Libmonster ID: RU-9128

Рассмотренная ранее концепция словека [10] будет оставаться незаконченной и неубедительной до тех пор, пока с ее позиций не будут рассмотрены отдельные разделы психофизиологии.

Рефлексы и свободное мышление. Нам известно, что значит мыслить, но только до тех пор, пока нас не попросят дать точное определение мышлению и тем более составить мыслительный алгоритм (сама возможность такого определения и тем более составления алгоритма отнюдь не очевидна). Однако есть такие действия, такое поведение человека, которое по общему мнению не является мышлением, но есть автоматизм или рефлекс. Мы отдергиваем руку от горячего предмета или другого источника боли, мы закрываем глаза при быстром приближении к нам предмета, мышцы ноги сокращаются при ударе молоточка под коленную чашечку и т.д. Существуют и весьма сложные рефлексы управления внутренними органами организма, ходьбы, различные другие, доведенные до автоматизма движения. Многие автоматизмы, прежде чем стать таковыми, были мыслительными процессами. Вспомните, как вы учились управлять автомобилем, кататься на велосипеде, читать, ходить, говорить. Как только рефлекс становиться рефлексом, его можно определить и алгоритмизировать, его можно также свести к функции нейронной сети нашего мозга. Но как быть с мышлением и процессом формирования условных рефлексов, не столь понятно.

Восприятие словека. Сенсорная система в рамках настоящей концепции рассматривается почти так же, как и сенсорная система в рамках традиционной психофизиологии. Можно сказать, что сенсорная система состоит из датчиков-сенсоров. Выделяют сле-

стр. 89

дующие сенсоры: глаза, уши, рецепторы вкуса, обоняния, запаха, температуры, боли, осязания, вегетативные рецепторы внутренней среды и внутренних органов. Данные рецепторы генерируют электрические сигналы, распространяющиеся и обрабатываемые нейронной сетью. Значительно сложнее обстоит дело с распознанием образов. Современная наука имеет хорошее представление о том, как количеству и частоте фотонов, падающих на колбочки и палочки, сопоставить сигналы, исходящие от них. Но как по таким сигналам распознать лицо человека, его эмоции, пол, возраст? Как по таким сигналам построить набор символов - слов, гештальтов, описывающих окружающую реальность?

Сегодня общепринятой считается детекторная модель восприятия. В соответствии с этой моделью каждому признаку воспринимаемого объекта соответствует возбуждение определенного нейрона. Можно уподобить нейроны символам - словам, описывающим воспринимаемый объект. Возбуждение одних можно уподобить безусловным рефлексам (например, возбуждение нейрона, отвечающего за конкретный цвет). Возбуждение других можно уподобить условным или выработанным в ходе обучения и мышления рефлексам (например, узнавание лица или местности). Таким образом, в концепции словека система восприятия преобразует внешние раздражители в набор символов - слов.

Память и научение словека. Что происходит в наших мозгах, когда мы пытаемся что-то вспомнить? Как показывают современные исследования, проведенные методами МЭГ и ЭЭГ, происходит активизация тех самых зон, где расположены нейроны-детекторы - символы-слова. Но что же рисует в нашем мозге посредством символов фильм-воспоминание? Это в рамках материалистической науки точно не установлено. Что мешает нам допустить, что нейроны-детекторы возбуждаются нашим духом (нематериальной субстанцией) через механизм квантово-механических случайностей, рассмотренный ранее [12]?

Давайте теперь подумаем, как мы вспоминаем то, что хотим вспомнить. Конечно, мы можем вспоминать объект по отдельным признакам: цвет, форма, текстура, размеры, запах. Но ведь мы вспоминаем не так. Мы вспоминаем объект, целиком маркируя его одним словом или рядом слов, после чего выработанный условный рефлекс воспоминания рисует нам объект. Встроенный в наше тело "компьютер" (мозг) упрощает процесс воспоминания для нашего духа. Пока наш дух связан с телом и пока мы находимся в обычном состоянии сознания, наши воспоминания проецируются на тело.

стр. 90

Именно поэтому так трудно, порой невозможно передать духовный, бестелесный опыт с помощью речи или символов, ориентированных на телесное восприятие.

Когда мы что-то запоминаем, с одной стороны, формируются условные рефлексы целостного, гештальтного воспроизведения объектов, с другой стороны, где-то сохраняются слова-символы, описывающие наш опыт. Но где хранятся эти слова? Как показывает опыт, при повреждении самых различных участков мозга воспоминание отдельного события практически никогда не теряется. Может теряться способность воспроизводить определенную модальность или модальности в кинотеатре нашего сознания, но не более того.

Сознание и функциональные состояния словека. Существуют разные определения того, что мы называем сознанием. Можно вслед за Н. Н. Даниловой [7] определить сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемую бессознательным процессам, например возникающим в вегетативной нервной системе, условным рефлексам, бессознательным способам обработки информации. Согласно П. В. Симонову сознание является совместным знанием: "Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений" [9]. В случае предположения двухсоставной, телесно-духовной природы человека сознание логично определять как когнитивные процессы, происходящие в нашей душе.

В дополнение к сознанию существуют бессознательные когнитивные процессы. П. В. Симонов [9] выделяет три группы бессознательного: неосознаваемые процессы обработки информации - безусловные рефлексы, в том числе безусловные рефлексы обработки информации; подсознание - условные рефлексы, в том числе условные рефлексы обработки информации; сверхсознание, озарение, инсайт. Современная психофизиология достаточно убедительно показывает, что субстратом первых двух групп бессознательных процессов является центральная нервная система. Это положение можно принять в концепции словека. Все обстоит значительно сложнее с третьей группой бессознательных процессов. Совсем не понятно, как функционирует сверхсознание, что является его субстратом. Является ли сверхсознание частью нашего Я или чем-то внешнем, голосом извне, голосом свыше? Очевидно, что сверхсознание, как и сознание, обладает свободой воли и потому

стр. 91

не может быть сведено к принципиально реактивной нейронной реализации (если нейроны понимать как логические элементы). Если сверхсознание не осознается нами, то можно предполагать, что его субстратом являются внешние духовные сущности. Ниже в виде таблицы приведены характеристики различных когнитивных процессов словека.

Характеристики когнитивных процессов

Осознанность

Вид

Субстрат

Неосознанный

Безусловный рефлекс

Центральна нервная система

Неосознанный

Условный рефлекс

Центральна нервная система

Осознанный

Мышление - внутренний диалог

Душа

Неосознанный

Сверхсознание - озарение, инсайт

Внешний духовный мир

Другое определение сознания связанно со степенью бодрствования человека. Интересно, что в состоянии частичной потери сознания продолжают функционировать условные рефлексы. Однако результаты их действия не осознаются. В состоянии сна ментальные процессы не прекращаются и, хотя они перестают быть связанными с внешними раздражителями, тем не менее продолжают проецироваться на определенные области мозга. Особенно интересны данные, полученные в результате опроса людей, переживших состоянии клинической смерти [1, 2, 8]. Такие люди констатируют переживания, которые трудно, а подчас невозможно объяснить с позиций материалистической психологии. Например, они оказываются иногда способными описать события, происходившие в соседних помещениях или даже в более удаленных местах. Кроме состояний клинической смерти подобные факты фиксируются в ходе сеансов ЛСД терапии и холотропного дыхания по методике Станислава Грофа [3 - 6].

Широкое распространение получила предложенная И. П. Павловым и развитая Ф. Криком [12] прожекторная теория сознания. В рамках этой теории сознание определяется как совместная активация различных зон мозга в ходе ментальных процессов. В

стр. 92

рамках излагаемой нами концепции такая активация может рассматриваться как проекция на экран чувственного восприятия мыслей души.

Мышление и речь словека. Кора мозга человека в отличие от коры мозга животных содержит обширные области, ответственные за речь. Мышление и речь тесно связаны в концепции словека. Речь, с одной стороны, является инструментом коммуникации между душой и телом, с другой - способом мышления души. Речь как инструмент коммуникации рассматривалась ранее. Речь как инструмент мышления души не может рассматриваться в рамках психофизиологии, поскольку нематериальная душа, очевидно, не имеет материального мозгового субстрата.

Эмоции словека. Эмоции в современной нейропсихологии определяют как "особый вид психических процессов, которые выражают переживания человека, его отношения к окружающему миру и самому себе" [7]. Не существует общепризнанной и всеобъемлющей теории эмоций. Известно, что эмоции сопровождаются лицевой экспрессией, выделением особых химических веществ в организме, изменением частоты пульса, характеристик дыхания и т.д. Но являются ли эти факторы причинами, вызывающими эмоции, как считают многие ученые, или только проявлениями ментальных, духовных процессов, настраивающих организм на определенный способ функционирования и решение определенных задач? В концепции словека разумно придерживаться второй точки зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука). Дух, душа, тело. Троицское слово. 2001.

2. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука). Религия и наука. Троицское слово. 2001.

3. Гроф С. Когда невозможное возможно. М., 2007.

4. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2006.

5. Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М., 2007.

6. Гроф С. За пределами мозга. М., 2005.

7. Данилова Н. Н. Психофизиология. М., 2000.

8. Ролингз М., Роуз С. За порогом смерти. Душа после смерти. СПб., 2003.

9. Симонов П. В. Сознание и мозг // Журн. высш. нервн. деят. 1993а. Т. 43. Вып. 2.

стр. 93

10. Ливанов Д. Б. Словек религиозной антропологии и современной нейропсихологии // Философские исследования. 2009. N 3 - 4.

11. Ливанов Д. Б. Случайные события в современном естествознании и их связь с религиозной концепцией духа и материи // Философские исследования. 2008. N 3 - 4.

12. Crick F., Koch Ch. Towards a neurobiological theory of consciousness // Seminar in the Neurosciences. 1990. Vol. 2. P. 263 - 275.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ-СЛОВЕКА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. Б. Айванов, ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ СЛОВЕКА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ-ВЗГЛЯД-НА-ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ-СЛОВЕКА (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. Б. Айванов:

Д. Б. Айванов → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1227 views rating
14.09.2015 (2147 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ СЛОВЕКА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones