (дата обращения: 10.12.2018).

Автор(ы) публикации - Е. Б. ЧЕРНЯК:

Е. Б. ЧЕРНЯК → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
344 просмотров рейтинг
14.03.2018 (271 дней(я) назад)
0 подписчиков

Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Освоить Луну — чтить хозяев ее. To master the Moon is to honor its owners.
Каталог: Философия 
5 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Россия, как одно из высокоразвитых государств современности и крупнейший международный актор в политике и экономике, стремится к признанию отечественного специалиста на мировом рынке. В эпоху государственного и духовного возрождения нашего государства приоритетная роль, безусловно, принадлежит высокообразованным людям. Отсюда проблема подготовки современного профессионально компетентного специалиста все все больше становится актуальной, ведь «профессиональная компетентность» предполагает высокий уровень профессионального образования, творческого потенциала, умение взаимодействовать.
8 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Лудомания в Украине: подпольные казино конкурируют с лотереями и агрегаторами "Вулкан" в Интернете
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
В картине Вселенной дней наших отсутствует Сердце — Луна. Нет его — нет Вселенной в очах.
Каталог: Философия 
17 дней(я) назад · от Олег Ермаков
ПОСЛЕДНИЙ ВОЖДЬ ГОТТЕНТОТОВ
19 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФАШИЗМ (1930 - 1933 ГГ.)
Каталог: Религиоведение 
19 дней(я) назад · от Россия Онлайн
В условиях глобального кризиса, перманентной трансформации мировой социально-экономической системы и дискоординации общественного сознания фундаментальное значение приобретает разработка высоких технологий персонализированной медико-психологической реабилитации, рекреации, оздоровления и развития личности человека как важнейшего ресурса нового этапа эволюции. Сегодня есть основания полагать, что стратегическим направлением развития санаторно-курортной рекреации, как важной отрасли будущего, является не только расширенное воспроизводство человека, но и создание условий для модернизации и эволюции его способностей, формирования комплементарной персоналистической культуры будущего. Поэтому уже сегодня санаторно-курортная отрасль становится одной из ведущих отраслей в современной России и одновременно наукоемкой и перспективной отраслью инновационной экономики VI технологического уклада.
20 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Имеющиеся объяснения причин роста стоимости отечественного бензина страдают тем недостатком, что в них нет главного, а именно, отечественного составляющего, того без чего само выражение Отечество теряет смысл: патриотизма. Без него стоимость любой вещи ограничена реакцией покупателя. Чем и пользуются поработители всех мастей. Для профилактики общества нужна государственная идеология.
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Виктор Кирсанов
представлены некоторые свойства эфирной среды
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от джан солонар

Либмонстр, международная сеть:

Актуальные публикации:

Загрузка...
ПОСЛЕДНИЕ ЗАГРУЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ ЕСТЬ СВЕЖИЕ ЗАГРУЗКИ!
 

Актуальные публикации:

Загрузка...

Россия, последние СТАТЬИ:

Россия, последние КНИГИ:

Актуальные публикации:

Загрузка...

Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2018, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


СЕТЬ ЛИБМОНСТР ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Узбекистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Германия Китай Индия Швеция Португалия Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для смартфонов