Libmonster ID: RU-10321

Даррел Л.

Авиньонский квинтет: Месье, или Князь тьмы Ливия, или Погребенная заживо Констанс, или Одинокие пути Себастьян, или Неодолимые страсти Quinx, или Рассказ Потрошителя М.: Б. С. Г. - ПРЕСС, 2004 - 2007

Английский писатель и поэт Лоренс Даррел (1912 - 1990) долгие годы был известен русскому читателю только как старший брат популярнейшего в нашей стране писателя-натуралиста Джеральда Даррела. Но на своей родине Лоренс Даррел знаменит гораздо более Джеральда. Он считается одним из крупнейших английских писателей XX века. Критика подчеркивает его значительный вклад в историю литературы, отмечает влияние творчества Даррелла на Джона Фаулза, Хулио Кортасара, Роджера Желязны. Его сравнивают с Прустом и Джойсом. Многолетняя творческая дружба связывала Даррела и Генри Миллера.

Лоренс Даррел родился 27 февраля 1912 года в Индии. Жил на греческом острове Корфу, где работал учителем английского языка в школе. Был пресс-атташе в британском консульстве в Александрии Египетской, затем поселился на Кипре и всерьез занялся литературой. Свой первый поэтический сборник "Причудливый фрагмент" он опубликовал, когда ему было всего двадцать лет. Стихи он писал и издавал до конца жизни. Но всемирную известность ему принес знаменитый цикл романов "Александрийский квартет". Романы, составляющие "Авиньонский квинтет", считаются менее удачными, но и в них любители творчества Даррела узнают его неповторимую творческую манеру. Каждый из романов может быть прочитан как самостоятельное произведение, но по-настоящему понять многозначные смысловые контексты, сложные символические построения возможно, только освоив эту пентаграмму целиком.

В "Авиньонском квинтете" очень много персонажей. Герои романов живут, любят, надеются, воюют, стареют и умирают. Действие переносится с юга Франции в Италию, из европейских столиц в египетскую пустыню. А начинается эта полная тайн и загадок история с самоубийства некоего Пьера Ногаре. Эту смерть и всё, что ей предшествовало, пытаются осмыслить и истолковать персонажи романов. Читатель узнает, что Пьер был участником египетской гностической секты и потомком Гийома де Ногаре, предавшего орден тамплиеров. (Специально для этой книги Даррел всерьез изучал египетский гностицизм и историю ордена тамплиеров.) Кроме того, героев интересует фрейдизм и марксизм. Одна из героинь, Ливия, привержена фашистской идеологии. А еще в романах немалое значение имеет эзотерика, и действие порой развивается в соответствии с цыганскими пророчествами и легендами. Герои меняются ролями, исчезают из поля зрения, появляются вновь в ином качестве. Для Даррела события, сюжет - только тени от подлинной реальности, и интересует его только та реальность, которая стоит за этими событиями. Романы дарреловского цикла пронизаны гностицизмом и эро-

стр. 58

тикой, и то, и другое для писателя - способ познания мира и человеческой природы. Наш мир основан на чем-то очень простом. Из чего и смысла нет выводить космические законы, но это "что-то" так же просто уловить и поймать, как, скажем, нежность, простую нежность изначальной связи - между животным и растением, дождем и почвой, семенем и деревьями, человеком и Богом. Я хотел бы думать о своей работе, как о колыбели, в которой философия уснет с пальчиком во рту. Помолчи немного, и ты почувствуешь ток нежности - не силы, не славы, не прощения от грехов, не жалости, не сострадания... та нежность, о которой я говорю, совершенно безжалостна.

Угол зрения, под которым рассматриваются герои и события, постоянно меняется, побочное действие становится главным, герой, стоящий в центре повествования, вдруг делается персонажем незначительным. Писатель Роб Сатклифф, в первой части появляющийся эпизодически, в третьей становится главным действующим лицом, а затем и вовсе героем произведений другого романиста, Блэнфорда, и его alter ego. Даррел постоянно использует прием "романа в романе", и это делает чтение "Авиньонского квинтета" увлекательнейшим занятием, требующим внимания и сосредоточенности. Главное, прочитать все пять романов подряд, поскольку, как сказал Даррел (правда, по другому поводу): Ошибки происходят тогда, когда мы пытаемся оценивать то или другое по отдельности.

Стриндберг А.

Интимный театр М.: Совпадение, 2007

Шведский прозаик и драматург Август Стриндберг (1849 - 1912) - одна из культовых фигур европейской литературы рубежа веков. Наряду с Уайльдом, Шницлером, Захер-Мазохом, Пшибышевским, Гюисмансом он немало поспособствовал утверждению в ней пресловутой "проблемы пола". Некогда Стриндберг был популярен в России, где он довольно широко ставился и где выходили не только его романы и сборники пьес, но и собрания сочинений. Отголоском этой популярности является и настоящее издание, так как в него включены прежние, столетней давности, переводы (А. Старка, М. Сомова и других). Вообще-то переводы той поры производят, как правило, странноватое, если не сказать убогое, впечатление; но вот ведь - бывают и исключения: к русскому Стриндбергу и в старинном переводческом исполнении почти невозможно придраться.

стр. 59

"Интимный театр" - так называлась стокгольмская труппа, собранная Стриндбергом в 1907 году. Для этой-то труппы он и создавал свои пьесы в последние годы жизни.

Драматургическое творчество Стриндберга представляет собой своеобразный мост между философско-символистским театром Ибсена и "театром снов" Метерлинка, с одной стороны, и жестким театром экспрессионистов, с другой. Во всяком случае вся прославленная экспрессионистская драма Германии - от Кайзера и Барлаха до Хазенклевера и Толлера - выросла, конечно, из Стриндберга. Нынешние феминистки до сих пор не могут простить Стриндбергу, что его героини - эдакие дьяволицы, губящие мужскую душу. При этом весь трагизм ситуации заключен в неизбывном притяжении полов на основе "любви-ненависти". Женщина у Стриндберга всегда является герою в иллюзорном облике вечной женственности, мягкости, податливости, обещанной гармонии - с тем, чтобы потом довести его до отчаяния своим отказом хоть в чем-нибудь отступить от своей низменной природы. Нередко она выталкивает его из своих объятий, как только обретает ребенка - завязь новой жизни. Женщина как самка богомола, уничтожающая самца после соития: собственно, это что-то вроде эмблемы всего художественного наследия шведского трагика.

В сборник включены наиболее известные вещи Стриндберга периода "интимного театра": трилогия "На пути в Дамаск", дилогия "Пляска смерти" и ряд его камерных пьес, облюбованных в свое время выдающейся родоначальницей нового русского камерного театра В. Ф. Комиссаржевской ("Пеликан", "Ненастье" и др.) Название трилогии "На пути в Дамаск" может вызвать ложные предположения, но на самом деле сюжет здесь вовсе не евангельский, хотя некоторые невнятные библейские аллюзии и ассоциации все же присутствуют: героиня нередко сравнивается с прародительницей Евой во всей ее загадочной непостижимости.

Издание снабжено обстоятельной статьей и комментариями В. Максимова. Они необходимы, так как Стриндберг явно выпал за последние девяносто лет из поля зрения наших театральных деятелей и издателей. Может быть, этот сборник в какой-то мере поощрит кого-то из молодых режиссеров, страдающих от узкого выбора игрового материала, мучающихся нехваткой острого и масштабного театрального репертуара. Ведь в отличие от современной "чернухи" у Стриндберга мир жесток не от бытовых неурядиц и разнузданных звериных инстинктов, он трагичен в силу глубочайших духовных конфликтов, вызванных Грехопадением, отпадением от Бога. Так или иначе тут отзвук "Потерянного рая" Мильтона, религиозных стенаний Кальдерона, Донна, Блейка и других классических "метафизиков" мировой литературы. Когда-то ведь театру предстоит посерьезнеть и явить миру грандиозные мистерии - как об этом мечтали и младшие современники, а в чем-то и выученики Стриндберга - русские символисты.

Юрий Архипов


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАРУБЕЖНАЯ-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ТАЛИНА МАНЧХА, ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 26.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЗАРУБЕЖНАЯ-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ-ЛИТЕРАТУРА (date of access: 15.06.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - ТАЛИНА МАНЧХА:

ТАЛИНА МАНЧХА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
922 views rating
26.10.2015 (2058 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
БЕСЕДА ПРОФЕССОРА Г. А. КУМАНЕВА С М. Г. ПЕРВУХИНЫМ (из магнитофонной записи 4 мая 1975 г.)
12 hours ago · From Россия Онлайн
ОПЕРАЦИЯ "ТОЛСТОЙ". ВИЗИТ У. ЧЕРЧИЛЛЯ В МОСКВУ В ОКТЯБРЕ 1944 г.
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КАРИБСКОМ КРИЗИСЕ 1962 г.
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
ЛЕГЕНДА О НАУМАНЕ
Catalog: История 
12 hours ago · From Россия Онлайн
Между тем, ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику эфире. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются не только электроны, но и плюсовые электроны. И в третьих тем, что если минусовые электроны могут распространяться внутри проводников в качестве свободных электронов, то плюсовые электроны могут существовать только как эфирные токи, которые способны генерировать плюсовые электроны в качестве античастицы минусовым электронов.
Catalog: Физика 
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
2 days ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
КАНЦЛЕР А. М. ГОРЧАКОВ: ТРИУМФ В ЛОНДОНЕ И ЧЕРНЫЕ ДНИ В БЕРЛИНЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones