Libmonster ID: RU-9058

Что представляет собой современное мировое сообщество -одно-, двух - или многополярный мир? Мировая общественность практически единодушна в оценке современного мира как однополярного. Однако нам представляется, что после крушения социализма в Советском Союзе мир двухполярен. Он представлен капитализмом во главе с США и социализмом пяти самостоятельных стран социалистической ориентации, не входящих ни в какие политические блоки, таких как Куба, Китай, Вьетнам, Северная Корея и республика Беларусь. Это, конечно, только начало становления нового двухполярного мира, который будет, естественно, изменяться и развиваться, и в стороне от этого процесса не останутся, как нам представляется, ни Россия, ни многие другие современные страны, входившие ранее в состав СССР и социалистического лагеря.

Вместе с тем современный мир является двухполярным только по форме, а по содержанию он уже давно стал многополярным, свидетельством чему является различное содержание социализма в указанных выше странах социалистической ориентации и разное содержание социально-экономического уклада в современных странах капитализма. Кроме того, состав многополярного мира будет также непрерывно меняться в зависимости от специфики и сути капитализма и социализма в разных странах, и в этом отношении Россия также не останется в стороне от глобального процесса модернизации общественного устройства стран мира.

В связи с этим проблема изучения сходства и различия общественных систем современного капитализма и социализма является весьма актуальной. Кроме того, в исследовании капиталистических и социалистических обществ буквально белым пятном до сих

стр. 179

пор остается проблема этической духовности капиталистических и социалистических обществ, имеющая в современной ситуации перестройки общественной системы России, пожалуй, определяющее значение.

Осветим теперь ряд принципиальных вопросов познания этической духовности общества. Это понятие характеризует состояние и развитие общества с духовно-нравственных позиций - отношения общества и его членов к таким социально-этическим феноменам, как свобода, равенство и справедливость. Понятие духовной нравственности, широко использующееся в философской литературе, и понятие этической духовности в принципе тождественны, поскольку этика обобщает как нравственные, так и моральные аспекты общества.

Нельзя сказать, что социальная этика как раздел моральной философии не была в поле зрения философов. Однако решительный поворот к социально-этической проблематике произошел только в XX в. [1]. Вместе с тем этот поворот не решил системных проблем социальной этики, главной из которых является новая в моральной философии проблема неоднородности морали, связанная с различением общественной и личной, или индивидуальной морали.

Как известно, в познании нового философия идет не прямой дорогой, а путем сомнений и заблуждений [2]. Трудный путь познания природы морали в виде единства общественной, или социальной, и личной морали, или нравственности индивидов рассмотрен в работе [1]. В этой же работе раскрыты также причины раздвоения морали, такие, как различные нормативные программы поведения людей - гедонизм, индивидуализм и коллективизм, альтруизм и эгоизм и другие. В то же время отмечается, что мир морали очень сложен. Так, в сфере этики личности, так же как и в сфере социальной этики, просматриваются две тенденции и решаются две задачи - с одной стороны, сохранения и адаптации, оптимизации и гармонизации и, с другой стороны - совершенствования.

Для познания системной природы этической духовности общества надо понять еще, в каких социальных формах оно проявляется и как эти формы обусловлены культурно-историческим развитием общества. Если социальные формы этической духовности общества уже давно обсуждаются с разным успехом в философской литературе, то культурно-исторические аспекты их проявления практически еще не изучены. Вместе с тем исследование проблемы этичес-

стр. 180

кой духовности общества в условиях современного взаимосвязанного мира имеет принципиальное значение, и, в частности, оно необходимо для понимания перспектив социально-этических и политических преобразований в современной России.

В настоящей статье предпринята первая, с нашей точки зрения, попытка рассмотреть данную проблему системно, используя методологию философской метафизики для познания закономерностей становления и бытия этической духовности общества и методологию философской диалектики для познания закономерностей ее развития [3].

И еще одно принципиальное замечание общеметодологического характера. Системное познание, как известно, строится на основе аналитических и синтетических суждений и умозаключений. Кант определил такой подход к познанию как познание на основе "чистых понятий" анализа и синтеза - возможности расчленения и синтеза многообразного как самой способности рассудка с целью изучения возможности априорных понятий и понимания их многообразия в едином акте познания. Аналитический подход к познанию на основе чистых понятий Кант определил как аналитику. Для синтетического подхода к познанию на основе "чистых понятий" он использовал систему категорий чистого разума, представленную в виде таблицы категорий, имеющей фактически форму графических концептуальных систем [4]. Синтетический подход к познанию на основе "чистых понятий" можно определить как синтетику по аналогии с аналитикой.

Наш опыт философского системного познания также показал, что для более полного познания сущности изучаемого явления необходимы оба подхода - аналитический и синтетический. При этом более глубоким проникновением в сущность явления и понимания его смысла обладает синтетический подход не только в силу наглядности графических изображений изучаемых систем, но и возможности подключения к познанию наряду с логическим также и образного мышления. Более того, наш опыт познания сложных явлений и процессов, к которым относятся системы этической духовности обществ, показывает, что без использования синтетического подхода познание их оказывается практически невозможным. Нельзя не отметить также, что синтетический подход к познанию требует и более глубокого знания самой сущности философского системного познания.

Недооценка современной философией синтетического подхода к познанию, по нашему мнению, связана не только с существую-

стр. 181

щим еще до сих пор непониманием самой сущности философского системного познания, но и с необходимостью преодоления психологического барьера при чтении и усвоении графического философского текста по сравнению со знаковым текстом, т.е. с необходимостью мыслить не только логически, но и образно.

В рассмотренной ниже проблеме идеалов этической духовности общества использование аналитического и синтетического подходов является главным содержанием методологии их познания.

Свобода, равенство и справедливость - основные социально-этические феномены бытия и развития общества

Свобода - один из наиболее распространенных феноменов человеческого бытия, изучению которого посвящена огромная литература, начиная со времен Античности и до наших дней. Человеческая свобода изучалась в самых разных аспектах - метафизическом, психологическом, социальном, политическом и др., в том числе и диалектическом, определившем ее противоречивость, как, например, в работах [5, 6]. Однако только в конце XX в. сложилось понимание системной природы социальной свободы, в результате которого социальная свобода может выступать как положительным, так и отрицательным феноменом, понимаемый как "свобода для" или как "свобода от" [7]. "Свобода для" - это внутренняя свобода, позволяющая человеку реализовывать свою активность, а "свобода от" - это внешняя свобода, освобождающая человека от внешних ограничений его активности, например, от государства. Для русских религиозных философов источником творчества была отрицательная свобода, поскольку именно она, по их мнению, являлась нравственным основанием свободы, и поэтому ее называли первой свободой - "свободой пожить по своей по глупой воле" [8. С. 19].

Феномен равенства по природе своей носит ярко выраженный общественный, социальный характер. Опыт социальных революций показал, что идеал социального равенства в обществе не достижим не из-за практической сложности его реализации, а в силу невозможности совместной реализации свободы и равенства. Как социальный идеал равенство может выступать в двух формах - как идеал социальной реализации, или как равенство условий производства, которое приводит к неравенству потребления, или как идеал равенства потребления, которое приводит к неравенству условий производства [9], т.е. в конечном счете - к формальному

стр. 182

равенству и к фактическому неравенству.

Феномен справедливости в отличие от феноменов свободы и равенства относится уже непосредственно к социальной этике. Природа и смысл этого феномена раскрываются только во взаимосвязи его с раздвоенными значениями феноменов свободы и равенства, т.е. в процессе системного познания этической духовности общества.

Справедливость - одна из основных характеристик положения человека в обществе, касающаяся распределения труда, социальных благ, положения в обществе, уровня и качества его жизни и многого другого. Справедливость имеет также отношение к самой разной деятельности человека в обществе - к распределению прав и обязанностей, наказанию за преступления и поощрению за заслуги перед обществом и т.д.

Справедливость - исторически меняющаяся морально-нравственная категория общественного сознания, зависящая от того, насколько согласуются или различаются отношения власти, общества и индивидов к социальной справедливости, зафиксированному в общественных законах, нормах и правилах поведения человека в обществе. Справедливым следует считать такое положение человека в обществе, при котором существует единое согласованное мнение всех субъектов общественного сознания о соответствии реальной ситуации в обществе принятым законам и нормам его поведения и жизни в обществе. И наоборот, полностью рассогласованное отношение к понятию социальной справедливости со стороны власти, с одной стороны, и общества и индивидов, с другой стороны, следует определить как социальную несправедливость, а частично рассогласованное отношение - как формальную или относительную справедливость.

В лозунгах прошедших социальных революций вместо справедливости использовалось понятие братство, которое выводило триаду свобода - равенство - братство на общечеловеческий уровень, а не на социально-этический и поэтому оно не отвечало задачам социального переустройства общества.

Становление и развитие этической духовности западного капиталистического общества

Рассмотрим сначала закономерности становления и бытия этической духовности западного капиталистического общества, а затем уже и закономерности его развития. Согласно философской

стр. 183

метафизике логическим основанием бытия единого является тетрадная структура: бытие - сущее - мысль - единое, утверждающая реальность, соответствие и тождественность бытия, сущего (в понятии вещи), мысли и единого [10].

Применительно к этической духовности капиталистического общества периода XV - XVIII вв. категории "бытие" отвечает феномен "свободы для"; категории сущности в понятии вещи отвечает феномен фактического неравенства, категории сущего в понятии мысли отвечает феномен формального неравенства и категории "единое" отвечает феномен социальной несправедливости. Источником становления и бытия такой системы стали идеи общественной морали и системности. Мораль как категория общественного сознания существовала еще с незапамятных времен возникновения человеческого общества, непрерывно совершенствуясь во времени. Влияние идеи системности на становление этической духовности общества оказалось напрямую связано с одним из основных принципов капитализма, определившим священное право частной собственности. При наличии в обществе только двух по сути своей одинаковых форм собственности - частной и акционерной, между всеми элементами системы этической духовности капиталистического общества установилось состояние реальности, соответствия и тождества исходных категорий бытия (рис. 1).

После становления рассматриваемой системы начался первый этап ее развития, связанный с идеей системности - взаимосвязью социально-этических характеристик (свободы, равенства и справедливости) с такими ментальными характеристиками сформировавшегося общества, как индивидуализм и коллективизм, и с такими социально-психологическими характеристиками, как эгоизм и альтруизм. В результате расширения системных связей образовалась новая система бытия и развития этической духовности капиталистического общества, изображенная на рис. 2.

Здесь следует отметить такие характерные для этической духовности капиталистического общества ментальные характеристики, как объективность индивидуализма и субъективность коллективизма и такие характерные социально-психологические характеристики общества, как эгоизм в качестве источника его развития и альтруизм в качестве внешнего фактора его развитии.

Предпосылкой развития системы этической духовности капиталистического общества стала общественная мораль, а высшей формой ее - нравственность индивидов. Вот когда проявила себя нравственность индивидов как самостоятельный фактор развития

стр. 184

Рис. 1. Система бытия этической духовности западного капиталистического общества периода первоначального накопления капитала (В скобках даны исходные метафизические категории бытия единого)

Рис. 2. Система бытия и развития этической духовности западного капиталистического общества эпохи XV-XX в.

стр. 185

общества в отличие от морали общества. В таком виде система этической духовности капиталистического общества просуществовала до XX в. без каких-либо существенных изменений, развиваясь во времени за счет повышения нравственности индивидов общества.

После образования в мире социализма начинается уже новый этап бытия и развитие системы этической духовности современного капиталистического общества. Исходным импульсом к развитию был мировой экономический кризис, охвативший всю капиталистическую систему. Именно он изменил отношение западного мира к существовавшим тогда в Советском Союзе новым формам собственности - коллективной и государственной, внедрение которых в систему капиталистической собственности и позволило преодолеть мировой экономический кризис капитализма. Однако истинной причиной преодоления мирового кризиса капитализма явилось не изменение форм собственности само по себе, а последовавшее за ним изменение понятия социальной справедливости в обществе. Для капитализма эпохи первоначального накопления капитала достаточно было изменить этическую ситуацию в обществе с состояния несправедливости на состояние формальной справедливости, чтобы решить достаточно быстро и успешно задачи преодоления мирового экономического кризиса. В системе этической духовности капиталистического общества периода первоначального накопления капитала феномен социальной несправедливости, превратившись в новой системе капитализма в феномен формальной справедливости, стал уже не дополнительностью по отношению к феномену свободы, а его полярностью, благодаря чему и наступил этап быстрого развития общества. Изменилось также и отношение к понятию формального неравенства, которое превратилось в формальное равенство. В результате произошедших изменений система этической духовности общества приняла вид, изображенный на рис. 3.

В новых условиях этической духовности капиталистическое общество стало уже интенсивно наращивать нравственность своих индивидов, в результате чего капитализм получил новый импульс своего развития, который и вывел передовые капиталистические страны на новый социально-экономический уровень.

Современное развитие этической духовности капиталистического общества происходит уже по законам диалектического развития целостных систем на основе внутренних и внешних противоречий. Последним в современном капиталистическом обществе

стр. 186

Рис. 3. Система этической духовности современного западного капиталистического общества

является противоречие между моралью общества как предпосылкой его развития и нравственностью индивидов общества как высшей формы проявления этической духовности общества.

Становление и развитие этической духовности социалистического общества в Советской России

В познании метафизической структуры этической духовности социалистического общества мы будем придерживаться установленных ранее закономерностей противофазного социально-культурного и культурно-исторического развития капиталистического и социалистического обществ. Согласно этим закономерностям одинаковые этапы становления и развития капиталистического и социалистического обществ будут фиксироваться и характеризоваться одними и теми же категориями [11]. Поэтому в метафизической структуре этической духовности социалистического общества категории "бытие" будет отвечать феномен формальной справедливости, категории "сущее" будет отвечать феномен фактического равенства, категории мысли - феномен формального неравенства и категории "единое" - феномен формальной свободы от всяческого угнетения. Следовательно, фактическому и формально-

стр. 187

му неравенству в капиталистическом обществе будут отвечать фактическое равенство и формальное неравенство соответственно в социалистическом обществе.

Обращаясь к историческому опыту построения социалистического общества в России в сравнении с историческим опытом построения капиталистического общества, можно подтвердить высказанную ранее гипотезу о закономерностях противофазного становления и бытия капиталистического и социалистического обществ также и в отношении этической духовности этих обществ. Так, феномен формальной справедливости в социалистическом и современном западном капиталистическом обществе получил одинаковое значение, но разный смысл. В капиталистическом обществе он играл роль фактора активности системы этической духовности, в то время как в социалистическом обществе он получил более высокий социальный статус исходного элемента системы, переданного ей генетически от прежней системы этической духовности царской России еще со времен княжеской Руси.

В системах этической духовности капиталистического и социалистического обществ изменялись также роль и значение феномена свободы. В капиталистическом обществе это была фактическая свобода для предпринимательской деятельности, в то время как в социалистическом обществе он стал феноменом формальной свободы от всяческого угнетения человеческой активности, именно формальной, а не полной свободы, поскольку в социалистическом обществе сохранялась еще немалая зависимость человека от государства.

Разный смысл противоположных значений феноменов фактического неравенства при капитализме и фактического равенства при социализме касается духовного и материального жизненного уровней людей в обществе. В то же время формальное неравенство людей в капиталистическом и социалистическом обществах продолжало оставаться, играя роль функционального элемента системы, способствующего его сохранению как единого целого.

Первый этап развития системы этической духовности социалистического общества был связан согласно идее системности с диалектическим синтезом таких социально-этических феноменов, как справедливость, равенство и свобода с такими традиционными для России феноменами, как коллективизм и индивидуализм, а также альтруизм и эгоизм. Здесь, также как и при анализе капиталистического общества, необходимо отметить такие характерные для социалистического общества ментальные характеристики, как объек-

стр. 188

тивность коллективизма и субъективность индивидуализма, и такие характерные социально-психологические характеристики общества, как альтруизм в качестве источника его развития и эгоизм в качестве внешнего фактора развития. Отметим при этом, что источником развития системы этической духовности социалистического общества была новая революционная нравственность субъектов общества. Все указанные здесь элементы системы этической духовности социалистического общества с их взаимосвязями показаны также на рис. 4.

Рис. 4. Система бытия и развития духовности социалистического общества доперестроечной России

В результате системного синтеза указанных феноменов этической духовности образовалось новое морально-классовое общество как высшая форма развития системы этической духовности социалистического общества, которая вместе с революционной нравственностью субъектов общества составила абсолютное противоречие данной системы.

Последующее развитие этической духовности российского общества было связано с возникшим на рубеже третьего тысячелетия системным кризисом, охватившим всю мировую общественную систему социализма.

стр. 189

Между моралью общества и нравственностью индивидов

Рассмотрим сначала логику развития этической духовности общества. Если предпосылкой, генетической клеткой и субъективным фактором развития являются соответственно нравственность индивидов, социальная справедливость и коллективизм, то в таком обществе достигается фактическое равенство и истинное состояние свободы, когда реализация личных способностей идет на пользу людям, т.е. отвечает альтруистическому поведению индивидов общества.

Если же предпосылкой, его генетической клеткой и объективным фактором развития являются общественная мораль, свобода для предпринимательства и индивидуализм соответственно, то в этом случае удовлетворение всех жизненных потребностей человека, происходящее в условиях господства в обществе идеологии индивидуализма и эгоистического его поведения, может, в конечном счете, привести к закрепощению человека несвободным трудом. В таком обществе устанавливается уже состояние фактического неравенства.

Развитие капиталистического общества в условиях социальной несправедливости происходило в течение нескольких столетий, и только в XX в. капитализм изменил направленность своего социального развития, положив в основу этической духовности общества формальную справедливость, зафиксированную в законах, невыполнимых, однако, полностью на практике в силу разных причин.

Сложнее оказалась ситуация с социальной справедливостью в российском обществе. В отличие от стран Запада в России никогда не было рабства, т.е. полной несвободы, а вот полная свобода была и немалое время - в северо-западных районах древней Руси, где установились общественные отношения, отвечавшие фактической социальной справедливости. В остальных районах Древней Руси, а позднее и по всей России, установились общественные отношения в условиях относительной или формальной справедливости, когда существовало различное и одновременно удовлетворяющее большинство членов общества отношение к понятию социальной справедливости Обращение к относительной, или формальной, справедливости - это, конечно, упрощенная оценка социально-этической духовности российского общества. Однако для сравнения закономерностей развития российского и западного обществ

стр. 190

такое упрощение, с нашей точки зрения, оправдано.

Здесь нельзя не обратить внимания на тот факт, что изменение всего лишь одной социальной справедливости в системе этической духовности общества привело в итоге к построению при капитализме общества "фактического неравенства в богатстве", а при социализме - общества "фактического равенства в нищете". Подтвердилась народная мудрость, что хрен редьки не слаще.

Однако есть и другие принципиальные различия в путях развития капиталистического и социалистического обществ. Эти различия связаны в первую очередь с различными путями формирования морально-нравственных отношений - от нравственности индивидов к моральному обществу, или, наоборот, от морального общества к нравственности его индивидов. Первый путь развития - это путь российского социалистического общества, а второй - западного капиталистического общества.

Есть еще различия и в идеологическом обосновании развития капиталистического и российского социалистического обществ. Если идеологическим основанием западного общества является философия свободы, то идеологией российского общества является философия социальной справедливости. При этом источником развития философии социальной свободы является западная классическая философия, а источником развития философии социальной справедливости является русская религиозная философия.

И, наконец, есть еще одно принципиальное обобщение закономерностей развития капиталистического и социалистического обществ. Если развитие этической духовности капиталистического общества идет "вширь", или по горизонтали от морали общества к нравственности его индивидов, то развитие этической духовности социалистического общества происходит "вглубь", или по вертикали от нравственности индивидов к морально-нравственному обществу. Оба пути развития общества отвечают всеобщей диалектической логике развития на основе борьбы и сотрудничества противоположностей [12]. Таков высший закон развития бытия мира и человека. При этом путь формирования нравственности индивидов понятен в капиталистическом обществе и совершенно не ясен в социалистическом обществе, где нравственность индивидов является предпосылкой развития самой системы этической духовности общества, т.е. целью и источником развития одновременно. Эту идею по-своему выразил великий Кант в следующем, часто цитируемом высказывании - "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и про-

стр. 191

должительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мною и моральный закон во мне".

Посмотрим теперь с позиций выполненного исследования, какое практическое значение в развитии общества имеет общественная мораль и нравственность индивидов. Отношение общественной морали и нравственности индивидов всегда было в центре внимания социально-экономических преобразований в обществе. Именно оно является своеобразным барометром духовно-нравственного состояния общества. Так, при резком расхождении нравственности большинства членов общества и общественной морали, отвечающей нормам жизни меньшинства, обладающего в то же время основным богатством, происходят социальные потрясения - смуты и революции. Если же общественная мораль отвечает нравственности его членов, то в развитии общества наступает эпоха "золотого века". Однако при этом замедляются темпы развития общества, которые со временем приводят к застою в экономике и к обострению социальных и политических противоречий в обществе. Для развития без революций и социальных катаклизмов, а также без застойных явлений мораль общества должна опережать нравственность индивидов.

Как показывает анализ системы этической духовности общества противоречие между общественной моралью и нравственностью его членов является абсолютным противоречием духовно-нравственного развития общества, или основным противоречием развития его духовной сферы. Поскольку духовная сфера является исходной, или первичной сферой развития общества - ее генетической клеткой, противоречия этической духовности следует признать ведущими, или исходными противоречиями общественного развития среди экономических, политических, социально-экономических и социально-психологических противоречий.

Об исключительной роли морально-нравственного развития общества писали многие философы. Вот как об этом пишет А. А. Гусейнов, один из ведущих российских философов, специалист по моральным проблемам. "Уже неоднократно высказывалось мнение, что наряду с экономическими и политическими революциями, которые у нас происходили, нам нужна и третья революция - революция нравственная. Связанное с ней нравственное возрождение нашего общества - наиболее важный и фундаментальный процесс, от которого будет зависеть успех во всех других областях - экономической, политической, культурной. Но нравственное возрождение сможет состояться только в том случае, если оно на-

стр. 192

полнится адекватным историческим содержанием. Нет другого пути нравственного возрождения общества, чем раскрепощающие личность экономические и политические преобразования, приобщение к современным общецивилизационным формам жизни. Мораль не может победить, если не подружится с цивилизацией. Точно так же и цивилизация обернется катастрофой, если будет покупаться ценой попрания морали" [13. С. 13].

Мы полностью согласны с мнением Гусейнова о том, что нам нужна нравственная революция для возрождения нашего общества, живущего вот уже пятнадцать лет в условиях несвойственных для него противоречий этической духовности западного капиталистического общества, которые поэтому и не могут привести к возрождению России. А это значит, что дальнейшее проведение реформ по образцу развития западного капиталистического общества не приведет к возрождению России, а поставит ее лишь на грань развала и распада.

К возрождению этической духовности современного российского общества

Выполненное исследование социально-этических закономерностей развития современного российского и западного капиталистического обществ вместе с аналогичным исследованием социально-экономических и политических закономерностей развития России и США, наиболее характерного представителя западного общества [11], позволяют нам теперь по-новому посмотреть на проблему перестройки общественной системы России.

Напомним, что мировой экономический кризис капитализма в 1929 г. потребовал изменения его экономической системы, не затрагивая при этом политической системы. Все капиталистические страны в ответ на этот вызов истории поступили одинаково - они изменили систему капиталистической собственности того времени, введя в нее новые формы государственной и коллективной собственности. В результате проведенных реформ системы собственности мировой экономический кризис был преодолен в течение четырех лет.

Новые формы собственности способствовали в первую очередь изменению социальной справедливости в странах капитализма. Вместо социально несправедливого капиталистического общества оно вскоре превратилось в формально справедливое общество. Этого оказалось достаточно для того, чтобы в обществе установи-

стр. 193

лось состояние формального равенства. В условиях неизменного ментального и социально-психологического состояния общества произошло повышение нравственности индивидов как результат проявления высшей формы развития системы социально-этической духовности капиталистического общества. Правда, для этого потребовалось уже не четыре года, а значительно больший отрезок времени, но важно то, что процесс повышения этической духовности общества после проведения необходимых экономических реформ стал необратимым и самоуправляемым.

Что же произошло с Россией после политического кризиса, охватившего мировую систему социализма в 1980 - 90 гг.? Для того чтобы преодолеть этот кризис и выйти на новый уровень социально-экономического развития, России и всем странам социализма потребовалось уже изменить не только свою экономическую, но и политическую системы. И здесь каждая страна приняла свой путь преодоления политического кризиса и дальнейшего развития.

Россия по сравнению с другими странами социализма, как показал последующий исторический опыт, выбрала достаточно трудный путь перестройки своей общественной системы. Она изменила не только свою политическую систему, но и систему собственности, введя в нее частную и акционерную собственности, понизив при этом роль государственной собственности по сравнению с акционерной за счет проведения в течение нескольких лет приватизации государственных предприятий с превращением их в акционерные общества. Однако в отличие от стран капитализма частная собственность в современной России до сих пор не получила еще статуса исходной ячейки экономической системы. В современной России частная собственность с большим трудом находит свое место пока только в сельском хозяйстве. В промышленности же она представлена главным образом крупными монополиями. В этом и состоит главное отличие современного российского капитализма от капитализма западного. Поэтому современное российское общество можно определить как квазикапиталистическое. Такое общество можно рассматривать как вариант переходной формы общественного устройства России, необходимый для преодоления политического кризиса социалистической системы.

Есть еще одно принципиальное отличие капиталистической собственности западных стран от капиталистической собственности современной России - это иной статус в последней государственно-акционерной формы собственности, которого нет в современной системе собственности капитализма. Похоже, что государ-

стр. 194

ственно-акционерная форма собственности в новой России после преодоления политического кризиса системы социализма займет в ней такое же место, какое коллективная форма собственности получила в составе современной системы капиталистической собственности.

В пользу такого понимания происходящих сейчас в стране перемен говорит, во-первых, образование уже в самом начале перестройки смешанной формы государственно-акционерной собственности, которая за сравнительно небольшой промежуток времени по своему влиянию на все события как внутренней, так и внешней жизни страны стала более активной, чем чисто акционерная собственность, и, во-вторых, происходящее заметное увеличение роли государственной собственности в стране и перераспределение собственности между государственной и акционерной формами в пользу первой. Совершенно определенно можно сказать, что последующий переход от квазикапиталистической собственности в современной России к новой форме социалистической собственности будет происходить именно таким, характерным для современной ситуации в мире путем при поиске более эффективной системы собственности за счет перераспределения разных форм собственности с сохранением в то же время общей направленности развития всей системы собственности - для капитализма от частной к акционерной собственности, и для социализма от государственной к государственно-акционерной собственности.

Посмотрим теперь, что же произошло в современной России с ее системой этической духовности в результате превращения общественной системы России из формы государственно-номенклатурного социализма в новую для нее форму государственно-номенклатурного капитализма [11] или согласно настоящей работе в форму государственно-номенклатурного квазикапитализма.

Здесь нам следует обратить внимание на такое принципиальное положение. Когда сравнивается развитие двух общественных систем, то такое сравнение может быть корректным и плодотворным только для одних и тех же периодов на эволюционных кривых этих систем, как это и было сделано при сравнении общественных систем капитализма и социализма [11]. Такой же принцип анализа должен соблюдаться и при сравнении систем этической духовности капитализма и социализма. Этическую духовность социалистического общества в период политического кризиса системы социализма надо сравнивать с этической духовностью капиталистического общества в период его экономического кризиса.

стр. 195

Что же произошло в реальности за прошедшие годы перестройки общественной системы России? Меньшая наиболее активная часть населения страны сумела перестроить свое сознание в связи с наметившимся переходом страны к капитализму и восприняла систему этической духовности капитализма эпохи первоначального накопления капитала. В результате последовавшей затем приватизации государственной собственности эта часть населения стала владельцем основных богатств страны. Такими людьми оказались представители бывшей советской партийной и хозяйственной номенклатуры. Какой была приватизация государственной собственности и к чему она привела - это вопрос особый, требующий специального осмысления, но главное, что именно она сделала перестройку общественной системы Советской России необратимой.

Таким был итог ельцинских реформ, разрушивший советскую политическую и экономическую системы и заложивший основание новой общественной системы государственно-номенклатурного квазикапитализма с социально-этической системой капитализма эпохи первоначального накопления капитала.

Действительно, рыночный капитализм, будучи перенесен на российскую почву, не только разрушил советскую политическую и экономическую систему, но и создал новых субъектов российского общества с еще более низким уровнем морально-нравственного сознания, поскольку западный капитализм накапливал капитал, а современный российский капитализм присваивал накопленный ранее народный капитал. В связи с этим возникает естественный вопрос - является ли такое историческое творчество нашим достижением или это "подарок" капитализма, поскольку новую систему этической духовности мы получили в начале перестройки от монополистического капитализма, который за 300 лет своего существования мало изменился в морально-нравственном отношении в сравнении с рыночным капитализмом первоначального накопления капитала.

Здесь нас может рассудить только время и последующее изучение этого уникального явления в жизни человеческого общества. В пользу того, что это был объективный процесс передачи этической духовности общества вместе с передачей соответствующего основания этой духовности, говорит следующее соображение. Произошедшее во второй половине прошлого века довольно быстрое положительное изменение этической духовности капиталистического общества при изменении мировой экономической системы

стр. 196

капитализма, с нашей точки зрения, не является случайным явлением, а напрямую связанно с включением в его общественную систему родовых форм собственности социалистической системы - государственной и коллективной. Получается, что социализм преподнес капитализму царский подарок, позволивший капиталистической системе быстро перестроить свою экономическую систему и впоследствии сравнительно быстро поднять уровень своей этической духовности. Вместе с тем современное внедрение основополагающих принципов капитализма в систему российского общества никак не назовешь уже подарком, хотя квазикапитализм и решает задачи перестройки общественной системы России, связанные с преодолением политического кризиса социализма.

Нельзя при этом не отметить, что и эта закономерность этического развития противоположных обществ говорит также о противофазном развитии России по отношению к странам западного капитализма.

Теперь о реформах с позиции системных взаимосвязей западных обществ и современного российского общества. Реформы, как нам представляется, имеют своей целью становление новой экономической сферы в составе будущей России. Конечно, путинские реформы - это еще только начало процесса становления и развития новой общественной системы, но уже и в этом процессе угадывается новое состояние общества - повышение статуса государственной собственности по сравнению с другими формами собственности, все большее внимание государства к реализации социально-экономических программ развития страны, демократизации общества, перенесение акцента в управлении государством с центра на регионы, реформы всех ветвей власти и многое другое, что приближает общественное устройство российского общества к социалистическому.

Однако главным, с нашей точки зрения, в современных реформах является изменение этической духовности российского общества. И для того чтобы здесь произошли положительные изменения, необходима моральная революция в обществе, как об этом пишет А. А. Гусейнов. Целью такой революции должно быть восстановление в обществе социальной справедливости. Во-первых, надо покончить с бесконтрольным обогащением богатых и сверхбогатых людей в России и, во-вторых, создать условия, способствующие росту уровня жизни и благосостояния как богатых, так и бедных людей, используя для этого главный рычаг реформ - преобразования на законных основаниях существующей в стране систе-

стр. 197

мы квазикапиталистической собственности в новую систему постсоциалистической собственности.

Семидесятилетний исторический опыт социализма свидетельствует о том, что нам не занимать опыта проведения масштабных реформ. Главное, чтобы у власти было желание и достаточно политической воли для их проведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. N 5.

2. Александров И. А. Философия диалектики // Труды членов Российского философского общества. Вып. 8. М., 2004.

3. Александров И. А. Философия метафизики и диалектики // Философские исследования. 2007. N 1.

4. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

5. Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ / / Вопросы философии. 1997. N 1.

6. Александров И. А. Свобода в России // Труды членов Российского философского общества. Вып. 2. М., 2002.

7. Самченко В. Н.// Философские науки. 1991. N 4.

8. Федотова В. Т.// Философские науки. 1991. N 4.

9. Александров И. А. Космология России: история, современность и судьба. М., 1996. С. 98.

10. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993; он же. Введение в метафизику. СПб., 1997.

11. Александров И. А. Россия в поисках пути к истине // Труды членов Российского философского общества. Вып. 10. М., 2005.

12. Александров И. Л. К осознанию диалектика как научной теории // Философские исследования. 2006. N 1.

13. Гусейнов А. Л. Перестройка: новый образ морали // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. М., 1990.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛЫ-ДУХОВНОСТИ-СОВРЕМЕННОГО-ОБЩЕСТВА-КАК-ФИЛОСОФСКАЯ-ПРОБЛЕМА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Galina SivkoContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Sivko

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. А. АЛЕКСАНДРОВ, ИДЕАЛЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИДЕАЛЫ-ДУХОВНОСТИ-СОВРЕМЕННОГО-ОБЩЕСТВА-КАК-ФИЛОСОФСКАЯ-ПРОБЛЕМА (date of access: 31.07.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. А. АЛЕКСАНДРОВ:

И. А. АЛЕКСАНДРОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Galina Sivko
Краснодар, Russia
1266 views rating
14.09.2015 (2147 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Анонс Изучение новой теории электричества, пожалуй, нужно начинать с анекдота, который актуален до сих пор. Профессор задаёт вопрос студенту: что такое электрический ток. Студент, я знал, но забыл. Профессор, какая потеря для человечества, никто не знает что такое электрический ток, один человек знал, и тот забыл. А ларчик просто открывался. Загадка электрического тока разгадывается, во-первых, тем что, свободные электроны проводника не способны
Catalog: Физика 
Как нам без всякой мистики побеседовать с человеческой душой и узнать у нее тайны Мира.
Catalog: Философия 
Yesterday · From Олег Ермаков
АВГУСТ ФОН КОЦЕБУ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБИЙСТВА
2 days ago · From Россия Онлайн
ОТТО-МАГНУС ШТАКЕЛЬБЕРГ - ДИПЛОМАТ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ
Catalog: Право 
2 days ago · From Россия Онлайн
ПРОТИВОБОРСТВО СТРАТЕГИЙ: КРАСНАЯ АРМИЯ И ВЕРМАХТ В 1942 году
2 days ago · From Россия Онлайн
ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИИ РОССИИ И БОЛГАРИИ В XVIII-XXI веках
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Г. С. Остапенко, А. Ю. Прокопов. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ XX - начала XXI века.
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ЭУДЖЕНИО КОЛОРНИ: АНТИФАШИЗМ, ЕДИНАЯ ЕВРОПА, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
МЕЖДУ "ПРОЛЕТАРСКИМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМОМ" И "СЛАВЯНСКИМ БРАТСТВОМ". РОССИЙСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Великая война 1914-18 гг. Наградной лист от 09.06.1915 на Начальника пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона, Прапорщика Ивана Дмитриева. Обоснования награждений орденами Св. Анны 4 ст. с надписью "За храбрость" (Аннинское оружие) за бои на ст. Сарыкамыш (Кавказский фронт), Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, за бои в Галиции (Юго-Западный фронт), производства в чин хорунжего, за бои в с.Баламутовка (Юго-Западный фронт, Буковина,).

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ИДЕАЛЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones