Libmonster ID: RU-10334

Сейчас уже нельзя говорить о советской историографии без учета решающего влияния, которое оказывает на нее сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)", его раздел "О диалектическом и историческом материализме". "Краткий курс" является неисчерпаемым источником марксистско-ленинской теории и методологии в области исторических знаний. Эта сталинская энциклопедия марксизма-ленинизма озаряет светом науки тьму прошлого, научно раз'ясняет настоящее и поднимает завесу над грядущим, которое всесторонне образованный ленинец - сталинец, человек большой советской культуры, должен уметь предвидеть и может предвидеть наверняка.

История как наука создана великими основоположниками марксизма-ленинизма - Марксом и Энгельсом, Лениным и Сталиным.

Решающую роль в развитии истории как науки сыграли и играют классические работы Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина. Вслед за ними "Краткий курс" явился двигателем марксистско-ленинского, научного изучения истории партии, явился знаменательной вехой в развитии советской исторической науки вообще.

Великие творцы научного коммунизма создали его теоретический фундамент - диалектический и исторический материализм. Они разработали основы диалектического материализма как подхода, как метода изучения и познания явлений природы. Они распространили положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, создав исторический материализм, или материалистическое понимание истории, то есть учение о законах развития человеческого общества. Они применили положения материалистической диалектики к отдельным явлениям жизни общества, к изучению общества в целом, к изучению истории общества.

Они распространили положения, марксистского философского материализма на изучение общественной жизни, на изучение истории общества, на историческую науку.

В чем заключаются основные положения марксистского философского материализма в приложении к законам общественной жизни?

Органическая взаимная связь явлений природы и взаимная их обусловленность представляют собой закономерности развития природы. Очевидно, что закономерностями развития общества являются также взаимная связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни.

стр. 1

Эти исторические закономерности делают понятным тот факт, что историю общества нельзя рассматривать как нагромождение "случайностей". Изучение истории общества, учит марксизм-ленинизм, "превращается в науку".

Марксистский философский материализм учит, что мир познаваем, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи еще не познанные, что наши знания о законах развития природы являются достоверными знаниями, имеющими значение об'ективной истины.

Какой же следует отсюда вывод в отношении истории человеческого общества? Вывод, очевидно, может быть сделан только единственный: познаваем не только мир природы. Общественная жизнь, развитие общества также познаваемы. Достоверные знания, имеющие значение об'ективных истин, мы можем иметь не только о законах развития природы, но также и о законах развития общества.

Отсюда тот непреложный вывод, что "...наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений общественной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения".

Благодаря великому учению Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина становится ясным, что в истории человечества никакого скопления "случайностей", никакой мистики, никакого хаоса, никакого бессмысленного нагромождения фактов нет и быть не может. История есть органическая взаимосвязь, взаимообусловленность явлений общественной жизни, подчиняющихся определенным, познаваемым закономерностям, имеющим значение об'ективных истин.

Как далеки от этих непреложных научных представлений о закономерностях исторического процесса те многочисленные измышления идеалистов, суб'ективных социологов, которые изображали ход истории человечества как результат добрых пожеланий "выдающихся лиц" или как итог воздействия требований "разума", "всеобщей морали" и т. п.! Народники вроде "социолога" Н. Кареева утверждали, например, что "для исторической науки достаточно законов психологических и социологических и нет надобности прибегать к открытию специально-исторических законов". "Вообще, - писал в "Вопросах философии истории" Кареев, - не может быть исторических законов как таковых".

А между тем без исторического подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитие истории как науки. Только подлинно научный, марксистский подход избавляет исследователя от представления об историческом процессе как о хаосе "случайностей" и груде нелепых ошибок.

Мировоззрение пролетариата - марксизм-ленинизм - находит и определяет несомненно точные, безусловно научные, исторически обусловленные законы развития человеческого общества.

Идеологи буржуазии, ее историки ставили и ставят своей задачей - доказать "извечность" существования капитализма, "неизменность" пребывания строя эксплуатации, "божественность" института частной собственности.

Исторический же материализм учит, что человеческое общество, проходя революционную смену ряда общественно-экономических формаций, развивается от низшей стадии к высшей, а утверждение, будто "золотой век" человечества лежит где-то позади, в отдаленнейшем, доисторическом прошлом, считает глупой побасенкой. В действительности же, учит марксизм-ленинизм, "золотой век" - коммунизм - впереди. Надо знать глубоко и всесторонне прошлое человечества, его историю, чтобы понять закономерность смен общественных формаций, соответствующих определенным типам производительных сил и производственных отношений.

Как в свое время феодализм уступил после ряда революционных взрывов свое место капиталистическому обществу, так капитализм должен уступить свое место социализму. Социализм из мечты о лучшем будущем, из социалистической утопии превратился в науку. Неизбежность социализма научно доказана, Социализм победил на одной шестой части земного шара. Только основательно, научно зная прошлое человечества, можно правильно понимать настоящее, "Мы хорошо знаем, - говорил В. М. Молотов в своем докладе о XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической

стр. 2

революции 6 ноября 1939 года, - что настоящий прогресс, который возможен только на базе социализма, должен опираться на всю историю народов и на все их достижения в прошлых веках..."

Вот почему основоположники марксизма-ленинизма неизменно боролись за подлинную историческую науку. Вот почему Центральный Комитет партии и лично товарищ Сталин систематически и настойчиво раз'ясняют необходимость подлинно научного исторического образования, широкой пропаганды точных исторических знаний, марксистского отношения к исторической науке вообще, к истории большевистской партии, как к одной из важнейших дисциплин исторической науки, в особенности.

На протяжении ряда лет, вплоть до выхода "Краткого курса истории ВКП(б)", Центральный Комитет партии, лично товарищ Сталин раз'ясняли те требования, которые должны быть пред'явлены к историческому образованию, к учебникам гражданской истории, к преподаванию истории.

Созданием "Краткого курса истории ВКП(б)" товарищ Сталин обеспечил единство партийных установок по всем вопросам истории большевизма. "Краткий курс" наглядно продемонстрировал, что марксистско-ленинская теория "...есть наука о развитии общества, наука о рабочем движении, наука о пролетарской революции, наука о строительстве коммунистического общества".

Марксистско-ленинская теория раскрывает законы развития общества, учит применять эти законы к руководству революционной деятельностью пролетариата, учит, как отдельные, устарелые положения и выводы следует в новых исторических условиях заменять новыми выводами и положениями, неизменно базируясь на гранитном фундаменте марксизма-ленинизма и исходя неуклонно из того положения, что великое революционное учение Маркса - Энгельса - Ленина- Сталина есть не догма, а руководство к действию.

"Краткий курс истории ВКП(б)" является образцом для всех деятелей исторического фронта и определяет дальнейшие судьбы исторической науки в Советской стране.

Тот, кто занимается вопросами исторической науки, пишет исследования и монографии, подготовляет курсы или учебники, готовит лекции или пишет статьи по вопросам истории, тот, кто редактирует исторические журналы или сборники исторических работ, должен исходить из идей и методологии "Краткого курса".

Решающее значение для историков имеет характеристика основных типов производственных отношений, которая дана товарищем Сталиным во втором разделе IV главы "Краткого курса". Основные черты марксистского диалектического метода, его особенности учат историков, как надо всесторонне, во всем многообразии, во всей многоцветности уметь видеть исторические явления, учитывая условия, место и время.

Замечательным образцом диалектического анализа исторических явлений и глубокого исторического подхода к ним является сталинское указание в "Кратком курсе" на относительный характер каждого исторического явления: "Рабовладельческий строй для современных условий есть бессмыслица, противоестественная глупость. Рабовладельческий строй в условиях разлагающегося первобытно - общинного строя есть вполне понятное и закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с первобытно - общинным строем".

Историк, если он хочет быть подлинным историком, должен, исходя из идей и методологии "Краткого курса", заниматься историей развития общества как историей изменяющихся и развивающихся производительных сил и сменяющих друг друга производственных отношений людей, историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов: "...первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества". Историк должен помнить замечательное по ясности и глубине указание "Краткого курса" о том, что в СССР "...производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства".

стр. 3

В 1890 году Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту об историческом материализме указывал на необходимость "...исследовать в деталях условия существования различных общественных формаций, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частно-правовые, эстетические, философские, религиозные и т. п. воззрения". Энгельс негодовал на тех, кто не дает себе труда "изучать экономику, экономическую историю, историю торговли, промышленности, земледелия, общественных форм".

Вместе с изучением экономики общества данной эпохи историк, если он не хочет быть вульгаризатором, упрощенцем типа историков "школы" Покровского, должен дать простор в своем исследовании также и изучению истории идей этой эпохи. Историк должен помнить при этом, что новые общественные идеи возникают лишь вследствие развития материальной жизни общества, появления и постановки перед обществом новых задач. А возникают эти общественные идеи только потому, что их организующая, мобилизующая и преобразующая сила нужна для разрешения новых задач - задач свержения отживающих, тормозящих развитие материальной жизни общества сил. Понятно, что задачей историка является изучение не только периода возникновения новых идей, но и периода упадка идей, когда они становятся тормозом дальнейшего развития общества, становятся реакционной силой.

* * *

Глубина мыслей "Краткого курса истории ВКП(б)", неисчерпаемое богатство его идей сказались плодотворнейшим образом на историческом фронте, на пропаганде исторических знаний. Под творческим воздействием сталинской книги по истории большевизма и постановления Центрального Комитета партии "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" широко развернулась и подвинулась вперед работа на историческом фронте.

Работники исторического фронта приняли созданный творческим гением товарища Сталина "Краткий курс" как программу и метод для своей работы. Из него они черпают указания о том, как надо теоретические положения обосновывать, иллюстрировать конкретными историческими фактами, как надо факты демонстрировать в свете идей. Работники исторического фронта под воздействием "Краткого курса" значительно расширили тематику своих работ, обращаясь не только к далеким историческим временам, но и к животрепещущим вопросам послевоенного, послеоктябрьского периода. "Краткий курс" учит историков строгой архитектонике изложения исторического материала и творческому применению марксистско-ленинской теории при изучении конкретных явлений истории.

Громадна работа, проделанная по пропаганде исторических фактов и идей, данных в самом "Кратком курсе". Менее чем за 2 последних года было опубликовано 6 тысяч статей и 425 книг, посвященных вопросам "Краткого курса истории ВКП(б)", Одной только работе товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" и вопросам, ею вызванным, за этот же период посвящено около 700 статей и 70 книг.

Как известно, до появления "Краткого курса" ни начальная, ни средняя, ни высшая школы никакого другого учебника, кроме "Краткого курса истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова, не имели. В этой области, то есть в области преподавания гражданской истории, было еще больше отсебятины, хаоса, упрощенчества и вульгаризации чем в старых учебникам по истории партии.

Для серьезного сдвига в этой области потребовалась предварительная научно-исследовательская работа, был проведен ряд дискуссий по ряду возникших вопросов как всеобщей истории, так и истории СССР.

Прежде всего возникла крайняя необходимость пересмотра принятой до того исторической периодизации как в области всеобщей истории, так и в области истории СССР. Для этой работы исключительно богатый материал дает работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме".

стр. 4

Вопрос о роли идей вообще, о прогрессивности, например, в известной конкретной исторической обстановке христианства, магометанства, буддизма вызвал среди историков оживленные дискуссии. Здесь, как и в ряде дискуссий по другим вопросам, приходилось преодолевать инерцию "школы" Покровского, толковавшей о событиях прошлого с точки зрения сегодняшнего дня, а не тех условий, в обстановке которых происходили эти события.

При разработке вопросов истории СССР возник ряд новых проблем. Как один из актуальных вопросов выдвинулся вопрос о западном и южном славянстве. Славяноведение стало большой, чрезвычайной важности проблемой, для изучения которой создан специальный институт.

В связи с указаниями "Краткого курса" о смене на территории СССР четырех общественно-экономических формаций: первобытно - общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической - возникла дискуссия о том, существовала ли рабовладельческая формация по всей территории СССР. В результате этой дискуссии совершенно точно определилось, что рабовладельческого строя как социально-экономической формации на всей территории СССР не было, но что в отдельные периоды в отдельных районах, особенно на юге территории, занимаемой ныне СССР, были рабовладельческие общества. Не было рабовладельческой формации в Киевской Руси и у других славян, населявших нынешнюю территорию СССР.

Много споров возникло по вопросу о характере войны 1813 года, Крымской кампании и других подобных войн. Справедливые они были или несправедливые? Некоторые историки пытались утверждать, что эти войны, диктовавшиеся явно захватническими интересами, были такими же справедливыми, как народная война в XVII веке против поляков, как отечественная война 1812 года, или как, например, войны русских под руководством князя Александра Невского против иноземных завоевателей в 1240 и 1242 годах, или как война русского народа против нашествия татар.

Дискуссию вызвал также и вопрос об отношении к разделам Польши в конце XVIII столетия. Очевидно, что разделы Польши произведены были в интересах господствующих классов Австрии, Пруссии и России, а не народных масс этих стран.

Обсуждение этих и многих других вопросов способствовало выяснению ряда проблем и лучшему, более правильному их разрешению в готовившихся разными коллективами к изданию учебниках.

Прежде всего следует отметить начатую за эти два года Институтом истории Академии наук подготовку многотомных, капитальных изданий: "Всемирной истории" в 26 томах, "Истории СССР" в 12 томах и "Истории общественной мысли" в 5 томах, - нужда в которых давно назрела и создание которых является большим торжеством исторической науки в нашей стране.

Кроме этих капитальных изданий подготовляется издание III тома новой истории ("Новейшая история"), четырехтомной "Истории Москвы", которая будет готова к 1947 году - к 800-летию нашей столицы.

Реальные результаты настойчивой творческой работы ряда видных наших историков сказались в выходе в этом году ряда учебников истории для средней школы и высших учебных заведений.

Эти учебники имеют большое педагогическое и научное значение. Трудно переоценить эти достижения нашего исторического фронта, особенно учитывая, как велики были недочеты в деле постановки исторического образования в средних и высших школах.

Коллективы историков, работающие над учебниками, вооружены надежнейшим образом: в их распоряжении постановления ЦК партии и правительства о преподавании гражданской истории, письмо товарища Сталина в редакцию "Пролетарской революции", письмо товарища Сталина составителям учебника истории партии, постановление Жюри Правительственной комиссии, утвердившей "Краткий курс истории СССР" под редакцией проф. А. В. Шестакова, замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова на конспекты учебников истории СССР и новой истории. Важнейшим

стр. 5

идейным, научно-историческим ориентиром в их работе, величайшим: образцом является сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)".

Учебники, которые получает наша страна, кардинально отличаются от всех тех учебников, которые время от времени появлялись как проекты, но из-за своей непригодности так и не увидели света.

Новыми учебниками для средней школы являются:

Учебник истории древнего мира для 5-го и 6-го классов средней школы, под редакцией проф. А. В. Мишулина;

Учебник истории средних веков, под редакцией проф. Е. А. Косминского, для 6-го и 7-го классов средней школы;

Учебник новой истории, составленный проф. А. В. Ефимовым, для 8-го класса;

Учебник истории СССР для старших классов средних учебных заведений, под редакцией проф. А. М. Панкратовой.

Кроме того подготовляются к печати учебник новой истории для 9-го класса и учебник новейшей истории для 10-го класса.

Новыми учебниками для вузов являются:

Учебник новой истории колониальных и зависимых стран для вузов, под редакцией С. Н. Ростовского, И. М. Рейснера, Г. С. Кара-Мурза и др. Это совершенно новый учебник, какого никогда и нигде раньше не бывало;

История СССР для исторических факультетов вузов и педагогических институтов. Том I (размером около 800 страниц), под редакцией проф. В. И. Лебедева, акад. Б. Д. Грекова и члена-корреспондента Академии наук СССР С. В. Бахрушина, охватывает период с древнейших времен до конца XVIII века; том II (таких же размеров), под редакцией проф. В. М. Нечкиной, трактует о России в XIX веке.

Этот научный труд, как и все другие учебники, представляет собой как бы итог тех значительных достижений, которыми вправе гордиться советская историография, продвинувшаяся за последние годы вперед благодаря преодолению на основе указаний ЦК партии и лично товарища Сталина антимарксистской, ликвидаторской "школы" Покровского.

Кроме этого труда Институт истории Академии наук закончил работу над I томом истории древней Греции, над двумя томами истории средних веков, над двумя томами новой истории.

, Все это учебники нового типа. Над ними напряженно работали коллективы историков-марксистов. В этих учебниках много материала по истории культуры. В учебнике древней истории впервые сказано об античной философии вообще, о материалистической в особенности. В учебнике древней истории, как и в учебнике средней истории, рассказывается о таких странах, о которых в старых учебниках ничего не говорилось: в учебнике древней истории - об Индии и Китае, в учебнике средней истории - об Индии, Корее, Японии, Америке и пр. В "Истории СССР" дана не только история великороссов, но и история других народов СССР. Показана взаимосвязь истории народов СССР, влияние событий всеобщей истории на историю народов СССР и наоборот. Все эти учебники имеют огромное политико-воспитательное значение для нашей интеллигенции, расширяя ее кругозор, подымая ее общие исторические знания.

Но эти учебники истории, являясь серьезным свидетельством усиления и активизации исторического фронта, вместе с тем еще не свободны от ряда недостатков. Основным недостатком ряда этих работ является то, что авторы делают изложение исторического процесса развития производительных сил и производственных отношений людей порой не основой всего изложения, а дают его в приложении. Не уделяется до сих пор все необходимое внимание истории и роли общественных идей. История великорусского народа дается все еще в значительной мере оторванно от истории других, особенно малых, народов СССР. История нашей страны все еще не достаточно увязана с всеобщей историей.

стр. 6

Но несмотря на отдельные недостатки успехи на этом важнейшем участке исторического фронта ярко свидетельствуют о том творческом толчке, который наша историческая наука получила для своего дальнейшего развития с выходом "Краткого курса истории ВКП(б)".

Созданием учебников не ограничивается творческая работа наших историков. Как ни трудоемка работа по составлению учебников, она занимает сравнительно небольшой круг работников исторического фронта. Одновременно и в столицах республик и в других местах Союза идет громадная научно-исследовательская работа в области гражданской истории, истории партии. И в Москве и на местах, особенно там, где имеются исторические учреждения, создаются отдельные исторические монографии, готовятся и защищаются публично диссертации на ученые звания докторов и кандидатов исторических наук. Развернулась подготовка первых марксистских изданий по истории отдельных народов СССР: "Истории армянского народа" (5 томов), "Истории казахского народа", серия "Очерков по истории Украины", "Истории Грузии", "Истории туркмен и Туркмении" и т. д.

Из крупных научно-исследовательских монографических работ особо выделяются работы академика Б. Д. Грекова "Киевская Русь", А. Брюсова "История древней Карелии", академика Е; Тарле "Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год", академика В. Волгина "Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748 - 1789)", С. Юшкова "Очерки по истории феодализма в Киевской Руси".

Серьезное значение имеет издание" на правах рукописи лекций, прочитанных виднейшими историками в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б): тт. Ярославским - по истории ВКП(б), Базилевичем, Бурджаловым, Минцем - по истории СССР, Мишулиным - по истории древнего мира и т. д.

Идет значительная работа по изданию "Библиотеки внешней политики", в которой будет дан ряд мемуаров русских и иностранных дипломатов и трудов по истории дипломатии. Происходит серьезная перестройка наших исторических музеев на основе сталинской периодизации истории и пополнение их все новыми документами. Создана в Москве богатейшая по своим книжным фондам и по их значению Государственная публичная историческая библиотека.

Зажили интенсивной жизнью исторические факультеты университетов и институтов. Повышается идейно-научный уровень лекций, готовятся диссертации на исторические темы.

Усиленно работают кафедры марксизма-ленинизма. Тематика диссертаций на степени доктора и кандидата исторических наук одних только преподавателей кафедр марксизма-ленинизма, опубликованная в 1940 году Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР, представляет внушительный список в несколько сот тем по всем разделам "Краткого курса истории ВКП(б)". Темы диссертаций по философии в связи с работой товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" составляют также список в несколько сот названий. Многие диссертанты работают над материалом, связанным с историей местных большевистских организаций.

Однако в этой работе нет еще необходимой планомерности и контроля. Темы диссертаций выбираются нередко без соответствия с научными интересами диссертантов. Это приводит к тому, что на одну и ту же тему пишут многие, тогда как другие темы остаются неизученными.

ЦК партии два года тому назад указал работникам теоретического фронта на их теоретическую слабость, на их боязнь смело ставить актуальные, творческие вопросы, на недостаток теоретического обобщения громадного практического опыта, накопленного партией на всех участках социалистического строительства.

Однако, требование ЦК партии быстро выправить это нетерпимое отставание теоретического фронта выполняется все еще медленно и недостаточно. До сих пор не покончено с боязнью смело ставить теоретические вопросы, не покончено с опошлением и вульгаризацией отдельных положений марксизма-ленинизма. Требование "Краткого курса", чтобы работники теоретического фронта, в том числе и исторического, умели обогащать теорию новыми положениями и выводами, развивая и двигая ее вперед, выполняется далеко не удовлетворительно. Отсутствует еще настоящий,

стр. 7

всесторонний, творческий подход к вопросам теории. Мало еще на историческом фронте большевистского новаторства. Особо следует отметить, что тематике послеоктябрьского периода, периода социалистического строительства, отводится до сих пор сравнительно меньше места чем дооктябрьской тематике. Так например из всей указанной выше массы статей и книг, появившихся после выхода "Краткого курса", по- IX главе написано всего 98 работ, по X главе - 41 работа, по XI - 55 работ. Из 440 диссертантов по истории ; ВКП(б) только 153 работника кафедр марксизма-ленинизма пишут на послеоктябрьские темы. Такое положение совершенно нетерпимо.

Одним из крупнейших недостатков теоретической, научно-популяризаторской работы в области истории является отрыв в ряде случаев пропаганды исторических знаний от практики социалистического строительства, от жгучих актуальных задач политико-воспитательной работы, стоящих перед Советской страной.

Вместе с тем необходимо отметить слабость исторической критики, которая не помогает своевременно вскрывать ошибки и недостатки вышедших работ по истории. Нет до сих пор строго очерченного плана научной разработки вопросов исторической науки. Чрезвычайно важная работа по публикации архивных материалов недостаточно развернута. Полезная работа, которую делал в свое время Центрархив, почти заглохла (за исключением работы журнала "Красный архив").

* * *

Общее положение на историческом фронте нашло свое отражение и в работе "Исторического журнала".

Работая после выхода "Краткого курса истории ВКП(б)" и постановления ЦК партии от 14 ноября 1938 года над планом пропаганды исторических знаний в журнале, редакция на первое место выдвинула специальный раздел статей, посвященных работам классиков марксизма-ленинизма и вопросам собственно истории ВКП(б).

Работам классиков марксизма-ленинизма за 2 года было посвящено 16 статей. Статей по истории партии и по связанным с ней вопросам истории СССР за этот период было дано 69, в среднем около 3 статей в каждом номере журнала. Но большинство статей посвящено дооктябрьскому периоду, а из послеоктябрьского периода - преимущественно гражданской войне. Крайне недостаточно число статей по истории социалистического строительства.

Статьи о работах классиков марксизма-ленинизма журнал будет помещать и в 1941 году и при этом будет добиваться неуклонного повышения их качества. Раскрывая содержание того или иного труда наших великих учителей, "Исторический журнал" будет стремиться воспроизвести историческую обстановку и непосредственные обстоятельства возникновения этого труда, показать исторические судьбы его идей, их проверку на богатом опыте последующей истории, а также их воздействие на последующее историческое развитие.

План статей по истории ВКП(б) предусматривает значительное усиление тематики послеоктябрьского периода. Особое внимание будет уделено в этом отделе, как и во всех других отделах, вопросам пропаганды идей советского патриотизма и пролетарского интернационализма, высокой производительности и дисциплины труда.

Серьезным недостатком в прошлой работе журнала было отсутствие специальных статей по вопросам исторического материализма. В текущем году редакция постарается осветить на конкретном историческом материале роль производительных сил в развитии общества, роль личности в истории, происхождение государства, первую и вторую фазы развития советского государства и пр.

Вопросам истории СССР "Исторический журнал" посвятил за 2 года свыше 100 статей, в среднем по 4 статьи в каждом номере журнала. Тематика статей и их разработка исходили из отсутствия в тот период учебников. Редакция, чтобы придти на помощь учителю истории, преподавателю в вузе, пропагандисту, давала статьи, заменявшие в известной мере отсутствовавшие учебники. Одновременно "Исторический журнал" дал ряд оригинальных научно-исследовательских статей, как например

стр. 8

"Куликово поле" Е. Луцкого, "Когда и как произошло прикрепление крестьян к земле в Московской Руси" К. Пажитнова, "Мазепа и Меншиков" профессора Г. Георгиевского, "Легенда и правда о "Гулльском инциденте" 1904 года" А. Могилевича и М. Айрапетяна, "Спорные вопросы периодизации древней истории народов СССР" академика Б. Грекова, "Вероятный путь князя Игоря Северского на половцев в 1185 году" В. Афанасьева, "Декабристы и крестьянский вопрос" В. Соколова, "Когда в России стали известны Маркс и Энгельс и идеи марксизма" В. Шульгина и ряд статей по истории Западной Украины, Западной Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.

При составлении плана статей по истории СССР на 1941 год редакция, исходя из необходимости еще больше чем раньше освещать историю СССР в тесной связи с мировой историей, а историю отдельных народов СССР - в тесной связи с историей СССР в целом, решила усилить разработку вопросов внешней политики царской России и СССР, истории дипломатии, истории общественных движений, истории культуры, историографии.

Стремясь к тому, чтобы не дублировать материал новых учебников, а дополнять и углублять их, редакция наряду со статьями по важнейшим, узловым проблемам истории наметила ряд статей по вопросам, которые меньше освещены в нашей исторической литературе и едва задеты в новых учебных пособиях.

Новой истории "Исторический журнал" за истекшие 2 года посвятил 52 статьи, то есть в среднем по 2 статьи в каждом номере. В плане статей по новой истории на 1941 год редакция также предусмотрела обеспечение должного удельного веса послеоктябрьскому периоду, то есть третьему периоду новой истории. Среди них статьи по истории революционного движения, по истории международных отношений, по истории войн, по истории мировой культуры. Ряд статей будет посвящен вопросам историографии.

Вопросам средней и древней истории было посвящено 27 статей, в среднем по одной статье в номере. В плане нынешнего года намечен ряд статей по вопросам возникновения и образования древних и средневековых государств, по истории классовой борьбы в древности и в средние века, по истории международных отношений в эти периоды истории, по истории культуры древних и средневековых народов и пр.

Из вопросов, недостаточно разработанных или совершенно отсутствующих в общих курсах и пособиях, намечены проблемы историографии и источниковедения, а также данные о новейших археологических открытиях и их результатах, история закавказских рабовладельческих государств, среднеазиатских эллинистических образований, а также древняя и средневековая история Индии и Китая.

Одним из важнейших отделов в "Историческом журнале" является "История в школе". Центральной задачей этого отдела на 1941 год является помощь преподавателям истории в их работе с новыми учебниками; тематика статей разработана при участии опытнейших московских преподавателей истории.

Осуществляя намеченный план пропаганды исторических знаний, редакция будет добиваться устранения тех недостатков, которые имели место в истекшие два года в работе журнала: "Исторический журнал" далеко еще не достаточно перестроил свою работу в сторону систематической постановки актуальных теоретических вопросов, обобщения опыта социалистического строительства, обслуживания теоретических запросов наших кадров, разработки новых теоретических проблем и творческой дискуссии по вопросам истории.

"Исторический журнал", будучи научно-популярным органом пропаганды исторических знаний, обязал быть на уровне достижений исторической науки, "...популярная литература только та хороша, только та и годится, - писал Ленин, - которая служит десятилетия". Чтобы статьи журнала были на высоком идейно-теоретическом уровне, редакция будет добиваться того, чтобы исторические факты освещались марксистско-ленинской теорией, чтобы вопросы теории базировались на конкретных исторических фактах. Прямой своей обязанностью журнал считает постановку новых, актуальных вопросов, популяризацию среди своих читателей

стр. 9

всех новых достижений исторической науки и показ образцов марксистско-ленинской разработки исторических проблем, пропаганды исторических знаний.

Редакция уделит необходимое внимание ответам на вопросы, читателей (консультациям), помещению на страницах журнала стенограмм лучших лекций.

Та работа, которая проделана журналом в области критики и библиографии исторической литературы, является далеко не достаточной. Читатель хочет знать, какая историческая литература, выходит из печати, он требует, чтобы ему помогли в выборе наиболее важных сочинений в этой области, он желает знать, что наиболее интересного печатается в других исторических журналах, читатель хочет получить помощь в деле расширения своего кругозора.

Нельзя недооценивать величайшего значения критики и библиографии исторической литературы. Центральный Комитет партии не раз подчеркивал роль критики и библиографии как серьезного орудия пропаганды и коммунистического воспитания, их громадное значение в деле повышения политического и культурно-технического уровня широких масс.

Критико-библиографическая работа журнала должна быть органически связана со всей пропагандой исторических знаний.

"Исторический журнал", выполняя указания нашей партии в этой области, стремится в 1941 году значительно шире ставить свой критико-библиографический отдел, более многосторонне подходить к важнейшему делу критики и библиографии исторической литературы.

Журнал будет давать развернутые статьи и рецензии на наиболее актуальные книги по общим историческим вопросам, сопровождать статьи, публикуемые в журнале, указаниями соответствующей литературы, оказывать помощь читателю рекомендательными списками литературы, систематически сообщать о новинках исторической литературы, а также помещать обзоры отдельных исторических журналов и тематические обзоры литературы по разным вопросам исторических знаний.

Более тесная связь с историческими учреждениями и с работниками исторического фронта даст возможность журналу держать читателей в курсе всех наиболее важных явлений на фронте исторической науки.

* * *

Древнее латинское изречение гласит: "Habent sua fata libelli" ("Книги имеют свою судьбу"). Знаменательна судьба за истекшие два года сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)" - этой вершины марксизма-ленинизма. Небывало широко его распространение по всему миру, небывало глубоко его могучее, благотворное влияние на массы трудового человечества.

Изучение сталинского "Краткого курса", овладение историческими знаниями, знаниями законов исторического развития человечества, повышают идейный уровень, советского народа, укрепляют его уверенность в окончательной победе великого дела партии Ленина - Сталина.

Сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)", постановление ЦК партии о партийной пропаганде, в котором сформулированы сталинские указания, мобилизуют творческие силы работников исторического фронта на поднятие исторической науки и пропаганды исторических знаний в нашей стране на уровень великих задач великой сталинской эпохи.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Задачи-журнала-в-области-пропаганды-исторических-знаний

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Svetlana GarikContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Garik

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Задачи журнала в области пропаганды исторических знаний // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Задачи-журнала-в-области-пропаганды-исторических-знаний (date of access: 22.06.2021).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Svetlana Garik
Москва, Russia
609 views rating
28.10.2015 (2064 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
НОВАЯ КНИГА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1933 - 1936 гг.)
16 hours ago · From Россия Онлайн
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ
Catalog: История 
16 hours ago · From Россия Онлайн
КАУТСКИЙ ПРОТИВ РЕВИЗИОНИЗМА БЕРНШТЕЙНА: НАЧАЛО ПОЛЕМИКИ
16 hours ago · From Россия Онлайн
Чтобы выделить энергию при распаде ядра, её надо накопить при синтезе. При любом распаде масса дочернего ядра увеличивается. Это заложено в основе расширения Вселенной. При любом распаде масса частиц распада увеличивается. Уменьшается структурная энергия, которая является энергией расширения Вселенной.
Catalog: Физика 
ЛЕВ КОПЕЛЕВ И ЕГО ВУППЕРТАЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. Под. ред. Я.С. Драбкина. М., 2002
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
ВСЕ ОНИ ЖИЛИ НА ТОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
К. Ларрес. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЧЕРЧИЛЛЯ. ПОЛИТИКА ЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Нью-Хевен - Лондон, 2002
2 days ago · From Россия Онлайн
КНЯЗЬ А. М. ГОРЧАКОВ - МИНИСТР И ВИЦЕ-КАНЦЛЕР
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
МАТЕРИАЛЫ VII СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Документы VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТВЕТЫ ДИРЕКТОРА ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ П. В. СТЕГНИЯ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ"
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Задачи журнала в области пропаганды исторических знаний
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones